ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ САНИТАРНО-КАРАНТИННОГО КОНТРОЛЯ. Постановление. Главный государственный санитарный врач РФ. 26.09.11 121

            ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ САНИТАРНО-КАРАНТИННОГО КОНТРОЛЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

              ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РФ

                         26 сентября 2011 г.
                                N 121

                                 (Д)


     Я,  Главный  государственный санитарный врач Российской Федерации
Г.Г.   Онищенко,   в   связи   с   внесенными  изменениями  в  порядок
осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через
государственную границу Российской Федерации и передачей полномочий по
осуществлению     документарного    санитарно-карантинного    контроля
должностным   лицам   таможенных  органов,  проанализировав  ситуацию,
отмечаю.
     По представленным данным управлений Роспотребнадзора по субъектам
Российской  Федерации досмотр грузов, подконтрольных Роспотребнадзору,
в   июне   2011  года  осуществлялся  в  120  пунктах  пропуска  через
государственную  границу  Российской  Федерации, а в июле только в 97,
при  этом  в  3  раза  сократилось  число досмотренных партий грузов с
138144 в июне до 46004 в июле.
     Наибольшее  число  партий  грузов в июне досмотрено на территории
Калининградской  области (53378 партий), Забайкальского края (18359) и
Псковской  (15481),  в  июле  -  на территории Брянской области (16709
партии),  Краснодарского  края  (7379) и Ленинградской области (4138),
при   этом   основная   масса   досмотренных   грузов   приходится  на
автомобильные     пункты     пропуска     на     российско-украинском,
российско-литовском,    российско-китайском   участках   границы.   По
результатам  контроля  запрещен  ввоз в июне 367 партий грузов объемом
2643,5 тонны и 212 партий объемом 2736,9 тонны в июле текущего года.
     В отдельных случаях у должностных лиц таможенных органов отмечены
трудности с отнесением товаров, подлежащих государственной регистрации
и  относящихся  ко  II  разделу  Единого  перечня  товаров, подлежащих
санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе
и  таможенной  территории  Таможенного  союза,  утвержденного Решением
Комиссии  Таможенного  союза от 28 мая 2010 года N 299. Такая ситуация
сложилась  в  Республике  Карелия,  г. Санкт-Петербурге, Белгородской,
Псковской   областях   и   ряде   других  территорий.  При  проведении
санитарно-карантинного контроля в воздушных и морских пунктах пропуска
нет единых подходов при таможенном оформлении (выпуске) товаров.
     Кроме  этого, в течение 2011 года в субъекты Российской Федерации
(Владимирская   область,   Московская  область,  Ярославская  область,
Псковская   область,   г.  Санкт-Петербург)  для  завершения  процедур
таможенного    оформления    поступили   подконтрольные   товары,   не
подвергшиеся  необходимому  санитарно-карантинному контролю на внешней
границе Таможенного союза в Республике Беларусь. В частности, отмечены
случаи   отсутствия   проведения   санитарно-карантинного  контроля  в
Республике  Беларусь,  отдельных  грузов  -  изоцианатов,  материалов,
контактирующих  с  пищевыми  продуктами,  БАД  к пище, лаков и красок,
пищевых добавок, средств водоподготовки.
     На   внешней   границе  Республики  Казахстан  отмечались  случаи
неправомерного пропуска на территорию Таможенного союза детской одежды
первого   слоя,  изделий,  предназначенных  для  контакта  с  пищевыми
продуктами.   Ввоз  таких  грузов  приостанавливался  в  Астраханской,
Оренбургской, Саратовской и Курганской областях.
     В   условиях   передачи  полномочий  по  документарному  контролю
таможенным  органам  в  Российской  Федерации такие нарушения вызывают
особую настороженность.
