О РЕЗУЛЬТАТАХ РАССМОТРЕНИЯ РАБОТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ БАНКА РОССИИ ЗА 1998 ГОД ПО КОНТРОЛЮ ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ ПРОБЛЕМНЫМИ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ ПИСЬМО ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ 29 марта 1999 г. N 114-Т (ЦБР) В условиях реализации мер по реструктуризации банковской системы Российской Федерации, одобренных Советом Директоров Банка России и Президиумом Правительства Российской Федерации, проведение работы по финансовому оздоровлению кредитных организаций приобретает особое значение. Банк России рассмотрел информацию предоставленную территориальными учреждениями Банка России, по осуществлению контроля за организацией и проведением проблемными кредитными организациями мероприятий по финансовому оздоровлению и отмечает следующее. В 1998 году территориальными учреждениями Банка России были запрошены планы санации по 320 кредитным организациям в связи с недостаточностью их собственных средств (капитала) и несвоевременным удовлетворением требований кредиторов. В истекшем году были представлены и рассмотрены территориальными учреждениями 352 плана санации. В истекшем году в результате проведения в 1998 году санационных мероприятий финансовое положение 72 банков (20,3%) улучшилось. Анализ представляемой в Банк России информации показывает, что многие территориальные учреждения успешно осуществляют работу по организации санирования проблемных кредитных организаций. В то же время необходимо отметить, что, несмотря на определенные положительные результаты проводимой территориальными учреждениями Банка России работы по организации банковского санирования, продолжают иметь место существенные недостатки. К их числу можно отнести следующие: 1. Неисполнение требований письма Банка России от 10.09.97 N 517 "О порядке инициирования отзыва у кредитных организаций лицензий в соответствии со ст.20 (п.6) Федерального закона "О банках и банковской деятельности" По результатам анализа представляемой банками отчетности установлено, что в истекшем году многие кредитные организации имели недостаток собственных средств (капитала), а также значительные суммы задолженности по неоплаченным платежным документам клиентов, предъявленным к корреспондентскому счету, то есть подпадали под критерии письма Банка России от 10.09.97 N 517 "О порядке инициирования отзыва у кредитных организаций лицензий в соответствии со ст.20 (п.6) Федерального закона "О банках и банковской деятельности". В соответствии с указанным письмом Банка России вопрос об отзыве лицензий у таких кредитных организаций может не рассматриваться территориальными учреждениями Банка России только в случае составления кредитными организациями планов финансового оздоровления (санации), признанных реальными соответствующими территориальными учреждениями Банка России. В то же время согласно представляемой в Банк России информации, по ряду кредитных организаций территориальными учреждениями Банка России ходатайства на отзыв лицензии не подготавливаются по причинам, не связанным с проведением мероприятий по финансовому оздоровлению, что свидетельствует о невыполнении требований действующего законодательства и нормативных актов Банка России. Имеются случаи, когда кредитные организации имеют признаки несостоятельности (банкротства) и обладают отрицательным капиталом длительный период времени, а территориальные учреждения не применяют к ним адекватных мер надзорного реагирования. В этот период кредитными организациями зачастую нарушаются права большей части кредиторов и вкладчиков за счет удовлетворения требований отдельных кредиторов. Некоторыми территориальными учреждениями без наличия достаточных обоснований затягивается решение вопроса о дальнейших перспективах деятельности банков, имеющих задолженность по централизованным кредитным ресурсам. В истекшем году территориальными учреждениями Банка России допускались факты необоснованного непредставления ходатайств об отзыве у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций. Продолжали иметь место факты невыполнения требований вышеназванного письма Банка России в части своевременности представления территориальными учреждениями в Банк России заключений о реальности представленных кредитными организациями планов санации. 2. Несоответствие представляемых территориальными учреждениями Банка России заключений о реальности планов финансового оздоровления (санации) Методическим рекомендациям о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации) кредитной организации, предусмотренным Указанием Банка России от 13.11.97 N 18-У Примерами наиболее части встречающихся недостатков при составлении территориальными учреждениями Банка России заключений о реальности представляемых кредитными организациями планов санации являются: отсутствие обоснованных выводов о реальности мероприятий, предусмотренных планами санации и завышение ожидаемого эффекта от их реализации; занижение величины утраченных собственных средств (капитала) кредитной организации вследствие низкого качества оценки ее активов; отсутствие оценки мероприятий, предусматривающих развитие бизнеса и возникновение у кредитной организации стабильных источников дохода на среднесрочную и долгосрочную перспективу, являющихся необходимым условием полного восстановления ее платежеспособности и ликвидности. 