ИЗМЕНЕН ВИД ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ (ФКП). СОГЛАСНО П. 2 СТ. 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 14.11.2002 N 161-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ" (ДАЛЕЕ - ЗАКОН) ОНО Я. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 08.08.11 03-03-06/4/92

         ИЗМЕНЕН ВИД ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО
        ПРЕДПРИЯТИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ (ФКП).
              СОГЛАСНО П. 2 СТ. 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ
        14.11.2002 N 161-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
         УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ" (ДАЛЕЕ - ЗАКОН) ОНО ЯВЛЯЕТСЯ
             УНИТАРНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ, ОСНОВАННЫМ НА ПРАВЕ
                       ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ.
                ПРАВОМОЧИЯ СОБСТВЕННИКА ИМУЩЕСТВА ФКП
           ОСУЩЕСТВЛЯЮТ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
          МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ
           ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ
           ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ (П. 5 СТ. 20 ЗАКОНА).
            В СООТВЕТСТВИИ С П. 5 ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИЗ
          ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА СУБСИДИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗЕННЫМ
         ПРЕДПРИЯТИЯМ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В 2010
        ГОДУ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ
         06.05.2008 N 351, ПРЕДПРИЯТИЮ ВЫДЕЛЕНЫ СУБСИДИИ ДЛЯ
         ВОЗМЕЩЕНИЯ ЗАТРАТ, СВЯЗАННЫХ С СОЗДАНИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ
          (ДАЛЕЕ - СУБСИДИИ НА СОЗДАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ), В ТОМ
                                ЧИСЛЕ:
              - НА ПОГАШЕНИЕ ИМЕЮЩЕЙСЯ НА ДАТУ СОЗДАНИЯ
         ПРЕДПРИЯТИЯ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ;
              - НА ФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С
          РЕШЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ВОПРОСОВ СОЗДАНИЯ
                             ПРЕДПРИЯТИЯ.
                СОГЛАСНО ПП. 26 П. 1 СТ. 251 НК РФ ПРИ
          ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ НЕ
         УЧИТЫВАЮТСЯ ДОХОДЫ В ВИДЕ СРЕДСТВ И ИНОГО ИМУЩЕСТВА,
             КОТОРЫЕ ПОЛУЧЕНЫ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ОТ
             СОБСТВЕННИКА ИМУЩЕСТВА ЭТОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ИЛИ
                      УПОЛНОМОЧЕННОГО ИМ ОРГАНА.
            ФКП ЯВЛЯЕТСЯ УНИТАРНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ, ИМУЩЕСТВО
          КОТОРОГО НАХОДИТСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, А
        СУБСИДИИ НА СОЗДАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ЗА СЧЕТ
            СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА УПОЛНОМОЧЕННЫМ В
            УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ОРГАНОМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ
              ПОЛНОМОЧИЯ СОБСТВЕННИКА НА БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ И
        БЕЗВОЗВРАТНОЙ ОСНОВЕ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СУММА СУБСИДИЙ НА
        СОЗДАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НЕ ПОДЛЕЖИТ УЧЕТУ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ
                 НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ.
          ЗА СЧЕТ СУБСИДИИ НА СОЗДАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ПОГАШЕНЫ
           КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПЕРЕД ПОСТАВЩИКАМИ И
          ПОДРЯДЧИКАМИ, ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ В
           БЮДЖЕТ И ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ, НАКОПИВШАЯСЯ ДО
                        МОМЕНТА СОЗДАНИЯ ФКП.
           КАКОВ ПОРЯДОК УЧЕТА В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА
          ПРИБЫЛЬ СУММ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО УПЛАТЕ
          НАЛОГОВ И СБОРОВ В БЮДЖЕТ И ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ?
           КАКИМ ОБРАЗОМ УЧИТЫВАЮТСЯ ПОЛУЧЕННЫЕ СУБСИДИИ НА
               СОЗДАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НДС?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          8 августа 2011 г.
                           N 03-03-06/4/92

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо   по  вопросу  налогообложения  средств  в  виде  субсидий  для
возмещения  затрат,  связанных  с созданием предприятия, выделяемых из
федерального     бюджета     федеральному     казенному    предприятию
оборонно-промышленного   комплекса  в  соответствии  с  Постановлением
Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 351 "Об утверждении
Правил  предоставления  из  федерального  бюджета субсидий федеральным
казенным  предприятиям  оборонно-промышленного комплекса в 2011 - 2013
годах", и сообщает следующее.
