О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РЕДАКЦИЯ НА 22.07.2010). Закон. Верховный Совет РСФСР. 19.04.91 1032-I


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                                ЗАКОН

             О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                       (Редакция на 22.07.2010)

   

     Настоящий   Закон   определяет    правовые,    экономические    и
организационные основы государственной политики  содействия  занятости
населения,  в   том   числе   гарантии   государства   по   реализации
конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную
защиту от безработицы.
     Гарантии  государства  по  реализации  прав  граждан   Российской
Федерации, проживающих за ее  пределами,  определяются  международными
договорами (соглашениями) Российской Федерации.

                       ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                     Статья 1. Занятость граждан

     1.  Занятость   -   это   деятельность   граждан,   связанная   с
удовлетворением личных и общественных потребностей, не  противоречащая
законодательству Российской Федерации и приносящая,  как  правило,  им
заработок, трудовой доход (далее - заработок).
     2.  Гражданам  принадлежит  исключительное  право   распоряжаться
своими   способностями   к   производительному,   творческому   труду.
Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается,  если  иное  не
предусмотрено законом.
     Незанятость граждан не может служить основанием  для  привлечения
их к административной и иной ответственности.


                      Статья 2. Занятые граждане

     Занятыми считаются граждане:
     работающие по трудовому договору,  в том числе выполняющие работу
за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени,
а  также имеющие иную оплачиваемую работу (службу),  включая сезонные,
временные работы,  за исключением общественных работ  (кроме  граждан,
участвующих  в  общественных  работах  и указанных в пункте 3 статьи 4
настоящего Закона);
     зарегистрированные   в   установленном   порядке    в    качестве
индивидуальных  предпринимателей,  а  также  нотариусы,   занимающиеся
частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты,  и  иные
лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с  федеральными
законами подлежит государственной регистрации и  (или)  лицензированию
(далее - индивидуальные предприниматели);
     занятые  в  подсобных  промыслах  и  реализующие   продукцию   по
договорам;
     выполняющие работы по договорам  гражданско-правового  характера,
предметами  которых  являются  выполнение  работ  и  оказание   услуг,
авторским  договорам,  а  также  являющиеся  членами  производственных
кооперативов (артелей);
     избранные,   назначенные   или   утвержденные   на   оплачиваемую
должность;
     проходящие военную службу,  альтернативную гражданскую службу,  а
также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной
службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
     проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях,
учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и
высшего  профессионального  образования   и   других   образовательных
учреждениях, включая обучение по  направлению  государственной  службы
занятости населения (далее - органы службы занятости);
     временно   отсутствующие   на   рабочем   месте   в    связи    с
нетрудоспособностью,     отпуском,     переподготовкой,     повышением
квалификации,  приостановкой  производства,   вызванной   забастовкой,
призывом на военные сборы, привлечением к  мероприятиям,  связанным  с
подготовкой к  военной  службе  (альтернативной  гражданской  службе),
исполнением    других    государственных    обязанностей   или   иными
уважительными причинами;
     являющиеся    учредителями    (участниками)    организаций,    за
исключением  учредителей  (участников)  общественных   и   религиозных
организаций   (объединений),   благотворительных   и   иных    фондов,
объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов),  которые  не  имеют
имущественных прав в отношении этих организаций;
     являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

