В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 1249 ГК РФ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ ДЕЙСТВИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПАТЕНТОМ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ, ПОЛЕЗНУЮ МОДЕЛЬ, ПРОМЫШЛЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ ИЛИ СЕЛЕКЦИОННОЕ ДОСТИЖЕНИЕ, С ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ЭВМ, БАЗЫ ДАННЫХ, ТОВАРНОГО ЗНАКА И ЗНАКА ОБСЛУЖИВАНИЯ, С ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИЕЙ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА НА НАИМЕНОВАНИЕ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА, А ТАКЖЕ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИЕЙ ПЕРЕХОДА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ К ДРУГИМ ЛИЦАМ И ДОГОВОРОВ О РАСПОРЯЖЕНИИ ЭТИМИ ПРАВАМИ, ВЗИМАЮТСЯ СООТВЕТСТВЕННО ГОСУДАРСТВЕННЫЕ, ПАТЕНТНЫЕ И ИНЫЕ ПОШЛИНЫ. СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ СТ. 11 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21.07.1997 N 122-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ" ЗА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ ВЗИМАЕТСЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ СТОИМОСТИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ (ДАЛЕЕ - ОС) И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ (ДАЛЕЕ - НМА) ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ СТ. 257 НК РФ: - ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ НМА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК СУММА РАСХОДОВ НА ИХ ПРИОБРЕТЕНИЕ (СОЗДАНИЕ) И ДОВЕДЕНИЕ ИХ ДО СОСТОЯНИЯ, В КОТОРОМ ОНИ ПРИГОДНЫ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ НДС И АКЦИЗОВ, КРОМЕ СЛУЧАЕВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ КОДЕКСОМ (П. 3 СТ. 257 НК РФ); - ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ ОС ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК СУММА РАСХОДОВ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ, СООРУЖЕНИЕ, ИЗГОТОВЛЕНИЕ, ДОСТАВКУ И ДОВЕДЕНИЕ ДО СОСТОЯНИЯ, В КОТОРОМ ОНО ПРИГОДНО ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ НДС И АКЦИЗОВ, КРОМЕ СЛУЧАЕВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ КОДЕКСОМ (П. 1 СТ. 257 НК РФ). СОГЛАСНО НОРМАМ СТ. 257 НК РФ В ПЕРВОНАЧАЛЬНУЮ СТОИМОСТЬ ОС И НМА ВКЛЮЧАЮТСЯ РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДОВЕДЕНИЕМ ДАННЫХ ОБЪЕКТОВ ДО СОСТОЯНИЯ, В КОТОРОМ ОНИ ПРИГОДНЫ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. КРОМЕ ТОГО, В ОТНОШЕНИИ ПАТЕНТНЫХ ПОШЛИН, СВЯЗАННЫХ С ПОЛУЧЕНИЕМ ПАТЕНТОВ, СВИДЕТЕЛЬСТВ, П. 3 СТ. 257 НК РФ ПРЯМО ПРЕДУСМОТРЕНО ВКЛЮЧЕНИЕ ИХ В СТОИМОСТЬ НМА, СОЗДАННЫХ САМОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ. ПРИ ЭТОМ СТ. 264 НК РФ ПРЕДУСМОТРЕНО, ЧТО РАСХОДЫ В ВИДЕ СУММ НАЛОГОВ, К КОТОРЫМ ОТНОСЯТСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОШЛИНЫ, ЯВЛЯЮТСЯ ПРОЧИМИ РАСХОДАМИ, СВЯЗАННЫМИ С ПРОИЗВОДСТВОМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ. ДАТОЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДАННЫХ РАСХОДОВ В СООТВЕТСТВИИ С ПП. 1 П. 7 СТ. 272 НК РФ ПРИЗНАЕТСЯ ДАТА НАЧИСЛЕНИЯ НАЛОГОВ. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ РАСХОДЫ В ВИДЕ РАСХОДОВ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ (СОЗДАНИЮ) АМОРТИЗИРУЕМОГО ИМУЩЕСТВА (ОС И НМА), ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ РАСХОДОВ, УКАЗАННЫХ В П. 9 СТ. 258 НК РФ. СОГЛАСНО П. 1 СТ. 272 НК РФ РАСХОДЫ ПРИЗНАЮТСЯ В ТОМ ОТЧЕТНОМ (НАЛОГОВОМ) ПЕРИОДЕ, В КОТОРОМ ЭТИ РАСХОДЫ ВОЗНИКАЮТ ИСХОДЯ ИЗ УСЛОВИЙ СДЕЛОК. В СЛУЧАЕ ЕСЛИ УСЛОВИЯМИ ДОГОВОРА ПРЕДУСМОТРЕНО ПОЛУЧЕНИЕ ДОХОДОВ В ТЕЧЕНИЕ БОЛЕЕ ЧЕМ ОДНОГО ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА И НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА ПОЭТАПНАЯ СДАЧА ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ), РАСХОДЫ РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ САМОСТОЯТЕЛЬНО С УЧЕТОМ ПРИНЦИПА РАВНОМЕРНОСТИ ПРИЗНАНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ. ПО МНЕНИЮ МИНФИНА РОССИИ (ПИСЬМО ОТ 15.10.2008 N 03-03-05/132) ПОЛОЖЕНИЯ УКАЗАННОГО ПУНКТА, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТЬ РАВНОМЕРНОГО ПРИЗНАНИЯ РАСХОДОВ, ПРИМЕНЯЮТСЯ ТОЛЬКО К РАСХОДАМ, ОСУЩЕСТВЛЕННЫМ В