ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 1999 ГОД РУКОВОДСТВО ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ (РГ(В) 99-4) Восстановление финансового рынка Важной задачей в конце 1998 года - I полугодии 1999 года является разработка мер по скорейшему восстановлению работы финансового рынка как необходимого условия функционирования банковской системы, финансирования дефицита бюджета и эффективного проведения денежно - кредитной политики. Характерными особенностями восстановительного периода останутся относительно небольшие объемы операций на отдельных секторах рынках, изменение механизмов взаимосвязи между секторами, постепенное расширение круга участников, изменение основных факторов, определяющих доходность инструментов финансового рынка. На этапе восстановления финансового рынка возрастает значение регулирующей деятельности Банка России. Она будет включать не только меры по оздоровлению коммерческих банков как основных участников рынка, но и усилия по повышению надежности межбанковских расчетов и платежей, восстановлению доверительных отношений рыночных контрагентов, по формированию более совершенной структуры профессиональных участников рынка. Результатом этой деятельности Банка России должно явиться не просто восстановление финансового рынка в докризисных рамках, но достижение им качественно нового уровня., отвечающего потребностям реструктурируемой банковской системы и новым условиям функционирования экономики в целом. Создание предпосылок для более стабильной работы финансового рынка, повышения предсказуемости его динамики, снижения доли спекулятивных операций также является приоритетом для Банка России. Можно ожидать восстановления нормальной работы межбанковского кредитного рынка (МБК) в первой половине 1999 года. В то же время в условиях сокращения числа банков объемы межбанковских кредитов могут стабилизироваться на уровне несколько ниже докризисного. В этих условиях Банк России придает особое значение разработке мер по восстановлению рынка МБК. В настоящее время Банком России активно разрабатывается схема построения рынка РЕПО в Торговой системе ММВБ. Проведение операций РЕПО между дилерами станет дополнением рынка межбанковских кредитов. основным преимуществом рынка РЕПО перед рынком МБК является обеспеченность кредита и безусловное исполнение второй части сделки РЕПО - возврата полученных средств. При реализации решений Правительства Российской Федерации и Банка России, связанных с реструктуризацией внутреннего государственного долга, в 1999 году российский финансовый рынок, и прежде всего рынок государственных ценных бумаг, неизбежно будет отличаться от своего состояния в 1997 - первой половине 1998 года. На рынке будут обращаться ценные бумаги, требующие дифференцированного подхода. Это: - существовавшие до 17.07.98 бумаги, не подпадающие под реструктуризацию ГКО-ОФЗ (ОГСЗ, ОФЗ-ПД с погашением после 1 января 2000 года); - бумаги, выпускаемые для реструктуризации ГКО-ОФЗ; - новые инструменты государственного долга. Продолжается обращение муниципальных ценных бумаг, перспективы которых в значительной степени будут определяться состоянием региональной экономики и финансов. Положение рынка валютных государственных ценных бумаг (еврооблигации, облигации внутреннего валютного займа и др.) в 1999 году будет оставаться тяжелым вследствие резкого падения кредитного рейтинга России. В связи с этим котировки российских валютных обязательств будут находиться на низком уровне и размещение новых подобных инструментов на внешних рынках будет, вероятно, крайне сложным. Развитие финансового рынка в 1999 году предполагает активизацию сектора корпоративных долговых обязательств. При расширении в обращении новых видов ценных бумаг, таких, как корпоративные облигации, облигации, обеспеченные ипотекой, коммерческие векселя и другие, появится возможность перелива капиталов сегмента государственных ценных бумаг в сегмент корпоративных ценных бумаг. Банк России заинтересован в создании условий для формирования рынка корпоративных обязательств. При этом будут урегулированы вопросы пруденциального надзора за вложениями банков в эти активы. В связи с неизбежной реструктуризацией банковской системы на российском финансовом рынке сформируется новый сегмент - рынок долговых обязательств банков. По мере становления этого сегмента, создания судебных претендентов по признанию должниками своих обязательств и формирования инфраструктуры этот рынок может стать дополнительным инструментом решения проблем банковской ликвидности. Восстановление банковской системы Для эффективного проведения денежно-кредитной политики необходимо восстановить полноценную работу банковской системы, в первую очередь посредством ее реструктуризации. Банком России разработана программа по реструктуризации банковской системы (см. Приложение), предусматривающая в том числе создание специального Агентства по реструктуризации кредитных организаций. Итогом осуществления мер по реструктуризации должно стать создание жизнеспособных, финансово устойчивых банков. К середине 1999 года лицензии на осуществление банковских операций будут иметь только кредитные организации, которые располагают необходимыми возможностями осуществлять коммерческую деятельность с соблюдением всех ограничений, определенных пруденциальными банковскими нормами. Лицензии на ведение счетов клиентов и привлечение средств населения во вклады сохранятся только у финансово устойчивых банков. Будет продолжена работа по усилению методологической и организационной составляющей банковского надзора, прежде всего в области регулирования банковской деятельности, включающая: - учет рисков ухудшения финансового положения кредитной организации вследствие неблагоприятного изменения рыночных цен на финансовые инструменты, процентных ставок и валютных курсов (рыночных рисков) при