 
                     Статья 3. Порядок и условия
                    признания граждан безработными

     1. Безработными признаются трудоспособные  граждане,  которые  не
имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы  занятости
в целях поиска подходящей работы, ищут работу и  готовы  приступить  к
ней. При этом в качестве заработка не  учитываются  выплаты  выходного
пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи
с   ликвидацией    организации    либо    прекращением    деятельности
индивидуальным предпринимателем,  сокращением  численности  или  штата
работников организации, индивидуального предпринимателя.
     Порядок    регистрации    безработных    граждан     определяется
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти.
     2. Решение о признании гражданина,  зарегистрированного  в  целях
поиска подходящей  работы,  безработным  принимается  органами  службы
занятости по месту жительства гражданина не позднее  11  дней  со  дня
предъявления органам службы занятости паспорта,  трудовой  книжки  или
документов,   их   заменяющих,    документов,    удостоверяющих    его
профессиональную  квалификацию,  справки  о   среднем   заработке   за
последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые  ищущих
работу (ранее не работавших), не имеющих профессии  (специальности)  -
паспорта и документа об образовании.
     В случае представления справки о среднем заработке  за  последние
три месяца по последнему месту  работы  в  иностранной  валюте  органы
службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты  в  рубли  по
официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.
     При  невозможности  предоставления  органами   службы   занятости
подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации  в
целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными  с
первого дня предъявления указанных документов.
     Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса
о признании его безработным дополнительно  предъявляет  индивидуальную
программу реабилитации инвалида, выданную в  установленном  порядке  и
содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
     3. Безработными не могут быть признаны граждане:
     не достигшие 16-летнего возраста;
     которым в соответствии с законодательством  Российской  Федерации
назначена трудовая  пенсия  по  старости  (часть  трудовой  пенсии  по
старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная  пунктом
2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за  выслугу
лет по государственному пенсионному обеспечению;
     отказавшиеся в течение 10 дней со дня их  регистрации  в  органах
службы занятости в целях поиска подходящей работы  от  двух  вариантов
подходящей работы,  включая  работы  временного  характера,  а впервые
ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом  не  имеющие  профессии
(специальности)  - в случае двух отказов от получения профессиональной
подготовки или от предложенной  оплачиваемой  работы,  включая  работу
временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же
работа  (профессиональная  подготовка,  переподготовка   и   повышение
квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;
     не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня  их
регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости
для предложения им подходящей работы, а также  не  явившиеся  в  срок,
установленный органами службы занятости для регистрации их в  качестве
безработных;
     осужденные по решению суда к исправительным работам,  а  также  к
наказанию в виде лишения свободы;
     представившие документы, содержащие заведомо ложные  сведения  об
отсутствии  работы  и  заработка,   а   также   представившие   другие
недостоверные данные для признания их безработными;
     перечисленные в статье 2 настоящего Закона.
     4. Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании
их безработными, имеют право на повторное обращение  в  органы  службы
занятости  через  один  месяц  со  дня  отказадля  решения  вопроса  о
признании их безработными.


              Статья 4. Подходящая и неподходящая работа

     1.  Подходящей  считается  такая  работа,  в  том  числе   работа
временного   характера,   которая    соответствует    профессиональной
пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки,
условиям  последнего  места  работы   (за   исключением   оплачиваемых
общественных  работ),  состоянию  здоровья,  транспортной  доступности
рабочего места.
     2. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства
безработного определяется органами службы занятости с учетом  развития
сети общественного транспорта в данной местности.
     3. Оплачиваемая  работа,  включая  работу  временного   характера
и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных
и иных особенностей граждан)  предварительной  подготовки,  отвечающая
требованиям  трудового  законодательства  и  иных нормативных правовых
актов,  содержащих   нормы   трудового   права   (далее   -   трудовое
законодательство), считается подходящей для граждан:
     впервые ищущих  работу  (ранее  не  работавших)  и  при  этом  не
имеющих профессии  (специальности);  уволенных  более  одного  раза  в
течение  одного  года,  предшествовавшего   началу   безработицы,   за
нарушение  трудовой   дисциплины   или   другие   виновные   действия,
предусмотренные законодательством Российской  Федерации;  прекративших
индивидуальную  предпринимательскую   деятельность   в   установленном
законодательством   Российской    Федерации    порядке;    стремящихся
возобновить трудовую  деятельность  после  длительного  (более  одного
года) перерыва, а также  направленных  органами  службы  занятости  на
обучение и  отчисленных  за  виновные  действия,  вышедших  из  членов
крестьянского (фермерского) хозяйства;
     отказавшихся повысить (восстановить)  квалификацию  по  имеющейся
профессии  (специальности),  получить  смежную  профессию  или  пройти
переподготовку после окончания  первого  периода  выплаты  пособия  по
безработице;
     состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а
также более трех лет не работавших;
     обратившихся в органы службы занятости после  окончания  сезонных
работ.
     4. Подходящей не может считаться работа, если:
     она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
     условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
     предлагаемый  заработок  ниже  среднего   заработка   гражданина,
исчисленного за последние  три  месяца  по  последнему  месту  работы.
Данное  положение  не  распространяется  на  граждан,   среднемесячный
заработок   которых   превышал    величину    прожиточного    минимума
трудоспособного населения (далее - прожиточный минимум),  исчисленного
в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае
подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже
величины прожиточного минимума,  исчисленного  в  субъекте  Российской
Федерации в установленном порядке.

