О ПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) К НАУЧНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ РФ 4 ноября 1998 г. N 212 (НЦПИ) С целью оказания методической помощи руководителям коммерческих научных организаций при планировании и проведении антикризисных мероприятий и в соответствии с п.1 Приказа Миннауки России от 7 июля 1998 года N 100 приказываю: 1. Утвердить прилагаемые Рекомендации по применению законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) к научным организациям (далее - Рекомендации). 2. Управлениям и самостоятельным отделам Министерства обеспечить направление Рекомендаций руководителям взаимодействующих с ними научных организаций. 3. Управлению экономического и правового регулирования (Ю.О. Лебедеву) направить Рекомендации в Федеральную службу России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. Министр М. Кирпичников 4 ноября 1998 г. N 212 УТВЕРЖДЕНЫ Приказом Министерства науки и технологий Российской Федерации от 4 ноября 1998 года N 212 РЕКОМЕНДАЦИИ по применению законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) к научным организациям 1. Введение 1.1. Настоящие Рекомендации разработаны для руководителей коммерческих организаций, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации [3] могут быть отнесены к научным организациям, и уставный капитал которых частично или полностью находится в государственной собственности (далее - государственные научные организации - ГНО). Целью настоящих рекомендаций является оказание им методической помощи при планировании и проведении антикризисных мероприятий. Перечень основных нормативно-правовых актов, необходимых для выработки антикризисных мероприятий, представлен в последнем разделе Рекомендаций. 1.2. В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) любая коммерческая организация, задержавшая выплату денег кредиторам на три и более месяца, может быть признана банкротом и ликвидирована. В зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности организации-должника существуют особенности применения судебных и досудебных процедур банкротства. Следует отметить, что Закон о банкротстве не распространяется на государственные учреждения, поскольку по своим обязательствам они могут расплачиваться только денежными средствами и государство несет субсидиарную за них ответственность. 1.3. Анализ сложившейся правовой ситуации в России и прошедших судебных процессов по банкротству ГНО показывает, что даже в самой тяжелой финансовой ситуации можно осуществить комплекс мер, позволяющий сохранить научные кадры и продолжить научную деятельность, сократив ее нерентабельную часть. Если должник предпринял комплекс таких мер, то вероятность обращения кредитора в арбитражный суд и, следовательно, банкротства должника значительно снижается, так как каждый кредитор оценивает целесообразность своего обращения в арбитражный суд с учетом того, что при эффективном противодействии должника такое обращение может привести к дополнительным убыткам. Для ГНО наиболее эффективными антикризисными мерами являются: 1) срочная подготовка к подаче заявки на приватизацию ГНО и согласование этой меры с Миннауки России; 2) разработка и осуществление плана реструктуризации ГНО, предусматривающего группировку ее структурных подразделений по рентабельности; 3) обучение антикризисных управляющих из состава работников ГНО, имеющих высшее экономическое или юридическое образование или опыт административной работы и способных к предпринимательской деятельности в кризисных ситуациях. Для детальной разработки эффективной антикризисной стратегии ГНО, минимизирующей вероятность их банкротства и использующей предлагаемый комплекс антикризисных мер, ниже кратко изложены важнейшие положения законодательства о банкротстве. 2. Понятия о неплатежеспособности и о несостоятельности (банкротстве) юридического лица. Судебные стадии банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение 2.1. ГНО считается неплатежеспособной, то есть неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и / или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и / или обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма задолженности перед одним кредитором (или группой кредиторов, объединивших свои требования) составляет не менее 500 минимальных размеров оплаты труда. При этом в указанную сумму задолженности не включаются пени и штрафные санкции. При наличии обоих вышеуказанных признаков неплатежеспособности, называемых двумя признаками банкротства, арбитражный суд может возбудить дело о банкротстве по заявлению лиц, имеющих право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. 2.2. Несостоятельностью (банкротством) является признанная арбитражным судом неплатежеспособность должника и невозможность ее восстановления или объявленная должником его неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. 2.3. Дело о банкротстве рассматривается арбитражным судом того субъекта Российской Федерации, в котором должник зарегистрирован в качестве юридического лица. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств обладают должник, кредитор и прокурор. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей обладают должник, прокурор, налоговые органы и государственные внебюджетные фонды. 2.4. При возбуждении дела о банкротстве арбитражный суд вводит наблюдение и назначает временного управляющего ГНО на срок до трех месяцев. Временный управляющий анализирует ситуацию, созывает собрание кредиторов, которое утверждает план дальнейшей деятельности, представляет арбитражному суду отчет о проделанной работе и вносит предложения о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства по ликвидации должника как юридического лица. При этом руководитель должника продолжает осуществлять свою деятельность, но под контролем временного управляющего, согласуя с ним крупные финансовые операции, продажу имущества и погашение кредиторской задолженности. 