Страницы: 1 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2009 ГОД И ПЕРИОД 2010 И 2011 ГОДОВ <*> РУКОВОДСТВО ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ 17 октября 2008 г. (Д) ОДОБРЕНЫ Советом директоров Банка России 17 октября 2008 года -------------------------------- <*> "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов" подготовлены в соответствии со статьей 45 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Одобрено Советом директоров Банка России 17 октября 2008 года. I. Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу В "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов" отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой, и определяются меры денежно-кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает с горизонтом планирования федерального бюджета. Установление целевых ориентиров прироста потребительских цен в рамках трехлетнего скользящего периода, превышающего продолжительность основных лагов в действии трансмиссионного механизма денежной политики, позволяет учитывать влияние динамики денежного предложения и решений о корректировке его годовой траектории на инфляцию за пределами одного календарного года. Кроме того, объявление среднесрочной стратегии денежно-кредитной политики способствует стабилизации инфляционных ожиданий экономических агентов, в том числе в условиях непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов конъюнктурного характера. Банк России и Правительство Российской Федерации в вариантах развития российской экономики в 2009 году и в период 2010 и 2011 годов исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие три года основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции до 5 - 6,8% в 2011 году (из расчета декабрь к декабрю). Банк России намерен в указанный период в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов. Общемировая тенденция существенного роста цен на продукты питания и энергоносители, а также опережающий рост внутреннего спроса уже в 2007 году обусловили более высокую, чем предполагалось ранее, инфляцию в России. Поэтому Банком России осуществлялись действия по возвращению инфляции на траекторию снижения. Однако решение этой задачи было осложнено влиянием на российский финансовый рынок кризисных явлений на мировых финансовых рынках, спровоцированных проблемами в экономике США. В результате Банк России был вынужден перенести акцент с контроля над инфляцией на поддержание стабильности банковской системы. Были усилены меры по увеличению ликвидности банков и поддержанию бесперебойности проведения расчетов. Ускорение инфляции, а также ожидаемые в предстоящий период внешние и внутренние макроэкономические условия подтверждают необходимость осуществления более гибкой курсовой политики и активного использования процентной политики. Динамика денежных агрегатов будет оставаться важным индикатором для оценки монетарных условий и среднесрочного тренда инфляции. Банк России продолжит движение к режиму свободно плавающего валютного курса, последовательно ослабляя жесткость привязки рубля к бивалютной корзине и допуская большую волатильность ее стоимости. Режим свободно плавающего валютного курса необходим для введения таргетирования инфляции в полном объеме. При этом одновременно с сокращением участия Банка России в курсообразовании потребуется реализация комплекса мер по превращению процентной ставки Банка России в главный инструмент денежно-кредитной политики, влияющий на инфляционные ожидания экономических агентов и формирующий монетарные условия функционирования экономики. При разработке денежно-кредитной политики на период 2009 - 2011 годов Банк России принимает во внимание возможные изменения мировых цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители. В случае снижения этих цен при продолжении увеличения импорта высокими темпами, поддерживаемого внутренним спросом, может произойти существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса и даже образование его дефицита. Поскольку в этом случае ослабнет действие одного из факторов, определяющих укрепление рубля, Банк России может сократить покупки валюты на внутреннем рынке, осуществляемые в целях сдерживания темпов укрепления национальной валюты. Решения о характере и объеме интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке в основном будут обусловлены целями денежно-кредитной и бюджетной политики. Ожидаемое сокращение валютных интервенций может существенно уменьшить роль чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования как основного источника роста денежного предложения. С целью обеспечения соответствия денежного предложения спросу на деньги Банк России продолжит активно использовать операции по рефинансированию банков. Это также будет способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции. Для обеспечения соответствия динамики инфляции целевой траектории Банк России будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики. На успешность проведения денежно-кредитной политики будут влиять в определенной степени как бюджетные механизмы аккумулирования дополнительных доходов от экспорта нефти и газа при высоких ценах мирового рынка энергоносителей, так и проведение консервативной бюджетной политики. Процентная политика Банка России будет осуществляться исходя из состояния экономики и динамики инфляции. Важной задачей процентной политики будет постепенное сужение коридора процентных ставок по собственным операциям Банка России и снижение волатильности ставок денежного рынка. При этом все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки по рыночным инструментам рефинансирования банков, прежде всего по операциям прямого РЕПО. Основным фактором риска для российского банковского сектора в условиях международного финансового кризиса является существенное ограничение доступа к ресурсам с международных рынков капитала и сокращение возможностей внешнего рефинансирования ранее привлеченных заимствований в связи со значительным подорожанием привлеченных средств для первоклассных заемщиков и фактическим исключением такой возможности для других заемщиков. Следствием влияния указанного фактора является введение российскими банками более консервативных подходов при кредитовании и при оценке кредитного риска. В свою очередь, это ведет к снижению темпов роста кредитных вложений в экономику и снижению финансового результата (прибыли) кредитных организаций. Одновременно это обусловливает относительное увеличение в портфелях кредитных организаций доли проблемных активов, как накопленных в период кредитной экспансии, так и отражающих ухудшение экономического положения предприятий при ужесточении условий привлечения кредитов. В этой ситуации на состояние банковского сектора будет оказывать влияние качество функционирования внутрибанковских систем оценки и управления рисками, включая кредитный риск, риск ликвидности, рыночный, операционный и репутационный риски. Наряду с вопросами поддержания ликвидности банки должны уделять внимание вопросам поддержания достаточности капитала, в том числе и за счет дополнительных инвестиций собственников и новых инвесторов. В целях снижения негативного влияния международных финансовых потрясений на экономику и финансовые рынки России реализуется комплекс мер по частичному замещению выбывших кредитных ресурсов банков и восстановлению нормального кредитного цикла. Эти меры направлены на исключение системной угрозы устойчивости банковского сектора. В рамках системы управления ликвидностью банковского сектора Банк России продолжит улучшать условия доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования, что должно способствовать снижению трансакционных издержек и рыночных рисков. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка, его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике. Решения по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей и состояния финансового рынка. При необходимости Банк России может применять обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора. Для перехода к режиму таргетирования инфляции в полном объеме Банк России будет участвовать в работе по созданию необходимых условий институционального характера, способствовать повышению глубины и ликвидности российского финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать систему анализа денежно-кредитной политики, макроэкономического моделирования и прогнозирования. Особое значение Банк России придает формированию доверия общества к осуществляемой денежно-кредитной политике, повышению ее открытости и прозрачности, разъяснению общественности своих целей, задач и принятых мер. II. Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2008 году II.1. Инфляция и экономический рост В первом полугодии 2008 года объем ВВП увеличился на 8,0% по сравнению с 7,8% в аналогичный период 2007 года. Наибольший вклад в прирост производства внесло увеличение выпуска в отраслях, ориентированных преимущественно на отечественного потребителя: оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства; существенно увеличился вклад строительной деятельности. Увеличение внутреннего спроса являлось основным фактором роста производства. Повышение заработной платы и социальных гарантий обусловило дальнейшее увеличение денежных доходов населения, что, в свою очередь, сказалось на росте потребительских расходов. В январе - сентябре 2008 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в реальном выражении увеличились, по оценке, на 12,2% по сравнению с 13,9% в аналогичный период 2007 года. Сохранились условия для роста инвестиций в основной капитал - по итогам девяти месяцев они возросли, по оценке, на 12,8% (в январе - сентябре 2007 года - на 21,3%). Нарастание кризисных явлений в мировой экономике привело во второй половине 2008 года к увеличению оттока капитала из страны. Стали снижаться мировые цены на нефть. При сохранении до конца года этих тенденций возможно ослабление платежного баланса и как следствие - изменение условий проведения денежно-кредитной политики. Негативные процессы на мировых финансовых рынках и снижение цены на нефть могут отразиться на итогах экономического развития. В январе - сентябре 2008 года сохранялся высокий рост потребительских цен. В сентябре по отношению к декабрю предыдущего года инфляция на потребительском рынке составила 10,6% (в аналогичный период 2007 года - 7,5%), базовая инфляция - 10,1% (6,7%). В годовом выражении в сентябре потребительские цены повысились на 15,0%, а товары и услуги, учитываемые при расчете базового индекса потребительских цен, стали дороже, по оценке, на 14,5%. Инфляция на потребительском рынке и базовая инфляция (в % к соответствующему месяцу предыдущего года) График (не приводится) Среди потребительских товаров особенно высокими темпами росли цены на продукты питания. За январь - сентябрь 2008 года темп удорожания продовольственных товаров в 1,1 раза превысил общий темп прироста цен на потребительском рынке. Однако ускоренный рост цен был характерным не только для продуктов питания, традиционно отличающихся высокой волатильностью ценовой динамики, но и для других групп товаров и услуг. Заметно возросли темпы прироста цен на товары непродовольственной группы (до 6,5% по сравнению с 4,0% в сопоставимый период 2007 года). Платные услуги населению за девять месяцев стали дороже на 14,1%, что на 2,5 процентного пункта выше аналогичного показателя 2007 года. Динамика инфляции на потребительском рынке и базовой инфляции (с начала года нарастающим итогом, %) ---------------T-------------------------------T---------------------------T---------------------------T-----------------------------¬ ¦ ¦ 2005 год ¦ 2006 год ¦ 2007 год ¦ 2008 год ¦ ¦ +----------------T--------------+-------------T-------------+-------------T-------------+---------------T-------------+ ¦ ¦ базовая ¦ инфляция ¦ базовая ¦ инфляция ¦ базовая ¦ инфляция ¦ базовая ¦ инфляция ¦ ¦ ¦ инфляция ¦ ¦ инфляция ¦ ¦ инфляция ¦ ¦ инфляция ¦ ¦ +--------------+----------------+--------------+-------------+-------------+-------------+-------------+---------------+-------------+ ¦ Январь ¦ 0,9 ¦ 2,6 ¦ 0,8 ¦ 2,4 ¦ 0,6 ¦ 1,7 ¦ 1,1 ¦ 2,3 ¦ +--------------+----------------+--------------+-------------+-------------+-------------+-------------+---------------+-------------+ ¦ Февраль ¦ 1,6 ¦ 3,9 ¦ 2,0 ¦ 4,1 ¦ 1,1 ¦ 2,8 ¦ 2,1 ¦ 3,5 ¦ +--------------+----------------+--------------+-------------+-------------+-------------+-------------+---------------+-------------+ ¦ Март ¦ 2,4 ¦ 5,3 ¦ 2,8 ¦ 5,0 ¦ 1,7 ¦ 3,4 ¦ 3,2 ¦ 4,8 ¦ +--------------+----------------+--------------+-------------+-------------+-------------+-------------+---------------+-------------+ ¦ Апрель ¦ 3,3 ¦ 6,5 ¦ 3,2 ¦ 5,4 ¦ 2,2 ¦ 4,0 ¦ 4,5 ¦ 6,3 ¦ +--------------+----------------+--------------+-------------+-------------+-------------+-------------+---------------+-------------+ ¦ Май ¦ 4,0 ¦ 7,3 ¦ 3,6 ¦ 5,9 ¦ 2,5 ¦ 4,7 ¦ 5,7 ¦ 7,7 ¦ +--------------+----------------+--------------+-------------+-------------+-------------+-------------+---------------+-------------+ ¦ Июнь ¦ 4,4 ¦ 8,0 ¦ 3,9 ¦ 6,2 ¦ 3,0 ¦ 5,7 ¦ 6,7 ¦ 8,7 ¦ +--------------+----------------+--------------+-------------+-------------+-------------+-------------+---------------+-------------+ ¦ Июль ¦ 5,0 ¦ 8,5 ¦ 4,5 ¦ 6,9 ¦ 3,9 ¦ 6,6 ¦ 7,6 ¦ 9,3 ¦ +--------------+----------------+--------------+-------------+-------------+-------------+-------------+---------------+-------------+ ¦ Август ¦ 5,5 ¦ 8,3 ¦ 5,1 ¦ 7,1 ¦ 5,0 ¦ 6,7 ¦ 8,6 ¦ 9,7 ¦ +--------------+----------------+--------------+-------------+-------------+-------------+-------------+---------------+-------------+ ¦ Сентябрь ¦ 6,3 ¦ 8,6 ¦ 5,9 ¦ 7,2 ¦ 6,7 ¦ 7,5 ¦ 10,1 ¦ 10,6 ¦ +--------------+----------------+--------------+-------------+-------------+-------------+-------------+---------------+-------------+ ¦ Октябрь ¦ 7,1 ¦ 9,2 ¦ 6,5 ¦ 7,5 ¦ 8,9 ¦ 9,3 ¦ ¦ ¦ +--------------+----------------+--------------+-------------+-------------+-------------+-------------+---------------+-------------+ ¦ Ноябрь ¦ 7,7 ¦ 10,0 ¦ 7,1 ¦ 8,2 ¦ 10,1 ¦ 10,6 ¦ ¦ ¦ +--------------+----------------+--------------+-------------+-------------+-------------+-------------+---------------+-------------+ ¦ Декабрь ¦ 8,3 ¦ 10,9 ¦ 7,8 ¦ 9,0 ¦ 11,0 ¦ 11,9 ¦ ¦ ¦ L--------------+----------------+--------------+-------------+-------------+-------------+-------------+---------------+-------------- Таким образом, рост цен ускорился практически на все основные виды товаров и услуг, что свидетельствует о действии фундаментальных причин повышения инфляции. В краткосрочный период сдерживание роста цен исключительно мерами Банка России, учитывая лаги воздействия на экономику инструментов денежно-кредитной политики, ограничено. Риск сохранения относительно высоких темпов роста цен до конца года поддерживается неопределенностью перспектив завершения мирового финансового кризиса, изменением поведения инвесторов и ценовой политики производителей. В сложившихся условиях целевой ориентир по инфляции, установленный в "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год" (6 - 7%), будет превышен и, по оценкам Банка России, инфляция составит около 13%. II.2. Платежный баланс Платежный баланс в январе - сентябре 2008 года в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры оставался устойчивым. Вместе с тем нестабильная ситуация на мировых финансовых рынках обусловила изменение тенденций в трансграничном движении капитала. Положительное сальдо счета текущих операций, по предварительным данным, по сравнению с январем - сентябрем 2007 года возросло в 1,7 раза - до 91,2 млрд. долларов США. Основной причиной его увеличения по итогам девяти месяцев 2008 года являлся рост профицита торгового баланса до 153,3 млрд. долларов США (в соответствующий период 2007 года - 91,0 млрд. долларов США). Экспорт товаров, по оценке, составил 372,0 млрд. долларов США, что было больше, чем в январе - сентябре 2007 года, в 1,5 раза. Его динамика была обусловлена повышением экспортных цен в среднем на 49% при незначительном приросте вывоза в физическом выражении - на 1,9%. В стоимостной структуре поставок доля основных топливно-энергетических товаров (сырой нефти, нефтепродуктов, природного газа) возросла до 66,9% (в январе - сентябре 2007 года - 61,3%). Их совокупный экспорт увеличился со 150,0 до 248,8 млрд. долларов США. При этом средние контрактные цены на энергоносители существенно превышали уровень января - сентября 2007 года, несмотря на заметное снижение в августе - сентябре 2008 года относительно высоких значений июля. Экспорт прочих товаров возрос на 29,9% при сокращении их удельного веса в общей стоимости до 33,1%. Импорт товаров, по предварительным данным, вырос со 153,9 млрд. долларов США в январе - сентябре 2007 года до 218,7 млрд. долларов США в январе - сентябре 2008 года. Увеличение импорта на 42,1% было обусловлено как ростом его физических объемов (на 21,9%), так и повышением цен (на 16,6%). Высокими темпами наращивался ввоз машин, оборудования и транспортных средств, в результате чего их доля, по оценке, превысила 