     В  соответствии со ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - НК РФ) доходом признается экономическая выгода в денежной или
натуральной  форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той
мере,  в  которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для целей
налогообложения  прибыли  в  соответствии  с  гл. 25 "Налог на прибыль
организаций" НК РФ.
     Объектом   налогообложения   по  налогу  на  прибыль  организаций
признается   прибыль,   полученная  налогоплательщиком.  Прибылью  для
российских  организаций  в  целях  гл.  25 НК РФ признаются полученные
доходы,   уменьшенные  на  величину  произведенных  расходов,  которые
определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ (п. 1 ст. 247 НК РФ).
     Пунктом 1 ст. 248 НК РФ установлено, что к доходам в целях гл. 25
НК  РФ  относятся  доходы  от  реализации  товаров  (работ,  услуг)  и
имущественных прав и внереализационные доходы.
     Согласно  ст.  249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка
от  реализации  товаров  (работ, услуг) как собственного производства,
так  и  ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка   от  реализации  определяется  исходя  из  всех  поступлений,
связанных  с  расчетами  за  реализованные товары (работы, услуги) или
имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
     Внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в ст.
249  НК  РФ,  в  том  числе  в виде безвозмездно полученного имущества
(работ,   услуг)  или  имущественных  прав,  за  исключением  случаев,
указанных в ст. 251 НК РФ (ст. 250 НК РФ).
     В  ст.  251  НК  РФ поименован исчерпывающий перечень доходов, не
учитываемых  при  определении  налоговой  базы  по  налогу  на прибыль
организаций.
     На  основании пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой
базы  не  учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые
получены  унитарными  предприятиями  от  собственника  имущества этого
предприятия или уполномоченного им органа.
     При этом положения пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются только в
том  случае,  если  средства  и  иное  имущество  получаются унитарным
предприятием  на безвозмездной основе. В случае если денежные средства
или   иное   имущество  передаются  унитарному  предприятию  в  оплату
стоимости  выполненных  работ, оказанных услуг, данные доходы подлежат
включению в состав доходов от реализации.
     В  силу  ст. 115 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 2
ст.  2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и
муниципальных унитарных предприятиях" федеральное казенное предприятие
является  унитарным  предприятием,  основанным  на  праве оперативного
управления.  Согласно  п.  2  Правил  предоставления  из  федерального
бюджета      субсидий      федеральным      казенным      предприятиям
оборонно-промышленного  комплекса  в  2011  - 2013 годах, утвержденных
Постановлением  Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 351
(далее  -  Правила),  субсидии предоставляются предприятиям в пределах
бюджетных    ассигнований    и    лимитов    бюджетных   обязательств,
предусмотренных  в установленном порядке Министерству промышленности и
торговли  Российской  Федерации, а предприятиям, находящимся в ведении
Федерального   космического   агентства,   -   в   пределах  бюджетных
ассигнований  и  лимитов  бюджетных  обязательств,  предусмотренных  в
установленном порядке этому Агентству.
     Субсидии   предоставляются   предприятиям   на   безвозмездной  и
безвозвратной  основе  в  целях возмещения затрат этих предприятий при
условии    недостаточности   доходов   для   покрытия   их   расходов,
предусмотренных   утвержденными  в  установленном  порядке  на  основе
программ  деятельности  предприятий на очередной год и плановый период
сметами  доходов  и  расходов  предприятий,  связанных  с  выполнением
заказов  на  поставку  товаров,  выполнение работ и оказание услуг для
федеральных  государственных  нужд,  ежеквартально по итогам отчетного
периода,  а  также  возмещения  затрат,  связанных  с  созданием  этих
предприятий (п. 3 Правил).
     Из  изложенного  следует,  что  субсидии  унитарному  предприятию
выделяются не в рамках государственных контрактов (договоров) в оплату
стоимости  выполненных  работ,  оказанных  услуг,  а  в соответствии с
вышеуказанным  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации на
безвозмездной основе.
