О ПОРЯДКЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ЦЕННЫХ БУМАГ С ОТСРОЧКОЙ ИСПОЛНЕНИЯ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 19.01.11 03-03-06/2/9

       О ПОРЯДКЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
         ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ЦЕННЫХ БУМАГ С ОТСРОЧКОЙ ИСПОЛНЕНИЯ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          19 января 2011 г.
                            N 03-03-06/2/9

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  о  порядке  налогообложения  налогом  на  прибыль
организаций  при  приобретении  ценных  бумаг с отсрочкой исполнения и
сообщает следующее.
     В  соответствии  с  п.  1  ст.  301 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли организаций
финансовым  инструментом срочной сделки признается договор, являющийся
производным  финансовым  инструментом  в  соответствии  с  Федеральным
законом  от  22.04.1996  N  39-ФЗ  "О  рынке  ценных  бумаг"  (далее -
Федеральный  закон  N  39-ФЗ).  Перечень  видов производных финансовых
инструментов (в том числе форвардные, фьючерсные, опционные контракты,
своп-контракты)  устанавливается  федеральным  органом  исполнительной
власти  по  рынку  ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом N
39-ФЗ.
     При  этом  п. 2 ст. 301 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик
вправе   с   учетом   требований   ст.   301   НК   РФ  самостоятельно
квалифицировать   сделку,  условия  которой  предусматривают  поставку
базисного  актива,  признавая  ее  операцией с финансовым инструментом
срочных  сделок  либо  сделкой на поставку предмета сделки с отсрочкой
исполнения.  Критерии  отнесения  сделок,  предусматривающих  поставку
предмета  сделки  (за  исключением операций хеджирования), к категории
операций  с  финансовыми  инструментами  срочных  сделок  должны  быть
определены   налогоплательщиком   в   учетной   политике   для   целей
налогообложения.
     Согласно ст. 2 Федерального закона N 39-ФЗ производным финансовым
инструментом   признается   договор,  за  исключением  договора  репо,
предусматривающий одну или несколько обязанностей, установленных ст. 2
Федерального  закона  N  39-ФЗ, в частности, обязанность одной стороны
передать  ценные  бумаги,  валюту  или  товар  в  собственность другой
стороне   не   ранее  третьего  дня  после  дня  заключения  договора,
обязанность  другой  стороны  принять и оплатить указанное имущество и
указание  на  то,  что  такой  договор является производным финансовым
инструментом.
     В связи с этим при заключении договора купли-продажи ценных бумаг
с  отсрочкой  исполнения  более  трех рабочих дней такой договор может
быть   признан   финансовым  инструментом  срочных  сделок  для  целей
налогообложения  прибыли организаций только в случае указания в нем на
то,  что такой договор является производным финансовым инструментом. В
случае   отсутствия   такого   указания  указанная  сделка  признается
операцией с ценными бумагами, налогообложение которой осуществляется в
соответствии со ст. 280 НК РФ.
     При  перечислении денежных средств в иностранной валюте в порядке
предварительной  оплаты  ценных  бумаг  необходимо  учитывать,  что  в
соответствии  с  п.  11  ст.  250  и  пп.  5  п. 1 ст. 265 НК РФ суммы
полученных авансов при применении метода начисления не переоцениваются
в  связи  с  изменением  официального курса иностранной валюты к рублю
Российской  Федерации,  установленного  Центральным  банком Российской
Федерации.
     В  соответствии  с п. 2 ст. 280 НК РФ при определении расходов по
реализации  (при  ином  выбытии) ценных бумаг цена приобретения ценной
бумаги,  номинированной  в  иностранной  валюте (включая расходы на ее
приобретение),  определяется  по  курсу  Центрального банка Российской
Федерации, действовавшему на момент принятия указанной ценной бумаги к
учету.
     Таким  образом,  при  реализации  ценных  бумаг цена приобретения
ценной  бумаги в налоговом учете должна определяться в рублях по курсу
Центрального  банка  Российской  Федерации,  действовавшему  на момент
принятия указанной ценной бумаги к бухгалтерскому учету.
     При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п. 10 ст. 272
НК  РФ  в  случае  перечисления  аванса, задатка расходы, выраженные в
иностранной  валюте,  пересчитываются  в  рубли по официальному курсу,
установленному   Центральным   банком  Российской  Федерации  на  дату
перечисления   аванса,   задатка  (в  части,  приходящейся  на  аванс,
задаток).  Указанное  положение  распространяется  на  правоотношения,
возникшие  с  1  января  2010  г.  (п.  3 ст. 5 Федерального закона от
28.12.2010  N  395-ФЗ  "О внесении изменений в часть вторую Налогового
кодекса   Российской   Федерации   и  отдельные  законодательные  акты
Российской Федерации").
     Мнение  Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит
правовых   норм   или   общих   правил,  конкретизирующих  нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                           И.В. ТРУНИН
19 января 2011 г.
N 03-03-06/2/9