 
                  Статья 5. Государственная политика
              в области содействия занятости населения

     1.  Государство  проводит  политику  содействия  реализации  прав
граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
     2. Государственная  политика  в  области   содействия   занятости
населения направлена на:
     развитие трудовых  ресурсов,  повышение  их  мобильности,  защиту
национального рынка труда;
     обеспечение  равных  возможностей   всем   гражданам   Российской
Федерации независимо от национальности,  пола,  возраста,  социального
положения, политических убеждений и отношения к религии  в  реализации
права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
     создание условий,  обеспечивающих  достойную  жизнь  и  свободное
развитие человека;
     поддержку  трудовой  и  предпринимательской  инициативы  граждан,
осуществляемой   в   рамках   законности,   содействие   развитию   их
способностей к производительному, творческому труду;
     осуществление  мероприятий,  способствующих  занятости   граждан,
испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица,  освобожденные
из  учреждений,  исполняющих  наказание  в   виде   лишения   свободы;
несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18  лет;  лица  предпенсионного
возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на
трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую
пенсию по старости);  беженцы  и  вынужденные  переселенцы;  граждане,
уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие  и  многодетные
родители,  воспитывающие  несовершеннолетних  детей,  детей-инвалидов;
граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и
других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от  18  до
20  лет  из  числа  выпускников  учреждений  начального   и   среднего
профессионального образования, ищущие работу впервые);
     предупреждение массовой и  сокращение  длительной  (более  одного
года) безработицы;
     поощрение  работодателей,  сохраняющих  действующие  и  создающих
новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в
поиске работы;
     объединение усилий участников рынка труда  и  согласованность  их
действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
     координацию  деятельности  в  области   занятости   населения   с
деятельностью  по  другим  направлениям  экономической  и   социальной
политики, включая  инвестиционно-структурную  политику,  регулирование
роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
     координацию      деятельности      государственных       органов,
профессиональных союзов, иных представительных  органов  работников  и
работодателей в разработке и реализации мер по  обеспечению  занятости
населения;
     @утратил силуАгентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 6:
редакции 16 - Федеральный закон от 22.08.04 N 122-ФЗ, 17 - Федеральный
закон от 31.12.05 N 199-ФЗ (ред. 29.12.06)
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 7:
редакции 9 - Федеральный закон от 17.07.99 N 175-ФЗ,  14 - Федеральный
закон от 10.01.03 N 8-ФЗ, 16 - Федеральный закон от 22.08.04 N 122-ФЗ,
17  -  Федеральный закон от 31.12.05 N 199-ФЗ  (ред. 29.12.06),  20  -
Федеральный закон от 25.12.08 N 287-ФЗ,  25  -  Федеральный  закон  от
22.07.10 N 162-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 7.1:
редакции 17  -  Федеральный  закон  от   31.12.05   N   199-ФЗ   (ред.
29.12.06),  18 -  Федеральный  закон  от  18.10.07  N  230-ФЗ,   23  -
Федеральный закон от 27.12.09 N 365-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 7.2:
редакции 17 - Федеральный закон от 31.12.05 N 199-ФЗ  (ред. 29.12.06),
23 - Федеральный закон от 27.12.09 N 365-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 8:
редакция 14 - Федеральный закон от 10.01.03 N 8-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 9:
редакция 14  - Федеральный закон от 10.01.03 N 8-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 12:
редакции 14 - Федеральный закон от 10.01.03 N 8-ФЗ,  16 -  Федеральный
закон от  22.08.04  N  122-ФЗ,  17  -  Федеральный закон от 31.12.05 N
199-ФЗ (ред.  29.12.06)
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 13:
редакции 9 - Федеральный закон от 17.07.99 N 175-ФЗ,  12 - Федеральный
закон от 29.12.01 N 188-ФЗ, 14 - Федеральный закон от 10.01.03 N 8-ФЗ,
16 - Федеральный закон от 22.08.04 N 122-ФЗ, 24 - Федеральный закон от
27.12.09 N 367-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 14:
редакции 14  - Федеральный закон от 10.01.03 N 8-ФЗ,  16 - Федеральный
закон от  22.08.04  N  122-ФЗ,  17  -  Федеральный закон от 31.12.05 N
199-ФЗ (ред. 29.12.06)


