ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖДУ ПРИГРАНИЧНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОПРЕДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА. Приказ. Министерство культуры РФ (Минкультуры России). 20.07.11 807

                       ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
               РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
        МЕЖДУ ПРИГРАНИЧНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
         И СОПРЕДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

                                ПРИКАЗ

                       МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ

                           20 июля 2011 г.
                                N 807

                                 (Д)

     С  целью   расширения   устойчивого   развития   сферы   культуры
приграничных территорий Российской Федерации приказываю:
     1. Утвердить Концепцию развития сотрудничества в  сфере  культуры
между приграничными территориями Российской Федерации и  сопредельными
государствами на период до 2020 года согласно приложению.
     2.  Департаменту  Генерального  секретариата   (Ю.А.   Шубин)   в
двухмесячный  срок  разработать  и  утвердить  План   мероприятий   по
реализации Концепции развития сотрудничества в  сфере  культуры  между
приграничными  территориями  Российской  Федерации   и   сопредельными
государствами на период до 2020 года.
     3.  Контроль  за  исполнением  настоящего  Приказа  возложить  на
заместителя Министра А.Е. Бусыгина.

Министр
                                                            А.А.АВДЕЕВ
20 июля 2011 г.
N 807

                                                            Приложение
                                                            Утверждена
                                     Приказом Министерства культуры РФ
                                                  от 20 июля 2011 года
                                                                 N 807

                              КОНЦЕПЦИЯ
               РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
        МЕЖДУ ПРИГРАНИЧНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
         И СОПРЕДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

                          1. Общие положения

     Концепция  развития  сотрудничества  в   сфере   культуры   между
приграничными  территориями  Российской  Федерации   и   сопредельными
государствами на период до 2020 года (далее - Концепция)  представляет
собой  совокупность  современных  взглядов  и  целевых   установок   в
деятельности  Министерства  культуры  Российской   Федерации,   других
федеральных органов государственной  власти,  органов  государственной
власти   субъектов   Российской   Федерации   и    органов    местного
самоуправления, направленной на развитие приграничного  сотрудничества
в сфере культуры.
     Правовую  основу  Концепции  составляют  Конституция   Российской
Федерации, федеральные конституционные законы,  федеральные  законы  и
другие  нормативные  правовые  акты  Российской  Федерации,  а   также
международные договоры и соглашения  Российской  Федерации  в  области
приграничного сотрудничества и культуры.
     Концепция  является  составной  частью  системы  развития   сферы
культуры в Российской Федерации.
     Концепция конкретизирует  и  развивает  применительно  к  области
приграничного  сотрудничества  и  культуры  соответствующие  положения
Концепции долгосрочного социально-экономического  развития  Российской
Федерации на период до 2020 года.
     Положения Концепции опираются  на  комплексную  оценку  состояния
приграничного сотрудничества в сфере культуры  (далее  -  приграничное
культурное  сотрудничество)  и  прогноз  его  развития,  а  также   на
системный анализ содержания  и  характера  проблем  в  рассматриваемой
сфере, отечественного и зарубежного  опыта  организации  приграничного
культурного сотрудничества.
     Концепция является  основой  для  конструктивного  взаимодействия
органов государственной власти Российской Федерации  и  ее  субъектов,
предприятий и  организаций  разных  форм  собственности,  общественных
объединений,   ассоциаций   и   творческих   союзов   по   обеспечению
комплексного  решения  проблем   культурного   развития   приграничных
территорий Российской Федерации.
     В положениях  Концепции  устанавливаются  главная  цель,  задачи,
ожидаемые  результаты,  принципы,  основные   направления,   этапы   и
приоритеты развития приграничного сотрудничества Российской  Федерации
в сфере культуры, а также определяются  необходимые  условия,  система
управления рисками и механизм контроля реализации Концепции.
     Положения Концепции  могут  уточняться  и  дополняться  с  учетом
изменений социально-экономической  ситуации  в  Российской  Федерации,
характера, масштаба и  содержания  проблем  приграничного  культурного
сотрудничества.

                       2. Термины и определения

     Для целей настоящей Концепции используются  следующие  термины  и
определения:
     приграничное   сотрудничество   в   сфере   культуры   -    часть
международных  отношений   Российской   Федерации,   международных   и
внешнеэкономических   связей   субъектов   Российской   Федерации    и
муниципальных образований, которая  представляет  собой  согласованные
действия субъектов приграничного сотрудничества Российской Федерации и
субъектов  приграничного   сотрудничества   сопредельных   государств,
направленные   на   культурное   развитие   территорий   приграничного
сотрудничества  Российской   Федерации,   повышение   качества   жизни
населения этих территорий, укрепление взаимовыгодных  и  дружественных
связей приграничных  субъектов  Российской  Федерации  и  приграничных
муниципальных  образований  с  субъектами  сопредельных   федеративных
государств   и   с   административно-территориальными    образованиями
сопредельных  государств,  определяемых  международными  договорами  и
законодательством Российской Федерации;
     участники  приграничного  сотрудничества  в  сфере   культуры   в
Российской Федерации  -  федеральные  органы  государственной  власти,
органы  государственной  власти  приграничных   субъектов   Российской
Федерации и органы местного самоуправления приграничных  муниципальных
образований в  пределах  своей  компетенции,  а  также  юридические  и
физические лица, которые участвуют  в  приграничном  сотрудничестве  в
сфере культуры в рамках, предусмотренных законодательством;
     приграничные субъекты Российской Федерации - субъекты  Российской
Федерации, территории  которых  прилегают  к  государственной  границе
Российской Федерации;
     приграничные  муниципальные   образования   -   расположенные   в
приграничных субъектах Российской Федерации муниципальные образования,
территории которых  прилегают  к  государственной  границе  Российской
Федерации;
     субъекты приграничного сотрудничества в сфере культуры Российской
Федерации - Российская  Федерация,  приграничные  субъекты  Российской
Федерации, приграничные муниципальные образования,  от  имени  которых
выступают  соответственно  органы  государственной  власти  Российской
Федерации,  органы  государственной  власти   приграничного   субъекта
Российской Федерации,  органы  местного  самоуправления  в  рамках  их
компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов;
     субъекты   приграничного   сотрудничества   в   сфере    культуры
сопредельных     государств     -      государственно-территориальные,
административно-территориальные    и     муниципальные     образования
приграничных  регионов  сопредельных  государств,  рассматриваемые   в
качестве таковых в соответствии с внутренним правом этих государств;
     соглашения о  приграничном  сотрудничестве  в  сфере  культуры  -
соглашения  приграничных  субъектов  Российской  Федерации   или   (и)
приграничных муниципальных образований с  соответствующими  субъектами
приграничного сотрудничества сопредельных государств, заключаемые  ими
в лице своих уполномоченных органов в установленном порядке;
     межкультурный диалог - открытый и уважительный обмен мнениями  на
основе взаимопонимания и уважения между  отдельными  людьми,  а  также
группами  людей  различной  этнической,  культурной,   религиозной   и
языковой принадлежности, имеющими разные исторические корни;
     социальная  сплоченность  -  способность  общества   обеспечивать
благополучие всех его членов, сводя к минимуму неравенство  и  избегая
поляризации   отдельных   социальных   слоев.   Сплоченное    общество
представляет  собой  группу  поддерживающих   друг   друга   свободных
индивидов, преследующих общие цели демократическими методами;
     интеграция  -  двусторонний  процесс  и  способность  людей  жить
вместе, уважая достоинство каждого индивида,  принципы  общего  блага,
плюрализм и многообразие, на основе солидарности и отказа от  насилия,
а также их способность принимать  участие  в  социальной,  культурной,
экономической и политической жизни;
     соотечественники - лица,  родившиеся  в  одном  государстве  либо
проживавшие в нем и обладающие  признаками  общности  языка,  истории,
культурного наследия, традиций и обычаев, а  также  потомки  указанных
лиц по прямой нисходящей линии.

