ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В СОБСТВЕННОСТИ РФ И ПРЕДОСТАВЛЕННОГО ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА И БАЗЫ ОТДЫХА, В СВЯЗИ С ПЕРЕВОДОМ ЗЕМЕЛЬ ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ ДЛЯ ВЫПОЛНЕ. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 04.05.11 Д23-1876

           ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА
              АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В
        СОБСТВЕННОСТИ РФ И ПРЕДОСТАВЛЕННОГО ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
          РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА И БАЗЫ ОТДЫХА, В СВЯЗИ С
           ПЕРЕВОДОМ ЗЕМЕЛЬ ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ ДЛЯ
             ВЫПОЛНЕНИЯ УСЛОВИЙ ЛЕСНОГО КОНКУРСА В ЧАСТИ
         СТРОИТЕЛЬСТВА УКАЗАННЫХ ОБЪЕКТОВ, А ТАКЖЕ О ПОРЯДКЕ
            ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В АРЕНДУ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДЛЯ
        СТРОИТЕЛЬСТВА БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СОГЛАСОВАНИЯ МЕСТА
        РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТА И БЕЗ ПРОВЕДЕНИЯ ТОРГОВ (КОНКУРСОВ,
                              АУКЦИОНОВ)

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
                                   
                            4 мая 2011 г. 
                              N Д23-1876
     
                                 (Д)
                                   
