ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РЕДАКЦИЯ НА 11.07.2011). Кодекс. Федеральное Собрание РФ. 29.12.04 190-ФЗ


Страницы: 1  2  


использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а  также
зоны,   занятые   объектами   сельскохозяйственного    назначения    и
предназначенные для ведения сельского  хозяйства,  дачного  хозяйства,
садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
     11. В состав зон рекреационного назначения могут включаться  зоны
в границах территорий,  занятых городскими лесами,  скверами, парками,
городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также
в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха,
туризма, занятий физической культурой и спортом.
     12. В  состав  территориальных  зон  могут  включаться зоны особо
охраняемых  территорий.  В  зоны  особо  охраняемых  территорий  могут
включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное,
историко-культурное,  эстетическое,  рекреационное,  оздоровительное и
иное особо ценное значение.
     13. В состав зон специального назначения могут  включаться  зоны,
занятые   кладбищами,   крематориями,   скотомогильниками,   объектами
размещения отходов потребления и иными объектами,  размещение  которых
может   быть   обеспечено  только  путем  выделения  указанных  зон  и
недопустимо в других территориальных зонах.
     14. В состав территориальных зон могут включаться зоны размещения
военных объектов и иные зоны специального назначения.
     15. Помимо предусмотренных настоящей  статьей,  органом  местного
самоуправления могут устанавливаться иные  виды  территориальных  зон,
выделяемые  с  учетом  функциональных зон и особенностей использования
земельных участков и объектов капитального строительства.


                Статья 36. Градостроительный регламент

     1. Градостроительным  регламентом  определяется  правовой   режим
земельных   участков,  равно  как  всего,  что  находится  над  и  под
поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки
и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
     2. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:
     1) фактического   использования  земельных  участков  и  объектов
капитального строительства в границах территориальной зоны;
     2) возможности  сочетания  в  пределах одной территориальной зоны
различных видов существующего и планируемого  использования  земельных
участков и объектов капитального строительства;
     3) функциональных зон и характеристик их  планируемого  развития,
определенных  документами  территориального планирования муниципальных
образований;
     4) видов территориальных зон;
     5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо
охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
     3. Действие  градостроительного  регламента  распространяется   в
равной   мере   на   все  земельные  участки  и  объекты  капитального
строительства,  расположенные в пределах границ территориальной  зоны,
обозначенной на карте градостроительного зонирования.
     4. Действие градостроительного регламента не распространяется  на
земельные участки:
     1) в границах территорий памятников  и  ансамблей,  включенных  в
единый    государственный   реестр   объектов   культурного   наследия
(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации,  а также
в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь
выявленными  объектами  культурного  наследия  и  решения   о   режиме
содержания,  параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта
и  приспособлении  которых  принимаются   в   порядке,   установленном
законодательством  Российской Федерации об охране объектов культурного
наследия;
     2) в границах территорий общего пользования;
     3) предназначенные  для  размещения  линейных  объектов  и  (или)
занятые линейными объектами;
     4) предоставленные для добычи полезных ископаемых.
     5. Применительно    к    территориям    исторических   поселений,
достопримечательных мест,  землям лечебно-оздоровительных местностей и
курортов,   зонам   с   особыми   условиями  использования  территорий
градостроительные  регламенты   устанавливаются   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации.
     6. Градостроительные  регламенты  не  устанавливаются  для земель
лесного фонда,  земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса,
земель  особо  охраняемых  природных территорий (за исключением земель
лечебно-оздоровительных местностей и  курортов),  сельскохозяйственных
угодий  в  составе земель сельскохозяйственного назначения,  земельных
участков, расположенных в границах особых экономических зон.
     7. Использование   земельных   участков,   на   которые  действие
градостроительных регламентов  не  распространяется  или  для  которых
градостроительные    регламенты   не   устанавливаются,   определяется
уполномоченными   федеральными   органами    исполнительной    власти,
уполномоченными  органами  исполнительной  власти субъектов Российской
Федерации  или  уполномоченными  органами  местного  самоуправления  в
соответствии с федеральными законами. Использование земельных участков
в границах особых экономических зон определяется  органами  управления
особыми экономическими зонами.
     8. Земельные участки или объекты капитального строительства, виды
разрешенного    использования,   предельные   (минимальные   и   (или)
максимальные)  размеры и предельные параметры которых не соответствуют
градостроительному  регламенту,  могут использоваться без установления
срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за
исключением  случаев,  если  использование  таких земельных участков и
объектов  капитального  строительства  опасно  для  жизни или здоровья
человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
     9. Реконструкция указанных в части 8  настоящей  статьи  объектов
капитального   строительства   может   осуществляться   только   путем
приведения  таких  объектов   в   соответствие   с   градостроительным
регламентом   или   путем   уменьшения  их  несоответствия  предельным
параметрам разрешенного строительства,  реконструкции. Изменение видов
разрешенного  использования  указанных  земельных  участков и объектов
капитального строительства может осуществляться путем приведения их  в
соответствие  с видами разрешенного использования земельных участков и
объектов капитального строительства,  установленными градостроительным
регламентом.
     10. В случае,  если использование указанных в части  8  настоящей
статьи   земельных  участков  и  объектов  капитального  строительства
продолжается и опасно для жизни или здоровья человека,  для окружающей
среды,  объектов  культурного наследия,  в соответствии с федеральными
законами может быть наложен запрет на  использование  таких  земельных
участков и объектов.

              Статья 37. Виды разрешенного использования
       земельных участков и объектов капитального строительства

     1. Разрешенное  использование  земельных  участков   и   объектов
капитального строительства может быть следующих видов:
     1) основные виды разрешенного использования;
     2) условно разрешенные виды использования;
     3) вспомогательные виды  разрешенного  использования,  допустимые
только  в  качестве  дополнительных  по  отношению  к  основным  видам
разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и
осуществляемые совместно с ними.
     2. Применительно к каждой  территориальной  зоне  устанавливаются
виды   разрешенного   использования   земельных  участков  и  объектов
капитального строительства.
     3. Изменение  одного  вида  разрешенного  использования земельных
участков и объектов капитального строительства на  другой  вид  такого
использования   осуществляется   в  соответствии  с  градостроительным
регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
     4. Основные  и  вспомогательные  виды  разрешенного использования
земельных   участков    и    объектов    капитального    строительства
правообладателями   земельных   участков   и   объектов   капитального
строительства,  за исключением органов государственной власти, органов
местного  самоуправления,  государственных и муниципальных учреждений,
государственных  и  муниципальных  унитарных  предприятий,  выбираются
самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
     5. Решения об изменении одного  вида  разрешенного  использования
земельных    участков    и    объектов   капитального   строительства,
расположенных  на  землях,  на  которые   действие   градостроительных
регламентов  не  распространяется  или  для  которых градостроительные
регламенты не устанавливаются,  на  другой  вид  такого  использования
принимаются в соответствии с федеральными законами.
     6. Предоставление   разрешения   на   условно   разрешенный   вид
использования    земельного    участка    или   объекта   капитального
строительства осуществляется в  порядке,  предусмотренном  статьей  39
настоящего Кодекса.
     7. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение
о  предоставлении  разрешения на условно разрешенный вид использования
земельного  участка  или  объекта  капитального  строительства либо об
отказе в предоставлении такого разрешения.