53% совокупного импорта. Дефицит баланса услуг увеличился с 14,1 до 19,4 млрд. долларов США. Экспорт услуг достиг 38,6 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2007 года - 27,9 млрд. долларов США), прежде всего за счет наращивания стоимости транспортных услуг и услуг по статье "поездки". Импорт услуг оценивается в 58,0 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2007 года - 42,0 млрд. долларов США). Наблюдалось замедление темпов роста стоимости услуг, оказанных резидентам во время их пребывания на территории иностранных государств. Импорт транспортных и прочих услуг, напротив, активно наращивался. Соотношение базовых параметров счета текущих операций в платежном балансе Российской Федерации (млрд. долларов США) График (не приводится) Отрицательное сальдо баланса оплаты труда в условиях интенсивного роста спроса экономики России на иностранную рабочую силу увеличилось по сравнению с январем - сентябрем 2007 года в 2,4 раза - до 12,6 млрд. долларов США. Дефицит баланса инвестиционных доходов возрос с 17,6 млрд. долларов США в январе - сентябре 2007 года до 27,5 млрд. долларов США в январе - сентябре 2008 года. Основу его роста составляло увеличение расходов по обслуживанию внешних обязательств банков и прочих секторов <1> с 47,7 до 71,1 млрд. долларов США, в результате которого отрицательное сальдо баланса инвестиционных доходов частного сектора возросло с 29,1 до 41,6 млрд. долларов США. Сальдо баланса инвестиционных доходов органов государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования сформировалось положительным - 14,1 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2007 года - 11,5 млрд. долларов США). -------------------------------- <1> Прочие секторы включают нефинансовые корпорации, финансовые корпорации (кроме кредитных организаций), домашние хозяйства и обслуживающие их некоммерческие организации. Темпы наращивания внешних обязательств экономики снизились: их прирост оценивается в 122,4 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2007 года они возросли на 149,4 млрд. долларов США). Важнейшим фактором, повлиявшим на замедление их роста, стало сокращение иностранных заимствований российских банков в условиях нестабильности международного финансового рынка (с 55,0 до 35,7 млрд. долларов США). Прирост инвестиций нерезидентов в прочие секторы (на 91,0 млрд. долларов США) также был ниже, чем в январе - сентябре 2007 года. Внешние обязательства органов государственного управления, как и в январе - сентябре 2007 года, сократились на 5,5 млрд. долларов США. Прирост иностранных активов резидентов (без учета валютных резервов) оценивается в 122,2 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2007 года они увеличились на 89,4 млрд. долларов США). Требования к нерезидентам со стороны банковского сектора возросли на 39,1 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2007 года - на 21,6 млрд. долларов США), внешние активы прочих секторов экономики увеличились на 81,5 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2007 года - на 66,4 млрд. долларов США). Движение частного капитала в январе - сентябре 2008 года, обусловленное кризисным состоянием мирового финансового рынка, было разнонаправленным. В I квартале наблюдался чистый отток капитала в размере 23,2 млрд. долларов США, во II квартале чистый приток достиг 40,7 млрд. долларов США, в III квартале вывоз капитала возобновился и его чистый отток составил 16,7 млрд. долларов США. По итогам девяти месяцев 2008 года поступление иностранного капитала практически полностью было сбалансировано ростом иностранных активов, что обусловило значение результирующего показателя, близкое к нулевому, - около 0,8 млрд. долларов США, что существенно меньше масштабного чистого ввоза капитала частным сектором в январе - сентябре 2007 года (61,4 млрд. долларов США). Прирост валютных резервов по итогам девяти месяцев 2008 года без учета курсовой переоценки составил 85,9 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2007 года - 106,4 млрд. долларов США). По состоянию на 1 октября 2008 года международные резервы Российской Федерации составили 556,1 млрд. долларов США. В 2008 году при ожидаемой среднегодовой цене на российскую нефть 101,5 доллара США за баррель платежный баланс сохранит устойчивость. Профицит счета текущих операций оценивается в 98,9 млрд. долларов США при экспорте товаров 494,8 млрд. долларов США и импорте товаров 312,8 млрд. долларов США. Положительное сальдо баланса торговли товарами и услугами оценивается в 155,8 млрд. долларов США. Прирост валютных резервов прогнозируется на уровне 70,9 млрд. долларов США. Вывоз частного капитала на нетто-основе в 2008 году может составить около 20,0 млрд. долларов США. II.3. Валютный курс В 2008 году курсовая политика Банка России проводилась с учетом необходимости сдерживания инфляционных процессов и предотвращения неоправданно резких колебаний в динамике обменного курса рубля. При этом реализация режима управляемого плавающего валютного курса позволяла смягчить влияние внешнеэкономической конъюнктуры на состояние российской финансовой системы в условиях сохраняющейся нестабильности на мировых финансовых рынках. Состояние внутреннего валютного рынка в первом полугодии 2008 года определялось динамикой потоков средств от внешнеторговых операций и операций с капиталом. В условиях благоприятной ценовой конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей наблюдался устойчивый приток валютной выручки от экспорта. Однако в I квартале 2008 года увеличившееся предложение валюты на внутреннем рынке было в определенной степени компенсировано чистым оттоком частного капитала, что определило существенное снижение объема валютных интервенций Банка России и повышение волатильности рыночной стоимости бивалютной корзины. Динамика среднемесячных реальных курсов рубля к доллару США, к евро и реального эффективного курса рубля (прирост, в % к декабрю предыдущего года) График (не приводится) Вместе с тем в апреле 2008 года возобновление чистого притока частного капитала обусловило усиление тенденции к укреплению рубля и, соответственно, активизацию операций Банка России на внутреннем валютном рынке. В целях совершенствования механизма реализации денежно-кредитной политики и формирования условий для введения режима таргетирования инфляции Банк России с 14 мая 2008 года приступил к осуществлению операций по плановой покупке иностранной валюты на внутреннем рынке. Плановые покупки иностранной валюты проводятся Банком России в дополнение к интервенциям на внутреннем валютном рынке, направленным на ограничение внутридневных колебаний стоимости бивалютной корзины, и призваны нивелировать систематический дисбаланс спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем рынке, обусловленный сложившимися тенденциями в динамике потоков денежных средств от внешнеэкономической деятельности, действующим порядком исполнения федерального бюджета и пополнения Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Текущие объемы и порядок проведения плановых интервенций устанавливаются Банком России с учетом складывающихся условий на внутреннем валютном и денежном рынках, при этом они осуществляются только в случае превышения предложения иностранной валюты над спросом на нее. Динамика рыночной стоимости бивалютной корзины (рублей) <1> -------------------------------- <1> Стоимость бивалютной корзины (0,55 доллара США + 0,45 евро), рассчитанная по официальным курсам. График (не приводится) Проведение подобных операций создает благоприятные условия для повышения гибкости курсообразования, что в перспективе позволит осуществить переход к плавающему курсу рубля. В рамках реализации указанной задачи Банк России в июне - июле последовательно расширял коридор допустимых колебаний операционного ориентира курсовой политики - рублевой стоимости бивалютной корзины. Реализация указанных мер в условиях притока средств по внешнеторговым операциям и операциям с капиталом в июне - июле обусловила последовательное укрепление рубля к бивалютной корзине. Однако в августе 2008 года ситуация на внутреннем валютном рынке существенно изменилась, основными причинами чего являлись отток капитала с российского финансового рынка на фоне нестабильной внешнеэкономической ситуации, а также снижение цен на нефть на мировых рынках. В условиях активного вывода инвесторами средств из российских активов и связанного с ним повышения спроса на иностранную валюту действия Банка России были направлены на недопущение чрезмерного ослабления рубля и