ПОРЯДОК ОБОСНОВАНИЯ УРОВНЯ ТАРИФОВ НА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ В ДАЛЬНЕМ СЛЕДОВАНИИ И МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОЛИ ГРУЗОВОГО ТАРИФА, НАПРАВЛЯЕМОЙ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК. Указание. Министерство путей сообщения РФ (МПС России). 02.07.99 Ш-1189У

           ПОРЯДОК ОБОСНОВАНИЯ УРОВНЯ ТАРИФОВ НА ПЕРЕВОЗКИ
              ПАССАЖИРОВ В ДАЛЬНЕМ СЛЕДОВАНИИ И МЕТОДИКА
           ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОЛИ ГРУЗОВОГО ТАРИФА, НАПРАВЛЯЕМОЙ
               НА ФИНАНСИРОВАНИЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

                             УКАЗАНИЕ

                   МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РФ

                            2 июля 1999 г.
                             N Ш-1189у

                               (НЦПИ)


                          1. Общие положения

     Тарифы на  перевозки  пассажиров устанавливаются в соответствии с
Федеральным законом  "Транспортный  устав  железных  дорог  Российской
Федерации"  федеральными  органами  исполнительной власти,  на которые
законодательством Российской Федерации возложены данные функции.
     Государственное регулирование  тарифов  на перевозки пассажиров в
сфере деятельности железнодорожного транспорта включает:
     - установление предельного уровня тарифов;
     - установление правил применения исключительных тарифов;
     - бюджетное дотирование убытков от перевозок пассажиров;
     - контроль за правильностью применения тарифов.
     При установлении   предельного   уровня   тарифов   на  перевозки
пассажиров должны соблюдаться следующие принципы:
   - обеспечение  доступности  транспортных услуг для малообеспеченных
слоев населения;
     - проведение  индексации  тарифов  на  пассажирские  перевозки  с
учетом изменения реальных доходов населения;
     - сокращение  перекрестного субсидирования за счет финансирования
убытков от перевозки пассажиров в дальнем следовании  из  федерального
бюджета;
     - регулирование  тарифов  на  перевозки  пассажиров  в  фирменных
поездах, вагонах типа "СВ" и повышенной комфортности с учетом рыночных
факторов для обеспечения их рентабельности;
     - создание  более  гибкой  тарифной системы,  в том числе за счет
предоставления скидок при перевозках семей, молодежи и пенсионеров, по
туристским   перевозкам   и   дифференциации   стоимости   проезда  по
направлениям и периодам времени.

            2. Установление и изменение предельного уровня
                         пассажирских тарифов

     Установление и  изменение предельного уровня тарифов на перевозки
пассажиров в дальнем следовании производится Министерством  Российской
Федерации  по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
по представлению Министерства путей сообщения Российской  Федерации  с
соблюдением норм и правил,  установленных законодательством Российской
Федерации.
     Изменение предельного уровня тарифов осуществляется при изменении
условий   экономического   характера,   а    также    при    изменении
социально-экономических  приоритетов,  реализации нормативных правовых
актов  Российской  Федерации,  проведении  структурных  изменений   на
железнодорожном транспорте.
     Предельный уровень тарифов  на  перевозки  пассажиров  в  дальнем
следовании   устанавливается   с   учетом   издержек  железнодорожного
транспорта  на  пассажирские  перевозки,  определяемых  на   основании
постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.92 N 552 "Об
утверждении положения о составе затрат по  производству  и  реализации
продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ,
услуг),  и о порядке формирования финансовых результатов,  учитываемых
при  налогообложении  прибыли"  и  "Номенклатуры  расходов по основной
деятельности железных дорог Российской Федерации" (1998 год).
     Предельный уровень тарифов публикуется в тарифном руководстве.