              Статья 38. Предельные (минимальные и (или)
              максимальные) размеры земельных участков и
           предельные параметры разрешенного строительства,
          реконструкции объектов капитального строительства

     1. Предельные  (минимальные   и   (или)   максимальные)   размеры
земельных  участков и предельные параметры разрешенного строительства,
реконструкции объектов капитального  строительства  могут  включать  в
себя:
     1) предельные  (минимальные   и   (или)   максимальные)   размеры
земельных участков, в том числе их площадь;
     2) минимальные отступы  от  границ  земельных  участков  в  целях
определения мест допустимого размещения зданий,  строений, сооружений,
за  пределами  которых  запрещено  строительство   зданий,   строений,
сооружений;
     3) предельное количество этажей  или  предельную  высоту  зданий,
строений, сооружений;
     4) максимальный процент застройки в границах земельного  участка,
определяемый  как  отношение  суммарной  площади  земельного  участка,
которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;
     5) иные показатели.
     2. Применительно к каждой  территориальной  зоне  устанавливаются
указанные   в  части  1  настоящей  статьи  размеры  и  параметры,  их
сочетания.
     3. В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с
одинаковыми  видами  разрешенного  использования  земельных участков и
объектов  капитального  строительства,  но  с  различными  предельными
(минимальными  и  (или)  максимальными) размерами земельных участков и
предельными   параметрами  разрешенного  строительства,  реконструкции
объектов  капитального  строительства  и  сочетаниями таких размеров и
параметров.

 
             Статья 39. Порядок предоставления разрешения
         на условно разрешенный вид использования земельного
            участка или объекта капитального строительства

     1. Физическое    или   юридическое   лицо,   заинтересованное   в
предоставлении разрешения на  условно  разрешенный  вид  использования
земельного  участка  или  объекта  капитального строительства (далее -
разрешение  на  условно  разрешенный  вид  использования),  направляет
заявление  о  предоставлении  разрешения  на  условно  разрешенный вид
использования в комиссию.
     2. Вопрос  о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид
использования подлежит  обсуждению  на  публичных  слушаниях.  Порядок
организации  и  проведения  публичных  слушаний  определяется  уставом
муниципального  образования  и  (или)  нормативными  правовыми  актами
представительного органа муниципального образования с учетом положений
настоящей статьи.
     3. В  целях  соблюдения  права  человека на благоприятные условия
жизнедеятельности,  прав   и   законных   интересов   правообладателей
земельных  участков  и  объектов  капитального строительства публичные
слушания по вопросу предоставления разрешения на  условно  разрешенный
вид   использования  проводятся  с  участием  граждан,  проживающих  в
пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный
участок или объект капитального строительства, применительно к которым
запрашивается разрешение.  В  случае,  если  условно  разрешенный  вид
использования    земельного    участка    или   объекта   капитального
строительства  может  оказать  негативное  воздействие  на  окружающую
среду,  публичные  слушания  проводятся  с  участием  правообладателей
земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных
риску такого негативного воздействия.
     4. Комиссия направляет сообщения о проведении публичных  слушаний
по  вопросу  предоставления  разрешения  на  условно  разрешенный  вид
использования  правообладателям  земельных  участков,  имеющих   общие
границы  с земельным участком,  применительно к которому запрашивается
данное    разрешение,    правообладателям    объектов     капитального
строительства,  расположенных  на  земельных  участках,  имеющих общие
границы с земельным участком,  применительно к которому  запрашивается
данное  разрешение,  и  правообладателям помещений,  являющихся частью
объекта   капитального   строительства,   применительно   к   которому
запрашивается  данное разрешение.  Указанные сообщения направляются не
позднее  чем  через  десять  дней   со   дня   поступления   заявления
заинтересованного   лица   о   предоставлении  разрешения  на  условно
разрешенный вид использования.
     5. Участники  публичных  слушаний  по  вопросу  о  предоставлении
разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить
в   комиссию  свои  предложения  и  замечания,  касающиеся  указанного
вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний.
     6. Заключение   о   результатах  публичных  слушаний  по  вопросу
предоставления разрешения на  условно  разрешенный  вид  использования
подлежит  опубликованию  в  порядке,  установленном  для  официального
опубликования   муниципальных   правовых   актов,   иной   официальной
информации,   и   размещается   на  официальном  сайте  муниципального
образования   (при   наличии   официального    сайта    муниципального
образования) в сети "Интернет".
     7. Срок   проведения  публичных  слушаний  с  момента  оповещения
жителей муниципального образования о времени и месте их проведения  до
дня   опубликования   заключения   о  результатах  публичных  слушаний
определяется уставом муниципального образования и  (или)  нормативными
правовыми актами представительного органа муниципального образования и
не может быть более одного месяца.
     8. На  основании  заключения  о результатах публичных слушаний по
вопросу  о  предоставлении  разрешения  на  условно  разрешенный   вид
использования   комиссия   осуществляет   подготовку   рекомендаций  о
предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или
об  отказе  в  предоставлении  такого  разрешения  с  указанием причин
принятого решения и направляет их главе местной администрации.
     9. На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций
глава  местной  администрации  в  течение трех дней со дня поступления
таких рекомендаций принимает решение о  предоставлении  разрешения  на
условно  разрешенный  вид использования или об отказе в предоставлении
такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке,
установленном  для  официального  опубликования муниципальных правовых
актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте
муниципального    образования    (при   наличии   официального   сайта
муниципального образования) в сети "Интернет".
     10. Расходы,  связанные  с  организацией  и проведением публичных
слушаний по вопросу предоставления разрешения на  условно  разрешенный
вид    использования,   несет   физическое   или   юридическое   лицо,
заинтересованное в предоставлении такого разрешения.
     11. В   случае,   если   условно  разрешенный  вид  использования
земельного участка или объекта капитального  строительства  включен  в
градостроительный  регламент  в установленном для внесения изменений в
правила  землепользования  и  застройки   порядке   после   проведения
публичных  слушаний  по  инициативе физического или юридического лица,
заинтересованного в предоставлении разрешения на  условно  разрешенный
вид  использования,  решение  о  предоставлении  разрешения на условно
разрешенный вид использования такому лицу принимается  без  проведения
публичных слушаний.
     12. Физическое или юридическое лицо вправе  оспорить  в  судебном
порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид
использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

            Статья 40. Отклонение от предельных параметров
              разрешенного строительства, реконструкции
                 объектов капитального строительства

     1. Правообладатели земельных  участков,  размеры  которых  меньше
установленных   градостроительным   регламентом  минимальных  размеров
земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные
характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться
за разрешениями на отклонение от  предельных  параметров  разрешенного
строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
     2. Отклонение    от    предельных     параметров     разрешенного
строительства,   реконструкции   объектов  капитального  строительства
разрешается  для  отдельного   земельного   участка   при   соблюдении
требований технических регламентов.
     3. Заинтересованное  в  получении  разрешения  на  отклонение  от
предельных   параметров   разрешенного   строительства,  реконструкции
объектов  капитального  строительства  лицо  направляет   в   комиссию
заявление о предоставлении такого разрешения.
     4. Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных
параметров    разрешенного   строительства,   реконструкции   объектов
капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях,
проводимых  в порядке, определенном уставом муниципального образования
и   (или)   нормативными  правовыми  актами  представительного  органа
муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей
39 настоящего Кодекса. Расходы, связанные с организацией и проведением
публичных   слушаний   по   вопросу  о  предоставлении  разрешения  на
отклонение   от   предельных  параметров  разрешенного  строительства,
реконструкции  объектов  капитального  строительства, несет физическое
или   юридическое   лицо,  заинтересованное  в  предоставлении  такого
разрешения.
     5. На основании заключения о результатах  публичных  слушаний  по
вопросу  о  предоставлении  разрешения  на  отклонение  от  предельных
параметров   разрешенного   строительства,   реконструкции    объектов
капитального    строительства    комиссия    осуществляет   подготовку
рекомендаций о  предоставлении  такого  разрешения  или  об  отказе  в
предоставлении  такого разрешения с указанием причин принятого решения
и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
     6. Глава  местной  администрации  в  течение  семи  дней  со  дня
поступления  указанных  в  части  5  настоящей   статьи   рекомендаций
принимает   решение  о  предоставлении  разрешения  на  отклонение  от
предельных  параметров   разрешенного   строительства,   реконструкции
объектов  капитального  строительства  или  об отказе в предоставлении
такого разрешения с указанием причин принятого решения.
     7. Физическое  или  юридическое  лицо  вправе оспорить в судебном
порядке  решение  о  предоставлении  разрешения   на   отклонение   от
предельных   параметров   разрешенного   строительства,  реконструкции
объектов капитального строительства или  об  отказе  в  предоставлении
такого разрешения.

