О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, СПИРТОСОДЕРЖАЩИХ РАСТВОРОВ, АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ. Постановление. Совет Федерации Федерального собрания РФ. 10.07.98 320-СФ

   О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО
   СПИРТА, СПИРТОСОДЕРЖАЩИХ РАСТВОРОВ, АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕГО
                     ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

               СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ

                           10 июля 1998 г.
                               N 320-СФ                                                       

                                (НТЦС)

                                                                            
     Рассмотрев состояние дел в области государственного регулирования
производства  и оборота этилового спирта,  спиртосодержащих растворов,
алкогольной  продукции  и  его  законодательного  обеспечения,   Совет
Федерации  Федерального  Собрания  Российской Федерации отмечает,  что
кардинально  изменить  ситуацию  на  рынке  производства   и   оборота
этилового спирта и алкогольной продукции пока не удалось.
     Значительны масштабы незаконного производства и оборота этилового
спирта   и   алкогольной   продукции.  По  оценке  специалистов,  доля
нелегальной продукции в общем объеме реализации  алкогольных  напитков
на потребительском рынке России достигает 40-50 процентов.
     Неудовлетворительно используются    производственные     мощности
ликеро-водочных предприятий,  имеющих  лицензию  на производство этого
вида продукции, не устранен контрабандный завоз алкогольной продукции,
на потребительском рынке функционирует неоправданно большое количество
предприятий по ее производству,  оптовой и розничной  реализации,  что
осложняет  осуществление  государственного  контроля  за деятельностью
указанных предприятий, получили распространение фальсификация и низкое
качество     алкогольной    продукции,    нуждается    в    дальнейшем
совершенствовании нормативно-правовая база в области  государственного
регулирования     производства    и    оборота    этилового    спирта,
спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции.
     Ставки акцизов на водку и ликеро-водочные изделия устанавливаются
без учета состояния потребительского рынка. Снижение сбыта, отсутствие
средств,  несвоевременная  уплата  налогов,  штрафы  и пени - типичное
состояние многих имеющих лицензию на производство и  оборот  этилового
спирта и алкогольной продукции предприятий.
     При этом   отсутствует   государственная   поддержка    указанных
предприятий. Оснащение   ликеро-водочных   предприятий   измерительной
аппаратурой осуществляется  за  счет  средств  самих  предприятий.  На
многих   из   них  и  сегодня  акцизные  марки  наклеиваются  вручную.
Практически приостановлено  развитие  спиртовых  заводов,  контрольный
пакет акций которых находится в собственности государства.
     В целях обеспечения устойчивой работы спиртовых,  ликеро-водочных
и    винодельческих   предприятий,   повышения   конкурентоспособности
отечественной продукции, увеличения поступления доходов в бюджеты всех
уровней  от производства и оборота этилового спирта,  спиртосодержащих
растворов  и  алкогольной  продукции  Совет   Федерации   Федерального
Собрания Российской Федерации постановляет:
     1. Обратиться  к  Президенту  Российской  Федерации  с   просьбой
рассмотреть вопросы:
     о создании Совета по  алкогольной  политике,  в  состав  которого
должны  войти  представители  Президента  Российской Федерации,  обеих
палат  Федерального  Собрания  Российской   Федерации,   Правительства
Российской  Федерации  и  крупных  российских  акционерных  обществ  -
производителей  этилового   спирта,   спиртосодержащих   растворов   и
алкогольной продукции. Это позволит оперативно решать вопросы создания
цивилизованного  рынка  производства  и  оборота   этилового   спирта,
спиртосодержащих   растворов  и  алкогольной  продукции,  формирования
единой  и  долгосрочной  государственной   политики,   нацеленной   на
увеличение    налоговых    поступлений   в   бюджеты   всех   уровней,
государственный контроль  за  подавляющей  долей  рынка  и  удержанием
монопольно  высоких  цен  при  заданных уровне и структуре потребления
алкогольных напитков;
     о целесообразности восстановления в структуре федеральных органов