определении достаточности собственных средств (капитала); - приближение условий и практики формирования резервов на возможные потери к потребностям устойчивого функционирования кредитных организаций; - усиление контроля за рисками банковских групп на основе консолидации их собственных рисков дочерних и зависимых от них организаций в целях снижения вероятности возникновения системных рисков; - реализацию мероприятий по развитию в кредитных организациях системы внутреннего контроля, препятствующей принятию чрезмерных рисков и неконтролируемых решений по управлению активами и пассивами, недостоверному учету и отчетности. Будут уточнены условия допуска иностранного капитала в банковскую систему России и определены новые требования к регулированию деятельности кредитных организаций, контролируемых иностранными участниками. Предполагается повышение требований к минимальному капиталу зависимых и дочерних кредитных организаций иностранных банков, уточнение методики расчета предельного размера (квоты) участия иностранного капитала в банковской системе России. При допуске иностранного капитала в российскую банковскую сферу будет учитываться наличие Соглашения Банка России и надзорных органов соответствующей страны о взаимодействии в области банковского надзора. Предстоит разработать совместно с аудиторскими фирмами и банками стандарты банковского аудита, усилить контроль за качеством работы аудиторов. Совершенствование платежной системы Эффективное проведение денежно-кредитной политики зависит от быстродействия и надежности платежной системы, в том числе создания совершенной банковской технологии и инструментов перевода денежных средств. Хорошо работающая платежная система способствует сокращению избыточных резервов в виде остатков средств банков на корреспондентских счетах в Банке России. Платежная система будет продолжать развиваться в соответствии с принятой ранее Концепцией системы валовых расчетов с широким использованием электронных документов. Система валовых расчетов в режиме реального времени обеспечивает оперативное зачисление поступающих средств на счета кредитных организаций, что позволяет немедленно использовать денежные средства, снизить средства в расчетах и системные риски в расчетной системе. Кредитные организации в результате получают большие возможности по управлению внутридневной ликвидностью, повышается эффективность внутрибанковских расчетов, а также расчетов на основе корреспондентских отношений. В конечном итоге валовые расчеты в режиме реального времени могут обеспечить консолидацию ресурсов кредитных организаций для проведения расчетов, ускорение оборачиваемости денежных средств, что позволит реализовывать меры денежно-кредитной политики Банка России, осуществляя оперативное обслуживание расчетов на рынке ценных бумаг и валютном рынке. В рамках создания нормативной базы системы валовых расчетов в режиме реального времени в 1999 году предстоит разработать и утвердить нормативные документы Банка России, регламентирующие цели, задачи и функции Федерального расчетного центра и операционно-кассовых центров, установить правила регистрации подразделений расчетной сети в качестве участников системы валовых расчетов в режиме реального времени и клиентов Банка России в качестве пользователей этой системы, а также разработать и утвердить операционные правила функционирования системы валовых расчетов. Будет продолжена реорганизация расчетной сети в направлении сокращения расчетных подразделений Банка России. Намечено вести работу по совершенствованию безналичных расчетов в направлении унификации действующих правил расчетов, осуществляемых как кредитными организациями, так и их клиентами. В перспективных планах Банка России предусматривается дальнейшая активизация деятельности по регулированию систем безналичных расчетов в области розничных платежей. Развитие технологии электронных расчетов, передачи и обработки информации позволит централизовать функции проведения расчетных операций. Заключение Формирование денежно-кредитной политики на предстоящий год проходит в условиях высокой неопределенности и необходимости в короткие сроки вывести страну из тяжелого экономического кризиса. Сроки и степень разрешения кризисных проблем могут определенным образом оказать влияние на ожидаемые тенденции развития экономических процессов в 1999 году. Состояние государственных финансов, то, как будут фактически исполняться бюджеты нынешнего и будущего года, решение вопросов о реструктуризации внешних долгов государства, изменения в платежном балансе России, уровень доверия населения к экономической политике и банковской системе и другие существенные факторы могут оказать кардинальное воздействие на экономические и социальные условия в стране. В этих случаях следование направлениям кредитно-денежной политики, сформированным с позиций нынешней оценки возможного развития ситуации в России, может оказаться недостаточно эффективным. Банк России считает целесообразным предусмотреть при необходимости возможность внесения изменений в проводимую денежно - кредитную политику, если этого потребуют фактически складывающиеся условия, с тем, чтобы эта политика была адекватной экономической ситуации. При этом Банк России будет уведомлять Государственную Думу о существенных изменениях. Кроме того, Банк России предполагает, наряду с постоянным мониторингом хода реализации основных направлений денежно-кредитной политики, дополнительно в середине года представить в Государственную Думу отчет о текущей экономической ситуации, степени и возможности достижения установленных целевых ориентиров единой государственной денежно-кредитной политики, возникающих проблемах и предполагаемых путях их решения для обеспечения наиболее полной консолидации действий всех законодательных и исполнительных органов власти в целях скорейшего выхода из кризиса. |