ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ ПРЕДУСМОТРЕНО ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАКУПКЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И КОММУНАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СУБЪЕКТОВ РФ. В 2009 Г. ГУП ПОЛУЧИЛО СУБСИДИЮ ИЗ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА НА ЗАКУПКУ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И КОММУНАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ. В 2010 Г. ГУП ПОЛУЧИЛО ИЗ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА ОСТАТКИ СУБСИДИИ НА ЗАКУПКУ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И КОММУНАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ. СУБСИДИЯ ИЗ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА ВЫДЕЛЕНА В РАЗМЕРЕ 70% СТОИМОСТИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И КОММУНАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И ИСПОЛЬЗОВАНА СТРОГО ПО НАЗНАЧЕНИЮ. ГУП ОБЯЗАНО ОТЧИТЫВАТЬСЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ СУБСИДИИ И ПРЕДСТАВЛЯТЬ В АДМИНИСТРАЦИЮ СУБЪЕКТА РФ ОТЧЕТ. СОБСТВЕННИКОМ ГУП ЯВЛЯЕТСЯ АДМИНИСТРАЦИЯ СУБЪЕКТА РФ. В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ ГУП АМОРТИЗИРУЕТ ТОЛЬКО 30% СТОИМОСТИ КОММУНАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ, Т.Е. ТОЛЬКО ТО, ЧТО ПРИОБРЕТЕНО ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ. УЧИТЫВАЮТСЯ ЛИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОХОДЫ В ВИДЕ УКАЗАННЫХ СУБСИДИЙ? ПРИЗНАЕТСЯ ЛИ ПРИОБРЕТЕННОЕ ЗА СЧЕТ СУБСИДИИ ИМУЩЕСТВО АМОРТИЗИРУЕМЫМ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 8 августа 2011 г. N 03-03-06/4/93 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли организаций субсидий, выделяемых государственному унитарному предприятию на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники из бюджета субъекта Российской Федерации, и сообщает следующее. В соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа. При этом положения пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются только в том случае, если средства и иное имущество получаются унитарным предприятием на безвозмездной основе. В случае если денежные средства или иное имущество передаются унитарному предприятию в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, данные доходы подлежат включению в состав доходов от реализации. Положения пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ в отношении получения унитарным предприятием субсидий следует рассматривать во взаимосвязи со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). В ст. 78 БК РФ предусмотрен порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. Пунктом 1 ст. 78 БК РФ установлено, что субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Случаи и порядок предоставления субсидий юридическим лицам, в том числе унитарным предприятиям, устанавливаются законом (решением) о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами исполнительных органов власти (п. 2 ст. 78 БК РФ). Из изложенного следует, что если средства унитарному предприятию выделяются не в рамках государственных контрактов (договоров) в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, то указанные средства не учитываются унитарным предприятием на основании пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ. В случае получения унитарным предприятием средств в рамках исполнения государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) указанные средства подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, установленном гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Как следует из запроса, субсидии государственному унитарному предприятию субъекта Российской Федерации выделяются собственником имущества этого предприятия не в рамках исполнения государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг), а для возмещения затрат предприятия, связанных с закупкой автотранспортных средств и коммунальной техники на безвозмездной основе. Таким образом, доходы в виде указанных субсидий, полученные государственным унитарным предприятием, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ. Как следует из положений п. 1 ст. 252 НК РФ, в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных обоснованных и документально подтвержденных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Статья 270 НК РФ не содержит положений, не позволяющих учесть в целях налогообложения прибыли расходы, осуществленные налогоплательщиком за счет средств, полученных в соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ. Учитывая изложенное, расходы, произведенные государственным унитарным предприятием за счет субсидий, полученных от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа, учитываются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций при условии соответствия расходов критериям, предусмотренным ст. 252 НК РФ, в порядке, установленном гл. 25 НК РФ. В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ амортизация по амортизируемому имуществу, созданному с использованием бюджетных средств целевого финансирования, не начисляется. В целях налогообложения прибыли к средствам целевого финансирования относится имущество, поименованное в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Субсидии, предоставленные коммерческим организациям в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, целевым финансированием в целях налогообложения прибыли не признаются. Таким образом, в отношении имущества, приобретенного или созданного унитарным предприятием за счет субсидий, полученных от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа, и признанного согласно ст. 256 НК РФ амортизируемым, амортизация начисляется в общеустановленном порядке. Одновременно сообщаем, что направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В. РАЗГУЛИН 8 августа 2011 г. N 03-03-06/4/93 |