ОРГАНИЗАЦИЯ С 2006 Г. ПРИМЕНЯЕТ УСН С ОБЪЕКТОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ "ДОХОДЫ, УМЕНЬШЕННЫЕ НА ВЕЛИЧИНУ РАСХОДОВ". В 2006 И 2007 ГГ. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКЛЮЧИЛА ДОГОВОРЫ ЗАЙМА С ФИЗЛИЦАМИ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ НУЖДЫ. В ДОГОВОРАХ ПРЕДУСМОТРЕНО, ЧТО ЗАИМОДАВЕЦ ВПРАВЕ П. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 17.08.11 03-11-06/2/120

            ОРГАНИЗАЦИЯ С 2006 Г. ПРИМЕНЯЕТ УСН С ОБЪЕКТОМ
           НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ "ДОХОДЫ, УМЕНЬШЕННЫЕ НА ВЕЛИЧИНУ
                              РАСХОДОВ".
        В 2006 И 2007 ГГ. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКЛЮЧИЛА ДОГОВОРЫ ЗАЙМА
          С ФИЗЛИЦАМИ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ НУЖДЫ. В ДОГОВОРАХ
           ПРЕДУСМОТРЕНО, ЧТО ЗАИМОДАВЕЦ ВПРАВЕ ПОЛУЧИТЬ С
          ЗАЕМЩИКА ПРОЦЕНТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАЙМОМ ИСХОДЯ ИЗ
         СТАВКИ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ БАНКА РОССИИ, ДЕЙСТВУЮЩЕЙ В
          МЕСЯЦЕ, ЗА КОТОРЫЙ ОНИ НАЧИСЛЯЮТСЯ. ПРОЦЕНТЫ МОГУТ
          БЫТЬ ВЫПЛАЧЕНЫ В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ ПО ОБОЮДНОМУ СОГЛАСИЮ
         СТОРОН В РАЗМЕРЕ НАЧИСЛЕННЫХ СУММ ДО ПОГАШЕНИЯ ЗАЙМА
         ИЛИ ОДНОВРЕМЕННО С ВОЗВРАТОМ СУММЫ ЗАЙМА. В УЧЕТНОЙ
         ПОЛИТИКЕ УКАЗАН СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОПУСТИМОЙ СУММЫ
        ПРОЦЕНТОВ ПО ЗАЕМНЫМ СРЕДСТВАМ, ОТНОСИМОЙ НА РАСХОДЫ,
        ТАКЖЕ ИСХОДЯ ИЗ СТАВКИ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ БАНКА РОССИИ.
         В СВЯЗИ С ТЯЖЕЛЫМ ФИНАНСОВЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ
        ДЕЙСТВИЕ ДОГОВОРОВ ЗАЙМА ПРОЛОНГИРОВАЛОСЬ. НАЧИСЛЕННЫЕ
                 ПРОЦЕНТЫ ВЫПЛАЧИВАЛИСЬ НЕРЕГУЛЯРНО.
          ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПЛАТИЛА ПРОЦЕНТЫ В ИЮНЕ, СЕНТЯБРЕ И
          ОКТЯБРЕ 2010 Г. В ИЮНЕ 2010 Г. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЛА В
        РАСХОДАХ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ УСН СУММУ НАЧИСЛЕННЫХ ЗА 2007
                - 2010 ГГ. ПРОЦЕНТОВ В ПРЕДЕЛАХ СТАВКИ
         РЕФИНАНСИРОВАНИЯ БАНКА РОССИИ, УВЕЛИЧЕННОЙ В 2 РАЗА.
           ВЫПЛАЧИВАЯ НАЧИСЛЕННЫЕ ПО ТЕМ ЖЕ ДОГОВОРАМ ЗАЙМА
          ПРОЦЕНТЫ В СЕНТЯБРЕ И ОКТЯБРЕ 2010 Г., ОРГАНИЗАЦИЯ
          УЧЛА УКАЗАННЫЕ ПРОЦЕНТЫ В РАЗМЕРЕ, НЕ ПРЕВЫШАЮЩЕМ
          СТАВКУ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ БАНКА РОССИИ, УВЕЛИЧЕННУЮ
         ТОЛЬКО В 1,1 РАЗА. ОРГАНИЗАЦИЯ СЧИТАЕТ, ЧТО В П. 1.1
            СТ. 269 НК РФ РЕЧЬ ИДЕТ О ПРЕДЕЛЬНЫХ ВЕЛИЧИНАХ
        ПРОЦЕНТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ В РАСХОДАХ В 2010 Г. В РАЗМЕРАХ
         СТАВКИ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ БАНКА РОССИИ, УВЕЛИЧЕННОЙ В
        1,8 РАЗА, ТОЛЬКО ПО ТЕМ ЗАЙМАМ, КОТОРЫЕ ПОЛУЧЕНЫ ПОСЛЕ
                           1 НОЯБРЯ 2009 Г.
        ПРАВОМЕРНО ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРИМЕНЯЮЩАЯ УСН, УЧИТЫВАЕТ
                     ПРОЦЕНТЫ ПО ДОГОВОРАМ ЗАЙМА?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                          17 августа 2011 г. 
