О РЕЗУЛЬТАТАХ РАССМОТРЕНИЯ РАБОТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ БАНКА РОССИИ ЗА 1998 ГОД ПО КОНТРОЛЮ ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ ПРОБЛЕМНЫМИ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ. Письмо. Центральный банк РФ (ЦБР). 29.03.99 114-Т

                  О РЕЗУЛЬТАТАХ РАССМОТРЕНИЯ РАБОТЫ
               ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ БАНКА РОССИИ
          ЗА 1998 ГОД ПО КОНТРОЛЮ ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ ПРОБЛЕМНЫМИ
                 КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ МЕРОПРИЯТИЙ
                     ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ

                                ПИСЬМО

                         ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ

                           29 марта 1999 г.
                               N 114-Т

                                (ЦБР)





     В условиях  реализации мер по реструктуризации банковской системы
Российской Федерации,  одобренных Советом Директоров  Банка  России  и
Президиумом  Правительства Российской Федерации,  проведение работы по
финансовому  оздоровлению  кредитных  организаций  приобретает  особое
значение.
     Банк России      рассмотрел      информацию       предоставленную
территориальными учреждениями Банка России,  по осуществлению контроля
за организацией и  проведением  проблемными  кредитными  организациями
мероприятий по финансовому оздоровлению и отмечает следующее.
     В 1998  году  территориальными  учреждениями  Банка  России  были
запрошены планы  санации  по  320  кредитным  организациям  в  связи с
недостаточностью их собственных средств (капитала)  и  несвоевременным
удовлетворением требований кредиторов.
     В истекшем году были представлены и рассмотрены  территориальными
учреждениями 352   плана   санации.   В  истекшем  году  в  результате
проведения в 1998 году санационных мероприятий финансовое положение 72
банков (20,3%) улучшилось.
     Анализ представляемой в Банк России  информации  показывает,  что
многие территориальные   учреждения  успешно  осуществляют  работу  по
организации санирования проблемных кредитных организаций.
     В то же время необходимо отметить,  что, несмотря на определенные
положительные результаты  проводимой   территориальными   учреждениями
Банка России работы по организации банковского санирования, продолжают
иметь место  существенные  недостатки.  К  их  числу   можно   отнести
следующие:

     1. Неисполнение  требований письма Банка России от 10.09.97 N 517
"О порядке инициирования отзыва у  кредитных  организаций  лицензий  в
соответствии со ст.20 (п.6) Федерального закона "О банках и банковской
деятельности"
     По результатам    анализа   представляемой   банками   отчетности
установлено, что в истекшем году многие  кредитные  организации  имели
недостаток собственных средств (капитала),  а также значительные суммы
задолженности   по   неоплаченным   платежным   документам   клиентов,
предъявленным  к  корреспондентскому  счету,  то  есть  подпадали  под
критерии  письма  Банка  России  от  10.09.97   N   517   "О   порядке
инициирования  отзыва  у кредитных организаций лицензий в соответствии
со  ст.20  (п.6)  Федерального   закона   "О   банках   и   банковской
деятельности".
     В соответствии с указанным письмом Банка России вопрос об  отзыве
лицензий у   таких  кредитных  организаций  может  не  рассматриваться
территориальными учреждениями Банка России только в случае составления
кредитными организациями  планов  финансового  оздоровления (санации),
признанных реальными  соответствующими  территориальными  учреждениями
Банка России.
     В то же время согласно представляемой в Банк  России  информации,
по ряду  кредитных  организаций  территориальными  учреждениями  Банка
России ходатайства на отзыв лицензии не подготавливаются по  причинам,
не связанным  с  проведением  мероприятий по финансовому оздоровлению,
что свидетельствует    о    невыполнении    требований    действующего
законодательства и нормативных актов Банка России.
     Имеются случаи,  когда  кредитные  организации   имеют   признаки
несостоятельности (банкротства)  и  обладают  отрицательным  капиталом
длительный период времени, а территориальные учреждения не применяют к
ним адекватных  мер надзорного реагирования.  В этот период кредитными
организациями зачастую нарушаются права  большей  части  кредиторов  и
вкладчиков за счет удовлетворения требований отдельных кредиторов.
     Некоторыми территориальными учреждениями без наличия  достаточных
обоснований затягивается  решение  вопроса  о  дальнейших перспективах
деятельности банков,   имеющих   задолженность   по   централизованным
кредитным ресурсам.
     В истекшем  году  территориальными  учреждениями   Банка   России
допускались факты необоснованного непредставления ходатайств об отзыве
у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций.
     Продолжали иметь     место    факты    невыполнения    требований
вышеназванного письма   Банка   России   в    части    своевременности
представления территориальными учреждениями в Банк России заключений о
реальности представленных кредитными организациями планов санации.

     2. Несоответствие  представляемых  территориальными  учреждениями
Банка России  заключений  о реальности планов финансового оздоровления
(санации) Методическим рекомендациям о порядке оценки  мероприятий  по
финансовому оздоровлению   (планов   санации)  кредитной  организации,
предусмотренным Указанием Банка России от 13.11.97 N 18-У
     Примерами наиболее    части    встречающихся    недостатков   при
составлении территориальными учреждениями Банка  России  заключений  о
реальности представляемых   кредитными  организациями  планов  санации
являются:
     отсутствие обоснованных   выводов   о   реальности   мероприятий,
предусмотренных планами санации и завышение ожидаемого эффекта  от  их
реализации;
     занижение величины  утраченных  собственных  средств   (капитала)
кредитной организации вследствие низкого качества оценки ее активов;
     отсутствие оценки мероприятий, предусматривающих развитие бизнеса
и возникновение  у  кредитной организации стабильных источников дохода
на среднесрочную и долгосрочную  перспективу,  являющихся  необходимым
условием полного восстановления ее платежеспособности и ликвидности.

