О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 4 сентября 1998 г. N 403-СФ (НТЦС) Рассмотрев вопрос о социально-экономической ситуации в стране, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает, что российская экономика находится в состоянии системного кризиса. Неспособность Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации обеспечить макроэкономическую стабилизацию и создать предпосылки для экономического роста влечет быстрое ухудшение социально-экономической ситуации в регионах России, резкое падение уровня жизни, разрушение системы жизнеобеспечения населения, обострение политической напряженности, ставит страну на грань социальной катастрофы, создает угрозу территориальной целостности и национальной безопасности Российской Федерации. Важнейшие причины углубления кризисных тенденций связаны с провалами в финансово-бюджетной политике Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации, допускавших систематические нарушения законодательства Российской Федерации, национальных интересов страны и игнорировавших своевременные предложения обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации по стабилизации социально-экономической ситуации в стране. Усилия субъектов Российской Федерации по выходу из кризиса и обеспечению экономического роста носят разрозненный характер и не подкрепляются соответствующими мерами на федеральном уровне. Не выполняются Бюджет развития Российской Федерации, Федеральная инвестиционная программа, федеральные целевые программы конверсии оборонной промышленности, развития агропромышленного комплекса и развития северных территорий Российской Федерации. Преодоление системного кризиса требует кардинального изменения отношений между бюджетами всех уровней, обеспечения роста финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации, местного самоуправления при расширении их налоговых полномочий. Длительное невыполнение Правительством Российской Федерации своих конституционных обязанностей по созданию условий для социально-экономического развития страны стало возможным вследствие несовершенства конституционного устройства государственной власти Российской Федерации, отсутствия закрепленной законом ответственности федеральных органов исполнительной власти. Сложившаяся ситуация несет серьезную угрозу суверенитету Российской Федерации и требует изменения экономического курса. В целях создания условий для выхода страны из системного кризиса, обеспечения баланса общегосударственных интересов и интересов субъектов Российской Федерации Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Признать, что социально-экономическая ситуация в стране находится в критическом состоянии. Для выхода из системного кризиса требуются консолидация всех ветвей государственной власти Российской Федерации как на федеральном, так и на региональном уровнях, осуществление срочных и решительных мер по оздоровлению экономики и финансов в соответствии с предложениями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по выводу страны из экономического кризиса и переходу к устойчивому росту, одобренными постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 10 июля 1998 года N 313-СФ "О Программе стабилизации экономики и финансов Правительства Российской Федерации". 2. Считать необходимым осуществление в первоочередном порядке корректировки законодательства Российской Федерации, определяющего систему конституционного устройства государственной власти Российской Федерации, и внесение соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации, предусматривающих изменение порядка формирования Правительства Российской Федерации и установление его подконтрольности Федеральному Собранию Российской Федерации, а также расширение полномочий Правительства Российской Федерации и наделение Федерального Собрания Российской Федерации полномочиями Конституционного Собрания. 3. Поддержать согласованное трехсторонней комиссией Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства Российской Федерации Заявление об основных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации. 4. Исходя из национальных интересов страны, считать недопустимым возобновление проводимого Правительством Российской Федерации курса экономической политики, ограниченного монетаристскими методами регулирования экономики, в том числе использованием элементов "валютного правления" и других форм, ограничивающих суверенное право Российской Федерации на проведение самостоятельной экономической политики. 5. Рекомендовать Президенту Российской Федерации принять меры по укреплению кадрового состава Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации, не допуская повторных назначений лиц, несущих ответственность за грубые ошибки при формировании и проведении макроэкономической, финансовой и приватизационной политики, а также исключить возможность роспуска Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации созыва 1995 года. 6. Предложить Конституционному Суду Российской Федерации в кратчайший срок рассмотреть запрос Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о толковании содержащегося в статье 111 (часть 4) Конституции Российской Федерации положения о трехкратном отклонении представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой (постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 апреля 1998 года N 2378-II ГД). 7. Предложить Правительству Российской Федерации в недельный срок представить в Совет Федерации программу преодоления кризиса, предусматривающую в том числе меры по: предоставлению гарантий сохранности вкладов населения в финансовых и других кредитных учреждениях, предотвращению неконтролируемого роста цен на потребительские товары и недопущению резкого снижения жизненного уровня населения; стабилизации курса рубля на основе централизации валютных резервов страны и упорядочения купли-продажи иностранной валюты; проведению индексации размеров пенсий, социальных пособий и заработной платы работников бюджетной сферы в соответствии с законодательством Российской Федерации и погашению задолженности по ним до 1 января 1999 года с использованием имеющихся у государства ресурсов и резервов Центрального банка Российской Федерации; обеспечению устойчивого функционирования социальных внебюджетных фондов и погашению в приоритетном порядке государственных краткосрочных обязательств, находящихся на балансе социальных внебюджетных фондов, в соответствии с первоначальными условиями их размещения; обеспечению гарантированного снабжения населения товарами первой необходимости, а также по оказанию срочной финансовой и материальной помощи регионам России, пострадавшим летом 1998 года от стихийных бедствий; оживлению производства, подъему инвестиционной активности с использованием системы налоговых льгот, улучшению финансового положения производственных предприятий; отмене нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации по изменению ставок и процедур взимания налогов, предоставлению льгот по уплате налогов и таможенных пошлин, принятых в 1998 году с нарушениями законодательства Российской Федерации; предотвращению краха банковской и расчетно-кассовой систем и исключению дискриминации региональных коммерческих банков; обеспечению реструктуризации обязательств по облигациям, выпущенным субъектами Российской Федерации для погашения их задолженности федеральному бюджету по товарному кредиту 1996 года, предусматривающей отсрочку платежей по ним до 1 января 2000 года. 8. Предложить Генеральной прокуратуре Российской Федерации в порядке надзора провести проверку по фактам злоупотреблений в федеральных органах исполнительной власти, ответственных за проведение финансово-бюджетной политики. 9. Временной комиссии Совета Федерации по вопросам стратегии государственного строительства в месячный срок подготовить и внести на очередное заседание Совета Федерации предложения по внесению поправок в Конституцию Российской Федерации, предусматривающих перераспределение полномочий между Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Федеральным Собранием Российской Федерации в вопросах формирования Правительства Российской Федерации и контроля за его деятельностью. 10. Поручить Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации подписать Политическое соглашение между Президентом Российской Федерации, Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. 11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Е.С.СТРОЕВ |