О ПОЛОЖЕНИИ О ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ НА ПРИМЕНЕНИЕ СИЛ И СРЕДСТВ СИСТЕМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Решение. Организация Договора о коллективной безопасности. 10.12.10

             О ПОЛОЖЕНИИ О ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
       КОЛЛЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ НА ПРИМЕНЕНИЕ СИЛ И СРЕДСТВ СИСТЕМЫ
            КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА
                     О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

                               РЕШЕНИЕ

           ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

                          10 декабря 2010 г.


                                 (Д)


     Совет    коллективной   безопасности   Организации   Договора   о
коллективной безопасности решил:
     1.   Утвердить   прилагаемое   Положение  о  порядке  принятия  и
реализации  коллективных  решений  на применение сил и средств системы
коллективной   безопасности   Организации   Договора   о  коллективной
безопасности.
     2.  Считать  утратившим  силу  Положение  о  порядке  принятия  и
реализации  коллективных  решений  на применение сил и средств системы
коллективной безопасности от 24 мая 2000 года.

     Совершено  в городе Москве 10 декабря 2010 года в одном подлинном
экземпляре   на   русском   языке.   Подлинный  экземпляр  хранится  в
Секретариате Организации Договора о коллективной безопасности, который
направит  каждому  государству,  подписавшему  настоящее  Решение, его
заверенную копию.

                                                             (Подписи)


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                                              Решением
                                      Совета коллективной безопасности
                                   Организации Договора о коллективной
                                  безопасности от 10 декабря 2010 года
                                     "О Положении о порядке принятия и
                                    реализации коллективных решений на
                                      применение сил и средств системы
                                 коллективной безопасности Организации
                                 Договора о коллективной безопасности"

                              ПОЛОЖЕНИЕ
                   О ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
           КОЛЛЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ НА ПРИМЕНЕНИЕ СИЛ И СРЕДСТВ
            СИСТЕМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
                 ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

                          1. Общие положения

     1.1.  Настоящее  Положение определяет функции органов Организации
Договора  о коллективной безопасности (далее - ОДКБ и/или Организация)
по   подготовке  предложений  на  применение  сил  и  средств  системы
коллективной  безопасности Организации (далее также - сил и средств) и
механизм принятия таких решений.
     1.2.  Механизм  принятия  решений  на  применение  сил  и средств
предусматривает   последовательность   деятельности  и  взаимодействия
органов Организации и государств-членов ОДКБ.
     1.3.  Принятие  решений  на  применение  сил  и  средств  системы
коллективной безопасности осуществляется в соответствии с Уставом ООН,
Договором о коллективной безопасности и Уставом Организации Договора о
коллективной  безопасности  в  целях  защиты  на  коллективной  основе
независимости,     территориальной    целостности    и    суверенитета
государств-членов ОДКБ в порядке осуществления права на индивидуальную
или  коллективную  самооборону  для  отражения  вооруженного нападения
(агрессии)  в  отношении одного или нескольких государств-членов ОДКБ,
угрозы  международному  миру  и  безопасности,  противодействия другим
вызовам и угрозам, а также для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     1.4.  Для  целей  настоящего Положения, применяемые в нем термины
означают:
     "коалиционная группировка войск (сил)" - группировка войск (сил),
созданная  государствами-членами ОДКБ на многосторонней (коллективной)
основе   в   рамках   Организации,   включая  воинские  контингенты  и
формирования сил специального назначения;
     "региональная   (объединенная)   группировка   войск   (сил)"   -
группировка  войск  (сил),  созданная  государствами-членами  ОДКБ  на
двусторонней  или  многосторонней  основе  в  рамках  соответствующего
региона коллективной безопасности;
     "воинские  контингенты" - выделенные государствами-членами ОДКБ в
состав   коалиционной   и/или  региональной  группировки  войск  (сил)
объединения,    соединения,    воинские    части    вооруженных    сил
государств-членов ОДКБ;
     "формирования   сил   специального   назначения"   -   выделенные
государствами-членами  ОДКБ  в  состав  коалиционной группировки войск
(сил)  подразделения  специального  назначения  (группы  специалистов)
органов   внутренних   дел   (полиции),   внутренних   войск,  органов
безопасности  и  специальных  служб, а также органов, уполномоченных в
сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
     "заинтересованные  министерства  и  ведомства"  -  министерства и
ведомства,  уполномоченные  государствами-членами  ОДКБ  решать задачи
формирования  воинских  контингентов  и  формирований сил специального
назначения,  выделенных  государствами-членами  Организации  в  состав
коалиционной   и/или   региональных   группировок   войск   (сил),  их
подготовки, применения и всестороннего обеспечения;
     "чрезвычайная  ситуация"  -  обстановка, сложившаяся в результате
аварии,  опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного
бедствия,  которые  могут  повлечь  или повлекли за собой человеческие
жертвы,   ущерб   здоровью   людей  или  окружающей  природной  среде,
значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности
людей;
     "ликвидация  чрезвычайных  ситуаций"  -  аварийно-спасательные  и
другие  неотложные  работы,  проводимые при возникновении чрезвычайных
ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей,
снижение  размеров  ущерба  окружающей  природной среде и материальных
потерь,  а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение
действия характерных для них опасных факторов;
     "силы   и   средства   системы   коллективной   безопасности"   -
объединения,  соединения,  воинские части и подразделения национальных
вооруженных  сил  и других войск государств-членов ОДКБ, подразделения
специального  назначения  (группы специалистов) органов внутренних дел
(полиции), внутренних войск, органов безопасности и специальных служб,
формирования   органов,   уполномоченных   в  сфере  предупреждения  и
ликвидации  последствий  чрезвычайных ситуаций государств-членов ОДКБ,
подчиненные  национальным органам управления и используемые по решению
органов   ОДКБ,   а   также   коалиционная  группировка  войск  (сил),
региональные   (объединенные)  группировки  войск  (сил),  группировки
объединенных (совместных) военных систем и коллективные миротворческие
силы.

