О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, СПИРТОСОДЕРЖАЩИХ РАСТВОРОВ, АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 10 июля 1998 г. N 320-СФ (НТЦС) Рассмотрев состояние дел в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащих растворов, алкогольной продукции и его законодательного обеспечения, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает, что кардинально изменить ситуацию на рынке производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции пока не удалось. Значительны масштабы незаконного производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. По оценке специалистов, доля нелегальной продукции в общем объеме реализации алкогольных напитков на потребительском рынке России достигает 40-50 процентов. Неудовлетворительно используются производственные мощности ликеро-водочных предприятий, имеющих лицензию на производство этого вида продукции, не устранен контрабандный завоз алкогольной продукции, на потребительском рынке функционирует неоправданно большое количество предприятий по ее производству, оптовой и розничной реализации, что осложняет осуществление государственного контроля за деятельностью указанных предприятий, получили распространение фальсификация и низкое качество алкогольной продукции, нуждается в дальнейшем совершенствовании нормативно-правовая база в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции. Ставки акцизов на водку и ликеро-водочные изделия устанавливаются без учета состояния потребительского рынка. Снижение сбыта, отсутствие средств, несвоевременная уплата налогов, штрафы и пени - типичное состояние многих имеющих лицензию на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции предприятий. При этом отсутствует государственная поддержка указанных предприятий. Оснащение ликеро-водочных предприятий измерительной аппаратурой осуществляется за счет средств самих предприятий. На многих из них и сегодня акцизные марки наклеиваются вручную. Практически приостановлено развитие спиртовых заводов, контрольный пакет акций которых находится в собственности государства. В целях обеспечения устойчивой работы спиртовых, ликеро-водочных и винодельческих предприятий, повышения конкурентоспособности отечественной продукции, увеличения поступления доходов в бюджеты всех уровней от производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Обратиться к Президенту Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопросы: о создании Совета по алкогольной политике, в состав которого должны войти представители Президента Российской Федерации, обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и крупных российских акционерных обществ - производителей этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции. Это позволит оперативно решать вопросы создания цивилизованного рынка производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции, формирования единой и долгосрочной государственной политики, нацеленной на увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, государственный контроль за подавляющей долей рынка и удержанием монопольно высоких цен при заданных уровне и структуре потребления алкогольных напитков; о целесообразности восстановления в структуре федеральных органов исполнительной власти Государственного комитета Российской Федерации по обеспечению монополии на алкогольную продукцию. 2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: а) при разработке и принятии законодательных актов, обеспечивающих государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции, поддержать законодательные инициативы, направленные на: изменение действующей системы взимания акцизов в части установления реальных акцизных ставок для всех видов алкогольной продукции исходя из процентного содержания абсолютного спирта и перераспределение акцизов в пользу органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с целью установления реального контроля за розничной торговлей алкогольной продукцией; законодательное определение конкретных видов деятельности по производителям спиртовой и алкогольной продукции, подлежащей лицензированию; стимулирование развития высоких безотходных технологий в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции, реально повышающих рентабельность отечественного производства и конкурентоспособность продукции; введение в действие законодательных норм прямого действия, исключающих возможность их двойственного толкования и подмены их подзаконными актами; четкое разграничение функций органов власти на федеральном, региональном и местном уровнях по вопросам лицензирования производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции; запрет лицензирования новых мощностей по производству этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции, кроме включенных в федеральные и региональные программы, предусматривающие повышение рентабельности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственного назначения; разработку нормативно-правовой базы для переработки конфискованной алкогольной продукции на уровне субъектов Российской Федерации; б) в области совершенствования нормативно-правовой базы сосредоточить внимание на создании правового механизма, обеспечивающего достижение стратегических целей государственной монополии на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции. В