О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ФИНАНСОВОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 2 сентября 1998 г. N 2906-II ГД (НТЦС) Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации считает, что главными причинами резкого обострения финансового и социально-экономического кризиса, заставившего Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации ввести 17 августа 1998 года чрезвычайные меры по пересмотру денежной курсовой политики, приостановлению выплат по внутреннему долгу и мораторию на выплаты иностранным кредиторам, являются продолжающееся разрушение экономического потенциала страны и сокращение объемов производства в ведущих секторах экономики. Это стало возможным в связи с проводимым Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации курсом экономических реформ. В первом полугодии 1998 года объем валового внутреннего продукта сократился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года почти на 2 процента, объем промышленной продукции на 2,5 процента, инвестиции в основной капитал сократились на 6,3 процента, внешнеторговый оборот страны снизился на 3,5 процента. Число убыточных организаций в промышленности за январь - май текущего года выросло до 48 процентов, что почти на 3 процента превысило их число за соответствующий период 1997 года. Просроченная кредиторская задолженность только в промышленности достигла 618,7 млрд. рублей, ее доля в общей задолженности составила почти 60 процентов. В условиях полной продовольственной зависимости страны, когда доля импорта продовольствия в общем объеме потребления составляет более 50 процентов, в первом полугодии продолжался спад отечественного производства важнейших продуктов питания. Несмотря на постановление Государственной Думы, Правительство Российской Федерации не приняло реальных мер по оказанию помощи регионам, пострадавшим от засухи, что отрицательно скажется на общеэкономической ситуации в стране. Примитивные формы бартера, суррогаты денежного обращения, хищническое посредничество в товарном обмене, ростовщические формы кредитования производственного сектора, коллапс платежных отношений привели к фактическому разрыву между реальным и финансовым секторами экономики, делают невозможным развитие цивилизованных форм рыночных товарно-денежных отношений. Проводимая Правительством Российской Федерации политика приватизации исчерпала себя и из инструмента структурной перестройки экономики превращена в сомнительное средство решения бюджетных проблем за счет вовлечения в массовую приватизацию предприятий сферы естественных монополий, а также стратегически значимых предприятий, что нанесет значительный ущерб национальной безопасности Российской Федерации. Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации проявили неспособность своевременно принять меры по предотвращению финансового кризиса и оздоровлению кредитно-денежной системы, проигнорировали прогнозы и предупреждения ученых России, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы об угрозе надвигающегося долгового и финансового кризисов. Банк России вопреки очевидным фактам до последнего момента продолжал настаивать на эффективности выработанных им ранее основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и не предпринял достаточных мер по укреплению банковской системы, системы расчетов и платежей в Российской Федерации, ограничиваясь общими заявлениями и призывами к спокойствию. Августовский обвал финансовой системы страны есть прямое следствие целенаправленной политики Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по наращиванию государственного долга в форме финансовой пирамиды государственных краткосрочных обязательств. В интересах финансовых спекулянтов на рынке государственных ценных бумаг Правительство Российской Федерации пошло на незаконное секвестирование расходов федерального бюджета в 1997-1998 годах, грубо нарушило свои обязательства по финансированию социальной сферы, системы национальной безопасности, государственных инвестиций в реальный сектор экономики. Вопреки заверениям руководства страны, что кредиты международных финансовых организаций не будут расходоваться, а послужат лишь в качестве стабилизационного фонда, в течение нескольких дней августа огромные средства (4,8 млрд. долларов) были растрачены Центральным банком Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, увеличив размер государственного долга. Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации, повышая процентные ставки, наращивая долговые обязательства, упорно игнорировали потенциал Бюджета развития Российской Федерации, блокировали подъем инвестиционной активности. Вместо ориентации на восстановление промышленного и аграрного производства и создания условий для экономического роста, вместо того, чтобы разрабатывать совместно с палатами Федерального Собрания Российской Федерации программы антикризисных мер по предотвращению финансовой катастрофы, Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации отрицали само наличие кризиса в российской экономике, дезинформируя общественность, органы государственной власти. Наступивший в Российской Федерации кризис является не только экономическим, но и социальным. Это подтверждается тем, что задолженность по выплате заработной платы с 1 января 1998 года увеличилась на 26,8 млрд. рублей и составляет в настоящее время около 80 млрд. рублей. Задолженность по выплате пенсий (по состоянию на 1 августа 1998 года) составляет 16,2 млрд. рублей, детских пособий - свыше 20 млрд. рублей. Долг федерального бюджета Пенсионному фонду Российской Федерации достиг 10,6 млрд. рублей. Данное положение является следствием недооценки социальных факторов экономики, неиспользования резервов социальной политики. Правительство Российской Федерации полностью устранилось от управления социальной политикой. С сентября 1997 года по май 1998 года Правительством Российской Федерации не внесено в Государственную Думу ни одного содержательного законопроекта по вопросам социальной политики. Крайне неудовлетворительно исполняются Правительством Российской Федерации многие статьи Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год", нарушается пропорциональность финансирования расходных статей федерального бюджета. Не способствовали повышению авторитета Правительства Российской Федерации и доверия к Правительству Российской Федерации его попытки в нарушение законодательства Российской Федерации присвоить себе полномочия на изменение ставок налогов, порядка определения налоговой базы и уплаты налогов. Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации в рамках проводимого курса экономических реформ не способны разработать и реализовать комплекс мер, необходимых для перелома тенденций экономического кризиса, снижения уровня жизни населения и обострения социальной напряженности в стране. Это свидетельствует о полной несостоятельности курса, при котором игнорируются роль государственного регулирования рыночных отношений, приоритетное значение реального сектора экономики, особенности национального хозяйства, роль в нем сферы естественных монополий и стратегически значимых предприятий, умаляется значимость экономических интеграционных процессов с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, защитных мер в отношении отечественного товарного производства и сферы услуг. Сегодня совершенно очевидно, что проводимый Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации экономический курс нанес серьезный удар по национальной безопасности страны, поставив под угрозу существование Российской Федерации как суверенного государства. В результате действий Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Председателя Центрального банка Российской Федерации были допущены грубейшие ошибки в экономике, финансовой и кредитно-денежной сферах, которые привели к усугублению кризисной ситуации в стране, обострению социальной напряженности и политической ситуации, падению доверия граждан к органам государственной власти. Исходя из вышеизложенного, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Отметить, что в сложившейся крайне сложной ситуации Президент Российской Федерации не в полной мере использовал полномочия, которые ему предоставлены Конституцией Российской Федерации, не обеспечил согласованное и эффективное взаимодействие органов государственной власти в целях преодоления финансового кризиса и его последствий. Признать действия Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по преодолению финансового кризиса и реализации социально-экономической и денежно-кредитной политики неудовлетворительными и крайне запоздалыми. Предложить Президенту Российской Федерации принять необходимые меры по укреплению кадрового состава Правительства Российской Федерации, усилению ответственности руководителей федеральных органов исполнительной власти. 2. Предложить Президенту Российской Федерации в соответствии со статьей 83 Конституции Российской Федерации внести в Государственную Думу представление об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации. Председателю Центрального банка Российской Федерации по согласованию с Президентом Российской Федерации внести в Государственную Думу представление по составу Совета директоров Центрального банка Российской Федерации. 3. Подтвердить необходимость изменения курса экономической и финансовой политики в целях создания условий для экономического роста, подъема инвестиционной активности, оживления производства, преодоления бюджетного и долгового кризисов. При выработке экономической и финансовой политики Правительству Российской Федерации в максимальной степени руководствоваться положениями заявления трехсторонней комиссии Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства Российской Федерации, а также учесть предложения Совета Федерации и Государственной Думы по выводу страны из экономического кризиса и переходу к устойчивому экономическому росту. С этой целью предложить Совету Федерации и Правительству Российской Федерации с участием Государственной Думы сформировать совместную комиссию по подготовке и осуществлению антикризисных мер и выработке основных направлений нового экономического курса. 