                  3. Основные проблемы приграничного
                      культурного сотрудничества

     В настоящее время в рамках сотрудничества в сфере культуры  между
приграничными  территориями  Российской  Федерации   и   сопредельными
государствами выделяются следующие основные проблемы.
     1. Совокупные  результаты  приграничной  культурной  деятельности
(включая объемы  предоставленных  культурных  услуг,  условия  доступа
населения к культурным ценностям и участию в культурной жизни, условия
пользования  учреждениями  культуры  и  др.),   которую   осуществляют
субъекты приграничного  сотрудничества  в  сфере  культуры  Российской
Федерации, низки по сравнению с  лучшей  международной  практикой,  не
соответствуют потенциалу отрасли культуры и постоянно растущему спросу
на культурные продукты. Региональные диспропорции в данных результатах
продолжают заметно усиливаться.
     2.  Длительное  время  в  государственной   культурной   политике
недооценивалась  позитивная  роль,  которую  приграничное   культурное
сотрудничество может  играть  в  развитии  сферы  культуры  Российской
Федерации, а также его  возможности  существенно  влиять  на  качество
жизни      населения,      устойчивость      и      сбалансированность
социально-экономического развития приграничных  территорий,  улучшение
на долгосрочной основе взаимоотношений с сопредельными государствами.
     3. Меры,  предпринимаемые  субъектами  приграничного  культурного
сотрудничества  Российской  Федерации,   как   правило,   недостаточно
системны и носят преимущественно эпизодический и очаговый характер.
     4.  Межведомственное  взаимодействие,  осуществляемое  субъектами
приграничного сотрудничества в сфере  культуры,  находится  на  низком
уровне.
     5. При перемещении культурных ценностей  через  таможенные  посты
приграничных  субъектов  Российской  Федерации  возникают   трудности,
связанные  с  пограничным  контролем,  визовым  режимом  и  таможенным
оформлением. Высока стоимость транспортных и визовых расходов.
     6. Усиливается неравенство в полноценном доступе к  информации  и
накопленным в обществе знаниям у  населения  приграничных  территорий,
что   обусловлено    преимущественно    существенными    региональными
диспропорциями в развитии информационно-коммуникационных технологий  и
низкой  оснащенностью  государственных  и   муниципальных   учреждений
культуры     современными      средствами      телекоммуникации      и
интернет-технологиями.
     7. Культурная инфраструктура  приграничных  территорий  пришла  в
упадок, находится в неудовлетворительном состоянии и не  соответствует
существующим   потребностям   населения.    Отсутствует    достаточное
количество  современных  концертных  и  театральных  площадок,  других
объектов культуры, особенно востребованных в  приграничном  культурном
сотрудничестве.
     8.  Подавляющее  большинство  государственных   и   муниципальных
учреждений культуры  в  приграничных  субъектах  Российской  Федерации
имеют     низкую     материально-техническую     обеспеченность      и
конкурентоспособность.
     9. Отрасль культуры испытывает острый дефицит в  кадрах,  которые
владеют иностранными языками, обладают  профессиональными  знаниями  и
навыками привлечения в организации культуры денежных  средств  и  иных
ресурсов, могут устанавливать, поддерживать  и  развивать  контакты  с
субъектами приграничного сотрудничества в сфере культуры  сопредельных
государств, разрабатывать и успешно осуществлять совместные культурные
проекты.
     10. Проведение с субъектами приграничного сотрудничества в  сфере
культуры сопредельных государств совместных культурных  мероприятий  и
развитие  сетей  партнерства  испытывает  крайний  недостаток  как   в
бюджетном, так и внебюджетном финансировании.
     11. Качество и эффективность управления  приграничным  культурным
сотрудничеством в Российской Федерации не  соответствуют  требованиям,
обусловленным целями и задачами модернизации  национальной  экономики,
реформирования     бюджетного     процесса     и     совершенствования
социально-культурной сферы страны.
     Рассматриваемая  ситуация  осложняется  неблагоприятным  влиянием
ряда факторов:
     политическая       нестабильность,       межнациональная        и
межконфессиональная  напряженность  и  тлеющие  военные  конфликты   в
отдельных сопредельных государствах;
     отсутствие между Россией и  рядом  соседних  стран  договоров  по
вопросам приграничного сотрудничества, а также специальных программ по
вопросам культуры;
     негативные последствия мирового экономического кризиса;
     резкие различия в уровне жизни населения  отдельных  приграничных
территорий и сопредельных государств;
     затрудненность транспортной доступности;
     языковые барьеры;
     и другие факторы.
     Успешное преодоление указанных  проблем  в  условиях  сложного  и
динамично  изменяющегося  внешнего  контекста  диктует   необходимость
выработки  долгосрочной  Концепции  развития  сотрудничества  в  сфере
культуры  между  приграничными  территориями  Российской  Федерации  и
сопредельными государствами.

           4. Цель, задачи и ожидаемые результаты развития
            приграничного сотрудничества в сфере культуры