     Учитывая, что отдельные случаи неправомерного ввоза на территорию
Таможенного  союза подконтрольных товаров допускаются даже при участии
специалистов,   профессионально  осуществляющих  санитарно-карантинный
контроль,   при   исключении  такого  контроля  прогнозируется  крайне
значительное  увеличение  попадания на территорию Российской Федерации
подконтрольных товаров, не прошедших необходимой оценки безопасности.
     В  целях  обеспечения  санитарно-эпидемиологического благополучия
населения   Российской   Федерации   в   соответствии  со  статьей  51
Федерального   закона   от   30   марта   1999   года   N   52-ФЗ   "О
санитарно-эпидемиологическом    благополучии    населения"   (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1
(ч.  I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35,
ст.  3607;  2005,  N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст.
5498;  2007  N  1 (ч. I), ст. 21; N 1 (ч. I) ст. 29; N 27, ст. 3213; N
46,  ст.  5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. I), ст.
3418;  N  44, ст. 4984; N 52 (ч. I), ст. 6223; N 30 (ч. II), ст. 3616;
2009,  N  1,  ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч.
I),  ст.  4563,  ст.  4590,  ст. 4591), с целью эффективной реализации
Постановления  Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года
N  500  "Об  утверждении  правил  осуществления санитарно-карантинного
контроля  в  пунктах пропуска через Государственную границу Российской
Федерации"  (Собрание  законодательства  Российской Федерации, 2011, N
27,  ст. 3936), Постановления Правительства Российской Федерации от 21
февраля  2008  г. N 110 "Правила определения перечней пунктов пропуска
через   государственную   границу   Российской  Федерации,  специально
оборудованных  и  предназначенных  для  ввоза на территорию Российской
Федерации  товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ,
отходов  и иных грузов, представляющих опасность для человека, пищевых
продуктов, материалов и изделий" (Собрание законодательства Российской
Федерации,  2008, N 8, ст. 760; 2009, N 52 (часть II), ст. 6587; 2010,
N  52  (часть  I),  ст. 7080) и Постановления Правительства Российской
Федерации  от  3  июня  2011 г. N 442 "Об определении пунктов пропуска
через    государственную   границу   Российской   Федерации   товаров,
химических,  биологических  и  радиоактивных  веществ,  отходов и иных
грузов,   представляющих  опасность  для  человека,  а  также  пищевых
продуктов, материалов и изделий" (Собрание законодательства Российской
Федерации,   2011,   N   24,   ст.  3495)  и  организации  надлежащего
взаимодействия    должностных    лиц   Роспотребнадзора,   Федеральной
таможенной  службы  и  иных  контролирующих  органов при осуществлении
санитарно-карантинного    контроля    в    пунктах    пропуска   через
государственную   границу   Российской   Федерации   для   обеспечения
мероприятий  по  санитарной  охране  территории  Российской  Федерации
постановляю:
     1.   Руководителям   управлений   Роспотребнадзора  по  субъектам
Российской Федерации и железнодорожному транспорту:
     1.1. Обеспечить осуществление санитарно-карантинного контроля:
     1.1.1.  Во  всех  пунктах  пропуска в отношении лиц, транспортных
средств  и  подконтрольных  товаров,  ввозимых  физическими лицами для
личных,  семейных,  домашних  и  иных  не  связанных  с осуществлением
предпринимательской   деятельности   нужд,   а   также  уловов  водных
биологических  ресурсов,  добытых  при  осуществлении  рыболовства,  и
произведенной из них рыбной и иной продукции;
     1.1.2.   В   специализированных  пунктах  пропуска,  определенных
Постановлением  Правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 г. N
442  "Об  определении  пунктов  пропуска через государственную границу
Российской    Федерации    товаров,    химических,   биологических   и
радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность
для  человека,  а  также  пищевых  продуктов,  материалов  и изделий",
дополнительно  -  за  товарами, включенными в Единый перечень товаров,
подлежащих   санитарно-эпидемиологическому   надзору   (контролю)   на
таможенной  границе  и  таможенной территории Таможенного союза, после
проведения документарного санитарно-карантинного контроля должностными
лицами   Федеральной  таможенной  службы  и  принятия  ими  решения  о
проведении    оценки    (досмотра,    осмотра)   должностными   лицами
Роспотребнадзора;
     1.1.3.  За  лицами  до  проведения  иных  видов  государственного
контроля во всех пунктах пропуска.
