В 1998-2000 годах намечается внедрение в практику разработки и реализации социальных планов предприятий, осуществляющих массовое высвобождение персонала, предусматривающих временное изменение условий и режимов труда, досрочный выход на пенсию и дополнительные социальные льготы для увольняемых. В целях развития и рационального использования кадрового потенциала в условиях реформирования предприятий будут осуществлены меры по совершенствованию структуры и качества рабочей силы, предусматривающие: сохранение кадрового потенциала квалифицированных работников; развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала; пересмотр квалификационных требований к рабочим и специалистам в сторону расширения их профессиональной мобильности; обновление кадров за счет приема профессионально обученной молодежи; усиление трудовой мотивации работников, направленной на повышение их заинтересованности в росте эффективности труда и качества продукции; усиление социальной защиты персонала, работающего в режиме неполного рабочего дня (недели), а также находящегося в отпусках без сохранения заработной платы в связи с временной остановкой производства. В целях предотвращения массового высвобождения персонала с предприятий, находящихся в регионах с критической ситуацией на рынке труда, будут реализованы следующие меры: выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении перспективных рабочих мест; проведение социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ; создание механизма, обеспечивающего развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание условий для повышения качества рабочих мест; стимулирование формирования эффективной структуры занятости населения; разработка и реализация пакета целевых программ, направленных на создание рабочих мест в перспективных отраслях экономики и регионах Российской Федерации; разработка нормативно-правовой базы, ориентированной на формирование условий для создания и сохранения рабочих мест. Качество рабочей среды Оплата труда В период перехода государства к рыночной экономике была проведена серьезная реформа заработной платы, суть которой состояла в замене централизованного государственного регулирования условий оплаты труда работников на децентрализованную, ставящую условия оплаты труда в зависимость от экономических возможностей предприятий. Однако накопившиеся в последние годы проблемы в области оплаты труда стали одним из факторов дестабилизации занятости и роста безработицы. Состояние с оплатой труда в стране свидетельствует о необходимости повышения роли государства в регулировании оплаты труда, создании гарантий, позволяющих обеспечить прожиточный минимум своим гражданам. Приоритетным направлением в области оплаты труда в 1998-2000 годах должно стать восстановление роли заработной платы как основного источника доходов трудоспособных граждан, способного обеспечить устойчивый платежеспособный спрос и экономические стимулы развития производства, рост благосостояния семей, социальную защиту нетрудоспособного населения. Предстоит осуществить меры по ликвидации и недопущению задолженности по заработной плате в бюджетной сфере и по существенному ее сокращению во внебюджетном секторе экономики, совершенствованию механизма регулирования оплаты труда, обеспечивающие оптимальное сочетание интересов работника, работодателя, государства. Основными задачами в области политики оплаты труда, непосредственно влияющими на стабилизацию занятости населения, являются: подготовка проектов федеральных законов, предусматривающих усиление ответственности за несвоевременную выплату заработной платы; реформирование системы оплаты труда, для чего предусматривается подготовка проекта федерального закона о тарифном регулировании оплаты труда, в соответствии с которым регулирование оплаты труда будет осуществляться на основе коллективных договоров и соглашений на всех уровнях социального партнерства (федеральном, региональном, отраслевом, профессиональном и др.); последовательное повышение роли заработной платы в доходах трудоспособных граждан; усиление стимулирующей роли заработной платы на основе повышения гарантий в оплате труда со стороны государства, соглашений между объединениями профсоюзов и работодателей и непосредственно самих работников; совершенствование тарифной системы, сокращение необоснованных различий в уровне заработной платы; поэтапное приближение минимальной оплаты труда и тарифной ставки I разряда рабочих до величины прожиточного минимума; уточнение параметров Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в увязке с активным использованием механизма надбавок и доплат, дополнительного стимулирования труда высококвалифицированных работников. Условия и охрана труда Износ основных фондов и низкий технический уровень технологий, ухудшение обеспечения средствами индивидуальной защиты, нормативной и регулирующей информацией, массовые нарушения технологической и производственной дисциплины, низкий уровень культуры производства, снижение ответственности работодателя за условия и охрану труда усугубляют неблагоприятную ситуацию в области охраны труда. В последние годы сохраняется недопустимо высокий уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Среди занятых в промышленности 42,3 процента работают с тяжелыми и вредными условиями труда. В целях формирования более стабильной и благоприятной рабочей среды, повышения экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда, снижении и профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний в 1998-2000 году предусматривается: дальнейшее совершенствование законодательной и иной нормативной базы по охране труда, предусматривающей усиление государственного регулирования охраны и условий труда; продолжение работы по сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда; разработка территориальных программ по улучшению условий и охраны труда; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов в процессе разработки и реализации комплекса мероприятий по решению проблемы улучшения условий и охраны труда; создание условий заинтересованности работодателей в улучшении условий труда и снижении травматизма на производстве и профессиональных заболеваний; подготовка долгосрочного до 2010 года прогноза по коренному улучшению условий и охраны труда в организациях Российской Федерации. Профилактика дискриминации на рынке труда Проблема соблюдения трудовых прав граждан остается острой. Не устранена практика заключения трудовых договоров, предоставляющих администрации практически неограниченные права увольнять работников по ее собственному усмотрению, распространена подмена бессрочных договоров срочными, нарушаются порядок и сроки предупреждения работников об увольнении, работодатели не информируют профсоюзные организации и органы службы занятости о предстоящем массовом высвобождении. Отмечаются факты дискриминации при найме женщин, в том числе беременных, молодежи и инвалидов. По данным обследования, средняя заработная плата женщин в июле 1997 г. составляла менее 65 процентов средней заработной платы мужчин (800 тыс. рублей - у женщин, 1250 тыс. рублей - у мужчин). В целях нейтрализации дискриминации в сфере труда в 1998 году будет продолжена работа по следующим направлениям: выравнивание уровней оплаты труда мужчин и женщин (поднятию цены женской рабочей силы), в том числе путем содействия и оказания помощи в развитии женских предпринимательских инициатив; совершенствование действующего трудового законодательства в соответствии с новыми экономическими, правовыми и социальными отношениями; повышение роли коллективных трудовых договоров (соглашений); упорядочение законодательства, регулирующего механизм действия трудового договора, режимы рабочего времени, выплату выходного пособия, материальную ответственность отдельных категорий наемных работников; разработка нормативной базы досудебного разбирательства трудовых споров; формирование системы региональных органов по разрешению коллективных трудовых споров; активизация работы Федеральной инспекции труда при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации по защите трудовых прав граждан. Социальное партнерство на рынке труда Изменение социальной роли работников, работодателей и государства объективно требует