        Статья 15. Государственная служба занятости населения

     1. Государственная служба занятости населения включает:
     1)  федеральный  орган  исполнительной   власти,   осуществляющий
функции  по  контролю  и  надзору   в   сфере   труда,   занятости   и
альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в
сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой
миграции и урегулирования коллективных трудовых споров;
     2) органы исполнительной власти субъектов  Российской  Федерации,
осуществляющие переданные  в  соответствии  с  пунктом  1  статьи  7.1
настоящего Закона полномочия;
     3) государственные учреждения службы занятости населения.
     2.  Деятельность  государственной  службы   занятости   населения
направлена на:
     1) оценку  состояния  и  прогноз  развития  занятости  населения,
информирование о положении на рынке труда;
     2)   разработку   и   реализацию   программ,    предусматривающих
мероприятия  по  содействию  занятости  населения,  включая  программы
содействия занятости граждан, находящихся  под  риском  увольнения,  а
также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
     3)  содействие  гражданам   в   поиске   подходящей   работы,   а
работодателям в подборе необходимых работников;
     4) организацию мероприятий активной политики занятости населения;
     5)  осуществление  социальных  выплат  гражданам,  признанным   в
установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
     6)  осуществление  контроля   за   обеспечением   государственных
гарантий в области занятости населения.
     3.  Услуги,  связанные   с   содействием   занятости   населения,
предоставляются гражданам бесплатно.

                 Статья 16. Статистическая отчетность
                  и информация о занятости населения

     Для объективной  оценки  состояния  рынка  труда  и  положения  в
области занятости населения  в  Российской  Федерации  устанавливается
государственная статистическая отчетность.
     Органы службы занятости обмениваются на  безвозмездной  основе  с
органами государственной  статистики,  налоговыми  органами,  органами
миграционной  службы  и  другими  заинтересованными   государственными
органами отчетной документацией и сведениями, необходимыми  каждой  из
сторон для выполнения своих функций.


          Статья 16.1. Регистры получателей государственных
                  услуг в сфере занятости населения

     1. Формирование и ведение регистров  получателей  государственных
услуг  в  сфере  занятости  населения,  полномочия  по  предоставлению
которых переданы органам государственной власти  субъектов  Российской
Федерации  в  соответствии   со   статьей   7.1   настоящего   Закона,
осуществляются в целях обеспечения оказания  соответствующих  услуг  и
эффективного  расходования   средств,   направляемых   на   исполнение
переданных полномочий.
     2. В Регистре получателей государственных услуг в сфере занятости
населения - физических лиц должна содержаться следующая информация:
     1) регистрационный номер учетной записи;
     2) фамилия, имя, отчество;
     3) дата рождения;
     4) пол;
     5) гражданство;
     6) адрес места жительства (пребывания), телефон;
     7) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи
указанных документов и наименование выдавшего их органа;
     8) дата обращения гражданина;
     9) категория, к которой относится гражданин;
     10) сведения о документах, подтверждающих отнесение гражданина  к
соответствующей категории;
     11) образование;
     12) дата регистрации гражданина в качестве безработного;
     13) размер и сроки выплаты пособия по безработице;
     14) предоставленные гражданину государственные услуги с указанием
даты и результата действия;
     15) дата и причина снятия с учета.
     Уполномоченный Правительством  Российской  Федерации  федеральный
орган  исполнительной  власти  вправе   устанавливать   обязательность
внесения иной информации в Регистр получателей государственных услуг в
сфере занятости населения - физических лиц.
     3. В Регистре получателей государственных услуг в сфере занятости
населения - работодателей должна содержаться следующая информация:
     1) регистрационный номер учетной записи;
     2)  наименование  юридического  лица,  фамилия,   имя,   отчество
индивидуального  предпринимателя,  главы  крестьянского  (фермерского)
хозяйства;
     3) адрес (местонахождение);
     4) сведения о свободных рабочих местах и вакантных должностях.
     Уполномоченный Правительством  Российской  Федерации  федеральный
орган  исполнительной  власти  вправе   устанавливать   обязательность
внесения иной информации в Регистр получателей государственных услуг в
сфере занятости населения - работодателей.
     4. Формирование и ведение регистров  получателей  государственных
услуг в  сфере  занятости  населения  осуществляет  федеральный  орган
исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору  в
сфере  труда,  занятости  и  альтернативной  гражданской  службы,   по
оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости  населения
и  защиты  от  безработицы,   трудовой   миграции   и   урегулирования
коллективных трудовых споров.
     Порядок ведения регистров  получателей  государственных  услуг  в
сфере  занятости   населения,   включая   порядок,   сроки   и   форму
представления в  них  сведений,  устанавливается  федеральным  органом
исполнительной   власти,   осуществляющим   функции    по    выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в  сфере
занятости населения и безработицы.
     5. Сведения о лицах, которые содержатся в  регистрах  получателей
государственных услуг в сфере  занятости  населения  и  полномочия  по
представлению  которых   переданы   органам   государственной   власти
субъектов Российской Федерации, представляются органам  исполнительной
власти субъектов Российской Федерации безвозмездно.