     1.2.  Принимать  решение о ввозе подконтрольных товаров, ввозимых
физическими  лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных
с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, а также уловов
водных  биологических ресурсов, добытых при осуществлении рыболовства,
и  произведенной  из  них  рыбной  и  иной  продукции  с учетом рисков
возникновения   чрезвычайных   ситуаций  санитарно-эпидемиологического
характера.
     1.3.  Обеспечить  межведомственное  информационное взаимодействие
государственных   контрольных   органов,   осуществляющих  контрольные
функции  в  пунктах  пропуска через государственную границу Российской
Федерации  и  оперативное  доведение информации о введенных запретах и
ограничениях, вводимых    Роспотребнадзором    или     санитарно     -
эпидемиологическими  службами  других  государств - членов Таможенного
союза, и  рисках  возникновения  чрезвычайных  ситуаций  санитарно   -
эпидемиологического характера.
     1.4.   Проводить   систематическое   обучение   должностных  лиц,
осуществляющих   контрольные   функции   в   пунктах   пропуска  через
государственную  границу  Российской  Федерации по вопросам санитарно-
эпидемиологического характера.
     1.5.   Ежегодно   проводить   тренировочные   учения  с  участием
должностных лиц, осуществляющих контрольные функции в пунктах пропуска
через     государственную     границу    Российской    Федерации    по
санитарно-эпидемиологическим вопросам.
     1.6. Направить предложения в территориальные органы Росграницы по
внесению  изменений  в технологические схемы организации пропуска лиц,
транспортных средств и грузов в пунктах пропуска через государственную
границу Российской Федерации.
     1.7.  Внести  изменения в порядок проведения противоэпидемических
мероприятий   в   пунктах   пропуска   через  государственную  границу
Российской  Федерации  и  схемы  оповещения  на  случай  возникновения
чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера.
     1.8. Обеспечить взаимодействие:
     1.8.1. с должностными лицами таможенных органов при осуществлении
санитарно-карантинного контроля за ввозимыми грузами;
     1.8.2. с должностными лицами пограничной службы при осуществлении
санитарно-карантинного     контроля     за    лицами,    пересекающими
государственную  границу  Российской  Федерации по режимам ограничения
свободного   общения   лиц,   пересекающих   государственную   границу
Российской Федерации;
     1.8.3.  с  должностными  лицами  ветеринарной  и  фито-санитарной
службы   за   ввозимыми  товарами  (грузами)  при  введении  временных
санитарных мер и режимов ограничений.
     1.9.  Внести  предложения  в  территориальные органы Федерального
агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации
по  обустройству  пунктов пропуска, предназначенных для ввоза товаров,
химических,  биологических  и  радиоактивных  веществ,  отходов и иных
грузов,   представляющих  опасность  для  человека,  а  также  пищевых
продуктов,   материалов   и   изделий   в   соответствии   с  типовыми
требованиями.
     1.10. Принять меры по дооснащению санитарно-карантинных пунктов в
пунктах  пропуска  через  государственную границу Российской Федерации
средствами   контроля   в   соответствии   с   Положением   о  порядке
осуществления  государственного  санитарно-эпидемиологического надзора
(контроля)   за   лицами  и  транспортными  средствами,  пересекающими
таможенную   границу   таможенного  союза,  подконтрольными  товарами,
перемещаемыми   через   таможенную  границу  таможенного  союза  и  на
таможенной   территории   Таможенного   союза,  утвержденным  Решением
Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299.