ускоренного решения вопросов становления и развития социального партнерства как эффективной системы договорного регулирования социально-трудовых отношений, включая механизм разрешения коллективных трудовых споров, в целях увеличения гибкости рынка труда. В настоящее время возрастает ответственность работодателей за сохранение кадрового потенциала предприятий, создание и сохранение рабочих мест, внутрипроизводственное обучение работников, защиту работников от безработицы, предоставление социальных гарантий высвобождаемым работникам. В современных условиях возрастает роль договорных отношений по вопросам регулирования оплаты труда, упорядочения внутрипроизводственных отношений, повышения эффективности труда и его производительности, регулирования процесса высвобождения работников, формирования открытого рынка труда. В первоочередном порядке предусматривается: повысить роль работодателей и представителей коллективов работников в решении (без прямого участия государства) вопросов организации рабочего времени, заработной платы и защиты от дискриминации при найме и увольнении, обеспечении опережающего обучения работников; создать необходимую правовую базу, обеспечивающую активизацию участия предпринимательских объединений в процессах регулирования социально-трудовых отношений; закрепить права и обязанности объединений работодателей соответствующим законодательным актом; обеспечить дальнейшее развитие регулирования взаимодействия субъектов трудовых отношений, используя механизм социального партнерства; совершенствовать государственное содействие разрешению коллективных трудовых споров на разных уровнях социального партнерства; установить порядок и условия стимулирования работодателей, участвующих в расширении производства и создании новых рабочих мест; совершенствовать законодательство, имея в виду усиление роли работодателей в вопросах содействия занятости и повышения их ответственности за нарушение коллективных договоров и соглашений по этим вопросам. Повышается роль неправительственных организаций, представляющих интересы различных групп населения (работодателей, женщин, молодежи, инвалидов и т.д.), в содействии совместно с органами службы занятости снижению роста безработицы и стабилизации трудовой среды. Государством, в свою очередь, активно привлекаются неправительственные организации, в том числе на договорных условиях, к решению специальных проблем в сфере занятости (содействию трудоустройству отдельных групп населения, проведению общественных работ, работе с подростками и молодежью и т.д.). Государственная политика на региональных рынках труда В 1998-2000 годах будут сохраняться значительные региональные различия в ситуации на рынке труда. В целях повышения эффективности государственной политики на рынке труда в ближайшие годы предстоит существенно повысить роль и ответственность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в решении проблем занятости, провести более четкое разграничение полномочий между центром и субъектами Российской Федерации в части усиления функций регионов, прежде всего, с напряженной ситуацией на рынке труда. В условиях ограниченности финансовых ресурсов приоритетными в государственной политике по вопросам занятости как в центре, так и в регионах должны стать направления, ориентирующие в первую очередь на рост эффективности труда, согласование на региональном уровне целевых установок политики в области занятости с кадровой политикой, проводимой на предприятиях и в организациях. В регионах с преобладанием моноэкономической структуры производства, в малых городах, где нет еще достаточно реалистичных программ выхода из кризиса и улучшения экономической конъюнктуры (прежде всего в области инвестиций), политика в сфере занятости должна быть преимущественно направлена на сдерживание безработицы и социальную поддержку безработных. Вместе с тем в таких регионах государственная политика, ориентированная на рост эффективности и ускорение структурных сдвигов в занятости, должна активизировать деятельность исполнительных органов власти по выводу экономики региона из кризиса и разработке соответствующих программ развития. Предусматривается реализация комплекса мер на федеральном и региональном уровнях по сдерживанию роста безработицы в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда, а также в районах Крайнего Севера. В территориях, где ситуация осложняется большим количеством избыточных трудовых ресурсов, будет продолжено оказание поддержки развитию малого предпринимательства в сфере услуг и агропромышленном комплексе. Предполагается принятие конкретных мер по проблеме обеспечения занятости населения в сельской местности. В целях более эффективной реализации политики на рынке труда регионов будет осуществляться совершенствование деятельности органов службы занятости по сокращению длительной безработицы, дальнейшему формированию и использованию банка данных вакансий, налаживанию в этих целях непосредственных контактов с работодателями. В сфере региональной политики по вопросам занятости населения предполагается: повысить роль органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в решении специфических региональных проблем рынка труда; реализовать меры по сдерживанию безработицы в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда; осуществлять меры по социальной поддержке безработных в моногородах и поселках; разработать и реализовать меры по совершенствованию организации работы территориальных органов службы занятости с предприятиями и организациями в части согласования их кадровой политики с политикой в области занятости, проводимой в рамках конкретной территории; проводить экспертизу инвестиционных программ с точки зрения их влияния на положение на рынке труда; разрабатывать на региональном уровне программы экономического развития и занятости, в том числе специализированные государственные программы для градообразующих предприятий. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях общий кризис социально-промышленного комплекса региона обусловил абсолютное сокращение численности работающих и отток населения, начавшийся с 1989 года и резко увеличившийся с началом радикальных экономических реформ. Доля "избыточного" населения в районах Крайнего Севера составляет примерно 20 процентов его общей численности. Уровень безработицы в северных регионах заметно превышает среднереспубликанский, а нагрузка на одно рабочее место по отдельным регионам Крайнего Севера в 3-8 раз выше среднего показателя по России. Проблема использования трудового потенциала северных регионов осложняется низким уровнем инвестиционной активности, ограниченными возможностями вторичной занятости, обусловленной моноотраслевой специализацией производства, а также низкой мобильностью трудовых ресурсов в связи с невозможностью выезда в более благополучные регионы из-за финансовых трудностей, транспортных издержек, отсутствия жилья в предполагаемых районах вселения. В то же время ожидаемое в перспективе переселение северян по принципу компактного расселения может оказать значительное влияние на рынки труда принимающих территорий. В целях содействия занятости населения в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях намечена реализация следующих мер: разработка концепции устойчивого развития районов Севера; государственное регулирование процесса привлечения и высвобождения работников государственных предприятий и организаций, в том числе в отраслях естественных монополий; постепенный переход на преимущественно ротационный метод формирования кадров, расширение применения вахтового метода работ и срочных трудовых договоров; формирование на местном уровне системы информации малочисленных народов Севера об имеющихся у них правах по трудовому законодательству и о средствах защиты этих прав; регулирование размещения выезжающих из районов Крайнего Севера на основе федеральных и региональных миграционных программ. Продолжится разработка конкретных мер по обеспечению занятости населения, проживающего в сельской местности. На занятость населения, проживающего в сельской местности, помимо общих для всей экономики страны факторов, существенное влияние оказывает ряд специфических моментов: ограниченность сферы приложения труда; территориальная