ОБ УЧЕТЕ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПОСТОЯННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВОМ АМЕРИКАНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, НАХОДЯЩИМСЯ НА ТЕРРИТОРИИ РФ, ЗАТРАТ, ПОНЕСЕННЫХ ГОЛОВНЫМ ОФИСОМ ДАННОЙ АМЕРИКАНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 17 августа 2011 г. N 03-08-05 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно порядка учета расходов, произведенных головным офисом американской компании, при исчислении налога на прибыль филиала, осуществляющего свою деятельность на территории Российской Федерации, и сообщает следующее. Если иностранная организация является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила международный договор, регулирующий вопросы налогообложения, то при налогообложении прибыли такой иностранной организации в Российской Федерации учитываются положения этого международного договора. В соответствии с п. 3 ст. 6 Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.06.1992 при определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей этого постоянного представительства. При этом допускается обоснованное распределение документально подтвержденных расходов между лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве и его постоянным представительством в другом Договаривающемся Государстве. Такие распределяемые расходы включают управленческие и общеадминистративные расходы, расходы на исследования и развитие, проценты и плату за управление, консультации или техническое содействие, понесенные как в Государстве, в котором расположено постоянное представительство, так и в любом другом месте. Прибыль, относящаяся к постоянному представительству, определяется ежегодно одним и тем же методом, если только нет веской и достаточной причины для его изменения. Состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль иностранных организаций, определяется в соответствии со ст. ст. 252 - 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Согласно п. 5.3 Методических рекомендаций по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных Приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150, если международным договором Российской Федерации с иностранным государством предусмотрена возможность включения в состав расходов постоянного представительства затрат, в том числе управленческих и общеадминистративных, понесенных иностранной организацией на осуществление деятельности постоянного представительства в Российской Федерации в других государствах, то при соблюдении требований гл. 25 Кодекса эти расходы могут быть приняты при исчислении налоговой базы постоянного представительства. Необходимость установления методики определения доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль предусмотрена также в ст. 313 Кодекса, в которой указано, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Подтверждение расходов является документально обоснованным, если первичный документ соответствует международным стандартам бухгалтерского учета и не противоречит общим принципам составления первичных документов, применяемым в любых стандартах бухгалтерского учета, а в российском законодательстве предусмотренным п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и разд. 2 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, согласно которым документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляются на русском языке; первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык. Это требование основано на том, что в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона РСФСР от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" на территории Российской Федерации официальное делопроизводство в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях ведется на русском языке как государственном языке Российской Федерации. При формировании расходов каждого отчетного (налогового) периода, признаваемых в целях налогообложения, необходимо учитывать, что не включаются в состав расходов представительства расходы на содержание любых подразделений иностранной организации, не находящихся на территории Российской Федерации, включая подразделения головного офиса. Расходы, передаваемые головным офисом представительству, считаются произведенными в том периоде, в котором они были фактически переданы. Таким образом, расходы, понесенные иностранной организацией за пределами Российской Федерации, для целей, связанных с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации, могут быть приняты при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль российского представительства при соблюдении вышеперечисленных условий. Одновременно сообщаем, что направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А.КОМОВА 17 августа 2011 г. N 03-08-05 |