О ДЕПАРТАМЕНТЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ (ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОРГАНЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ) ПОЛОЖЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ 14 августа 1998 г. (НЦПИ) УТВЕРЖДАЮ Министр труда и социального развития Российской Федерации О.Г.Дмитриева 14 августа 1998 года I. Общие положения 1.1. Департамент федеральной государственной службы занятости населения <*> является территориальным органом Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения, создается, реорганизуется и ликвидируется по его распоряжению, согласованному с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. -------------------------------- <*> Далее - Департамент. 1.2. Департамент является юридическим лицом, осуществляет оперативное управление средствами Государственного фонда занятости населения Российской Федерации (далее - фонд занятости) по территории в пределах утвержденного бюджета. Имеет самостоятельный баланс, расчетный и валютный счета в организациях Центрального банка Российской Федерации (при их отсутствии - в других банковских организациях), печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим полным наименованием, а также соответствующие печати и штампы (п. 14 "Положения о федеральной государственной службе занятости населения", утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 8 июня 1993 г. N 5131-1) <*>. -------------------------------- <*> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 25, ст. 910. 1.3. В структуру Департамента на правах филиалов входят городские и районные отделы занятости населения, расположенные на территории субъекта Российской Федерации. Департамент наделяет свои филиалы необходимыми функциями, полномочиями и имуществом. Открытие (закрытие) текущих (расчетных) счетов филиалов в организациях Центрального банка Российской Федерации (при их отсутствии - в других банковских организациях), осуществляется в установленном порядке. 1.4. Департамент координирует свою деятельность с деятельностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и в рамках Координационного комитета содействия занятости населения субъекта Российской Федерации взаимодействует с профессиональными союзами, иными представительными органами работников, работодателей и другими заинтересованными государственными организациями, общественными объединениями, представляющими интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите. 1.5. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минтруда России, настоящим Положением, а также решениями органов государственной власти субъекта Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции. II. Основные цели и задачи Департамент совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (в пределах их компетенции) осуществляет разработку и обеспечивает реализацию государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей субъекта Российской Федерации. Основными задачами Департамента являются: разработка и финансирование территориальной программы содействия занятости населения на основе прогнозов рынка труда, экономического и социального развития; определение основных направлений развития и совершенствования профессиональной ориентации, профессионального обучения и психологической поддержки безработных граждан в субъекте Российской Федерации; организация работы по содействию занятости населения в городах и районах соответствующего субъекта Российской Федерации, реализация целевых программ по содействию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; осуществление социальных выплат безработным гражданам в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, а также оказание психологической, материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящимся на их содержании (Федеральный закон от 20.04.96 N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации") <*>. -------------------------------- <*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1915. III. Основные направления деятельности 3.1. Основными направлениями деятельности Департамента являются: анализ ситуации на территориальном рынке труда и выработка мер по предупреждению или сокращению негативных социально-экономических последствий массового высвобождения работников; формирование проекта бюджета фонда занятости субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами, постановлениями и приказами Минтруда России; распределение и использование средств фонда занятости на реализацию основных задач и направлений деятельности в соответствии с утвержденными нормативными правовыми актами; осуществление мероприятий по сбору страховых взносов в фонд занятости, включая работу по реструктуризации задолженности по отчислениям в фонд занятости; организация работы по приему безработных граждан, их регистрации в целях оказания им содействия в трудоустройстве, признанию их безработными, назначению, выплате пособий по безработице, стипендий в период обучения по направлению органов службы занятости, оказанию материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей, находящимся на их содержании, и снятию их с регистрационного учета в соответствии с установленным порядком; обеспечение государственных гарантий гражданам, признанным в установленном порядке безработными; организация профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения; организация работы городских и районных отделов занятости населения по выполнению федеральных, межрегиональных, территориальных, городских и районных программ содействия занятости населения; организация профессионального обучения, переподготовки, повышения квалификации и стажировки работников Департамента и его филиалов, организационное руководство деятельностью учебных центров службы занятости на территории субъекта Российской Федерации; определение основных направлений профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан с учетом потребностей рынка труда и сложившегося рынка рабочей силы, формирование или использование имеющейся учебно-производственной базы для реализации указанных целей; заключение договоров с образовательными учреждениями на профессиональное обучение безработных граждан; изучение, обобщение и распространение отечественного и международного опыта в области занятости; содействие в опережающем профессиональном обучении высвобождаемых работников; содействие в развитии и поддержке малого бизнеса, организации предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости, возрождении народных промыслов и прикладного искусства; создание территориальных банков данных о вакансиях рабочих мест, а также о наличии свободных учебных мест по необходимым профессиям и специальностям; осуществление специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; содействие работодателям в подборе необходимых работников; подготовка и внесение в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления предложений по предупреждению массового высвобождения работников; подготовка и внесение в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления предложений по организации и проведению в целях обеспечения временной занятости населения оплачиваемых общественных работ, организация временной занятости безработных граждан, включая участие этих граждан в оплачиваемых общественных работах; участие в межтерриториальном перераспределении трудовых ресурсов совместно с заинтересованными организациями; выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне, предусмотренных законодательством Российской Федерации (Федеральные законы от 28.02.97 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" <*> и от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне") <**>; -------------------------------- <*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9, ст. 1014. <**> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799. организация связей с общественностью и средствами массовой информации; контроль за исполнением работодателями независимо от форм собственности законов и других нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию органов службы занятости; внедрение и контроль за эксплуатацией автоматизированных информационных систем в городских и районных отделах занятости населения, создание единой информационной системы в субъекте Российской Федерации; организационно-методическое взаимодействие с негосударственными организациями, оказывающими платные услуги, связанными с трудоустройством, профессиональной подготовкой, повышением квалификации, переподготовкой, профориентацией и психологической поддержкой граждан; участие в работе экспертных комиссий по лицензированию деятельности указанных организаций (п. 7 "Положения о лицензировании деятельности негосударственных организаций по оказанию услуг в содействии занятости граждан", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.95 N 1046) <*>; -------------------------------- <*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 45, ст. 4321. рассмотрение писем, заявлений и жалоб граждан и организаций по вопросам, относящимся к деятельности Департамента; материально-техническое обеспечение деятельности структурных подразделений Департамента и его филиалов (в том числе по вопросам приобретения, аренды и ремонта служебных помещений, приобретения и использования транспорта, компьютерной и другой оргтехники, мебели и конторского оборудования). IV. Права Департамента 4.1. Департамент имеет право в порядке, определяемом законами и иными нормативными правовыми актами о занятости населения: вносить предложения по размерам минимальных и обязательных нормативов экономической и социальной защищенности граждан от безработицы; запрашивать и получать в установленном порядке у соответствующих исполнительных органов субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица материалы, необходимые для разработки программ занятости населения и выполнения своих функций; принимать участие в работе налоговых органов по обеспечению своевременного и полного поступления страховых взносов в фонд занятости населения; посещать в установленном порядке организации для ознакомления с условиями труда и соответствием уровня организации работы по профессиональной подготовке и переподготовке работающих потребностям рынка труда, участия в работе комиссий, создаваемых в случае массового высвобождения работников, а также для решения других вопросов, входящих в компетенцию Департамента (п. 13 "Положения о федеральной государственной службе занятости населения", утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 8 июня 1993 г. N 5131-1); финансировать мероприятия программы содействия занятости населения на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с утвержденным бюджетом фонда занятости субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 22 Федерального закона от 20.04.96 N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"); до утверждения бюджета - в соответствии с установленными контрольными цифрами по объемам доходов и расходов фонда занятости); вносить предложения в соответствующие органы государственной власти субъекта Российской Федерации по объемам подготовки кадров в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования в соответствии с расчетами перспективной потребности рынка труда на основе оценки состояния и прогноза развития занятости населения; разрабатывать и вносить на рассмотрение соответствующих органов государственной власти субъекта Российской Федерации предложения об установлении организациям квоты приема на работу выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей); принимать участие совместно с органами по труду, органами управления образованием, образовательными учреждениями и иными организациями субъекта Российской Федерации, независимо от их форм собственности, в разработке и организации выполнения мероприятий по профориентации и профобучению безработных граждан; быть учредителем учебных и социально-деловых центров, центров профориентации и психологической поддержки, а также других организаций, способствующих содействию занятости населения; вносить предложения о назначении на должность (освобождении от занимаемой должности) руководителей учебных центров, подведомственных Минтруду России; осуществлять информационно-издательскую и рекламную деятельность по вопросам занятости населения; участвовать в подготовке, проведении и финансировании семинаров, совещаний и других организационно-методических мероприятий по вопросам занятости; давать в пределах своей компетенции консультации организациям, предпринимателям и гражданам по вопросам применения законодательства о занятости населения; участвовать в пределах своей компетенции в организации международного сотрудничества по решению проблем занятости, включая вопросы трудовой деятельности граждан Российской Федерации за рубежом и иностранных граждан в России в соответствии с международными соглашениями в рамках международных программ; включать своих представителей в состав координационных комитетов содействия занятости населения, других общественных и консультативных органов, образованных в субъекте Российской Федерации и связанных с деятельностью Департамента. V. Организация управления 5.1. Департамент возглавляет руководитель. Назначение на должность и освобождение от должности руководителя Департамента производится Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с администрацией субъекта Российской Федерации и полномочным представителем Президента Российской Федерации. Назначение на должность и освобождение от должности заместителей руководителя Департамента и главного бухгалтера производится руководителем Департамента по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации. 5.2. Структура, численность работников, штатное расписание Департамента утверждаются его руководителем в пределах, утвержденных Министерством труда и социального развития Российской Федерации расходов на денежное содержание работников Департамента. Руководитель Департамента в установленном порядке представляет на утверждение в Министерство труда и социального развития Российской Федерации смету расходов на содержание Департамента. 5.3. Руководитель Департамента утверждает положения о структурных подразделениях (в том числе об отделах (филиалах) Департамента в городах и районах субъекта Российской Федерации), их структуру, штатную численность, фонд оплаты труда, смету расходов и бюджет в пределах утвержденного бюджета, общей численности работников и сметы расходов в целом по Департаменту. Руководитель Департамента принимает решение об увеличении или уменьшении количества филиалов по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и с учетом мнения соответствующего органа местного самоуправления. 5.4. Департамент имеет право создавать коллегию для принятия обоснованных решений, возникающих по проблемам занятости населения. 5.5. Внесение изменений и дополнений в Положение о Департаменте осуществляется Министерством труда и социального развития Российской Федерации. VI. Ответственность Департамента Руководитель Департамента несет персональную ответственность за: выполнение соответствующих федеральных целевых, межрегиональных и территориальных программ содействия занятости; расходование средств фонда занятости в строгом соответствии с утвержденным бюджетом фонда занятости субъекта Российской Федерации (контрольными цифрами) и сметой расходов на содержание Департамента; результаты финансовой и хозяйственной деятельности; подбор, расстановку и повышение квалификации работников, соблюдение ими правил внутреннего трудового распорядка; выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне, предусмотренных законодательной и нормативной правовой базой; сохранность документов (управленческих, финансово - хозяйственных, по личному составу и других), обеспечивает передачу на хранение документов, имеющих научно-историческую и культурную ценность или практическое значение, в территориальный орган Государственного архива Российской Федерации в соответствии с перечнем документов в установленном порядке. ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РФ 06.10.98 N 1631 |