3. Наличие фактов невыполнения территориальными учреждениями Банка России требований Указания Банка России от 01.06.98 N 245-У и письма Банка России от 01.06.98 N 121-Т Территориальными учреждениями Банка России ослаблен контроль за выполнением требования об уменьшении уставного капитала кредитными организациями, собственные средства (капитал) которых по состоянию на 01.01.98 были меньше зарегистрированного уставного капитала, и функционирующими более двух лет. При этом в соответствии с разъяснениями Банка России от 10.08.98 N 05-15-3/3338 территориальные учреждения Банка России в истекшем году были вправе не предъявлять требование об уменьшении уставного капитала только к тем кредитным организациям, которые в текущем году увеличили собственные средства (капитал) и обеспечили достижение размера зарегистрированного уставного капитала, с учетом результатов анализа правомерности увеличения собственных средств кредитной организацией. Анализ представленных документов свидетельствует о наличии фактов, когда территориальными учреждениями Банка России, в нарушение нормативных указаний Банка России, не были предъявлены требования к кредитным организациям об уменьшении уставного капитала на основании разработки последними планов санации, признанных территориальными учреждениями реальными. При этом в отчетном периоде банками не было обеспечено необходимое увеличение величины собственных средств (капитала). В истекшем году всего 18 кредитными организациями было принято решение об уменьшении уставного капитала. Вместе с тем по состоянию на 01.01.99 около 70 кредитных организаций полностью утратили собственные средства (капитал). 4. Представление территориальными учреждениями необоснованных ходатайств о выделении банкам обеспеченных кредитов Банка России Анализ поступающих в Банк России ходатайств территориальных учреждений о представлении кредитов Банка России кредитным организациям показывает, что отдельными главными управлениями направлялись ходатайства при отсутствии у кредитных организаций планов финансового оздоровления (санации), признанных реальными, а также при отсутствии у этих кредитных организаций достаточного обеспечения по кредиту, что противоречит положениям письма Банка России от 26.11.98 N 333-Т. 5. Недостатки в работе, проводимой территориальными учреждениями Банка России по передаче вкладов населения В ходе проведения работы по передаче вкладов населения из коммерческих банков в Сбербанк России установлено, что имеются существенные недостатки в работе отдельных территориальных учреждений Банка России по организации контроля за ходом осуществления процедуры передачи коммерческими банками своих обязательств по вкладам населения в Сбербанк России. Анализ поступающих в Банк России обращений вкладчиков передающих банков и их филиалов свидетельствует, что отдельные банки (их филиалы) допускали существенные нарушения в ходе работы с вкладчиками. Установлены факты приема коммерческими банками заявлений на перевод вкладов в Сбербанк России по форме отличной от типовой, а также факты сознательного введения вкладчиков в заблуждение относительно вводимых Банком России запретов на осуществление передающими банками операций по договорам банковского вклада. В этой связи полагаем необходимым обеспечить неукоснительное выполнение территориальными учреждениями Банка России требований письма Банка России от 03.09.98 N 199-Т в части установление строгого контроля за соблюдением установленного порядка реализации мер по защите вкладов населения в банках, своевременного направления наблюдателей в банки, передающие по договору обязательства по вкладам населения в Сбербанк России, организации работы по доведению всей необходимой информации до вкладчиков коммерческих банков. Одновременно обращаем внимание, что в настоящее время рассмотрение Банком России ходатайств коммерческих банков (за исключением тех, по которым Совет директоров Банка России были приняты решения рекомендовать Сбербанку заключить соответствующие соглашения о передаче обязательств по вкладам населения в Сбербанк России) прекращено в связи с отсутствием возможностей у Центрального банка Российской Федерации и Сбербанка России. Учитывая изложенное, в связи с необходимостью четкого обеспечения работы территориальных учреждений Банка России по организации финансового оздоровления проблемных кредитных организаций в условиях реструктуризации банковской системы и ужесточения подходов к оценке перспектив дальнейшей деятельности кредитных организаций, имеющих признаки несостоятельности (банкротства), просим принять необходимые меры к устранению и недопущению впредь отмеченных недостатков. Заместитель Председателя Центрального банка Российской Федерации В.Н.Горюнов 29 марта 1999 г. N 114-Т |