ОБ ИСЧИСЛЕНИИ НДС ПРИ ПОЛУЧЕНИИ СУММ ДЕМЕРЕДЖА ПЕРЕВОЗЧИКОМ, ОКАЗЫВАЮЩИМ УСЛУГИ НА ОСНОВАНИИ ДОГОВОРА МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ, А ТАКЖЕ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА В ОТНОШЕНИИ СОБСТВЕННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 10 июня 2011 г. N 03-07-11/164 (Д) В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость при получении сумм демереджа перевозчиком, оказывающим услуги на основании договора морской перевозки грузов, а также транспортного налога в отношении собственных транспортных средств Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). По нашему мнению, суммы демереджа, полученные налогоплательщиком, осуществляющим услуги по перевозке грузов, за сверхнормативный простой судов следует относить к суммам, связанным с оплатой данных услуг. Таким образом, указанные суммы подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. При этом в соответствии с п. 19 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, получателем указанных средств в книге продаж регистрируются счета-фактуры, выписанные в одном экземпляре. По вопросу применения транспортного налога сообщаем. В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 358 Кодекса не являются объектом налогообложения транспортным налогом пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок. По нашему мнению, подтверждением основного вида деятельности организации в указанном случае являются: 1) положения учредительных документов (учредительный договор, устав, положение и другие документы), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации; 2) наличие действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок. Кроме того, подтверждением основного вида деятельности организации - осуществления пассажирских и (или) грузовых перевозок может являться также: - получение выручки от пассажирских и грузовых перевозок; - систематическое выполнение пассажирских и (или) грузовых перевозок в течение навигации (для водных транспортных средств); - наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов. При этом под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с гл. 40 Гражданского кодекса Российской Федерации. Перевозка пассажиров, их багажа, грузов, почтовых отправлений, а также соответствующие договоры перевозки регламентируются: гл. XIII и XIV Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации; гл. VIII и IX Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. К указанной деятельности, в частности, относится деятельность, связанная с перевозкой по договору фрахтования судна на время с экипажем (тайм-чартер). В отношении судов, полученных организацией по договорам бербоут-чартера (аренда без экипажа) и сданных в тайм-чартер для осуществления перевозки грузов, пп. 4 п. 2 ст. 358 Кодекса не применяется, поскольку данные судна не являются собственностью организации. Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А.КОМОВА 10 июня 2011 г. N 03-07-11/164 |