2.5. Если арбитражный суд признает, что должник способен восстановить платежеспособность и полностью расплатиться с кредиторами, то арбитражный суд вводит внешнее управление ГНО и назначает внешнего управляющего на срок до 18 месяцев для осуществления судебной санации должника. При этом руководитель должника отстраняется от исполнения своих обязанностей, учредители (участники) ГНО теряют свои полномочия на весь срок внешнего управления, а ответственность за деятельность должника несет внешний управляющий. 2.6. Если по окончании периода наблюдения или внешнего управления арбитражный суд признает, что должник не может восстановить платежеспособность, то арбитражный суд выносит решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства с назначением конкурсного управляющего ГНО. При этом арбитражный суд передает руководство должником конкурсному управляющему, а учредители (участники) ГНО теряют свои полномочия окончательно. 2.7. Если же в ходе судебного разбирательства выяснится, что должник в действительности платежеспособен или банкротство является фиктивным либо должник успел расплатиться с кредиторами или заключил с ними мировое соглашение, то арбитражный суд выносит определение соответственно об отказе в признании должника банкротом или о прекращении производства по делу о банкротстве. Мировое соглашение может быть заключено в любое время до вынесения арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Мировое соглашение подлежит утверждению арбитражным судом и может быть отменено, если оно нарушает законные интересы лиц, причастных к делу о банкротстве. 3. Досудебные меры по предотвращению банкротства 3.1. За финансовым состоянием ГНО наблюдает Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН) и ее территориальные органы [12]. В случае возникновения кризисных финансовых ситуаций (неплатежеспособность или угроза потери платежеспособности) ФСДН обязана взять кризисное ГНО под свой контроль и принять меры, предусмотренные законодательством [7, 14]. В соответствии с п. 3 Положения о ФСДН [21], основными задачами ФСДН являются: 1) проведение государственной политики по предупреждению банкротств лиц, осуществляющих в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предпринимательскую деятельность, по финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных организаций, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства; 2) исполнение полномочий государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, а также органа, уполномоченного представлять интересы Российской Федерации по обязательным платежам и как кредитора по денежным обязательствам при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций; 3) разработка и реализация мероприятий по обеспечению анализа финансового состояния организаций и контроля за соблюдением ими платежно-расчетной дисциплины. Кроме того, ФСДН: выступает в установленном порядке инициатором проведения приватизации федеральных ГНО - должников и продажи находящихся в федеральной собственности долей (паев, акций) в их уставном капитале; принимает в установленном порядке от имени собственника федеральной ГНО - должника решения об обращении в арбитражный суд с заявлением должника о признании его банкротом; принимает в установленном порядке решения о ликвидации неплатежеспособных федеральных ГНО и осуществляет иные полномочия собственника, связанные с их ликвидацией; принимает в установленном порядке решения об освобождении от занимаемой должности руководителей федеральных ГНО, признанных в установленном порядке неплатежеспособными, в случае, если их неплатежеспособность не связана непосредственно с задолженностью государства, а также осуществляет права по заключению и расторжению соответствующего договора на управление неплатежеспособными федеральными ГНО; представляет в арбитражном суде интересы Российской Федерации как собственника ГНО; представляет интересы Российской Федерации по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также осуществляет права кредитора по бюджетным ссудам и иным денежным обязательствам должников перед государством при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве); направляет в случаях и в порядке, установленных Законом о банкротстве, заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом; участвует в деле о банкротстве должника и осуществляет соответствующие процессуальные права при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве); организует подбор и подготовку специалистов по антикризисному управлению для неплатежеспособных организаций, разрабатывает и / или утверждает соответствующие квалификационные требования и программы обучения; утверждает требования, предъявляемые к физическим лицам, осуществляющим деятельность в качестве арбитражных управляющих, проводит лицензирование их деятельности. 3.2. ФСДН принимает решения о неплатежеспособности ГНО [14] на основании значений коэффициента текущей ликвидности, коэффициента обеспеченности собственными средствами и прогнозных коэффициентов утраты и восстановления платежеспособности. В связи с этим, чтобы не попасть в кризисное состояние или своевременно выйти из него, главный бухгалтер ГНО должен ежемесячно представлять эти коэффициенты руководству ГНО для анализа и принятия мер. В приложении N 1 приведены алгоритмы расчета этих коэффициентов. Практика показывает, что часто удается прийти к приемлемому соглашению с кредиторами, и они не обращаются в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Однако в настоящее время все чаще стали встречаться случаи, когда кредиторы неожиданно для должника обращаются в арбитражный суд сразу же после трехмесячной задержки с возвратом долга. В связи с этим необходимо вести