О ПОЛОЖЕНИИ О ПОРЯДКЕ РЕАГИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ. Решение. Организация Договора о коллективной безопасности. 10.12.10

       О ПОЛОЖЕНИИ О ПОРЯДКЕ РЕАГИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА
          О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ

                               РЕШЕНИЕ

           ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

                          10 декабря 2010 г.


                                 (Д)


     Совет    коллективной   безопасности   Организации   Договора   о
коллективной безопасности решил:
     1.   Утвердить   прилагаемое  Положение  о  порядке  реагирования
Организации   Договора   о   коллективной  безопасности  на  кризисные
ситуации.
     2.  Настоящее  Решение  вступает  в силу с даты вступления в силу
Протокола  о внесении изменений в Договор о коллективной безопасности,
подписанный  15  мая  1992 года, от 10 декабря 2010 года и Протокола о
внесении   изменений  в  Устав  Организации  Договора  о  коллективной
безопасности,  подписанный  7  октября  2002  года, от 10 декабря 2010
года.

     Совершено  в городе Москве 10 декабря 2010 года в одном подлинном
экземпляре   на   русском   языке.   Подлинный  экземпляр  хранится  в
Секретариате Организации Договора о коллективной безопасности, который
направит  каждому  государству,  подписавшему  настоящее  Решение, его
заверенную копию.

                                                             (Подписи)


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                                              Решением
                                      Совета коллективной безопасности
                                                  Организации Договора
                                           о коллективной безопасности
                                               от 10 декабря 2010 года
                                                "О Положении о порядке
                                     реагирования Организации Договора
                                           о коллективной безопасности
                                                на кризисные ситуации"

                              ПОЛОЖЕНИЕ
             О ПОРЯДКЕ РЕАГИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА
          О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ

                          1. Общие положения

     1.1.  Настоящее  Положение определяет функции органов Организации
Договора  о коллективной безопасности (далее - ОДКБ и/или Организация)
по подготовке предложений по предотвращению (урегулированию) кризисных
ситуаций  и  оказанию  государствам-членам  ОДКБ необходимой помощи, а
также механизм принятия соответствующих решений.
     Механизм  принятия  решений  о совместных мерах по предотвращению
(урегулированию) кризисных ситуаций предусматривает последовательность
действий   органов   Организации   и   государств-членов   ОДКБ  и  их
взаимодействия.
     1.2.  Принятие  решений  о совместных действиях по предотвращению
(урегулированию)  кризисных  ситуаций  осуществляется в соответствии с
Уставом   ООН,   Договором   о  коллективной  безопасности  и  Уставом
Организации    Договора    о    коллективной   безопасности,   другими
международными  договорами,  заключенными  в  рамках ОДКБ, и настоящим
Положением   в  целях  защиты  на  коллективной  основе  безопасности,
стабильности,     территориальной     целостности    и    суверенитета
государств-членов  ОДКБ, а также совместного противодействия вызовам и
угрозам коллективной безопасности и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     1.3.  Для  целей  настоящего  Положения применяемые в нем термины
означают:
     "кризисная  ситуация" - нарастающее обострение обстановки в одном
или   нескольких  государствах-членах  ОДКБ,  которое  непосредственно
угрожает   его   (их)   безопасности,   стабильности,  территориальной
целостности, суверенитету и способно при отсутствии необходимой помощи
государств-членов  ОДКБ  привести  к  его (их) неспособности выполнять
свои функции и/или дестабилизации региона коллективной безопасности;
     "чрезвычайная  ситуация"  -  обстановка, сложившаяся в результате
аварии,  опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного
бедствия,  которые  могут  повлечь  или повлекли за собой человеческие
жертвы,  ущерб  здоровью  людей  или  окружающей  среде,  значительные
материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
     "гуманитарная помощь" - безвозмездная помощь, предоставляемая для
оказания   медицинского   и  социального  содействия  пострадавшим  от
кризисных ситуаций группам населения;
     "материально-техническая   помощь"   -  помощь  в  виде  поставок
товаров,  выполнения работ, оказания услуг, осуществляемых на льготной
и/или    безвозмездной    основе,    в   целях   обеспечения   органов
государственной    власти   финансовыми   средствами,   оборудованием,
транспортом   и   другими   видами   материально-технических  средств,
необходимыми для реализации их функций;
     "Миссия"  -  группа  специалистов государств-членов, состоящая из
представителей  государств-членов  ОДКБ,  назначенных в соответствии с
настоящим   Положением,  и  временно  направляемая  в  зону  кризисной
ситуации   с  целью  проведения  мониторинга  обстановки,  определения
положения  дел  на  месте  и  выработки предложений о дальнейших мерах
Организации  по  предотвращению (урегулированию) кризисной ситуации, а
также  реализации  иных  функций,  определенных  Советом  коллективной
безопасности ОДКБ (далее - Совет);
     "комплексная оперативно-профилактическая операция" - совокупность
оперативно-разыскных,                            контрольно-надзорных,
предупредительно-профилактических  и  иных мероприятий, осуществляемых
совместно  и  по  единому  замыслу  органами внутренних дел (полиции),
органами безопасности и специальными службами, органами по контролю за
оборотом  наркотиков, пограничными ведомствами или иными компетентными
органами  государств-членов  ОДКБ на своей территории и в соответствии
со своим национальным законодательством.