                    Глава 5. ПЛАНИРОВКА ТЕРРИТОРИИ


              Статья 41. Назначение и виды документации
                       по планировке территории

     1. Подготовка    документации    по     планировке     территории
осуществляется  в  целях  обеспечения устойчивого развития территорий,
выделения элементов планировочной структуры (кварталов,  микрорайонов,
иных  элементов),  установления границ земельных участков,  на которых
расположены  объекты  капитального  строительства,  границ   земельных
участков,  предназначенных  для  строительства  и  размещения линейных
объектов.
     2. Подготовка     документации    по    планировке    территории,
предусмотренной  настоящим  Кодексом,   осуществляется   в   отношении
застроенных или подлежащих застройке территорий.
     3. В   случае   установления   границ    незастроенных    и    не
предназначенных   для   строительства  земельных  участков  подготовка
документации по планировке территории осуществляется в соответствии  с
земельным, водным, лесным и иным законодательством.
     4. В   случае,  если  по  инициативе  правообладателей  земельных
участков осуществляются разделение  земельного  участка  на  несколько
земельных  участков,  объединение  земельных участков в один земельный
участок,  изменение  общей  границы  земельных  участков,   подготовка
документации по  планировке территории не требуется.  При этом размеры
образованных земельных участков не  должны  превышать  предусмотренные
градостроительным  регламентом максимальные размеры земельных участков
и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным  регламентом
минимальных   размеров   земельных   участков.  Обязательным  условием
разделения земельного участка на несколько земельных участков является
наличие   подъездов,   подходов  к  каждому  образованному  земельному
участку.  Объединение земельных  участков  в  один  земельный  участок
допускается  только  при условии,  если образованный земельный участок
будет находиться в границах одной территориальной зоны.
     5. При  подготовке  документации  по  планировке территории может
осуществляться разработка  проектов  планировки  территории,  проектов
межевания территории и градостроительных планов земельных участков.


               Статья 42. Проект планировки территории

     1. Подготовка проекта планировки  территории  осуществляется  для
выделения элементов планировочной структуры,  установления  параметров
планируемого   развития   элементов   планировочной   структуры,   зон
планируемого  размещения  объектов  федерального  значения,   объектов
регионального значения, объектов местного значения.
     2. Проект  планировки  территории  состоит  из  основной   части,
которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
     3. Основная часть проекта планировки территории включает в себя:
     1) чертеж   или   чертежи   планировки   территории,  на  которых
отображаются:
     а) красные линии;
     б) линии,  обозначающие  дороги,  улицы,  проезды,  линии  связи,
объекты инженерной и транспортной инфраструктур;
     в) границы     зон     планируемого      размещения      объектов
социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов
капитального строительства;
     г) границы  зон  планируемого  размещения  объектов  федерального
значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
     2) положения  о  размещении  объектов  капитального строительства
федерального,  регионального  или  местного  значения,   а   также   о
характеристиках   планируемого   развития   территории,  в  том  числе
плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития
систем       социального,       транспортного      обслуживания      и
инженерно-технического   обеспечения,   необходимых    для    развития
территории.
     4. Материалы  по  обоснованию   проекта   планировки   территории
включают в себя материалы в графической форме и пояснительную записку.
     5. Материалы  по  обоснованию  проекта  планировки  территории  в
графической форме содержат:
     1) схему расположения элемента планировочной структуры;
     2) схему  использования  территории  в  период подготовки проекта
планировки территории;
     3) схему организации улично-дорожной сети, которая может включать
схему  размещения  парковок  (парковочных мест),  и   схему   движения
транспорта на соответствующей территории;
     4) схему границ территорий объектов культурного наследия;
     5) схему границ зон с особыми условиями использования территорий;
     6) схему   вертикальной   планировки   и   инженерной  подготовки
территории;
     7) иные материалы в графической форме для обоснования положений о
планировке территории.
     6. Пояснительная  записка,  указанная в части 4 настоящей статьи,
содержит описание и обоснование положений, касающихся:
     1) определения   параметров   планируемого  строительства  систем
социального,  транспортного  обслуживания   и   инженерно-технического
обеспечения, необходимых для развития территории;
     2) защиты  территории  от  чрезвычайных  ситуаций  природного   и
техногенного характера,  проведения мероприятий по гражданской обороне
и обеспечению пожарной безопасности;
     3) иных вопросов планировки территории.
     7. Состав и содержание проектов планировки территорий, подготовка
которых   осуществляется   на  основании  документов  территориального
планирования  Российской Федерации, устанавливаются настоящим Кодексом
и  принимаемыми  в  соответствии  с  ним нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
     8. Состав и содержание проектов планировки территории, подготовка
которых   осуществляется   на  основании  документов  территориального
планирования     субъекта     Российской     Федерации,     документов
территориального      планирования     муниципального     образования,
устанавливаются  настоящим  Кодексом,  законами  и  иными нормативными
правовыми актами субъекта Российской Федерации.
     9. Проект  планировки  территории является основой для разработки
проектов межевания территорий.


               Статья 43. Проекты межевания территорий

     1. Подготовка  проектов   межевания   территорий   осуществляется
применительно  к  застроенным  и  подлежащим  застройке   территориям,
расположенным в границах элементов планировочной структуры.
     2. Подготовка   проектов   межевания    застроенных    территорий
осуществляется  в  целях  установления  границ  застроенных  земельных
участков  и  границ  незастроенных  земельных   участков.   Подготовка
проектов  межевания  подлежащих  застройке территорий осуществляется в
целях   установления   границ   незастроенных   земельных    участков,
планируемых  для  предоставления  физическим  и  юридическим лицам для
строительства,  а также границ земельных участков, предназначенных для
размещения    объектов    капитального   строительства   федерального,
регионального или местного значения.
     3. Подготовка  проектов  межевания  территорий  осуществляется  в
составе  проектов  планировки  территорий  или   в   виде   отдельного
документа.
     4. Размеры земельных участков в границах  застроенных  территорий
устанавливаются    с    учетом    фактического    землепользования   и
градостроительных  нормативов  и  правил,   действовавших   в   период
застройки  указанных территорий.  Если в процессе межевания территорий
выявляются земельные участки,  размеры которых превышают установленные
градостроительным   регламентом   предельные   (минимальные   и  (или)
максимальные)   размеры   земельных   участков,   для    строительства
предоставляются земельные участки, сформированные на основе выявленных
земельных   участков,   при   условии   соответствия    их    размеров
градостроительному регламенту.
     5. Проект межевания территории включает в себя чертежи  межевания
территории, на которых отображаются:
     1) красные  линии,  утвержденные  в  составе  проекта  планировки
территории;
     2) линии отступа от  красных  линий  в  целях  определения  места
допустимого размещения зданий, строений, сооружений;
     3) границы застроенных земельных участков,  в том  числе  границы
земельных участков, на которых расположены линейные объекты;
     4) границы  формируемых  земельных  участков,   планируемых   для
предоставления физическим и юридическим лицам для строительства;
     5) границы земельных  участков,  предназначенных  для  размещения
объектов  капитального  строительства федерального,  регионального или
местного значения;
     6) границы территорий объектов культурного наследия;
     7) границы зон с особыми условиями использования территорий;
     8) границы зон действия публичных сервитутов.
     6.  В  составе  проектов  межевания   территорий   осуществляется
подготовка градостроительных  планов  земельных  участков,  подлежащих
застройке, и может осуществляться подготовка градостроительных  планов
застроенных земельных участков.


