О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОБСЛУЖИВАЮЩИМ КЛИЕНТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРИЕМУ ПЛАТЕЖЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. Письмо. Центральный банк РФ (ЦБР). 07.04.11 47-Т

                      О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ
           КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОБСЛУЖИВАЮЩИМ КЛИЕНТОВ,
            ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРИЕМУ ПЛАТЕЖЕЙ
                            ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

                                ПИСЬМО

                         ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ
                                   
                           7 апреля 2011 г. 
                                N 47-Т
     
                                 (Д)
                                   
    
     В  целях  организации  надлежащей  работы  кредитных организаций,
обслуживающих клиентов, осуществляющих деятельность по приему платежей
физических  лиц, направляем для использования в работе Рекомендации по
обеспечению  соблюдения требований Федерального закона от 03.06.2009 N
103-ФЗ   "О   деятельности   по   приему   платежей   физических  лиц,
осуществляемой  платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ) и статьи
13.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее -
Закон   о  банках)  при  обслуживании  платежных  агентов,  банковских
платежных агентов (далее - Рекомендации).
     С  Федеральной службой по финансовому мониторингу (Ю.А. Чиханчин)
согласовано.
     Доведите    настоящие    Рекомендации   до   сведения   кредитных
организаций.
    
Председатель Центрального банка
Российской Федерации
                                                          С.М.ИГНАТЬЕВ
7 апреля 2011 г. 
N 47-Т
                                                                      
                                                                      
                                                            Приложение

                                                 к письму Банка России
                                                         от 07.04.2011 
                                                                N 47-Т
                                           "О направлении Рекомендаций
                                               кредитным организациям,
                                               обслуживающим клиентов,
                                        осуществляющих деятельность по
                                       приему платежей физических лиц"
                                   
                              РЕКОМЕНДАЦИИ
        ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
       ОТ 03.06.2009 N 103-ФЗ "О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИЕМУ ПЛАТЕЖЕЙ
          ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ ПЛАТЕЖНЫМИ АГЕНТАМИ"
        И СТАТЬИ 13.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ
           ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ ПЛАТЕЖНЫХ АГЕНТОВ,
                      БАНКОВСКИХ ПЛАТЕЖНЫХ АГЕНТОВ
                                   
     1.  Пунктами  14  и  15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ установлено, что
платежный  агент обязан использовать отдельный банковский счет (счета)
для  осуществления  расчетов  и  зачисления  на  него  в полном объеме
полученных от плательщиков при приеме платежей денежных средств.
     Отдельный   банковский   счет,   открываемый  платежному  агенту,
является  специальным  банковским счетом <*>, который в соответствии с
Положением  Банка  России  от  26  марта 2007 года N 302-П "О правилах
ведения  бухгалтерского  учета в кредитных организациях, расположенных
на  территории  Российской  Федерации" подлежит открытию на балансовом
счете N 40821 "Платежный агент, банковский платежный агент".
     --------------------------------
     <*>  Письмо  Банка  России  от  21  декабря 2009 года N 172-Т "Об
открытии  платежному  агенту, банковскому платежному агенту отдельного
банковского счета".
     
     По  сообщению территориальных учреждений Банка России и кредитных
организаций, имеются случаи осуществления платежными агентами операций
по   приему  платежей  физических  лиц  без  использования  отдельного
банковского  счета, открываемого платежному агенту на балансовом счете
N  40821  "Платежный  агент,  банковский  платежный  агент"  (далее  -
банковский  счет  N  40821), включая использование платежными агентами
ранее открытых банковских счетов.
     Осуществление  платежными  агентами  операций  по приему платежей
физических  лиц  без  использования банковского счета N 40821 нарушает
требования  пунктов 14 и 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ и создает условия
для  вовлечения  кредитной  организации в осуществление противоправной
деятельности,   что,   в   свою  очередь,  может  свидетельствовать  о
недостатках   в   осуществлении   кредитной  организацией  внутреннего
контроля  в  соответствии с Положением Банка России от 16 декабря 2003
года   N  242-П  "Об  организации  внутреннего  контроля  в  кредитных
организациях и банковских группах" и являться причиной возникновения у
кредитной  организации  банковских  рисков  при обслуживании платежных
агентов.
     В  целях  управления  банковскими  рисками,  в том числе правовым
риском и риском потери деловой репутации, при организации обслуживания
платежных   агентов  кредитным  организациям  рекомендуется  в  рамках
реализации  принципа  "знай своего клиента" <*> осуществить разработку
адекватной  политики  и  процедур,  включающих  порядок  осуществления
операций   по   отдельным  банковским  счетам,  открываемым  платежным
агентам, и мониторинга указанных операций.
     --------------------------------
     <*>  Приложение  1  к  Рекомендациям  по  организации  управления
правовым   риском  и  риском  потери  деловой  репутации  в  кредитных
организациях и банковских группах, изложенным в письме Банка России от
30  июня 2005 года N 92-Т "Об организации управления правовым риском и
риском  потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских
группах".
     
