О МЕХАНИЗМАХ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИНЯТИЯ УЧАСТИЯ В ПРОЦЕДУРЕ ТОРГОВ УЧАСТНИКОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) НУЖД ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 27 мая 2011 г. N Д22-846 (Д) Департамент развития конкуренции Минэкономразвития России рассмотрел обращение о разъяснении положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) и сообщает свое мнение. Для обеспечения процесса объективной оценки возможностей принятия участия в процедуре торгов участников размещения заказа субъективные произвольные требования (административная предквалификация) были заменены на финансовые гарантии (экономическая предквалификация), такие, как обеспечение заявки на участие в процедуре торгов и обеспечение исполнения контракта. Таким образом, указанная в Законе экономическая предквалификация основывается на экономической возможности участника размещения заказа принять участие в процедуре торгов и исполнить контракт, а не на субъективных критериях, устанавливаемых заказчиком по собственному усмотрению. Данная экономическая предквалификация реализуется на практике в процессе проведения торгов следующим образом: 1) документация о торгах, разработанная заказчиком, содержит в себе обязательное приложение - техническое задание, в котором содержатся четкие характеристики необходимых товаров (работ, услуг), а также технические требования к качеству поставляемых товаров (работ, услуг) и, в частности, функциональные характеристики (потребительские свойства). Таким образом, заказчик определяет, что именно необходимо приобрести и какого качества должны быть поставляемые товары (работы, услуги), и устанавливает начальную (максимальную) цену, ориентируясь на конъюнктуру рынка, делая невозможным проведение процедуры торгов для аффилированных лиц (в частности посредников) уже на первом этапе; 2) в документации о торгах является обязательным установление требований к участникам размещения заказа на соответствие их требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) участник размещения заказа, со своей стороны, описывает в заявке на участие в торгах качество товаров (работ, услуг), соответствующее требованиям заказчика исходя из характеристик имеющихся товаров (работ, услуг). Если участник размещения заказа предлагает в заявке товары (работы, услуги), не отвечающие требованиям заказчика, то такой участник размещения заказа в соответствии с положениями Закона не допускается к участию в торгах; 4) все допущенные к участию в торгах участники (предложившие к поставке/выполнению товары (работы, услуги), соответствующие потребностям заказчика) конкурируют по цене, и победителем определяется участник, предложивший наименьшую стоимость товаров (работ, услуг). Таким образом, участвуют в торгах только те участники, предложения которых полностью соответствуют требованиям заказчика, а по итогам торгов определяется победитель, предложивший наименьшую стоимость контракта. При этом Законом предусмотрены экономические механизмы защиты от недобросовестных действий участников размещения заказа (в том числе от демпинга - искусственного занижения цены): 1) к участию в торгах допускаются только те участники, которые внесли денежные средства в качестве обеспечения своей заявки в размере до 5 процентов от начальной (максимальной) цены контракта. Таким образом, если участник откажется от подписания контракта, то он теряет указанные денежные средства, а контракт заключается с участником, занявшим второе место. При этом проведения новой процедуры торгов не требуется; 2) до подписания контракта победитель торгов должен представить заказчику обеспечение исполнения контракта в виде внесения денежных средств либо финансового обязательства третьей стороны, которая поручится за исполнение контракта победителем торгов (банк, крупный поручитель). При этом в случае неисполнения обязательств по контракту поставщик (подрядчик) теряет от 10 до 30 процентов от стоимости контракта. Таким образом, Законом предусмотрена жесткая экономическая мотивация исполнителей контракта выполнять обязательства по государственным и муниципальным контрактам добросовестно. Введение нового вида финансовых гарантий - поручительства с ужесточением требований к поручителям (Федеральный закон от 27.07.2010 N 240-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") позволило заказчикам обеспечить надежность финансовых гарантий исполнения обязательств и, как следствие, качество поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг). Также необходимо отметить, что с 1 июля 2010 г. Законом предусмотрен переход федеральных заказчиков на открытые аукционы в электронной форме по перечню товаров (работ, услуг), которые определены законодательством Российской Федерации. Переход на процедуру открытых аукционов в электронной форме, обеспечивающую конфиденциальность участия в аукционе, сохраняющуюся до момента подведения итогов аукциона, позволяет избежать необоснованного отказа в допуске к участию в аукционе, административного давления на участников со стороны заказчиков, возможности сговора участников между собой и между участником и заказчиком. Директор Департамента развития конкуренции А.А.ПИРОЖЕНКО 27 мая 2011 г. N Д22-846 |