РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА Принят Государственной Думой 6 июля 2011 года Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно - энергетического комплекса. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт или покушение на его совершение, угрожающее безопасному функционированию объекта топливно-энергетического комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, повреждение или уничтожение имущества либо создавшее угрозу наступления таких последствий; 2) антитеррористическая защищенность объекта топливно - энергетического комплекса - состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта топливно-энергетического комплекса, препятствующее совершению на нем террористического акта; 3) безопасность объектов топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства; 4) инженерно-технические средства охраны - технические средства охраны и инженерно-технические средства защиты объекта топливно-энергетического комплекса, предназначенные для предотвращения несанкционированного проникновения на объект топливно-энергетического комплекса или выявления несанкционированных действий в отношении объекта топливно-энергетического комплекса; 5) критически важные объекты топливно-энергетического комплекса - объекты топливно-энергетического комплекса, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения; 6) критические элементы объекта топливно-энергетического комплекса - потенциально опасные элементы (участки) объекта топливно - энергетического комплекса, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению нормального функционирования объекта топливно-энергетического комплекса, его повреждению или к аварии на объекте топливно-энергетического комплекса; 7) линейные объекты топливно-энергетического комплекса - система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов; 8) обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение безопасности объектов топливно - энергетического комплекса; 9) объекты топливно-энергетического комплекса (далее также - объекты) - объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения; 10) охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса - здания, строения, сооружения, иные объекты топливно-энергетического комплекса, а также прилегающие к ним территории и акватории в пределах границ, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации; 11) паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса - документ, содержащий информацию об обеспечении антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса и план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта; 12) потенциально опасные объекты (участки) топливно - энергетического комплекса - объекты топливно-энергетического комплекса (территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объектов), на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся, эксплуатируются, транспортируются или уничтожаются радиоактивные, взрыво-, пожароопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические и иные сооружения, аварии на которых, в том числе в результате совершения акта незаконного вмешательства, могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально - экономическими последствиями; 13) субъекты топливно-энергетического комплекса - физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса; 14) требования обеспечения безопасности объектов топливно - энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса. Статья 3. Цели и задачи обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса 1. Целями обеспечения безопасности объектов топливно - энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства. 2. Основными задачами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются: 1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса; 2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства и предупреждение таких угроз; 3) категорирование объектов топливно-энергетического комплекса; 4) разработка и реализация требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; 5) разработка и реализация мер по созданию системы физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса; 6) подготовка специалистов в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; 7) осуществление контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; 8) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. Статья 4. Принципы обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса Основными принципами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются: 1) законность; 2) соблюдение баланса интересов личности, общества и государства; 3) взаимная ответственность личности, общества и государства в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; 4) непрерывность; 5) интеграция в международные системы безопасности; 6) взаимодействие субъектов топливно-энергетического комплекса, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; 7) обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса. Статья 5. Категорирование объектов топливно-энергетического комплекса 1. Для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов. При проведении категорирования учитываются: 1) информация о том, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным объектом топливно-энергетического комплекса для инфраструктуры и жизнеобеспечения топливно - энергетического комплекса; 2) масштабы возможных социально-экономических последствий вследствие аварий на объекте топливно-энергетического комплекса; 3) наличие критических элементов объекта топливно-энергетического комплекса; 4) наличие потенциально опасных участков объекта топливно - энергетического комплекса; 5) наличие на объекте уязвимых мест. 2. С учетом того, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным, и в зависимости от степени потенциальной опасности объекта топливно-энергетического комплекса устанавливаются три категории объектов топливно-энергетического комплекса: 1) объекты высокой категории опасности; 2) объекты средней категории опасности; 3) объекты низкой категории опасности. 3. Исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок его проведения и критерии категорирования устанавливаются Правительством Российской Федерации. 4. Перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления. 5. По окончании категорирования объекты включаются в реестр объектов топливно-энергетического комплекса, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно - энергетического комплекса. Порядок формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса определяется Правительством Российской Федерации. Статья 6. Обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса 1. Обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. 2. В качестве субъекта топливно-энергетического комплекса, владеющего на праве собственности или ином законном праве объектом топливно-энергетического комплекса, который отнесен к объектам высокой категории опасности, может выступать только юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации. 3. Объекты топливно-энергетического комплекса, обеспечение безопасности которых осуществляется исключительно подразделениями и (или) организациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно - энергетического комплекса, и (или) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, определяются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 4. Контроль за обеспечением безопасности объектов топливно - энергетического комплекса осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, определяемым Президентом Российской Федерации (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти). Статья 7. Требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса 1. Требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса. 2. Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, которые отнесены к объектам высокой категории опасности, не могут передавать в аренду или иное пользование здания, строения, сооружения, их части, входящие в состав объектов топливно-энергетического комплекса, а также земельные участки, на которых размещены эти объекты, для целей, не связанных с производственной деятельностью, без согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок согласования определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 3. Субъекты топливно-энергетического комплекса на стадиях проектирования и строительства объектов топливно-энергетического комплекса обязаны предусматривать осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций. Статья 8. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса 1. Субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону. 2. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона. 3. В паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации. 4. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса содержит мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, реализуемые субъектами топливно-энергетического комплекса самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти. 5. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса по согласованию с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона. 6. Информация, содержащаяся в паспортах безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, является информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами. 7. Паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса подлежат актуализации в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. Статья 9. Система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса 1. Система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства. 2. Обеспечение физической защиты объектов топливно - энергетического комплекса осуществляется на основе единой системы планирования и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на: 1) предотвращение несанкционированного проникновения на охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса; 2) своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и безопасность охраняемых объектов топливно - энергетического комплекса, в том числе актов незаконного вмешательства. 3. Обеспечение физической защиты строящегося объекта топливно - энергетического комплекса, который после ввода в эксплуатацию будет отнесен к объектам высокой категории опасности, должно осуществляться на стадии строительства. 4. Для обеспечения физической защиты объекта топливно - энергетического комплекса могут привлекаться подразделения и (или) организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, подразделения ведомственной охраны, частные охранные организации в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности объекта топливно-энергетического комплекса. Статья 10. Требования к персоналу, обеспечивающему безопасность объектов топливно-энергетического комплекса 1. На работу, непосредственно связанную с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, не принимаются лица: 1) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления; 2) состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании; 3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет. 2. Перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно - энергетического комплекса, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Статья 11. Обеспечение безопасности информационных систем объектов топливно-энергетического комплекса 1. В целях обеспечения безопасности объектов топливно - энергетического комплекса субъекты топливно-энергетического комплекса создают на этих объектах системы защиты информации и информационно - телекоммуникационных сетей от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования информации и иных неправомерных действий и обеспечивают функционирование таких систем. Создание таких систем предусматривает планирование и реализацию комплекса технических и организационных мер, обеспечивающих в том числе антитеррористическую защищенность объектов топливно - энергетического комплекса. 