                            2. Мониторинг

     2.1.  Секретариат  ОДКБ  на постоянной основе осуществляет сбор и
анализ  информации о состоянии и тенденциях развития обстановки в зоне
ответственности  Организации  в  целях выявления предпосылок кризисных
ситуаций.
     2.2.   В   случае   выявления   предпосылок   кризисной  ситуации
Генеральный секретарь ОДКБ незамедлительно:
     - инициирует созыв Постоянного совета ОДКБ;
     - лично  или через своего представителя (своих представителей) из
числа руководства Секретариата и/или Объединенного штаба ОДКБ проводит
консультации  с руководством государства-члена, на территории которого
имеются предпосылки кризисной ситуации;
     - информирует  Председателя  Совета о складывающейся обстановке и
представляет  предложения  о  первоочередных  мерах  по предотвращению
(урегулированию) кризисной ситуации.
     2.3.   На   основании   доклада   Генерального   секретаря   ОДКБ
Председатель  Совета  после  консультаций  с  членами Совета принимает
решение   о   целесообразности   задействования  механизма  совместных
консультаций в соответствии с пунктом 3.2 настоящего Положения.

                      3. Подготовка предложений

     3.1.  Подготовка предложений о совместных мерах по предотвращению
(урегулированию)  кризисной  ситуации  осуществляется в пределах своей
компетенции  Советом министров иностранных дел (далее - СМИД), Советом
министров   обороны   (далее  -  СМО),  Комитетом  секретарей  советов
безопасности  (далее  -  КССБ),  Постоянным советом и вспомогательными
органами    ОДКБ   совместно   с   Генеральным   секретарем   ОДКБ   и
государством-членом   (государствами-членами)   ОДКБ,   на   основании
официального  обращения  которого  (которых)  рассматривается вопрос о
совместных мерах.
     3.2.  Координация  совместной деятельности государств-членов ОДКБ
по обеспечению коллективной безопасности осуществляется Советом.
     При  возникновении  кризисной ситуации или ее предпосылок в целях
принятия  согласованных  мер  по ее предотвращению (урегулированию) по
предложению любого государства-члена незамедлительно, не позднее чем в
трехдневный  срок,  после обращения к Председателю Совета приводится в
действие  механизм  совместных  консультаций.  При  этом  внеочередные
сессии Совета, а также соответствующие заседания СМИД, СМО, КССБ могут
проводиться с использованием видео-конференц-связи.
     Совет  на  основании официального обращения одного или нескольких
государств-членов  ОДКБ,  на  территории  которого (которых) возникает
кризисная   ситуация,  принимает  решение  об  оказании  помощи  и/или
реализации   иных   мер,   которые   будут  сочтены  необходимыми  для
стабилизации ситуации.
     3.3.  В  течение  суток  после  обращения  к Председателю Совета,
предусмотренного   пунктом   3.2   настоящего   Положения,  проводится
заседание  Постоянного  совета  в целях экстренного обмена информацией
между государствами-членами относительно складывающейся ситуации.
     3.4. В случае возникновения кризисной ситуации или ее предпосылок
СМИД:
     - проводит  консультации  в целях согласования внешнеполитических
позиций   государств-членов  по  предупреждению  негативного  развития
обстановки;
     - готовит    предложения   Совету   по   политическим   средствам
предотвращения   (урегулирования)  кризисной  ситуации,  а  также  при
необходимости  вносит предложения по назначению уполномоченного лица и
его мандату;
     - совместно  с  КССБ вносит предложения Совету по составу Миссии,
ее задачам и развертыванию в зоне кризисной ситуации;
     - осуществляет   координацию   действий   ОДКБ  с  международными
организациями;
     - совместно  с  КССБ  координирует усилия государств-членов ОДКБ,