    
     Минэкономразвития   России   рассмотрело   обращение  общества  с
ограниченной   ответственностью   (далее   -   общество)   по  вопросу
предоставления   в   аренду   земельного   участка,   находящегося   в
собственности      Российской     Федерации,     для     строительства
реабилитационного центра и базы отдыха и сообщает.
     Из обращения общества следует, что лесной участок площадью 3,5 га
по результатам конкурса 27 декабря 2004 г. был предоставлен обществу в
аренду  на  49  лет  для  строительства  рекреационного  центра и базы
отдыха.
     В  соответствии с Правилами использования лесов для осуществления
рекреационной  деятельности,  утвержденными Приказом Минприроды России
от  24.04.2007  N  108, при осуществлении рекреационной деятельности в
лесах  допускаются  возведение  временных  построек на лесных участках
(беседок,   пунктов   хранения   инвентаря   и  др.)  и  осуществление
благоустройства  лесных участков (размещение дорожно-тропиночной сети,
информационных стендов и аншлагов по природоохранной тематике, скамей,
навесов  от  дождя,  указателей  направления движения, контейнеров для
сбора и хранения мусора и др.).
     Если  в  плане  освоения  лесов на территории субъекта Российской
Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны
планируемого  освоения  лесов,  в  границах  которых предусматриваются
строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления
рекреационной   деятельности,   на   соответствующих  лесных  участках
допускается   возведение  физкультурно-оздоровительных,  спортивных  и
спортивно-технических сооружений.
     Таким  образом, если в лесном плане субъекта Российской Федерации
не  определены  зоны  планируемого  освоения лесов, в границах которых
предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов
для  осуществления  рекреационной  деятельности, то выполнение условий
лесного конкурса в части строительства реабилитационного центра и базы
отдыха  возможно  только  при переводе земельного участка из категории
земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов.
     Распоряжением  Правительства Российской Федерации от 16.01.2010 N
10-р указанный земельный участок был переведен из земель лесного фонда
в земли особо охраняемых территорий и объектов.
     Необходимо   отметить,  что  названным  Распоряжением  были  лишь
изменены категория и целевое назначение уже сформированного земельного
участка.  При этом указанный перевод никак не повлиял на имущественные
отношения  - рассматриваемый земельный участок по-прежнему находился в
собственности  Российской  Федерации, однако полномочия собственника в
отношении   участка   в   результате   перевода   теперь  должно  было
осуществлять   Росимущество,   а   не   агентство   лесного  хозяйства
(переданное полномочие).
     Таким  образом,  между обществом и Росимуществом должно было быть
заключено   дополнительное  соглашение  о  замене  в  договоре  аренды
агентства  лесного  хозяйства Росимуществом. При этом данная замена, в
соответствии  с действующим законодательством Российской Федерации, не
должна   была   повлечь   для   арендатора   каких-либо  отрицательных
последствий,  связанных  с  прекращением  права аренды, так как данный
земельный  участок,  в  соответствии  со  ст.  27  Земельного  кодекса
Российской  Федерации,  не  относился  к землям, изъятым из оборота, а
также к землям, ограниченным в обороте.
     Действующим   законодательством   не  предусмотрено  обязательное
расторжение  договора аренды земельного участка при переводе земель из
одной категории в другую.
     Таким    образом,    требования    территориального    управления
Росимущества   о   расторжении  договора  аренды,  заключенного  между
агентством лесного хозяйства и обществом в связи с переводом земель из
одной  категории  в  другую,  о  котором  сообщается  в  обращении, не
соответствуют   положениям  действующего  законодательства  Российской
Федерации.
     Как следует из обращения, обществом был расторгнут договор аренды
в   связи   с   выполнением   указанного  требования  территориального
управления Росимущества.
     В  соответствии  с  п.  1 ст. 178 Гражданского кодекса Российской
Федерации  сделка,  совершенная  под  влиянием  заблуждения,  имеющего
существенное  значение,  может быть признана судом недействительной по
иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения.
     Таким   образом,   в  случае  если  указанный  в  обращении  факт
расторжения   договора   аренды   земельного   участка  по  требованию
территориального  управления  Росимущества  подтвердится, то это может
рассматриваться в качестве основания для признания судом данной сделки
недействительной  по  основаниям, предусмотренным ст. 178 Гражданского
кодекса Российской Федерации.
     Дополнительно  сообщаем,  что  в  соответствии  с  п.  1  ст.  30
Земельного   кодекса  Российской  Федерации  предоставление  земельных
участков  для  строительства  из земель, находящихся в государственной
или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по
их формированию:
     1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
     2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
     Для    приобретения    земельного   участка   с   предварительным
согласованием   мест   размещения  объектов  необходимо  обратиться  в
исполнительный   орган   государственной  власти  или  орган  местного
самоуправления   с   заявлением   о   выборе   земельного   участка  и
предварительном  согласовании места размещения объекта. При этом выбор
земельного   участка   должен   быть   осуществлен  в  соответствии  с
положениями  ст.  31  Земельного  кодекса Российской Федерации органом
местного самоуправления.
     В  соответствии  с  п.  2  ст.  30  Земельного кодекса Российской
Федерации   предоставление  земельных  участков  для  строительства  в
собственность   без   предварительного  согласования  мест  размещения
объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах)
в  соответствии  со ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации, за
исключением  случаев,  предусмотренных  п. 2.1 данной статьи (развитие
застроенной территории).
     При  этом  в  соответствии с пп. 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса
Российской  Федерации  предоставление  земельного участка в аренду для
строительства   без  предварительного  согласования  места  размещения
объекта  без  проведения  торгов  (конкурсов,  аукционов)  возможно на
основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных
в  предоставлении  земельного  участка.  Передача земельных участков в
аренду  без  проведения  торгов (конкурсов, аукционов) допускается при
условии  предварительной  и  заблаговременной  публикации  сообщения о
наличии  предлагаемых  для такой передачи земельных участков в случае,
если имеется только одна заявка.
     Таким  образом,  для  предоставления  ООО  земельного участка для
строительства   без  предварительного  согласования  места  размещения
объекта   в   аренду  без  проведения  торгов  (конкурсов,  аукционов)
необходимо  подать  заявление о предоставлении земельного участка. При
выполнении  условия  о  предварительной  и заблаговременной публикации
сообщения  о  наличии  предлагаемого  для  такой  передачи  земельного
участка, а также получении единственной заявки возможно предоставление
земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
    
Директор
Департамента недвижимости
                                                            А.И.ИВАКИН
4 мая 2011 г. 
N Д23-1876