        Статья 44. Градостроительные планы земельных участков

     1.  Подготовка  градостроительных   планов   земельных   участков
осуществляется применительно к  застроенным  или  предназначенным  для
строительства, реконструкции объектов капитального  строительства  (за
исключением линейных объектов) земельным участкам.
     2. Подготовка   градостроительного   плана   земельного   участка
осуществляется в составе  проекта  межевания  территории  или  в  виде
отдельного документа.
     3. В  составе   градостроительного   плана   земельного   участка
указываются:
     1) границы земельного участка;
     2) границы зон действия публичных сервитутов;
     3) минимальные отступы  от  границ  земельного  участка  в  целях
определения мест допустимого размещения зданий,  строений, сооружений,
за  пределами  которых  запрещено  строительство   зданий,   строений,
сооружений;
     4) информация о градостроительном регламенте (в случае,  если  на
земельный   участок   распространяется   действие   градостроительного
регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за
исключением    случаев    предоставления    земельного   участка   для
государственных или муниципальных нужд,  должна содержаться информация
о    всех    предусмотренных   градостроительным   регламентом   видах
разрешенного использования земельного участка;
     5) информация  о  разрешенном  использовании  земельного участка,
требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального
строительства  на  указанном  земельном  участке  (в случаях,  если на
земельный  участок  не  распространяется  действие  градостроительного
регламента    или    для   земельного   участка   не   устанавливается
градостроительный регламент);
     6) информация  о  расположенных  в  границах  земельного  участка
объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
     7) информация   о   технических   условиях  подключения  объектов
капитального строительства к сетям инженерно-технического  обеспечения
(далее - технические условия);
     8) границы зоны  планируемого  размещения  объектов  капитального
строительства для государственных или муниципальных нужд.
     4. В состав градостроительного  плана  земельного  участка  может
включаться  информация  о возможности или невозможности его разделения
на несколько земельных участков.
     5. Форма     градостроительного    плана    земельного    участка
устанавливается уполномоченным  Правительством  Российской   Федерации
федеральным органом исполнительной власти.


           Статья 45. Подготовка и утверждение документации
                       по планировке территории

     1. Решения  о  подготовке  документации  по планировке территории
принимаются  уполномоченными  федеральными   органами   исполнительной
власти,  органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации,
органами местного самоуправления.
     2. Уполномоченные  федеральные   органы   исполнительной   власти
обеспечивают  подготовку  документации  по  планировке  территории  на
основании   документов   территориального   планирования    Российской
Федерации, если такими документами предусмотрено  размещение  линейных
объектов федерального значения.
     3. Органы исполнительной  власти  субъекта  Российской  Федерации
обеспечивают  подготовку  документации  по  планировке  территории  на
основании документов территориального планирования субъекта Российской
Федерации, если такими документами предусмотрено  размещение  линейных
объектов регионального значения.
     4. Органы   местного   самоуправления    муниципального    района
обеспечивают  подготовку  документации  по  планировке  территории  на
основании  документов  территориального  планирования   муниципального
района, если  такими  документами  предусмотрено  размещение  линейных
объектов местного значения или объектов капитального строительства  на
межселенных территориях, а также на основании правил  землепользования
и застройки межселенных территорий.
     5. Органы  местного  самоуправления  поселения,  органы  местного
самоуправления городского округа обеспечивают подготовку  документации
по планировке территории на основании генерального плана поселения (за
исключением случая,  установленного  частью  6  статьи  18  настоящего
Кодекса),    генерального    плана    городского    округа,     правил
землепользования и застройки.
     5.1. Уполномоченные  федеральные  органы  исполнительной  власти,
органы исполнительной власти  субъекта  Российской  Федерации,  органы
местного самоуправления муниципального  района  при  наличии  согласия
органов местного самоуправления поселения,  городского  округа  вправе
обеспечивать  подготовку  документации   по   планировке   территории,
предусматривающей   размещение   в    соответствии    с    документами
территориального  планирования   Российской   Федерации,   документами
территориального   планирования   субъекта    Российской    Федерации,
документами  территориального   планирования   муниципального   района
объектов  федерального  значения,  объектов  регионального   значения,
объектов местного значения, не являющихся линейными объектами.
     6. Не  допускается  осуществлять   подготовку   документации   по
планировке  территории  при  отсутствии  документов   территориального
планирования, за исключением  случаев  подготовки  проектов  межевания
застроенных территорий и градостроительных планов  земельных  участков
по  заявлениям  физических  или  юридических  лиц,  а  также   случая,
предусмотренного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса.
     7. В  случае  принятия  решения  о  подготовке  документации   по
планировке  территории уполномоченный федеральный орган исполнительной
власти,  орган исполнительной власти  субъекта  Российской  Федерации,
орган  местного  самоуправления муниципального района в течение десяти
дней со дня принятия такого решения направляют уведомление о  принятом
решении  главе  поселения,  главе  городского округа,  применительно к
территориям которых принято такое решение.
     8. Подготовка    документации    по     планировке     территории
осуществляется   уполномоченными   органами   исполнительной   власти,
органами местного  самоуправления  самостоятельно  либо  на  основании
государственного или муниципального контракта, заключенного по  итогам
размещения  заказа  в  соответствии  с  законодательством   Российской
Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение  работ,
оказание  услуг  для  государственных   и   муниципальных   нужд,   за
исключением  случая,  указанного  в  части   8.1   настоящей   статьи.
Подготовка  документации  по  планировке  территории,  в   том   числе
предусматривающей размещение объектов федерального значения,  объектов
регионального   значения,   объектов    местного    значения,    может
осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
     8.1. В случае,  если  в  отношении  земельного  участка  заключен
договор аренды земельного участка  для  его  комплексного  освоения  в
целях жилищного строительства  либо  договор  о  развитии  застроенной
территории,  подготовка  документации  по  планировке   территории   в
границах  таких  земельного  участка  или  территории   осуществляется
лицами, с которыми заключены соответствующие договоры.
     9. В  случае  поступления  в  уполномоченные  федеральные  органы
исполнительной   власти,   органы   исполнительной   власти   субъекта
Российской   Федерации    или    органы    местного    самоуправления,
предусмотренные  частью  1  настоящей  статьи,  заявлений  о  принятии
решений о подготовке документации по  планировке  территории  от  лиц,
указанных в  части  8.1  настоящей  статьи,  такие  органы  в  течение
четырнадцати рабочих  дней  со  дня  поступления  указанных  заявлений
обязаны  принять  решения  о  подготовке  документации  по  планировке
соответствующей территории.
     9.1. Утверждение   документации   по    планировке    территории,
предназначенной для создания особой экономической зоны, осуществляется
органами управления особыми экономическими зонами.
     10. Подготовка    документации    по    планировке     территории
осуществляется на основании документов территориального  планирования,
правил землепользования и  застройки  в  соответствии  с  требованиями
технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования,
градостроительных регламентов  с  учетом  границ  территорий  объектов
культурного  наследия,  включенных  в  единый  государственный  реестр
объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)  народов
Российской Федерации,  границ  территорий  вновь  выявленных  объектов
культурного наследия, границ зон  с  особыми  условиями  использования
территорий.
     11. В  случае,  если  решение  о   подготовке   документации   по
планировке территории принимается уполномоченным  федеральным  органом
исполнительной  власти,   органом   исполнительной   власти   субъекта
Российской Федерации, органом местного  самоуправления  муниципального
района, подготовка  указанной  документации  должна  осуществляться  в
соответствии с документами  территориального  планирования  Российской
Федерации,   документами   территориального   планирования   субъектов
Российской  Федерации,   документами   территориального   планирования
муниципального района.
     12. Уполномоченные  федеральные  органы   исполнительной   власти
осуществляют  проверку  подготовленной   на   основании   их   решений
документации по планировке  территории  на  соответствие  требованиям,
указанным в части 10 настоящей статьи, в течение тридцати дней со  дня
поступления такой документации и по  результатам  проверки  утверждают
документацию  по  планировке  территории  или  принимают  решение   об
отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
     12.1. Уполномоченные  органы   исполнительной   власти   субъекта
Российской  Федерации,  органы  местного  самоуправления  осуществляют
проверку  подготовленной  на  основании  их  решений  документации  по
планировке территории на соответствие требованиям, указанным  в  части
10 настоящей статьи, в течение тридцати дней со дня поступления  такой
документации и по результатам проверки принимают решения о направлении
такой  документации  соответственно  в  высший  исполнительный   орган
государственной власти субъекта Российской  Федерации,  главе  местной
администрации на утверждение или об отклонении такой документации и  о
направлении ее на доработку.
     12.2. Документация по планировке  территории,  подготовленная  на
основании решения уполномоченного федерального  органа  исполнительной
власти, органа исполнительной власти  субъекта  Российской  Федерации,
органа  местного   самоуправления   муниципального   района,   до   ее
утверждения подлежит согласованию с органами  местного  самоуправления
поселения, городского  округа,  применительно  к  территориям  которых
разрабатывалась такая документация.
     13. Особенности подготовки документации по планировке территории,
разрабатываемой на основании решения  органа  местного  самоуправления
поселения,   органа   местного   самоуправления   городского   округа,
устанавливаются статьей 46 настоящего Кодекса.
     14. Документация   по   планировке   территории,   представленная
уполномоченными органами  исполнительной  власти  субъекта  Российской
Федерации,    органами    местного    самоуправления,     утверждается
соответственно высшим исполнительным  органом  государственной  власти
субъекта Российской Федерации, главой местной администрации в  течение
четырнадцати дней со дня поступления указанной документации.
     15. Документация   по   планировке    территории,    утверждаемая
соответственно уполномоченными  федеральными  органами  исполнительной
власти, высшим исполнительным органом государственной власти  субъекта
Российской  Федерации,  главой  местной  администрации  муниципального
района,  направляется  главе  поселения,  главе   городского   округа,
применительно к территориям которых  осуществлялась  подготовка  такой
документации, в течение семи дней со дня ее утверждения.
     16. Глава   местной   администрации   обеспечивает  опубликование
указанной в части  15  настоящей  статьи  документации  по  планировке
территории   (проектов  планировки  территории  и  проектов  межевания
территории) в порядке,  установленном для  официального  опубликования
муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает
информацию о такой документации на  официальном  сайте  муниципального
образования    (при    наличии   официального   сайта   муниципального
образования) в сети "Интернет".
     17. Органы  государственной  власти Российской Федерации,  органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления,  физические  и  юридические  лица  вправе  оспорить  в
судебном порядке документацию по планировке территории.
     18. Порядок  подготовки  документации  по  планировке территории,
подготовка которой осуществляется на основании решений  уполномоченных
федеральных  органов исполнительной власти,  устанавливается настоящим
Кодексом и принимаемыми в соответствии с  ним  нормативными  правовыми
актами Российской Федерации.
     19. Порядок подготовки  документации  по  планировке  территории,
подготовка   которой   осуществляется  на  основании  решений  органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации,  устанавливается
настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
     20. Порядок подготовки  документации  по  планировке  территории,
разрабатываемой  на основании решений органов местного самоуправления,
устанавливается настоящим Кодексом  и  нормативными  правовыми  актами
органов местного самоуправления.