разбросанность сельских поселений; отсутствие нормального транспортного сообщения, снижающего возможность поиска работы и трудоустройства в других населенных пунктах; сезонные колебания в спросе на рабочую силу в агропромышленном комплексе; диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, в частности затрудняющий модернизацию существующего оборудования и создание новых рабочих мест. Содействию занятости населения, проживающего в сельской местности, будет способствовать принятие и реализация следующих мер: разработка пакета законопроектов, предусматривающих развитие сельских кредитных кооперативов, реформирование хронически неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий и др.; создание благоприятных условий для развития частных и кооперативных форм деятельности в сфере социально-бытового обслуживания; подготовка проекта решения Правительства Российской Федерации о мерах государственной поддержки развития пищевой и перерабатывающей промышленности, способствующих созданию и сохранению рабочих мест в сельскохозяйственном производстве; расширение системы имеющихся центров развития бизнеса, социально-деловых центров, бизнес-инкубаторов и других для выполнения функций менеджмента в целях развития сельского предпринимательства; организация специального обучения сельских жителей, изъявивших желание заняться предпринимательской деятельностью и самозанятостью; распространение всех форм и методов государственной поддержки малого бизнеса для развития ремесленных производств и народных промыслов; осуществление подготовки кадров по интегрированным профессиям для аграрного комплекса, социальной сферы и других сфер с ориентацией на их профессиональную мобильность; внедрение в сельской местности дистанционных форм обучения безработных граждан и незанятого населения. Содействие занятости наиболее уязвимых на рынке труда этнических групп населения До начала экономических реформ уже имела место безработица среди этнических групп населения. Наибольшие трудности испытывают народы Северного Кавказа - ингуши, чеченцы, кабардинцы, балкарцы, крупные этнические группы Республики Дагестан, карачаевцы, а в последние годы и осетины. Особенно низкий уровень занятости, при которой в среднем почти 40 процентов трудоспособного населения не имеют работы, характерен для малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В Читинской области более 80 процентов не имеют работы. В Республике Тыва в районах проживания тоджинцев уровень регистрируемой безработицы превысил среднереспубликанский в 2,4 раза. В Корякском автономном округе уровень этнической безработицы в 2,5 раза превышает среднеокружной показатель. Высокий уровень безработицы некоторых народов, особенно малочисленных, обусловлен особой отраслевой структурой занятости, профессионально-квалификационной и образовательной структурой экономически активного населения. Особое значение имеет этнокультурная традиция низкой социальной мобильности. В настоящий момент их положение еще более осложняется объективной неприспособленностью их образа жизни к особенностям экономики переходного периода с преимущественной ориентацией на коммерческую эффективность. Основные мероприятия по социально-трудовой поддержке указанных категорий населения будут реализовываться в региональных программах содействия занятости населения, региональных программах содействия занятости малочисленных народов, а также в рамках принятой федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера" (на период до 2000 года). Меры в области занятости должны предусматривать: совершенствование законодательства в направлении учета специфических особенностей и потребностей трудовой и экономической деятельности коренных малочисленных народов; разработку правовых основ и нормативной базы создания режима экономического благоприятствования для работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места для замещения представителями коренного населения; обеспечение максимальной адресности социальной и экономической государственной поддержки; оказание практической помощи в организации собственного дела, включая необходимый курс обучения, оказание организационно-правовой и финансовой помощи для формирования стартового капитала; корректировку перечня профессий и специальностей, по которым в регионах осуществляется профессиональная подготовка кадров, с учетом этнонациональных интересов и особенностей; квотирование при необходимости рабочих мест для занятия их представителями малочисленных народов в местах их исторического проживания. Содействие занятости беженцев и вынужденных переселенцев В 1998-2000 годах ожидается приток в Россию свыше 370 тыс.беженцев и вынужденных переселенцев, в том числе в трудоспособном возрасте - свыше 200 тыс.человек. В соответствии с прогнозными оценками большая часть беженцев и вынужденных переселенцев обоснуется в территориях Поволжского, Северо-Кавказского, Уральского и Западно-Сибирского экономических районов, что усугубит ситуацию на региональных рынках труда. Содействие занятости данной категории граждан осложняется необходимостью создания условий для приема и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в процессе адаптации к существующему социально-экономическому положению. Решению острых проблем, связанных с содействием занятости беженцев и вынужденных переселенцев, будут способствовать: определение приоритетных территорий для приема беженцев и вынужденных переселенцев с учетом ситуации на местных рынках труда; стимулирование рационального территориального распределения потоков беженцев и вынужденных переселенцев; квотирование ежегодного приема беженцев и предоставления временного убежища; создание рабочих мест при центрах временного размещения и в местах компактного поселения вынужденных переселенцев; льготное кредитование работодателей, создающих новые и модернизирующих существующие рабочие места для безработных беженцев и вынужденных переселенцев; оказание услуг службой занятости безработным беженцам и вынужденным переселенцам, в том числе связанных с профессиональным обучением. Регулирование трудовой миграции Основной объем миграционных перемещений в Российской Федерации осуществляется за счет внутренней миграции. Интенсивный миграционный приток в условиях кризисного состояния экономики большинства российских регионов вызывает напряжение на рынках труда, нагрузку на социальную инфраструктуру; напротив, значительный спонтанный отток трудовых ресурсов ведет к разрушению рынка труда, замедлению экономического роста регионов, возрастанию демографической нагрузки на работающих. В последние годы в России произошла смена главного направления миграционных потоков. Начался выезд населения из регионов Севера и Востока страны. Особенно активно выезжают лица трудоспособных возрастов, в результате не только сокращается численность населения, но и ухудшается его демографическая структура. Важной особенностью современной миграционной ситуации является концентрация мигрантов в центральных регионах Европейской части страны, Поволжье, на Северном Кавказе, в южных областях Урала и Западной Сибири, то есть в достаточно густонаселенных старообжитых регионах с благоприятными природно-климатическими условиями, либо относительно высоким уровнем социально-экономического развития. Такое распределение мигрантов вызывает потребность в создании дополнительных рабочих мест для обеспечения их занятости. В целях регулирования внутренней миграции предусматривается: улучшить информационно-справочную работу о возможностях переезда и трудоустройства населения в регионах России, куда целесообразен приток мигрантов; реализовать президентскую программу "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (1993-2005 годы), в том числе из г. Норильска, шахтерских городов Якутии и других; принять меры по развитию рынка жилья. Кроме того, в Российскую Федерацию продолжается приток мигрантов из государств ближнего зарубежья. В основной своей массе они характеризуются более прогрессивной возрастной и профессионально-квалификационной структурой по сравнению с постоянным населением принимающих регионов. В связи с этим мигранты из государств нового зарубежья оказывают положительное влияние на демографическую ситуацию в России. В последние годы наблюдается рост числа иностранцев, въезжающих или стремящихся въехать в Российскую Федерацию с нарушением установленных правил, в том числе с целью осуществления нелегальной трудовой деятельности. Масштабы нелегальной иммиграции в Россию оцениваются в 600-700 тыс. человек. Сохраняются тенденции увеличения притока в Россию лиц, ищущих убежище. Наиболее острой проблемой при регулировании процессов внешней трудовой миграции является проблема нелегального импорта рабочей силы, прежде всего, из государств - участников СНГ. По экспертным оценкам, только по г. Москве нелегальная трудовая миграция в 1995 году составляла более 400 тыс. человек. Это связано, прежде всего, с отсутствием до настоящего времени необходимой законодательной базы и недостаточностью механизмов контроля за работодателями, использующими иностранную рабочую силу. В настоящее время официально регистрируемые объемы привлечения в Россию иностранной рабочей силы не превышают 300 тыс.