     В  случае выявления кредитной организацией деятельности клиентов,
имеющей   признаки   операций   по  приему  платежей  физических  лиц,
требования   к   которой   установлены  Законом  N  103-ФЗ,  кредитной
организации  рекомендуется  получать у клиентов письменные пояснения о
причинах   неиспользования   ими   банковских   счетов   N  40821  для
осуществления  указанной  деятельности,  а также включать в договоры с
платежными   агентами   условия,   обязывающие   их  использовать  для
совершения   операций   по   приему  платежей  физических  лиц  только
банковские счета N 40821.
     Кредитным   организациям   рекомендуется  доводить  до  платежных
агентов   информацию   о   требованиях   законодательства   Российской
Федерации,  регулирующего  порядок  приема  платежей физических лиц, а
также  информацию  о  требованиях  законодательства  о противодействии
легализации   (отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем,  и
финансированию терроризма.
     2.  В  целях  реализации принципа "знай своего клиента" кредитной
организации  рекомендуется  проводить мероприятия по выявлению случаев
несоблюдения   клиентами,   осуществляющими   деятельность  по  приему
платежей,   требований   Закона   N   103-ФЗ,  в  том  числе  в  части
осуществления  указанной  деятельности  без  использования  отдельного
банковского счета.
     В    рамках    указанных   мероприятий   кредитным   организациям
рекомендуется:
     осуществлять  на  постоянной основе сопоставление объема наличных
денежных  средств,  внесенных  на отдельный банковский счет платежного
агента,  и  денежных  средств,  перечисленных  в  целях  осуществления
расчетов с операторами по приему платежей, поставщиками;
     анализировать  выявленные  расхождения  сумм  внесенных  наличных
денежных средств с суммами, перечисленными на осуществление расчетов с
операторами по приему платежей, поставщиками.
     В   связи   с  этим  рекомендуется  в  ходе  мониторинга  уделять
повышенное   внимание   операциям  по  банковским  счетам  N  40821  и
осуществлять  их  анализ  для оценки возможности отнесения к категории
подозрительных   операций,   в  частности,  при  отсутствии  сведений,
подтверждающих,   что   операции   осуществляются   в  соответствии  с
требованиями   законодательства  Российской  Федерации,  регулирующего
порядок приема платежей физических лиц.
     Для  достижения  указанной  цели рекомендуем включать в договоры,
заключаемые кредитными организациями с платежными агентами, положения,
предусматривающие   обязанность  платежных  агентов  предоставлять  по
запросам  кредитных организаций документы и информацию, а также давать
необходимые    письменные   пояснения,   подтверждающие   соответствие
осуществляемых  по  банковским  счетам  N  40821  операций требованиям
законодательства  Российской  Федерации,  регулирующего порядок приема
платежей физических лиц.
     Если  при реализации правил внутреннего "противолегализационного"
контроля  в  отношении  операций,  совершаемых  платежными агентами по
банковскому   счету   N   40821,  у  кредитных  организаций  возникают
подозрения,  что  они  связаны  с  легализацией  (отмыванием) доходов,
полученных преступным путем, или финансированием терроризма, кредитным
организациям  следует  направлять  сведения  об  указанных операциях в
уполномоченный  орган в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального
закона  от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации
(отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем, и финансированию
терроризма".
     3.  В  соответствии  со  статьей  13.1  Закона о банках кредитная
организация,  с  которой  у  банковского  платежного  агента  заключен
договор  об  осуществлении  деятельности по приему платежей физических
лиц, обязана осуществлять контроль за соблюдением банковским платежным
агентом   порядка  осуществления  приема  платежей  физических  лиц  в
соответствии   с   правилами   осуществления   расчетов  в  Российской
Федерации, установленными Банком России, требований статьи 13.1 Закона
о  банках и законодательства о противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
     В  связи  с  этим  кредитным  организациям рекомендуется в рамках
реализации  принципа  "знай  своего  клиента"  осуществить  разработку
адекватной  политики  и  процедур,  включающих  порядок  осуществления
контроля   за   соблюдением   банковским   платежным  агентом  порядка
осуществления   приема   платежей  физических  лиц  в  соответствии  с
правилами    осуществления    расчетов    в    Российской   Федерации,
установленными Банком России, требований статьи 13.1 Закона о банках и
законодательства  о  противодействии  легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
     В  соответствии  со  статьей  13.1  Закона  о банках несоблюдение
банковским  платежным  агентом  порядка  осуществления приема платежей
физических  лиц  в  соответствии  с правилами осуществления расчетов в
Российской  Федерации, установленными Банком России, требований статьи
13.1  и  законодательства  о  противодействии  легализации (отмыванию)
доходов,  полученных  преступным  путем,  и  финансированию терроризма
является  основанием  для  расторжения  кредитной организацией с таким
банковским платежным агентом договора об осуществлении деятельности по
приему платежей физических лиц.
     В связи с этим кредитным организациям рекомендуется в заключаемых
с   банковскими   платежными   агентами   договорах  об  осуществлении
деятельности по приему платежей физических лиц предусматривать порядок
(процедуры)   их   расторжения   в   случае  несоблюдения  банковскими
платежными  агентами  порядка осуществления приема платежей физических
лиц  в  соответствии  с  правилами осуществления расчетов в Российской
Федерации,  установленными  Банком  России,  требований  статьи 13.1 и
законодательства  о  противодействии  легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
     Кредитным   организациям  рекомендуется  доводить  до  банковских
платежных  агентов  информацию  о  правилах  осуществления  расчетов в
Российской  Федерации, установленных Банком России, требованиях статьи
13.1  и  законодательства  о  противодействии  легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.