          Статья 46. Особенности подготовки документации по
         планировке территории, разрабатываемой на основании
         решения органа местного самоуправления поселения или
           органа местного самоуправления городского округа

     1. Решение о подготовке  документации  по  планировке  территории
принимается органом  местного  самоуправления  поселения  или  органом
местного самоуправления  городского  округа  по  инициативе  указанных
органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о
подготовке документации по планировке территории, а также на основании
заявлений  о  принятии решений о подготовке документации по планировке
территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса.
     2. Указанное  в  части  1  настоящей  статьи   решение   подлежит
опубликованию в порядке,  установленном для официального опубликования
муниципальных правовых актов,  иной официальной информации,  в течение
трех  дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном
сайте поселения (при наличии  официального  сайта  поселения)  или  на
официальном  сайте  городского  округа (при наличии официального сайта
городского округа) в сети "Интернет".
     3. Со дня опубликования  решения  о  подготовке  документации  по
планировке   территории   физические   или   юридические  лица  вправе
представить  в  орган  местного  самоуправления  поселения  или  орган
местного  самоуправления городского округа свои предложения о порядке,
сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
     4. Орган  местного  самоуправления  поселения  или орган местного
самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по
планировке   территории  на  соответствие  требованиям,  установленным
частью 10  статьи  45  настоящего  Кодекса.  По  результатам  проверки
указанные  органы  принимают  соответствующее  решение  о  направлении
документации  по  планировке   территории   главе   поселения,   главе
городского округа или об отклонении такой документации и о направлении
ее на доработку.
     5. Проекты  планировки территории и проекты межевания территории,
подготовленные в составе  документации  по  планировке  территории  на
основании  решения органа местного самоуправления поселения или органа
местного самоуправления городского округа,  до их утверждения подлежат
обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
     6. Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту
планировки  территории  и  проекту  межевания  территории определяется
уставом  муниципального  образования  и  (или)  нормативными правовыми
актами  представительного  органа  муниципального образования с учетом
положений настоящей статьи.
     7. В  целях  соблюдения  права  человека на благоприятные условия
жизнедеятельности,  прав   и   законных   интересов   правообладателей
земельных  участков  и  объектов  капитального строительства публичные
слушания  по  проекту  планировки  территории  и   проекту   межевания
территории  проводятся с участием граждан,  проживающих на территории,
применительно  к  которой   осуществляется   подготовка   проекта   ее
планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков
и объектов  капитального  строительства,  расположенных  на  указанной
территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи
с реализацией таких проектов.
     8. При   проведении  публичных  слушаний  по  проекту  планировки
территории и проекту межевания территории всем заинтересованным  лицам
должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения.
     9. Участники публичных слушаний по проекту планировки  территории
и  проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на
проведение публичных слушаний орган местного самоуправления  поселения
или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и
замечания,  касающиеся  проекта  планировки  территории  или   проекта
межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний.
     10. Заключение   о  результатах  публичных  слушаний  по  проекту
планировки  территории  и  проекту   межевания   территории   подлежит
опубликованию в порядке,  установленном для официального опубликования
муниципальных  правовых  актов,   иной   официальной   информации,   и
размещается  на  официальном сайте поселения (при наличии официального
сайта поселения) или  на  официальном  сайте  городского  округа  (при
наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
     11. Срок проведения публичных слушаний со дня оповещения  жителей
муниципального  образования  о  времени  и  месте их проведения до дня
опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется
уставом  муниципального  образования  и  (или)  нормативными правовыми
актами представительного органа муниципального образования и не  может
быть менее одного месяца и более трех месяцев.
     12. Орган местного самоуправления поселения  или  орган  местного
самоуправления   городского  округа  направляет  соответственно  главе
местной   администрации   поселения,   главе   местной   администрации
городского    округа   подготовленную   документацию   по   планировке
территории,  протокол  публичных  слушаний   по   проекту   планировки
территории  и  проекту межевания территории и заключение о результатах
публичных слушаний  не  позднее  чем  через  пятнадцать  дней  со  дня
проведения публичных слушаний.
     13. Глава  местной  администрации  поселения  или  глава  местной
администрации  городского округа с учетом протокола публичных слушаний
по проекту планировки территории  и  проекту  межевания  территории  и
заключения  о  результатах  публичных  слушаний  принимает  решение об
утверждении документации по планировке территории  или  об  отклонении
такой  документации и о направлении ее в орган местного самоуправления
на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
     14. Утвержденная  документация  по планировке территории (проекты
планировки  территории  и  проекты  межевания   территории)   подлежит
опубликованию в порядке,  установленном для официального опубликования
муниципальных правовых актов,  иной официальной информации,  в течение
семи  дней  со дня утверждения указанной документации и размещается на
официальном сайте муниципального образования (при наличии официального
сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
     15. На   основании   документации   по   планировке   территории,
утвержденной главой местной администрации поселения или главой местной
администрации  городского  округа,  представительный  орган   местного
самоуправления  вправе  вносить изменения в правила землепользования и
застройки   в   части   уточнения   установленных    градостроительным
регламентом   предельных   параметров   разрешенного  строительства  и
реконструкции объектов капитального строительства.
     16. Подготовка  документации по планировке межселенных территорий
на  основании  правил   землепользования   и   застройки   межселенных
территорий   осуществляется   на  основании  решения  органа  местного
самоуправления муниципального района  в  соответствии  с  требованиями
настоящей статьи.
     17. В случае,  если физическое или юридическое лицо обращается  в
орган    местного   самоуправления   с   заявлением   о   выдаче   ему
градостроительного  плана  земельного  участка,  проведение  процедур,
предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи,  не требуется.  Орган
местного самоуправления в течение тридцати  дней  со  дня  поступления
указанного  обращения осуществляет подготовку градостроительного плана
земельного участка и утверждает  его.  Орган  местного  самоуправления
предоставляет  заявителю градостроительный план земельного участка без
взимания платы.
     18. @Утратила силуАгентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 46.1:
редакция 9 - Федеральный закон от 18.12.06 N 232-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 46.2:
редакция 9 - Федеральный закон от 18.12.06 N 232-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 46.3:
редакции 9 - Федеральный закон от 18.12.06 N 232-ФЗ,  23 - Федеральный
закон от 17.07.09 N 164-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 47:
редакции 5 - Федеральный закон от 31.12.05 N 210-ФЗ,  19 - Федеральный
закон от 22.07.08 N 148-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 48:
редакции 5 - Федеральный закон от 31.12.05 N 210-ФЗ,  9 -  Федеральный
закон от  18.12.06  N  232-ФЗ,  10  -  Федеральный закон от 29.12.06 N
258-ФЗ, 12 - Федеральный закон от 24.07.07 N 215-ФЗ,  19 - Федеральный
закон от  22.07.08  N  148-ФЗ,  24  -  Федеральный закон от 23.11.09 N
261-ФЗ, 27 - Федеральный закон от 27.07.10 N 240-ФЗ, 30 -  Федеральный
закон от 20.03.11 N 41-ФЗ, 33 - Федеральный закон от 11.07.11 N 190-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 48.1:
редакции 9 - Федеральный закон от 18.12.06 N 232-ФЗ,  14 - Федеральный
закон от 08.11.07 N 257-ФЗ,  15 -  Федеральный  закон  от  04.12.07  N
324-ФЗ, 29 - Федеральный закон от 29.11.10 N 314-ФЗ,  33 - Федеральный
закон от 11.07.11 N 190-ФЗ
     10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
     11) опасные производственные объекты, на которых:
     а) получаются,    используются,   перерабатываются,   образуются,
хранятся,   транспортируются,   уничтожаются   опасные   вещества    в
количествах,  превышающих  предельные.  Такие  вещества  и  предельные
количества опасных веществ соответственно указаны в приложениях 1 и  2
к  Федеральному  закону  от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной
безопасности опасных производственных объектов" (далее  -  Федеральный
закон    "О   промышленной   безопасности   опасных   производственных
объектов"). Не относятся к особо опасным и технически сложным объектам
газораспределительные  системы,  на  которых  используется,  хранится,
транспортируется  природный  газ  под  давлением  до  1,2  мегапаскаля
включительно  или  сжиженный  углеводородный  газ под давлением до 1,6
мегапаскаля включительно;
     б) @утратил силуАгентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 49:
редакции 2 - Федеральный закон от 29.12.04 N 191-ФЗ,  4 -  Федеральный
закон  от  31.12.05  N  199-ФЗ,  5  -  Федеральный закон от 31.12.05 N
210-ФЗ, 9 - Федеральный закон от 18.12.06 N 232-ФЗ,  12 -  Федеральный
