О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ УКАЗАНИЕ МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РФ 16 июня 2000 г. N М-1844у (Д) Для повышения эффективности средств и методов неразрушающего контроля узлов и деталей подвижного состава Министерство путей сообщения Российской Федерации приказывает: 1. Возложить на ГУП ВНИИЖТ МПС России функции головной организации в области неразрушающего контроля узлов и деталей подвижного состава при их изготовлении, ремонте и в эксплуатации по вопросам: - создания, испытания и метрологической экспертизы методов, средств, технологий и нормативных документов по неразрушающему контролю; - проведения аттестации методик неразрушающего контроля; - разработки на основе международных стандартов ИСО серии 9000 систем управления качеством неразрушающего контроля на предприятиях по изготовлению и ремонту узлов и деталей подвижного состава. 2. Возложить на проектно - конструкторские бюро Департаментов вагонного и локомотивного хозяйств, пассажирских сообщений функции головных организаций в области координации и разработки технологического оборудования для проведения неразрушающего контроля деталей и узлов подвижного состава в технологических линиях ремонта. 3. Руководителям Департаментов: вагонного хозяйства С.С. Барбаричу, пассажирских сообщений В.Н. Шатаеву, локомотивного хозяйства В.С. Черному, директору ГУП ВНИИЖТ МПС России А.Л. Лисицыну: 3.1. Пересмотреть в течение 2000 - 2001 гг. эксплуатационные документы на освидетельствование и ремонт узлов и деталей подвижного состава в части требований к неразрушающему контролю (приложение 1) <*>. -------------------------------- <*> Приложения не приводятся. 3.2. Разработать и представить на утверждение руководству МПС России в срок до 01.01.02 классификатор дефектов в узлах и деталях локомотивов и моторвагонного подвижного состава, недопускаемых при их производстве, ремонте и в эксплуатации. 4. Руководителям департаментов МПС России, начальникам железных дорог: 4.1. Обеспечивать приобретение и ввод в эксплуатацию в 2002 году вновь разработанных средств неразрушающего контроля ответственных деталей подвижного состава только при наличии сертификата соответствия показателям применения, выданного в ССФЖТ. 4.2. Осуществлять поэтапную замену устаревших и снятых с производства средств неразрушающего контроля. 5. Руководителю Департамента технической политики В.С. Наговицыну, руководителю Регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте В.А. Матюшину обеспечить до 01.01.01: - внесение в документы ССФЖТ необходимых изменений и дополнений в части неразрушающего контроля; - разработку и утверждение "Порядка сертификации средств неразрушающего контроля по показателям назначения". 6. Руководителям Департаментов: вагонного хозяйства С.С. Барбаричу, пассажирских сообщений В.Н. Шатаеву, локомотивного хозяйства В.С. Черному, технической политики В.С. Наговицыну, директору ГУП ВНИИЖТ МПС России А.Л. Лисицыну - обеспечить до 01.01.02 разработку и утверждение сертификационных требований (показателей применения) к средствам неразрушающего контроля узлов и деталей подвижного состава, обеспечивающих достоверность обнаружения недопускаемых в эксплуатации дефектов, и методик сертификационных испытаний по установлению выполнения этих требований. 7. Руководителю Департамента экономики Б.М. Лапидусу, директору ГУП ВНИИЖТ МПС России А.Л. Лисицыну предусмотреть в 2001 году средства на приобретение оборудования, необходимого для проведения сертификационных испытаний средств неразрушающего контроля узлов и деталей подвижного состава в испытательном центре ВНИИЖТ (приложение 2). 8. Директору ГУП ВНИИЖТ МПС России А.Л. Лисицыну расширить область аккредитации Испытательного центра ВНИИЖТ, включив средства неразрушающего контроля. 9. Руководителям Департаментов: технической политики В.С. Наговицыну, вагонного хозяйства С.С. Барбаричу, пассажирских сообщений В.Н. Шатаеву, локомотивного хозяйства В.С. Черному, директору ГУП ВНИИЖТ МПС России А.Л. Лисицыну - до 01.11.2000 провести заседание секции "Неразрушающий контроль" НТС МПС России, на котором рассмотреть и утвердить основные направления совершенствования существующих и разработки перспективных средств неразрушающего контроля узлов и деталей подвижного состава. Считать перспективными направлениями научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ в области входного, межоперационного и выходного неразрушающего контроля при ремонте колесных пар и их элементов, боковых рам и надрессорных балок тележек, деталей автосцепного оборудования, котлов, цистерн создание автоматизированных систем с документированием результатов контроля в автоматическом режиме. 10. Начальникам железных дорог до 01.01.02 создать объединенные дорожные центры дефектоскопии для обеспечения технического обслуживания и ремонта средств неразрушающего контроля в путевом, вагонном, пассажирском и локомотивном хозяйствах с подчинением их главным инженерам железных дорог. Руководителям Департаментов: вагонного хозяйства С.С. Барбаричу, пассажирских сообщений В.