удержание стоимости бивалютной корзины внутри целевого коридора. В этой связи Банк России в августе - сентябре осуществлял продажи иностранной валюты на внутреннем рынке (впервые с августа 2007 года) - объем нетто-продажи за два месяца был равен 17,0 млрд. долларов США. По итогам трех кварталов 2008 года совокупный объем нетто-покупки Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке составил 82,0 млрд. долларов США. За январь - сентябрь 2008 года прирост реального эффективного курса рубля, по предварительным данным, составил 3,3%, при этом реальные курсы рубля к доллару США и евро выросли на 3,5 и 6,3% соответственно. За три квартала 2008 года номинальный курс доллара США к рублю повысился на 3,36% и составил 25,3718 руб./долл. США, а номинальный курс евро к рублю - на 1,58% - до 36,4999 руб./евро по состоянию на 1 октября 2008 года. Рост реального эффективного курса рубля за 2008 год может составить 3,5 - 5% из расчета декабрь к декабрю. II.4. Реализация денежно-кредитной политики В "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год" в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации предусматривался рост потребительских цен на 6 - 7%. Поставленной цели по общему уровню инфляции соответствовала базовая инфляция 5 - 6%. Темпы экономического роста предполагались в интервале 5,4 - 6,7% в зависимости от вариантов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. В 2008 году Банк России при реализации денежно-кредитной политики учитывал влияние совокупности макроэкономических факторов на динамику спроса на деньги и денежного предложения. Темпы роста спроса на деньги, ожидаемые в 2008 году, скорее всего будут ниже, чем в 2007 году, вследствие некоторого снижения темпов экономического роста по сравнению с предыдущим годом, более высоких темпов инфляции, замедления процессов дедолларизации, существенного снижения темпов роста цен на активы. Изменение скорости обращения денег М2 (в % к соответствующей дате предыдущего года) График (не приводится) Снижение инфляции в период до апреля 2007 года способствовало процессу накопления населением финансовых активов в национальной валюте. Ускорившийся со II квартала 2007 года рост цен оказал заметное влияние на снижение привлекательности рублевых сбережений населения, в первую очередь в виде банковских вкладов. Так, годовые темпы прироста срочных рублевых вкладов физических лиц, по предварительным данным, к 1 октября 2008 года снизились до 25,0% (на 1.10.2007 они составляли 46,3%). Замедление процессов дедолларизации проявлялось в повышении спроса физических лиц на иностранную валюту (как в наличной, так и в безналичной форме). В предыдущие годы рост цен на активы (на рынке жилья и акций) существенно опережал рост потребительских цен, что обусловливало дополнительную трансакционную потребность экономики в денежной массе и выражалось в снижении скорости обращения денег. Однако снижение темпов роста цен на активы, а вместе с ним и менее интенсивное снижение скорости обращения денег оказывают сдерживающее влияние на прирост спроса на деньги в 2008 году. На динамику денежного предложения в 2008 году оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. К важнейшим из них относятся высокая волатильность мировых цен на энергоносители, ряд продовольственных и сырьевых товаров; усиление нестабильности и нарастание кризисных тенденций на международных финансовых рынках, определяющих интенсивность и направления потоков капитала. Денежные агрегаты (в % к соответствующей дате предыдущего года) График (не приводится) По сравнению с первыми девятью месяцами 2007 года темп прироста денежного агрегата М2 за январь - сентябрь 2008 года снизился более чем в 3 раза - с 27,8 до 8,3%, а годовой темп его прироста (на 1 октября по отношению к той же дате предыдущего года) - с 48,3 до 25,0%. Однако, несмотря на снижение со второго полугодия 2007 года темпов роста денежной массы, фактический рост денежного предложения на протяжении последних полутора лет превышал рост спроса на деньги, поддерживая повышение внутреннего спроса в экономике. Это сказалось на высоких темпах инфляции в 2007 - 2008 годах. Вместе с тем в структуре денежной массы сохранилась тенденция к опережающей динамике безналичной составляющей, увеличившейся за январь - сентябрь 2008 года на 9,4% при повышении объема наличных денег в обращении на 5,4%. Соответственно, продолжилось снижение доли наличных денег в обращении в составе агрегата М2: с 27,9% на 1.01.2008 до 27,2% на 1.10.2008 (на начало 2007 года она составляла 31,0%). По-прежнему происходит опережающий рост срочных вкладов населения и депозитов нефинансовых организаций, совокупная доля которых по отношению к безналичной составляющей агрегата М2 увеличилась за девять месяцев с 55,3 до 59,8%. Указанные тенденции формируют благоприятные условия для замедления инфляции в последующий период. Денежная масса с учетом депозитов в иностранной валюте (М2Х) за январь - сентябрь 2008 года, по предварительным данным, возросла на 10,2%, что превышает темпы прироста рублевой денежной массы (в течение первых девяти месяцев 2007 года их соотношение было обратным). Сложившаяся динамика объясняется ускорившимся ростом депозитов нефинансовых организаций и вкладов населения в иностранной валюте, что связано как с высокими доходами экономических агентов от внешнеэкономических операций, так и с изменением их предпочтений при повысившихся темпах инфляции и обесценении рублевых активов. Сокращение наличной иностранной валюты у населения и нефинансовых организаций также замедлилось: если за январь - сентябрь 2007 года оно составило 11,3 млрд. долларов США, то за январь - сентябрь 2008 года, по оценке платежного баланса, - 6,5 млрд. долларов США. По данным Банка России о движении наличной иностранной валюты через уполномоченные банки, ее нетто-продажи населению в целом за январь - август 2008 года значительно превысили аналогичный показатель в 2007 году. Важным источником формирования денежной массы в январе - сентябре 2008 года являлось увеличение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования (на 17,1%), однако основным источником ее увеличения был прирост требований к нефинансовым организациям и населению со стороны кредитных организаций (на 30%). Их абсолютный прирост превысил увеличение средств в национальной и иностранной валюте, привлеченных банками от населения и нефинансовых организаций. Дополнительные средства для кредитования банки стремились привлекать на внешних рынках: по предварительной оценке, иностранные пассивы кредитных организаций в целом за тот же период увеличились на 24%. Тем не менее усиление кризисных явлений на международных финансовых рынках обусловило прекращение их роста - в августе - сентябре 2008 года отмечалось абсолютное снижение иностранных пассивов кредитных организаций в долларовом эквиваленте. Удорожание стоимости заимствований отразилось на динамике кредитов различным категориям заемщиков. Темп прироста кредитов нефинансовым организациям за январь - август 2008 года составил 26,9% (за январь - август 2007 года - 30,7%). Продолжилось снижение темпов прироста кредитов физическим лицам: за январь - август 2008 года - 30,9% (за аналогичный период 2007 года - 36,9%). Это привело к сокращению по итогам января - августа 2008 года годовых темпов прироста общей величины кредитов, ускорение которых продолжалось в течение более чем двух лет. Динамика кредитов нефинансовым организациям и физическим лицам в рублях и иностранной валюте (в % к соответствующей дате предыдущего года) График (не приводится) Объем денежной базы в широком определении <1>, характеризующей денежное предложение со стороны органов денежно-кредитного регулирования, в целом за первые девять месяцев 2008 года снизился на 3,6% (за соответствующий период 2007 года он увеличился на 11,3%). Изменение динамики денежной базы по сравнению с предыдущим годом обусловлено сочетанием двух тенденций - существенного замедления динамики международных резервов органов денежно-кредитного регулирования (за январь - сентябрь 2008 года объем международных резервов в долларовом эквиваленте по фиксированным кросс-курсам валют к доллару США повысился на 18% по сравнению с 35% за тот же период 2007 года) и более значительного прироста остатков средств на счетах расширенного правительства в Банке России (около 2,6 и 2,0 трлн. рублей соответственно), происходящего в условиях масштабного увеличения доходов и профицита консолидированного бюджета (по данным Федерального казначейства, за январь - июль 2008 года профицит