                 Статья 17. Привлечение на территорию
            Российской Федерации иностранной рабочей силы

     Привлечение  на  территорию  Российской   Федерации   иностранной
рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации.
     Привлечение и использование на  территории  Российской  Федерации
иностранной  рабочей  силы  осуществляются  в  порядке,   определяемом
законодательством Российской Федерации.


          Статья 18. Лицензирование деятельности, связанной
           с трудоустройством граждан Российской Федерации
             за пределами территории Российской Федерации

     Деятельность, связанная  с  трудоустройством  граждан  Российской
Федерации за пределами территории Российской Федерации, осуществляется
российскими юридическими лицами на основании лицензии, предоставляемой
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


                              Статья 19.

     @ИсключенаАгентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 20:
редакция 16 - Федеральный закон от 22.08.04 N 122-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 21:
редакции 14  - Федеральный закон от 10.01.03 N 8-ФЗ,  16 - Федеральный
закон от 22.08.04 N 122-ФЗ
     содействовать обеспечению  социальных   гарантий   работников   в
вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения,
предоставления льгот и компенсаций в соответствии с  законодательством
Российской Федерации.
     3. Массовое увольнение работников может осуществляться  лишь  при
условии предварительного (не менее чем за три  месяца)  уведомления  в
письменной   форме   выборного   профсоюзного   органа   в    порядке,
установленном трудовым законодательством.
     4. Органы  исполнительной  власти,   работодатели   проводят   по
предложению  профессиональных  союзов,  иных  представительных органов
работников взаимные консультации по проблемам занятости населения.
     По   итогам   консультаций    могут    заключаться    соглашения,
предусматривающие мероприятия, направленные  на  содействие  занятости
населения.
     5. Профессиональные   союзы,   иные    представительные    органы
работников  вправе  требовать от работодателя включения в коллективный
договор конкретных мер по обеспечению занятости.
     6. Предложения     выборных     профсоюзных     органов,     иных
представительных органов работников в  связи  с  массовым  увольнением
работников,   направленные   в   соответствующие   органы   власти   и
работодателям, подлежат рассмотрению в установленном законодательством
Российской Федерации порядке.

 
           Статья 22. Источники финансирования мероприятий
                  по содействию занятости населения

     1. Мероприятия по содействию  занятости  населения  и  социальной
поддержке  безработных  граждан,  предусмотренные  настоящим  Законом,
являются расходными обязательствами Российской Федерации.
     2. @Утратил силуАгентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 23:
редакции 9 - Федеральный закон от 17.07.99 N 175-ФЗ,  14 - Федеральный
закон от 10.01.03 N 8-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 24:
редакции 9 - Федеральный закон от 17.07.99 N 175-ФЗ,  14 - Федеральный
закон от 10.01.03 N 8-ФЗ, 16 - Федеральный закон от 22.08.04 N 122-ФЗ,
19 - Федеральный закон от 23.07.08 N 160-ФЗ, 24 - Федеральный закон от
27.12.09 N 367-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 25:
редакции 12 - Федеральный закон от 29.12.01 N 188-ФЗ, 14 - Федеральный
закон от 10.01.03 N 8-ФЗ, 16 - Федеральный закон от 22.08.04 N 122-ФЗ,
17  -  Федеральный закон от 31.12.05 N 199-ФЗ  (ред. 29.12.06),  20  -
Федеральный закон от 25.12.08 N  287-ФЗ,  24 -  Федеральный  закон  от
27.12.09 N 367-ФЗ
     5.  При  приеме  на  работу  гражданина,  направленного   службой
занятости,  работодатель  в  пятидневный  срок  возвращает  в   службу
занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу.
     В случае отказа в  приеме  на  работу  гражданина,  направленного
службой занятости, работодатель делает в направлении службы  занятости
отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме  на  работу  и
возвращает направление гражданину.