2. Информация о системах, указанных в части 1 настоящей статьи, является информацией, доступ к которой ограничен федеральными законами. Указанная информация вносится в паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. Статья 12. Права и обязанности субъектов топливно-энергетического комплекса в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса 1. Субъекты топливно-энергетического комплекса имеют право: 1) в установленном порядке получать от уполномоченного федерального органа исполнительной власти информацию в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; 2) вносить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно - энергетического комплекса, федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предложения об обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; 3) привлекать для обеспечения физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса подразделения и (или) организации, указанные в части 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, имеющие право приобретать и использовать гражданское, служебное огнестрельное оружие, боевое ручное стрелковое оружие, а также специальные средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 4) совершать иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, направленные на обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. 2. Субъекты топливно-энергетического комплекса обязаны: 1) незамедлительно информировать в порядке, установленном органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах топливно-энергетического комплекса; 2) выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченного федерального органа исполнительной власти об устранении нарушений требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса; 3) оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, а также в ликвидации их последствий, установлении причин и условий их совершения; 4) осуществлять комплекс специальных мер по безопасному функционированию объектов топливно-энергетического комплекса, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций; 5) обеспечивать готовность объектов топливно-энергетического комплекса к локализации и уменьшению последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения посредством осуществления мероприятий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных иными федеральными законами. 3. Соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса. Статья 13. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса Нарушение должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, субъектами топливно-энергетического комплекса, организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, иными организациями, а также гражданами требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 14. Ответственность за причинение вреда в результате совершения акта незаконного вмешательства на объекте топливно-энергетического комплекса Гражданско-правовую ответственность за причинение вреда физическим и юридическим лицам, а также государству в результате совершения акта незаконного вмешательства на объекте топливно - энергетического комплекса несет субъект топливно-энергетического комплекса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 15. Страхование ответственности за причинение вреда в результате террористического акта на объекте топливно-энергетического комплекса Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, которые отнесены к объектам высокой категории опасности, обязаны страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц в результате аварии на объекте топливно-энергетического комплекса, возникшей в связи с террористическим актом или диверсией. Статья 16. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса 1. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется за счет собственных средств организаций, цены на товары (услуги) которых подлежат государственному регулированию в составе регулируемых цен (тарифов), а также за счет иных субъектов топливно-энергетического комплекса. 2. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса за счет иных источников средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 17. Особенности обеспечения безопасности объектов системы газоснабжения, линейных объектов топливно-энергетического комплекса 1. Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами системы газоснабжения, и организации, эксплуатирующие такие объекты, кроме мер, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обязаны обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций на таких объектах. 2. Субъект топливно-энергетического комплекса, владеющий на праве собственности или ином законном праве объектом системы газоснабжения, и организация, эксплуатирующая такой объект, обеспечивают его готовность к локализации и уменьшению последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций, к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения посредством осуществления мероприятий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных иными федеральными законами. 3. Требования обеспечения безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса с учетом их особенностей определяются органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму. Статья 18. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу. 2. Статьи 7, 10, 12 и 16 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2012 года. Президент Российской Федерации Д. МЕДВЕДЕВ Москва, Кремль 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ Приложение к Федеральному закону "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" Срок действия -------------------------- паспорта: (Гриф по заполнении) до "--" ------------- 20-- г. Экз. N ------- СОГЛАСОВАНО Председатель антитеррористической комиссии ------------------------------------------ (Ф.И.О.) УТВЕРЖДАЮ Руководитель ----------------------------- (наименование организации, Ф.И.О.) "--" ------------------- 20-- г. ПАСПОРТ безопасности объекта топливно-энергетического комплекса ---------------------------------------------------------------------- (наименование объекта) ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- г. ---------------- 20-- г. ---------------------------------------------------------------------- (основание оформления паспорта: решение региональной антитеррористической комиссии, приказ руководителя организации) ---------------------------------------------------------------------- (полные наименования объекта, организации, полный почтовый адрес, телефон) ---------------------------------------------------------------------- (отрасль предприятия, основной вид деятельности объекта) ---------------------------------------------------------------------- (наименование вышестоящей организации по принадлежности, телефон) ---------------------------------------------------------------------- (Ф.И.О. руководителя объекта, служебный, мобильный телефоны) ---------------------------------------------------------------------- (Ф.И.О. заместителя руководителя по режиму и безопасности, служебный, мобильный телефоны) ---------------------------------------------------------------------- (Ф.И.О. руководителя подразделения охраны, служебный, мобильный телефоны) 1. Общие сведения об объекте, организации 1. Основная территория ---------------------------------------------------------------------- (зоны, территории, административно-производственные здания и сооружения, конструктивные и технологические элементы объекта) ---------------------------------------------------------------------- (общая площадь, кв. м) ---------------------------------------------------------------------- (периметр, м) 2. Объекты вне основной территории ---------------------------------------------------------------------- (зоны, территории, административно-производственные здания и сооружения, конструктивные и технологические элементы объекта) ---------------------------------------------------------------------- (общая площадь, кв. м) ---------------------------------------------------------------------- (периметр, м) 3. Сведения о персонале объекта (организации) ---------------------------------------------------------------------- (общая численность работающих на объекте, в том числе на его элементах, человек) 4. Режим работы объекта (организации) ---------------------------------------------------------------------- (сезонный, вахтовый, одно-, двух-, трехсменный, максимальная ---------------------------------------------------------------------- численность работающих на объекте человек в одной смене в дневное и ночное время, в том числе на его элементах) 5. Первоначальная балансовая стоимость основных производственных фондов --------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (суммарное значение всех материальных активов (основных средств) объекта (организации), тыс. руб.) 6. Износ основных производственных фондов ---------------------------------------------------------------------- (среднее значение морального и физического износа основного производственного оборудования, зданий и сооружений, процент) 7. Наличие на объекте подразделения по защите государственной тайны и соблюдение требований режима секретности --------------------- ---------------------------------------------------------------------- (вид подразделения, выделенные режимные зоны, меры по ограничению доступа и защите) 8. Характеристика местности и природно-климатические условия ---------------------------------------------------------------------- (среднее значение рельефа окружающей местности, среднегодовые и сезонные: ---------------------------------------------------------------------- направление и скорость ветра, среднесуточная температура, относительная влажность, количество атмосферных осадков по сезонам, максимальные сезонные значения силы ветра и температуры) 9. Наличие вокруг объекта других производств, населенных пунктов, жилых зданий и иных объектов массового скопления людей, их размещение по отношению к объекту --------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование | Характеристика | Сторона |Расстояние до | |п/п | объекта | (количество людей) | расположения | объекта, м | |----|-----------------|--------------------|--------------|--------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |----|-----------------|--------------------|--------------|--------------| | | | | | | --------------------------------------------------------------------------- 10. Размещение объекта по отношению к транспортным коммуникациям --------------------------------------------------------------------------- | N | Вид транспорта |Наименование | Расстояние | |п/п| и транспортных коммуникаций | | до транспортных | | | | | коммуникаций, м | |---|-------------------------------|-------------|-----------------------| | 1 |Автомобильный (шоссе, дороги, | | | | |автовокзалы, автостанции