УЧРЕДИТЕЛЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (ФКП) ЯВЛЯЮТСЯ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА (ФАВТ) И РОСИМУЩЕСТВО. В СООТВЕТСТВИИ С П. 13 ПРАВИЛ СОЗДАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КАЗЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАН. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 03.08.11 03-03-06/4/88

                 УЧРЕДИТЕЛЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО
           ПРЕДПРИЯТИЯ (ФКП) ЯВЛЯЮТСЯ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
             ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА (ФАВТ) И РОСИМУЩЕСТВО.
               В СООТВЕТСТВИИ С П. 13 ПРАВИЛ СОЗДАНИЯ И
           РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КАЗЕННЫХ
        ПРЕДПРИЯТИЙ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА
        РФ ОТ 15.12.2007 N 872, ФКП ПОЛУЧАЕТ СУБСИДИЮ В СВЯЗИ
          С НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ДОХОДОВ ДЛЯ ПОКРЫТИЯ РАСХОДОВ,
          ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СМЕТОЙ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ. ПОРЯДОК
              ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ОПРЕДЕЛЕН ПРИКАЗОМ
             ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
                   (РОСАВИАЦИИ) ОТ 15.02.2011 N 64.
             ПРАВОМЕРНО ЛИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ
          ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ПП. 26 П. 1
            СТ. 251 НК РФ И НЕ УЧИТЫВАТЬ В СОСТАВЕ ДОХОДОВ
                     ПОЛУЧЕННУЮ ОТ ФАВТ СУБСИДИЮ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          3 августа 2011 г.
                           N 03-03-06/4/88

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  учета в целях налогообложения прибыли организаций
субсидий, выделяемых федеральному казенному предприятию для возмещения
затрат  при  недостаточности  доходов  для  покрытия  его  расходов, и
сообщает следующее.
     Исчерпывающий  перечень  доходов,  не учитываемых при определении
налоговой  базы  по  налогу на прибыль организаций, приведен в ст. 251
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
     В  соответствии  с  пп.  26  п.  1  ст. 251 НК РФ при определении
налоговой  базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы
в   виде  средств  и  иного  имущества,  которые  получены  унитарными
предприятиями   от   собственника   имущества  этого  предприятия  или
уполномоченного им органа.
     При этом положения пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются только в
том  случае,  если  средства  и  иное  имущество  получаются унитарным
предприятием  на безвозмездной основе. В случае если денежные средства
или   иное   имущество  передаются  унитарному  предприятию  в  оплату
стоимости  выполненных  работ, оказанных услуг, данные доходы подлежат
включению в состав доходов от реализации.
     Предоставление   субсидий   юридическим   лицам  (за  исключением
субсидий  государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным
предпринимателям,  физическим  лицам  - производителям товаров, работ,
услуг  регламентировано ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации
(далее - БК РФ).
     Пунктом  1 ст. 78 БК РФ установлено, что субсидии предоставляются
на  безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или
недополученных  доходов в связи с производством (реализацией) товаров,
выполнением работ, оказанием услуг.
     Случаи и порядок предоставления субсидий юридическим лицам, в том
числе  унитарным  предприятиям,  устанавливаются  законом (решением) о
бюджете  и  принимаемыми  в  соответствии с ним нормативными правовыми
актами исполнительных органов власти (п. 2 ст. 78 БК РФ).
     Из  изложенного следует, что если средства унитарному предприятию
выделяются    собственником    имущества    этого    предприятия   или
уполномоченным  им  органом  не  в  рамках  государственных контрактов
(договоров)  в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, то
указанные  средства не учитываются унитарным предприятием на основании
пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ.
     В  случае  получения  унитарным  предприятием  средств  в  рамках
исполнения  государственных  контрактов  на выполнение работ (оказание
услуг)  указанные  средства  подлежат  учету при определении налоговой
базы  по  налогу  на прибыль в порядке, установленном гл. 25 "Налог на
прибыль организаций" НК РФ.
     Кроме  этого,  положениями пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено,
что  при  определении налоговой базы не учитываются доходы в виде сумм
кредиторской  задолженности  налогоплательщика  по  уплате  налогов  и
сборов,  пеней  и  штрафов  перед  бюджетами разных уровней, по уплате
взносов,  пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных
фондов,  списанных  и  (или) уменьшенных иным образом в соответствии с
законодательством  Российской  Федерации  или по решению Правительства
Российской Федерации.
     Из  положений  данной  нормы следует, что в целях налогообложения
прибыли  не  учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности
по  уплате  налогов и сборов не только при их списании, но и в случаях
уменьшения  иным образом в соответствии с законодательством Российской
Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.
     По  вопросу  уменьшения сумм кредиторской задолженности по уплате
налогов  и  сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по
уплате  взносов,  пеней  и  штрафов  перед  бюджетами  государственных
внебюджетных   фондов   иным   образом   полагаем,  что  данная  норма
распространяется  на  случаи  погашения  налогоплательщиком  указанной
задолженности  за  счет  субсидий,  выделенных  на  эти цели унитарным
предприятиям   в  соответствии  с  решением  Правительства  Российской
Федерации.
     Учитывая  вышеизложенное,  считаем,  что  унитарные  предприятия,
получившие субсидии из федерального бюджета на основании постановления
Правительства  Российской  Федерации  на  погашение  задолженности  по
уплате   налогов   и   сборов,   вправе  не  учитывать  их  для  целей
налогообложения прибыли на основании пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ.
     При  этом обращаем внимание, что согласно положению п. 33 ст. 270
НК  РФ  в  целях  налогообложения  прибыли  организаций не учитываются
расходы  в виде сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней,
в  случае  если  такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в
состав    расходов,    при    списании    кредиторской   задолженности
налогоплательщика по этим налогам в соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 251
НК РФ.
     Следовательно,  ранее  включенные  организацией  в соответствии с
положениями  пп.  1  п.  1  ст.  264  НК  РФ в состав прочих расходов,
связанных  с  производством и реализацией, начисленные в установленном
законодательством  Российской  Федерации  порядке налоги, сборы и иные
обязательные   платежи,   на   уплату   которых   в   соответствии   с
постановлением Правительства Российской Федерации выделяются субсидии,
подлежат включению в состав внереализационных доходов.
     Одновременно   сообщаем,  что  направляемое  письмо  не  содержит
правовых   норм   или   общих   правил,  конкретизирующих  нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                         С.В. РАЗГУЛИН
3 августа 2011 г.
N 03-03-06/4/88