списки кредиторов и дебиторов (включая налоговые органы, государственные внебюджетные фонды, федеральные службы), задолженность перед которыми (без учета пени и других штрафных санкций, которые надо учитывать и контролировать отдельно) превышает 500 минимальных размеров оплаты труда, а задержка с погашением долга приближается к трем месяцам или превышает их. В приложении N 2 приведены форма справки о состоянии расчетов ГНО с бюджетом и государственными внебюджетными фондами и форма справки о кредиторской и дебиторской задолженностях на суммы более 500 минимальных размеров оплаты труда с указанием, является ли долг с просрочкой свыше трех месяцев юридически признанным должником (то есть является ли долг бесспорным). Руководитель ГНО должен не реже одного раза в месяц контролировать движение дебиторской и кредиторской задолженностей и принимать меры к их снижению. При этом бесспорной кредиторской задолженностью можно считать только задолженность, установленную судом. На досудебной стадии любая кредиторская задолженность является спорной. Основанием для спора может являться своевременность и качество выполненных работ или качество приобретенных товаров, а также возможность взаимозачета в рамках других хозяйственных операций. Следует учесть все обстоятельства, которые могли бы снизить сумму кредиторской задолженности или продлить срок возврата, например, через механизм переуступки долга кредитором. С другой стороны, следует стремиться получить бесспорное подтверждение задолженности от своих дебиторов и получить с них деньги, возможно даже с потерями, поскольку внешний кредитор может получить дебиторскую задолженность с очень большими потерями или вообще не сможет взыскать долг в условиях внешнего или конкурсного управления. Отдельно следует контролировать долги по налогам и в государственные внебюджетные фонды, а также долги крупных коммунальных кредиторов - они уже имеют своих арбитражных управляющих и могут подать на банкротство, докупив долги у других более мелких кредиторов, получив контрольный пакет голосов на собрании конкурсных кредиторов и проведя своего внешнего или конкурсного управляющего. Опасность подачи заявления в арбитражный суд со стороны мелкого кредитора состоит в том, что при этом оповещаются все кредиторы и налоговые органы. В этом случае ни судья, ни кто-либо иной уже не могут по собственной воле остановить процедуру наблюдения. Чтобы выйти из этой ситуации, должнику необходимо доказать способность расплатиться со всей массой долгов. В последнее время этот механизм используется как средство давления на должника. Уже появились специализированные службы, консолидирующие претензии к должнику и использующие механизм банкротства как средство давления на его руководителей. 3.3. Для повышения надежности и эффективности управления ГНО целесообразно провести маркетинговые исследования и разработать бизнес-планы по основным направлениям ее деятельности. Для этого полезно использовать типовой план разработки бизнес-плана [30]. 3.4. Форма финансового кризиса ГНО зависит от структуры ее задолженности. На практике чаще всего встречаются четыре нижеприведенных случая, для которых предлагаются эффективные организационные антикризисные меры. 1) ГНО имеет большие долги перед государством и муниципальными органами - федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации, внебюджетными фондами, местными бюджетами. В этом случае ФСДН как уполномоченный представитель государства-кредитора, как правило, использует возможность договориться о сроках и условиях возврата государственных и муниципальных долгов и кредитов. При правильном проведении антикризисных процедур во многих случаях удается договориться или о реструктуризации долгов, или о частичном погашении долгов без учета штрафов и пени, или об отсрочке [17, 33], или о мировом соглашении, или о продаже недвижимого имущества. При этой технологии взаимодействия налоговая инспекция инициирует вызов руководителя ГНО на заседание территориальной межведомственной балансовой комиссии (МБК), которая работает с ГНО, имеющими задолженность перед бюджетами и внебюджетными фондами. Практика показывает, что в данном случае руководитель ГНО вполне может решить проблемы с временной неплатежеспособностью самостоятельно, так как во многих случаях в результате переговоров с налоговой инспекцией удается продлить установленные сроки погашения задолженности и снизить размеры штрафных санкций. 2) Из-за большой кредиторской задолженности структура баланса ГНО хуже, чем у большинства других организаций, работающих в данном регионе. В этом случае ГНО подпадает под контроль территориальных органов ФСДН, которые привлекают другие необходимые федеральные и территориальные государственные и муниципальные органы. С этой целью создаются различные комиссии (МБК, проводящие досудебное государственное регулирование организаций, территориальные комиссии по антикризисным программам, комиссии по реструктуризации бюджетной задолженности и др.). В этих комиссиях органы ФСДН имеют по три и более представителя, которые являются основой комиссии и фактически способны предопределять решения комиссии. Как показывает опыт, территориальные органы ФСДН охотно проводят консультации с Миннауки России и перед принятием ответственных решений присылают на кризисное предприятие свою комиссию или поручают разобраться с делами подконтрольной ГНО экспертной организации. При плохом состоянии дел ФСДН на основе решения комиссии принимает соответствующие меры [14]. При этом основной задачей ФСДН становится нахождение (совместно с другими государственными службами) инвестора или покупателя и продажа ему ГНО в порядке приватизации или банкротства. Если у ГНО плохие показатели ликвидности (см. приложение N 2), то, хотя долгов государству или муниципальным органам может и не быть, руководителя