направленные на предотвращение (урегулирование) кризисной ситуации.
     3.5. В случае возникновения кризисной ситуации или ее предпосылок
КССБ:
     - совместно  с  вспомогательными  органами  ОДКБ  разрабатывает и
представляет на рассмотрение Совету предложения:
     1)   по   осуществлению   мер,   направленных  на  предотвращение
(урегулирование)  кризисной  ситуации, включая оказание гуманитарной и
материально-технической помощи;
     2)    по   проведению   комплексных   оперативно-профилактических
операций;
     - совместно со СМИД:
     1)  вносит  предложения  Совету  по  составу Миссии, ее задачам и
развертыванию в зоне кризисной ситуации;
     2)  координирует  усилия  государств-членов ОДКБ, направленные на
предотвращение (урегулирование) кризисной ситуации.
     3.6. В случае возникновения кризисной ситуации или ее предпосылок
СМО  совместно с КССБ в соответствии с Положением о порядке принятия и
реализации  коллективных  решений  на применение сил и средств системы
коллективной   безопасности   ОДКБ  разрабатывают  и  представляют  на
рассмотрение  Совету  предложения  о  составе, сроках, развертывании и
применении   сил   и   средств   системы   коллективной  безопасности,
необходимых для:
     - упреждающего     развертывания     на     территории     любого
государства-члена  ОДКБ  с  целью демонстрации готовности к применению
силы;
     - предотвращения    или    отражения    вооруженного   нападения,
угрожающего  безопасности, стабильности, территориальной целостности и
суверенитету одного или нескольких государств-членов ОДКБ;
     - предотвращения,   сдерживания   и   прекращения  насильственных
действий в пределах государств-членов ОДКБ;
     - противодействия   другим   вызовам   и  угрозам,  а  также  для
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     3.7.  Секретариат,  Объединенный  штаб и Постоянный совет ОДКБ во
взаимодействии   с   заинтересованными  министерствами  и  ведомствами
государств-членов  ОДКБ  не  позднее  чем  в  трехдневный срок готовят
предложения  СМИД,  СМО  и/или КССБ по политико-дипломатическим мерам,
применению  сил  и средств системы коллективной безопасности, оказанию
гуманитарной, материально-технической и иной помощи, реализации других
мер,   необходимых   для   предотвращения  (урегулирования)  кризисной
ситуации.
     3.8.  Генеральный  секретарь  и  Постоянный  совет  ОДКБ  по мере
необходимости   проводят  консультации  в  целях  координации  позиций
государств-членов  ОДКБ  по  военно-политическим  вопросам  и вопросам
безопасности,  организуют  подготовку  проектов  документов  и решений
Совета,   СМИД,   СМО,  КССБ  по  вопросам,  связанным  с  реализацией
совместных  мер по предотвращению (урегулированию) кризисной ситуации,
в соответствии с полученными поручениями.
     3.9.  Проекты  документов, вносимые на рассмотрение Совета, СМИД,
СМО,  КССБ,  направляются Генеральным секретарем ОДКБ с грифом "Весьма
срочно"    и    докладываются    соответствующим   должностным   лицам
незамедлительно после получения.
     3.10.  В  случае  необходимости проведения внутригосударственного
согласования проекта документа, вносимого на рассмотрение внеочередных
сессий   Совета   и   заседаний  СМИД,  СМО  или  КССБ,  он  считается
согласованным  в  случае  непредставления  государством-членом  ОДКБ в
Секретариат ОДКБ официальных замечаний и предложений к нему не позднее
чем   в   трехдневный   срок   с  момента  его  направления  на  такое
согласование.
     При  этом в случае поступления замечаний и предложений по проекту
документа,  вносимого  на  рассмотрение  внеочередных  сессий Совета и
заседаний   СМИД,   СМО  или  КССБ,  от  государств-членов  ОДКБ,  они
рассматриваются Постоянным советом ОДКБ в оперативном порядке.