человек в год. Иностранные работники пока не оказывают существенного влияния на национальный рынок труда. Учитывая необходимость обеспечения рабочими местами, прежде всего, трудоспособных граждан Российской Федерации, следует сформировать надежный механизм защиты российского рынка труда при одновременном соблюдении прав привлекаемых иностранных работников. В этой связи намечается: совершенствовать механизм привлечения иностранной рабочей силы, обеспечивающий приоритетное право российских граждан на занятие вакантных рабочих мест; установить квоты, соответствующие реальным возможностям субъектов Российской Федерации по приему и обустройству иммигрантов; разработать единые иммиграционные нормы и правила, определяющие порядок въезда, выезда и пребывания иностранцев с учетом целей въезда и сроков нахождения на территории России; усилить управление миграционными процессами на федеральном уровне; наладить должный контроль за проживанием и деятельностью иностранных граждан и лиц без гражданства. Улучшение функционирования рынка труда Улучшению функционирования рынка труда в период 1998-2000 годов будут способствовать меры активной политики занятости. Информация о рынке труда Динамичное развитие рынка труда создает для населения возможности самостоятельного поиска работы без обращения в органы службы занятости. Имеются дополнительные возможности для улучшения функционирования рынка труда посредством информирования граждан, ищущих работу, и работодателей о развитии рынка занятости труда, перспективах трудоустройства и обучения. В результате повышаются шансы самостоятельного поиска работы, принимаются более подготовленные решения в области кадровой политики организаций. В целях оперативного и гибкого реагирования на изменение конъюнктуры в сфере занятости в 1998-2000 годах будет продолжено формирование системы информационной поддержки государственной политики занятости населения, предусматривающей: совершенствование и углубление мониторинга социально-трудовой сферы; реализацию мероприятий по повышению эффективности системы сбора и анализа информации о состоянии рынка труда и действиях службы занятости; информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда через средства массовой информации, в том числе специализированные периодические издания органов службы занятости; продолжение эксплуатации региональных автоматизированных систем службы занятости, обеспечивающих повышение качества обслуживания граждан, обращающихся в центры занятости, включая сокращение времени на подбор рабочих мест, обеспечение правильного и своевременного начисления пособий по безработице; координацию и проведение научных исследований по актуальным проблемам занятости. Содействие в трудоустройстве Основные усилия территориальных органов службы занятости будут направлены на совершенствование работы по налаживанию непосредственных контактов с работодателями и пополнению банка данных вакансий, проведению активных мер по сокращению времени поиска гражданами подходящей работы и периода безработицы. Предполагается, что в период 1998-2000 годов в органы службы занятости обратятся за содействием в трудоустройстве около 24-25 млн. человек, в том числе в 1998 году - 7 млн. человек. При этом ежегодно будут трудоустраиваться около 3,5 млн. человек. Для достижения запланированных показателей по трудоустройству населения предусматривается осуществить ряд активных мер по сдерживанию роста безработицы и повышению сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, направленных на: совершенствование работы по подбору подходящего рабочего места для граждан, ищущих работу, и подходящих работников по запросу работодателя; повышение стимулов активного поиска работы безработными; проведение "ярмарок вакансий" и "ярмарок специалистов"; продолжение работы по формированию и ведению банка вакансий для информирования населения о возможностях трудоустройства; консультирование и обучение навыкам поиска работы граждан, испытывающих трудности в трудоустройстве, в рамках специальных программ; реализацию специальных мероприятий по трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите; совершенствование действующего порядка работы районных и городских центров занятости населения по оказанию гражданам содействия в трудоустройстве. Временная занятость и общественные работы В условиях напряженной ситуации на рынке труда из всех активных методов регулирования рынка временное трудоустройство граждан в первую очередь на общественные работы относится к числу приоритетных направлений содействия занятости населения. Цель привлечения безработных и незанятых граждан к временной занятости или общественным работам состоит в оказании им материальной поддержки (в первую очередь безработным), сохранении мотивации к труду у длительно безработных граждан, приобретении трудовых навыков у молодежи, начинающей трудовую деятельность. С этой целью будут создаваться дополнительные рабочие места для временного трудоустройства граждан, если таковые отсутствуют у работодателя, в том числе с использованием средств местного бюджета и средств Фонда занятости. Другим видом временного трудоустройства граждан будет организация временной занятости граждан по срочным трудовым договорам с применением гибких (нетипичных) форм занятости населения (сезонные, вахтовые работы и другие). Предусматривается в 1998-2000 годах предоставить возможность временной занятости и участия в общественных работах до 1620 тыс. человек, в том числе в 1998 году - 510 тыс. человек. Расходы Фонда занятости в 1998 году на эти цели составят 145 млн. рублей. Для реализации намеченных целей предполагается: совершенствование координации действий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных органов службы занятости, общественных организаций по вопросам организации и проведения общественных работ, финансовому обеспечению и совершенствованию механизма финансирования; предоставление возможности для временного трудоустройства граждан в период активного поиска постоянной работы, для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (молодежь в возрасте до 18 лет, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, и др.); увеличение числа временных рабочих мест за счет отдельных вакантных рабочих мест и должностей, длительное время остающихся незанятыми по причине их непрестижности; повышение престижности общественных работ за счет расширения видов работ интеллектуального характера; увеличение в законодательном порядке количества категорий граждан, для которых общественная работа считается подходящей с соблюдением условий и норм законодательства о занятости населения. Содействие развитию предпринимательской инициативы В целях оказания безработным и незанятым гражданам содействия в развитии предпринимательской инициативы, в их адаптации к условиям рынка труда территориальными органами службы занятости планируется оказание помощи лицам, изъявившим желание организовать собственное дело. Предусматривается, что за 1998-2000 годы около 460 тыс. безработным и незанятым гражданам будет оказана поддержка в их предпринимательской инициативе, в том числе в 1998 году - 170 тыс. человек. Расходы Фонда занятости в 1998 году на эти цели составят 80 млн. рублей. В качестве основных направлений поддержки предпринимательской инициативы необходимо осуществлять: консультирование и профессиональную ориентацию незанятых граждан в целях определения возможностей их эффективной деятельности в качестве предпринимателей; обучение безработных и незанятых граждан основам предпринимательской деятельности (в первую очередь молодежи, женщин, граждан, увольняемых с военной службы в ходе военной реформы, ремесленников, специалистов малых предприятий в сфере жилищно-коммунальных услуг), оказание им правовой, финансовой и организационной поддержки на стадии становления и развития собственного дела и т.