О ПОРЯДКЕ УЧЕТА В ЦЕЛЯХ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ СУММ БЮДЖЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ УНИТАРНЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ ОТ СОБСТВЕННИКА ИМУЩЕСТВА ЭТОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ИЛИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ИМ ОРГАНА, А ТАКЖЕ СУММ СУБСИДИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В ТОМ ЧИС. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 02.08.11 03-03-05/79

            О ПОРЯДКЕ УЧЕТА В ЦЕЛЯХ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ СУММ
           БЮДЖЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ УНИТАРНЫМ
             ПРЕДПРИЯТИЯМ ОТ СОБСТВЕННИКА ИМУЩЕСТВА ЭТОГО
          ПРЕДПРИЯТИЯ ИЛИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ИМ ОРГАНА, А ТАКЖЕ
         СУММ СУБСИДИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В
            ТОМ ЧИСЛЕ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ОСНОВАНИИ
             ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ НА ПОГАШЕНИЕ
               ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                          2 августа 2011 г. 
                            N 03-03-05/79
     
                                 (Д)
                                   

     Министерство  финансов  Российской Федерации рассмотрело письмо и
сообщает следующее.
     В  Письме  от 26.04.2011 N 01-СТ/08 в адрес Федеральной налоговой
службы  Минфин  России разъяснил, что в соответствии с пп. 26 п. 1 ст.
251  Налогового  кодекса  Российской  Федерации  (далее  -  НК РФ) при
определении  налоговой  базы  по  налогу  на  прибыль  организаций  не
учитываются  доходы в виде средств и иного имущества, которые получены
унитарными  предприятиями  от собственника имущества этого предприятия
или уполномоченного им органа.
     При этом положения пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются только в
том  случае,  если  средства  и  иное  имущество  получаются унитарным
предприятием  на безвозмездной основе. В случае если денежные средства
или   иное   имущество  передаются  унитарному  предприятию  в  оплату
стоимости  выполненных  работ, оказанных услуг, данные доходы подлежат
включению в состав доходов от реализации.
     При  применении  указанных  разъяснений необходимо учитывать, что
положения  пп.  26  п.  1  ст.  251  НК  РФ  следует  рассматривать во
взаимосвязи со ст. ст. 78 и 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации
(далее - БК РФ).
     К  доходам,  полученным  унитарными предприятиями от собственника
имущества   этого   предприятия   или  уполномоченного  им  органа  на
безвозмездной  основе, относятся бюджетные инвестиции, предоставленные
в  соответствии  со  ст.  79 БК РФ. В соответствии с положениям данной
статьи БК РФ бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства
государственной  собственности  Российской  Федерации, государственной
собственности   субъектов   Российской   Федерации   и   муниципальной
собственности   в  форме  капитальных  вложений  в  основные  средства
государственных       (муниципальных)       унитарных      предприятий
предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами,
а  также  нормативными  правовыми  актами соответственно Правительства
Российской  Федерации,  высшего исполнительного органа государственной
власти  субъекта  Российской  Федерации,  местной администрации либо в
установленном    указанными   органами   порядке   решениями   главных
распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.
     Таким  образом,  бюджетные  инвестиции, предоставленные унитарным
предприятиям   от   собственника   имущества   этого  предприятия  или
уполномоченного  им  органа  в  соответствии  со ст. 79 БК РФ, следует
рассматривать   в   качестве   дохода,   не   учитываемого  для  целей
налогообложения  прибыли  организаций на основании пп. 26 п. 1 ст. 251
НК РФ.
     Предоставление   субсидий   юридическим   лицам  (за  исключением
субсидий  государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным
предпринимателям,  физическим  лицам  - производителям товаров, работ,
услуг регламентировано ст. 78 БК РФ.
     Пунктом  1 ст. 78 БК РФ установлено, что субсидии предоставляются
на  безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или
недополученных  доходов в связи с производством (реализацией) товаров,
выполнением работ, оказанием услуг.
     Случаи и порядок предоставления субсидий юридическим лицам, в том
числе  унитарным  предприятиям,  устанавливаются  законом (решением) о
бюджете  и  принимаемыми  в  соответствии с ним нормативными правовыми
актами исполнительных органов власти (п. 2 ст. 78 БК РФ).
     Из  изложенного следует, что если средства унитарному предприятию
выделяются не в рамках государственных контрактов (договоров) в оплату
стоимости выполненных работ, оказанных услуг, то указанные средства не
учитываются унитарным предприятием на основании пп. 26 п. 1 ст. 251 НК
РФ.
     В  случае  получения  унитарным  предприятием  средств  в  рамках
исполнения  государственных  контрактов  на выполнение работ (оказание
услуг)  указанные  средства  подлежат  учету при определении налоговой
базы  по  налогу  на прибыль в порядке, установленном гл. 25 "Налог на
прибыль организаций" НК РФ.
     Кроме  этого,  положениями пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено,
что  при  определении налоговой базы не учитываются доходы в виде сумм
кредиторской  задолженности  налогоплательщика  по  уплате  налогов  и
сборов,  пеней  и  штрафов  перед  бюджетами разных уровней, по уплате
взносов,  пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных
фондов,  списанных  и  (или) уменьшенных иным образом в соответствии с
законодательством  Российской  Федерации  или по решению Правительства
Российской Федерации.
     Из  положений  данной  нормы следует, что в целях налогообложения
прибыли  не  учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности
по  уплате  налогов и сборов не только при их списании, но и в случаях
уменьшения  иным образом в соответствии с законодательством Российской
Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.
     По  вопросу  уменьшения сумм кредиторской задолженности по уплате
налогов  и  сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по
уплате  взносов,  пеней  и  штрафов  перед  бюджетами  государственных
внебюджетных   фондов   иным   образом   полагаем,  что  данная  норма
распространяется  на  случаи  погашения  налогоплательщиком  указанной
задолженности  за  счет  субсидий,  выделенных  на  эти цели унитарным
предприятиям   в  соответствии  с  решением  Правительства  Российской
Федерации.
     Учитывая  вышеизложенное,  считаем,  что  унитарные  предприятия,
получившие субсидии из федерального бюджета на основании постановления
Правительства  Российской  Федерации  на  погашение  задолженности  по
уплате   налогов   и   сборов,   вправе  не  учитывать  их  для  целей
налогообложения прибыли на основании пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ.
     При  этом обращаем внимание, что согласно положению п. 33 ст. 270
НК  РФ  в  целях  налогообложения  прибыли  организаций не учитываются
расходы  в виде сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней,
в  случае  если  такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в
состав    расходов,    при    списании    кредиторской   задолженности
налогоплательщика по этим налогам в соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 251
НК РФ.
     Следовательно,  ранее  включенные  организацией  в соответствии с
положениями  пп.  1  п.  1  ст.  264  НК  РФ в состав прочих расходов,
связанных  с  производством и реализацией, начисленные в установленном
законодательством  Российской  Федерации  порядке налоги, сборы и иные
обязательные   платежи,   на   уплату   которых   в   соответствии   с
постановлением Правительства Российской Федерации выделяются субсидии,
подлежат включению в состав внереализационных доходов.

Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
                                                           С.Д.ШАТАЛОВ
2 августа 2011 г. 
N 03-03-05/79