                2. Функции органов ОДКБ по подготовке
               предложений на применение сил и средств

     2.1.  Подготовка  предложений на применение сил и средств системы
коллективной  безопасности осуществляется в пределах своей компетенции
Советом   министров  иностранных  дел,  Советом  министров  обороны  и
Комитетом   секретарей   советов   безопасности   ОДКБ   совместно   с
государством-членом ОДКБ, на основании официального обращения которого
рассматривается вопрос о применении сил и средств.
     2.2.  Координация  совместной деятельности государств-членов ОДКБ
по обеспечению коллективной безопасности осуществляется высшим органом
Организации  -  Советом  коллективной безопасности ОДКБ (далее - Совет
коллективной безопасности).
     При     возникновении    угрозы    безопасности,    стабильности,
территориальной   целостности,   суверенитету  одного  или  нескольких
государств-членов  ОДКБ,  угрозы  международному миру и безопасности в
целях   принятия   согласованных  мер  для  своевременного  устранения
создавшейся  угрозы  по предложению любого государства-члена в течение
трех  дней  после  обращения  к  председателю  Совета  незамедлительно
созывается  Совет  коллективной  безопасности, и приводится в действие
механизм совместных консультаций.
     В  случае,  если  на  одно  или  несколько государств-членов ОДКБ
совершено   вооруженное   нападение   (агрессия),  Совет  коллективной
безопасности  на  основании  их официального обращения незамедлительно
принимает  решение  на  применение  необходимых сил и средств, а также
предпринимает меры, которые он сочтет необходимыми для поддержания или
восстановления  международного  мира  и  безопасности в соответствии с
Уставом ООН.
     В  случае  принятия решения о реализации предусмотренного статьей
51  Устава  ООН  права  на индивидуальную или коллективную самооборону
Совет  коллективной  безопасности  незамедлительно информирует об этом
Совет Безопасности Организации Объединенных Наций.
     2.3.  Совет министров иностранных дел ОДКБ в случае возникновения
угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного
или  нескольких  государств-членов  ОДКБ, угрозы международному миру и
безопасности   проводит   консультации   в   целях   согласования   их
внешнеполитических    позиций    по    предупреждению   и   разрешению
политическими  средствами конфликтных и кризисных ситуаций, угрожающих
безопасности  этих государств, готовит предложения Совету коллективной
безопасности, координирует усилия государств-членов ОДКБ, направленные
на    реализацию   решений   Совета   коллективной   безопасности   во
внешнеполитической области.
     2.4.  Совет  министров  обороны  совместно с Комитетом секретарей
советов    безопасности   при   возникновении   угрозы   безопасности,
территориальной  целостности  и  суверенитету  одного  или  нескольких
государств-членов  ОДКБ,  угрозы  международному  миру  и безопасности
разрабатывают  и  представляют  на  рассмотрение  Совету  коллективной
безопасности  предложения  о развертывании, составе и применении сил и
средств    системы    коллективной   безопасности,   необходимых   для
предотвращения  или  отражения  вооруженного  нападения  (агрессии)  в
отношении    одного    или    нескольких    государств-членов    ОДКБ,
противодействия  другим  вызовам  и  угрозам,  а  также для ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
     2.5.    Генеральный    секретарь   ОДКБ   проводит   политические
консультации  в  целях  координации  позиций государств-членов ОДКБ по
военно-политическим    вопросам,    организует   подготовку   проектов
документов и решений Совета коллективной безопасности.
     2.6.  Объединенный  штаб  и  Секретариат ОДКБ во взаимодействии с
заинтересованными  министерствами  и  ведомствами  готовят предложения
Совету   министров   обороны   и/или   Комитету   секретарей   советов
безопасности   по   применению  сил  и  средств  системы  коллективной
безопасности   и   оказанию  необходимой  помощи,  включая  военную  и
военно-техническую,   необходимых  для  предотвращения  или  отражения
вооруженного  нападения  (агрессии)  в отношении одного или нескольких
государств-членов  ОДКБ,  угрозы  международному  миру и безопасности,
противодействия  другим  вызовам  и  угрозам,  а  также для ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
     2.7.  Подготовка  предложений  для  принятия решения о применении
формирований  сил  специального  назначения  осуществляется  с  учетом
национального    законодательства    и    предложений    руководителей
заинтересованных министерств и ведомств.

