В ПРОЦЕССЕ СВОЕЙ УСТАВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНД ПОЛУЧАЕТ ПОЖЕРТВОВАНИЯ В РУБЛЯХ. ДАННЫЕ ПОЖЕРТВОВАНИЯ СООТВЕТСТВУЮТ КРИТЕРИЯМ, УКАЗАННЫМ В П. 2 СТ. 251 НК РФ, И УЧИТЫВАЮТСЯ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ КАК ЦЕЛЕВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ. ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ЦЕЛЕВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ФОНД ПРИОБРЕТАЕТ ИНОСТРАННУЮ ВАЛЮТУ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЛАТЕЖЕЙ ИНОСТРАННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ. ТАКЖЕ ФОНД ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПЛАТЕЖИ РОССИЙСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ В РУБЛЯХ ПО ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ, ВЫРАЖЕННЫМ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ. ДАННЫЕ ПЛАТЕЖИ ОТВЕЧАЮТ ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ ПОЛУЧЕННЫХ СРЕДСТВ И НЕ ОТНОСЯТСЯ К РАСХОДАМ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. ФОНД ВЕДЕТ РАЗДЕЛЬНЫЙ УЧЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ПО СРЕДСТВАМ ЦЕЛЕВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В СООТВЕТСТВИИ С П. 2 СТ. 251 НК РФ. ПРИ ЭТОМ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЛАТЕЖЕЙ ПО ДОГОВОРАМ, ЗАКЛЮЧЕННЫМ В РАМКАХ УСТАВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВОЗНИКАЮТ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КУРСОВЫЕ РАЗНИЦЫ (ВКЛЮЧАЯ ПРИБЫЛЬ И УБЫТОК ОТ ПОКУПКИ ВАЛЮТЫ И НЕПОСРЕДСТВЕННО ПЕРЕОЦЕНКУ ОСТАТКОВ ПО ВАЛЮТНЫМ СЧЕТАМ ДО МОМЕНТА ИХ СПИСАНИЯ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ В ОПЛАТУ). ТАКЖЕ ПРИ ПЕРЕОЦЕНКЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ДОГОВОРАМ, ЗАКЛЮЧЕННЫМ В РАМКАХ ОСНОВНОЙ УСТАВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ, НА ДАТУ ОПЛАТЫ ИЛИ НА ПОСЛЕДНЮЮ ДАТУ МЕСЯЦА ВОЗНИКАЮТ КУРСОВЫЕ И СУММОВЫЕ РАЗНИЦЫ. ФОНД НЕ УЧИТЫВАЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КУРСОВЫЕ И СУММОВЫЕ РАЗНИЦЫ ПО УКАЗАННЫМ ОПЕРАЦИЯМ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ, ПОСКОЛЬКУ КУРСОВЫЕ И СУММОВЫЕ РАЗНИЦЫ НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАНЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЖЕРТВОВАНИЙ ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КУРСОВЫЕ РАЗНИЦЫ ЛИШЬ ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ НА РАЗМЕР ОПЛАТЫ, ТО ЕСТЬ ОПРЕДЕЛЯЮТ ВЕЛИЧИНУ РАСХОДОВ, И ВСЛЕДСТВИЕ ЭТОГО НЕ ДОЛЖНЫ ПРИЗНАВАТЬСЯ ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ. НЕОБХОДИМО ЛИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РАСХОДОВ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ЦЕЛЕВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ УЧИТЫВАТЬ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КУРСОВЫЕ РАЗНИЦЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПЕРЕОЦЕНКЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ, А ТАКЖЕ ПРИ ПЕРЕОЦЕНКЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЫРАЖЕННЫХ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ, НО ПОДЛЕЖАЩИХ ПОГАШЕНИЮ В РУБЛЯХ? В ЦЕЛЯХ СОХРАНЕНИЯ ОТ ИНФЛЯЦИИ ВРЕМЕННО НЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СРЕДСТВ ЦЕЛЕВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ФОНД ПРИОБРЕТАЕТ ИНОСТРАННУЮ ВАЛЮТУ И ЛИБО РАЗМЕЩАЕТ ЕЕ НА ДЕПОЗИТАХ, ЛИБО ПРИОБРЕТАЕТ ЦЕННЫЕ БУМАГИ УПОЛНОМОЧЕННЫХ БАНКОВ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ. ПРИ ЭТОМ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ, А ТАКЖЕ ПРИ ЕЕ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ПЕРЕОЦЕНКЕ ВОЗНИКАЮТ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КУРСОВЫЕ РАЗНИЦЫ (ВКЛЮЧАЯ ПРИБЫЛЬ И УБЫТОК ОТ ПОКУПКИ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ). КРОМЕ ТОГО, НА СЧЕТА ФОНДА ЗАЧИСЛЯЮТСЯ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА В ВИДЕ ПРОЦЕНТОВ ПО ДЕПОЗИТАМ И ЦЕННЫМ БУМАГАМ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ПЕРЕОЦЕНКИ КОТОРЫХ ТАКЖЕ ОБРАЗУЮТСЯ КУРСОВЫЕ РАЗНИЦЫ. В ДАННОМ СЛУЧАЕ КУРСОВЫЕ РАЗНИЦЫ ПРЯМО НЕ ОТНОСЯТСЯ К СРЕДСТВАМ ЦЕЛЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ И ЯВЛЯЮТСЯ ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫМИ ДОХОДАМИ (РАСХОДАМИ), УЧИТЫВАЕМЫМИ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ (П. П. 2 И 11 СТ. 250 НК РФ, ПП. 5 И 6 П. 1 СТ. 265 НК РФ). ИСХОДЯ ИЗ ИЗЛОЖЕННОГО, ФОНД ВКЛЮЧАЕТ РАССМАТРИВАЕМЫЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КУРСОВЫЕ РАЗНИЦЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ ПРИБЫЛЬ ИЛИ УБЫТОК ОТ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ) В СОСТАВ ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. ПРАВОМЕРНО ЛИ УЧИТЫВАТЬ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КУРСОВЫЕ РАЗНИЦЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПОКУПКЕ И ПЕРЕОЦЕНКЕ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ (ВКЛЮЧАЯ ПОЛУЧЕННЫЕ ПРОЦЕНТЫ) С ЦЕЛЬЮ СОХРАНЕНИЯ ВРЕМЕННО НЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СРЕДСТВ ЦЕЛЕВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 15 сентября 2011 г. N 03-03-06/4/104 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письма по вопросам учета в целях налогообложения прибыли некоммерческой организации курсовых разниц, возникающих при использовании целевых поступлений, и сообщает следующее. В соответствии с п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений. Таким образом, при условии раздельного учета, а также целевого использования средств, поименованных в п. 2 ст. 251 Кодекса, доходы и расходы, полученные (произведенные) в рамках целевых поступлений, не учитываются в целях налогообложения прибыли организаций. При этом курсовые разницы по средствам целевых поступлений, возникшие в результате изменения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, являются доходами (расходами), полученными (произведенными) в рамках целевых поступлений, которые также не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Что касается доходов, полученных в виде процентов в иностранной валюте в случае размещения временно не используемых средств целевых поступлений на депозиты и в ценные бумаги, то такие доходы учитываются в целях налогообложения прибыли при методе начисления в соответствии с п. 8 ст. 271 Кодекса. Положительные и отрицательные курсовые разницы, возникающие в этом случае, учитываются в целях налогообложения прибыли при методе начисления на основании п. 11 ст. 250, пп. 7 п. 4 ст. 271 Кодекса и пп. 5 п. 1 ст. 265, пп. 6 п. 7 ст. 272 Кодекса соответственно. Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В. РАЗГУЛИН 15 сентября 2011 г. N 03-03-06/4/104 |