и | | | | |прочее) | | | |---|-------------------------------|-------------|-----------------------| | 2 |Железнодорожный | | | | |(железнодорожные пути, | | | | |вокзалы, станции, платформы, | | | | |переезды и прочее) | | | |---|-------------------------------|-------------|-----------------------| | 3 |Воздушный (аэропорты, | | | | |аэровокзалы, военные | | | | |аэродромы, вертолетные | | | | |площадки, взлетно-посадочные | | | | |полосы и прочее) | | | |---|-------------------------------|-------------|-----------------------| | 4 |Водный (морские и речные | | | | |порты, причалы) | | | --------------------------------------------------------------------------- 11. Сведения об опасных веществах и материалах, используемых на объекте Пожаро- и взрывоопасные вещества и материалы --------------------------------------------------------------------------- | Тип |Количество, | Наименование элемента объекта | Класс | | | кг | |опасности | |---------------|------------|---------------------------------|----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |---------------|------------|---------------------------------|----------| | | | | | --------------------------------------------------------------------------- Химически и биологически опасные вещества и материалы --------------------------------------------------------------------------- | Тип |Количество, | Наименование элемента объекта | Класс | | | кг | |опасности | |---------------|------------|---------------------------------|----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |---------------|------------|---------------------------------|----------| | | | | | --------------------------------------------------------------------------- Токсичные, наркотические, психотропные вещества, сильнодействующие яды и препараты --------------------------------------------------------------------------- | Тип |Количество, | Наименование элемента объекта | Класс | | | кг | |опасности | |---------------|------------|---------------------------------|----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |---------------|------------|---------------------------------|----------| | | | | | --------------------------------------------------------------------------- 2. Анализ уязвимости производственно-технологического процесса и выявление критических элементов объекта 1. Перечень потенциально опасных участков объекта --------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование |Наименование |Количество |Конструктивные | Характер | |п/п |производственно- |потенциально |работающих,| и | возможной | | |технологического | опасного | человек |технологические| аварийной | | | процесса | участка | | элементы |(чрезвычайной)| | | | объекта | | | ситуации | |----|-----------------|-------------|-----------|---------------|--------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |----|-----------------|-------------|-----------|---------------|--------------| | | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------- 2. Модели нарушителей ------------------------------------------------ ---------------------------------------------------------------------- 3. Перечень критических элементов объекта ----------------------------------------------------------------------------- |N |Наименование| Базовые | Тип | Оценка времени | Влияние | |п/п|критического| угрозы |нарушителя|террористического| на обстановку | | | элемента | | | акта | на иных | | | объекта | | | | критических | | | | | | | элементах объекта | |---|------------|---------|----------|-----------------|-------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |---|------------|---------|----------|-----------------|-------------------| | | | | | | | ----------------------------------------------------------------------------- 3. Оценка социально-экономических последствий террористического акта на объекте 1. Людские потери --------------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование | Количество человек, | Количество | Масштаб | |п/п | критического | пострадавших в результате | человек, условия | последствий | | | элемента | террористического акта | жизнедеятельности| террористического| | | |---------------------------| которых нарушены | акта | | | | персонал |персонал|жители| | | | | |организации| охраны | | | | |----|--------------|-----------|--------|------|------------------|------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |----|--------------|-----------|--------|------|------------------|------------------| | | | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------- 2. Экономический ущерб ------------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование | Собственный | Сторонний | Общий | Масштаб | |п/п| критического |экономический |экономический |экономический | последствий | | | элемента | ущерб, | ущерб, | ущерб, тыс. | террористического | | | | тыс. руб. | тыс. руб. | руб. | акта | | | | | | | | |---|--------------|--------------|--------------|--------------|-------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |---|--------------|--------------|--------------|--------------|-------------------| | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------- 4. Присвоение объекту категории по степени потенциальной опасности --------------------------------------------------------------------------- | Наименование показателя | Значение показателя | |-------------------------------------------|-----------------------------| |Максимальное количество пострадавших, | | |человек | | |-------------------------------------------|-----------------------------| |Величина максимального ущерба, тыс. руб. | | |-------------------------------------------|-----------------------------| |Категория объекта по гражданской обороне | | |-------------------------------------------|-----------------------------| |Категория объекта по режиму | | |-------------------------------------------|-----------------------------| |Категория объекта по химической опасности и| | |(или) пожаро- и взрывоопасности | | |-------------------------------------------|-----------------------------| |Категория объекта по степени потенциальной | | |опасности | | --------------------------------------------------------------------------- 5. Организация охраны и защиты объекта 1. Основания установления охраны ---------------------------------------------------------------------- (номер распоряжения об установлении охраны, Ф.