п.; сотрудничество с организациями, содействующими развитию малого предпринимательства, с целью подготовки незанятых граждан к организации собственного дела; совершенствование системы подготовки незанятых граждан к предпринимательской деятельности в рамках совместной российско-американской программы "Партнерство" ("Бизнес для России"), других аналогичных проектов; согласованные действия органов службы занятости и других заинтересованных организаций по всем программам и видам деятельности, способствующим развитию предпринимательства. Социальная интеграция и поддержка граждан с особыми потребностями Поддержка граждан с ограниченной трудоспособностью К наиболее нуждающейся в поддержке на рынке труда категории граждан относятся инвалиды. В настоящее время количество работающих инвалидов по отношению к общей их численности не превышает 10 процентов. Особенно тяжелое положение складывается с занятостью инвалидов I и II групп, среди которых удельный вес работающих менее 8 процентов. Основной целью государственной политики в этой области является создание необходимых условий для реализации потенциальных возможностей граждан с ограниченной трудоспособностью. В 1998-2000 годах продолжится рост общей численности инвалидов по сравнению с численностью работающих инвалидов. Предусматривается, что в указанный период будет трудоустроено 30 тыс. инвалидов, в том числе в 1998 году - 10 тыс. человек. Расходы Фонда занятости в 1998 году на эти цели составят 65 млн. рублей. Для достижения поставленной цели предусматривается: продолжить работу по формированию государственной службы реабилитации инвалидов, содействующей их занятости, профессиональной ориентации, профессиональному обучению и переобучению, адаптации к трудовой деятельности, рациональному трудоустройству, а также по созданию центров профессиональной реабилитации; введение квоты для приема на работу инвалидов и в случаях невыполнения или невозможности ее выполнения - обязательной платы за каждого не трудоустроенного в рамках квоты инвалида. Реализация данной меры позволит обеспечить занятость более 100 тыс. инвалидов ежегодно; стимулирование работодателей, трудоустраивающих инвалидов, направление средств Фонда занятости на частичную компенсацию расходов работодателей по оплате труда инвалидов. На эти цели предполагается израсходовать в 1998-2000 годах около 110 млн. рублей. Поддержка граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей В период до 2000 года планируется сократить либо вывести из состава Вооруженных Сил Российской Федерации значительное количество воинских частей, учреждений и организаций, что повлечет за собой увольнение около 400 тыс. офицеров, прапорщиков и мичманов и сокращение численности только гражданского персонала на 300 тыс. человек. Граждане, увольняемые из Вооруженных Сил Российской Федерации, отличаются мобильностью и высоким уровнем образования, и большая их часть в предшествующие годы трудоустраивалась самостоятельно. Составной частью комплекса государственных мер в сфере социальной поддержки военнослужащих и членов их семей является Федеральная целевая программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов), подлежащих увольнению в запас, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на 1998-2000 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1998 г. N 153, а также Программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов), подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в местах их компактного проживания, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1997 г. N 674. Программы призваны обеспечить: социальную защиту военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на этапе их интеграции в гражданскую деятельность; более эффективное использование интеллектуальных возможностей этой категории граждан в процессе трудовой деятельности; переподготовку по гражданским специальностям и содействие занятости за период 1998-2000 годов более 59 тыс. человек, в том числе в 1998 году - около 20 тыс. человек, из них 10 тыс. человек пройдут подготовку по направлению органов службы занятости. Органы службы занятости будут реализовывать меры, направленные на: профессиональное консультирование военнослужащих перед увольнением с военной службы через сеть справочно-консультационных пунктов, создаваемых при воинских частях при содействии органов службы занятости; профессиональную подготовку с последующим трудоустройством военнослужащих, подлежащих увольнению, и членов их семей в соответствии с программами и постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. N 1300 "О создании системы профессиональной ориентации, переподготовки, трудоустройства и социальной адаптации военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы" и от 22 января 1997 г. N 65 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. N 94"; оказание гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей помощи в организации предпринимательской деятельности и самозанятости; расширение сети специализированных учебных центров (в том числе учебных центров службы занятости), осуществляющих профессиональную переподготовку граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Поддержка длительно безработных граждан В 1998-2000 годах увеличится численность длительно безработных граждан вследствие нарастания проблем с поиском работы у женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, граждан предпенсионного возраста, лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание. Мерами, способствующими трудоустройству длительно безработных граждан, станет реализация специальной программы содействия занятости населения "Организация занятости длительно безработных граждан" (подпрограммы "Клуб ищущих работу" и "Новый старт"), которая позволит охватить в 1998-2000 годах более 220 тыс. человек, в том числе в 1998 году - 70 тыс. человек, а также субсидирование их занятости, предусматривающее частичную компенсацию работодателям расходов по оплате труда принятых на работу длительно безработных граждан из средств Фонда занятости. Расходы Фонда занятости на эти цели в 1998 году составят 7 млн. рублей. Основные цели программы: дополнительное повышение шансов трудоустройства; преодоление негативных последствий безработицы; социальная адаптация длительно безработных граждан, формирование навыков самостоятельного поиска работы; восстановление мотивации к труду. Содействие занятости молодежи Проблемы занятости молодежи предполагается решать с учетом не только текущих потребностей в рабочей силе, но и перспективных задач. К числу первоочередных задач, подлежащих решению в ближайшие годы, относятся: создание условий для трудоустройства молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь; сокращение периода поиска работы для остальной части безработной молодежи. Основные направления действий в решении указанных задач: постепенный переход к гарантированному трудоустройству молодежи, завершающей профессиональное образование (дальнейшее субсидирование занятости молодежи по полученной профессии после завершения обучения в профессиональных учебных заведениях или после дополнительного обучения в целях адаптации к реальному спросу на рабочую силу); разработка организационных и экономических мер, обеспечивающих приоритет молодежи в приеме после завершения образования на предприятия всех форм собственности; активное содействие молодежи в организации собственного дела, малого бизнеса (эффективное организационно-информационное обеспечение, предоставление профессионально-ориентационных услуг и необходимая профессиональная подготовка, приоритетное кредитование молодежного малого бизнеса и т.