ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПОДПИСАНИЕ ТОЛЬКО ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ НИЖЕПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ДОКУМЕНТОВ НЕОБХОДИМЫМ И ДОСТАТОЧНЫМ УСЛОВИЕМ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ ТАКИХ ДОКУМЕНТОВ СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ТРЕБОВАНИЯМ О ДОКУМЕНТАЛЬНОМ ПОДТВЕРЖДЕНИИ РАСХОДОВ В ЦЕЛЯХ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ, СОДЕРЖАЩИМСЯ В П. 1 СТ. 252 НК РФ: - ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ, СОСТАВЛЕННЫХ ПО ФОРМАМ, СОДЕРЖАЩИМСЯ В АЛЬБОМАХ УНИФИЦИРОВАННЫХ ФОРМ ПЕРВИЧНОЙ УЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ; - ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ФОРМА КОТОРЫХ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА В АЛЬБОМАХ УНИФИЦИРОВАННЫХ ФОРМ ПЕРВИЧНОЙ УЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕКВИЗИТЫ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ П. 2. СТ. 9 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21.11.1996 N 129-ФЗ, И УТВЕРЖДЕННЫХ ЛОКАЛЬНЫМИ НОРМАТИВНЫМИ АКТАМИ ОРГАНИЗАЦИИ; - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДОГОВОРОВ? ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПРЕДСТАВЛЯТЬ УКАЗАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ ПО ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМ КАНАЛАМ СВЯЗИ ИЛИ ЖЕ ОНА ОБЯЗАНА ПРЕДСТАВЛЯТЬ ИХ НА БУМАЖНЫХ НОСИТЕЛЯХ С ОТМЕТКОЙ О ТОМ, ЧТО ДОКУМЕНТЫ ПОДПИСАНЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 14 июня 2011 г. N 03-02-07/1-190 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения электронной подписи и сообщает следующее. В соответствии со ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Согласно п. п. 1, 2 и 7 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 вышеуказанного Федерального закона. Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры. Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи". Согласно ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. Таким образом, документ, оформленный в электронном виде и подписанный квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью), может являться документом, подтверждающим расходы, осуществленные налогоплательщиком, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается требование о составлении такого документа на бумажном носителе. В соответствии со ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи установлен Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@ "Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (зарегистрирован в Минюсте России 28.03.2011 N 20303). Если истребуемый у налогоплательщика документ составлен в электронном виде не по установленным форматам, представление документа производится на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью). Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 14 июня 2011 г. N 03-02-07/1-190 |