консолидированного бюджета по отношению к ВВП достиг 13,7% по сравнению с 10,5% за первые семь месяцев предыдущего года). Причем если в апреле - июле 2008 года активизация участия Банка России в операциях на внутреннем валютном рынке, связанная с усилением платежного баланса, способствовала возобновлению роста денежной базы, то начиная с августа в условиях обострения ситуации на международных финансовых рынках и возобновления оттока капитала частного сектора из России прирост международных резервов стал отрицательным и являлся фактором снижения денежного предложения. Вместе с тем в августе - сентябре 2008 года динамика остатков средств на счетах расширенного правительства в Банке России замедлилась в связи с активизацией операций по размещению средств федерального бюджета на банковские депозиты. -------------------------------- <1> Денежная база в широком определении включает выпущенные в обращение Банком России наличные деньги (с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций), средства на счетах обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России, средства на корреспондентских и депозитных счетах кредитных организаций в Банке России, вложения кредитных организаций в облигации Банка России, а также иные обязательства Банка России по операциям с кредитными организациями в валюте Российской Федерации. Вышеуказанные факторы привели к снижению уровня банковской ликвидности и усилению его колебаний. В целом за январь - сентябрь 2008 года совокупные резервы кредитных организаций <1> сократились на 21,9% (за тот же период 2007 года их увеличение составило 2,1%). Самым низким уровень ликвидности был в отдельные периоды марта - мая и сентября, когда отношение совокупных резервов к депозитам, включаемым в состав денежной массы М2, достигало 12,8 - 13,9% по сравнению с 18,9% на 1.01.2008, в том числе в конце сентября данное отношение составило 13,5%. -------------------------------- <1> Совокупные резервы кредитных организаций включают остатки наличных денег в кассах кредитных организаций, средства на счетах обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России, средства на корреспондентских и депозитных счетах кредитных организаций в Банке России, вложения кредитных организаций в облигации Банка России, а также иные обязательства Банка России по операциям с кредитными организациями в валюте Российской Федерации. Оценка показателей денежной программы на 2008 год (млрд. рублей) <1> -------------------------------- <1> Показатели программы, рассчитываемые по фиксированному обменному курсу, определены исходя из официального курса рубля на начало 2008 года. -------------------------------------T---------------T------------------T------------------T------------------T----------------¬ ¦ ¦ 1.01.2008 ¦ 1.10.2008 ¦ 1.01.2009 ¦ 1.01.2009 ¦ Прирост ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ за 2008 год ¦ ¦ +---------------+------------------+------------------+------------------+ ¦ ¦ ¦ факт ¦ факт ¦ программа ¦ оценка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ <1> ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+---------------+------------------+------------------+------------------+----------------+ ¦ Денежная база (узкое ¦ 4 269,1 ¦ 4 377,8 ¦ 5 022 ¦ 5 365 ¦ 1 096 ¦ ¦ определение) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+---------------+------------------+------------------+------------------+----------------+ ¦ - наличные деньги в обращении ¦ 4 118,6 ¦ 4 285,3 ¦ 4 768 ¦ 5 257 ¦ 1 138 ¦ ¦ (вне Банка России) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+---------------+------------------+------------------+------------------+----------------+ ¦ - обязательные резервы ¦ 150,5 ¦ 92,4 ¦ 254 ¦ 108 ¦ -43 ¦ +------------------------------------+---------------+------------------+------------------+------------------+----------------+ ¦ Чистые международные резервы ¦ 11 693,6 ¦ 13 802,8 ¦ 11 942 ¦ 13 434 ¦ 1 740 ¦ +------------------------------------+---------------+------------------+------------------+------------------+----------------+ ¦ - в млрд. долларов США ¦ 476,4 ¦ 562,3 ¦ 486 ¦ 547 ¦ 71 ¦ +------------------------------------+---------------+------------------+------------------+------------------+----------------+ ¦ Чистые внутренние активы ¦ -7 424,5 ¦ -9 425,0 ¦ -6 919 ¦ -8 069 ¦ -645 ¦ +------------------------------------+---------------+------------------+------------------+------------------+----------------+ ¦ Чистый кредит расширенному ¦ -5 613,0 ¦ -8 052,7 ¦ -5 721 ¦ -8 283 ¦ -2 670 ¦ ¦ правительству ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+---------------+------------------+------------------+------------------+----------------+ ¦ - чистый кредит федеральному ¦ -5 085,1 ¦ -7 015,5 ¦ -5 351 ¦ -7 683 ¦ -2 598 ¦ ¦ правительству ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+---------------+------------------+------------------+------------------+----------------+ ¦ - остатки средств ¦ -528,0 ¦ -1 037,3 ¦ -370 ¦ -600 ¦ -72 ¦ ¦ консолидированных бюджетов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ субъектов Российской Федерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и государственных внебюджетных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ фондов на счетах в Банке России ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+---------------+------------------+------------------+------------------+----------------+ ¦ Чистый кредит банкам ¦ -1 124,0 ¦ -663,1 ¦ -711 ¦ 679 ¦ 1 803 ¦ +------------------------------------+---------------+------------------+------------------+------------------+----------------+ ¦ - валовой кредит банкам ¦ 49,3 ¦ 217,1 ¦ 5 ¦ 1 599 ¦ 1 549 ¦ +------------------------------------+---------------+------------------+------------------+------------------+----------------+ ¦ - корреспондентские счета ¦ -1 173,3 ¦ -880,2 ¦ -716 ¦ -920 ¦ 253 ¦ ¦ кредитных организаций, депозиты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ банков в Банке России и другие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инструменты абсорбирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ свободной банковской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ликвидности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------+---------------+------------------+------------------+------------------+----------------+ ¦ Прочие чистые ¦ -687,5 ¦ -709,2 ¦ -487 ¦ -465 ¦ 222 ¦ ¦ неклассифицированные активы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L------------------------------------+---------------+------------------+------------------+------------------+----------------- -------------------------------- <1> Вариант 3, представленный в "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год", пересчитанный по официальному курсу рубля на начало 2008 года. Одним из потенциальных факторов повышения спроса на дополнительную ликвидность со стороны кредитных организаций являлось изменение в 2008 году порядка уплаты налога на добавленную стоимость (НДС): с февраля он стал не ежемесячным, а ежеквартальным налогом, уплачиваемым в первый месяц квартала, следующего за отчетным. Однако в апреле и июле к моменту его уплаты кредитные организации располагали достаточным объемом средств для расчетов с бюджетом. Поэтому указанное изменение в дни уплаты НДС не привело к существенному повышению процентных ставок межбанковского кредитного рынка и объема операций Банка России по рефинансированию кредитных организаций, хотя к концу указанных месяцев спрос на ликвидность возрос и Банк России активизировал применение инструментов предоставления денежных средств. В октябре 2008 года было принято решение об изменении схемы уплаты НДС, позволяющее налогоплательщикам вместо единовременного платежа за истекший квартал осуществлять платежи ежемесячно равными долями, что позволит сгладить сезонность в уплате данного налога и будет способствовать снижению волатильности совокупных банковских резервов в период уплаты НДС. Изменение условий реализации денежно-кредитной политики в 2008 году по сравнению с предусмотренными в "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год", в том числе изменение динамики ряда макроэкономических и денежно-кредитных показателей, определяют необходимость уточнения основных параметров денежной программы на 2008 год. С учетом ожидаемых в 2008 году темпов роста ВВП, показателей платежного баланса и укрепления национальной валюты темп прироста денежного агрегата М2 может составить около 28%, что