ВПРАВЕ ЛИ БАНК ПРИ СПИСАНИИ С БАЛАНСА НЕРЕАЛЬНЫХ КО ВЗЫСКАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КРЕДИТОВ ФИЗЛИЦАМ ЗА СЧЕТ РЕЗЕРВОВ НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПО ССУДАМ ПРЕКРАТИТЬ НАЧИСЛЕНИЕ ПРОЦЕНТОВ ПО ТАКИМ ССУДАМ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ? ВПРАВЕ ЛИ БАНК ВКЛЮЧИТ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 17.12.07 03-03-06/2/231

         ВПРАВЕ ЛИ БАНК ПРИ СПИСАНИИ С БАЛАНСА НЕРЕАЛЬНЫХ КО
         ВЗЫСКАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КРЕДИТОВ ФИЗЛИЦАМ ЗА СЧЕТ
          РЕЗЕРВОВ НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПО ССУДАМ ПРЕКРАТИТЬ
             НАЧИСЛЕНИЕ ПРОЦЕНТОВ ПО ТАКИМ ССУДАМ В ЦЕЛЯХ
        ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ? ВПРАВЕ ЛИ БАНК ВКЛЮЧИТЬ
         В СОСТАВ ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫХ РАСХОДОВ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ В
         ВИДЕ ПРОЦЕНТОВ ПО ТАКИМ КРЕДИТАМ, КОТОРЫЕ БАНК РАНЕЕ
        УЧИТЫВАЛ В СОСТАВЕ ДОХОДОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА
           НА ПРИБЫЛЬ И ПО КОТОРЫМ НЕ СФОРМИРОВАН РЕЗЕРВ ПО
                         СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          17 декабря 2007 г.
                           N 03-03-06/2/231

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу формирования резерва на возможные потери по ссудам
по ссудной и приравненной к ней задолженности и сообщает следующее.
     В  соответствии  с  п.  1  ст.  292 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  -  НК  РФ)  суммы отчислений в резервы на возможные
потери   по   ссудам,   сформированные   в   порядке,  устанавливаемом
Центральным  банком  Российской Федерации в соответствии с Федеральным
законом  "О  Центральном  банке  Российской Федерации (Банке России)",
признаются  расходом  с учетом ограничений, предусмотренных ст. 292 НК
РФ.
     На  основании Федеральных законов "О Центральном банке Российской
Федерации  (Банке  России)"  и  "О  банках  и банковской деятельности"
Центральным   банком  Российской  Федерации  утверждено  Положение  от
26.03.2004  N  254-П  "О порядке формирования кредитными организациями
резервов  на  возможные  потери по ссудам, по ссудной и приравненной к
ней задолженности" (далее - Положение).
     Пунктом   2.3  Положения  за  кредитной  организацией  закреплена
обязанность  отражения  во  внутренних документах процедуры принятия и
исполнения   решений  по  списанию  с  баланса  кредитной  организации
нереальных   для  взыскания  ссуд,  т.е.  ссуд,  в  отношении  которых
кредитной  организацией  предприняты  все  необходимые  и  достаточные
юридические  и  фактические  действия  по  их  взысканию,  а  также по
реализации   прав,   вытекающих   из   наличия  обеспечения  по  ссуде
(реализация  залога,  обращение  требования к гаранту (поручителю)), и
проведение  дальнейших  действий по взысканию ссуды либо по реализации
прав,   вытекающих   из   наличия  обеспечения  по  ссуде,  юридически
невозможно и (или) когда предполагаемые издержки кредитной организации
будут  выше  получаемого  результата,  включая указания на документы и
(или)  акты  уполномоченных  государственных  органов,  необходимые  и
достаточные  для принятия решения о списании ссуды с баланса кредитной
организации.
     При  этом  Департамент  обращает  внимание  на  то, что процедура
досрочного  списания  нереальных к взысканию ссуд, в отношении которых
кредитной  организацией  предприняты  все меры, перечисленные в п. 2.3
Положения,   в   целях  налогообложения  прибыли  применима  только  к
потребительским кредитам, выданным физическим лицам.
     При   досрочном  списании  с  баланса  указанных  потребительских
кредитов,  нереальных  к  взысканию, восстанавливается соответствующая
сумма  ранее  списанного  на  расходы  резерва  на возможные потери по
ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности.
     Согласно   положениям   гл.   8   Положения   размер  списываемых
потребительских  кредитов  не  должен превышать 1 процента от величины
собственных средств кредитной организации.
     По  мнению  Департамента,  при списании потребительских кредитов,
нереальных к взысканию, одновременно прекращается начисление процентов
по указанным кредитам.
     Указанные  суммы  списанных  с баланса потребительских кредитов и
процентов   по   ним   в  дальнейшем  учитываются  на  соответствующих
забалансовых счетах в течение пяти лет.
     Что  касается  задолженности  в виде процентов, которые кредитная
организация  учитывала  в  доходах  для  целей налогообложения прибыли
организаций, сообщаем следующее.
     Согласно  п.  2  ст.  266  НК  РФ  безнадежными долгами (долгами,
нереальными     ко    взысканию)    признаются    те    долги    перед
налогоплательщиком,   по  которым  истек  установленный  срок  исковой
давности,  а  также  те долги, по которым в соответствии с гражданским
законодательством  обязательство  прекращено  вследствие невозможности
его   исполнения,   на  основании  акта  государственного  органа  или
ликвидации организации.
     Подпунктом  2  п. 2 ст. 265 НК РФ установлено, что в целях гл. 25
НК  РФ  к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные
налогоплательщиком  в отчетном (налоговом) периоде, в частности, суммы
безнадежных  долгов, а в случае если налогоплательщик принял решение о
создании  резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не
покрытые за счет средств резерва.
     В  соответствии  с  п.  2 ст. 200 Гражданского кодекса Российской
Федерации  по  обязательствам с определенным сроком исполнения течение
исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
     Таким  образом, задолженность в виде процентов, которые кредитная
организация  учитывала  в  доходах  для  целей налогообложения прибыли
организаций,  и  по  которой  не  сформирован  резерв  по сомнительным
долгам,  по  нашему  мнению, может быть признана безнадежным долгом (в
частности,  по  окончании  срока  исковой давности), который кредитная
организация вправе учесть в расходах для целей налогообложения прибыли
организаций на основании и в соответствии с вышеуказанными положениями
НК РФ.
     При этом срок исковой давности, по нашему мнению, начинает течь с
момента,  когда в соответствии с условиями кредитного договора заемщик
обязан вернуть полученную денежную сумму.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                         С.В. РАЗГУЛИН
17 декабря 2007 г.
N 03-03-06/2/231