РАМКАХ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДОГОВОРОВ. В ОТНОШЕНИИ РАСХОДОВ, ПОНЕСЕННЫХ ПО ИНЫМ ОСНОВАНИЯМ (ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА ЗА ВЫДАЧУ ЛИЦЕНЗИИ И ДР.), ПОЛОЖЕНИЯ П. 1 СТ. 272 НК РФ НЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ. ДОЛЖНЫ ЛИ СУММЫ УПЛАЧЕННЫХ ПОШЛИН (ГОСУДАРСТВЕННЫХ, ПАТЕНТНЫХ), НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С ПРИОБРЕТЕНИЕМ (СОЗДАНИЕМ) ОБЪЕКТОВ АМОРТИЗИРУЕМОГО ИМУЩЕСТВА (ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ) И (ИЛИ) ДОВЕДЕНИЕМ УКАЗАННЫХ ОБЪЕКТОВ ДО СОСТОЯНИЯ, ПРИГОДНОГО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ, ВКЛЮЧАТЬСЯ В ПЕРВОНАЧАЛЬНУЮ СТОИМОСТЬ ДАННЫХ ОБЪЕКТОВ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ? В СЛУЧАЕ ЕСЛИ ПОЛУЧЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ (ПАТЕНТА, СВИДЕТЕЛЬСТВА) НЕ ПРИВОДИТ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ ОБЪЕКТА НМА, ДОЛЖНЫ ЛИ СУММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ, ПАТЕНТНЫХ И ИНЫХ ПОШЛИН, УПЛАЧИВАЕМЫХ НА ОСНОВАНИИ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАТЬ УЧЕТУ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ЕДИНОВРЕМЕННО НЕЗАВИСИМО ОТ СРОКА ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИИ (ПАТЕНТА, СВИДЕТЕЛЬСТВА)? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 12 августа 2011 г. N 03-03-06/1/481 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу определения первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее. Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. В соответствии с п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. п. 8 и 20 ст. 250 Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом. По нашему мнению, государственная пошлина, взимаемая в соответствии с законодательством о налогах и сборах за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является расходом, непосредственно связанным с приобретением основного средства и возможностью его использования. Таким образом, на основании ст. 257 Кодекса уплаченная государственная пошлина за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним подлежит включению в первоначальную стоимость основных средств. При вводе в эксплуатацию указанных основных средств сумма государственной пошлины подлежит списанию через механизм начисления амортизации, установленный ст. ст. 256 - 259.3 Кодекса. В соответствии со ст. 1249 Гражданского кодекса Российской Федерации за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец или селекционное достижение, с государственной регистрацией программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральной микросхемы, товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами, взимаются, соответственно, патентные и иные пошлины. Для признания нематериального актива в целях налогообложения необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака). Пунктом 3 ст. 257 Кодекса установлено, что первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом. Стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств), за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом. Таким образом, суммы государственной, патентной и иной предусмотренной законодательством пошлины включаются в первоначальную стоимость нематериального актива и списываются в расходы через механизм амортизации. В случаях, если уплата государственных, патентных и иных пошлин не обусловлена созданием (приобретением) амортизируемого имущества (основных средств или нематериальных активов), такие расходы могут быть учтены в целях налогообложения прибыли единовременно на основании соответственно пп. 1 и 49 п. 1 ст. 264 Кодекса. Расходы, связанные с получением лицензий, кроме указанных выше пошлин, распределяются и учитываются в целях налогообложения с учетом принципа равномерности в течение срока, самостоятельно определяемого налогоплательщиком в учетной политике, если иное не предусмотрено Кодексом. Порядок определения в учетной политике срока распределения расходов Кодексом не установлен, однако, учитывая положения п. 1 ст. 252 Кодекса, такое распределение должно иметь экономическое обоснование. Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Врио директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В. РАЗГУЛИН 12 августа 2011 г. N 03-03-06/1/481 |