     В       соответствии       с       Концепцией       долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации уровень доходов
и качество жизни россиян, включая доступ к культурным благам,  к  2020
году должен достигнуть показателей, характерных для развитых экономик.
Это  предполагает  переход  экономики  России  на  инновационный  путь
развития,  возрастание   роли   человеческого   капитала,   создающего
экономику на базе знаний и  культуры,  рост  потребностей  личности  в
культурно-творческом  самовыражении,  освоении  накопленных  обществом
культурных и духовных ценностей, создание  благоприятных  условий  для
развития  способностей  каждого   человека,   существенное   улучшение
качества  культурной  среды  и  условий  жизни   российских   граждан,
преодоление  сохраняющихся  диспропорций,  вызванных  разной  степенью
обеспеченности населения услугами сферы культуры в различных субъектах
Российской Федерации, в том числе в приграничных территориях.
     В связи с этим особая  роль  должна  быть  отведена  приграничным
территориям,   которые    в    рамках    международного    культурного
сотрудничества  формируют  позитивный  имидж   Российской   Федерации,
укрепляют  российское   культурное   присутствие   в   мире,   создают
благоприятные условия для продвижения за рубеж культурных  и  духовных
ценностей России.
     Культура должна стать консолидирующим фактором  экономического  и
социального развития приграничных  территорий,  фактором  гармонизации
межнациональных  и  межконфессиональных  отношений,   в   формировании
идеологии мира, дружбы  народов  России  и  укрепления  общероссийской
гражданской идентичности.
     Главной  целью  Концепции  является  устойчивое  развитие   сферы
культуры  приграничных  территорий  Российской  Федерации  на   основе
расширения международного  сотрудничества,  стимулирования  культурной
интеграции,  продвижения  культурного  разнообразия  и  межкультурного
диалога, углубления знаний в области истории  и  культурного  наследия
народов сопредельных государств.
     В рамках достижения данной  цели  планируется  решение  следующих
четырех задач.
     1.  Сохранение  культурного  наследия  и  расширение  доступа   к
культурным ценностям и информации на приграничных территориях.
     2. Развитие художественно-творческой деятельности.
     3.  Развитие  художественного  образования  для   трансграничного
сотрудничества.
     4. Укрепление потенциала приграничного сотрудничества.
     Для оценки общественно значимых результатов реализации Концепции,
которые необходимо  достигнуть  к  2020  году,  применяется  следующая
система индикаторов:
     индекс удовлетворенности населения приграничных территорий России
качеством и доступностью услуг в  сфере  культуры,  предоставляемых  в
рамках приграничного сотрудничества, составит более 90 процентов;
     индекс удовлетворенности населения приграничных территорий России
информированием по вопросам реализации  Концепции  составит  более  90
процентов;
     рост количества мероприятий в сфере  культуры,  осуществляемых  в
рамках приграничного сотрудничества, составит более чем в 10 раз;
     количество   посетителей   мероприятий    в    сфере    культуры,
осуществляемых в рамках приграничного  сотрудничества,  в  расчете  на
1000 человек населения приграничных территорий превысит 530 ед. в год;
     рост количества организаций  культуры  (приграничных  территорий)
разных форм собственности, участвующих в приграничном  сотрудничестве,
составит более чем в 5 раз;
     доля государственных организаций культуры приграничных  субъектов
Российской Федерации, участвующих в приграничном сотрудничестве, среди
всех  государственных  организаций   культуры   субъектов   Российской
Федерации составит 100 процентов;
     доля    муниципальных    организаций    культуры     приграничных
муниципальных организаций, участвующих в приграничном  сотрудничестве,
среди   всех   муниципальных   организаций    культуры    приграничных
муниципальных организаций составит 100 процентов;
     доля муниципальных организаций  культуры  приграничных  субъектов
Российской Федерации, участвующих в приграничном сотрудничестве, среди
всех  муниципальных  организаций   культуры   приграничных   субъектов
Российской Федерации превысит 30 процентов;
     доля детей (до 14 лет) и молодежи (граждан в возрасте от 15 до 24
лет),  участвующих  в   мероприятиях   в   сфере   культуры,   которые
осуществляются в рамках приграничного сотрудничества,  составит  более
10 процентов от численности возрастных групп соответствующих категорий
населения приграничных территорий;
     количество совместных  "круглых  столов",  семинаров,  тренингов,
форумов,  конференций  и   других   мероприятий   по   обмену   опытом
приграничного сотрудничества в сфере культуры превысит  120  единиц  в
год;
     количество работников государственных и муниципальных организаций
культуры,  прошедших  профессиональную  переподготовку  или  повышение
квалификации  по  приграничному   сотрудничеству,   включая   языковую
подготовку, составит более 1000 человек;
     доля сопредельных государств, с которыми у  Российской  Федерации
заключены соглашения о долгосрочном сотрудничестве в области культуры,
составит 100 процентов;
     доля сопредельных  государств,  которые  участвуют  в  совместных
программах приграничного сотрудничества в области  культуры,  составит
100 процентов.
     Успешное выполнение Концепции позволит:
     повысить  устойчивость  и  стабильность  процесса   приграничного
сотрудничества в сфере культуры, обеспечить постоянный обмен опытом  и
рост числа совместных международных проектов с различными партнерами;
     расширить сеть организаций культуры и осуществить модернизацию их
материально-технической базы;
     повысить доступность, разнообразие и качество  культурных  услуг,
улучшить управляемость развития сферы культуры приграничных территорий
Российской Федерации;
     обеспечить  более  полноценную  интеллектуальную,  эмоциональную,
нравственную и духовную жизнь населения, улучшить качество его жизни;
     повысить интерес населения к изучению истории, языка  и  культуры
сопредельных государств;
     поддержать развитие культурного самосознания молодежи;
     поддержать   соотечественников,   проживающих   на   приграничных
территориях сопредельных государств, в сохранении ими своей культурной
самобытности;
     повысить доступность  культурных  благ  и  услуг  для  граждан  с
ограниченными возможностями;
     обеспечить   вовлечение   всех   групп   населения   приграничных
территорий в активную творческую деятельность, предполагающую освоение
базовых художественно-практических навыков;
     создать  новые  возможности   для   формирования   стабильных   и
долгосрочных моделей культурного сотрудничества, приобретения ключевых
компетенций    в    сфере    культуры    посредством    международного
сотрудничества;
     усилить   культурное   сотрудничество   между   организациями   и
гражданами;
     лучше  сохранять  традиционную   культуру,   развивать   создание
творческих индустрий на основе традиционной культуры с  партнерами  из
сопредельных государств;
     обеспечить создание и продвижение на  международном  рынке  новых
культурных продуктов;
     повысить  уровень  занятости  населения,  создать   благоприятные
условия для экономического роста, увеличения  конкурентоспособности  и
инвестиционной привлекательности  приграничных  территорий  Российской
Федерации;
     снизить периферийность приграничных регионов страны и связанных с
этим проблем, в том числе сократить отток людей в  центральные  районы
страны;
     повысить  эффективность  использования  культурных   ресурсов   и
создания  современной  базы  для  развития   культурного   туризма   в
приграничных территориях;
     содействовать   развитию   сфер   образования,   науки,   спорта,
молодежной политики, экологии и массовых коммуникаций;
     укрепить существующие связи между народами,  создать  предпосылки
для   глубокого   экономического,    социального    и    политического
сотрудничества, базирующегося на принципах взаимной  выгоды,  взаимной
ответственности и взаимной поддержки;
     содействовать  взаимопониманию  и  дружбе,  созданию   обстановки
доверия   и    добрососедства    между    участниками    приграничного
сотрудничества;
     продвигать  ценности,  обеспечивающие   социальную   сплоченность
общества,   укрепление   мира,   профилактику   этнополитического    и
религиозно-политического экстремизма и предотвращение конфликтов;
     обеспечить сохранение и умножение культурных и духовных ценностей
российского народа;
     создать  благоприятные  условия  для  поддержки   и   обеспечения
эффективного  функционирования  русского  языка  как  основы  развития
интеграционных процессов в СНГ и странах Балтии;
     усилить интеграцию России в мировой культурный процесс и укрепить
ее позитивный образ за рубежом.
     Итогом  осуществления  Концепции  станет  достижение  качественно
нового уровня культурного развития приграничных территорий  Российской
Федерации,  что  позволит  существенно  улучшить  доступ  населения  к
культурным  ценностям,  участию  в  культурной  жизни  и   пользованию
учреждениями  культуры,  а  также  сделать  культурную   среду   более
насыщенной, отвечающей растущим потребностям  личности  и  общества  в
многокультурном мире.