                           N 03-11-06/2/120
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо    по   вопросам   определения   расходов   налогоплательщиком,
применяющим упрощенную систему налогообложения, и сообщает следующее.
     В  соответствии  с  пп.  9  п.  1  ст.  346.16 Налогового кодекса
Российской  Федерации  (далее  - Кодекс) налогоплательщик, применяющий
упрощенную  систему  налогообложения с объектом налогообложения в виде
доходов,  уменьшенных  на  величину  расходов,  вправе,  в  частности,
уменьшить   полученные   им   доходы  на  расходы  в  виде  процентов,
уплачиваемых   за   предоставление   в  пользование  денежных  средств
(кредитов,   займов).   Указанные   расходы   принимаются  в  порядке,
предусмотренном  для  исчисления налога на прибыль организаций ст. 269
Кодекса (п. 2 ст. 346.16 Кодекса).
     В  этой связи необходимо учитывать, что на основании п. 1 ст. 269
Кодекса  расходами налогоплательщиков признаются проценты, начисленные
по  долговому  обязательству  любого  вида  при  условии,  что  размер
начисленных  налогоплательщиком  по  долговому обязательству процентов
существенно  не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по
долговым  обязательствам,  выданным  в  том  же квартале (месяце - для
налогоплательщиков,  перешедших  на  исчисление  ежемесячных авансовых
платежей  исходя  из  фактически  полученной  прибыли) на сопоставимых
условиях.  Под  долговыми  обязательствами,  выданными на сопоставимых
условиях,  понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте
на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.
     При  этом  существенным отклонением размера начисленных процентов
по  долговому  обязательству  считается  отклонение  более  чем  на 20
процентов  в  сторону  повышения  или  в сторону понижения от среднего
уровня  процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам,
выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.
     Согласно   п.   1.1  ст.  269  Кодекса  при  отсутствии  долговых
обязательств  перед  российскими  организациями,  выданных  в  том  же
квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика
предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты
и  суммовые  разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных
единицах  по установленному соглашением сторон курсу условных денежных
единиц),  с  1  января  по 31 декабря 2010 г. включительно принимается
равной  ставке  процента,  установленной  соглашением  сторон,  но  не
превышающей  ставку  рефинансирования  Центрального  банка  Российской
Федерации,   увеличенную   в   1,8   раза,  при  оформлении  долгового
обязательства   в   рублях   и  равной  15  процентам  -  по  долговым
обязательствам в иностранной валюте.
     В отношении расходов в виде процентов по долговым обязательствам,
возникшим  до  1  ноября 2009 г., при отсутствии долговых обязательств
перед  российскими  организациями,  выданных  в  том  же  квартале  на
сопоставимых  условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная
величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые
разницы  по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по
установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), с 1
января  по  30  июня  2010  г.  включительно принимается равной ставке
рефинансирования  Центрального банка Российской Федерации, увеличенной
в  два  раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной
15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
     Также   п.  1  ст.  269  Кодекса  установлено,  что  под  ставкой
рефинансирования Центрального банка Российской Федерации понимается:
     -  в  отношении  долговых  обязательств, не содержащих условие об
изменении  процентной  ставки в течение всего срока действия долгового
обязательства, - ставка рефинансирования Центрального банка Российской
Федерации, действовавшая на дату привлечения денежных средств;
     -   в   отношении   прочих   долговых   обязательств   -   ставка
рефинансирования  Центрального банка Российской Федерации, действующая
на дату признания расходов в виде процентов.
     Таким  образом, налогоплательщик при определении расходов в целях
налогообложения   должен   исходить  из  условий  кредитного  договора
(договора  займа). В случае если договор содержит условие об изменении
процентной  ставки,  то  тогда  применяется  ставка  рефинансирования,
действовавшая на дату признания расходов в виде процентов.
     Как   усматривается   из  представленного  письма,  организацией,
применяющей  кассовый  метод  определения  доходов  и  расходов,  были
заключены  договоры займа, которыми предусмотрены условия об изменении
процентной   ставки   в   течение   всего   срока   действия  долговых
обязательств.  Проценты  по  заключенным  в  2006 - 2007 гг. договорам
займа  данная  организация  уплатила соответственно в июне, сентябре и
октябре 2010 г.
     Учитывая    вышеизложенные   положения   Кодекса,   проценты   по
заключенным  в 2006 - 2007 гг. договорам займа, выплаченные в рублях в
период  с  1  января  по  30  июня 2010 г. включительно, принимаются в
расходы   в   размере   ставки   рефинансирования  Центрального  банка
Российской  Федерации,  увеличенной  в два раза. Проценты по указанным
договорам,  выплаченные  в рублях в период с 1 июля по 31 декабря 2010
г.  включительно,  принимаются  в  расходы  в размере ставки процента,
установленной   соглашением   сторон,   но   не   превышающей   ставку
рефинансирования  Центрального банка Российской Федерации, увеличенную
в 1,8 раза.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
17 августа 2011 г. 
N 03-11-06/2/120