О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 22.05.2003 N 54-ФЗ "О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ" В ОТНОШЕНИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 07.09.10 03-01-15/7-201

        О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ
         22.05.2003 N 54-ФЗ "О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ
        ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И
          (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ" В
        ОТНОШЕНИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ АДВОКАТСКИМИ
           ОБРАЗОВАНИЯМИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
                ОКАЗАНИЮ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
    
                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                          7 сентября 2010 г. 
                           N 03-01-15/7-201
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
обращение   по   вопросу   оформления  наличных  денежных  расчетов  с
населением и сообщает.
     В  соответствии  с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N
54-ФЗ  "О  применении  контрольно-кассовой  техники  при осуществлении
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных
карт"   (далее   -  Федеральный  закон  N  54-ФЗ)  все  организации  и
индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных
расчетов,  а  также расчетов с использованием платежных карт в случаях
продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять
контрольно-кассовую технику.
     Согласно  п.  2  ст.  2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и
индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым
Правительством   Российской  Федерации,  могут  осуществлять  наличные
денежные  расчеты  без применения контрольно-кассовой техники в случае
оказания  услуг  населению  при  условии  выдачи  ими  соответствующих
бланков строгой отчетности.
     Таким  образом, нормы Федерального закона N 54-ФЗ применяются при
осуществлении предпринимательской деятельности.
     Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об
адвокатской   деятельности   и   адвокатуре  в  Российской  Федерации"
адвокатская  деятельность  не является предпринимательской. Целью этой
деятельности  является  защита  прав, свобод и интересов юридических и
физических лиц, в связи с чем ее результаты не могут расцениваться как
продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг.
     За  оказанную  юридическую помощь адвокат получает вознаграждение
на   условиях   соглашения,  заключенного  между  ним  и  доверителем.
Законодательство  предусматривает также случаи оплаты его деятельности
из средств федерального бюджета.
     Учитывая   изложенное,  вопрос  оформления  кассовых  операций  в
адвокатских  образованиях  при приеме в кассу адвокатского образования
вознаграждения,   выплачиваемого  адвокату  за  оказанную  юридическую
помощь, к компетенции Минфина России не относится.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и  не  является нормативным правовым актом. Направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам   применения   законодательства  Российской  Федерации  и  не
препятствует  руководствоваться  нормами  законодательства  Российской
Федерации в понимании, отличающемся от позиции, изложенной в настоящем
письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            Р.А.СААКЯН
7 сентября 2010 г. 
N 03-01-15/7-201