       3. Учет рыночных факторов при определении уровня тарифов
             на перевозки пассажиров в дальнем следовании

     При определении  уровня тарифов на перевозки пассажиров в дальнем
следовании необходимо кроме учета издержек железнодорожного транспорта
учитывать  рыночный  спрос  населения  на  перевозки.  Это обусловлено
высокой дифференциацией  спроса  по  эластичности,  учет  которой  при
установлении   уровня   тарифов   позволяет,   не   уменьшая   доступа
потребителей  к  получению  транспортных  услуг,  повысить  доходность
транспортных предприятий.
     Спрос на   перевозки    определяется    с    помощью    обработки
статистических   данных   о   количестве   отправленных  пассажиров  и
пассажирообороте за период нескольких лет.
     В качестве  основных факторов,  влияющих на спрос на пассажирские
перевозки (в целом по сети,  отдельным  дорогам,  направлениям,  типам
вагонов, поездам), используются:
     - изменения предельного уровня тарифов;
     - уровень реальных доходов населения;
     - динамика промышленного производства.
     Ценовым фактором  для сети железных дорог в целом и для отдельных
железных  дорог  служит  индекс  тарифов.   За   единицу   принимается
предельный   уровень   тарифов   на  определенную  дату.  Для  каждого
последующего     месяца     анализируемого     периода     принимается
средневзвешенный  уровень  тарифов  с  учетом  фактической  индексации
тарифов по типам вагонов.
     Названные факторы  при  анализе  спроса в целом по сети берутся с
учетом макроэкономической ситуации по стране,  а при анализе спроса по
дорогам  и  направлениям - с учетом экономической ситуации конкретного
региона.
     В результате    обработки   перечисленной   выше   статистической
информации  создается  экономико-математическая  имитационная  модель,
определяющая  функцию  спроса на перевозки пассажиров в зависимости от
ценового фактора, доходов пассажиров и уровня производства.
     Использование полученной   функции  спроса  позволяет  определить
индекс тарифа, при котором достигается максимальный доход.
     Коэффициент индексации  тарифа,  максимизирующий доход в целом по
сети, используется при обосновании предельного уровня тарифа. При этом
МПС  России,  применяя  понижающие исключительные тарифы на конкретных
дорогах и  направлениях  с  эластичным  спросом,  может  дополнительно
повысить доходы от пассажирских перевозок.

            4. Методика определения доли грузового тарифа,
        направляемой на финансирование пассажирских перевозок

     В условиях недостаточного финансирования со стороны  федерального
бюджета  убытков от пассажирских перевозок сохраняется их перекрестное
субсидирование за счет грузового тарифа.
     Доля грузового тарифа, направляемая на финансирование убыточности
пассажирских перевозок в дальнем следовании, определяется по формуле:
     где Д - доходы от пассажирских перевозок в дальнем следовании,
     Р - расходы от пассажирских перевозок в дальнем следовании,
     С -  субсидии  из  федерального  бюджета  на покрытие убыточности
пассажирских перевозок в дальнем следовании,
     Д - доходы от грузовых перевозок.
     Например, при  доходах  от  пассажирских  перевозок   в   дальнем
следовании  -  11,2  млрд  руб.,  расходах от пассажирских перевозок в
дальнем следовании - 14,3 млрд руб., субсидиях из федерального бюджета
на  покрытие убыточности пассажирских перевозок в дальнем следовании -
0,45 млрд руб.  и доходах от грузовых перевозок -84,4 млрд  руб.  доля
грузового   тарифа,   направляемая   на   финансирование   убыточности
пассажирских перевозок в дальнем следовании, равна:


                                                             Объявлено
                                                  указанием МПС России
                                                  от 26 июля 1999 года
                                                             N Л-1494у

                              СОГЛАШЕНИЕ

              о порядке расчетов с федеральным бюджетом
         железных дорог МПС России по погашению задолженности
                 и уплате текущих налоговых платежей
                   от 8 июля 1999 г. N 10-5-02/128

     Настоящее соглашение заключено между:
     Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, именуемым
в   дальнейшем   МНС  России,  в  лице  первого  заместителя  министра
Российской Федерации по налогам и сборам Смирнова  А.В.,  действующего
на  основании  постановления  Правительства  Российской  Федерации  от
27.02.99 N 254 "Вопросы Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам";
     Министерством путей сообщения Российской Федерации,  именуемым  в
дальнейшем  МПС  России,  в  лице  первого  заместителя министра путей
сообщения  Российской  Федерации  Иванкова   M.В.,   действующего   на
основании доверенности от 25.08.98 N ЦЗШ-10, далее совместно именуемые
"Стороны".

