О ПОЛОЖЕНИИ О ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ НА ПРИМЕНЕНИЕ СИЛ И СРЕДСТВ СИСТЕМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 10 декабря 2010 г. (Д) Совет коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности решил: 1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке принятия и реализации коллективных решений на применение сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности. 2. Считать утратившим силу Положение о порядке принятия и реализации коллективных решений на применение сил и средств системы коллективной безопасности от 24 мая 2000 года. Совершено в городе Москве 10 декабря 2010 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Секретариате Организации Договора о коллективной безопасности, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию. (Подписи) УТВЕРЖДЕНО Решением Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности от 10 декабря 2010 года "О Положении о порядке принятия и реализации коллективных решений на применение сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности" ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ НА ПРИМЕНЕНИЕ СИЛ И СРЕДСТВ СИСТЕМЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет функции органов Организации Договора о коллективной безопасности (далее - ОДКБ и/или Организация) по подготовке предложений на применение сил и средств системы коллективной безопасности Организации (далее также - сил и средств) и механизм принятия таких решений. 1.2. Механизм принятия решений на применение сил и средств предусматривает последовательность деятельности и взаимодействия органов Организации и государств-членов ОДКБ. 1.3. Принятие решений на применение сил и средств системы коллективной безопасности осуществляется в соответствии с Уставом ООН, Договором о коллективной безопасности и Уставом Организации Договора о коллективной безопасности в целях защиты на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов ОДКБ в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону для отражения вооруженного нападения (агрессии) в отношении одного или нескольких государств-членов ОДКБ, угрозы международному миру и безопасности, противодействия другим вызовам и угрозам, а также для ликвидации чрезвычайных ситуаций. 1.4. Для целей настоящего Положения, применяемые в нем термины означают: "коалиционная группировка войск (сил)" - группировка войск (сил), созданная государствами-членами ОДКБ на многосторонней (коллективной) основе в рамках Организации, включая воинские контингенты и формирования сил специального назначения; "региональная (объединенная) группировка войск (сил)" - группировка войск (сил), созданная государствами-членами ОДКБ на двусторонней или многосторонней основе в рамках соответствующего региона коллективной безопасности; "воинские контингенты" - выделенные государствами-членами ОДКБ в состав коалиционной и/или региональной группировки войск (сил) объединения, соединения, воинские части вооруженных сил государств-членов ОДКБ; "формирования сил специального назначения" - выделенные государствами-членами ОДКБ в состав коалиционной группировки войск (сил) подразделения специального назначения (группы специалистов) органов внутренних дел (полиции), внутренних войск, органов безопасности и специальных служб, а также органов, уполномоченных в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; "заинтересованные министерства и ведомства" - министерства и ведомства, уполномоченные государствами-членами ОДКБ решать задачи формирования воинских контингентов и формирований сил специального назначения, выделенных государствами-членами Организации в состав коалиционной и/или региональных группировок войск (сил), их подготовки, применения и всестороннего обеспечения; "чрезвычайная ситуация" - обстановка, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; "ликвидация чрезвычайных ситуаций" - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов; "силы и средства системы коллективной безопасности" - объединения, соединения, воинские части и подразделения национальных вооруженных сил и других войск государств-членов ОДКБ, подразделения специального назначения (группы специалистов) органов внутренних дел (полиции), внутренних войск, органов безопасности и специальных служб, формирования органов, уполномоченных в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций государств-членов ОДКБ, подчиненные национальным органам управления и используемые по решению органов ОДКБ, а также коалиционная группировка войск (сил), региональные (объединенные) группировки войск (сил), группировки объединенных (совместных) военных систем и коллективные миротворческие силы. 2. Функции органов ОДКБ по подготовке предложений на применение сил и средств 2.1. Подготовка предложений на применение сил и средств системы коллективной безопасности осуществляется в пределах своей компетенции Советом министров иностранных дел, Советом министров обороны и Комитетом секретарей советов безопасности ОДКБ совместно с государством-членом ОДКБ, на основании официального обращения которого рассматривается вопрос о применении сил и средств. 2.2. Координация совместной деятельности государств-членов ОДКБ по обеспечению коллективной безопасности осуществляется высшим органом Организации - Советом коллективной безопасности ОДКБ (далее - Совет коллективной безопасности). При возникновении угрозы безопасности, стабильности, территориальной целостности, суверенитету одного или нескольких государств-членов ОДКБ, угрозы международному миру и безопасности в целях принятия согласованных мер для своевременного устранения создавшейся угрозы по предложению любого государства-члена в течение трех дней после обращения к председателю Совета незамедлительно созывается Совет коллективной безопасности, и приводится в действие механизм совместных консультаций. В случае, если на одно или несколько государств-членов ОДКБ совершено вооруженное нападение (агрессия), Совет коллективной безопасности на основании их официального обращения незамедлительно принимает решение на применение необходимых сил и средств, а также предпринимает меры, которые он сочтет необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН. В случае принятия решения о реализации предусмотренного статьей 51 Устава ООН права на индивидуальную или коллективную самооборону Совет коллективной безопасности незамедлительно информирует об этом Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. 