д.); опережающее профессиональное обучение молодежи, находящейся под риском увольнения. Временная занятость несовершеннолетних граждан В 1998-2000 годах в целях приобщения к труду, получения профессиональных навыков, адаптации к трудовой деятельности предполагается трудоустроить на временную работу более 1,5 млн. несовершеннолетних граждан. Расходы Фонда занятости на эти цели в 1998 году составят 140 млн. рублей. В этот период будет продолжена работа по совершенствованию порядка и условий трудоустройства несовершеннолетних граждан с привлечением к этому процессу максимального количества заинтересованных сторон (работодателей, органов местного самоуправления, органов системы образования, комитетов по делам молодежи и др.), совершенствованию механизма создания и финансирования временных рабочих мест, созданию специализированных предприятий для организации временной занятости несовершеннолетних, что позволит устранить причины, сдерживающие возможности временного трудоустройства данной категории граждан. Содействие занятости выпускников учебных заведений В 1998-2000 годах продолжится реализация программы "Молодежная практика", целью которой является трудоустройство выпускников учебных заведений в возрасте 16-26 лет, зарегистрированных в качестве безработных более 3 месяцев, на временные рабочие места, что позволит приобрести профессиональные знания, умения и навыки и повысить конкурентоспособность молодежи на рынке труда. В 1998-2000 годах программой будет охвачено почти 50 тыс. выпускников различных учебных заведений. Расходы Фонда занятости на эти цели в 1998 году составят 70 млн. рублей. Содействие занятости женщин По оценочным данным, общая численность безработных женщин (с учетом полной и неполной занятости) к началу 1998 года составит 7-8 млн. человек. При этом в 1998-2000 годах прирост численности женщин, ищущих работу, будет снижаться и не превысит 0,2 млн. женщин в год. С учетом сложившегося состояния с занятостью женщин в ближайшие годы решения будут принимать в основном в отношении 3 условных групп экономически активных женщин: женщин, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, прежде всего, впервые вступающих в трудовую жизнь; работниц "женских" отраслей, испытывающих глубокий кризис (например, работницы текстильной и легкой промышленности); экономически активных женщин в регионах, традиционно испытывающих недостаток рабочих мест и отличающихся нарастающим высоким уровнем незанятого населения. Регулирование занятости женщин, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, намечается осуществить по трем направлениям: предотвращение дискриминации женщин-специалистов при массовом высвобождении персонала; вывод женщин с производств с вредными условиями труда и их профессиональная переориентация и переподготовка в связи с меняющейся конъюнктурой рынка труда. Основными направлениями действий в области содействия занятости женщин в "женских" отраслях, испытывающих глубокий кризис, будут: профессиональная переориентация и переподготовка излишней численности работниц основных профессиональных групп в случае отсутствия перспектив развития производства; повышение квалификации безработных женщин-работниц массовых профессий с учетом предстоящего экономического роста производства. Содействие занятости женщин в регионах с традиционным недостатком рабочих мест будет носить специфический характер и предполагает: усиление социальной поддержки семей, как правило, многодетных, с тем чтобы снять давление на рынок труда со стороны женщин, имеющих детей, по причине чрезмерно низкого уровня доходов таких семей; всемерное развитие общественных работ, особенно в сфере социальной инфраструктуры и достаточной продолжительности, прежде всего для молодежи, вступающей в трудовую жизнь; возрождение национальных промыслов и других традиционных сфер занятости. Содействие трудовой занятости граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания Система учреждений, исполняющих наказания по решению суда, традиционно была ориентирована на частичное финансовое самообеспечение за счет предприятий, использующих труд заключенных. Недофинансирование данных учреждений, неконкурентоспособность выпускаемой ими продукции поставили под угрозу существование предприятий, использующих труд заключенных, обострили проблему их содержания. Освобожденные из мест лишения свободы также сталкиваются с повышенными трудностями при подборе нового рабочего места. Ожидается, что в 1998-2000 годах в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве обратятся примерно 141 тыс.граждан, освободившихся из мест лишения свободы, в том числе в 1998 году - 50 тыс. человек. В 1998-2000 годах предполагается частично снять остроту этой проблемы за счет отработки механизма взаимодействия органов внутренних дел, администрации учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, с территориальными органами службы занятости в решении вопросов создания информационной службы спроса на рабочую силу на региональных рынках труда, организации профессиональной подготовки осужденных, освобождающихся из мест лишения свободы, профессионально-трудовой адаптации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, и их трудоустройства, в том числе за счет квотирования рабочих мест. Поддержка доходов безработных граждан Материальная поддержка безработных В течение 1998-2000 годов в части поддержки доходов безработных граждан и членов их семей предусматривается реализовать следующие меры: выплата пособий по безработице 8,7-10,2 млн. человек, в том числе в 1998 году - 2,6 млн. человек, включая доплаты на лиц, находящихся на их содержании. При этом в 1998 году ставится задача погасить задолженность по выплате пособий по безработице за 1996-1997 годы; оказание материальной и иной помощи безработным и членам их семей. Данными услугами воспользуются около 300-360 тыс. человек, в том числе в 1998 году - 130 тыс. человек, общие расходы составят на эти цели 60 млн. рублей; оплата периода временной нетрудоспособности безработных граждан предусматривается для 700-780 тыс. человек, в том числе в 1998 году - 240 тыс. человек, с общими расходами на эти цели 80,7 млн. рублей в год; досрочный выход на пенсию безработных граждан. Такой возможностью ежегодно воспользуются около 160-170 тыс. человек, в том числе в 1998 году - 55 тыс. человек, расходы на эти цели составят 435 млн. рублей. Суммарные расходы Фонда занятости по поддержке доходов безработных граждан будут составлять 5,9-7,1 млрд. рублей ежегодно. При введении в действие механизма совершенствования выплаты пособия по безработице расходы могут быть сокращены до 3,6-4,4 млрд. рублей в год. Оказание помощи членам семей безработных Одним из направлений деятельности органов службы занятости по поддержке доходов безработных граждан предусмотрены мероприятия по организации отдыха и оздоровления детей безработных граждан в целях предоставления им равных прав и возможностей на отдых и оздоровление. В период 1998-2000 годов предполагается организовать отдых и оздоровление около 90 тыс. детей, в том числе в 1998 году - 30 тыс. детей. Преимущественным правом на получение средств будут пользоваться безработные женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, одинокие и многодетные родители. Органами службы занятости будут использоваться возможности предприятий по организации отдыха и оздоровления детей безработных путем взаимозачета по страховым взносам в Фонд занятости на основе заключения соответствующих договоров. Ресурсное обеспечение Программы Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств Фонда занятости, а также за счет средств федерального бюджета, предназначенных для финансирования федеральных целевых программ и других мер, оказывающих влияние на положение на рынке труда и в сфере занятости, за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Затраты средств Фонда занятости на реализацию Программы составят 35 млрд. рублей, в том числе в 1998 году в соответствии с проектом бюджета Фонда занятости - 11,07 млрд. рублей. Средства федерального бюджета, направляемые на финансирование мероприятий, влияющих на состояние рынка труда, составят свыше 280 млрд. рублей, в том числе в 1998 году - 92,9 млрд. рублей. В целях увеличения доходной части Фонда занятости и повышения эффективности его