                         4. Принятие решений

     4.1. Генеральный   секретарь   ОДКБ   согласовывает   с   главами
государств - членов  ОДКБ,  председателями  СМИД,  СМО,  КССБ  уровень
представителей, время, место и повестку дня проведения соответствующих
заседаний.
     4.2.  СМИД,  СМО,  КССБ  рассматривают  предложения Секретариата,
Объединенного   штаба  и  Постоянного  совета  ОДКБ,  заинтересованных
министерств  и  ведомств  государств-членов ОДКБ о совместных мерах по
предотвращению  (урегулированию)  кризисной  ситуации, представляют на
рассмотрение  Совета  проекты решений по этим вопросам и согласовывают
усилия  заинтересованных министерств и ведомств по реализации принятых
решений.
     4.3.  Совет  рассматривает и утверждает представленные СМИД, СМО,
КССБ   проекты   решений   о   совместных   мерах   по  предотвращению
(урегулированию) кризисной ситуации.
     4.4.    Решение    о    совместных    мерах   по   предотвращению
(урегулированию) кризисной ситуации принимается Советом в соответствии
с Правилами процедуры органов Организации.
     4.5.  В  случае кризисной ситуации Совет обращается к сторонам, в
нее  вовлеченным, с требованием о прекращении действий, способствующих
продолжению  или развитию такой ситуации, и выполнении мер, одобренных
Советом в целях урегулирования такой ситуации.
     4.6.  Совет  в соответствии со своими полномочиями принимает меры
для  урегулирования  кризисной  ситуации  в  случае, если мероприятия,
предусмотренные  пунктом 4.5 настоящего Положения, могут оказаться или
оказались недостаточными.
     4.7.  Генеральный  секретарь ОДКБ по поручению Совета информирует
Совет  Безопасности  ООН  и другие международные организации о целях и
характере  совместных  мер  ОДКБ  по  предотвращению  (урегулированию)
кризисной ситуации.

        5. Реализация решений и контроль за их осуществлением

     5.1.  После  принятия  Советом  решения  о  совместных  мерах  по
предотвращению  (урегулированию)  кризисной  ситуации Секретариат ОДКБ
незамедлительно  уведомляет  государства-члены о вступлении указанного
решения в силу и направляет им его заверенную аутентичную копию.
     5.2. Каждое  из  государств-членов,  за  исключением государств -
членов,  которые  не  подписали  решение   о   совместных   мерах   по
предотвращению    (урегулированию)   кризисной   ситуации,   в   срок,
определенный Советом,  но не позднее семи суток с  даты  вступления  в
силу  решения  о  совместных  мерах по предотвращению (урегулированию)
кризисной  ситуации,  обеспечивает   принятие   внутригосударственного
правового  акта,  направленного  на  реализацию указанного решения,  и
информирует об этом Генерального секретаря ОДКБ.
     5.3.  Генеральный  секретарь  ОДКБ осуществляет общий контроль за
исполнением    решения    о   совместных   мерах   по   предотвращению
(урегулированию) кризисной ситуации и докладывает о его ходе Совету.
     5.4.  Полномочия  по контролю за реализацией отдельных совместных
мер  по  предотвращению  (урегулированию) кризисной ситуации в зоне ее
развития  (в  т.ч.  за  распределением  гуманитарной помощи, оказанием
материально-технической  помощи)  могут возлагаться Советом на Миссию,
которая    осуществляет    указанные    полномочия    с   обязательным
информированием Генерального секретаря ОДКБ.