Н. Шатаеву, локомотивного хозяйства В.С. Черному, технической политики В.С. Наговицыну, директору ГУП ВНИИЖТ МПС России А.Л. Лисицыну - разработать до 01.01.01 типовое положение об объединенных дорожных центрах дефектоскопии. 11. Руководителям Департаментов: вагонного хозяйства С.С. Барбаричу, пассажирских сообщений В.Н. Шатаеву, локомотивного хозяйства В.С. Черному, информатизации и связи В.С. Воронину, технической политики В.С. Наговицыну, директору ГУП ВНИИЖТ МПС России А.Л. Лисицыну, директору ВНИИАС МПС России П.А. Козлову, директору ГУП НИИ мостов МПС России В.В. Кондратову: 11.1. Обеспечить до 01.01.02 разработку многоуровневой автоматизированной системы мониторинга технического состояния подвижного состава, предусматривающую автоматизацию документооборота и ведение базы данных о результатах неразрушающего контроля узлов и деталей подвижного состава на ремонтных предприятиях МПС России. 11.2. Обеспечить до 01.01.01 разработку, утверждение и выдачу железным дорогам для организации внедрения технических требований к средствам очистки дисков колес вагонов при их ремонте для повышения достоверности результатов неразрушающего контроля. 11.3. Осуществлять постоянный контроль за внедрением средств неразрушающего контроля и диагностики в вагонных и локомотивных депо в соответствии с регламентом технической оснащенности и в зависимости от объемов годового ремонта подвижного состава. 11.4. Обеспечить автоматизированные рабочие места и линии связи. 12. Директору ГУП ВНИИЖТ МПС России А.Л. Лисицыну, директору ГУП НИИ мостов МПС России В.В. Кондратову, директору ЦНИИТЭИ В.А. Шеманаеву, начальникам железных дорог: 12.1. Завершить до 01.01.02 создание региональных (дорожных) учебных центров профессиональной подготовки и повышения квалификации дефектоскопистов для хозяйств вагонного, пассажирского, локомотивного и пути. 12.2. Обеспечить до 01.01.02 разработку, тиражирование и оснащение региональных (дорожных) учебных центров типовыми учебными планами и программами для профессиональной подготовки в соответствии с требованиями "Единого тарифно - квалификационного справочника работ и рабочих профессий", наглядными пособиями, учебными видеофильмами по тематике неразрушающего контроля и компьютерными программами для обучения и контроля знаний дефектоскопистов, средствами неразрушающего контроля и образцами контролируемых деталей с нормированными дефектами по соответствующим хозяйствам. Установить порядок, при котором первые образцы новых средств неразрушающего контроля, вводимых в эксплуатацию на железных дорогах, должны направляться в региональные (дорожные) учебные центры. Финансирование обучения и повышения квалификации кадров осуществлять за счет средств железных дорог. 13. Начальнику Северной железной дороги В.Я. Петрову организовать до 01.01.01 серийное производство и обеспечить поставку железным дорогам по их заявкам преобразователей для средств ультразвукового контроля колесных пар подвижного состава. 14. Руководителям Департаментов: вагонного хозяйства С.С. Барбаричу, пассажирских сообщений В.Н. Шатаеву, начальнику Горьковской железной дороги Х.Ш. Зябирову - провести до 01.12.2000 сетевую школу для специалистов вагонных депо по неразрушающему контролю с целью изучения передового опыта и ознакомления с новыми средствами и нормативными документами по неразрушающему контролю колесных пар и их элементов. 15. Руководителям Департаментов: вагонного хозяйства С.С. Барбаричу, пассажирских сообщений В.Н. Шатаеву, локомотивного хозяйства В.С. Черному, технической политики В.С. Наговицыну, директору ГУП ВНИИЖТ МПС России А.Л. Лисицыну, директору ГУП НИИ мостов МПС России В.В. Кондратову: 15.1. Обеспечить до 01.01.01 издание руководящего документа МПС России "Цельнокатаные колеса, бандажи и оси колесных пар подвижного состава. Контроль неразрушающий приемочный. Технические требования". Проанализировать действующую на предприятиях - изготовителях вагонных колес, локомотивных бандажей и осей колесных пар систему неразрушающего контроля и разработать предложения по приведению ее в соответствие с требованиями указанного руководящего документа с целью недопущения поставки на железные дороги дефектной продукции. 15.2. До 01.12.2000 завершить разработку и представить руководству МПС России на утверждение стандарт отрасли "Контроль неразрушающий. Узлы и детали подвижного состава. Общие положения". 16. Начальникам железных дорог для обеспечения метрологического обслуживания средств неразрушающего контроля при их эксплуатации в 2000 году провести расширение области аккредитации дорожных центров стандартизации и метрологии на право проведения работ по калибровке (поверке) средств неразрушающего контроля. 17. Руководителю Департамента вагонного хозяйства С.С. Барбаричу проводить ежегодный анализ причин отказов в работе элементов колесных пар, литых деталей тележек и автосцепного устройства грузовых вагонов с разработкой мер по их предотвращению. Заместитель Министра путей сообщения Российской Федерации А.С. МИШАРИН 16 июня 2000 г. N М-1844у |