И.О., должность его ---------------------------------------------------------------------- подписавших, наличие акта региональной комиссии, дата его утверждения) 2. Структура подразделения охраны ---------------------------------------------------------------------- (положение о подразделении охраны, вид подразделения: команда, группа ---------------------------------------------------------------------- с указанием их подчиненности и другие; принадлежность охраны: ведомственная, вневедомственная, смешанная (ведомственная, вневедомственная), частные охранные организации, служба безопасности) 3. Штат подразделения охраны (перечисляются должности по штатному расписанию) --------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование должности | Количество | | п/п | | единиц | |------|--------------------------------------------------|---------------| | 1 | 2 | 3 | |------|--------------------------------------------------|---------------| | | | | |------|--------------------------------------------------|---------------| | |Итого: | | --------------------------------------------------------------------------- 4. Наличие организационно-распорядительных документов ---------------------------------------------------------------------- (план и схема охраны, инструкция по организации и несению караульной ---------------------------------------------------------------------- службы, должностные инструкции, план проверки технического состояния и работоспособности инженерно-технических средств охраны и прочее) 5. Организация пропускного и внутриобъектового режимов ---------------------------------------------------------------------- (наличие инструкций, кем установлены пропускной и внутриобъектовый ---------------------------------------------------------------------- режимы, дата введения, порядок хранения постоянных, разовых, временных и материальных пропусков, образцы подписей должностных лиц, наличие помещений для бюро пропусков, хранения личных вещей, комнат досмотра) 6. Количество действующих контрольно-пропускных пунктов: Всего ---------------------------------------------------------------- Проходных ------------------------------------------------------------ Автотранспортных ----------------------------------------------------- Железнодорожных ------------------------------------------------------ Совмещенных ---------------------------------------------------------- 7. Состав суточного наряда охраны отдельно по его принадлежности и виду --------------------------------------------------------------------------- | Вид поста | Количество | | |----------------------------------| | | единиц | человек | |--------------------------------------|------------------|---------------| |Караулов | | | |--------------------------------------|------------------|---------------| |Внешних постов | | | |--------------------------------------|------------------|---------------| |Внутренних постов | | | |--------------------------------------|------------------|---------------| |Суточных постов | | | |--------------------------------------|------------------|---------------| |12-часовых постов | | | |--------------------------------------|------------------|---------------| |8-часовых постов | | | |--------------------------------------|------------------|---------------| |Всего | | | --------------------------------------------------------------------------- 8. Обеспеченность охраны 8.1. Оружием и боеприпасами ---------------------------------------------------------------------- (наименование и количество единиц боевого ручного стрелкового оружия ---------------------------------------------------------------------- и патронов к нему - отдельно по каждому виду, типу, модели) 8.2. Специальными средствами и служебным огнестрельным оружием ---------------------------------------------------------------------- (количество единиц специальных средств - отдельно по каждому виду, типу, модели; количество единиц служебного огнестрельного оружия и патронов к нему - отдельно по каждому виду, типу, модели) 8.3. Служебным авто-, мото- и авиатранспортом и водным транспортом ---------------------------------------------------------------------- (нормы положенности авто-, мото- и авиатранспорта ---------------------------------------------------------------------- и водного транспорта, его наличие, марка, год выпуска, ---------------------------------------------------------------------- назначение - отдельно по каждой единице) 8.4. Служебными собаками ---------------------------------------------------------------------- (наличие питомника, вольеров и их количество для содержания ---------------------------------------------------------------------- служебных собак - отдельно договорных и балансовых собак; количество караульных собак, количество блокпостов, постов глухой