ГНО могут вызвать на заседание МБК или другой территориальной комиссии [14] (в каждом территориальном агентстве по банкротству есть аналитическая группа, которая занимается расчетом и анализом коэффициентов ликвидности). Вызову на заседание МБК предшествует согласование со всеми находящимися на данной территории органами, отвечающими за науку. Как правило, на первом заседании МБК устанавливает срок для оздоровления ГНО, а затем регулярно проверяет, будет ли платежеспособность существенно улучшаться. Руководители ГНО, у которых критерии текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами наихудшие, вызываются на МБК (или аналогичную комиссию) с периодичностью раз в две недели. Если МБК признает структуру баланса неудовлетворительной, то она выносит руководителю предупреждение, и он должен вести дела так же осмотрительно, как в шестимесячный досудебный период [5], то есть с учетом возможности отмены арбитражным управляющим сделок ГНО, наносящих ущерб его кредиторам. В данном случае на проведение антикризисных мероприятий силами самой ГНО необходимо разрешение главы администрации или губернатора субъекта Российской Федерации. После завершения антикризисной программы ее результаты заслушиваются на специальной территориальной комиссии, которая своим решением фиксирует восстановление платежеспособности ГНО. 3) Кредитор, располагающий задолженностью ГНО свыше трех месяцев и на сумму свыше 500 минимальных размеров оплаты труда, сам обращается в арбитражный суд для производства по делу о несостоятельности. В рамках назначенного судом на время внешнего управления моратория на возврат долгов у должника появляется возможность самостоятельно выйти из кризиса, если реализованы три вышеуказанных профилактических мероприятия, и суду предлагается заранее подготовленный и имеющий лицензию антикризисный управляющий. При этом с точки зрения законодательства о банкротстве у него должен быть приоритет перед его конкурентами, предлагаемыми кредиторами. На практике в данном случае главным будет являться умение антикризисного управляющего договориться с кредиторами. 4) Кредиторы переуступают свои права одному кредитору, имеющему опыт проведения процессов банкротства. Переуступка требований кредитора может производиться без согласия и даже без уведомления должника. В данном, наиболее сложном случае в дополнение ко всем другим мерам следует обращаться за консультациями и помощью в Миннауки России. Если неплатежеспособность становится хронической, то совершенно необходимо заниматься реструктуризацией ГНО, избавляться от лишних ресурсов, истребовать или переуступить дебиторскую задолженность, чтобы получить деньги для выплаты наиболее срочным кредиторам. Руководители ГНО могут обратиться за консультационной и экспертной помощью в Миннауки России. 4. Действия во время судебных процедур (наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства) 4.1. Во многих случаях на стадии наблюдения целесообразно заключить мировое соглашение, чтобы не допустить введения внешнего управления с назначением нежелательного внешнего управляющего. Если же неплатежеспособность долгосрочная, то следует заранее подготовить свою кандидатуру арбитражного управляющего, помочь ему разработать альтернативную программу оздоровления ГНО и постараться, чтобы арбитражный суд назначил внешним управляющим именно его, а не конкурента от кредиторов, не заинтересованных в развитии научной деятельности. При этом полезно заблаговременно обратиться за поддержкой в территориальное агентство ФСДН и в Миннауки России, которые могут не только проконсультировать, но и оказать помощь в подготовке арбитражных управляющих, а также поддержать ГНО в арбитражном суде как уполномоченные органы государственной исполнительной власти, ответственные за проведение антикризисных мероприятий в научных организациях. 4.2. На стадии внешнего управления фактически вся власть над ГНО находится в руках внешнего управляющего, которому для проведения антикризисных мероприятий и реорганизации хозяйственного комплекса достаточно получить поддержку большинства голосов комитета кредиторов или собрания конкурсных кредиторов [5], у которых число голосов пропорционально бесспорной сумме задолженности, то есть признанной судом или самим должником, или комитетом кредиторов. Практически никаких полномочий нет ни у учредителей (участников) ГНО, ни у трудового коллектива. 4.3. Во время конкурсного производства государству важно обеспечить соблюдение конкурсным управляющим законодательства и интересов кредиторов. У учредителей (участников) ГНО есть только право получить от конкурсного управляющего остатки средств после полного расчета с кредиторами. 5. Основные нормативно-правовые документы по антикризисному управлению Перечень основных нормативно-правовых актов, необходимых для работы в этой области, приведен в приложении N 3. Из них наиболее важными являются следующие: - Гражданский кодекс Российской Федерации [1, 2]; - Федеральные законы: "О несостоятельности (банкротстве)" [3], "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" [4]; - Указы Президента Российской Федерации: "О продаже государственных предприятий-должников" [7], "Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года" [9]; - Постановления Правительства Российской Федерации: "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" [14], "О приватизации объектов научно-технической сферы" [15]. Приведенные в приложении N 3 нормативно-правовые акты условно можно разделить на 6 групп актов: 1. О научных организациях и особенностях их приватизации [3, 15]; 2. О приватизации предприятий и имущественных комплексов [4, 7, 9, 15, 19, 35]; 3. О банкротстве предприятий [5, 6, 14, 18, 23, 26, 34]; 4. О функциях и полномочиях Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению [11, 24, 25, 27, 28, 