2.3. Совет министров иностранных дел ОДКБ в случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-членов ОДКБ, угрозы международному миру и безопасности проводит консультации в целях согласования их внешнеполитических позиций по предупреждению и разрешению политическими средствами конфликтных и кризисных ситуаций, угрожающих безопасности этих государств, готовит предложения Совету коллективной безопасности, координирует усилия государств-членов ОДКБ, направленные на реализацию решений Совета коллективной безопасности во внешнеполитической области. 2.4. Совет министров обороны совместно с Комитетом секретарей советов безопасности при возникновении угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-членов ОДКБ, угрозы международному миру и безопасности разрабатывают и представляют на рассмотрение Совету коллективной безопасности предложения о развертывании, составе и применении сил и средств системы коллективной безопасности, необходимых для предотвращения или отражения вооруженного нападения (агрессии) в отношении одного или нескольких государств-членов ОДКБ, противодействия другим вызовам и угрозам, а также для ликвидации чрезвычайных ситуаций. 2.5. Генеральный секретарь ОДКБ проводит политические консультации в целях координации позиций государств-членов ОДКБ по военно-политическим вопросам, организует подготовку проектов документов и решений Совета коллективной безопасности. 2.6. Объединенный штаб и Секретариат ОДКБ во взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами готовят предложения Совету министров обороны и/или Комитету секретарей советов безопасности по применению сил и средств системы коллективной безопасности и оказанию необходимой помощи, включая военную и военно-техническую, необходимых для предотвращения или отражения вооруженного нападения (агрессии) в отношении одного или нескольких государств-членов ОДКБ, угрозы международному миру и безопасности, противодействия другим вызовам и угрозам, а также для ликвидации чрезвычайных ситуаций. 2.7. Подготовка предложений для принятия решения о применении формирований сил специального назначения осуществляется с учетом национального законодательства и предложений руководителей заинтересованных министерств и ведомств. 3. Принятие и реализация решений на применение сил и средств 3.1. Основной формой оценки угрозы государствам-членам ОДКБ, координации их позиций и подготовки предложений для принятия коллективного решения на применение сил и средств системы коллективной безопасности является механизм совместных консультаций представителей государств-членов Организации. 3.2. Решение на применение сил и средств системы коллективной безопасности принимается Советом коллективной безопасности на основании официального обращения одного или нескольких государств-членов. 3.3. Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности: согласовывает с главами государств-членов ОДКБ, председателями Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности время, место и повестку дня проведения консультаций, а также уровень представителей и их полномочия; организует разработку проектов решений Совета коллективной безопасности и органов ОДКБ по вопросам, связанным с применением сил и средств системы коллективной безопасности в соответствии с полученными поручениями. 3.4. Совет министров обороны совместно с Комитетом секретарей советов безопасности рассматривают предложения заинтересованных министерств и ведомств, Объединенного штаба и Секретариата ОДКБ на применение сил и средств системы коллективной безопасности, представляют на рассмотрение Совета коллективной безопасности проекты решений по этим вопросам и согласовывают усилия заинтересованных министерств и ведомств по реализации принятых решений. 3.5. Совет министров иностранных дел представляет на рассмотрение Совета коллективной безопасности проект решения о проведении комплекса внешнеполитических мероприятий в целях предотвращения угроз политическими средствами, а в случаях вооруженного нападения (агрессии) принимает меры по обеспечению политической поддержки мирового сообщества, направленные на его отражение. 3.6. Совет коллективной безопасности на внеочередной сессии рассматривает и утверждает представленные Советом министров иностранных дел, Советом министров обороны и Комитетом секретарей советов безопасности проекты решений о проведении комплекса внешнеполитических мероприятий в целях предотвращения угроз политическими средствами, а также о применении сил и средств системы коллективной безопасности для отражения вооруженного нападения (агрессии) в соответствии с неотъемлемым правом на индивидуальную или коллективную самооборону согласно Уставу ООН. 3.7. В случае, предусмотренном статьей 4 Договора о коллективной безопасности, Совет коллективной безопасности на внеочередной сессии, созванной по обращению любого государства-члена в трехдневный срок после обращения к председателю, может принимать решения без соблюдения требований пункта 3.1 настоящего Положения. При этом решение на применение сил и средств системы коллективной безопасности принимается в соответствии с пунктом 3.2 настоящего Положения. 3.8. С принятием решения на применение сил и средств системы коллективной безопасности Совет коллективной безопасности уточняет и согласовывает меры политического, экономического и военного характера. 3.9. В целях обеспечения реализации решений Совета коллективной безопасности на применение сил и средств системы коллективной безопасности командования коалиционных и/или региональных (объединенных) группировок войск (сил) проводят мероприятия, направленные на повышение боевой готовности органов управления, воинских контингентов и формирований сил специального назначения, выделенных в состав группировок войск (сил), их всестороннее обеспечение, а также на подготовку и проведение операций по предотвращению или отражению вооруженного нападения (агрессии) в отношении одного или нескольких государств-членов ОДКБ, угрозы международному миру и безопасности, противодействию другим вызовам и угрозам, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций. 3.10. Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности по поручению Совета коллективной безопасности информирует Совет Безопасности ООН и другие международные организации о целях и характере применения сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ. |