находится в рамках диапазона, предусмотренного в "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год". Оценка денежной базы в узком определении на 1.01.2009 может быть повышена до 5350 - 5400 млрд. рублей. Увеличение сальдо по счету текущих операций платежного баланса с учетом прогнозируемого повышения среднегодовой цены на нефть сорта "Юралс" в 2008 году с 62 до 101,5 доллара США за баррель и других параметров обусловливает соответствующее повышение оценки чистых международных резервов и снижение объема чистых внутренних активов в денежной программе на конец 2008 года. Указанные параметры оказывают влияние на динамику бюджетных доходов, являющихся источником формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, что определило необходимость уточнения динамики чистого кредита расширенному правительству до конца 2008 года. Также были уточнены другие показатели денежной программы (включая чистый кредит банкам и прочие чистые неклассифицированные активы) с учетом принятых Правительством Российской Федерации и Банком России мер по поддержке финансового сектора. В сложившихся условиях Банк России проводил денежно-кредитную политику с учетом необходимости снижения инфляции, превысившей целевое значение, и поддержания уровня ликвидности банковского сектора, достаточного для обеспечения его устойчивого функционирования и развития. В период с января по июль 2008 года Банк России для сдерживания роста денежного предложения и снижения инфляционных ожиданий четыре раза повышал процентные ставки по своим операциям. Кроме того, Банк России принял ряд решений по повышению обязательных резервных требований, депонируемых кредитными организациями на счетах в Банке России. Начиная с 15 января 2008 года нормативы обязательных резервов применялись в размере, действовавшем до их временного снижения с 11.10.2007: по обязательствам перед банками-нерезидентами - 4,5%; по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации - 4%; по иным обязательствам - 4,5%. В 2008 году Банк России трижды принимал решение о повышении нормативов обязательных резервов (с 1 марта, с 1 июля и с 1 сентября) и о повышении коэффициента усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов для кредитных организаций, не являющихся расчетными небанковскими кредитными организациями и РЦ ОРЦБ <1> (по состоянию на 1 сентября 2008 года - 0,55). -------------------------------- <1> Для расчетных небанковских кредитных организаций и РЦ ОРЦБ применяется максимальный коэффициент усреднения, равный 1,0. Существенное ухудшение с августа 2008 года ситуации на мировых финансовых рынках обусловило масштабный отток капитала из России, как и из других стран с развивающимися рынками. Значительная переоценка рисков участниками как на международных, так и на внутреннем финансовых рынках стала причиной ужесточения условий заимствований для российских кредитных и нефинансовых организаций, а также ухудшения функционирования финансового и фондового рынков страны. Затруднение привлечения средств на рынке межбанковских кредитов (в том числе формирование цепочек неплатежей по операциям междилерского РЕПО) в совокупности с критическим ухудшением ситуации на рынке ценных бумаг (резкое снижение котировок акций и облигаций российских эмитентов и основных фондовых индексов, приостановка торгов на российских биржах) нарушило нормальное функционирование рыночного механизма перераспределения ликвидности, следствием чего стали формирование дефицита банковской ликвидности и резкое повышение спроса кредитных организаций на рефинансирование со стороны Банка России. Указанные факторы определили необходимость для Банка России повысить приоритет выполнения цели по поддержанию финансовой стабильности. Поэтому в сентябре - октябре был реализован комплекс мер денежно-кредитной политики, направленных на сглаживание для российских кредитных организаций негативных последствий кризисного состояния международных финансовых рынков, в первую очередь на расширение их возможностей по получению ликвидности от Банка России. Инструменты денежно-кредитной политики Банка России в 2008 году -------------------T------------------T-----------------T-----------------T--------------------¬ ¦ Вид инструмента ¦ Назначение ¦ Инструмент ¦ Срок ¦ Процентная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предоставления/ ¦ ставка, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ абсорбирования ¦ % годовых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средств ¦ ¦ +------------------+------------------+-----------------+-----------------+--------------------+ ¦ Операции на ¦ Предоставление ¦ Ломбардные ¦ 2 недели ¦ Не ниже 7,5 (до ¦ ¦ открытом рынке ¦ ликвидности ¦ аукционы ¦ ¦ 18.09.2008 - 8; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ до 14.07.2008 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 7,75; до ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 10.06.2008 - 7,5; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ до 29.04.2008 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 7,25; до ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4.02.2008 - 7) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------+--------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ 3 месяца ¦ Не ниже 8,5 (с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 20.10.2008) ¦ ¦ ¦ +-----------------+-----------------+--------------------+ ¦ ¦ ¦ Прямое РЕПО ¦ От 1 до 7 дней ¦ Не ниже 7 (до ¦ ¦ ¦ ¦ на аукционной ¦ ¦ 14.07.2008 - ¦ ¦ ¦ ¦ основе ¦ ¦ 6,75; до ¦ ¦ ¦ ¦ (биржевое и ¦ ¦ 10.06.2008 - 6,5; ¦ ¦ ¦ ¦ внебиржевое) ¦ ¦ до 29.04.2008 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 6,25; до ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4.02.2008 - 6) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------+--------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 неделя ¦ Не ниже 7,5 (до ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 14.07.2008 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 7,25; до ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 10.06.2008 - 7; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ до 29.04.2008 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 6,75; до ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4.02.2008 - 6,5) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------+--------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ 3 месяца <1> ¦ Не ниже 8,5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (до 15.10.2008 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 9,75; до ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4.02.2008 - 9) ¦ ¦ ¦ +-----------------+-----------------+--------------------+ ¦ ¦ ¦ Покупка ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ государственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ценных бумаг и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОБР ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------+-----------------+--------------------+ ¦ ¦ ¦ Покупка ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ иностранной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ валюты ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------+-----------------+-----------------+--------------------+ ¦ ¦ Абсорбирование ¦ Депозитные ¦ 4 недели ¦ Устанавливается ¦ ¦ ¦ ликвидности ¦ аукционы ¦ ¦ по результатам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аукциона ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------+--------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ 3 месяца ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------+-----------------+--------------------+ ¦ ¦ ¦ Облигации Банка ¦ До 6 месяцев ¦ Устанавливается ¦ ¦ ¦ ¦ России (ОБР) ¦ ¦ по результатам ¦ ¦ ¦ ¦ (включая ¦ ¦ аукциона ¦ ¦ ¦ ¦ аутрайтные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ операции по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ продаже) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------+-----------------+--------------------+ ¦ ¦ ¦ Продажа ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ государственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ценных бумаг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------+-----------------+--------------------+ ¦ ¦ ¦ Продажа ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ иностранной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ валюты ¦ ¦ ¦ +------------------+------------------+-----------------+-----------------+--------------------+ ¦ Операции ¦ Предоставление ¦ Кредиты ¦ Внутридневные ¦ 0 ¦ ¦ постоянного ¦ ликвидности ¦ ¦ <2>, <3> ¦ ¦ ¦ действия ¦ ¦ +-----------------+--------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ "Овернайт" <2>, ¦ Фиксированная 11 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ <3> ¦ (до 14.07.2008 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 10,75; до ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 10.06.2008 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 10,5; до ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 29.04.2008 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 10,25; до ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4.02.2008 - 10) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------+--------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ 30 дней <2> ¦ Фиксированная 8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (с 20.10.2008) ¦ ¦ ¦ +-----------------+-----------------+--------------------+ ¦ ¦ ¦ Кредиты, ¦ До 30 дней ¦ Фиксированная 9 ¦ ¦ ¦ ¦ обеспеченные ¦ (с 20.10.2008 - ¦ (до 15.10.2008 - ¦ ¦ ¦ ¦ нерыночными ¦ до 90 дней) ¦ 9,5; до ¦ ¦ ¦ ¦ активами <3> ¦ ¦ 18.09.2008 - 10; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ до 14.07.2008 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 9,75; до ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 10.06.2008 - 9,5; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ до 29.04.2008 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 9,25) ¦ ¦ ¦ +-----------------+-----------------+--------------------+ ¦ ¦ ¦ Кредиты ¦ До 90 дней ¦ Фиксированная ¦ ¦ ¦ ¦ под залог ¦ ¦ 7,5 (до ¦ ¦ ¦ ¦ векселей, прав ¦ ¦ 18.09.2008 - 8; ¦ ¦ ¦ ¦ требования по ¦ ¦ до 14.07.2008 - ¦ ¦ ¦ ¦ кредитным ¦ ¦ 7,75; до ¦ ¦ ¦ ¦ договорам ¦ ¦ 10.06.2008 - 7,5; ¦ ¦ ¦ ¦ организаций или ¦ ¦ до 29.04.2008 - ¦ ¦ ¦ ¦ поручительства ¦ ¦ 7,25; до ¦ ¦ ¦ ¦ кредитных ¦ ¦ 4.02.2008 - 7) ¦ ¦ ¦ ¦ организаций <4> +-----------------+--------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ От 91 до 180 ¦ Фиксированная 8,5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дней ¦ (до 18.09.2008 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 9; до 14.07.2008 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - 8,75; до ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 10.06.2008 - 8,5; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ до 29.04.2008 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 8,25; до ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4.02.2008 - 8) ¦ ¦ ¦ +-----------------+-----------------+--------------------+ ¦ ¦ ¦ Ломбардные ¦ 1 день ¦ Фиксированная 8 ¦ ¦ ¦ ¦ кредиты (по ¦ ¦ (до 18.09.2008 - ¦ ¦ ¦ ¦ фиксированной ¦ ¦ 9; до 14.07.2008 ¦ ¦ ¦ ¦ процентной ¦ ¦ - 8,75; до ¦ ¦ ¦ ¦ ставке) <2> ¦ ¦ 10.06.2008 - 8,5; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ до 29.04.2008 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 8,25; до ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4.02.2008 - 8) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------+--------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ 7 дней ¦ Устанавливается ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ средневзвешенной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ставке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ломбардного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аукциона <5> ¦ ¦ ¦ +-----------------+-----------------+--------------------+ ¦ ¦ ¦ Прямое РЕПО (по ¦ От 1 до 7 дней ¦ Фиксированная 8 ¦ ¦ ¦ ¦ фиксированной ¦ ¦ (до 18.09.2008 - ¦ ¦ ¦ ¦ ставке) ¦ ¦ 9; до 14.07.2008 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - 8,75; до ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 10.06.2008 - 8,5; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ до 29.04.2008 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 8,25; до ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4.02.2008 - 8) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------+--------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 неделя ¦ Фиксированная 8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (до 14.07.2008 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 7,75; до ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 10.06.2008 - 7,5; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ до 29.04.2008 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 7,25; до ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4.02.2008 - 7) ¦ ¦ ¦ +-----------------+-----------------+--------------------+ ¦ ¦ ¦ Валютный СВОП ¦ "Овернайт" ¦ Фиксированная 10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (до 15.10.2008 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 8; до 18.09.2008 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - 9; до ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 14.07.2008 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 8,75; до ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 10.06.2008 - 8,5; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ до 29.04.2008 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 8,25; до ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4.02.2008 - 8) ¦ ¦ +------------------+-----------------+-----------------+--------------------+ ¦ ¦ Абсорбирование ¦ Депозитные ¦ "Том-некст", ¦ Фиксированная ¦ ¦ ¦ ликвидности ¦ операции ¦ "спот-некст", ¦ 4,25 (до ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ "до ¦ 15.10.2008 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ востребования" ¦ 3,75; до ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 14.07.2008 - 3,5; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ до 10.06.2008 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3,25; до ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 29.04.2008 - 3; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ до 4.02.2008 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2,75) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------+--------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 неделя, ¦ Фиксированная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ "спот-неделя" ¦ 4,75 (до ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 15.10.2008 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4,25; до ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 14.07.2008 - 4; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ до 10.06.2008 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3,75; до ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 29.04.2008 - 3,5; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ до 4.02.2008 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3,25) ¦ L------------------+------------------+-----------------+-----------------+--------------------- -------------------------------- <1> С 3.03.2008 до 15.10.2008 проведение операций было приостановлено. <2> В соответствии с Положением Банка России от 4.08.2003 N 236-П. <3> В соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 N 312-П. <4> В соответствии с Положением Банка России от 14.07.2005 N 273-П. <5> В случае, если два ломбардных аукциона подряд признаны несостоявшимися, - 8 (до 15.10.2008 - 9; до 14.07.2008 - 8,75; до 10.06.2008 - 8,5; до 29.04.2008 - 8,25; до 4.02.2008 - 8). Банк России принял решения о временном снижении нормативов обязательных резервов: с 18.09.2008 они были снижены на 4 процентных пункта по каждой категории резервируемых обязательств (с 8,5 до 4,5% - по обязательствам перед банками-нерезидентами, с 5,5 до 1,5% - по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации, с 6,0 до 2,0% - по иным обязательствам), а с 15.10.2008 - установлены в размере 0,5% по каждой категории резервируемых обязательств с их последующим поэтапным повышением начиная с 1 февраля 2009 года до 1,5%, начиная с 1 марта 2009 года - до 2,5%. При этом с 18 по 22 сентября и с 15 по 17 октября 2008 года было проведено внеочередное регулирование обязательных резервов (по вновь установленным нормативам), в рамках которого на корреспондентские счета кредитных организаций было перечислено 262 и около 100 млрд. рублей соответственно. Одновременно с решением о снижении с 18.09.2008 нормативов обязательных резервов было принято решение о повышении с 1 октября 2008 года Банком России коэффициента усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов для кредитных организаций, не являющихся расчетными небанковскими кредитными организациями и РЦ ОРЦБ, - с 0,55 до 0,6, а также о предоставлении