29, 12, 16, 21]; 5. Иные нормативно-правовые акты общегражданского характера [1, 2, 8], а также о порядке взыскания, погашения и реструктуризации задолженности [17, 33], об учете федерального имущества и о планах финансового оздоровления [13, 20, 22, 30, 31, 32]. Приложение N 1 к Рекомендациям по применению законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) к научным организациям, утвержденным Приказом Министерства науки и технологий Российской Федерации от 4 ноября 1998 года N 212 РАСЧЕТ коэффициентов текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами, коэффициентов утраты и восстановления платежеспособности Коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами, коэффициенты утраты и восстановления платежеспособности рассчитываются по известным суммам разделов актива (1a, 2а) и пассива (4п, 6п) бухгалтерских балансов, а также суммам по строкам балансов NN 640, 650, 660 на начало года и на текущий момент. 1. Коэффициент текущей ликвидности Ктл = сумма оборотных средств / краткосрочная кредиторская задолженность = 2а / [6п - строки баланса (640, 650, 660)]. Если Ктл < Ктлнорм = 2, где Ктлнорм - установленное в РФ нормативное значение коэффициента текущей ликвидности, равное 2, то предприятие считается имеющим неудовлетворительную структуру баланса и является кандидатом в банкроты. 2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами Косс = (сумма собственных средств - сумма внеоборотных активов) /сумма оборотных средств = (4п - 1а)/ 2а Если Косс < Косснорм = 0,1, где Косснорм - установленное в РФ нормативное значение коэффициента обеспеченности собственными средствами, равное 0,1, то предприятие считается имеющим неудовлетворительную структуру баланса и является кандидатом в банкроты. В качестве справочных прогнозных величин используются коэффициенты утраты и восстановления платежеспособности Ку и Кв. Если коэффициенты текущей ликвидности на начало года (Ктл)нг и в текущий момент (Ктл)тм удовлетворяют неравенствам: (Ктл)нг > (Ктл)тм > Ктлнорм = 2, то есть финансовое состояние предприятия по этому показателю удовлетворительное, но ухудшается, то следует вычислить коэффициент утраты платежеспособности. 3. Коэффициент утраты платежеспособности Ку = [Ктлк + дельта Ктл]/Ктлнорм, где дельта Ктл = (Тпрогн / Тпрош) х [(Ктл)тм - (Ктл)нг] < 0 уменьшение Ктл за прогнозируемый период; Тпрош - число месяцев, прошедших от начала года до настоящего момента (обычно Тпрош = 3, 6, 9, 12); Тпрогн - число месяцев в прогнозируемом периоде (ФСДН считает Тпрогн = 3). Если окажется, что Ку < 1 , то на момент окончания прогнозного периода предприятие может утратить платежеспособность. Если же коэффициенты текущей ликвидности на начало года (Ктл)нг и в текущий момент (Ктл)тм удовлетворяют неравенствам: (Ктл)нг < (Ктл)тм < Ктлнорм = 2 , то есть финансовое состояние предприятия по этому показателю неудовлетворительное, но улучшается, то следует вычислить коэффициент восстановления платежеспособности. 4. Коэффициент восстановления платежеспособности Кв = [(Ктл)тм + дельта Ктл] / (Ктлнорм = 2), где дельта Ктл = (Тпрогн / Тпрош) х [(Ктл)тм - (Ктл)нг] > 0 прирост Ктл за прогнозируемый период. Для обоснования возможности восстановления платежеспособности предприятия обычно принимают значение Тпрогн = 6, 12 или даже 18 месяцев. Если окажется, что Кв > 1, то на момент окончания прогнозного периода предприятие может восстановить платежеспособность. Приложение N 2 к Рекомендациям по применению законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) к научным организациям, утвержденным Приказом Министерства науки и технологий Российской Федерации от 4 ноября 1998 года N 212 СПРАВКА о состоянии расчетов предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами на "--" ------ 199- г. (тыс. руб.) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | N | Показатели | Начислено | Уплачено | Задолженность | Начислено | Уплачено | В т.ч. в | Общая | Отсроченные | Недоимка | Недоимка | Недоимка | Недоимка | Недоимка | | | | | | на начало | | всего | погашение | задолж. | платежи | гр. 9 - | 1 - 2 мес.| 2 - 3 мес. | > 3 мес. | > 3 мес. | | | | | | года | | | недоимки | гр. 5 + гр. | | гр. 10 | | | | (юр. подтв.)| | | | | | | | | | (6 - 7) | | | | | | | |----|-----------------|-----------|-----------|---------------|------------|-------------|-------------|---------------|---------------|-------------|-----------|-------------|------------|-------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |----|-----------------|-----------|-----------|---------------|------------|-------------|-------------|---------------|---------------|-------------|-----------|-------------|------------|-------------| | 1 | Платежи | | | | | | | | | | | | | | | | фискальной | | | | | | | | | | | | | | | | системе - | | | | | | | | | | | | | | | | всего, в т.ч. | | | | | | | | | | | | | | |----|-----------------|-----------|-----------|---------------|------------|-------------|-------------|---------------|---------------|-------------|-----------|-------------|------------|-------------| | 2 | - в федеральный | | | | | | | | | | | | | | | | бюджет | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |----|-----------------|-----------|-----------|---------------|------------|-------------|-------------|---------------|---------------|-------------|-----------|-------------|------------|-------------| | 3 | - в пенсионный | | | | | | | | | | | | | | | | фонд | | | | | | | | | | | | | | |----|-----------------|-----------|-----------|---------------|------------|-------------|-------------|---------------|---------------|-------------|-----------|-------------|------------|-------------| | 4 | - в | | | | | | | | | | | | | | | | городской | | | | | | | | | | | | | | | | бюджет | | | | | | | | | | | | | | |----|-----------------|-----------|-----------|---------------|------------|-------------|-------------|---------------|---------------|-------------|-----------|-------------|------------|-------------| | 5 | - внебюджетные | | | | | | | | | | | | | | | | фонды | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |----|-----------------|-----------|-----------|---------------|------------|-------------|-------------|---------------|---------------|-------------|-----------|-------------|------------|-------------| | 6 | Пени и | | | | | | | | | | | | | | | | штрафы | | | | | | | | | | | | | | | | всего, в | | | | | | | | | | | | | | | | т.