закон от 24.07.07 N 215-ФЗ,  15 -  Федеральный  закон  от  04.12.07  N
324-ФЗ, 17  - Федеральный закон от 16.05.08 N 75-ФЗ,  19 - Федеральный
закон от 22.07.08 N 148-ФЗ,  22  -  Федеральный  закон  от  30.12.08 N
309-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 50:
редакция 9 - Федеральный закон от 18.12.06 N 232-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 51:
редакции 2 - Федеральный закон от 29.12.04 N 191-ФЗ (ред. от 20.03.11,
часть 3 вводится с 31 декабря 2012 года), 5  -  Федеральный  закон  от
31.12.05  N 210-ФЗ,  9 - Федеральный закон от 18.12.06 N 232-ФЗ,  20 -
Федеральный закон от 23.07.08 N 160-ФЗ,  24  -  Федеральный  закон  от
23.11.09 N 261-ФЗ, 28 - Федеральный закон от 22.11.10 N 305-ФЗ,  30  -
Федеральный закон от 20.03.11 N  41-ФЗ,  32  -  Федеральный  закон  от
01.07.11 N 169-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 52:
редакции 5 - Федеральный закон от 31.12.05 N 210-ФЗ,  9 -  Федеральный
закон от  18.12.06  N  232-ФЗ,  19  -  Федеральный закон от 22.07.08 N
148-ФЗ, 20 - Федеральный закон от 23.07.08 N 160-ФЗ,  27 - Федеральный
закон от 27.07.10 N 240-ФЗ,  32 -  Федеральный  закон  от  01.07.11  N
169-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 53:
редакция 27 - Федеральный закон от 27.07.10 N 240-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 54:
редакции 2  - Федеральный закон от 29.12.04 N 191-ФЗ,  5 - Федеральный
закон от  31.12.05  N  210-ФЗ,  9  -  Федеральный  закон от 18.12.06 N
232-ФЗ, 17  - Федеральный закон от 16.05.08 N 75-ФЗ,  19 - Федеральный
закон от 22.07.08 N 148-ФЗ,  24 -  Федеральный  закон  от  23.11.09  N
261-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 55:
редакции 5 - Федеральный закон от 31.12.05 N 210-ФЗ,  7 -  Федеральный
закон от 27.07.06 N 143-ФЗ,  9  -  Федеральный  закон  от  18.12.06  N
232-ФЗ, 16 - Федеральный закон от 13.05.08 N 66-ФЗ,  20 -  Федеральный
закон от 23.07.08 N 160-ФЗ,  24 -  Федеральный  закон  от  23.11.09  N
261-ФЗ, 26 - Федеральный закон от 27.07.10 N 226-ФЗ  (пункт 10 части 3
вводится с 1 января 2012 года),  28 - Федеральный закон от 22.11.10  N
305-ФЗ, 30  - Федеральный закон от 20.03.11 N 41-ФЗ,  32 - Федеральный
закон от 01.07.11 N 169-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Главы 6.1:
редакция 19 - Федеральный закон от 22.07.08 N 148-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 55.2:
редакция 27 - Федеральный закон от 27.07.10 N 240-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 55.4:
редакция 19 - Федеральный закон от 22.07.08 N 148-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 55.5:
редакция 27 - Федеральный закон от 27.07.10 N 240-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 55.7:
редакция 27 - Федеральный закон от 27.07.10 N 240-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 55.8:
редакция 27 - Федеральный закон от 27.07.10 N 240-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 55.10:
редакция 27 - Федеральный закон от 27.07.10 N 240-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 55.11:
редакция 27 - Федеральный закон от 27.07.10 N 240-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 55.13:
редакция 27 - Федеральный закон от 27.07.10 N 240-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 55.16:
редакция 27 - Федеральный закон от 27.07.10 N 240-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 55.17:
редакция 27 - Федеральный закон от 27.07.10 N 240-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 55.18:
редакция 27 - Федеральный закон от 27.07.10 N 240-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 55.19:
редакция 27 - Федеральный закон от 27.07.10 N 240-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 55.20:
редакция 27 - Федеральный закон от 27.07.10 N 240-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 55.21:
редакция 27 - Федеральный закон от 27.07.10 N 240-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 55.22:
редакция 27 - Федеральный закон от 27.07.10 N 240-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 55.23:
редакция 27 - Федеральный закон от 27.07.10 N 240-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Главы 7:
редакция 2 - Федеральный закон от 29.12.04 N 191-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 56:
редакции 5 - Федеральный закон от 31.12.05 N 210-ФЗ,  11 - Федеральный
закон от 10.05.07 N 69-ФЗ, 16 - Федеральный закон от 13.05.08 N 66-ФЗ,
24 - Федеральный закон от 23.11.09 N 261-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 57:
редакции 20 - Федеральный закон от 23.07.08 N 160-ФЗ, 24 - Федеральный
закон от 23.11.09 N 261-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 57.1:
редакция 30 - Федеральный закон  от  20.03.11  N  41-ФЗ  (статья  57.1
вводится с 1 сентября 2011 года)
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 59:
редакции 4 - Федеральный закон от 31.12.05 N 199-ФЗ, 30 -  Федеральный
закон от 20.03.11 N 41-ФЗ
     2. Возмещение  вреда,  причиненного жизни или здоровью физических
лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате утверждения
не  соответствующих  требованиям  технических  регламентов  документов
территориального  планирования   муниципальных   образований,   правил
землепользования  и  застройки,  документации по планировке территорий
муниципальных образований, осуществляется в полном объеме.
     3. @Утратила силуАгентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 60:
редакции 4 - Федеральный закон от 31.12.05 N 199-ФЗ,  5 -  Федеральный
закон от  31.12.05  N  210-ФЗ,  9  -  Федеральный  закон от 18.12.06 N
232-ФЗ, 19 - Федеральный закон от 22.07.08 N 148-ФЗ,  27 - Федеральный
закон от 27.07.10 N 240-ФЗ, 30 - Федеральный закон от 20.03.11 N 41-ФЗ
     2) саморегулируемая    организация     в     пределах     средств
компенсационного  фонда саморегулируемой организации в отношении лица,
которое на момент выполнения таких работ имело свидетельство о допуске
к ним, выданное этой саморегулируемой организацией.
     2. Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по
подготовке проектной документации,  осуществляется лицом,  выполнившим
такие работы.  Субсидиарную ответственность за  причинение  указанного
вреда несет:
     1) @утратил силу     2) саморегулируемая     организация     в     пределах    средств
компенсационного фонда саморегулируемой организации в отношении  лица,
которое на момент выполнения таких работ имело свидетельство о допуске
к ним, выданное этой саморегулируемой организацией.
     3.1. В случае исключения сведений о саморегулируемой организации,
выдавшей свидетельство о допуске к работам,  которые оказывают влияние
на    безопасность    объектов    капитального    строительства,    из
государственного  реестра  саморегулируемых  организаций  субсидиарную
ответственность в случаях,  предусмотренных частями 1  -  3  настоящей
статьи,  несет  Национальное  объединение саморегулируемых организаций
соответствующего  вида  в  пределах  средств  компенсационного   фонда
указанной  саморегулируемой  организации,  зачисленных  на счет такого
Национального объединения.
     4. В  случае  причинения  вреда  вследствие  недостатков   работ,
которые  оказывают  влияние  на  безопасность  объектов   капитального
строительства, при наличии у лица, выполнившего такие работы, договора
страхования гражданской ответственности,  которая  может  наступить  в
случае причинения вреда вследствие недостатков таких работ,  указанный
вред возмещается за  счет  средств,  полученных  по  договору  данного
страхования, и за счет средств лица, выполнившего  такие  работы.  При
этом положения  частей  1  -  3  настоящей  статьи,  предусматривающие
солидарную субсидиарную ответственность Российской Федерации, субъекта
Российской Федерации, организации, которая  провела  негосударственную
экспертизу  проектной  документации,   саморегулируемой   организации,
выдавшей свидетельство о допуске  к  таким  работам,  применяются  при
наличии следующих условий:
     1) для  возмещения   указанного   вреда   недостаточно   средств,
полученных по договору страхования ответственности;
     2) лицо,  выполнившее  работы,  которые  оказывают   влияние   на
безопасность    объектов    капитального   строительства,   отказалось
удовлетворить требование о возмещении вреда либо заказчик  или  третье
лицо  не  получили  от  него  в  разумный  срок ответ на предъявленное
требование о возмещении вреда.
     5. Субсидиарную  ответственность  за  причинение вреда вследствие
недостатков работ по инженерным изысканиям,  по  подготовке  проектной
документации,  по строительству,  реконструкции,  капитальному ремонту
объекта капитального  строительства  наряду  с  лицами,  в  том  числе
саморегулируемыми  организациями,  указанными в частях 1 - 3 настоящей
статьи, несут:
     1) Российская   Федерация,   субъект   Российской  Федерации  или
организация,  которая провела негосударственную экспертизу  инженерных
изысканий,  если вред причинен в результате несоответствия результатов
инженерных изысканий требованиям  технических  регламентов  и  имеется
положительное   заключение   государственной   экспертизы  результатов
инженерных изысканий или  положительное  заключение  негосударственной
экспертизы инженерных изысканий;
     2) Российская  Федерация,  субъект   Российской   Федерации   или
организация,  которая  провела  негосударственную экспертизу проектной
документации, если вред причинен в результате несоответствия проектной
документации  требованиям  технических регламентов и (или) результатам
инженерных    изысканий    и    имеется    положительное    заключение
государственной  экспертизы  проектной  документации или положительное
заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
     3) Российская  Федерация  или субъект Российской Федерации,  если
вред    причинен    в    результате    несоответствия    построенного,
реконструированного,     отремонтированного    объекта    капитального
строительства и (или) работ,  выполненных  в  процессе  строительства,
реконструкции,     капитального     ремонта    объекта    капитального
строительства,  требованиям технических регламентов и (или)  проектной
документации     и    имеется    положительное    заключение    органа
государственного строительного надзора.

