ОРГАНИЗАЦИЯ - ПРОИЗВОДИТЕЛЬ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ (САЛАТОВ, КУЛИНАРНЫХ ИЗДЕЛИЙ) ЗАКЛЮЧАЕТ ДОГОВОРЫ НА ПОСТАВКУ С КРУПНЫМИ ТОРГОВЫМИ СЕТЯМИ. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПОСТАВЛЯЕМУЮ ПРОДУКЦИЮ ПЕРЕХОДИТ В МОМЕНТ ПЕРЕДАЧИ. НЕКАЧЕСТВЕННЫЕ И ОПАСНЫЕ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 16.08.11 03-03-06/1/491

        ОРГАНИЗАЦИЯ - ПРОИЗВОДИТЕЛЬ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ПРОДУКТОВ
           ПИТАНИЯ (САЛАТОВ, КУЛИНАРНЫХ ИЗДЕЛИЙ) ЗАКЛЮЧАЕТ
          ДОГОВОРЫ НА ПОСТАВКУ С КРУПНЫМИ ТОРГОВЫМИ СЕТЯМИ.
            ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПОСТАВЛЯЕМУЮ ПРОДУКЦИЮ
                     ПЕРЕХОДИТ В МОМЕНТ ПЕРЕДАЧИ.
              НЕКАЧЕСТВЕННЫЕ И ОПАСНЫЕ ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ,
          ПРИЗНАВАЕМЫЕ ТАКОВЫМИ В СООТВЕТСТВИИ С П. 2 СТ. 3
        ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 02.01.2000 N 29-ФЗ "О КАЧЕСТВЕ
         И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ", ПОДЛЕЖАТ ИЗЪЯТИЮ,
                     УНИЧТОЖЕНИЮ ИЛИ УТИЛИЗАЦИИ.
         НЕРЕАЛИЗОВАННАЯ ПРОДУКЦИЯ С ИСТЕКШИМ СРОКОМ ГОДНОСТИ
           ПОДЛЕЖИТ ВОЗВРАТУ ПОСТАВЩИКУ, ТО ЕСТЬ ПРОИСХОДИТ
        ОБРАТНЫЙ ВЫКУП ПРОДУКЦИИ С ИСТЕКШИМ СРОКОМ ГОДНОСТИ ПО
        СТОИМОСТИ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ СТОИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОЙ
              ПРОДУКЦИИ. ПОСЛЕ ВЫКУПА ПРОДУКЦИЯ ПОДЛЕЖИТ
                             УНИЧТОЖЕНИЮ.
         РАСХОДЫ, ПРОИЗВЕДЕННЫЕ ПО ТОВАРАМ С ИСТЕКШИМ СРОКОМ
           ГОДНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
        НАПРАВЛЕННОЙ НА ПОЛУЧЕНИЕ ДОХОДА, А ПРОЦЕДУРА ВОЗВРАТА
                     ДОКУМЕНТАЛЬНО ПОДТВЕРЖДЕНА.
        В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ДЕЙСТВУЮТ САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ
         2.3.4.545-96 "ПРЕДПРИЯТИЯ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ
         ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ПРОИЗВОДСТВО ХЛЕБА, ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ И
              КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ" (УТВ. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
        ГОСКОМСАНЭПИДНАДЗОРА РОССИИ ОТ 25.09.1996 N 20) (ДАЛЕЕ
        - САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА). НОРМАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ НЕ
          УТВЕРЖДЕНЫ САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ В ОТНОШЕНИИ
        ТАКИХ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ТОВАРОВ, КАК САЛАТЫ И КУЛИНАРНЫЕ
                               ИЗДЕЛИЯ.
        ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕСТЬ РАСХОДЫ НА ОБРАТНЫЙ ВЫКУП
        ПРОДУКЦИИ С ИСТЕКШИМ СРОКОМ ГОДНОСТИ, А ТАКЖЕ РАСХОДЫ
          НА УТИЛИЗАЦИЮ ДАННОЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГА НА
                               ПРИБЫЛЬ?
         ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИМЕНЯТЬ ПОЛОЖЕНИЯ САНИТАРНЫХ
        ПРАВИЛ ПО АНАЛОГИИ, ПОСКОЛЬКУ ДЛЯ САЛАТОВ И КУЛИНАРНЫХ
          ИЗДЕЛИЙ НЕ УТВЕРЖДЕНЫ САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ?
        ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИНЯТЬ К ВЫЧЕТУ НДС, УПЛАЧЕННЫЙ
            ПО ТОВАРАМ, ВЕРНУВШИМСЯ ЕЙ ОТ ПОКУПАТЕЛЯ ПОСЛЕ
                      ОКОНЧАНИЯ СРОКА ГОДНОСТИ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                          16 августа 2011 г. 
                           N 03-03-06/1/491
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по вопросу налогового учета расходов, связанных с возвратом из
розничной сети нереализованной продукции с истекшим сроком реализации,
и сообщает следующее.
     Положениями  п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее   -   НК   РФ)  установлено,  что  расходами  признаются  любые
экономически   обоснованные   затраты,   подтвержденные   документами,
оформленными  в соответствии с законодательством Российской Федерации,
при  условии,  что  они  произведены  для  осуществления деятельности,
направленной на получение дохода.
     Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1
"О   защите   прав  потребителей"  на  продукты  питания  изготовитель
(исполнитель)   обязан   устанавливать  срок  годности  -  период,  по
истечении  которого  товар  считается непригодным для использования по
назначению.  Продажа товара по истечении установленного срока годности
запрещается.
     Согласно  положениям Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О
качестве  и  безопасности  пищевых  продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ)
некачественные  и  опасные  пищевые  продукты, признаваемые таковыми в
соответствии   с   п.  2  ст.  3  данного  Закона,  подлежат  изъятию,
уничтожению или утилизации (ст. ст. 24, 25 Закона N 29-ФЗ).
     В  п.  2  ст. 3 Закона N 29-ФЗ указано, что не могут находиться в
обороте  пищевые  продукты, материалы и изделия, которые, в частности,
не   имеют  установленных  сроков  годности  (для  пищевых  продуктов,
материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности
является обязательным) или сроки годности которых истекли.
     Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 25.09.1996 N 20 для
предприятий   пищевой  и  перерабатывающей  промышленности  утверждены
Санитарные   правила  и  нормы  производства  хлеба,  хлебобулочных  и
кондитерских изделий СанПиН 2.3.4.545-96 (далее - Санитарные правила).
     Согласно п. 3.1.1 Санитарных правил установленные в них правила и
нормы определяют гигиенические требования к устройству, оборудованию и
содержанию  всех  предприятий,  цехов,  участков, вырабатывающих хлеб,
хлебобулочные   и   кондитерские  (без  крема  и  с  кремом)  изделия,
независимо  от  форм  собственности  и ведомственной принадлежности, а
также требования к режиму производства, хранения, реализации, качеству
хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.
     Действующее  нормативное правовое регулирование отношений в сфере
оборота  хлебобулочной  и кондитерской продукции обязывает поставщиков
(производителей)  утилизировать  хлеб,  хлебобулочные  и  кондитерские
изделия с истекшим сроком годности путем переработки или уничтожения.
     В  отношении  других  скоропортящихся продуктов питания (салатов,
кулинарных  изделий)  на поставщиков (производителей) данной продукции
такая обязанность не возлагается.
     Учитывая  изложенное,  считаем,  что,  если обязанность по выкупу
товаров  с  истекшим  сроком годности нормативными правовыми актами не
установлена,  затраты  на  их  приобретение и дальнейшую ликвидацию не
могут рассматриваться в качестве экономически обоснованных расходов и,
следовательно,  не  подлежат  учету  для целей налогообложения прибыли
организаций.
     Одновременно  сообщаем,  что  в  связи  с  неясной  формулировкой
вопроса   о  порядке  применения  вычетов  по  налогу  на  добавленную
стоимость   ответить   по   существу   на   поставленный   вопрос   не
представляется возможным.
     Кроме  этого,  сообщаем,  что  мнение Департамента, приведенное в
настоящем   письме,  не  содержит  правовых  норм  или  общих  правил,
конкретизирующих  нормативные  предписания,  и не является нормативным
правовым  актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007
N    03-02-07/2-138    направляемое    мнение    Департамента    имеет
информационно-разъяснительный    характер   по   вопросам   применения
законодательства   Российской  Федерации  о  налогах  и  сборах  и  не
препятствует  руководствоваться  нормами  законодательства о налогах и
сборах  в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем
письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
16 августа 2011 г. 
N 03-03-06/1/491