ч. | | | | | | | | | | | | | | |----|-----------------|-----------|-----------|---------------|------------|-------------|-------------|---------------|---------------|-------------|-----------|-------------|------------|-------------| | 7 | - в федеральный | | | | | | | | | | | | | | | | бюджет | | | | | | | | | | | | | | |----|-----------------|-----------|-----------|---------------|------------|-------------|-------------|---------------|---------------|-------------|-----------|-------------|------------|-------------| | 8 | - в пенсионный | | | | | | | | | | | | | | | | фонд | | | | | | | | | | | | | | |----|-----------------|-----------|-----------|---------------|------------|-------------|-------------|---------------|---------------|-------------|-----------|-------------|------------|-------------| | 9 | - в | | | | | | | | | | | | | | | | городской | | | | | | | | | | | | | | | | бюджет | | | | | | | | | | | | | | |----|-----------------|-----------|-----------|---------------|------------|-------------|-------------|---------------|---------------|-------------|-----------|-------------|------------|-------------| | 10 | - внебюджетные | | | | | | | | | | | | | | | | фонды | | | | | | | | | | | | | | |----|-----------------|-----------|-----------|---------------|------------|-------------|-------------|---------------|---------------|-------------|-----------|-------------|------------|-------------| | 11 | Итого | | | | | | | | | | | | | | | | задолженность | | | | | | | | | | | | | | | | (стр. 1 + | | | | | | | | | | | | | | | | стр. 6), в т.ч. | | | | | | | | | | | | | | |----|-----------------|-----------|-----------|---------------|------------|-------------|-------------|---------------|---------------|-------------|-----------|-------------|------------|-------------| | 12 | - в федеральный | | | | | | | | | | | | | | | | бюджет | | | | | | | | | | | | | | | | (стр. 2 + | | | | | | | | | | | | | | | | стр. 7) | | | | | | | | | | | | | | |----|-----------------|-----------|-----------|---------------|------------|-------------|-------------|---------------|---------------|-------------|-----------|-------------|------------|-------------| | 13 | - в пенсионный | | | | | | | | | | | | | | | | фонд (стр. 3 + | | | | | | | | | | | | | | | | стр. 8) | | | | | | | | | | | | | | |----|-----------------|-----------|-----------|---------------|------------|-------------|-------------|---------------|---------------|-------------|-----------|-------------|------------|-------------| | 14 | - в | | | | | | | | | | | | | | | | городской | | | | | | | | | | | | | | | | бюджет | | | | | | | | | | | | | | | | (стр. 4 | | | | | | | | | | | | | | | | стр. 9) | | | | | | | | | | | | | | |----|-----------------|-----------|-----------|---------------|------------|-------------|-------------|---------------|---------------|-------------|-----------|-------------|------------|-------------| | 15 | - внебюджетные | | | | | | | | | | | | | | | | фонды | | | | | | | | | | | | | | | | (стр. 5 + | | | | | | | | | | | | | | | | стр. 10) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ СПРАВКА о просроченной кредиторской задолженности на суммы более 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) (такая же справка и для дебиторской задолженности) В графе 15 указываются долги больше 500 МРОТ со сроком задержки свыше 3 месяцев и юридически признанные должником (то есть являющиеся бесспорными). (тыс. руб.) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | N | Предприятия | Начислено | Уплачено | Задолженность | Начислено | Уплачено | В т.ч. в | Общая | Отсроченные | Недоимка | Недоимка | Недоимка | Недоимка | Недоимка | | | | | | на начало | | всего | погашение | задолженность | платежи | гр. 9 - | 1 - 2 мес.| 2 - 3 мес. | > 3 мес. | > 3 мес. | | | | | | года | | | недоимки | гр. 5 + гр. | | гр. 10 | | | | (юр. подтв.)| | | | | | | | | | (6 - 7) | | | | | | | |----|-----------------|-----------|-----------|---------------|------------|-------------|-------------|---------------|---------------|-------------|-----------|-------------|------------|-------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |----|-----------------|-----------|-----------|---------------|------------|-------------|-------------|---------------|---------------|-------------|-----------|-------------|------------|-------------| | 1 | Все предприятия,| | | | | | | | | | | | | | | | в т.