 
                    Статья 26. Права работодателей

     1.  Работодатель  имеет  право  принимать  на   работу   граждан,
непосредственно  обратившихся  к  нему,   на   равных   основаниях   с
гражданами, имеющими направление органов службы занятости.
     2. Работодатели имеют право получать от органов службы  занятости
бесплатную информацию о состоянии рынка труда.
     3. @Утратил силуАгентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 27:
редакции 14 - Федеральный закон от 10.01.03 N 8-ФЗ,  24 -  Федеральный
закон от 27.12.09 N 367-ФЗ


         Статья 28. Гарантии социальной поддержки безработных

     1. Государство гарантирует безработным:
     выплату пособия по безработице, в том числе  в  период  временной
нетрудоспособности безработного;
     выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения
квалификации, переподготовки по направлению органов службы  занятости,
в том числе в период временной нетрудоспособности;
     возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
     @утратил силу

             Статья 29. Размеры стипендии, выплачиваемой
           гражданам в период профессиональной подготовки,
               переподготовки и повышения квалификации
               по направлению органов службы занятости

     1.  В  период  профессиональной  подготовки,   переподготовки   и
повышения  квалификации  по  направлению  органов   службы   занятости
выплачивается стипендия гражданам:
     уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения,
и имевшим в этот период оплачиваемую работу не  менее  26  календарных
недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на
условиях неполного рабочего  дня  (смены)  и  (или)  неполной  рабочей
недели с пересчетом на 26 календарных недель  с  полным  рабочим  днем
(полной  рабочей  неделей)  -  в  размере  75  процентов  их  среднего
заработка, исчисленного за последние три месяца  по  последнему  месту
работы, но не выше максимальной величины пособия по безработице  и  не
ниже минимальной  величины  пособия  по  безработице,  увеличенных  на
размер   районного   коэффициента,    установленного    Правительством
Российской Федерации (далее - размер районного коэффициента);
     впервые ищущим   работу   (ранее   не   работавшим);  стремящимся
возобновить трудовую  деятельность  после  длительного  (более  одного
года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или  другие
виновные  действия,   предусмотренные   законодательством   Российской
Федерации, а также уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев,
предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую
работу  менее  26  календарных   недель   -   в   размере   стипендии,
установленной    государством    для    образовательных     учреждений
соответствующего профиля, но не ниже размера пособия  по  безработице,
предусмотренного для  этой  категории  граждан.  При  этом  гражданам,
проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,
а также в районах и местностях, где применяются районные  коэффициенты
к заработной плате, стипендия,  установленная  в  размере  минимальной
величины пособия по безработице,  увеличивается  на  размер  районного
коэффициента;
     утратившим способность к  выполнению  прежней  работы  вследствие
несчастного случая на производстве или профессионального заболевания -
за счет средств соответствующих организаций в  размере  100  процентов
среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему
месту работы,  но не выше максимальной величины пособия по безработице
и не ниже минимальной величины пособия по безработице,  увеличенных на
размер  районного  коэффициента.
     2. @Утратил силуАгентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 30:
редакции 8 - Федеральный закон от 30.04.99 N 85-ФЗ,  9  -  Федеральный
закон от 17.07.99 N 175-ФЗ,  11 -  Федеральный  закон  от  07.08.00  N
122-ФЗ, 14  -  Федеральный закон от 10.01.03 N 8-ФЗ,  16 - Федеральный
закон от 22.08.04 N 122-ФЗ,  20 -  Федеральный  закон  от  25.12.08  N
287-ФЗ, 24 - Федеральный закон от 27.12.09 N 367-ФЗ
     4.  Гражданам,  подвергшимся  воздействию   радиации   вследствие
радиационных аварий и катастроф и признанным в  установленном  порядке
безработными, к пособию по  безработице  выплачивается  дополнительное
пособие в соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации  о
социальной   защите   граждан,   подвергшихся   воздействию   радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,  аварии  в  1957  году  на
производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов  в
реку Теча.
     5. Все виды удержаний с пособий  по  безработице  производятся  в
порядке,  установленном  законодательством  Российской  Федерации   об
исполнительном производстве.