использования предполагается : активизировать работу по мобилизации поступлений средств в Фонд занятости за счет реструктуризации и взаимозачета задолженности предприятий, стимулирования их к уплате взносов путем предоставления рассрочек по уплате долга, а также рассмотреть вопросы о соблюдении финансовой дисциплины наиболее крупными должниками по платежам в Фонд занятости на ВЧК; разработать механизм формирования и увеличения федеральной части Фонда занятости с 20 процентов до 30 процентов; расширить базу для взимания страховых взносов в Фонд занятости (с юридических и физических лиц); ввести страховой взнос в размере 0,5 процента с заработной платы работающих граждан; усилить контроль за целевым использованием средств Фонда занятости; совершенствовать механизм управления средствами Фонда занятости; повысить роль субъектов Российской Федерации в финансировании мероприятий по реализации государственной политики занятости, а также ответственность за исполнение ежегодного федерального закона о бюджете Фонда занятости; принять меры по совершенствованию механизма дотирования расходной части Фонда занятости в субъектах Российской Федерации, имеющих высокий уровень безработицы, с целью обеспечения равного доступа граждан к услугам, оказываемым органами службы занятости. Кадровое обеспечение Программы В целях реализации мероприятий Программы, повышения эффективности использования кадрового потенциала службы занятости и в связи с прогнозируемым ростом уровня безработицы предполагается перераспределение численности основного персонала ее территориальных органов, а при необходимости некоторое ее увеличение. К 2000 году численность персонала может составить около 38 тыс. человек. При этом будут проведены мероприятия, направленные на: снижение доли работников, занятых выполнением административно-управленческих функций, и увеличение численности специалистов, осуществляющих прием и обслуживание населения; совершенствование структуры органов службы занятости в городах и районах с целью обеспечения максимальной их доступности для населения за счет объединения близко расположенных городских и районных структур и создания дополнительных филиалов в удаленных населенных пунктах; подготовку и переподготовку в учебных заведениях, подведомственных Министерству труда и социального развития Российской Федерации, качественно новых специалистов для органов службы занятости, способных осуществлять координационно-посредническую и маркетинговую деятельность по организации взаимодействия населения (работников) и работодателей (включая государство) в системе профессионального образования. Эти специалисты должны реализовать как превентивную (упреждающую), так и оперативную функции по поддержанию занятости с учетом роли службы занятости как амортизатора негативных тенденций на рынке труда. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация Программы позволит: улучшить условия для расширения занятости населения и обеспечения рабочей силой предприятий через экономическую стабилизацию, развитие малого и среднего бизнеса, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, деятельность органов службы занятости; создать условия для быстрейшего трудоустройства безработных граждан, эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу, смягчения последствий долговременной безработицы; сдержать неконтролируемый рост численности безработных. Программой предусмотрено: сдержать уровень официальной безработицы в 1998-2000 годах в пределах 5 процентов, в 1998 году - в пределах 3,6 процента; оказать консультационные услуги по вопросам трудоустройства 24-25 млн. человек, в том числе в 1998 году - 7 млн. человек; повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем заполнения 10 млн. вакансий, в том числе в 1998 году - 3 млн. вакансий; трудоустроить на временные работы свыше 3180 тыс. человек, в том числе в 1998 году - 1070 тыс. человек; поддержать предпринимательскую инициативу 460 тыс. человек, в том числе в 1998 году - 170 тыс. человек; предоставить возможность получения необходимых для последующего трудоустройства профессиональных навыков и знаний 1350 тыс. безработных граждан, в том числе в 1998 году - 400 тыс. человек; провести профориентационную работу с 10 млн. человек, в том числе в 1998 году - 3,2 млн. человек; поддержать доходы 10-11 млн. безработных граждан, в том числе в 1998 году - 3,1 млн. человек. КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ Контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство труда и социального развития Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и профессиональных союзов. В качестве инструмента контроля за ходом исполнения Программы будет использоваться заключение межведомственных соглашений и реализация Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1998-1999 годы, мониторинг разработки и выполнения региональных целевых программ содействия занятости населения, подготовка ежегодных отчетов о реализации Программы. Приложение N 1 к Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000 годы Мероприятия по содействию занятости населения Российской Федерации ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование мероприятия | Основные исполнители | Источник | Срок | | | | финансирования | исполнения | |-------------------------------------------------------------------------------------------|-----------------------|---------------------| | Совершенствование нормативно-правовой базы | | | |-------------------------------------------------------------------------------------------|-----------------------|---------------------| | Разработка законопроектов | | | | | | | | | | 1. О внесении изменений и дополнений в Закон | Минтруд России | | II квартал 1998 г. | | Российской Федерации "О занятости населения в | Минэкономики России | | | | Российской Федерации" в части упорядочения оплаты | Минюст России | | | | периода временной нетрудоспособности безработных | | | | | граждан | | | | | | | | | | 2. О внесении изменений и дополнений в Федеральный | Минтруд России | | II квартал 1998 г. | | закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный | Минфин России | | | | фонд Российской Федерации, Фонд социального | Госналогслужба России | | | | страхования Российской Федерации, Государственный | Минюст России | | | | фонд занятости населения Российской Федерации и | | | | | фонды обязательного медицинского страхования на | | | | | 1998 год" в части взимания страховых взносов в | | | | | Государственный фонд занятости населения | | | | | Российской Федерации с заработка работающих | | | | | | | | | | 3. О бюджете Государственного фонда занятости | Минтруд России | | II квартал 1998 г. | | населения Российской Федерации на 1999 год | Минфин России | | | | | Минюст России | | | | | | | | | 4. О порядке формирования и расходования средств | Минтруд России | | I квартал 1999 г. | | Государственного фонда занятости населения | Минфин России | | | | Российской Федерации | Минэкономики России | | | | | Госналогслужба России | | | | | Минюст России | | | | | | | | | 5. О бюджете Государственного фонда занятости | Минтруд России | | II квартал 1999 г. | | населения Российской Федерации на 2000 год | Минфин России | | | | | Минюст России | | | |-------------------------------------------------------------------------------------------|-----------------------|---------------------| | Подготовка проектов решений Правительства Российской Федерации | | | |-------------------------------------------------------------------------------------------|-----------------------|---------------------| | | | | | | 6. Об утверждении Положения о порядке установления | Минтруд России | | II квартал 1998 г. | | квоты для приема на работу инвалидов | Минфин России | | | | | Минэкономики России | | | | | Госналогслужба России | | | | | Минюст России | | | | | | | | | 7. О совершенствовании системы профессионального | Минтруд России | | III квартал 1998 г. | | обучения безработных граждан, высвобождаемых | Минэкономики России | | | | работников и незанятого населения | Минобразование России | | | | | Минюст России | | | | | | | | | 8. О внесении изменений и дополнений в постановления | Минтруд России | | IV квартал 1998 г. | | Правительства