4. Предложить Центральному банку Российской Федерации и Правительству Российской Федерации усилить контроль за деятельностью кредитных организаций, срочно принять все необходимые меры для обеспечения сохранности вкладов граждан, восстановления ликвидности коммерческих банков и нормального функционирования банковской системы. Признать целесообразным использование для этой цели фондов обязательных резервов коммерческих банков, резервов Центрального банка Российской Федерации, а в случае необходимости осуществить эмиссию денежных средств. Правительству Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации обеспечить подготовку и реализацию комплекса мер, направленных на поддержание ликвидности и обеспечение бесперебойной работы инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний и других организаций, резервы которых размещены в государственных ценных бумагах, а также на восстановление таких резервов в ликвидной форме. Центральному банку Российской Федерации при оказании коммерческим банкам финансовой помощи учитывать в качестве обеспечения их активы в виде государственных ценных бумаг по их номинальной стоимости, иностранную валюту и обязательства субъектов Российской Федерации и государственных органов, выданные в соответствии с установленной банковской практикой. 5. Предложить Правительству Российской Федерации: срочно подготовить и ввести в действие комплекс мер, направленных на предотвращение необоснованного роста цен в результате падения курса рубля; незамедлительно провести консультации с руководством Республики Белоруссия, государствами Таможенного союза, другими государствами участниками Содружества Независимых Государств в целях координации усилий по стабилизации национальных финансово-кредитных, денежных систем; усилить валютный контроль и ввести для предприятий-экспортеров задолжников перед бюджетами всех уровней обязательную продажу валютной выручки государству по фиксированному курсу; ввести государственную монополию на производство и реализацию алкогольной продукции; усилить контроль за использованием федеральной собственности, проводить приватизацию строго в соответствии с федеральными законами, принять меры по инициированию расторжения в судебном порядке сделок по приватизации, заключенных с нарушением законодательства Российской Федерации или реализуемых без соблюдения установленных обязательств; приостановить проведение конкурсов и аукционов по продаже пакетов акций, закрепленных в федеральной собственности, крупнейших предприятий, входящих в систему естественных монополий и стратегически важных для страны. В течение месяца со дня принятия настоящего Постановления представить на рассмотрение Государственной Думы проекты законодательных актов, обеспечивающих получение доходов не от продажи, а от использования государственной собственности; разработать программу деприватизации ряда экспортно ориентированных предприятий, которые систематически не осуществляют налоговых платежей; обеспечить пропорциональное исполнение расходных частей федерального бюджета на 1998 год, в том числе в части реструктуризации задолженности предприятий и организаций по платежам в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды. В течение месяца со дня принятия настоящего Постановления завершить эту работу по предприятиям агропромышленного комплекса. В десятидневный срок со дня принятия настоящего Постановления утвердить порядок финансирования расходов, предусмотренных статьей 70 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год". В кратчайшие сроки ликвидировать задолженность перед Пенсионным фондом Российской Федерации, освободить Пенсионный фонд Российской Федерации от финансирования выплат по обязательствам государства, не относящимся к страховым трудовым пенсиям; обеспечить авансирование выплат, которые Пенсионный фонд Российской Федерации по законодательству Российской Федерации должен производить за счет средств федерального бюджета; принять меры по возврату долга федерального бюджета Пенсионному фонду Российской Федерации; до 1 октября 1998 года реализовать меры по оказанию помощи регионам, пострадавшим от засухи; пересмотреть решения о запрете проведения взаимозачетов по финансовым и налоговым обязательствам предприятий, учреждений и организаций. Создать систему клиринговых взаиморасчетов. 