ч. | | | | | | | | | | | | | | |----|-----------------|-----------|-----------|---------------|------------|-------------|-------------|---------------|---------------|-------------|-----------|-------------|------------|-------------| | 2 | Предприятие 1 | | | | | | | | | | | | | | |----|-----------------|-----------|-----------|---------------|------------|-------------|-------------|---------------|---------------|-------------|-----------|-------------|------------|-------------| | 3 | Предприятие 2 | | | | | | | | | | | | | | |----|-----------------|-----------|-----------|---------------|------------|-------------|-------------|---------------|---------------|-------------|-----------|-------------|------------|-------------| | 4 | Предприятие 3 | | | | | | | | | | | | | | |----|-----------------|-----------|-----------|---------------|------------|-------------|-------------|---------------|---------------|-------------|-----------|-------------|------------|-------------| | | ... | | | | | | | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Руководитель предприятия ---------------------- подпись Главный бухгалтер ---------------------- подпись печать Согласовано: Начальник государственной налоговой инспекции --------------------- подпись Приложение N 3 к Рекомендациям по применению законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) к научным организациям, утвержденным Приказом Министерства науки и технологий Российской Федерации от 4 ноября 1998 года N 212 ПЕРЕЧЕНЬ нормативных документов ---------------------------------------------------------------------- | N | Название документа | | п/п | | |-----|--------------------------------------------------------------| | 1 | 2 | |-----|--------------------------------------------------------------| | 1. | Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 | | | ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 12 августа 1996 года) | |-----|--------------------------------------------------------------| | 2. | Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 | | | января 1996 года N 14-ФЗ (ред. от 24 октября 1997 года) | |-----|--------------------------------------------------------------| | 3. | Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ | | | "О науке и государственной научно-технической политике" | |-----|--------------------------------------------------------------| | 4. | Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 123-ФЗ "О | | | приватизации государственного имущества и об основах | | | приватизации муниципального имущества в Российской | | | Федерации" | |-----|--------------------------------------------------------------| | 5. | Федеральный закон от 8 января 1998 года N 6-ФЗ "О | | | несостоятельности (банкротстве)" (вместе с "Положением о | | | порядке государственной регистрации субъектов | | | предпринимательской деятельности" ) | |-----|--------------------------------------------------------------| | 6. | Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года | | | N 2264 "О мерах по реализации законодательных актов о | | | несостоятельности (банкротстве) предприятий" | |-----|--------------------------------------------------------------| | 7. | Указ Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 года | | | N 1114 "О продаже государственных предприятий-должников" | |-----|--------------------------------------------------------------| | 8. | Указ Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 года | | | N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации | | | предприятий и предпринимателей на территории Российской | | | Федерации" (вместе с "Положением о порядке регистрации | | | субъектов предпринимательской деятельности") | |-----|--------------------------------------------------------------| | 9. | Указ Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 года | | | N 1535 "Об основных положениях Государственной программы | | | приватизации государственных и муниципальных предприятий в | | | Российской Федерации после 1 июля 1994 года" (ред. от 16 | | | апреля 1998 года N 396) | |-----|--------------------------------------------------------------| | 10. | Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года | | | N 1207 "О мерах по упорядочению реструктуризации | | | задолженности организаций по обязательным платежам в | | | федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды" | |-----|--------------------------------------------------------------| | 11. | Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 года | | | N 249 "О совершенствовании структуры федеральных органов | | | исполнительной власти" | |-----|--------------------------------------------------------------| | 12. | Указ Президента Российской Федерации от 30 апреля 1998 года | | | N 483 "О структуре федеральных органов исполнительной | | | власти" | |-----|--------------------------------------------------------------| | 13. | Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 1998 года | | | N 604 "О мерах по обеспечению безусловного исполнения | | | решений о взыскании задолженности налогам, сборам и иным | | | обязательным платежам" | |-----|--------------------------------------------------------------| | 14. | Постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая | | | 1994 года N 498 "О некоторых мерах по реализации | | | законодательства о несостоятельности (банкротстве) | | | предприятий" | |-----|--------------------------------------------------------------| | 15. | Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля | | | 1994 года N 870 "О приватизации объектов научно-технической | | | сферы" | |-----|--------------------------------------------------------------| | 16. | Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля | | | 1997 года N 848 "Вопросы Федеральной службы России | | | по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению" | |-----|--------------------------------------------------------------| | 17. | Постановление Правительства Российской Федерации от 14 | | | апреля 1998 года N 395 "О порядке проведения в 1998 году | | | реструктуризации задолженности юридических лиц перед | | | федеральным бюджетом" | |-----|--------------------------------------------------------------| | 18. | Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая | | | 1998 года N 476 "О мерах по повышению | | | эффективности применения процедур банкротства" (вместе с | | | "Положением об ускоренном применении процедур