Российской Федерации: | Минюст России | | | | от 22 апреля 1997 г. N 458 "Об утверждении Порядка | | | | | регистрации безработных граждан" в части | | | | | определения подходящей работы и статуса | | | | | безработного в зависимости от стажа работы и | | | | | причин увольнения; | | | | | от 14 июля 1997 г. N 875 "Об утверждении Положения | | | | | об организации общественных работ" в части | | | | | отнесения общественных работ к подходящей работе | | | | | для отдельных категорий безработных граждан | | | | | | | | | | 9. Об утверждении генеральной схемы создания рабочих | Минтруд России | | IV квартал 1999 г. | | мест | Минэкономики России | | | | | Госкомстат России | | | | | органы исполнительной власти | | | | | субъектов | | | | | Российской Федерации | | | |---------------------------------------------------------|---------------------------------|-----------------------|---------------------| | Поддержка и развитие занятости | | | | |---------------------------------------------------------|---------------------------------|-----------------------|---------------------| | Создание и сохранение рабочих мест* | | | | | | | | | | -------------------- | | | | * В рамках реализации Комплексной программы мер по созданию и | | | | сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы. | | | | | | | | | 10. Обеспечить разработку разделов в федеральных и | федеральные органы | за счет средств | 1998-2000 годы | | региональных целевых программах экономического и | исполнительной | исполнителей | | | социального развития, предусматривающих меры по | власти - государственные | | | | содействию занятости, созданию и сохранению | заказчики | | | | рабочих мест в отраслевом и региональном разрезах | федеральных программ | | | | | Минтруд России | | | | | Минэкономики России органы | | | | | исполнительной | | | | | власти субъектов Российской | | | | | Федерации | | | | | | | | | 11. Осуществлять разработку (корректировку) отраслевых | федеральные органы | за счет средств | 1998-2000 годы | | и территориальных программ (подпрограмм) | исполнительной | исполнителей | | | содействия занятости (создания и сохранения | власти органы исполнительной | | | | рабочих мест) с учетом общеэкономических | власти | | | | тенденций, требований научно-технического | субъектов Российской Федерации | | | | прогресса, ситуации на рынке труда в субъектах | Минтруд России | | | | Российской Федерации | Минэкономики России | | | | | Минфин России | | | | | | | | | 12. Подготовить предложения по формированию | Минэкономики России | за счет средств | IV квартал 1998 г. | | необходимой инфраструктуры, обеспечивающей | Минпромторг России | исполнителей | | | продвижение на внешние рынки высокотехнологичной | МИД России | | | | национальной продукции | Государственная компания | | | | | "Росвооружение" | | | | | | | | | 13. Организовать создание 5 государственных | Минэкономики России | за счет средств | 1998-1999 годы | | межрегиональных консультационных учреждений, | ФСДН России | исполнителей | | | осуществляющих помощь предприятиям в исследованиях | Минтруд России | | | | рынка сбыта, подготовку производства к выпуску | Минфин России | | | | продукции, пользующейся спросом | органы исполнительной власти | | | | | субъектов | | | | | Российской Федерации | | | | | | | | | 14. Предусматривать при разработке проектов | федеральные органы | за счет средств | 1998-2000 годы | | федеральных целевых программ мероприятия по | исполнительной | исполнителей | | | развитию переработки сырья, материалов и | власти | | | | расширению экспорта обработанной (готовой) | органы исполнительной власти | | | | продукции | субъектов | | | | | Российской Федерации | | | | | Минэкономики России | | | | | | | | | 15. Обеспечить проведение социальной экспертизы | Минтруд России | за счет средств | 1998-2000 годы | | разрабатываемых федеральных целевых программ по | Минэкономики России | исполнителей | | | вопросам их влияния на создание и сохранение | | | | | рабочих мест | | | | | | | | | | 16. Подготовить предложения о создании инвестиционных | Минэкономики России ГКРП России | за счет средств | I квартал 1999 г. | | и лизинговых компаний в целях развития малого и | федеральные | исполнителей | | | среднего бизнеса | органы исполнительной власти | | | | | | | | | 17. Разработать предложения по совершенствованию | Минэкономики России | за счет средств | III квартал 1998 г. | | налогового законодательства Российской Федерации в | Минфин России | исполнителей | | | части стимулирования предприятий (работодателей) к | Минтруд России | | | | модернизации рабочих мест с точки зрения внедрения | заинтересованные федеральные | | | | достижений научно-технического прогресса, | органы | | | | улучшения условий труда работников и обеспечения | исполнительной власти | | | | экологической безопасности производства | | | | | | | | | | 18. Разработать предложения о совершенствовании | Минтруд России | за счет средств | II квартал 1998 г. | | вахтового метода организации работ, в том числе с | Госкомсевер России | исполнителей | | | учетом специфики регионов Севера | Минтопэнерго России | | | | | | | | | 19. Обеспечить реализацию 6 пилотных проектов развития | Госкомсевер России | за счет средств | 1998-2000 годы | | производства и создания рабочих мест в населенных | федеральные органы | исполнителей | | | пунктах районов Крайнего Севера | исполнительной | | | | | власти | | | | | органы исполнительной власти | | | | | субъектов | | | | | Российской Федерации | | | | | | | | | 20. Обеспечить квотирование рабочих мест для коренных | органы исполнительной власти | за счет средств | 1998-2000 годы | | малочисленных народов в местах их традиционного | субъектов | исполнителей | | | проживания | Российской Федерации | | | | | | | | | 21. Разработать порядок отнесения отраслей | Минтруд России | за счет средств | III квартал 1998 г. | | (подотраслей) экономики к классу профессионального | Фонд социального страхования | исполнителей | | | риска | Российской | | | | | Федерации с участием | | | | | общероссийских | | | | | объединений профсоюзов | | | | | | | | | 22. Составить перечень городов и населенных пунктов с | Минтруд России | за счет средств | 1998-2000 годы | | моноэкономической структурой в целях принятия мер | Минэкономики России | исполнителей | | | по улучшению ситуации на рынке труда. | Минобороны России | | | | Разработать поэтапно по указанным территориям | Минатом России | | | | специальные программы создания и сохранения | Госкомсевер России | | | | рабочих мест для обеспечения приемлемого уровня | Минфин России федеральные | | | | занятости населения | органы исполнительной власти | | | | | органы исполнительной власти | | | | | субъектов | | | | | Российской Федерации | | | | | | | | | 23. Оказать содействие в создании дополнительных | Минтруд России | за счет средств | 1998-2000 годы | | рабочих мест для гарантированного трудоустройства | органы исполнительной власти | Фонда занятости | | | выпускников региональных учебных центров и их | субъектов | | | | филиалов из числа военнослужащих, граждан, | Российской Федерации | | | | уволенных с военной службы, и членов их семей | | | | | | | | | | 24. Разработать методику оценки условий труда на | Минтруд России | за счет средств | IV квартал 1998 г. | | рабочих местах | Минздрав России | исполнителей | | | | | | | | 25. Разработать предложения о порядке трудоустройства | Минтруд России | за счет средств | IV квартал 1998 г. | | женщин детородного возраста при выводе с тяжелых | Минздрав России | исполнителей | | | работ и ликвидации рабочих мест с вредными или | Российская академия | | | | опасными условиями труда | медицинских наук | | | | | | | | | 26. Обеспечить проведение аттестации рабочих мест с | Минтруд России | за счет средств | 1998-2000 годы | | вредными и опасными условиями труда женщин | органы исполнительной власти | исполнителей | | | детородного возраста | субъектов | | | | | Российской Федерации | | | | | | | | | 27. Реализовать международные проекты по развитию | ГКРП России | за счет средств | 1998-2000 годы | | малого бизнеса России в части создания новых | Минтруд России | исполнителей | | | рабочих мест | МИД России | | | |