временно (в течение периода с 1 октября 2008 года до 1 июля 2009 года) права на усреднение обязательных резервов кредитным организациям независимо от классификационных групп, присвоенных им в результате оценки их экономического положения в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов Банка России. Банк России с 18.09.2008 снизил на 1 процентный пункт процентные ставки по инструментам предоставления ликвидности постоянного действия - ломбардным кредитам и операциям прямого РЕПО по фиксированной ставке на срок 1 день, а также по операциям "валютный своп" (рублевая часть) на 1 день - до 8% годовых. Минимальная ставка по ломбардным кредитным аукционам на срок 2 недели была снижена с 8,0 до 7,5% годовых. Также были снижены процентные ставки по кредитам Банка России, обеспеченным нерыночными активами (с 8 - 10 до 7,5 - 9,5% годовых соответственно). Процентные ставки по основным операциям Банка России и MIACR (% годовых) График (не приводится) По решению Совета директоров Банка России с 15.10.2008 снижены процентные ставки по кредитам Банка России, обеспеченным активами, предоставляемым на срок до 30 календарных дней включительно в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 N 312-П, - до 9% годовых; по ломбардным кредитам, предоставляемым на срок 7 календарных дней в соответствии с Положением Банка России от 4.08.2003 N 236-П (в случае, если последние два ломбардных аукциона признаны несостоявшимися), - до 8% годовых; минимальная процентная ставка по операциям прямого РЕПО на срок 90 дней, проводимым на аукционной основе, - до 8,5% годовых. Одновременно были приняты меры, направленные на дестимулирование оттока капитала из России: на 2 процентных пункта были повышены процентные ставки по сделкам "валютный своп" (рублевая часть) сроком на 1 день - до 10% годовых; на 0,5 процентного пункта - по депозитным операциям Банка России на стандартных условиях "том-некст", "спот-некст", "до востребования" (до 4,25% годовых), на стандартных условиях "1 неделя", "спот-неделя" (до 4,75% годовых). По решению Совета директоров Банка России с 20.10.2008 в дополнение к существующим инструментам рефинансирования кредитных организаций предусмотрено проведение операций предоставления ломбардных кредитов в соответствии с Положением Банка России от 4.08.2003 N 236-П на срок 30 календарных дней по фиксированной процентной ставке в размере 8% годовых и на срок 3 месяца по итогам ломбардных кредитных аукционов (с установлением минимальной процентной ставки в размере 8,5% годовых). Кроме того, увеличены сроки кредитования Банком России кредитных организаций в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 N 312-П с 30 до 90 календарных дней (при этом процентная ставка по кредитам Банка России сохраняется на уровне действующей в настоящее время ставки по кредитам, обеспеченным активами, предоставляемым на 30 календарных дней, в размере 9% годовых). Одновременно снижена процентная ставка по кредитам Банка России, предоставляемым на срок от 91 до 180 календарных дней в соответствии с Положением Банка России от 14.07.2005 N 273-П, с 8,5 до 8,25% годовых. Всего за первые девять месяцев 2008 года объем ликвидности, предоставленной банковскому сектору со стороны Банка России (помимо интервенций на внутреннем валютном рынке и внутридневных кредитов), превысил 9 трлн. рублей и был в 2,1 раза больше, чем за первые девять месяцев 2007 года. Существенное ухудшение условий внешних заимствований для российских банков на фоне дестабилизации внешнеэкономической ситуации, а также совокупность негативных изменений на внутреннем финансовом рынке в августе - сентябре 2008 года обусловили повышение роли процентных инструментов Банка России по предоставлению ликвидности. Для удовлетворения спроса на рублевые денежные средства кредитные организации имели возможность использовать операции прямого РЕПО, внутридневные кредиты и кредиты "овернайт", ломбардные кредиты, а также сделки "валютный своп" с Банком России и некоторые другие операции. Среди рыночных инструментов наибольший объем ликвидности за январь - сентябрь 2008 года был предоставлен за счет операций прямого РЕПО на аукционной основе - 8,3 трлн. рублей. Кроме того, за счет операций прямого РЕПО по фиксированным ставкам было предоставлено 94,0 млрд. рублей. В целом в январе - сентябре 2008 года спрос на операции прямого РЕПО был существенно выше, чем в аналогичный период 2007 года, и данные операции проводились ежедневно, включая периоды, характеризующиеся снижением рыночных ставок. В целях расширения возможностей рефинансирования банковского сектора с середины февраля 2008 года были введены в действие операции прямого внебиржевого РЕПО, обеспечением по которым выступают облигации, выпущенные юридическими лицами - нерезидентами под гарантии российских корпораций (так называемые еврооблигации российских корпораций). Для снижения волатильности краткосрочных ставок межбанковского кредитования Банк России с сентября 2008 года начал устанавливать ограничение на объем средств, размещаемых на первом аукционе прямого РЕПО. В целях восстановления работоспособности рынка облигаций и предоставления дополнительной ликвидности кредитным организациям в октябре 2008 года были восстановлены операции прямого РЕПО на срок 3 месяца без установления нижнего и верхнего предельных значений дисконта, что предполагает отсутствие довнесения компенсационных взносов. Объем сделок "валютный своп" в январе - сентябре 2008 года составил 334,6 млрд. рублей, в том числе в августе - сентябре - 324,0 млрд. рублей. В целях снижения давления на курс рубля Банк России в октябре 2008 года изменил параметры данного инструмента: была повышена процентная ставка по рублевой части до 10% годовых и введено ограничение на максимальный объем средств, предоставляемых кредитным организациям по операциям "валютный своп" Банка России, устанавливаемое ежедневно, исходя из прогноза дефицита банковской ликвидности, с учетом конъюнктуры внутреннего валютного рынка. Объем предоставленных Банком России ломбардных кредитов в рассматриваемый период составил 56,7 млрд. рублей, кредитов "овернайт" - 149,5 млрд. рублей. Существенно возрос объем внутридневных кредитов, предоставляемых Банком России в целях обеспечения бесперебойного функционирования платежной системы, - до 11,8 трлн. рублей за январь - сентябрь 2008 года, что на 27,5% больше, чем за аналогичный период 2007 года. Обеспечением указанных кредитов являлись ценные бумаги, входящие в Ломбардный список Банка России: основную долю (около 70%) составляли облигации Российской Федерации, остальная часть распределялась между корпоративными облигациями, облигациями международных финансовых организаций, облигациями Банка России (ОБР), облигациями субъектов Российской Федерации, облигациями АИЖК. В августе - сентябре 2008 года Ломбардный список Банка России был значительно расширен: в него были включены 27 выпусков субфедеральных, муниципальных и корпоративных облигаций, номинированных в российских рублях, в том числе облигаций с ипотечным покрытием, общей номинальной стоимостью около 150 млрд. рублей. В сентябре в целях расширения доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования Банком России были смягчены условия получения денежных средств с использованием отдельных видов обеспечения: отменены дисконты в 1,25% по операциям прямого РЕПО с ОФЗ и ОБР, повышены размеры поправочных коэффициентов Банка России, используемых для расчета стоимости облигаций Банка России (с 0,99 до 1). Кроме того, в сентябре - октябре были приняты решения о снижении требований к уровню рейтинга эмитентов/выпусков облигаций, включаемых в Ломбардный список Банка России, и рейтинга организаций, обязанных по векселям, правам требования по кредитным договорам, принимаемым в обеспечение кредитов Банка России в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 N 312-П, на две ступени, до уровня "B-"/"B3" по версии рейтинговых агентств "Fitch Ratings", "Standard & Poor`s"/"Moody`s Investors Service" соответственно, а также о повышении размеров поправочных коэффициентов Банка России, используемых для расчета стоимости обеспечения по кредитам Банка России, предоставляемым под залог нерыночных активов. В январе - сентябре 2008 года были востребованы операции кредитования Банком России кредитных организаций под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций, имеющих международный рейтинг, а также поручительства кредитных организаций, имеющих международный рейтинг. Объем выдачи таких кредитов за январь - Страницы: 1 2 |