      5. Принципы приграничного сотрудничества в сфере культуры

     Реализация   Концепции   основывается   на   следующих   основных
принципах:
     уважение суверенитета и  территориальной  целостности  Российской
Федерации и сопредельных государств;
     соблюдение  международных  договоров   Российской   Федерации   и
соглашений о приграничном сотрудничестве в сфере культуры, заключаемых
приграничными  субъектами   Российской   Федерации   и   приграничными
муниципальными образованиями;
     разграничение  предметов  ведения  и  полномочий  между  органами
государственной власти Российской Федерации, органами  государственной
власти   субъектов   Российской   Федерации   и   органами    местного
самоуправления;
     учет   особенностей   территорий   приграничного   сотрудничества
Российской   Федерации   и   приграничных   территорий    сопредельных
государств, в  том  числе  характера  межгосударственных  отношений  и
исторически сложившихся связей указанных территорий;
     обеспечение   доступа    населения    территорий    приграничного
сотрудничества  Российской  Федерации  к  информации  о   приграничном
сотрудничестве в сфере культуры;
     учет интересов национальной безопасности Российской Федерации.
     Концепция  исходит  из  единства  и  целостности   территории   и
внутреннего рынка России и согласования общегосударственных  интересов
и интересов населения приграничной территории Российской Федерации.

            6. Основные направления развития приграничного
                   сотрудничества в сфере культуры

