О МЕХАНИЗМАХ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИНЯТИЯ УЧАСТИЯ В ПРОЦЕДУРЕ ТОРГОВ УЧАСТНИКОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) НУЖД. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 27.05.11 Д22-846

          О МЕХАНИЗМАХ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА
          ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИНЯТИЯ УЧАСТИЯ В
           ПРОЦЕДУРЕ ТОРГОВ УЧАСТНИКОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА НА
        ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ
                 ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) НУЖД

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
                                   
                            27 мая 2011 г. 
                              N Д22-846
     
                                 (Д)
                                   
    
     Департамент   развития   конкуренции   Минэкономразвития   России
рассмотрел  обращение  о  разъяснении положений Федерального закона от
21.07.2005   N  94-ФЗ  "О  размещении  заказов  на  поставки  товаров,
выполнение  работ,  оказание услуг для государственных и муниципальных
нужд" (далее - Закон) и сообщает свое мнение.
     Для обеспечения процесса объективной оценки возможностей принятия
участия  в  процедуре торгов участников размещения заказа субъективные
произвольные   требования   (административная  предквалификация)  были
заменены  на  финансовые  гарантии  (экономическая  предквалификация),
такие,  как  обеспечение  заявки  на  участие  в  процедуре  торгов  и
обеспечение  исполнения  контракта.  Таким образом, указанная в Законе
экономическая    предквалификация    основывается   на   экономической
возможности  участника  размещения  заказа принять участие в процедуре
торгов   и   исполнить  контракт,  а  не  на  субъективных  критериях,
устанавливаемых заказчиком по собственному усмотрению.
     Данная  экономическая  предквалификация реализуется на практике в
процессе проведения торгов следующим образом:
     1)  документация  о  торгах, разработанная заказчиком, содержит в
себе   обязательное   приложение  -  техническое  задание,  в  котором
содержатся четкие характеристики необходимых товаров (работ, услуг), а
также  технические  требования к качеству поставляемых товаров (работ,
услуг)  и, в частности, функциональные характеристики (потребительские
свойства).  Таким  образом, заказчик определяет, что именно необходимо
приобрести  и какого качества должны быть поставляемые товары (работы,
услуги),  и  устанавливает начальную (максимальную) цену, ориентируясь
на  конъюнктуру  рынка,  делая невозможным проведение процедуры торгов
для аффилированных лиц (в частности посредников) уже на первом этапе;
     2)  в  документации  о  торгах является обязательным установление
требований   к   участникам   размещения  заказа  на  соответствие  их
требованиям,   установленным   в   соответствии   с  законодательством
Российской Федерации;
     3)  участник  размещения  заказа,  со  своей стороны, описывает в
заявке   на   участие   в  торгах  качество  товаров  (работ,  услуг),
соответствующее   требованиям   заказчика   исходя   из  характеристик
имеющихся  товаров  (работ,  услуг).  Если  участник размещения заказа
предлагает в заявке товары (работы, услуги), не отвечающие требованиям
заказчика,  то  такой  участник  размещения  заказа  в  соответствии с
положениями Закона не допускается к участию в торгах;
     4)  все  допущенные  к участию в торгах участники (предложившие к
поставке/выполнению    товары    (работы,   услуги),   соответствующие
потребностям   заказчика)   конкурируют   по   цене,   и   победителем
определяется   участник,  предложивший  наименьшую  стоимость  товаров
(работ, услуг).
     Таким   образом,   участвуют   в   торгах  только  те  участники,
предложения  которых  полностью соответствуют требованиям заказчика, а
по  итогам  торгов  определяется  победитель,  предложивший наименьшую
стоимость контракта.
     При  этом Законом предусмотрены экономические механизмы защиты от
недобросовестных действий участников размещения заказа (в том числе от
демпинга - искусственного занижения цены):
     1)  к  участию  в торгах допускаются только те участники, которые
внесли денежные средства в качестве обеспечения своей заявки в размере
до  5  процентов  от  начальной  (максимальной)  цены контракта. Таким
образом, если участник откажется от подписания контракта, то он теряет
указанные  денежные  средства,  а  контракт  заключается с участником,
занявшим  второе  место. При этом проведения новой процедуры торгов не
требуется;
     2)  до  подписания контракта победитель торгов должен представить
заказчику  обеспечение  исполнения  контракта в виде внесения денежных
средств   либо  финансового  обязательства  третьей  стороны,  которая
поручится  за  исполнение  контракта победителем торгов (банк, крупный
поручитель).  При этом в случае неисполнения обязательств по контракту
поставщик  (подрядчик)  теряет  от  10  до  30  процентов от стоимости
контракта.
     Таким   образом,   Законом  предусмотрена  жесткая  экономическая
мотивация    исполнителей   контракта   выполнять   обязательства   по
государственным и муниципальным контрактам добросовестно.
     Введение  нового  вида  финансовых  гарантий  -  поручительства с
ужесточением требований к поручителям (Федеральный закон от 27.07.2010
N  240-ФЗ  "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской
Федерации  и  отдельные  законодательные  акты  Российской Федерации")
позволило   заказчикам   обеспечить   надежность  финансовых  гарантий
исполнения   обязательств  и,  как  следствие,  качество  поставляемых
товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг).
     Также   необходимо  отметить,  что  с  1  июля  2010  г.  Законом
предусмотрен  переход  федеральных  заказчиков  на открытые аукционы в
электронной   форме   по   перечню  товаров  (работ,  услуг),  которые
определены   законодательством   Российской   Федерации.   Переход  на
процедуру  открытых  аукционов  в  электронной  форме,  обеспечивающую
конфиденциальность   участия  в  аукционе,  сохраняющуюся  до  момента
подведения  итогов аукциона, позволяет избежать необоснованного отказа
в   допуске  к  участию  в  аукционе,  административного  давления  на
участников со стороны заказчиков, возможности сговора участников между
собой и между участником и заказчиком.
    
Директор Департамента
развития конкуренции
                                                         А.А.ПИРОЖЕНКО
27 мая 2011 г. 
N Д22-846