О НЕОБХОДИМОСТИ СОГЛАСОВАНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ С ОРГАНОМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ЕСЛИ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ НАХОДЯТСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ИЛИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ ДО ЕЕ РАЗГРАНИЧЕНИЯ И ДАННЫЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ НЕ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ГРАЖДАНАМ В ПОЖИЗНЕННОЕ НАСЛЕДУЕМОЕ ВЛАДЕНИЕ, А ТАКЖЕ ГРАЖДАНАМ ИЛИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, КАЗЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ИЛИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ) В ПОСТОЯННОЕ (БЕССРОЧНОЕ) ПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИБО В АРЕНДУ НА СРОК БОЛЕЕ ПЯТИ ЛЕТ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 26 апреля 2011 г. N Д23-1742 (Д) Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение о нарушениях федеральным государственным учреждением положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) при принятии решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета земельных участков по причине отсутствия согласования местоположения границ земельных участков с лицами, не оформившими в установленном порядке права на земельные участки, и сообщает. В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения. Вместе с тем полагаем возможным по затронутому в обращении вопросу отметить следующее. В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре (далее - заинтересованные лица). При этом права заинтересованных лиц на земельные участки, указанные в ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре, должны быть надлежащим образом оформлены. В частности, указанные права могут быть зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) либо оформлены в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Кроме того, необходимо отметить, что в установленных федеральными законами случаях права на земельные участки возникают независимо от факта их регистрации в ЕГРП. Например, наследники являются правообладателями с даты принятия наследства, а собственники помещений в многоквартирном доме - с даты государственного кадастрового учета соответствующего земельного участка. Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание положения ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", по мнению Департамента недвижимости, орган местного самоуправления является заинтересованным лицом при согласовании местоположения границ, если согласование требуется в силу ч. 1 ст. 39 Закона о кадастре, соответствующие земельные участки находятся в муниципальной собственности или в государственной собственности до ее разграничения и данные земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением государственных или муниципальных учреждений, казенных предприятий, органов государственной власти или органов местного самоуправления) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок более чем пять лет. Позиция Росреестра по данному вопросу совпадает с мнением Департамента недвижимости. Дополнительно сообщаем, что в целях недопущения нарушения норм действующего законодательства в федеральное государственное учреждение Росреестром направлены соответствующие указания. Заместитель директора Департамента недвижимости В.В.АБРАМЧЕНКО 26 апреля 2011 г. N Д23-1742 |