     Достижение  главной  цели  и  решение   задач   Концепции   будет
обеспечено   посредством   осуществления   комплекса   взаимоувязанных
мероприятий   по   следующим   направлениям   развития   приграничного
сотрудничества.
     В рамках задачи "Сохранение  культурного  наследия  и  расширение
доступа  к  культурным  ценностям   и   информации   на   приграничных
территориях" предполагается выполнение следующих мероприятий:
     по направлению "Памятники истории и культуры,  парки  культуры  и
отдыха,  уникальные  в  историко-культурном  отношении  территории   и
объекты":
     - содействие поиску и  учету  объектов  культурного  наследия  на
приграничных   территориях   Российской   Федерации   и   сопредельных
государств;
     - изучение   и    пропаганда    историко-культурного    наследия,
организация обмена информацией, совместное проведение  реставрационных
и  археологических  работ,  международных   научных   и   практических
семинаров, экспедиций, симпозиумов, встреч специалистов и экспертов;
     - государственная    охрана,    сохранение,    популяризация    и
использование   объектов   культурного   наследия    в    приграничных
муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации;
     - поддержка  участия  молодежи  в  деятельности  по   реставрации
исторических памятников;
     - проведение  реставрационных   работ,   улучшение   технического
состояния объектов культурного  наследия,  позволяющих  вернуть  их  в
хозяйственный и культурный оборот;
     - обеспечение  эффективного  использования   имущественных   прав
собственников на объекты культурного наследия;
     - содействие  организации  краеведения,  охране  исторических   и
культурных  памятников,  созданию  этнографических  и  иных  музеев  в
приграничных  муниципальных  образованиях   и   субъектах   Российской
Федерации;
     - создание и модернизация досуговых объектов  парков  культуры  и
отдыха;
     - восстановление    в    приграничных     территориях     имеющих
культурно-историческое  значение  усадеб  и  других  архитектурных   и
природных  памятников,   создание   музеев,   усадебно-этнографических
комплексов и прочих объектов инфраструктуры сельского туризма;
     по направлению "Библиотеки":
     - расширение прямых связей между библиотеками, расположенными  на
приграничных   территориях   Российской   Федерации   и   сопредельных
государств;
     - проведение    совместных    научно-практических    конференций,
симпозиумов и семинаров в области библиотечного дела;
     - обмен книжными выставками, взаимное участие в книжных ярмарках,
проводимых  на  приграничных  территориях   Российской   Федерации   и
сопредельных государств;
     - организация  книгообмена   для   распространения   библиотечных
фондов;
     - содействие увеличению объемов комплектования и повышению уровня
комплектования книжных фондов библиотек (до более чем 250 наименований
книг на 1 тыс. человек в год) приграничных территорий;
     - проведение   культурно-просветительских    и    образовательных
мероприятий, направленных на продвижение  культурного  разнообразия  и
межкультурного диалога;
     - налаживание международных контактов и расширение прямых  связей
в области литературной и переводческой деятельности;
     - содействие   прямому   приграничному    сотрудничеству    между
издательствами,            полиграфическими             предприятиями,
организациями-книгораспространителями        и         производителями
полиграфического оборудования;
     - создание благоприятных условий для  распространения  российской
печатной продукции в сопредельных государствах и их печатной продукции
на приграничных территориях Российской Федерации;
     - содействие   организации   кружков   и   студий   по   изучению
национального языка и языков сопредельных государств;
     - содействие   внедрению   в   библиотечное   дело    современных
информационно-коммуникационных   технологий,   развитию    электронных
библиотечных  услуг,  в  том  числе  предоставляемых  с  помощью  сети
Интернет;
     - организация и перевод в электронный вид библиотечных фондов,  в
т.ч. на языках сопредельных государств;
     - стимулирование  сетевого  объединения  библиотек  и  доступа  к
библиотечным электронным ресурсам населения приграничных территорий  и
сопредельных государств, создание инфраструктуры подключения к  ним  с
использованием сети Интернет;
     - ускорение модернизации материально-технической  базы  библиотек
приграничных территорий;
     - развитие сформированных на базе  региональных  и  муниципальных
библиотек публичных центров правовой,  деловой  и  социально  значимой
информации;
     по направлению "Музеи":
     - продвижение сотрудничества и развития партнерства между музеями
и  центрами   современного   искусства   приграничных   территорий   и
сопредельных  государств  в  целях   укрепления   культурных   связей,
сохранения и изучения общего исторического и культурного наследия;
     - организация взаимовыгодного обмена музейными, художественными и
фотовыставками, экспозициями современного искусства, специалистами,  в
том числе в сфере реставрационных работ;
     - создание новых музейных экспозиций,  совместная  организация  и
проведение  массовых  музейных  мероприятий,  которые  будут  освещать
различные вопросы истории культуры и общества приграничных  территорий
и сопредельных государств;
     - расширение спектра услуг, предоставляемых  музеями,  расширение
разнообразия форм деятельности и  ее  актуализация  в  соответствии  с
приоритетами приграничного сотрудничества;
     - организация  и  проведение  совместных  музейных   конференций,
семинаров и других научно-практических  мероприятий,  направленных  на
обмен лучшим опытом;
     - обмен информацией по новым музейным  технологиям  и  сохранению
историко-культурных ценностей;
     - проведение  технического  оснащения  и   переоснащения   музеев
приграничных территорий;
     - обеспечение  адекватного  развития  процессов   информатизации,
связанных  также  с  ведением   комплектования,   научной   обработки,
изучения, учета и хранения музейных фондов.
     Задача    "Развитие    художественно-творческой     деятельности"
предусматривает осуществление следующих мероприятий:
     по направлению "Театры":
     - содействие  установлению  и  развитию   прямых   связей   между
театрами, обмену исполнителями, постановочными группами,  критиками  и
театроведами, приглашению режиссеров на постановку спектаклей, а также
организации гастролей, участию в международных театральных фестивалях,
проводимых в приграничных территориях и сопредельных государствах;
     - организация выступлений театров, художественных  коллективов  и
отдельных исполнителей в рамках проведения дней и недель  культуры,  а
также мероприятий, посвященных юбилейным и знаменательным  событиям  в
жизни приграничных  территорий  Российской  Федерации  и  сопредельных
государств;
     - создание новых театральных постановок и спектаклей,  в  т.ч.  с
социально   значимой   тематикой,   имеющих   воспитательную   функцию
(укрепление мира, предотвращение конфликтов, взаимопонимание и  дружба
между народами и странами, создание обстановки доверия, добрососедства
и др.);
     - поддержка в приграничных территориях различных форм  и  моделей
организации театрального дела, творческих инициатив;
     - предоставление грантов театральным коллективам;
     - ремонт и реконструкция театральных зданий и концертных площадок
приграничных  территорий,   оснащение   их   современным   театральным
оборудованием,  содействие  открытию  новых  сценических  площадок   и
дополнительных  сценических  площадок   для   увеличения   театральных
организаций;
     - содействие    проведению     международных     драматургических
фестивалей,  мастер-классов,  а   также   выпуску   специализированных
периодических изданий, публикующих пьесы современных авторов;
     - поддержка   и   развитие   русского   театра   в   сопредельных
государствах;
     по    направлению    "Концертные     организации,     филармонии,
киновидеозрелищные организации, цирки":
     - установление прямых контактов между музыкальными учреждениями и
концертными   организациями,    содействие    обмену    исполнителями,
музыкальными коллективами и специалистами, а также  расширению  связей
между творческими союзами приграничных территорий Российской Федерации
и сопредельных государств;
     - постановка музыкальных  и  драматических  произведений  авторов
сопредельных государств, создание  совместных  постановок,  проведение
совместных гастролей;
     - стимулирование  развития  новых  направлений,  видов  и  жанров
искусства, обеспечение поддержки новаторских  и  дебютных  проектов  в
области  современной  культуры,  творческих  проектов  для  детской  и
юношеской  аудитории,  направленных   на   воспитание   толерантности,
способности жить в многообразном обществе и в сложном мире;
     - продвижение классического  и  национального  искусства  народов
приграничных территорий России в форме гастролей, конкурсов, выставок,
фестивалей и стажировок в сопредельных государствах;
     - проведение  совместных  международных  семинаров,  конференций,
фестивалей, популяризирующих исполнительское искусство в мире;
     - разработка и проведение творческих  мероприятий  и  программ  в
сфере  профессионального  искусства,   ориентированных   на   усиление
социальной  сплоченности  общества,  толерантности  и   дружбы   между
народами;
     - поддержка  международных  гастролей  ведущих  драматических   и
музыкальных коллективов приграничных территорий;
     - организация    приграничного    сотрудничества    в     области
кинематографии, содействие реализации совместных кинопроектов и обмену
кинопродукцией на коммерческой и некоммерческой основе;
     - содействие участниками приграничного культурного сотрудничества
созданию, продвижению и распространению кинопроизведений (в том  числе
для  детей  и  юношества),  направленных  на  формирование  ценностных
установок,  связанных   с   укреплением   мира,   взаимопониманием   и
добрососедством между народами и странами;
     - организация    совместного     производства     документальных,
художественных и анимационных фильмов, обмен и перевод  документальных
фильмов и кинохроник;
     - организация встреч  между  деятелями  кино  и  специалистами  в
области кинематографии, участие в совещаниях,  конференциях  и  других
мероприятиях;
     - организация обмена между киноработниками и специалистами;
     - обмен киномероприятиями с участием делегаций кинематографистов;
     - организация  и  проведение  обменных  дней   российского   кино
приграничных территорий и кино сопредельных государств;
     - содействие участию в международных  кинофестивалях,  проводимых
на  приграничных  территориях  Российской  Федерации  и   сопредельных
государств;
     - содействие  развитию  инфраструктуры  киносети   в   населенных
пунктах приграничных территорий численностью до 500  тыс.  человек,  в
том числе посредством создания сети электронных и цифровых  кинозалов,
прежде всего, в малых городах и в  отдаленных  регионах,  производства
каркасно-тентовых кинотеатров, сборно-разборных кинозалов, передвижных
киновидеоустановок (автоклубов) для сельской местности;
     - содействие  созданию  качественно  новых  цирковых  программ  и
спектаклей  с  использованием  возможностей  смежных  видов   искусств
(театра, кино, эстрады и др.) и применением современных технологий,  а
также с последующим их  показом  на  цирковых  площадках  приграничных
территорий и сопредельных государств;
     - организация  совместных  и  обменных  гастролей  российских   и
зарубежных цирков;
     - сохранение  и  развитие  цирковых  конкурсов  и  фестивалей   в
приграничных территориях;
     - организация индивидуальных стажировок российских артистов цирка
у высокопрофессиональных цирковых мастеров и менеджеров в сопредельных
государствах;
     по направлению "Учреждения культурно-досугового типа":
     - установление прямых связей между домами народного творчества  и
самодеятельными  коллективами   приграничных   территорий   Российской
Федерации и сопредельных государств;
     - организация обмена информацией в области народного искусства, в
том  числе  о  международных  фольклорных  фестивалях,  проводимых  на
приграничных   территориях   Российской   Федерации   и   сопредельных
государств;
     - поощрение  участия  российских  исполнителей  и  коллективов  в
международных  фольклорных  фестивалях,   проводимых   на   территории
сопредельных государств;
     - содействие  приглашению  творческих  коллективов  и   отдельных
исполнителей из сопредельных государств на фестивали народной  музыки,
певческие праздники и другие музыкальные  мероприятия,  проводимые  на
приграничных территориях;
     - поддержка   организаций   культуры,    коллективов    народного
творчества,  граждан,  являющихся  носителями   и   распространителями
традиций  народной  культуры,  национальных  общественных  объединений
приграничных территорий;
     - внедрение  грантовой  поддержки  и  других  мер  стимулирования
деятельности      фольклорных       коллективов       и       мастеров
декоративно-прикладного искусства;
     - популяризация традиций  народной  культуры  различными  формами