     3. Наличие   фактов  невыполнения  территориальными  учреждениями
Банка России требований Указания Банка России от 01.06.98  N  245-У  и
письма Банка России от 01.06.98 N 121-Т
     Территориальными учреждениями Банка России ослаблен  контроль  за
выполнением требования  об  уменьшении  уставного  капитала кредитными
организациями, собственные средства (капитал) которых по состоянию  на
01.01.98 были   меньше   зарегистрированного   уставного  капитала,  и
функционирующими более двух лет.
     При этом  в соответствии с разъяснениями Банка России от 10.08.98
N 05-15-3/3338 территориальные учреждения Банка России в истекшем году
были вправе не предъявлять требование об уменьшении уставного капитала
только к тем кредитным организациям,  которые в текущем году увеличили
собственные средства   (капитал)   и   обеспечили  достижение  размера
зарегистрированного уставного капитала,  с учетом результатов  анализа
правомерности увеличения собственных средств кредитной организацией.
     Анализ представленных  документов   свидетельствует   о   наличии
фактов, когда территориальными учреждениями Банка России,  в нарушение
нормативных указаний Банка России,  не были предъявлены  требования  к
кредитным организациям  об  уменьшении уставного капитала на основании
разработки последними  планов  санации,  признанных   территориальными
учреждениями реальными.  При  этом  в отчетном периоде банками не было
обеспечено необходимое   увеличение   величины   собственных   средств
(капитала).
     В истекшем году всего 18 кредитными  организациями  было  принято
решение об уменьшении уставного капитала. Вместе с тем по состоянию на
01.01.99 около 70 кредитных организаций полностью утратили собственные
средства (капитал).

     4. Представление   территориальными  учреждениями  необоснованных
ходатайств о выделении банкам обеспеченных кредитов Банка России
     Анализ поступающих   в  Банк  России  ходатайств  территориальных
учреждений о   представлении   кредитов   Банка    России    кредитным
организациям показывает,    что   отдельными   главными   управлениями
направлялись ходатайства при отсутствии у кредитных организаций планов
финансового оздоровления (санации),  признанных реальными, а также при
отсутствии у этих кредитных организаций  достаточного  обеспечения  по
кредиту, что  противоречит  положениям письма Банка России от 26.11.98
N 333-Т.

     5. Недостатки в работе,  проводимой территориальными учреждениями
Банка России по передаче вкладов населения
     В ходе  проведения  работы  по  передаче  вкладов  населения   из
коммерческих банков   в   Сбербанк  России  установлено,  что  имеются
существенные недостатки в работе отдельных территориальных  учреждений
Банка России  по организации контроля за ходом осуществления процедуры
передачи коммерческими банками своих обязательств по вкладам населения
в Сбербанк России.
     Анализ поступающих в Банк России обращений вкладчиков  передающих
банков и их филиалов свидетельствует, что отдельные банки (их филиалы)
допускали существенные  нарушения  в  ходе   работы   с   вкладчиками.
Установлены факты  приема  коммерческими  банками заявлений на перевод
вкладов в Сбербанк России по форме отличной от типовой,  а также факты
сознательного введения  вкладчиков в заблуждение относительно вводимых
Банком России запретов на осуществление передающими  банками  операций
по договорам банковского вклада.
     В этой  связи  полагаем  необходимым  обеспечить  неукоснительное
выполнение территориальными   учреждениями   Банка  России  требований
письма Банка России от 03.09.98 N 199-Т в части установление  строгого
контроля за  соблюдением  установленного  порядка  реализации  мер  по
защите вкладов  населения   в   банках,   своевременного   направления
наблюдателей в банки,  передающие по договору обязательства по вкладам
населения в Сбербанк России,  организации  работы  по  доведению  всей
необходимой информации до вкладчиков коммерческих банков.
     Одновременно обращаем   внимание,   что   в    настоящее    время
рассмотрение Банком   России   ходатайств   коммерческих   банков  (за
исключением тех, по которым Совет директоров Банка России были приняты
решения рекомендовать Сбербанку заключить соответствующие соглашения о
передаче обязательств  по  вкладам  населения   в   Сбербанк   России)
прекращено в  связи  с  отсутствием  возможностей у Центрального банка
Российской Федерации и Сбербанка России.

     Учитывая изложенное, в связи с необходимостью четкого обеспечения
работы территориальных   учреждений   Банка   России   по  организации
финансового оздоровления проблемных кредитных организаций  в  условиях
реструктуризации  банковской  системы  и ужесточения подходов к оценке
перспектив  дальнейшей  деятельности  кредитных  организаций,  имеющих
признаки  несостоятельности (банкротства),  просим принять необходимые
меры к устранению и недопущению впредь отмеченных недостатков.

Заместитель Председателя
Центрального банка
Российской Федерации
                                                   В.Н.Горюнов
29 марта 1999 г.
N 114-Т