В 2011 Г. БАНК ЗАКЛЮЧИЛ ДОГОВОР УСТУПКИ ПРАВ ТРЕБОВАНИЯ ПО КРЕДИТНОМУ ДОГОВОРУ С ОТСРОЧКОЙ ПЛАТЕЖА ДО 2012 Г. НА МОМЕНТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ УКАЗАННОГО ДОГОВОРА СРОК ПОГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО КРЕДИТНОМУ ДОГОВОРУ НЕ НАСТУПИЛ. БАНК, В СООТВЕТСТВИИ С ПОЛОЖЕНИЕМ БАНКА РОССИИ ОТ 26.03.2004 N 254-П, СФОРМИРОВАЛ РЕЗЕРВ ПО СДЕЛКЕ, СВЯЗАННОЙ С ОТЧУЖДЕНИЕМ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ С ОДНОВРЕМЕННЫМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ КОНТРАГЕНТУ ПРАВА ОТСРОЧКИ ПЛАТЕЖА. ВПРАВЕ ЛИ БАНК В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 292 НК РФ УЧЕСТЬ В ЦЕЛЯХ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ СУММЫ ОТЧИСЛЕНИЙ В РЕЗЕРВ НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПО УКАЗАННОЙ ССУДНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И ВКЛЮЧИТЬ ИХ В СОСТАВ ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫХ РАСХОДОВ В ОТЧЕТНОМ (НАЛОГОВОМ) ПЕРИОДЕ В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 272 НК РФ НА ДАТУ НАЧИСЛЕНИЯ РЕЗЕРВА? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 26 сентября 2011 г. N 03-03-06/2/147 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли расходов на формирование резервов банков и сообщает следующее. В соответствии со ст. 292 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли банки вправе, кроме резервов по сомнительным долгам, предусмотренных ст. 266 Кодекса, создавать резерв на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам (далее - резервы на возможные потери по ссудам)) в порядке, предусмотренном ст. 292 Кодекса. Суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", признаются расходом с учетом ограничений, предусмотренных ст. 292 Кодекса. Порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (далее - ссуды) установлен Положением Банка России от 26.03.2004 N 254-П (далее - Положение N 254-П), в соответствии с которым к ссудам относятся денежные требования и требования, вытекающие из сделок с финансовыми инструментами, перечень которых приведен в Приложении 1 к Положению N 254-П. К денежным требованиям и требованиям, вытекающим из сделок с финансовыми инструментами, признаваемых ссудами, в целях Положения N 254-П в том числе относятся требования кредитной организации по сделкам, связанным с отчуждением (приобретением) кредитной организацией финансовых активов с одновременным предоставлением контрагенту права отсрочки платежа (поставки финансовых активов). При определении налоговой базы в соответствии со ст. 292 Кодекса не учитываются расходы в виде отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные банками под задолженность, относимую к стандартной, в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации, а также в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные под векселя, за исключением учтенных банками векселей третьих лиц, по которым вынесен протест в неплатеже. В соответствии с п. 1.7 Положения N 254-П в целях определения размера расчетного резерва в связи с действием факторов кредитного риска ссуды классифицируются на основании профессионального суждения (за исключением ссуд, сгруппированных в портфель однородных ссуд) в одну из пяти категорий качества. Стандартными ссуды признаются при отсутствии кредитного риска (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде равна нулю). Таким образом, в целях налогообложения прибыли могут быть признаны суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудной задолженности, в качестве которой признаются требования кредитной организации по сделкам, связанным с отчуждением (приобретением) кредитной организацией финансовых активов с одновременным предоставлением контрагенту права отсрочки платежа (поставки финансовых активов), в случае если указанная ссудная задолженность не относится к стандартной. Порядок признания расходов при методе начисления в виде сумм отчислений в резервы установлен пп. 2 п. 7 ст. 272 Кодекса. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 26 сентября 2011 г. N 03-03-06/2/147 |