В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 16.07.1998 N 102-ФЗ "ОБ ИПОТЕКЕ (ЗАЛОГЕ НЕДВИЖИМОСТИ)" БАНК В СЛУЧАЕ НЕВОЗВРАТА КРЕДИТА, ВЫДАННОГО ПОД ЗАЛОГ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, ВЫНУЖДЕН ОБРАЩАТЬСЯ С ИСКОМ К ДОЛЖНИКУ В СУД, КОТОРЫЙ ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ ОБ ОБРАЩЕНИИ ВЗЫСКАНИЯ НА УКАЗАННОЕ ИМУЩЕСТВО. ЕСЛИ В ХОДЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРИ ОБРАЩЕНИИ ВЗЫСКАНИЯ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО ОНО НЕ РЕАЛИЗОВАНО С ТОРГОВ, ТО СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ-ИСПОЛНИТЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕТ ВЗЫСКАТЕЛЮ ОСТАВИТЬ УКАЗАННОЕ ИМУЩЕСТВО ЗА СОБОЙ И ПЕРЕДАЕТ ЕГО ВЗЫСКАТЕЛЮ ПО АКТУ. В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 66 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 02.10.2007 N 229-ФЗ "ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ" СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ-ИСПОЛНИТЕЛЬ ОБРАЩАЕТСЯ В РЕГИСТРИРУЮЩИЙ ОРГАН ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ ВЗЫСКАТЕЛЯ НА ИМУЩЕСТВО, ИНОЕ ИМУЩЕСТВЕННОЕ ПРАВО, ЗАРЕГИСТРИРОВАННОЕ НА ДОЛЖНИКА, В СЛУЧАЕ, КОГДА ВЗЫСКАТЕЛЬ ПО ПРЕДЛОЖЕНИЮ СУДЕБНОГО ПРИСТАВА-ИСПОЛНИТЕЛЯ ОСТАВИЛ ЗА СОБОЙ НЕРЕАЛИЗОВАННОЕ ИМУЩЕСТВО ИЛИ ИМУЩЕСТВЕННОЕ ПРАВО ДОЛЖНИКА. РАСХОДЫ ПО РЕГИСТРАЦИИ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ИМУЩЕСТВА, ИНОГО ИМУЩЕСТВЕННОГО ПРАВА ДОЛЖНИКА ОТНОСЯТСЯ К РАСХОДАМ ПО СОВЕРШЕНИЮ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ. ПОСКОЛЬКУ ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ БЕЗ ЗАЯВЛЕНИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 16 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21.07.1997 N 122-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ", В ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ НА ОСНОВАНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СУДЕБНОГО ПРИСТАВА-ИСПОЛНИТЕЛЯ И ЯВЛЯЕТСЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЕМ, БЕЗ КОТОРОГО НЕВОЗМОЖНО ОКОНЧАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА, ТО В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 116 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 02.10.2007 N 229-ФЗ "ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ" ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА ДОЛЖНА БЫТЬ ОПЛАЧЕНА ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА С ДАЛЬНЕЙШИМ ВОЗМЕЩЕНИЕМ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ДОЛЖНИКА. ОДНАКО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ГОСПОШЛИНА ОПЛАЧИВАЕТСЯ ВЗЫСКАТЕЛЕМ (БАНКОМ). КТО ДОЛЖЕН ОПЛАЧИВАТЬ ГОСПОШЛИНУ ПРИ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ВЗЫСКАТЕЛЯ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО, ОСТАВЛЕННОЕ ВЗЫСКАТЕЛЕМ ЗА СОБОЙ: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ, ВЗЫСКАТЕЛЬ ИЛИ НИКТО НЕ ДОЛЖЕН ОПЛАЧИВАТЬ, ПОСКОЛЬКУ ГОСПОШЛИНА ОТНОСИТСЯ К РАСХОДАМ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 17 января 2011 г. N 03-05-05-03/02 (Д) В связи с письмом по вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности взыскателя на недвижимое имущество в случае, если взыскатель по предложению судебного пристава-исполнителя оставил за собой нереализованное имущество или имущественное право должника, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает. Частью 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В соответствии с ч. 2 и 6 ст. 66 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) судебный пристав-исполнитель обращается в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации прав собственности взыскателя на имущество, иное имущественное право, зарегистрированное на должника, в случаях, когда: требование государственной регистрации содержится в судебном акте, судебный акт содержит указание на то, что имущество или имущественное право принадлежит взыскателю, взыскатель по предложению судебного пристава-исполнителя оставил за собой нереализованное имущество или имущественное право должника. Расходы по регистрации и оформлению документов для государственной регистрации имущества или иного имущественного права должника относятся к расходам по совершению исполнительных действий. Расходы по совершению исполнительных действий, которые возмещаются за счет средств должника, определены ст. 116 Федерального закона N 229-ФЗ. Согласно ч. 2 ст. 116 Федерального закона N 229-ФЗ расходы, затраченные на проведение государственной регистрации прав взыскателя, в том числе и по уплате государственной пошлины за данную регистрацию, к расходам по совершению исполнительных действий не относятся. Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) государственная пошлина уплачивается лицом, в отношении которого совершается юридически значимое действие. Размер государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности взыскателя на нереализованное недвижимое имущество должника определяется в соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 333.33 Кодекса в зависимости от статуса взыскателя (организация или физическое лицо). С учетом изложенного при обращении судебного пристава-исполнителя в регистрирующий орган за государственной регистрацией права собственности взыскателя на недвижимое имущество в случае, когда взыскатель по предложению судебного пристава-исполнителя оставил за собой нереализованное недвижимое имущество должника, плательщиком государственной пошлины является взыскатель, поскольку государственная регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество от должника к взыскателю осуществляется в интересах взыскателя. Расходы, затраченные на проведение государственной регистрации прав взыскателя, должны осуществляться за счет средств взыскателя. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В. ТРУНИН 17 января 2011 г. N 03-05-05-03/02 |