                  Статья 31. Условия и сроки выплаты
                        пособия по безработице

     1. Пособие по безработице выплачивается гражданам,  признанным  в
установленном порядке безработными.
     2.  Решение  о  назначении  пособия  по  безработице  принимается
одновременно с решением о признании гражданина безработным.
     3. Пособие по безработице начисляется  гражданам  с  первого  дня
признания их безработными.
     Гражданам, уволенным  в  связи  с  ликвидацией  организации  либо
прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением
численности  или   штата   работников   организации,   индивидуального
предпринимателя, и признанным в установленном порядке безработными, но
не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по  последнему
месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного
пособия), пособие по безработице начисляется начиная с первого дня  по
истечении указанного периода.
     4.  Каждый  период  выплаты  пособия  по  безработице  не   может
превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение  18  календарных
месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
     Для  граждан,  впервые  ищущих  работу  (ранее  не   работавших);
стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более
одного года) перерыва; уволенных за нарушение трудовой дисциплины  или
другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской
Федерации;  уволенных  по  любым  основаниям  в  течение  12  месяцев,
предшествовавших  началу  безработицы,  и  имевших   в   этот   период
оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также для  граждан,
направленных органами службы занятости на обучение  и  отчисленных  за
виновные действия, каждый период выплаты  пособия  по  безработице  не
может превышать шесть месяцев в  суммарном  исчислении  в  течение  12
календарных  месяцев.  При  этом  общий  период  выплаты  пособия   по
безработице для этих категорий граждан не может превышать 12 месяцев в
суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.
     5. Безработные граждане, не трудоустроенные по истечении  первого
периода выплаты пособия  по  безработице,  имеют  право  на  повторное
получение пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим
Законом.
     Общий период выплаты пособия по безработице гражданину  не  может
превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении  в  течение  36
календарных месяцев.
     6. Пособие по безработице выплачивается  ежемесячно  при  условии
прохождения  безработным  перерегистрации  в  установленные   органами
службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.
     7. @Утратил силуАгентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 32:
редакции 14 - Федеральный закон от 10.01.03 N 8-ФЗ,  22 -  Федеральный
закон от 24.07.09 N 213-ФЗ,  24 -  Федеральный  закон  от  27.12.09  N
367-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 33:
редакции 7 - Федеральный закон от 21.07.98 N 117-ФЗ, 9  -  Федеральный
закон от 17.07.99 N 175-ФЗ,  11 -  Федеральный  закон  от  07.08.00  N
122-ФЗ, 13 - Федеральный закон от 25.07.02 N 116-ФЗ,  14 - Федеральный
закон от 10.01.03 N 8-ФЗ, 16 - Федеральный закон от 22.08.04 N 122-ФЗ,
24 - Федеральный закон от 27.12.09 N 367-ФЗ
Агентство INTRALEX. Ретроспектива изменений Статьи 34:
редакции 9 - Федеральный закон от 17.07.99 N 175-ФЗ,  11 - Федеральный
закон от 07.08.00 N 122-ФЗ, 14 - Федеральный закон от 10.01.03 N 8-ФЗ,
16 - Федеральный закон от 22.08.04 N 122-ФЗ, 20 - Федеральный закон от
25.12.08 N 287-ФЗ, 24 - Федеральный закон от 27.12.09 N 367-ФЗ
     3.   Гражданам,    завершившим    профессиональную    подготовку,
переподготовку и повышение квалификации по направлению органов  службы
занятости и признанным в установленном  порядке  безработными,  размер
пособия по безработице определяется в порядке,  установленном  статьей
30 настоящего Закона.