исполнительной власти Государственного комитета  Российской  Федерации
по обеспечению монополии на алкогольную продукцию.
     2. Рекомендовать  Государственной  Думе   Федерального   Собрания
Российской Федерации:
     а) при   разработке    и    принятии    законодательных    актов,
обеспечивающих  государственное  регулирование  производства и оборота
этилового спирта,  спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции,
поддержать законодательные инициативы, направленные на:
     изменение действующей   системы   взимания   акцизов   в    части
установления  реальных  акцизных  ставок  для  всех  видов алкогольной
продукции  исходя  из  процентного  содержания  абсолютного  спирта  и
перераспределение  акцизов  в  пользу  органов  государственной власти
субъектов Российской Федерации и  органов  местного  самоуправления  с
целью   установления   реального   контроля   за  розничной  торговлей
алкогольной продукцией;
     законодательное определение   конкретных  видов  деятельности  по
производителям   спиртовой   и   алкогольной   продукции,   подлежащей
лицензированию;
     стимулирование развития высоких безотходных  технологий  в  сфере
производства и оборота этилового спирта,  спиртосодержащих растворов и
алкогольной    продукции,    реально     повышающих     рентабельность
отечественного производства и конкурентоспособность продукции;
     введение в  действие  законодательных  норм   прямого   действия,
исключающих  возможность  их  двойственного  толкования  и  подмены их
подзаконными актами;
     четкое разграничение   функций  органов  власти  на  федеральном,
региональном и местном уровнях по вопросам лицензирования производства
и  оборота этилового спирта,  спиртосодержащих растворов и алкогольной
продукции;
     запрет лицензирования  новых  мощностей по производству этилового
спирта,  спиртосодержащих растворов  и  алкогольной  продукции,  кроме
включенных  в федеральные и региональные программы,  предусматривающие
повышение    рентабельности    и    конкурентоспособности    продукции
сельскохозяйственного назначения;
     разработку нормативно-правовой     базы      для      переработки
конфискованной  алкогольной  продукции  на уровне субъектов Российской
Федерации;
     б) в    области    совершенствования   нормативно-правовой   базы
сосредоточить    внимание    на    создании    правового    механизма,
обеспечивающего   достижение   стратегических   целей  государственной
монополии на производство и оборот этилового спирта,  спиртосодержащих
растворов и алкогольной продукции. В связи с этим:
     внести соответствующие изменения и дополнения в Закон  Российской
Федерации   "Об   акцизах"  и  Федеральный  закон  "О  государственном
регулировании производства и оборота этилового  спирта  и  алкогольной
продукции";
     ускорить рассмотрение и принятие федеральных законов "О  введении
государственной    монополии    на    поставки    этилового    спирта,
спиртосодержащих  растворов  и  алкогольной  продукции",  "О  внесении
изменений  и  дополнений  в  Уголовный  кодекс  Российской Федерации и
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР";
     разработать и  принять  федеральные  законы  "О  слабоалкогольных
напитках",  "О  винограде  и  вине",  обеспечивающие  правовую  основу
взаимоотношений производителей слабоалкогольных напитков,  винограда и
вин,  а также ориентирующие их на выпуск высококачественной продукции,
гарантирующей безопасность для здоровья потребителя;
     разработать антидемпинговое      законодательство      Российской
Федерации;
     проработать вопрос  о   создании   двухуровневой   комиссии   при
Федеральном  Собрании Российской Федерации по рассмотрению и выработке
общих  подходов  к  концепции  законодательных  инициатив  в   области
государственного   регулирования   производства  и  оборота  этилового
спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции.
     3. Предложить Правительству Российской Федерации:
     разработать национальную   программу   стабилизации   российского
алкогольного   рынка,   производства   и   оборота  этилового  спирта,
спиртосодержащих  растворов  и  алкогольной   продукции   и   развития
предприятий отрасли;
     подготовить проекты федеральных законов о  внесении  изменений  и
дополнений  в  Кодекс  РСФСР  об  административных  правонарушениях  и
Уголовный  кодекс  Российской  Федерации,  направленные  на   усиление
