О ПОДПРОГРАММЕ "ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ НА 1999-2000 ГОДЫ" ПРИКАЗ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО СТРОИТЕЛЬНОЙ, АРХИТЕКТУРНОЙ И ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ 26 марта 1999 г. N 72 (НЦПИ) Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 1997 года N 1613 "О Программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы" в части реализации государственной политики по развитию малого предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве приказываю: 1. Утвердить представленную Управлением реформирования ЖКХ Подпрограмму "Поддержка малого предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве на 1999-2000 годы". 2. Управлению реформирования ЖКХ (Дронову А.А.) обеспечить координацию работы по реализации основных мероприятий Подпрограммы. 3. Структурным подразделениям Комитета, организациям и учреждениям, находящимся в ведении Госстроя России, принять к руководству и исполнению основные мероприятия Подпрограммы, исходя из установленных сроков. 4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации: - принимать участие в реализации мероприятий Подпрограммы с целью создания благоприятных условий для привлечения субъектов малого предпринимательства на рынок жилищно-коммунальных услуг; - обеспечивать проведение конкурсного отбора организаций на выполнение услуг по управлению и обслуживанию жилищного фонда и объектов коммунального назначения с привлечением субъектов малого предпринимательства; - осуществлять взаимодействие с региональными органами поддержки малого предпринимательства по привлечению и успешному функционированию предприятий малого бизнеса в сфере ЖКХ. 5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Комитета Чернышова Л.Н. Председатель Е.В. Басин 26 марта 1999 г. N 72 УТВЕРЖДЕНА приказом Госстроя России от 26 марта 1999 года N 72 ПОДПРОГРАММА "Поддержка малого предпринимательства в ЖКХ на 1999-2000 годы" ПАСПОРТ Подпрограммы "Поддержка малого предпринимательства в ЖКХ на 1999-2000 годы" ------------------------------------------------------------------------- | Наименование Подпрограммы | - Подпрограмма "Поддержка малого | | | предпринимательства в ЖКХ на | | | 1999-2000 годы" | |-----------------------------------|-----------------------------------| | Наименование решения о | - Программа демонополизации и | | разработке Подпрограммы | развития конкуренции на рынке | | | жилищно-коммунальных услуг на | | | 1998-1999 годы | |-----------------------------------|-----------------------------------| | Заказчик Подпрограммы | - Госстрой России | |-----------------------------------|-----------------------------------| | Основные разработчики | - Управление реформирования ЖКХ, | | Подпрограммы | научно-исследовательские и | | | образовательные организации | | | жилищно-коммунального комплекса | |-----------------------------------|-----------------------------------| | Цель Подпрограммы | - создание благоприятных условий | | | для привлечения и устойчивой | | | деятельности | | | малых предприятий на рынке | | | жилищно-коммунальных услуг | |-----------------------------------|-----------------------------------| | Перечень основных мероприятий | - 1. Нормативно-методическое | | Подпрограммы | обеспечение | | | 2. Инфраструктура поддержки | | | 3. Организация обучения | | | 4. Информационное обеспечение | |-----------------------------------|-----------------------------------| | Сроки реализации Подпрограммы | - 1999-2000 годы | |-----------------------------------|-----------------------------------| | Основные исполнители Подпрограммы | - Управление реформирования ЖКХ, | | | органы исполнительной власти | | | субъектов Российской | | | Федерации, органы местного | | | самоуправления, | | | научно-исследовательские и | | | образовательные организации | | | жилищно-коммунального | | | комплекса | |-----------------------------------|-----------------------------------| | Ожидаемые конечные результаты | - обеспечение качества | | реализации Подпрограммы | предоставляемых | | | жилищно-коммунальных услуг и | | | защиты интересов потребителей за | | | счет проведения конкурсного | | | отбора организаций на | | | выполнение услуг по управлению и | | | обслуживанию жилищного фонда и | | | объектов коммунального | | | назначения с привлечением | | | предприятий различных | | | форм собственности | ------------------------------------------------------------------------- I. Общие положения 1. Подпрограмма "Поддержка малого предпринимательства в ЖКХ на 1999-2000 годы" разработана в развитие "Программы демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы", одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.97 N 1613 "О программе демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 1, ст.128). Развитие конкуренции в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг тесно связано с привлечением к этому виду деятельности на конкурсной основе как можно большего количества субъектов хозяйствования, и прежде всего, малых предприятий, что позволит собственникам жилья и объектов коммунального назначения выбирать ту организацию, которая сможет обеспечить необходимый уровень качества работ и услуг по наиболее низким ценам. В соответствии со ст.3 п.1 Федерального закона от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 год, N 25, ст.2343) под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: ---------------------------------------------------------------------- | в промышленности, строительстве, на - | 100 чел. | | транспорте | | |-------------------------------------------------------|------------| | в сельском хозяйстве и научно-технической - | 60 чел. | | сфере | | |-------------------------------------------------------|------------| | в розничной торговле и бытовом обслуживании - | 30 чел. | | населения | | |-------------------------------------------------------|------------| | в остальных отраслях (в т.ч. и ЖКХ) - | 50 чел. | ---------------------------------------------------------------------- Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования "юридического лица". Формирование среднего класса становится стратегической задачей повышения политической, экономической и социальной стабильности в Российском обществе. Решение этой задачи требует создания благоприятных правовых и экономических условий для интенсивного развития малого предпринимательства. Малое предпринимательство способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, снижает остроту безработицы, позволяет потребителям выбирать производителей товаров и услуг. В настоящее время в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации функционировало свыше 35 тыс. малых предприятий, с численностью постоянно занятых свыше 350 тыс.человек. За 1998 год малыми предприятиями жилищно-коммунальной сферы произведено работ и услуг на общую сумму около 20 млрд.рублей. Сферами привлечения малого предпринимательства в ЖКХ являются ремонт и обслуживание жилищного фонда, установка приборов учета и регулирования водо- и энергоресурсов, вывоз мусора и уборка придомовых территорий, обслуживание и ремонт лифтового хозяйства, инженерных систем городов и населенных пунктов, управление жилищным фондом, материально-техническое снабжение, предоставление банно-прачечных, гостиничных и ритуальных услуг. II. Основные цели и задачи Подпрограммы Основной целью Подпрограммы является создание благоприятных условий для привлечения субъектов малого предпринимательства в сферу управления и обслуживания жилищного фонда и объектов коммунального назначения, для чего необходимо проводить политику разумной поддержки этих предприятий. Достижении указанной цели требует решения следующих задач: - формирование нормативно-методической базы, позволяющей создать условия для привлечения субъектов малого предпринимательства в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг; - обеспечение деятельности малых предприятий путем создания инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в ЖКХ; - организация подготовки и переподготовке кадров в области управления и обслуживания жилищного фонда и объектов коммунального назначения; - резервирование региональными фондами поддержки малого предпринимательства части средств для предоставления льготных среднесрочных займов предприятиям, функционирующим в сфере ЖКХ; - проведение конкурсного отбора подрядных организаций на оказание жилищно-коммунальных услуг независимо от их форм собственности. III. Система мероприятий В Подпрограмме выделены 4 основных раздела мероприятий (приложение): 1. Нормативно-методическое обеспечение предусматривает формирование пакета документов на федеральном уровне, позволяющего создать условия для привлечения и успешного функционирования малых предприятий на рынке жилищно-коммунальных услуг. 2. Инфраструктура поддержки включает систему поддержки малого предпринимательства, направленную на создание сети услуг, предоставляемых субъектам малого предпринимательства. 3. Организация обучения предусматривает создание сети организаций, обучающих основам предпринимательской деятельности в сфере управления и обслуживания недвижимого имущества. 