                        1. Предмет Соглашения

     1.1. Предметом настоящего Соглашения является  порядок  погашения
задолженности   и   уплаты  в  федеральный  бюджет  текущих  налоговых
платежей.

                   2. Механизм действия Соглашения

     2.1. Начиная с июля месяца 1999 года железные дороги системы  МПС
России  осуществляют  уплату денежными средствами в федеральный бюджет
текущих  налоговых   платежей   (без   использования   схем   целевого
финансирования),   администрируемых  МНС  России  (без  учета  целевых
бюджетных и внебюджетных фондов)  в  размере  100%  от  среднемесячных
начислений  за  I квартал 1999 года в соответствии с графиком платежей
(табл. 1).
     Расчетные цифры по начислениям (табл.  1) корректируются с учетом
динамики ВВП.

                                                             Таблица 1
------------------------------------------------------------------
|  Месяц   |   % уплаты текущих    |   Сумма платежа денежными   |
|          |  налоговых платежей   |     средствами, млн руб.    |
|----------|-----------------------|-----------------------------|
| Июль     |          100          |            789,8            |
|----------|-----------------------|-----------------------------|
| Август   |          100          |            823,0            |
|----------|-----------------------|-----------------------------|
| Сентябрь |          100          |            847,7            |
|----------|-----------------------|-----------------------------|
| Октябрь  |          100          |            833,3            |
|----------|-----------------------|-----------------------------|
| Ноябрь   |          100          |            819,1            |
|----------|-----------------------|-----------------------------|
| Декабрь  |          100          |            860,1            |
|----------|-----------------------|-----------------------------|
| Итого    |                       |            4973,0           |
------------------------------------------------------------------

     Перечень железных  дорог  системы  МПС  России   определяется   в
приложении  1*  к  настоящему  Соглашению  и является его неотъемлемой
частью.
---------------
     * В  настоящем  издании  приложения 1-3  не  приводятся

     Суммы ежемесячных поступлений налоговых  платежей  в  федеральный
бюджет  денежными  средствами  в  разрезе  Управлений  железных  дорог
определены в приложении 2 к настоящему Соглашению.
     2.2. Железные  дороги  осуществляют во втором полугодии 1999 года
погашение образовавшейся в текущем  году  задолженности  по  налоговым
платежам и сборам в федеральный бюджет в сумме 1719,0 млн руб.,  в том
числе  денежными   средствами   (без   использования   схем   целевого
финансирования)  не  менее  1029  млн  руб.  в соответствии с графиком
(табл. 2).

                                                             Таблица 2

--------------------------------------------------------------------
|  Месяц   |    Сумма     |  % погашения   |     Сумма платежа     |
|          | платежа, млн | задолженности  | денежными средствами, |
|          |     руб.     |   денежными    |        млн руб.       |
|          |              |   средствами   |                       |
|----------|--------------|----------------|-----------------------|
| Июль     |    325,0     |       77       |          250          |
|----------|--------------|----------------|-----------------------|
| Август   |    291,8     |       60       |          175          |
|----------|--------------|----------------|-----------------------|
| Сентябрь |    270,3     |       39       |          105          |
|----------|--------------|----------------|-----------------------|
| Октябрь  |    281,5     |       60       |          169          |
|----------|--------------|----------------|-----------------------|
| Ноябрь   |    295,7     |       60       |          177          |
|----------|--------------|----------------|-----------------------|
| Декабрь  |    254,7     |       60       |          153          |
|----------|--------------|----------------|-----------------------|
| Итого    |    1719,0    |                |          1029         |
--------------------------------------------------------------------