творческой деятельности, издательскими проектами, а также в  средствах
массовой информации и сети Интернет;
     - совместная с субъектами приграничного  сотрудничества  в  сфере
культуры сопредельных государств организация  и  проведение  различных
культурно-массовых  мероприятий  (выставок  работ  народных  мастеров,
творческих семинаров, праздников, представлений, смотров,  фестивалей,
концертов  и  т.д.),  в  том  числе  новых  тематических  выставок   и
смотров-конкурсов    мастеров-художников    народных    художественных
промыслов;
     - создание в приграничных муниципальных образованиях и  субъектах
Российской Федерации  условий  для  привлечения  детей  и  молодежи  к
занятиям, связанным с народной культурой;
     - сохранение,    восстановление     и     пополнение     собраний
фольклорно-этнографических материалов, перевод их в электронную форму;
     - выявление  и  картографирование  территорий  распространения  и
локализации  языков,  обычаев  и  традиций  народов,  проживающих   на
приграничных территориях;
     - создание и обеспечение работы фольклорно-этнографических студий
и  коллективов,  стимулирование  их  к   созданию   новых   творческих
постановок, приобретению музыкальных инструментов и костюмов,  участию
в фестивалях народного творчества;
     - поддержка участниками приграничного культурного  сотрудничества
творческой   деятельности    граждан,    являющихся    носителями    и
распространителями    традиций    народной    культуры    (художников,
композиторов  и  др.)  посредством  учреждения  ежегодных   стипендий,
проведения творческих вечеров, чтений, презентаций, издания сборников;
     - поддержка национальных общественных объединений, прежде  всего,
национально-культурных  автономий,  необходимых  для   сохранения   их
национальной самобытности, развития национального  (родного)  языка  и
национальной культуры;
     - поддержка  культурных  мероприятий  в  области   сохранения   и
развития   нематериального   культурного   наследия   проживающих   на
приграничных  территориях  народов   Российской   Федерации,   включая
организацию и проведение фестивалей,  народных  праздников,  конкурсов
народного       творчества,        фольклорно-этнографических        и
историко-краеведческих лагерей, туристических поездок просветительской
и социальной направленности;
     - ускорение модернизации материально-технической базы  учреждений
культурно-досугового типа  приграничных  муниципальных  образований  и
субъектов Российской Федерации.
     Задача "Развитие художественного  образования  для  приграничного
сотрудничества" включает следующие мероприятия:
     - развитие  в  приграничных  территориях   Российской   Федерации
системы непрерывного профессионального образования в сфере культуры;
     - установление   прямых   связей   между   высшими   и   средними
специальными учебными заведениями культуры приграничных  территорий  и
сопредельных   государств,   формирование   условий   для    повышения
квалификации и творческих стажировок преподавателей  и  эквивалентного
обмена на  условиях  взаимности  учащимися,  студентами,  аспирантами,
стажерами как на полный курс, так и на краткосрочное обучение, а также
для создания новых культурных ресурсов;
     - оказание поддержки в установлении  и  укреплении  международных
связей  учреждений  дополнительного  образования  в  сфере   культуры,
организация обмена опытом  преподавания  и  использования  технических
средств обучения;
     - содействие  организации  и  проведению  совместных   творческих
семинаров, встреч и "круглых столов";
     - укрепление материально-технической, учебной  и  вспомогательной
баз   образовательных   учреждений   сферы    культуры    приграничных
муниципальных образований и  субъектов  Российской  Федерации,  в  том
числе проведение капитального ремонта учебных корпусов и  студенческих
общежитий;
     - обновление  программно-методического  обеспечения,  содержания,
форм  и  методов  художественного   образования   с   учетом   лучшего
отечественного опыта и мировых достижений;
     - обеспечение учреждений художественного образования современными
музыкальными инструментами, кино-, видео-, свето- и  звукоаппаратурой,
театральным  оборудованием  для   постановки   учебных   и   дипломных
спектаклей;
     - оказание  взаимной  помощи  в  подготовке,  издании  и   обмене
учебниками, методическими пособиями и хрестоматиями;
     - проведение научных исследований и консультационных проектов для
выявления состояния и динамики развития художественного образования  и
художественной культуры в приграничных территориях;
     - поощрение изучения национальных языков сопредельных государств;
     - расширение гуманитарного и массового начального художественного
образования и эстетического воспитания в приграничных территориях.
     В ходе выполнения  задачи  "Укрепление  потенциала  приграничного
сотрудничества" предусматривается осуществление следующих мероприятий:
     по   направлению   "Совершенствование   нормативного    правового
обеспечения приграничного сотрудничества в сфере культуры" необходимо:
     - совершенствование   бюджетного,   таможенного,   налогового   и
земельного   законодательства,   регламентирующего   деятельность   по
обеспечению приграничного сотрудничества в сфере культуры;
     - создание   согласованного   правового   поля    для    развития
приграничных  связей  в  сфере  культуры,   достижение   совместимости
законодательства  приграничных  территорий  по  вопросам   культурного
сотрудничества;
     - совершенствование распределения  полномочий  и  ответственности
субъектов приграничного сотрудничества  в  сфере  культуры  Российской
Федерации  при  осуществлении  ими   широкого   спектра   приграничных
культурных связей и деятельности;
     по   направлению   "Модернизация   технологий   сферы   культуры"
необходимо:
     - расширение сети организаций культуры приграничных муниципальных
образований и субъектов Российской Федерации, в том  числе  увеличение
количества универсальных передвижных систем (автоклубов, библиобусов и
киноустановок), создание  и  внедрение  мобильных  многофункциональных
культурных центров с  возможностями  обеспечения  цифрового  контента,
доступа к библиотечным  и  музейным  фондам,  а  также  предоставления
широкого спектра культурно-досуговых услуг, кинопоказа и др.;
     - проведение модернизации и обеспечение  инновационного  развития
сферы   культуры    приграничных    территорий    путем    масштабного
инвестирования  в   технологическое   обновление   государственных   и
муниципальных   учреждений   культуры,   повсеместное   внедрение    и
распространение в них новых  информационных  продуктов  и  технологий,
создание многофункциональных культурных центров;
     - содействие развитию сферы культуры приграничных  территорий  на
основе  информационно-коммуникационных  технологий,   в   том   числе:
содействие подключению к сети Интернет музеев,  библиотек,  учреждений
культурно-досугового  типа  и  других  организаций   сферы   культуры,
расширение   использования   информационных   и   телекоммуникационных
технологий для развития новых форм и методов  обучения  (в  том  числе
дистанционного  образования),  расширение  предоставления   культурных
услуг в электронном виде;
     - перевод в  электронный  вид  архивных,  библиотечных,  музейных
кино-, фото-, видео- и аудиофондов приграничных  территорий,  создание
инфраструктуры доступа населения к ним с использованием сети Интернет;
     - осуществление на взаимовыгодной основе поставок оборудования  и
технических средств для учреждений культуры;
     - расширения  спектра  электронно-коммуникативных  и  виртуальных
форм  приграничного  сотрудничества  в  интересах   развития   диалога
культур, повышения доверия друг к другу, а также  в  целях  интеграции
международных культурных связей;
     направление  "Развитие  научного  и  методического   обеспечения"
предусматривает:
     - организацию  проведения  научных  исследований  (в  том   числе
совместных) по развитию приграничного сотрудничества в сфере  культуры
и публикацию полученных результатов;
     - создание общих баз данных культурных и исторических  памятников
и объектов;
     - осуществление  международного   сотрудничества   в   разработке
стандартов качества культурных услуг;
     - анализ и распространение лучшего российского  и  международного
опыта развития приграничного сотрудничества в сфере культуры,  включая
организацию  ежегодных  конференций,  проведение  дней  межкультурного
общения (обсуждение совместных направлений деятельности и мероприятий,
представление   докладов,   посвященных   межкультурному   диалогу   и
международному сотрудничеству);
     - изучение и широкое распространение передового опыта  в  области
развития приграничного культурно-познавательного туризма;
     - проведение пилотных  проектов  по  внедрению  передового  опыта
приграничного сотрудничества в сфере культуры;
     - разработку и внедрение методических рекомендаций по организации
приграничного   сотрудничества   в   сфере   культуры   для    органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и  муниципальных
образований;
     основными мероприятиями в рамках направления "Развитие  кадрового
потенциала" являются:
     - подготовка  и  переподготовка  работников   государственных   и
муниципальных   учреждений   культуры   по   вопросам    приграничного
сотрудничества, включая вопросы  межэтнических  и  межконфессиональных
отношений, а также языковую подготовку;
     - подготовка и  переподготовка  специалистов  органов  управления
культуры приграничных муниципальных образований и субъектов Российской
Федерации  по  вопросам  управления  сферой  культуры  и   продвижения
культурных проектов на региональном и международном  уровнях,  включая
организацию обменных курсов повышения квалификации  с  целью  изучения
культуры  народов,   проживающих   в   сопредельных   государствах   и
приграничных территориях, а также проведение тренингов по таким темам,
как сетевое взаимодействие и приграничный менеджмент в сфере культуры;
     - совершенствование условий  и  оплаты  труда  государственных  и
муниципальных учреждений культуры  приграничных  территорий,  а  также
пенсионного обеспечения творческих работников;
     - совершенствование   мер   по    привлечению    талантливой    и
профессионально подготовленной молодежи для  расширения  приграничного
сотрудничества в сфере культуры;
     направление  "Улучшение  информированности  о   деятельности   по
приграничному сотрудничеству в сфере культуры" включает:
     - создание     специализированного     портала      "Приграничное
сотрудничество в сфере культуры Российской Федерации";
     - обмен  оперативной  информацией  через   размещение   новостных
материалов  на  официальных   сайтах   органов   управления   культуры
приграничных  муниципальных   образований   и   субъектов   Российской
Федерации;
     - создание  телерадиопередач  и  репортажей  с  мест   проводимых
совместных событий;
     - публикацию на постоянной основе  общей  информации  о  развитии
приграничного сотрудничества в средствах массовой информации;
     - выпуск информационных материалов (брошюр, буклетов,  бюллетеней
и др.), посвященных информированию основных заинтересованных сторон  о
результатах  реализации  деятельности  по  приграничному   культурному
сотрудничеству;
     - совершенствование рекламно-информационной продукции  учреждений
культуры (карт, схем, афиш, путеводителей и др.);
     - повышение активности  участия  средств  массовой  информации  в
художественно-просветительской  деятельности  населения   приграничных
территорий;
     направление "Совершенствование  системы  управления  приграничным
сотрудничеством в сфере культуры" предполагает:
     - развитие   систем   планирования   и   контроля   осуществления
приграничного культурного сотрудничества в приграничных  муниципальных
образованиях и субъектах Российской Федерации;
     - формирование  и   обеспечение   функционирования   региональных
координационных  советов   по   развитию   приграничного   культурного
сотрудничества;
     - разработку   финансовых    механизмов,    ориентированных    на
стимулирование  разработки   и   реализации   проектов   по   развитию
приграничного сотрудничества в сфере культуры;
     - расширение  и  обновление  форм  совместной  работы  и  методов
управления  приграничным  культурным  сотрудничеством  (в  том   числе
стратегическое управление и проектный менеджмент);
     - проведение  открытых  конкурсов  на  присуждение  грантов   для
поддержки проектов в  области  приграничного  сотрудничества  в  сфере
культуры;
     - развитие   волонтерства,   благотворительности,    меценатства,
социальной   ответственности   бизнеса    и    государственно-частного
партнерства в сфере культуры приграничных территорий;
     - развитие  туристско-рекреационных  кластеров  на   приграничных
территориях  с   уникальными   природными   ресурсами   и   природными
ландшафтами, а также богатым историко-культурным наследием;
     - повышение эффективности управления проектами на основе  лучшего
опыта в области приграничного культурного сотрудничества;
     - создание   системы   мониторинга   и    оценки    эффективности
приграничного сотрудничества в сфере культуры Российской Федерации.

