О ПОДТВЕРЖДЕНИИ В ЦЕЛЯХ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПОСТОЯННОГО МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ИНОСТРАННОГО БАНКА, ПРИМЕНЯЮЩЕГО ОСВОБОЖДЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ КОНВЕНЦИЕЙ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ПРИРОСТ СТОИМОСТИ ИМУЩЕСТВА ОТ 15.02.1994 ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 11 января 2011 г. N 03-08-05 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос касательно подтверждения постоянного местопребывания иностранного банка для целей применения положений Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 15.02.1994 (далее - Конвенция) и сообщает следующее. Согласно ст. 1 Конвенция применяется к лицам, которые являются лицами с постоянным местопребыванием в одном или обоих договаривающихся государствах. В соответствии со ст. 11 Конвенции доход в виде процентов, возникающий в одном государстве и выплачиваемый лицу с постоянным местопребыванием в другом государстве, подлежит налогообложению исключительно в последнем государстве. Если международным договором предусмотрено освобождение дохода от обложения налогом в Российской Федерации, то реализация права на такое освобождение в случае иностранных банков осуществляется с учетом норм п. 3 ст. 310 НК РФ. В соответствии с нормами указанной статьи при выплате доходов российскими банками по операциям с иностранными банками подтверждение факта постоянного местонахождения иностранного банка в государстве, с которым имеется международный договор, регулирующий вопросы налогообложения, не требуется, если такое местонахождение подтверждается сведениями общедоступных информационных справочников. В то же время Конвенция содержит ст. 23 "Ограничение льгот", определяющую, в каких случаях лицо не может претендовать на применение к нему освобождений, предусмотренных Конвенцией. Так, п. 1 ст. 23 Конвенции установлено, что если в соответствии с положениями настоящей Конвенции любой доход освобождается от налога в Российской Федерации и если по законодательству Соединенного Королевства лицо в отношении этого дохода подлежит налогообложению в части, которая переводится или получена в Соединенном Королевстве, а не всего дохода, то в этом случае льгота, предусматриваемая Конвенцией в Российской Федерации, применяется только к той части дохода, которая облагается в Соединенном Королевстве. Включение данной нормы в Конвенцию в большей степени, по нашему мнению, обусловлено особенностями определения в Великобритании статуса налогового резидента у физических лиц, основывающегося на принципах налогообложения дохода на базе "arising basis of taxation" (обложению подлежит общемировой доход) или "remittance basis of taxation" (обложению подлежит только доход и (или) прирост стоимости капитала, переведенный (полученный) в Великобритании). В отношении компаний указанное ограничение может применяться в связи с особым порядком налогообложения дивидендов в Великобритании, в случаях когда дивиденды, полученные компанией - резидентом Великобритании от источников за пределами Великобритании, освобождаются от налогообложения в Великобритании. При отсутствии достаточных оснований полагать, что банк - резидент Великобритании является лицом, неправомерно применяющим освобождения, предусмотренные Конвенцией, российский банк - источник выплаты дохода может руководствоваться положениями п. 3 ст. 310 Кодекса. Одновременно сообщаем, что в соответствии с положениями п. п. 3 и 4 ст. 25 "Взаимосогласительная процедура" с учетом норм ст. 23 "Ограничение льгот" Конвенции в настоящее время Департаментом проводятся консультации со Службой внутренних доходов Соединенного Королевства относительно выработки единого подхода в применении положений Конвенции, касающихся подтверждения права лица на применение льгот, предусмотренных Конвенцией. Согласованная компетентными органами позиция по указанному вопросу будет размещена на сайте Министерства финансов Российской Федерации. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А.КОМОВА 11 января 2011 г. N 03-08-05 |