     В  этой  связи  доходы  в  виде  указанных  субсидий,  полученные
государственным   унитарным  предприятием,  не  относятся  к  доходам,
указанным в ст. 250 НК РФ, и на основании пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ не
учитываются  при  определении  налоговой  базы  по  налогу  на прибыль
организаций.
     Как   следует   из  положений  п.  1  ст.  252  НК  РФ,  в  целях
налогообложения  прибыли  налогоплательщик уменьшает полученные доходы
на  сумму  произведенных  обоснованных  и документально подтвержденных
расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
     Статья  270  НК РФ не содержит положений, не позволяющих учесть в
целях      налогообложения     прибыли     расходы,     осуществленные
налогоплательщиком за счет средств, полученных в соответствии с пп. 26
п. 1 ст. 251 НК РФ.
     Одновременно  сообщаем, что положениями пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ
установлено,  что при определении налоговой базы не учитываются доходы
в  виде  сумм  кредиторской  задолженности налогоплательщика по уплате
налогов  и  сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по
уплате  взносов,  пеней  и  штрафов  перед  бюджетами  государственных
внебюджетных  фондов,  списанных  и  (или)  уменьшенных иным образом в
соответствии  с  законодательством Российской Федерации или по решению
Правительства Российской Федерации.
     Из  положений  данной  нормы следует, что в целях налогообложения
прибыли  не  учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности
по  уплате  налогов и сборов не только при их списании, но и в случаях
уменьшения  иным образом в соответствии с законодательством Российской
Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.
     По  вопросу  уменьшения сумм кредиторской задолженности по уплате
налогов  и  сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по
уплате  взносов,  пеней  и  штрафов  перед  бюджетами  государственных
внебюджетных   фондов   иным   образом   полагаем,  что  данная  норма
распространяется  на  случаи  погашения  налогоплательщиком  указанной
задолженности  за  счет  субсидий,  выделенных  на  эти цели унитарным
предприятиям   в  соответствии  с  решением  Правительства  Российской
Федерации.
     Учитывая  вышеизложенное,  считаем,  что  унитарные  предприятия,
получившие субсидии из федерального бюджета на основании Постановления
Правительства  Российской  Федерации  на  погашение  задолженности  по
уплате   налогов   и   сборов,   вправе  не  учитывать  их  для  целей
налогообложения прибыли на основании пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ.
     При  этом обращаем внимание, что согласно положению п. 33 ст. 270
НК  РФ  в  целях  налогообложения  прибыли  организаций не учитываются
расходы  в виде сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней,
в  случае  если  такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в
состав    расходов,    при    списании    кредиторской   задолженности
налогоплательщика по этим налогам в соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 251
НК РФ.
     Следовательно,  ранее  включенные  организацией  в соответствии с
положениями  пп.  1  п.  1  ст.  264  НК  РФ в состав прочих расходов,
связанных  с  производством и реализацией, начисленные в установленном
законодательством  Российской  Федерации  порядке налоги, сборы и иные
обязательные   платежи,   на   уплату   которых   в   соответствии   с
Постановлением Правительства Российской Федерации выделяются субсидии,
подлежат включению в состав внереализационных доходов.
     Согласно   п.  2  ст.  171  НК  РФ  суммы  налога,  предъявленные
налогоплательщику   при   приобретении   товаров   (работ,  услуг)  на
территории  Российской  Федерации  для операций, облагаемых налогом на
добавленную  стоимость,  подлежат  вычетам. При этом следует отметить,
что  в  случае  оплаты  приобретаемых  товаров  (работ, услуг) за счет
средств,   выделенных   из   федерального  бюджета,  суммы  налога  на
добавленную  стоимость вычету не подлежат, поскольку принятие к вычету
(возмещению) налога, оплаченного за счет средств федерального бюджета,
приведет  к  повторному  возмещению  налога  из бюджета. Поэтому суммы
налога  на  добавленную  стоимость,  ранее  принятые к вычету по таким
товарам (работам, услугам), следует восстановить.
     Одновременно  сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых
норм  или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не
является  нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина
России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента
имеет  информационно-разъяснительный  характер  по вопросам применения
законодательства   Российской  Федерации  о  налогах  и  сборах  и  не
препятствует  руководствоваться  нормами  законодательства о налогах и
сборах  в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем
письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                         С.В. РАЗГУЛИН
8 августа 2011 г.
N 03-03-06/4/92