     1.11.  Обеспечить  осуществление  санитарно-карантинного контроля
при  изменении  кодов  ТН ВЭД при таможенном оформлении или нахождении
товаров   под   процедурой   таможенного   оформления  без  отметок  о
прохождении  санитарно-карантинного  контроля в пунктах пропуска через
государственную границу Российской Федерации.
     2. Просить ФТС России рекомендовать должностным лицам Федеральной
таможенной      службы      при      осуществлении      документарного
санитарно-карантинного контроля:
     2.1.  Привлекать  должностных  лиц  Роспотребнадзора  для  оценки
товаров (осмотра, досмотра) в случаях:
     а)  прибытия  подконтрольных  товаров из стран, неблагополучных в
эпидемиологическом  отношении,  и  (или)  из  зараженных  в результате
радиационных, химических и биологических аварий районов (при выявлении
превышения    допустимых    значений   мощности   дозы   излучения   и
поверхностного  загрязнения радионуклидами при перевозке радиоактивных
материалов, опасных грузов в поврежденной упаковке с признаками утечки
содержимого), и (или) с признаками присутствия грызунов и насекомых;
     б)  поступлении  информации о прибытии подконтрольных товаров, не
соответствующих  Единым  санитарно-эпидемиологическим  и гигиеническим
требованиям   к   товарам,   подлежащим  санитарно-эпидемиологическому
надзору  (контролю),  утвержденным Решением комиссии Таможенного союза
от 28 мая 2010 г. N 299;
     в) введения временных санитарных мер;
     г)   изменения   кодов  ТН  ВЭД  при  таможенном  оформлении  или
нахождении товаров под процедурой таможенного оформления без отметок о
прохождении  санитарно-карантинного  контроля в пунктах пропуска через
государственную границу Российской Федерации.
     2.2.   Представлять   информацию   по  запросам  должностных  лиц
Роспотребнадзора  об  объемах  ввозимых грузов через пункты пропуска с
указанием  кодов  ТН ВЭД и принятых решениях о запретах и ограничениях
на  ввоз  товаров,  включенных  в  Единый перечень товаров, подлежащих
санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе
и    таможенной    территории   Таможенного   союза   по   результатам
документарного санитарно-карантинного контроля.
     3.  Просить  Федеральную службу безопасности Российской Федерации
рекомендовать должностным лицам пограничных органов Федеральной службы
безопасности  Российской  Федерации, осуществляющим контроль в пунктах
пропуска через государственную границу Российской Федерации:
     3.1.  Немедленно  информировать должностных лиц Роспотребнадзора,
осуществляющих  санитарно-карантинный  контроль  в пунктах пропуска, о
случаях  выявления  больных  или  подозрительных  лиц  на инфекционные
болезни лиц;
     3.2.   Не   допускать   въезд   больных   или  подозрительных  на
инфекционные  болезни  лиц  без  принятия  такого решения должностными
лицами Роспотребнадзора.
     4.  Просить Федеральное агентство по обустройству государственной
границы Российской Федерации:
     4.1.   Принять   меры  по  обустройству  пунктов  пропуска  через
государственную границу Российской Федерации в соответствии с Типовыми
требованиями,  утвержденными  Приказом  Минздравсоцразвития  России от
09.12.2008 N 701н (зарегистрировано Минюстом России, регистрационный N
13159  от  21  января  2009  г.)  "Об утверждении типовых требований к
оборудованию  и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений,
необходимых  для организации санитарно-карантинного контроля в пунктах
пропуска через государственную границу Российской Федерации".
     4.2.  Рассмотреть  вопрос  о внесении изменений в технологические
схемы  организации  пропуска  в пунктах пропуска через государственную
границу  Российской  Федерации  лиц,  транспортных  средств,  грузов и
товаров.
     5.  Контроль  за исполнением настоящего Постановления оставляю за
собой.

                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
26 сентября 2011 г.
N 121