          Статья 61. Компенсация вреда, причиненного жизни,
                здоровью или имуществу физических лиц

     1. При    осуществлении    градостроительной   деятельности   или
эксплуатации объектов капитального строительства в  случае  причинения
вреда   жизни,   здоровью  или  имуществу  физических  лиц  вследствие
чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного  характера  органы
государственной  власти  Российской Федерации,  органы государственной
власти субъектов Российской Федерации,  органы местного самоуправления
могут принять решения о компенсации определенным категориям физических
лиц причиненного им вреда.
     2. Компенсация   органами   государственной   власти   Российской
Федерации,  органами  государственной  власти   субъектов   Российской
Федерации, органами местного самоуправления вреда, причиненного жизни,
здоровью или имуществу физических лиц, не освобождает лицо, виновное в
причинении такого вреда, от ответственности, предусмотренной настоящим
Кодексом и другими федеральными законами.


          Статья 62. Расследование случаев причинения вреда
             жизни или здоровью физических лиц, имуществу
        физических или юридических лиц в результате нарушения
          законодательства о градостроительной деятельности

     1. В  случае  причинения вреда жизни или здоровью физических лиц,
имуществу  физических  или  юридических  лиц  в  результате  нарушения
законодательства  о  градостроительной  деятельности  в течение десяти
дней со дня причинения такого вреда создаются технические комиссии для
установления  причин  такого нарушения и определения лиц,  допустивших
такое нарушение.
     2. В случае причинения вреда жизни или здоровью  физических  лиц,
имуществу  физических  или  юридических  лиц  в  результате  нарушения
законодательства  о   градостроительной   деятельности   в   отношении
объектов,  указанных  в  пункте  5.1  статьи  6  настоящего   Кодекса,
установление  причин  такого  нарушения  осуществляется   в   порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
     3. В  случае  причинения вреда жизни или здоровью физических лиц,
имуществу  физических  или  юридических  лиц  в  результате  нарушения
законодательства о градостроительной деятельности в отношении объектов
здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иных объектов
социального  и коммунально-бытового назначения,  объектов транспортной
инфраструктуры,  торговли,  общественного питания,  объектов делового,
административного,   финансового,  религиозного  назначения,  объектов
жилищного фонда (за  исключением  объектов  индивидуального  жилищного
строительства),  не  являющихся особо опасными,  технически сложными и
уникальными   объектами,   установление   причин   такого    нарушения
осуществляется в порядке,  установленном высшим исполнительным органом
государственной власти субъекта Российской Федерации.
     4. В  случае  причинения вреда жизни или здоровью физических лиц,
имуществу  физических  или  юридических  лиц  в  результате  нарушения
законодательства   о   градостроительной   деятельности   в  отношении
объектов,  не указанных в  частях  2  и  3  настоящей  статьи,  или  в
результате     нарушения    законодательства    о    градостроительной
деятельности,  если  вред  жизни  или  здоровью  физических  лиц  либо
значительный   вред   имуществу  физических  или  юридических  лиц  не
причиняется,  установление причин такого  нарушения  осуществляется  в
порядке, установленном решением главы местной администрации.
     5. Максимальный срок установления причин указанных в частях 2 - 4
настоящей   статьи  нарушений  законодательства  не  должен  превышать
соответственно пять месяцев, три месяца, два месяца.
     6. По   итогам  установления  причин  нарушения  законодательства
утверждается заключение, содержащее выводы:
     1) о  причинах нарушения законодательства,  в результате которого
был  причинен  вред  жизни  или  здоровью  физических  лиц,  имуществу
физических или юридических лиц и его размерах;
     2) об обстоятельствах, указывающих на виновность лиц;
     3) о  необходимых  мерах  по восстановлению благоприятных условий
жизнедеятельности человека.
     7. Заключение,  указанное  в  части 6 настоящей статьи,  подлежит
опубликованию.
     8. В  качестве  наблюдателей  при  установлении  причин нарушения
законодательства, в результате которого причинен вред, могут принимать
участие заинтересованные лица (застройщик, заказчик, лицо, выполняющее
инженерные  изыскания,  лицо,  осуществляющее   подготовку   проектной
документации,    лицо,    осуществляющее    строительство,   либо   их
представители, представители специализированной экспертной организации
в области проектирования и строительства) и представители граждан и их
объединений.
     9. Лица,   указанные   в  части  8  настоящей  статьи,  в  случае
несогласия с заключением могут оспорить его в судебном порядке.

         Глава 9. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ
       ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ГОРОДАХ
           ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ МОСКВЕ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ


                 Статья 63. Особенности осуществления
              градостроительной деятельности в субъектах
             Российской Федерации - городах федерального
                  значения Москве и Санкт-Петербурге

     1. Градостроительная    деятельность   в   субъектах   Российской
Федерации - городах федерального значения  Москве  и  Санкт-Петербурге
регулируется  настоящим Кодексом с учетом особенностей,  установленных
настоящей статьей.
     2. В  случае,  если  законами  субъектов  Российской  Федерации -
городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга  полномочия  в
области  градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов
местного  значения,   определенному   законами   указанных   субъектов
Российской  Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона
от 6 октября 2003  года  N  131-ФЗ  "Об  общих  принципах  организации
местного   самоуправления   в   Российской   Федерации",   полномочия,
установленные частью 3 статьи  8  настоящего  Кодекса,  осуществляются
органами  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  -
городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
     3. Документами территориального планирования субъектов Российской
Федерации - городов федерального значения  Москвы  и  Санкт-Петербурга
являются генеральные планы  городов  федерального  значения  Москвы  и
Санкт-Петербурга.  Генеральные  планы  городов  федерального  значения
Москвы и Санкт-Петербурга включают в  себя  сведения,  предусмотренные
статьей 23 настоящего Кодекса, а также карты  планируемого  размещения
объектов регионального  значения  на  территории  города  федерального
значения  Москвы  или  Санкт-Петербурга.  Генеральные  планы   городов
федерального   значения   Москвы   и   Санкт-Петербурга   утверждаются
законодательными (представительными) органами  государственной  власти
городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии
с  требованиями,  установленными  настоящим   Кодексом.   Согласование
проектов генеральных планов городов  федерального  значения  Москвы  и
Санкт-Петербурга с органами  местного  самоуправления  внутригородских
муниципальных  образований  городов  федерального  значения  Москвы  и
Санкт-Петербурга не осуществляется.  Публичные  слушания  по  проектам
генеральных   планов   городов   федерального   значения   Москвы    и
Санкт-Петербурга  должны  быть  проведены  в  каждом   внутригородском
муниципальном  образовании  городов  федерального  значения  Москвы  и
Санкт-Петербурга.
     4. Проект  генерального  плана  города  Москвы  согласовывается с
Правительством  Российской  Федерации  в  соответствии  с  федеральным
законом о статусе столицы Российской Федерации.
     5. Наделение  органов  местного  самоуправления   внутригородских
муниципальных  образований  городов  федерального  значения  Москвы  и
Санкт-Петербурга отдельными полномочиями в  области  градостроительной
деятельности    осуществляется   соответственно   законами   субъектов
Российской  Федерации  -  городов  федерального  значения   Москвы   и
Санкт-Петербурга.

Президент РФ
                                                               В.ПУТИН
Москва, Кремль
29 декабря 2004 г.
N 190-ФЗ


Страницы: 1  2