О ПОРЯДКЕ УПЛАТЫ ГРАЖДАНИНОМ РФ, ПРОЖИВАЮЩИМ И РАБОТАЮЩИМ НА ТЕРРИТОРИИ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА, ГОСПОШЛИНЫ ПРИ ПОДАЧЕ НАДЗОРНОЙ ЖАЛОБЫ В СУД В РФ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 27 июня 2011 г. N 03-05-06-03/52 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты гражданином Российской Федерации, проживающим и работающим на территории иностранного государства, государственной пошлины при подаче надзорной жалобы в суд в Российской Федерации и сообщает. Главой 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что за совершение на территории Российской Федерации юридически значимых действий государственными органами, органами местного самоуправления и иными уполномоченными на то органами и должностными лицами уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, установленных гл. 25.3 НК РФ. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.18 НК РФ при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено гл. 25.3 НК РФ, до подачи жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной). В соответствии с п. 3 ст. 333.18 НК РФ государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной формах. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата. Согласно п. п. 1, 5 и 8 ст. 45 НК РФ налогоплательщик (плательщик сбора) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора), если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога (сбора) исполняется в валюте Российской Федерации. В п. 1 ст. 26 НК РФ указано, что в случае если плательщик сбора (государственной пошлины) не имеет возможности самостоятельно уплатить данный сбор, то налогоплательщик (плательщик сбора) может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным НК РФ. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами (п. 3 ст. 26 НК РФ). Под законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 27 НК РФ). В силу п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.01.2004 N 41-О указал, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, т.е. от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств. Иное толкование понятия "самостоятельное исполнение налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога" приводило бы к невозможности четко персонифицировать денежные средства, за счет которых производится уплата налога, и к недопустимому вмешательству третьих лиц в процесс уплаты налога налогоплательщиком, что не только препятствовало бы результативному налоговому контролю за исполнением каждым налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога, но и создавало бы выгодную ситуацию для уклонения недобросовестных налогоплательщиков от законной обязанности уплачивать налоги путем неотражения на своем банковском счете поступающих доходов. Таким образом, уплата государственной пошлины при подаче надзорной жалобы в суд в Российской Федерации может быть произведена на территории Российской Федерации через уполномоченного представителя налогоплательщика - физического лица по месту совершения юридически значимого действия в валюте Российской Федерации при условии, что в платежных документах по ее уплате в бюджет указано, что соответствующая сумма государственной пошлины уплачена именно плательщиком, обратившимся в соответствующий государственный орган. В случае если государственная пошлина будет уплачена от имени ненадлежащего плательщика или в ненадлежащем размере, то в отношении надлежащего плательщика обязанность по уплате государственной пошлины не будет считаться исполненной. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Р.А.СААКЯН 27 июня 2011 г. N 03-05-06-03/52 |