В 2010 Г. ФИЗЛИЦУ ПРИШЛО НАЛОГОВОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ НА УПЛАТУ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗЛИЦ. В НАЛОГОВОМ УВЕДОМЛЕНИИ УКАЗАНЫ ДВА ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ОДНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА (Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ), СОБСТВЕННИКОМ КОТОРЫХ ЯВЛЯЕТСЯ ФИЗЛИЦО. ИНВЕНТАРИЗАЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ ДВУХ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ СУММИРОВАНА. НАЛОГ НАЧИСЛЕН НА СУММУ ПО ДВУМ ОБЪЕКТАМ. В НАЛОГОВОМ УВЕДОМЛЕНИИ НЕ УКАЗАНЫ ССЫЛКИ НА ЗАКОН, КОТОРЫЙ УСТАНАВЛИВАЕТ ТАКОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО. В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ ПРИ РАСЧЕТЕ НАЛОГА ССЫЛАЮТСЯ НА ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 21.04.2008 N 03-05-04-01/19. ПРАВОМЕРНО ЛИ В ДАННОЙ СИТУАЦИИ ПРИМЕНЕНИЕ СУММАРНОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИОННОЙ СТОИМОСТИ ИМУЩЕСТВА ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА? КАКИЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПОДТВЕРЖДАЮТ ЭТО? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 29 августа 2011 г. N 03-05-06-01/65 (Д) В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о применении суммарной инвентаризационной стоимости имущества при исчислении налога на имущество физических лиц и сообщается следующее. В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-1) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом объектами налогообложения являются жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение, а также доля в праве общей собственности на указанное имущество (ст. 2 Закона N 2003-1). Согласно п. 1 ст. 3 Закона N 2003-1 ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости в установленных Законом N 2003-1 пределах. Кроме того, представительным органам местного самоуправления (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлено право определять дифференциацию ставок в установленных Законом N 2003-1 пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. Под инвентаризационной стоимостью понимается восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги, а под суммарной инвентаризационной стоимостью - сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу (п. 3 Инструкции МНС России от 02.11.1999 N 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц"). На территории г. Санкт-Петербурга налог на имущество физических лиц установлен Законом Санкт-Петербурга от 11.11.2003 N 625-93 "Об отдельных вопросах налогообложения в Санкт-Петербурге". Статьей 1 указанного Закона ставки налога на имущество физических установлены в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества в следующих размерах: при суммарной инвентаризационной стоимости имущества до 300 тыс. руб. (включительно) ставка налога составляет 0,1%; при суммарной инвентаризационной стоимости имущества от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. (включительно) - 0,2%; при суммарной инвентаризационной стоимости имущества свыше 500 тыс. руб. - 0,31%. Поскольку Законом N 2003-1 и Законом Санкт-Петербурга от 11.11.2003 N 625-93 "Об отдельных вопросах налогообложения в Санкт-Петербурге" ставки налога на имущество физических лиц дифференцированы в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, то сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения и ставки налога, соответствующей полученной суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов налогообложения, находящихся в собственности налогоплательщика и расположенных в г. Санкт-Петербурге. Одновременно сообщается, что в Письме Минфина России от 21.04.2008 N 03-05-04-01/19 был разъяснен порядок исчисления налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой и общей совместной собственности нескольких лиц, действовавший в 2008 г. В связи с принятием Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающего в качестве самостоятельного объекта налогообложения по налогу на имущество физических лиц долю в праве общей собственности на имущество, при исчислении суммы налога на имущество физических лиц за 2009 г. Письмо Минфина России от 21.04.2008 N 03-05-04-01/19 не применяется. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 29 августа 2011 г. N 03-05-06-01/65 |