ОРГАНИЗАЦИЯ - ПРОИЗВОДИТЕЛЬ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ (САЛАТОВ, КУЛИНАРНЫХ ИЗДЕЛИЙ) ЗАКЛЮЧАЕТ ДОГОВОРЫ НА ПОСТАВКУ С КРУПНЫМИ ТОРГОВЫМИ СЕТЯМИ. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПОСТАВЛЯЕМУЮ ПРОДУКЦИЮ ПЕРЕХОДИТ В МОМЕНТ ПЕРЕДАЧИ. НЕКАЧЕСТВЕННЫЕ И ОПАСНЫЕ ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ, ПРИЗНАВАЕМЫЕ ТАКОВЫМИ В СООТВЕТСТВИИ С П. 2 СТ. 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 02.01.2000 N 29-ФЗ "О КАЧЕСТВЕ И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ", ПОДЛЕЖАТ ИЗЪЯТИЮ, УНИЧТОЖЕНИЮ ИЛИ УТИЛИЗАЦИИ. НЕРЕАЛИЗОВАННАЯ ПРОДУКЦИЯ С ИСТЕКШИМ СРОКОМ ГОДНОСТИ ПОДЛЕЖИТ ВОЗВРАТУ ПОСТАВЩИКУ, ТО ЕСТЬ ПРОИСХОДИТ ОБРАТНЫЙ ВЫКУП ПРОДУКЦИИ С ИСТЕКШИМ СРОКОМ ГОДНОСТИ ПО СТОИМОСТИ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ СТОИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОЙ ПРОДУКЦИИ. ПОСЛЕ ВЫКУПА ПРОДУКЦИЯ ПОДЛЕЖИТ УНИЧТОЖЕНИЮ. РАСХОДЫ, ПРОИЗВЕДЕННЫЕ ПО ТОВАРАМ С ИСТЕКШИМ СРОКОМ ГОДНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПОЛУЧЕНИЕ ДОХОДА, А ПРОЦЕДУРА ВОЗВРАТА ДОКУМЕНТАЛЬНО ПОДТВЕРЖДЕНА. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ДЕЙСТВУЮТ САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ 2.3.4.545-96 "ПРЕДПРИЯТИЯ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ПРОИЗВОДСТВО ХЛЕБА, ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ И КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ" (УТВ. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГОСКОМСАНЭПИДНАДЗОРА РОССИИ ОТ 25.09.1996 N 20) (ДАЛЕЕ - САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА). НОРМАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ НЕ УТВЕРЖДЕНЫ САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ В ОТНОШЕНИИ ТАКИХ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ТОВАРОВ, КАК САЛАТЫ И КУЛИНАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ. ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕСТЬ РАСХОДЫ НА ОБРАТНЫЙ ВЫКУП ПРОДУКЦИИ С ИСТЕКШИМ СРОКОМ ГОДНОСТИ, А ТАКЖЕ РАСХОДЫ НА УТИЛИЗАЦИЮ ДАННОЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ? ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИМЕНЯТЬ ПОЛОЖЕНИЯ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ ПО АНАЛОГИИ, ПОСКОЛЬКУ ДЛЯ САЛАТОВ И КУЛИНАРНЫХ ИЗДЕЛИЙ НЕ УТВЕРЖДЕНЫ САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ? ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИНЯТЬ К ВЫЧЕТУ НДС, УПЛАЧЕННЫЙ ПО ТОВАРАМ, ВЕРНУВШИМСЯ ЕЙ ОТ ПОКУПАТЕЛЯ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ СРОКА ГОДНОСТИ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 16 августа 2011 г. N 03-03-06/1/491 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогового учета расходов, связанных с возвратом из розничной сети нереализованной продукции с истекшим сроком реализации, и сообщает следующее. Положениями п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что расходами признаются любые экономически обоснованные затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" на продукты питания изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается. Согласно положениям Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) некачественные и опасные пищевые продукты, признаваемые таковыми в соответствии с п. 2 ст. 3 данного Закона, подлежат изъятию, уничтожению или утилизации (ст. ст. 24, 25 Закона N 29-ФЗ). В п. 2 ст. 3 Закона N 29-ФЗ указано, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в частности, не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли. Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 25.09.1996 N 20 для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности утверждены Санитарные правила и нормы производства хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий СанПиН 2.3.4.545-96 (далее - Санитарные правила). Согласно п. 3.1.1 Санитарных правил установленные в них правила и нормы определяют гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию всех предприятий, цехов, участков, вырабатывающих хлеб, хлебобулочные и кондитерские (без крема и с кремом) изделия, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также требования к режиму производства, хранения, реализации, качеству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий. Действующее нормативное правовое регулирование отношений в сфере оборота хлебобулочной и кондитерской продукции обязывает поставщиков (производителей) утилизировать хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия с истекшим сроком годности путем переработки или уничтожения. В отношении других скоропортящихся продуктов питания (салатов, кулинарных изделий) на поставщиков (производителей) данной продукции такая обязанность не возлагается. Учитывая изложенное, считаем, что, если обязанность по выкупу товаров с истекшим сроком годности нормативными правовыми актами не установлена, затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в качестве экономически обоснованных расходов и, следовательно, не подлежат учету для целей налогообложения прибыли организаций. Одновременно сообщаем, что в связи с неясной формулировкой вопроса о порядке применения вычетов по налогу на добавленную стоимость ответить по существу на поставленный вопрос не представляется возможным. Кроме этого, сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 16 августа 2011 г. N 03-03-06/1/491 |