              7. Этапы и приоритеты реализации Концепции

     Достижение  главной  цели  и  решение   задач   Концепции   будет
осуществляться поэтапно с учетом сложившихся реалий  и  прогнозируемых
процессов социально-экономического развития приграничных муниципальных
образований и субъектов Российской Федерации.
     На первом этапе  (2011  -  2016  гг.)  должны  быть  сформированы
необходимые условия для эффективной реализации Концепции, в том числе:
совершенствование нормативной  правовой  базы  в  сфере  приграничного
сотрудничества;  создание  предпосылок  для   повышения   доступности,
качества  и  разнообразия  услуг  в  сфере  культуры  на  приграничных
территориях;  развитие  механизмов  совместной  поддержки   творческой
деятельности в сфере  культуры,  в  том  числе  традиционной  народной
культуры; стимулирование развития новых направлений,  видов  и  жанров
искусства; обеспечение поддержки новаторских  и  дебютных  проектов  в
области приграничного сотрудничества;  профессиональная  подготовка  и
обучение (переквалификация) кадров  по  приграничному  сотрудничеству,
включая языковую подготовку; создание  Интернет-портала  "Приграничное
сотрудничество в сфере культуры Российской Федерации";  предоставление
возможностей  гражданам   приграничных   территорий   и   сопредельных
государств пользоваться библиотеками, центрами документации, архивами,
музеями, галереями и иными культурными учреждениями,  находящимися  на
других   территориях;   развитие   туристических   обменов   с   целью
ознакомления  с  культурой  приграничных  территорий  и   сопредельных
государств.
     На  втором  этапе  (2016  -  2020  гг.)  в  полной   мере   будет
осуществляться  выполнение   мероприятий,   принятых   к   реализации,
мониторинг,  контроль  и  оценка  их   эффективности,   выявляться   и
внедряться  лучший  российский  и  зарубежный  опыт  по  приграничному
сотрудничеству в сфере культуры, регулярно проводиться  информирование
общественности и других  заинтересованных  сторон  о  ходе  реализации
Концепции, внедряться инновации в сферу приграничного  сотрудничества,
обеспечивающие выход на современные стандарты качества услуг  в  сфере
культуры.
     Приоритетными  социально  значимыми  категориями  населения,   на
которые в первую очередь будет направлена деятельность  по  реализации
Концепции, являются:
     - лица, осуществляющие творческую деятельность в сфере культуры;
     - дети (до 14 лет) и молодежь (граждане в возрасте от  15  до  24
лет);
     - сельское население;
     - представители  региональных  и  местных  национально-культурных
автономий;
     - представители коренных малочисленных народов;
     - соотечественники, проживающие за рубежом;
     - граждане государств - участников СНГ и Балтии.

