О ПОРЯДКЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ПОДТВЕРЖДЕНИЯ РАСХОДОВ НА ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ ПО МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 20 июня 2011 г. N 03-03-06/1/361 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам документального подтверждения для целей налогообложения прибыли расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке и сообщает следующее. В соответствии с пп. 17 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в составе внереализационных расходов учитываются расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана, при условии что указанные расходы не подлежат компенсации из бюджета. В связи с этим налогоплательщики налога на прибыль организаций вправе учитывать расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке для целей налогообложения прибыли организаций при выполнении следующих условий: - налогоплательщик осуществляет работы по мобилизационной подготовке в соответствии с Федеральным законом от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"; - расходы на мобилизационную подготовку не подлежат компенсации из бюджета; - указанные расходы документально подтверждены в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ. В области мобилизационной подготовки и мобилизации организации обязаны организовывать и проводить мероприятия и работы, которые предусмотрены ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ. Так, согласно ст. 14 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ организации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, с деятельностью которых связана деятельность организаций или в отношении имущества которых они осуществляют функции собственника, могут нести расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, не подлежащие компенсации из бюджетов, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) в производстве частично, но необходимых для выполнения мобилизационных заданий (заказов), которые включаются в соответствии с законодательством Российской Федерации во внереализационные расходы. Также необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 4 НК РФ Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. При этом пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ и иными положениями гл. 25 НК РФ не предусмотрено издание нормативных правовых актов, устанавливающих порядок налогового учета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке или порядок документального подтверждения указанных расходов. В связи с этим отмечаем, что Рекомендации по форме документов, подтверждающих право организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы) и (или) задачи по мобилизационной работе, на налоговые льготы, а также на включение в состав внереализационных расходов обоснованных затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке, утвержденные Минэкономразвития России и Минфином России (приведены в Письме Минфина России от 17.08.2005 N 03-06-02-02/68), а также Положение о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утвержденное Минэкономразвития России, Минфином России, МНС России 02.12.2002 N ГГ-181, N 13-6-5/9564, N БГ-18-01/3, не являются нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с НК РФ. Вместе с тем подтверждение расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке документами, оформленными в соответствии с указанными Рекомендациями и Положением, для целей налогообложения организаций является правомерным. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А.КОМОВА 20 июня 2011 г. N 03-03-06/1/361 |