4. Информационное обеспечение предусматривает проведение мониторинга развития малого бизнеса на рынке жилищно-коммунальных услуг, выявление положительного опыта и проблем малого предпринимательства. IV. Источники финансирования Подпрограммы Реализация Подпрограммы будет осуществляться в 1999-2000 годах за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования. V. Контроль за ходом реализации Подпрограммы Контроль за ходом реализации Подпрограммы возложен на Управление реформирования ЖКХ. Приложение к Подпрограмме "Поддержка малого предпринимательства в ЖКХ на 1999-2000 годы" Основные мероприятия по реализации Подпрограммы "Поддержка малого предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве на 1999 - 2000 годы" ------------------------------------------------------------------------------------------ | п/п | Основные | Результативность | Исполнители | Срок | | | направления и | выполнения - | | исполнения | | | мероприятия | мероприятия | | | | | | | | | |-----|------------------------|----------------------|--------------------|-------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |----------------------------------------------------------------------------------------| | 1. Нормативно-методическое обеспечение | |----------------------------------------------------------------------------------------| | 1.1 | Разработка | Определение | ОАО "Институт | II квартал | | | рекомендаций по | приоритетных | экономики ЖКХ", | 1999 года | | | развитию малого | направлений | Управление | | | | предпринимательства | развития малого | реформирования ЖКХ, | | | | в ЖКХ | бизнеса в сфере | Управление | | | | | ЖКХ | экономики | | | | | | строительного | | | | | | комплекса | | |-----|------------------------|--------------------|----------------------|-------------| | 1.2 | Разработка | Привлечение | ОАО "Институт | II квартал | | | методических | субъектов малого | экономики ЖКХ", | 1999 года | | | рекомендаций по | предпринимательства| Российская | | | | размещению | на рынок | инженерная | | | | муниципального | жилищно- | академия, | | | | заказа на | коммунальных услуг | Управление | | | | жилищно-коммунальное | | реформирования ЖКХ | | | | обслуживание | | | | | | на малых | | | | | | предприятиях и | | | | | | апробация их на | | | | | | примере 1-2 | | | | | | субъектов малого | | | | | | предпринимательства | | | | |-----|------------------------|--------------------|----------------------|-------------| | 1.3 | Разработка | Создание равных | ОАО "Институт | III квартал | | | примерного | условий участникам | экономики ЖКХ", | 1999 года | | | положения о | конкурсов вне | Российская | | | | конкурсном отборе | зависимости от | инженерная | | | | подрядчиков для | формы | академия, | | | | текущего и | собственности | ИПК СК, | | | | капитального | | Фонд "Институт | | | | ремонта жилищного | | экономики города", | | | | фонда, текущего | | Управление | | | | обслуживания | | реформирования ЖКХ | | | | жилищного фонда, | | | | | | выполнения | | | | | | специализированных | | | | | | работ | | | | |-----|------------------------|--------------------|----------------------|-------------| | 1.4 | Разработка | Совершенствование | Управление | III квартал | | | типовой методики | схем и механизмов | реформирования ЖКХ, | 1999 года | | | составления | финансирования | Центр содействия | | | | предпринимательского | проектов малых | реформе ЖКХ | | | | проекта в | предприятий | | | | | жилищно-коммунальном | | | | | | хозяйстве и | | | | | | апробация ее на | | | | | | примере 2 малых | | | | | | предприятий | | | | |-----|------------------------|--------------------|----------------------|-------------| | 1.5 | Разработка | Привлечение малых | ОАО "Институт | IV квартал | | | рекомендаций по | предприятий к | экономики ЖКХ", | 1999 года | | | созданию малых | установке приборов | Управление | | | | предприятий для | учета | реформирования ЖКХ | | | | установки | | | | | | приборов учета и | | | | | | регулирования | | | | | | водоэнергоресурсов | | | | |-----|------------------------|--------------------|----------------------|-------------| | 1.6 | Подготовка | Оказание | Центр | IV квартал | | | типового перечня | методической | предлицензионной | 1999 года | | | документов, | помощи субъектам | подготовки кадров | | | | необходимых для | малого | ЖКХ, | | | | получения | предпринимательства| Управление | | | | лицензии на | в сфере ЖКХ | реформирования ЖКХ | | | | осуществление | | | | | | деятельности в | | | | | | сфере ЖКХ | | | | |-----|------------------------|--------------------|----------------------|-------------| | 1.7 | Подготовка | Участие субъектов | ОАО "Институт | I квартал | | | методических | малого | экономики ЖКХ", | 2000 года | | | рекомендаций по | предпринимательства| Фонд "Институт | | | | развитию малого | в реструктуризации | экономики города", | | | | предпринимательства | ЖКХ | Управление | | | | в сфере | | реформирования ЖКХ | | | | обслуживания и | | | | | | ремонта жилого | | | | | | фонда и объектов | | | | | | коммунального | | | | | | назначения при | | | | | | передаче их из | | | | | | государственной | | | | | | собственности в | | | | | | муниципальную и | | | | | | апробация их на | | | | | | примере 2 | | | | | | регионов | | | | | | Российской | | | | | | Федерации | | | | |-----|------------------------|--------------------|----------------------|-------------| | 1.8 | Участие в | Отражение в | Управление | постоянно | | | подготовке | нормативно - | реформирования ЖКХ, | | | | нормативно - | законодательных | Управление | | | | законодательных | актах по развитию | экономики | | | | актов | малого | строительного | | | | по развитию и | предпринимательства| комплекса, ОАО | | | | поддержке малого | специфики ЖКХ | "Институт экономики | | | | предпринимательства | | ЖКХ", Союз | | | | на федеральном и | | работников ЖКХ, | | | | региональном | | Фонд "Институт | | | | уровнях | | экономики города", | | | | | | органы | | | | | | исполнительной | | | | | | власти субъектов | | | | | | Российской | | | | | | Федерации | | |----------------------------------------------------------------------------------------| | 2. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства | |----------------------------------------------------------------------------------------| | 2.1 | Разработка перечня | Определение | Управление | IV квартал | | | оборудования и его | перечня и объемов | коммунальной | 1999 года | | | объемов в натуральном | лизинга | инфраструктуры, | | | | и стоимостном | | Управление | | | | выражении, оснащение | | реформирования ЖКХ | | | | которым малых | | | | | | предприятий возможно | | | | | | на условиях лизинга | | | | |-----|------------------------|--------------------|----------------------|-------------| | 2.2 | Проработка механизма | Повышение | ОАО "Институт | I квартал | | | создания лизинговой | технической | экономики ЖКХ", | 2000 года | | | компании в сфере ЖКХ | оснащенности | Фонд "Институт | | | | и апробация его на | субъектов малого | экономики города", | | | | примере 1-2 субъектов | предпринимательства| Управление | | | | Российской Федерации | | реформирования ЖКХ | | |-----|------------------------|--------------------|----------------------|-------------| | 2.3 | Разработка механизма | Правовое и | Союз работников | I квартал | | | предоставления | информационное | ЖКХ, Управление | 2000 года | | | консалтинговых услуг | сопровождение | реформирования ЖКХ | | | | малым предприятиям, | деятельности малых | | | | | функционирующим в | предприятий | | | | | сфере ЖКХ, | | | | | | действующими | | | | | | региональными | | | | | | объектами | | | | | | инфраструктуры | | | | | | поддержки малого | | | | | | предпринимательства | | | | | | (бизнес-инкубаторами, | | | | | | информационно - | | | | | | аналитическими и | | | | | | информационно - | | | | | | аналитическими | | | | | | центрами) | | | | |-----|------------------------|--------------------|----------------------|-------------| | 2.4 | Поддержка | Содействие | Управление | постоянно | | | выставочно-ярмарочной | повышению | реформирования ЖКХ, | | | | деятельности малых | конкуренто - | органы | | | | предприятий | способности малого | исполнительной | | | | жилищно-коммунальной | предпринимательства| власти субъектов | | | | сферы | | Российской | | | | | | Федерации, органы | | | | | | местного | | | | | | самоуправления | | |-----|------------------------|--------------------|----------------------|-------------| | 2.5 | Разработка | Оказание | ОАО "Институт | IV квартал | | | рекомендаций по | финансовой и | экономики ЖКХ", | 2000 года | | | созданию комплексной | методической | Управление | | | | инфраструктуры | помощи субъектам | коммунальной | | | | поддержки малого | малого | инфраструктуры, | | | | предпринимательства | предпринимательства| Управление | | | | жилищно-коммунальной | | реформирования ЖКХ | | | | сферы. Внедрение | | | | | | комплексной | | | | | | инфраструктуры на | | | | | | примере 1-2 субъектов | | | | | | Российской Федерации | | | | |----------------------------------------------------------------------------------------| | 3. Организация обучения | |----------------------------------------------------------------------------------------| | 3.1 | Разработка программы | Повышение уровня и | ИПК СК, | II квартал | | | обучения | качества | Фонд "Институт | 1999 года | | | руководителей - | жилищно - | экономики города", | | | | предпринимателей и | коммунального | Российская | | | | работников малых | обслуживания | инженерная | | | | предприятий, | малыми | академия, | | | | функционирующих в | предприятиями | Центр | | | | сфере предоставления | | предлицензионной | | | | жилищно-коммунальных | | подготовки кадров | | | | услуг | | ЖКХ, | | | | | | Межрегиональная | | | | | | ассоциация "Кадры" | | |-----|------------------------|--------------------|----------------------|-------------| | 3.2 | Организация обучения | Создание условий | ИПК СК, | постоянно | | | основам | для развития | Российская | | | | предпринимательской | малого | инженерная | | | | деятельности в сфере | предпринимательства| академия, | | | | ЖКХ | Ориентирование | Центр | | | | | предпринимателей | предлицензионной | | | | | на сферу | подготовки кадров | | | | | предоставления | ЖКХ, | | | | | жилищно - | Межрегиональная | | | | | коммунальных услуг | ассоциация "Кадры", | | | | | | ОАО "Институт | | | | | | экономики ЖКХ" | | |-----|------------------------|--------------------|----------------------|-------------| | 3.3 | Разработка программ | Подготовка | ИПК СК, | III квартал | | | подготовки менеджеров | специалистов для | Фонд "Институт | 1999 года | | | для малых | сферы управления | экономики города", | | | | предприятий, | жилищным фондом | Российская | | | | функционирующих в | | инженерная | | | | сфере управления | | академия, | | | | жилищным фондом | | Центр | | | | | | предлицензионной | | | | | | подготовки кадров | | | | | | ЖКХ | | |-----|------------------------|--------------------|----------------------|-------------| | 3.4 | Развитие сети | Повышение качества | ИПК СК, | постоянно | | | образовательных | и масштабов | ИПКК ЖКХ, | | | | учреждений, | обучения и | Центр | | | | функционирующих в | переподготовки | предлицензионной | | | | сфере подготовки и | | подготовки кадров | | | | переподготовки кадров | | ЖКХ | | | | для ЖКХ | | | | |----------------------------------------------------------------------------------------| | 4. Информационное обеспечение | |----------------------------------------------------------------------------------------| | 4.1 | Подготовка и выпуск | Расширение | ИПК СК, | постоянно | | | информационных | информационной | Союз работников | | | | материалов, | базы малого | ЖКХ, Управление | | | | справочников по | предпринимательства| реформирования ЖКХ | | | | развитию и поддержке | | | | | | малого | | | | | | предпринимательства в | | | | | | жилищно-коммунальной | | | | | | сфере | | | | |-----|------------------------|--------------------|----------------------|-------------| | 4.2 | Разработка и ведение | Помощь органам | органы местного | IV квартал | | | реестра субъектов | исполнительной | самоуправления, | 2000 года | | | малого | власти субъектов | органы | | | | предпринимательства, | Российской | исполнительной | | | | функционирующих в | Федерации и | власти субъектов | | | | сфере ЖКХ | органам местного | Российской | | | | | самоуправления в | Федерации, | | | | | поиске подрядных | Управление | | | | | организаций, | реформирования ЖКХ | | | | | предоставляющих | | | | | | жилищно - | | | | | | коммунальные | | | | | | услуги | | | |-----|------------------------|--------------------|----------------------|-------------| | 4.3 | Проведение | Подготовка | Управление | постоянно | | | мониторинга развития | предложений по | реформирования ЖКХ | | | | малого | совершенствованию | | | | | предпринимательства в | деятельности малых | | | | | ЖКХ | предприятий | | | |-----|------------------------|--------------------|----------------------|-------------| | 4.4 | Привлечение средств | Информационно - | Управление | постоянно | | | массовой информации | пропагандистское | реформирования ЖКХ, | | | | для освещения | обеспечение | органы | | | | положительного опыта | реформирования ЖКХ | исполнительной | | | | работы субъектов | | власти субъектов | | | | малого | | Российской | | | | предпринимательства в | | Федерации | | | | сфере ЖКХ | | | | |-----|------------------------|--------------------|----------------------|-------------| | 4.5 | Организация и | Информирование | Управление | постоянно | | | проведение совещаний, | общественности о | реформирования ЖКХ, | | | | семинаров, круглых | развитии малого | ИПК СК, | | | | столов по вопросам | предпринимательства| ОАО "Институт | | | | развития малого | в сфере ЖКХ, | экономики ЖКХ" | | | | предпринимательства в | выработка | | | | | сфере ЖКХ Российской | перспективных | | | | | Федерации и | направлений его | | | | | стран-членов СНГ | развития | | | |-----|------------------------|--------------------|----------------------|-------------| | 4.6 | Проведение выборочных | Выявление | Управление | постоянно | | | обследований | положительного | реформирования ЖКХ, | | | | деятельности малых | опыта и проблем | | | | | предприятий в сфере | малого | | | | | ЖКХ и их вклада в | предпринимательства| | | | | реализацию реформы | жилищно - | | | | | ЖКХ | коммунальной сферы | | | |-----|------------------------|--------------------|----------------------|-------------| | 4.7 | Привлечение субъектов | Выявление, | Управление | по мере | | | малого | изучение и | реформирования ЖКХ, | проведения | | | предпринимательства к | распространение | органы | Конкурса | | | участию во | положительного | исполнительной | | | | Всероссийском | опыта деятельности | власти субъектов | | | | конкурсе на лучшую | малых предприятий | Российской | | | | организацию | | Федерации, | | | | жилищно-коммунального | | органы местного | | | | хозяйства | | самоуправления | | ------------------------------------------------------------------------------------------ |