        8. Необходимые условия успешного выполнения Концепции

     Для достижения цели и решения задач Концепции требуется:
     активизация  деятельности  Минкультуры  России   по   координации
действий основных сторон, заинтересованных  в  развитии  приграничного
сотрудничества в сфере культуры;
     развитие  с  субъектами  приграничного  сотрудничества  в   сфере
культуры    сопредельных    государств    отношений    стратегического
партнерства, ориентированных  на  долгосрочную  перспективу  с  учетом
необходимости  укрепления  объективных  предпосылок  для   продвижения
современных форм интеграции;
     взаимоувязка реализации  мероприятий  по  развитию  приграничного
сотрудничества в  сфере  культуры  с  осуществлением  государственных,
федеральных,  региональных  и  муниципальных  концепций,  стратегий  и
программ социально-экономического развития;
     скоординированность на федеральном, региональном и  муниципальном
уровнях     процессов     совершенствования     законодательства     и
нормативно-правового  обеспечения,  а   также   принятия   иных   мер,
ориентированных на развитие сферы культуры приграничных  территорий  с
учетом   их   региональной   специфики   и   устойчивых   конкурентных
преимуществ;
     усиление роли инноваций в развитии приграничного сотрудничества в
сфере культуры посредством создания механизмов систематического обмена
опытом и внедрения  в  деятельность  по  реализации  Концепции  лучшей
российской и международной практики, в том числе проектного управления
и  других  подходов  и  методов  современного  менеджмента,  а   также
соответствующее обучение персонала;
     совершенствование  механизмов   стимулирования   (в   том   числе
финансового)  органов  государственной  власти  субъектов   Российской
Федерации и  органов  местного  самоуправления  в  целях  эффективного
осуществления их  полномочий  и  создания  благоприятных  условий  для
развития приграничного сотрудничества в сфере культуры;
     повышение   эффективности   расходования   средств   федерального
бюджета,  бюджетов   субъектов   Российской   Федерации   и   бюджетов
муниципальных образований, направляемых на финансирование  мероприятий
приграничного культурного сотрудничества;
     широкое  привлечение   внебюджетных   источников   финансирования
выполнения мероприятий Концепции;
     обеспечение подотчетности и прозрачности в реализации Концепции;
     пропаганда в СМИ развития приграничного  сотрудничества  в  сфере
культуры  и   регулярное   информационное   сопровождение   реализации
Концепции.

                    9. Система управления рисками

     Существенные риски достижения главной цели Концепции, решения  ее
задач и получения запланированных  результатов  обусловлены  возможным
негативным  влиянием  ряда  факторов  политического,   экономического,
социально-культурного и операционного характера.
     К числу частично управляемых рисков относятся:
     возможное существенное увеличение планируемых сроков согласования
и  утверждения  Правительством  Российской   Федерации   разработанных
Министерством культуры Российской  Федерации  и  другими  федеральными
государственными органами власти проектов нормативных правовых  актов,
требуемых для реализации Концепции, а  также  сроков  рассмотрения  их
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.  Для
минимизации воздействия данного риска планируется на этапе  разработки
проектов   документов   привлекать   к    их    обсуждению    основные
заинтересованные стороны, которые впоследствии должны принять  участие
в их согласовании;
     недостижение синхронного взаимодействия с  федеральными  органами
исполнительной  власти,  органами  государственной  власти   субъектов
Российской  Федерации  и  другими  заинтересованными  сторонами.   Для
предотвращения воздействия  данного  риска  планируется  осуществление
работы по заключению и контролю реализации  специальных  соглашений  о
взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами
государственной  власти  субъектов   Российской   Федерации,   другими
заинтересованными сторонами.
     Неуправляемыми рисками являются:
     чрезвычайное положение или вооруженные конфликты на  приграничных
территориях Российской Федерации или сопредельных государствах;
     трансграничная организованная преступность и терроризм;
     острые  проявления  национализма,  этнического  и   регионального
сепаратизма, конфликты религиозного характера;
     нестабильность обстановки вследствие снижения  жизненного  уровня
населения и вынужденных миграционных процессов.
     В  случае  воздействия  каких-либо  из  указанных  выше  факторов
планируется осуществление оценки их масштабов, последствий  и  влияния
на получение запланированных результатов,  проведение  соответствующей
корректировки Концепции.

              10. Механизм контроля реализации Концепции

     В целях обеспечения  успешной  реализации  Концепции  формируется
организационный   механизм   государственного   контроля,   включающий
следующие основные компоненты:
     создание в Минкультуры России Комиссии по  реализации  Концепции,
основной задачей которой является принятие ключевых решений, связанных
с   координацией,   межведомственным   взаимодействием   и   контролем
реализации Концепции. В состав данной Комиссии предполагается включить
представителей  основных  заинтересованных   сторон,   в   том   числе
федеральных органов государственной  власти,  органов  государственной
власти   субъектов   Российской   Федерации,   организаций   культуры,
общественных и научных организаций;
     создание в органах  управления  культуры  приграничных  субъектов
Российской  Федерации  рабочих  органов  по   управлению   реализацией
Концепции в приграничных территориях;
     включение  в  Государственную  программу   Российской   Федерации
"Культура России" и  соответствующие  программы  субъектов  Российской
Федерации   мероприятий   по   развитию   приграничного    культурного
сотрудничества;
     создание системы мониторинга реализации Концепции на  федеральном
и региональном уровнях;
     ежегодное  рассмотрение  результатов  реализации   Концепции   на
заседаниях Координационного совета по культуре при Минкультуры России.
     Деятельность Комиссии осуществляется на основе  ежегодных  планов
работы.
     Министерство   культуры   Российской    Федерации    осуществляет
управление  реализацией   Концепции   и   несет   ответственность   за
достигнутые  результаты,   координирует   действия   всех   участников
выполнения  Концепции,  подготавливает  в  пределах  своих  полномочий
нормативные  правовые  акты,  необходимые  для  реализации  Концепции,
формирует отчетность о реализации Концепции, осуществляет контроль  за
ходом ее реализации и его корректировку.
     Министерство   культуры   Российской    Федерации    обеспечивает
общественное   обсуждение   результатов   реализации    Концепции    и
представление их в средствах массовой информации.
     Ежегодно  Министерство  культуры   Российской   Федерации   будет
представлять отчет о результатах реализации Концепции в  Правительство
Российской Федерации,  Федеральное  Собрание  Российской  Федерации  и
Общественную палату Российской Федерации, а  также  размещать  его  на
своем официальном сайте в сети Интернет.