административной  и уголовной ответственности юридических и физических
лиц  за   незаконные   производство   и   оборот   этилового   спирта,
спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции,  а также за другие
нарушения,  связанные  с  этой  деятельностью,   и   внести   их   для
рассмотрения  в  Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации;
     рассмотреть вопрос      о      разработке     рекомендаций     по
организационно-структурным и техническим параметрам розничной торговли
алкогольной  продукцией  в  зависимости от специализации предприятия и
размеров  его  торговой  площади,  разработать   примерные   нормативы
обеспеченности   населения  розничной  сетью  по  продаже  алкогольных
напитков в городах и сельской местности в расчете на тысячу жителей;
     определить порядок   производства  и  оборота  монопольных  видов
алкогольной продукции,  обеспечивающий  защиту  массовой  доли  рынка,
производства и оборота этилового спирта,  спиртосодержащих растворов и
алкогольной продукции;
     стимулировать производство водки,  изготовленной из спирта высшей
очистки;
     унифицировать российские   ГОСТы   и  технологические  регламенты
производства этилового спирта и алкогольной продукции в соответствии с
европейскими стандартами;
     согласовать с государствами - участниками Содружества Независимых
Государств   политику   в   области   экспортно-импортных  операций  с
подакцизными товарами и внутренних налогов на них;
     ввести государственную монополию на ввоз этилового спирта из всех
видов сырья;
     упорядочить количество      существующих     участников     рынка
(производителей и продавцов);
     ввести равный  акциз  на  все виды спирта и максимально перенести
акциз на объемное содержание спирта в единице продукции;
     создать единую   информационную   систему  контроля  за  объемами
производства и оборота этилового спирта;
     разработать и   внедрить   совместно   с   субъектами  Российской
Федерации в 1998 году систему, обеспечивающую направление 10 процентов
акцизного  сбора  от  этилового спирта из пищевого сырья и алкогольной
продукции  на  реконструкцию  производства  (в   первую   очередь   на
оборудование,  обеспечивающее  контроль  качества продукции и наклейку
акцизных марок);
     снизить со  100  до  20  процентов  штрафные  санкции за задержку
уплаты налогов на подакцизные товары;
     провести реструктуризацию      задолженности      спиртовых     и
ликеро-водочных предприятий перед  бюджетами  всех  уровней  и  уплаты
штрафов и пеней до стабилизации алкогольного рынка;
     обеспечить на базе законодательства Российской Федерации правовую
защиту алкогольной продукции;
     разработать систему  формирования  межгосударственных  связей   в
целях:
     координации деятельности производителей,  импортеров и  продавцов
алкоголя государств - участников Содружества Независимых Государств;
     развития интеграционных процессов в межнациональном экономическом
пространстве;
     формирования цивилизованного   алкогольного   рынка   с    единой
нормативно-правовой базой;
     консолидации усилий всех хозяйствующих субъектов на внутренних  и
международных    алкогольных    рынках   при   реализации   совместных
долгосрочных международных программ и проектов;
     создания единой системы сертификации качества продукции,  порядка
допуска  к  производству  и  на  рынки  сбыта  товаров,   обозначенных
товарными  знаками,  зарегистрированными  в  установленном  порядке  в
странах, где осуществляется реализация этих товаров.
     4. Просить исполнительные органы государственной власти субъектов
Российской Федерации:
     рассмотреть вопрос  о  дальнейшем ограничении продажи алкогольных
напитков в мелкорозничной торговой сети (палатках, киосках, ларьках) и
на оптовых рынках, кроме слабоалкогольных напитков и пива;
     руководствоваться при создании на территории субъекта  Российской
Федерации новых  спиртовых  и  ликеро-водочных  предприятий  (учитывая
неудовлетворительное  использование  уже  имеющихся   производственных
мощностей на предприятиях,  имеющих лицензию на производство этилового
спирта и  алкогольной  продукции)  технико-экономическим  обоснованием
целесообразности организации такого производства.
     5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации                                       Е.С. Строев
10 июля 1998 г.
N 320-СФ