привязи, свободного окарауливания) 9. Обеспечение сохранности оружия, боеприпасов и специальных средств - ---------------------------------------------------------------------- (характеристика помещения для хранения оружия, боеприпасов ---------------------------------------------------------------------- и специальных средств, установленные средства охранной и пожарной сигнализации, куда выведены) 10. Средний возраст сотрудников охраны ---------------------------------------------------------------------- (лет) 11. Уровень подготовки органов управления и персонала, участвующих в обеспечении мероприятий по физической защите и охране ---------------------------------------------------------------------- (наличие программы подготовки и переподготовки сотрудников охраны ---------------------------------------------------------------------- и органов управления предприятия, кем утверждена, порядок ее реализации, сведения о проводимых учениях, тренировках, проверках несения службы) 12. Наличие совместных (с органами внутренних дел и другими организациями) планов действий личного состава и администрации объекта при возникновении чрезвычайных ситуаций, включая акты незаконного вмешательства, стихийные бедствия и прочее; периодичность проведения совместных тренировок и учений, наличие оперативного штаба и специальных формирований, в том числе из штата предприятия ----------- ---------------------------------------------------------------------- (наименование и дата утверждения) 6. Инженерно-технические средства охраны 1. Общая протяженность периметра, подлежащего ограждению ---------------------------------------------------------------------- (пог. м) 2. Содержание ограждения ---------------------------------------------------------------------- (характеристика ограждений: капитальные, деревянные, ---------------------------------------------------------------------- из колючей проволоки, сетчатые и другие, протяженность в пог. м каждого участка, состояние ограждения) 3. Освещение охраняемой территории и периметра ограждения ---------------------------------------------------------------------- (наличие, краткая характеристика) 4. Охранная сигнализация ограждения ---------------------------------------------------------------------- (перечислить территории, ограждение которых заблокировано ---------------------------------------------------------------------- сигнализацией, указать суммарную протяженность заблокированного ограждения в тог. м, тип и количество приборов сигнализации, установленных по периметру ограждения) 5. Сигнализация ---------------------------------------------------------------------- (количество лучей) 5.1. Охранная сигнализация ---------------------------------------------------------------------- (количество лучей) 5.2. Пожарная сигнализация ---------------------------------------------------------------------- (количество лучей) 5.3. Совмещенная охранная и пожарная сигнализация ---------------------------------------------------------------------- (количество лучей) 5.4. Тревожная сигнализация ---------------------------------------------------------------------- (количество лучей, куда выведены) 5.5. Наличие средств радиосвязи ---------------------------------------------------------------------- (количество постов, оборудованных радиосвязью, тип и количество радиостанций) 5.6. Наличие средств телефонной связи ---------------------------------------------------------------------- (количество постов, оборудованных телефонной связью) 5.7. Наличие средств видеонаблюдения ---------------------------------------------------------------------- (тип и количество видеокамер, контролируемые зоны) 6. Техника контрольно-пропускных пунктов ---------------------------------------------------------------------- (тип и количество обычных турникетов, кабинно-турникетных систем, ---------------------------------------------------------------------- автоматизированных систем пропуска и табельного учета, механизированных ворот, применяемых средств принудительной остановки транспорта и иных специальных средств) 7. Наличие иных инженерных сооружений ---------------------------------------------------------------------- (количество и содержание наблюдательных вышек, запретных зон, контрольно-следовых полос, специальных сооружений и других) 8. Эксплуатационно-техническое обслуживание средств охраны и пожарно-технической продукции ---------------------------------------------------------------------- (кто обслуживает: специалисты предприятия или подрядной специализированной организации) 7. Пожарная безопасность 1. Наличие пожарной охраны ---------------------------------------------------------------------- (Государственная противопожарная служба, муниципальная пожарная охрана, ведомственная пожарная охрана, частная пожарная охрана, добровольная пожарная охрана) 2. Наличие договорных подразделений Государственной противопожарной службы ---------------------------------------------------------------------- (договорные подразделения) 3. Наличие сил и средств, обеспечивающих взрывобезопасность и химическую безопасность ---------------------------------------------------------------------- (аттестованные аварийно-спасательные формирования предприятия, ---------------------------------------------------------------------- технические и иные средства, порядок действия в соответствии с планом ликвидации аварийной ситуации с участием как специализированных, так и нештатных формирований) 8. Оценка антитеррористической защищенности 1. Определение требуемого уровня антитеррористической защищенности критических элементов объекта ------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование | Категория |Привлекательность | Модель | Требуемый | |п/п | критического | критического | для совершения |нарушителя| уровень | | | элемента | элемента |террористического | |защищенности| | | объекта | объекта по | акта | | | | | |потенциальной | | | | | | | опасности | | | | |----|--------------|--------------|------------------|----------|------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |----|--------------|--------------|------------------|----------|------------| | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------- 2. Анализ выполнения задач физической защиты для обеспечения защищенности критических элементов объекта ------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование | Организация | Рубежи | Рубежи | Условия | Оценка | |п/п| критического | охраны |обнаружения|задержания| доступа |выполнения| | | элемента | наблюдения | | | | задачи | | | объекта | | | | |физической| | | | | | | | защиты | |---|---------------|-------------|-----------|----------|---------|----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |---|---------------|-------------|-----------|----------|---------|----------| | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------- 3. Оценка эффективности физической защиты критических элементов объекта ---------------------------------------------------------------------------------------------- | N |Наименование| Способ | Модель | Оценка | Оценка | Вывод о | |п/п |критического| предотвращения | нарушителя |времени | времени | выполнении | | | элемента |террористического| |действий| действий | задачи по | | | объекта | акта | |охраны, | нарушителя, | пресечению | | | | | | мин | мин | террористического| | | | | | | | акта | |----|------------|-----------------|-------------|--------|--------------|------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |----|------------|-----------------|-------------|--------|--------------|------------------| | | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------- 4. Оценка достаточности мероприятий по защите критических элементов объекта ---------------------------------------------------------------------------------------------------- | N |Наименование | Выполнение |Выполнение | Выполнение | Вывод о | Компенсационные | |п/п|критического |установленных| задачи по | задачи по |достаточности | мероприятия | | | элемента | требований |физической | предотвращению | мероприятий | | | | объекта | | защите | террористического | по защите | | | | | | | акта | | | |---|-------------|-------------|-----------|-------------------|--------------|-------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |---|-------------|-------------|-----------|-------------------|--------------|-------------------| | | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------- 9. Другие сведения ---------------------------------------------------------------------- (пояснения и другие сведения, не вошедшие в перечень вопросов ---------------------------------------------------------------------- паспорта, в том числе количество размещенных на объекте других предприятий, организаций, размеры занимаемых ими площадей, основание их размещения на объекте, наличие у них самостоятельной охранной структуры, ее принадлежность, вид, численность, вооруженность, техническая оснащенность, состояние пропускного режима и прочее, порядок взаимодействия с подразделением охраны на территории объекта) 10. Выводы 1. Объект находится в ведении (сфере деятельности) ---------------------------------------------------------------------- (федеральный орган исполнительной власти) 2. Объект по отраслевому признаку и виду деятельности относится к категории ------------------------------------------------------------ ---------------------------------------------------------------------- (по гражданской обороне, по режиму, по химической опасности и (или) пожаро- и взрывоопасности) 3. Объекту по совокупности максимального ущерба, который может быть нанесен в результате террористического акта, и по степени потенциальной опасности присваивается категория ---------------------------------------------------------------------- (категория) 4. Выполнение требований охраны объекта и защиты его элементов ---------------------------------------------------------------------- 5. Наличие критических элементов объекта, их взаимовлияние и соответствие требуемому уровню защищенности ---------------------------------------------------------------------- 6. Достаточность сил и средств для выполнения мероприятий по физической защите и антитеррористической защищенности объекта ---------------------------------------------------------------------- 7. Необходимые дополнительные мероприятия по совершенствованию физической защиты и антитеррористической защищенности объекта с указанием срока их выполнения ---------------------------------------------------------------------- 8. Вывод о системе охраны объекта (организации) ---------------------------------------------------------------------- Приложения к паспорту: 1. Ситуационный план объекта с обозначением его критических элементов (коммуникации, планы и экспликации отдельных зданий и сооружений или их частей), содержащий все изменения его строительной части. 2. План и схема охраны объекта с указанием контрольно-пропускных пунктов, постов охраны, инженерно-технических средств и уязвимых мест. Члены межведомственной комиссии: -------------------------------- (Ф.И.О., подпись) -------------------------------- (Ф.И.О., подпись) -------------------------------- (Ф.И.О., подпись) Составлен "--" --------- 20-- г. Актуализирован "--" --------- 20-- г. |