РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКЛЮЧАЕТ КРЕДИТНЫЙ ДОГОВОР С БАНКОМ АЗЕРБАЙДЖАНА. В СООТВЕТСТВИИ С П. П. 1 И 2 СТ. 11 СОГЛАШЕНИЯ ОТ 03.07.1997 МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 30.09.11 03-08-05

         РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКЛЮЧАЕТ КРЕДИТНЫЙ ДОГОВОР С
        БАНКОМ АЗЕРБАЙДЖАНА. В СООТВЕТСТВИИ С П. П. 1 И 2 СТ.
        11 СОГЛАШЕНИЯ ОТ 03.07.1997 МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ И
        ПРАВИТЕЛЬСТВОМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОБ ИЗБЕЖАНИИ
        ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ
            И ИМУЩЕСТВО ПРАВО ВЗИМАТЬ НАЛОГИ С ПРОЦЕНТОВ,
           ВЫПЛАЧИВАЕМЫХ ПО РАЗНЫМ ДОЛГОВЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ,
            ПРЕДОСТАВЛЕНО СТРАНЕ-ПОЛУЧАТЕЛЮ. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ
               ОГОВАРИВАЕТСЯ ПРАВО ВЗИМАНИЯ НАЛОГА И В
         СТРАНЕ-ИСТОЧНИКЕ, ЕСЛИ ПОЛУЧАТЕЛЬ ПРОЦЕНТОВ ЯВЛЯЕТСЯ
        ИХ ФАКТИЧЕСКИМ ВЛАДЕЛЬЦЕМ, ОДНАКО В ЭТОМ СЛУЧАЕ НАЛОГ
           НЕ МОЖЕТ ПРЕВЫШАТЬ 10% ОТ ОБЩЕЙ СУММЫ ПРОЦЕНТОВ.
             ДОЛЖНА ЛИ РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИ ВЫПЛАТЕ
         ПРОЦЕНТНЫХ ДОХОДОВ ПО КРЕДИТНОМУ ДОГОВОРУ С БАНКОМ В
         РЕСПУБЛИКЕ АЗЕРБАЙДЖАН УДЕРЖИВАТЬ НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ С
                ДОХОДОВ ЭТОГО БАНКА И ПО КАКОЙ СТАВКЕ?
           МОЖЕТ ЛИ РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УПЛАЧИВАТЬ СУММУ
              НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ИЗ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                         30 сентября 2011 г. 
                              N 03-08-05
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
запрос   относительно  применения  ст.  11  "Проценты"  Соглашения  от
03.07.1997  между Правительством Российской Федерации и Правительством
Азербайджанской  Республики  об  избежании  двойного налогообложения в
отношении  налогов  на  доходы  и  имущество  (далее  -  Соглашение) и
сообщает следующее.
     В соответствии со ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее   -   Кодекс)   прибылью   для   иностранных   организаций,  не
осуществляющих  деятельность  в  Российской Федерации через постоянные
представительства,  признаются  доходы,  полученные  от  источников  в
Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются
ст. 309 Кодекса.
     Подпунктом  3  п.  1  ст. 309 Кодекса установлено, что процентные
доходы  от  долговых  обязательств любого вида, полученные иностранной
организацией,    которые   не   связаны   с   ее   предпринимательской
деятельностью  в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной
организации  от источников в Российской Федерации и подлежат обложению
налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты.
     На   основании   ст.   7  Кодекса  если  международным  договором
Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения
и  сборов,  установлены  иные  правила  и  нормы,  чем предусмотренные
Кодексом  и принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами
о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных
договоров Российской Федерации.
     Согласно  п.  1  ст.  11 Соглашения проценты, возникающие в одном
Договаривающемся   Государстве   и   выплачиваемые  резиденту  другого
Договаривающегося Государства, могут облагаться налогами в этом другом
Государстве.
     Однако согласно п. 2 ст. 11 Соглашения такие проценты могут также
облагаться  налогом  в  Договаривающемся  Государстве,  в  котором они
возникают,  в  соответствии  с законодательством этого Государства, но
если   получатель   является   фактическим  владельцем  процентов,  то
взимаемый  в таком случае налог не должен превышать 10% от общей суммы
процентов.
     На  основании  пп.  4 п. 2 ст. 310 Кодекса исчисление и удержание
суммы   налога  с  доходов,  выплачиваемых  иностранным  организациям,
производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в п. 1
ст. 309 Кодекса, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением
случаев  выплаты  доходов,  которые  в  соответствии  с международными
договорами   (соглашениями)   не   облагаются   налогом  в  Российской
Федерации,   при   условии   предъявления   иностранной   организацией
налоговому  агенту  подтверждения,  предусмотренного  в  п.  1 ст. 312
Кодекса.
     Следовательно,  в  случае  выплаты иностранному банку - резиденту
Республики  Азербайджан  процентных  доходов  по  кредитному  договору
российская  организация - налоговый агент обязана исчислить и удержать
налог по ставке, установленной п. 2 ст. 11 Соглашения.
     Что  касается  вопроса  об  уплате налоговым агентом - российской
организацией  налога  из  собственных  средств, то необходимо отметить
следующее.
     Статьей  24  Кодекса на налогового агента возлагается обязанность
правильно   и   своевременно   исчислять,   удерживать   из   средств,
выплачиваемых  налогоплательщикам,  и  перечислять в бюджетную систему
Российской Федерации соответствующие налоги.
     Согласно  ст.  8  Кодекса  под  налогом  понимается обязательный,
индивидуально  безвозмездный  платеж.  Обязанность  по  уплате  налога
считается  исполненной налогоплательщиком со дня удержания сумм налога
налоговым  агентом,  если обязанность по исчислению и удержанию налога
из  денежных  средств  налогоплательщика  возложена  в  соответствии с
Кодексом  на  налогового  агента  (пп.  5  п. 3 ст. 45 Кодекса). Таким
образом,  налоговые  агенты  не  вправе  за  счет  собственных средств
уплачивать   суммы   налога   с  доходов  иностранной  организации  от
источников в Российской Федерации вместо налогоплательщика.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
30 сентября 2011 г. 
N 03-08-05