банкротства") | |-----|--------------------------------------------------------------| | 19. | Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая | | | 1998 года N 487 "Об утверждении Положения о продаже на | | | специализированном аукционе находящихся в государственной и | | | муниципальной собственности акций открытых акционерных | | | обществ, созданных в процессе приватизации" | |-----|--------------------------------------------------------------| | 20. | Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая | | | 1998 года N 516 "О дополнительных мерах по совершенствованию | | | процедур обращения взыскания на имущество организаций" | |-----|--------------------------------------------------------------| | 21. | Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня | | | 1998 года N 537 "О Федеральной службе России по делам о | | | несостоятельности и финансовому оздоровлению" (вместе с | | | "Положением о Федеральной службе России по делам о | | | несостоятельности и финансовому оздоровлению") | |-----|--------------------------------------------------------------| | 22. | Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля | | | 1998 года N 696 "Об организации учета федерального | | | имущества и ведения реестра федерального имущества" | |-----|--------------------------------------------------------------| | 23. | Письмо Минфина России от 29 апреля 1998 года N 03-13-17/133 | | | "Об удовлетворении требований кредиторов" | |-----|--------------------------------------------------------------| | 24. | Распоряжение Федерального управления по делам о | | | несостоятельности (банкротстве) от 30 июня 1994 года N 15-р | | | "Об учете неплатежеспособных предприятий" | |-----|--------------------------------------------------------------| | 25. | Распоряжение Федерального управления по делам о | | | несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 года | | | N 31-р "Об утверждении Методических положений по оценке | | | финансового состояния предприятий и установлению | | | неудовлетворительной структуры баланса" | | | (ред. от 12 сентября 1994 года) | |-----|--------------------------------------------------------------| | 26. | Распоряжение Федерального управления по делам о | | | несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 года | | | N 32-р "О примерном регламенте собрания кредиторов" | |-----|--------------------------------------------------------------| | 27. | Распоряжение Федерального управления по делам о | | | несостоятельности (банкротстве) от 13 сентября 1994 года | | | N 57-р "Об аттестации специалистов по антикризисному | | | управлению" | |-----|--------------------------------------------------------------| | 28. | Распоряжение Федерального управления по делам о | | | несостоятельности (банкротстве) от 24 октября 1994 года | | | N 70-р "Об утверждении Методических рекомендаций по | | | выявлению неплатежеспособных предприятий, нуждающихся | | | в первоочередной государственной поддержке, а также по | | | определению неплатежеспособных предприятий, подлежащих | | | выводу из числа действующих в связи с неэффективностью" | |-----|--------------------------------------------------------------| | 29. | Распоряжение Федерального управления по делам о | | | несостоятельности (банкротстве) от 14 ноября 1994 года | | | N 80-р "О принятии решений по неплатежеспособным | | | предприятиям" (извлечение) | |-----|--------------------------------------------------------------| | 30. | Распоряжение Федерального управления по делам о | | | несостоятельности (банкротстве) от 5 декабря 1994 г. N 98-р | | | "Об утверждении типовой формы плана финансового оздоровления | | | (бизнес - плана), порядка его согласования и методических | | | рекомендаций по разработке планов финансового оздоровления" | |-----|--------------------------------------------------------------| | 31. | Приказ Федерального управления по делам о несостоятельности | | | (банкротстве) от 31 мая 1996 года | | | N 35 "Об утверждении порядка погашения | | | организациями задолженности бюджету и внебюджетным фондам" | |-----|--------------------------------------------------------------| | 32. | Совместное Постановление Федерального управления по делам о | | | несостоятельности (банкротстве) от 8 августа 1997 года | | | N 42/10-1-06/268/55/ВК-01/162/1 "Об утверждении порядка | | | взаимодействия органов исполнительной власти в сфере обмена | | | информацией о финансовом состоянии организаций, имеющих | | | просроченную задолженность по за работной плате, в целях | | | координации деятельности по обеспечению своевременной | | | выплаты заработной платы и принятия наиболее эффективных мер | | | к организациям - должникам" | |-----|--------------------------------------------------------------| | 33. | Приказ Федеральной службы по делам о несостоятельности | | | и финансовому оздоровлению от 14 мая 1998 года N 42 | | | "О порядке применения Постановления Правительства | | | Российской Федерации от 4 апреля 1998 года N 395 | | | "О порядке проведения 1998 году реструктуризации | | | задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом" | |-----|--------------------------------------------------------------| | 34. | Постатейный комментарий к Федеральному закону от 8 января | | | 1998 года N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" | |-----|--------------------------------------------------------------| | 35. | Методические рекомендации по применению "Основных положений | | | Государственной программы приватизации государственных и | | | муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 | | | июля 1994 года", утвержденных Указом Президента Российской | | | Федерации от 22 июня 1994 года N 1535 | ---------------------------------------------------------------------- |