     3. Принятие и реализация решений на применение сил и средств

     3.1.  Основной  формой  оценки  угрозы  государствам-членам ОДКБ,
координации   их   позиций   и  подготовки  предложений  для  принятия
коллективного решения на применение сил и средств системы коллективной
безопасности  является механизм совместных консультаций представителей
государств-членов Организации.
     3.2.  Решение  на  применение  сил и средств системы коллективной
безопасности   принимается   Советом   коллективной   безопасности  на
основании     официального    обращения    одного    или    нескольких
государств-членов.
     3.3.  Генеральный  секретарь  Организации Договора о коллективной
безопасности:
     согласовывает  с  главами  государств-членов ОДКБ, председателями
Совета  министров иностранных дел, Совета министров обороны и Комитета
секретарей советов безопасности время, место и повестку дня проведения
консультаций, а также уровень представителей и их полномочия;
     организует   разработку   проектов  решений  Совета  коллективной
безопасности и органов ОДКБ по вопросам, связанным с применением сил и
средств системы коллективной безопасности в соответствии с полученными
поручениями.
     3.4.  Совет  министров  обороны  совместно с Комитетом секретарей
советов   безопасности   рассматривают   предложения  заинтересованных
министерств  и  ведомств,  Объединенного  штаба и Секретариата ОДКБ на
применение   сил   и   средств   системы   коллективной  безопасности,
представляют  на рассмотрение Совета коллективной безопасности проекты
решений  по  этим  вопросам  и  согласовывают  усилия заинтересованных
министерств и ведомств по реализации принятых решений.
     3.5. Совет министров иностранных дел представляет на рассмотрение
Совета коллективной безопасности проект решения о проведении комплекса
внешнеполитических    мероприятий   в   целях   предотвращения   угроз
политическими   средствами,   а   в   случаях  вооруженного  нападения
(агрессии)   принимает  меры  по  обеспечению  политической  поддержки
мирового сообщества, направленные на его отражение.
     3.6.  Совет  коллективной  безопасности  на  внеочередной  сессии
рассматривает    и   утверждает   представленные   Советом   министров
иностранных  дел,  Советом  министров  обороны  и Комитетом секретарей
советов   безопасности   проекты   решений   о   проведении  комплекса
внешнеполитических    мероприятий   в   целях   предотвращения   угроз
политическими  средствами,  а также о применении сил и средств системы
коллективной   безопасности   для   отражения  вооруженного  нападения
(агрессии)  в соответствии с неотъемлемым правом на индивидуальную или
коллективную самооборону согласно Уставу ООН.
     3.7.  В случае, предусмотренном статьей 4 Договора о коллективной
безопасности,  Совет коллективной безопасности на внеочередной сессии,
созванной  по  обращению  любого  государства-члена в трехдневный срок
после обращения к председателю, может принимать решения без соблюдения
требований  пункта  3.1  настоящего  Положения.  При  этом  решение на
применение сил и средств системы коллективной безопасности принимается
в соответствии с пунктом 3.2 настоящего Положения.
     3.8.  С  принятием  решения  на  применение сил и средств системы
коллективной  безопасности  Совет коллективной безопасности уточняет и
согласовывает меры политического, экономического и военного характера.
     3.9.  В  целях обеспечения реализации решений Совета коллективной
безопасности   на   применение  сил  и  средств  системы  коллективной
безопасности     командования    коалиционных    и/или    региональных
(объединенных)   группировок   войск   (сил)   проводят   мероприятия,
направленные   на  повышение  боевой  готовности  органов  управления,
воинских  контингентов  и  формирований  сил  специального назначения,
выделенных   в   состав   группировок  войск  (сил),  их  всестороннее
обеспечение,   а   также   на  подготовку  и  проведение  операций  по
предотвращению  или  отражению  вооруженного  нападения  (агрессии)  в
отношении   одного   или  нескольких  государств-членов  ОДКБ,  угрозы
международному  миру  и безопасности, противодействию другим вызовам и
угрозам, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     3.10.  Генеральный  секретарь Организации Договора о коллективной
безопасности по поручению Совета коллективной безопасности информирует
Совет  Безопасности  ООН  и другие международные организации о целях и
характере  применения  сил и средств системы коллективной безопасности
ОДКБ.