ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПЕРЕВОДА ТЕПЛОСНАБЖАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ПРИМЕНЕНИЕ КАССОВОГО МЕТОДА ПРИЗНАНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ; ОБ ОТСУТСТВИИ В НК РФ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 15.06.11 03-03-06/4/70

         ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПЕРЕВОДА ТЕПЛОСНАБЖАЮЩИХ
         ОРГАНИЗАЦИЙ НА ПРИМЕНЕНИЕ КАССОВОГО МЕТОДА ПРИЗНАНИЯ
        ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА
             ПРИБЫЛЬ; ОБ ОТСУТСТВИИ В НК РФ ОСОБЕННОСТЕЙ
           ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ
        ОРГАНИЗАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С СЕЗОННОСТЬЮ ПРОИЗВОДСТВА; ОБ
        ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ТЕПЛОСНАБЖАЮЩИХ
               ОРГАНИЗАЦИЙ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                           15 июня 2011 г. 
                           N 03-03-06/4/70
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  о внесении изменений в налоговое законодательство относительно
налогообложения теплоснабжающих организаций и сообщает следующее.
     1.  В  соответствии  со  ст.  271  Налогового  кодекса Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс)  в  целях  налога на прибыль организаций
доходы,  формирующие  налоговую  базу  отчетного (налогового) периода,
признаются  в  том  отчетном  (налоговом) периоде, в котором они имели
место,  независимо от фактического поступления денежных средств, иного
имущества   (работ,   услуг)   и   (или)   имущественных  прав  (метод
начисления). При этом налог определяется как соответствующая налоговой
ставке  процентная доля налоговой базы, рассчитываемой в установленном
Кодексом порядке.
     По     итогам     каждого    отчетного    (налогового)    периода
налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки
налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим
итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового)
периода.
     Вместе  с  тем  гл.  25  "Налог  на  прибыль организаций" Кодекса
содержит    значительное   количество   положений,   позволяющих   при
налогообложении  прибыли  нивелировать  последствия,  которые  вызваны
сезонностью производства, проблемой неплатежей и т.д.
     Так,  налогоплательщики налога на прибыль организаций имеют право
перейти   на  исчисление  ежемесячных  авансовых  платежей  исходя  из
фактически   полученной   прибыли,   подлежащей  исчислению  (ст.  286
Кодекса).   В   этом   случае   исчисление   сумм  авансовых  платежей
производится  налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически
полученной   прибыли,   рассчитываемой  нарастающим  итогом  с  начала
налогового периода до окончания соответствующего месяца.
     Сумма   авансовых   платежей,   подлежащая   уплате   в   бюджет,
определяется  с  учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. При
этом  суммы  излишне уплаченных налогоплательщиками налогов в порядке,
предусмотренном  ст.  78  Кодекса,  засчитываются  в  счет предстоящих
платежей   в   бюджет   либо  возвращаются  налогоплательщику  по  его
заявлению.
     В  соответствии  с  п.  2 ст. 265 Кодекса в целях налогообложения
прибыли  к  внереализационным  расходам,  учитываемым при формировании
налоговой  базы,  приравниваются суммы безнадежных долгов, а в случае,
если   налогоплательщик   принял   решение   о   создании  резерва  по
сомнительным  долгам,  суммы  безнадежных  долгов, не покрытые за счет
средств резерва.
     Согласно  п.  8  ст.  274  Кодекса  в  случае,  если  в  отчетном
(налоговом)  периоде налогоплательщиком получен убыток - отрицательная
разница   между   доходами   и   расходами,   учитываемыми   в   целях
налогообложения  в  порядке,  предусмотренном гл. 25 Кодекса, в данном
отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю.
     Налогоплательщики,  понесшие  убыток  (убытки),  определяемый  по
правилам  ст.  283  Кодекса,  вправе уменьшить налоговую базу текущего
налогового  периода  на всю сумму полученного убытка или на часть этой
суммы. Перенос убытков на будущее осуществляется в течение десяти лет,
следующих  за  периодом получения убытка, и не ограничивается по сумме
переносимого   убытка  в  каждом  налоговом  периоде.  Таким  образом,
налогоплательщик     при    наступлении    предусмотренных    Кодексом
обстоятельств  не  уплачивает  налог  на прибыль организаций в течение
срока переноса убытка.
     В  этой  связи предложение о переводе теплоснабжающих организаций
на  применение  кассового  метода признания доходов и расходов в целях
налогообложения прибыли не поддерживается.
     2.  В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 64 Кодекса, если производство
и  (или)  реализация  товаров,  работ  или  услуг лицом носят сезонный
характер,  налогоплательщику  может  быть  предоставлена  отсрочка или
рассрочка по уплате налога.
     Согласно  ст.  11  Кодекса  в  целях налогообложения под сезонным
производством    понимается   производство,   осуществление   которого
непосредственно  связано  с  природными, климатическими условиями и со
временем  года.  Данное  понятие применяется в отношении организации и
индивидуального предпринимателя, если в определенные налоговые периоды
(квартал,    полугодие)    их    производственная    деятельность   не
осуществляется в силу природных и климатических условий.
     Перечень   отраслей   и   видов  деятельности,  имеющих  сезонный
характер,  утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации
от 06.04.1999 N 382.
     Особенностей  формирования  налоговой  базы  по налогу на прибыль
организаций,   связанных   с   сезонностью   производства,  Кодекс  не
предусматривает.
     3.   С   учетом   ст.   57   Конституции   Российской  Федерации,
предписывающей   обязанность  каждого  платить  законно  установленные
налоги  и  сборы,  а  также  с  учетом  ст. 3 Кодекса, устанавливающей
принципы   налогообложения,   одним   из   которых   является  принцип
всеобщности    и    равенства   налогоплательщиков,   предложение   об
освобождении  теплоснабжающих  организаций от уплаты налога на прибыль
не может быть поддержано.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
15 июня 2011 г. 
N 03-03-06/4/70