     В случае  если  выручка  от  реализации продукции,  работ и услуг
железных дорог МПС России,  поступившая в денежной форме,  составит  в
истекшем  месяце более чем 60 %  от общего объема выручки,  то процент
погашения задолженности денежными средствами (без  использования  схем
целевого  финансирования),  указанный в таблице 2,  на следующий месяц
увеличивается на соответствующее количество процентных пунктов.
     2.3. Во   исполнение   постановления   Правительства   Российской
Федерации от 21.06.99 железные дороги МПС  России  осуществляют  до  1
декабря  1999  года  погашение  недоимки  перед  федеральным бюджетом,
образовавшейся по состоянию на 1 января 1999 года, в размере 664,6 млн
руб.   в   связи   с  выполненными,  но  не  оплаченными  воинскими  и
специальными  железнодорожными   перевозками,   по   схемам   целевого
финансирования.
     2.4. Просроченная   задолженность   по   налоговым   платежам   в
федеральный бюджет по состоянию на 1 января 1999 года,  за исключением
суммы,  указанной  в  п.2.3  настоящего  Соглашения,   принимается   к
погашению в порядке урегулирования задолженности федерального бюджета,
определяемом Правительством Российской  Федерации  в  соответствии  со
ст.115  Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ и п.  37 постановления
Правительства Российской Федерации от 22.03.99 N 327.

                       3. Обязательства Сторон

     3.1. МПС России обязуется:
     - нести  ответственность  по  полному и своевременному внесению в
федеральный бюджет  железными  дорогами  системы  МПС  России  текущих
налоговых  платежей  денежными  средствами  в  соответствии  с п.2.1 и
погашению задолженности в соответствии с п.2.2 настоящего Соглашения;
     - ежедневно информировать МНС России об уплате железными дорогами
налоговых платежей в федеральный бюджет,  в том  числе  осуществленных
посредством  реализации  схем  целевого  финансирования  и других форм
оплаты;
     - ежемесячно (в течение 10 дней после окончания отчетного месяца)
представлять в МНС России справку о поступлении  денежными  средствами
выручки  от  реализации  продукции,  работ  и услуг железных дорог МПС
России по форме, указанной в приложении 3 к настоящему Соглашению;
     - информацию   представлять   в  МНС  России  до  конца  действия
Соглашения.
     3.2. МНС России обязуется:
     - в  пределах   предоставленных   ему   полномочий   поддерживать
предложение  МПС России о проведении реструктуризации задолженности по
налоговым платежам,  пеням и штрафам железных дорог России,  имеющейся
по  состоянию  на  1  января  1999 года,  в соответствии с действующим
законодательством;
     - при  условии  выполнения  обязательств  железными  дорогами МПС
России (согласно перечню в приложении 1),  указанных в п.2.1 и 2.2, не
применять   мер   принудительного   взыскания  недоимки  по  налоговым
платежам,  пеням и штрафам в части федерального бюджета, в том числе в
форме обращения взыскания на имущество железных дорог МПС России.

                     4. Заключительные положения

     4.1. Настоящее   Соглашение   вступает   в  силу  с  момента  его
подписания Сторонами.
     4.2. Изменения  и  дополнения  вносятся в настоящее Соглашение по
взаимному согласию сторон путем дополнений к настоящему Соглашению или
заключения нового соглашения.
     Настоящее Соглашение или его отдельные положения  не  могут  быть
отменены, изменены или дополнены в одностороннем порядке, если иное не
установлено законодательством или иным правовым актом,  либо настоящим
Соглашением.
     4.3. Настоящее Соглашение совершено в 2  экземплярах,  по  одному
для  каждой из Сторон,  каждый из которых имеет одинаковую юридическую
силу.

                          5. Подписи Сторон

Первый заместитель министра
Российской Федерации
по налогам и сборам
                                                          А.В. Смирнов
8 июля 1999 г.

Первый заместитель
министра путей сообщения
Российской Федерации
                                                          М.В. Иванков
8 июля 1999 г.