связи с этим: внести соответствующие изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "Об акцизах" и Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции"; ускорить рассмотрение и принятие федеральных законов "О введении государственной монополии на поставки этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции", "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР"; разработать и принять федеральные законы "О слабоалкогольных напитках", "О винограде и вине", обеспечивающие правовую основу взаимоотношений производителей слабоалкогольных напитков, винограда и вин, а также ориентирующие их на выпуск высококачественной продукции, гарантирующей безопасность для здоровья потребителя; разработать антидемпинговое законодательство Российской Федерации; проработать вопрос о создании двухуровневой комиссии при Федеральном Собрании Российской Федерации по рассмотрению и выработке общих подходов к концепции законодательных инициатив в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции. 3. Предложить Правительству Российской Федерации: разработать национальную программу стабилизации российского алкогольного рынка, производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции и развития предприятий отрасли; подготовить проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации, направленные на усиление административной и уголовной ответственности юридических и физических лиц за незаконные производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции, а также за другие нарушения, связанные с этой деятельностью, и внести их для рассмотрения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации; рассмотреть вопрос о разработке рекомендаций по организационно-структурным и техническим параметрам розничной торговли алкогольной продукцией в зависимости от специализации предприятия и размеров его торговой площади, разработать примерные нормативы обеспеченности населения розничной сетью по продаже алкогольных напитков в городах и сельской местности в расчете на тысячу жителей; определить порядок производства и оборота монопольных видов алкогольной продукции, обеспечивающий защиту массовой доли рынка, производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции; стимулировать производство водки, изготовленной из спирта высшей очистки; унифицировать российские ГОСТы и технологические регламенты производства этилового спирта и алкогольной продукции в соответствии с европейскими стандартами; согласовать с государствами - участниками Содружества Независимых Государств политику в области экспортно-импортных операций с подакцизными товарами и внутренних налогов на них; ввести государственную монополию на ввоз этилового спирта из всех видов сырья; упорядочить количество существующих участников рынка (производителей и продавцов); ввести равный акциз на все виды спирта и максимально перенести акциз на объемное содержание спирта в единице продукции; создать единую информационную систему контроля за объемами производства и оборота этилового спирта; разработать и внедрить совместно с субъектами Российской Федерации в 1998 году систему, обеспечивающую направление 10 процентов акцизного сбора от этилового спирта из пищевого сырья и алкогольной продукции на реконструкцию производства (в первую очередь на оборудование, обеспечивающее контроль качества продукции и наклейку акцизных марок); снизить со 100 до 20 процентов штрафные санкции за задержку уплаты налогов на подакцизные товары; провести реструктуризацию задолженности спиртовых и ликеро-водочных предприятий перед бюджетами всех уровней и уплаты штрафов и пеней до стабилизации алкогольного рынка; обеспечить на базе законодательства Российской Федерации правовую защиту алкогольной продукции; разработать систему формирования межгосударственных связей в целях: координации деятельности производителей, импортеров и продавцов алкоголя государств - участников Содружества Независимых Государств; развития интеграционных процессов в межнациональном экономическом пространстве; формирования цивилизованного алкогольного рынка с единой нормативно-правовой базой; консолидации усилий всех хозяйствующих субъектов на внутренних и международных алкогольных рынках при реализации совместных долгосрочных международных программ и проектов; создания единой системы сертификации качества продукции, порядка допуска к производству и на рынки сбыта товаров, обозначенных товарными знаками, зарегистрированными в установленном порядке в странах, где осуществляется реализация этих товаров. 4. Просить исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации: рассмотреть вопрос о дальнейшем ограничении продажи алкогольных напитков в мелкорозничной торговой сети (палатках, киосках, ларьках) и на оптовых рынках, кроме слабоалкогольных напитков и пива; руководствоваться при создании на территории субъекта Российской Федерации новых спиртовых и ликеро-водочных предприятий (учитывая неудовлетворительное использование уже имеющихся производственных мощностей на предприятиях, имеющих лицензию на производство этилового спирта и алкогольной продукции) технико-экономическим обоснованием целесообразности организации такого производства. 5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Е.С. Строев 10 июля 1998 г. N 320-СФ |