             Статья 35. Прекращение, приостановка выплаты
             пособия по безработице, снижение его размера

     1.  Выплата  пособия  по  безработице  может   быть   прекращена,
приостановлена или его размер  может  быть  сокращен  органами  службы
занятости.
     2. Выплата пособия по безработице  прекращается  с  одновременным
снятием с учета в качестве безработного в случаях:
     признания гражданина занятым  по  основаниям,  предусмотренным  в
статье 2 настоящего Закона;
     прохождения профессиональной подготовки,  повышения  квалификации
или переподготовки по направлению органов службы занятости с  выплатой
стипендии;
     длительной (более месяца) неявки  безработного  в  органы  службы
занятости без уважительных причин;
     переезда безработного в другую местность;
     попытки получения либо получения пособия по безработице  обманным
путем;
     осуждения   лица,   получающего   пособие   по   безработице,   к
исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
     назначения  пенсии,   предусмотренной   пунктом   2   статьи   32
настоящего Закона, либо назначения трудовой пенсии по старости, в  том
числе  досрочного  назначения  трудовой  пенсии  по  старости   (части
трудовой пенсии по старости), либо назначения пенсии по  старости  или
пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
     отказа от посредничества органов  службы  занятости  (по  личному
письменному заявлению гражданина);
     смерти  безработного.  При  этом   выплата   суммы   пособия   по
безработице, причитающейся безработному и недополученной в связи с его
смертью,    осуществляется    в     соответствии     с     гражданским
законодательством.
     3. Выплата пособия по безработице может  быть  приостановлена  на
срок до трех месяцев в случаях:
     отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
     отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от  участия
в оплачиваемых общественных работах или  от  направления  на  обучение
органами  службы  занятости  граждан,  впервые ищущих работу (ранее не
работавших)  и  при  этом  не   имеющих   профессии   (специальности),
стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более
одного  года)  перерыва;
     явки  безработного  на  перерегистрацию  в  состоянии  опьянения,
вызванном употреблением алкоголя,  наркотических  средств  или  других
одурманивающих веществ. Порядок установления факта состояния опьянения
безработного  определяется  уполномоченным  Правительством  Российской
Федерации федеральным органом исполнительной власти;
     увольнения  с  последнего  места  работы  (службы)  за  нарушение
трудовой  дисциплины  и  другие  виновные  действия,   предусмотренные
законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина,
направленного на обучение органами службы занятости, с места  обучения
за виновные действия;
     нарушения безработным без уважительных причин  условий  и  сроков
его перерегистрации  в  качестве  безработного.  Приостановка  выплаты
пособия  по  безработице  производится  со  дня,  следующего  за  днем
последней явки безработного на перерегистрацию;
     самовольного  прекращения  гражданином  обучения  по  направлению
органов службы занятости.
     Период,  на  который  приостанавливается   выплата   пособия   по
безработице,  засчитывается  в  общий  период   выплаты   пособия   по
безработице.
     4. Выплата пособия по безработице не производится в периоды:
     отпуска по беременности и родам;
     выезда безработного из места постоянного  проживания  в  связи  с
обучением  в  вечерних   и   заочных   учреждениях   профессионального
образования;
     призыва   безработного   на   военные   сборы,   привлечения    к
мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с  исполнением
государственных обязанностей.
     Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия
по безработице и продлевают его.
     5. Размер пособия  по  безработице  может  быть  сокращен  на  25
процентов на срок до одного месяца в случаях:
     неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве  с
работодателем в течение трех дней со дня направления  органами  службы
занятости;
     отказа без уважительных причин явиться в органы службы  занятости
для получения направления на работу (учебу).
     6.  Решение  о  прекращении,  приостановке  выплаты  пособия   по
безработице или  снижении  его  размера  принимается  органами  службы
занятости с обязательным уведомлением безработного.


                    Статья 36. Материальная помощь

     Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице
в связи с истечением  установленного  периода  его  выплаты,  а  также
гражданам  в  период  профессиональной  подготовки,  переподготовки  и
повышения  квалификации  по  направлению  органов  службы   занятости,
органами службы занятости может оказываться материальная помощь.

                 Статья 37. Добровольное страхование
                       на случай потери работы

     Граждане могут  заключать  со  страховыми  организациями  договор
добровольного  страхования   на   случай   потери   работы.   Порядок,
периодичность и  условия  страхования  определяются  законодательством
Российской Федерации.


                              ГЛАВА VII.

     @Утратила силу
Первый заместитель Председателя
Верховного Совета РСФСР
                                                        Р.И.ХАСБУЛАТОВ
Москва, Дом Советов РСФСР.
19 апреля 1991 г.
N 1032-1