6. Рекомендовать Правительству Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации: пересмотреть практику осуществления заимствований на внутреннем рынке на основе государственных краткосрочных обязательств; разработать систему мер по ограничению участия нерезидентов в операциях на валютном и фондовом рынках России, сделав их менее уязвимыми для спекулятивных атак извне; разработать программу нормализации денежного обращения в стране, предусматривающую проведение денежной эмиссии в цепях формирования до необходимых нормативов оборотных средств предприятий и привлечение кредитов Центрального банка Российской Федерации для финансирования в необходимых пределах дефицита федерального бюджета; обратить особое внимание на возможности Сберегательного банка Российской Федерации в решении вопросов финансовой стабилизации. Оказывать Сбербанку России всю необходимую государственную поддержку для выполнения им функций по сохранению вкладов населения; в связи с изменением финансовой ситуации Правительству Российской Федерации до 20 сентября 1998 года представить в Государственную Думу отчет об исполнении федерального бюджета на 1998 год за восемь месяцев текущего года и прогноз ожидаемого постатейного исполнения федерального бюджета на 1998 год до конца года. Предложить Правительству Российской Федерации приостановить действие постановлений Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 года N 786 "Об особенностях уплаты налога на добавленную стоимость" и от 21 июля 1998 года N 800 "О мерах по обеспечению своевременной выплаты государственных пенсий", принятых с превышением полномочий. Предложить Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос об отмене постановления Правительства Российской Федерации от 17 июня 1998 года N 600 "Об утверждении программы экономии государственных расходов" в части, касающейся экономии расходов федерального бюджета в сфере науки, образования и здравоохранения, нарушающей конституционные права граждан на общедоступное и бесплатное образование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Рекомендовать Президенту Российской Федерации как гаранту Конституции Российской Федерации отменить Указ Президента Российской Федерации от 18 июля 1998 года N 854 "Об индексации ставок земельного налога". Центральному банку Российской Федерации до 20 сентября 1998 года представить в Государственную Думу измененные Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1998 год и проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 год, учитывающие сложившуюся экономическую ситуацию и направленные на преодоление финансово-экономического кризиса и его последствий. При разработке проекта Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 1999 год определить комплекс мер, направленных на повышение доверия населения к банковской системе и стимулирующих увеличение вкладов граждан, сокращение наличного денежного оборота и доли суррогатов в общей денежной массе, дедолларизацию экономики, сокращение ввоза в Российскую Федерацию наличной иностранной валюты и снижение оттока финансовых средств за рубеж. Предложить Правительству Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации до 25 сентября 1998 года представить в Государственную Думу сведения об использовании средств первого транша дополнительного кредита Международного Валютного фонда в объеме 4,8 млрд. долларов, а также внести в Государственную Думу поправки к Программе внешних заимствований и Федеральному закону "О федеральном бюджете на 1998 год" в связи с изменением объема внешней задолженности Российской Федерации. 7. Предложить Генеральной прокуратуре Российской Федерации: рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела по фактам применения государственных краткосрочных обязательств в 1994-1998 годах, которые повлекли формирование финансовой пирамиды и привели к острейшему бюджетному и долговому кризисам, нанесшим ущерб государственной финансовой системе, поставив ее на грань банкротства; принять исчерпывающие меры по обеспечению соблюдения руководителями Центрального банка Российской Федерации положений Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации". 8. Поручить Счетной палате Российской Федерации провести комплексную проверку финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка Российской Федерации, уделив особое внимание вопросам формирования его прибыли, управления фондами и резервами, в том числе валютными. 9. Комитету Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и Комитету Государственной Думы по экономической политике подготовить к рассмотрению на ближайшем заседании Государственной Думы проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", внесенный в порядке законодательной инициативы Советом Федерации. 10. Предложить Правительству Российской Федерации и Государственной Думе ускорить разработку и внесение проекта Трудового кодекса Российской Федерации, проектов федеральных законов "О государственных минимальных социальных стандартах", "О регулировании трудовых доходов населения", "Об основах пенсионного обеспечения в Российской Федерации", "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", "О повышении минимального размера оплаты труда". Государственной Думе обеспечить приоритетное рассмотрение указанных в настоящем пункте законопроектов. 11. Обратиться к Президенту Российской Федерации с предложением рассмотреть возможность срочного подписания Федеральных законов "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", "О лизинге", "О Бюджете развития Российской Федерации", "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", "О кредитных потребительских союзах граждан". 12. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезнев |