ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2012 ГОД И ПЕРИОД 2013 И 2014 ГОДОВ. Не задано. Центральный банк РФ (ЦБР). 28.10.11


Страницы: 1  2  


банковского сектора:
     -     возобновил     предоставление     кредитов,    обеспеченных
поручительствами кредитных организаций;
     -  повысил  поправочные  коэффициенты,  применяемые  для  расчета
стоимости  "нерыночных" активов, принимаемых в обеспечение по кредитам
Банка России, с 0,2 - 0,5 до 0,5 - 0,8;
     -  возобновляет с 1.11.2011 предоставление кредитов Банка России,
обеспеченных  активами  или  поручительствами,  на  срок  от 90 до 180
календарных дней.
     
         III. Сценарии макроэкономического развития на 2012 год
        и период 2013 и 2014 годов и прогноз платежного баланса
     
     Международные  финансовые  институты  и экономические организации
прогнозируют  продолжение  роста  мировой  экономики  в  2012 году и в
перспективе  до  2014 года. Темпы роста производства товаров и услуг в
мире  в  2012 году, по прогнозу МВФ, как и в 2011 году, составят 4,0%.
Тем  не  менее  неустойчивый  характер  восстановления экономики США и
нестабильное  состояние государственных финансов ряда зарубежных стран
создают  риски менее благоприятного развития экономических тенденций в
мире   в   среднесрочной   перспективе.   Не  исключается  возможность
существенного   снижения  деловой  активности  в  странах  -  торговых
партнерах России и нарастания рисков для зарубежных финансовых систем.
Прогнозируется  замедление  в 2012 году инфляции в большинстве стран -
торговых  партнеров  России,  что  объясняется  ожидаемым  уменьшением
вклада  изменения  цен  на  товары  энергетической и продовольственной
групп.  В  результате  снизятся  внешние  риски  ускорения роста цен в
России.  В  2012 году не прогнозируется существенного изменения уровня
процентных  ставок  за  рубежом  по  сравнению с 2011 годом. Ухудшение
ситуации на мировых финансовых рынках может повлиять на отток капитала
из страны, однако продолжение восстановительных процессов в российской
экономике,  улучшение  инвестиционного  климата  будут  способствовать
улучшению ситуации с притоком капитала.
     Банк   России   рассмотрел   три   варианта   условий  проведения
денежно-кредитной  политики  в  2012  -  2014  годах,  один из которых
соответствует  прогнозу  Правительства  Российской Федерации. В основу
сценариев положена различная динамика цен на нефть.
     В  рамках  первого  варианта  Банк России предполагает снижение в
2012  году  среднегодовой  цены  на  российскую нефть сорта "Юралс" на
мировом рынке до 75 долларов США за баррель.
     В  этих  условиях  в  2012  году  реальные располагаемые денежные
доходы  населения  могут  увеличиться  на  3,9%, инвестиции в основной
капитал - на 4,2%. Прирост ВВП ожидается на уровне 3,3%.
     В  основе  второго варианта рассматривается прогноз Правительства
Российской  Федерации,  положенный  в основу для разработки параметров
федерального  бюджета  на 2012 - 2014 годы. Предполагается, что в 2012
году  цена  на  российскую  нефть  может составить 100 долларов США за
баррель.
     
        Цена на нефть сорта "Юралс" (долларов США за баррель)
                                   
                       Рисунок (не приводится)
     
     Данный  вариант отражает развитие экономики в условиях реализации
активной   государственной   политики,   направленной   на   улучшение
инвестиционного      климата,     повышение     конкурентоспособности,
стимулирование   экономического  роста  и  модернизации,  а  также  на
повышение  эффективности  расходов  бюджета. Согласно этому варианту в
2012 году увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения
прогнозируется  на  уровне  5,0%.  Темп прироста инвестиций в основной
капитал  может  ускориться  до  7,8%.  В этих условиях объем ВВП может
возрасти на 3,7%.
     В  рамках  третьего варианта Банк России предполагает повышение в
2012 году цены на нефть сорта "Юралс" до 125 долларов США за баррель.
     В  условиях  увеличения  доходов от экспорта российских товаров в
2012  году  ожидается  повышение  инвестиционной  активности.  Прирост
инвестиций  в  основной капитал может составить 8,7%, прирост реальных
располагаемых денежных доходов населения - 5,2%. Увеличение объема ВВП
предполагается на уровне 4,7%.
     В  2013  -  2014  годах  увеличение  объема  ВВП в зависимости от
варианта прогноза ожидается в диапазоне 3,5 - 4,8%.
     Базовый  прогноз платежного баланса на 2012 - 2014 годы составлен
исходя  из  предположения,  что  цена  на  нефть  сорта  "Юралс" будет
оставаться  относительно  стабильной  и находиться в пределах 97 - 101
доллара  США.  В  первом  и  третьем вариантах учитывается вероятность
отклонения  цен  от  указанного  диапазона  на 25% в большую и меньшую
сторону.
     Согласно первому варианту прогноза при уменьшении средней цены на
российскую  нефть  до 75 долларов США за баррель в 2012 году ожидается
существенное  снижение  профицита  счета  текущих  операций платежного
баланса   -  до  11,3  млрд.  долларов  США.  Вследствие  опережающего
сокращения  экспорта  по  сравнению  с  импортом  положительное сальдо
баланса торговли товарами и услугами уменьшится до 69,7 млрд. долларов
США.  В  соответствии со вторым вариантом прогноза умеренное ухудшение
ценовой  конъюнктуры  топливно-энергетического  рынка  обусловит менее
масштабное  сокращение  профицита  счета  текущих операций и активного
сальдо  баланса  товаров  и услуг - до 36,5 и 101,9 млрд. долларов США
соответственно.  В  условиях благоприятной ценовой конъюнктуры внешней
торговли,  соответствующей  третьему  варианту,  положительные  сальдо
счета  текущих  операций (72,5 млрд. долларов США) и баланса товаров и
услуг  (141,8  млрд. долларов США), тем не менее, не превысят значений
2011 года.
     Дефицит  баланса  доходов и текущих трансфертов, согласно первому
варианту,  незначительно  уменьшится  - до 58,4 млрд. долларов США. Во
втором  и  третьем  вариантах  его  отрицательное  сальдо  ожидается в
размере 65,4 и 69,3 млрд. долларов США соответственно.
     Сальдо  счета  операций с капиталом и финансовыми инструментами в
первом  и  втором  вариантах  прогнозируется с сокращением дефицита до
26,3  и  10,5  млрд.  долларов  США  соответственно,  в  третьем  - до
сбалансированного  уровня.  В  2012  году  в первом и втором вариантах
интенсивность  прироста  внешних  обязательств  экономики  позволит  в
большей  степени, чем в 2011 году, компенсировать инвестиции за рубеж,
что  будет способствовать уменьшению нетто-оттока частного капитала до
25,0   и  10,0  млрд.  долларов  США  соответственно,  третий  вариант
предусматривает    уравновешенные   трансграничные   потоки   частного
капитала.   Сальдо  операций  сектора  государственного  управления  и
органов   денежно-кредитного   регулирования   будет   незначительным.
Замедлению вывоза частного капитала будут способствовать рост интереса
иностранных   инвесторов  к  российским  активам,  а  также  частичная
переориентация резидентов на вложения во внутреннюю экономику.
     Профицит   текущего   счета   в  первом  варианте  лишь  частично
компенсирует  отрицательное  сальдо  по финансовому счету, во втором -
полностью,  а  в  третьем - компенсации не потребуется. В результате в
первом  варианте  валютные  резервы  уменьшатся на 14,9 млрд. долларов
США,  а во втором и третьем - увеличатся на 26,0 и 72,5 млрд. долларов
США соответственно.

           Прогноз платежного баланса Российской Федерации
               на 2012 - 2014 годы (млрд. долларов США)

--------------------------T----------T--------------------------------T--------------------------------T--------------------------------¬
¦                         ¦ 2011 год ¦          2012 год              ¦          2013 год              ¦          2014 год              ¦
¦                         ¦ (оценка) ¦                                ¦                                ¦                                ¦
+-------------------------+----------+----------T----------T----------+----------T----------T----------+----------T----------T----------+
¦                         ¦   108    ¦ I        ¦ II       ¦ III      ¦ I        ¦ II       ¦ III      ¦ I        ¦ II       ¦ III      ¦
¦                         ¦ долларов ¦ вариант  ¦ вариант  ¦ вариант  ¦ вариант  ¦ вариант  ¦ вариант  ¦ вариант  ¦ вариант  ¦ вариант  ¦
¦                         ¦  США за  ¦ (75      ¦ (100     ¦ (125     ¦ (73      ¦ (97      ¦ (121     ¦ (76      ¦ (101     ¦ (126     ¦
¦                         ¦ баррель  ¦ долларов ¦ долларов ¦ долларов ¦ долларов ¦ долларов ¦ доллар   ¦ долларов ¦ доллар   ¦ долларов ¦
¦                         ¦          ¦ США за   ¦ США за   ¦ США за   ¦ США за   ¦ США за   ¦ США за   ¦ США за   ¦ США за   ¦ США за   ¦
¦                         ¦          ¦ баррель) ¦ баррель) ¦ баррель) ¦ баррель) ¦ баррель) ¦ баррель) ¦ баррель) ¦ баррель) ¦ баррель) ¦
+-------------------------+----------+----------+----------+----------+----------+----------+----------+----------+----------+----------+
¦ Счет текущих операций   ¦   96,3   ¦  11,3    ¦  36,5    ¦  72,5    ¦ -15,7    ¦   5,9    ¦  49,8    ¦ -34,4    ¦  -6,0    ¦  37,1    ¦
¦                         ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦  Баланс товаров и услуг ¦  155,6   ¦  69,7    ¦  101,9   ¦ 141,8    ¦  45,3    ¦  73,4    ¦ 121,8    ¦  29,0    ¦  63,5    ¦ 110,7    ¦
¦                         ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦    Экспорт товаров и    ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦    услуг                ¦  576,3   ¦ 490,1    ¦  584,3   ¦ 666,7    ¦ 491,5    ¦  594,9   ¦ 697,6    ¦ 508,7    ¦  633,7   ¦ 754,4    ¦
¦                         ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦    Импорт товаров и     ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦    услуг                ¦  -420,7  ¦ -420,4   ¦ -482,5   ¦ -524,9   ¦ -446,2   ¦ -521,5   ¦ -575,9   ¦ -479,7   ¦ -570,2   ¦ -643,8   ¦
¦                         ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦  Баланс доходов и       ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦  текущих трансфертов    ¦  -59,3   ¦ -58,4    ¦  -65,4   ¦ -69,3    ¦ -61,0    ¦  -67,5   ¦ -71,9    ¦ -63,4    ¦  -69,6   ¦ -73,6    ¦
+-------------------------+----------+----------+----------+----------+----------+----------+----------+----------+----------+----------+
¦ Счет операций с         ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦ капиталом и финансовыми ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦ инструментами           ¦  -73,6   ¦ -26,3    ¦  -10,5   ¦  0,0     ¦  -2,8    ¦  18,0    ¦  23,5    ¦  12,2    ¦  33,0    ¦  38,5    ¦
+-------------------------+----------+----------+----------+----------+----------+----------+----------+----------+----------+----------+
¦ Финансовый счет (кроме  ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦ резервных активов)      ¦  -73,6   ¦ -26,3    ¦  -10,5   ¦  0,0     ¦  -2,8    ¦  18,0    ¦  23,5    ¦  12,2    ¦  33,0    ¦  38,5    ¦
¦                         ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦   Сектор                ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦   государственного      ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦   управления и органы   ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦   денежно-кредитного    ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦   регулирования         ¦   -3,6   ¦  -1,3    ¦  -0,5    ¦  0,0     ¦  2,2     ¦   3,0    ¦  3,5     ¦  2,2     ¦   3,0    ¦  3,5     ¦
¦                         ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦   Частный сектор        ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦   (включая чистые       ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦   ошибки и пропуски)    ¦  -70,0   ¦ -25,0    ¦  -10,0   ¦  0,0     ¦  -5,0    ¦  15,0    ¦  20,0    ¦  10,0    ¦  30,0    ¦  35,0    ¦
+-------------------------+----------+----------+----------+----------+----------+----------+----------+----------+----------+----------+
¦ Изменение валютных      ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦ резервов ("+" -         ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦ снижение, "-" - рост)   ¦  -22,7   ¦  14,9    ¦  -26,0   ¦ -72,5    ¦  18,4    ¦  -23,8   ¦ -73,3    ¦  22,2    ¦  -26,9   ¦ -75,6    ¦
L-------------------------+----------+----------+----------+----------+----------+----------+----------+----------+----------+-----------

     В   рамках   первого   варианта  прогноза  платежного  баланса  в
среднесрочной перспективе в условиях невысоких цен на российскую нефть
ожидается  существенное уменьшение профицита баланса товаров и услуг -
до  45,3 млрд. долларов США в 2013 году и до 29,0 млрд. долларов США в
2014  году.  При  этом  дефицит  баланса доходов и текущих трансфертов
увеличится.  В  результате  сальдо  счета  текущих операций перейдет в
область  отрицательных  значений  и составит 15,7 млрд. долларов США в
2013 году и 34,4 млрд. долларов США в 2014 году. Во втором варианте на
фоне увеличения импорта сальдо счета текущих операций в 2013 году хотя
и сохранится положительным, но уменьшится до 5,9 млрд. долларов США, в
2014  году  его  дефицит  составит  6,0  млрд. долларов США. В третьем
варианте прогноза профицит счета текущих операций в 2013 году оценен в
49,8  млрд.  долларов США, в 2014 году - в 37,1 млрд. долларов США. Во
всех   вариантах   прогноза  платежного  баланса  в  2014  году  учтен
положительный  эффект  от  проведения  XXII  зимних  Олимпийских  игр,
оцениваемый  в  4  -  5  млрд.  долларов  США.  Прогнозируемое во всех
вариантах   уменьшение  сальдо  счета  текущих  операций  основано  на
предположении  о более сбалансированном участии Российской Федерации в
системе международного разделения труда.
     Сальдо  счета  операций  с  капиталом и финансовыми инструментами
будет складываться под влиянием увеличения притока частного капитала в
российскую  экономику.  Тем  не  менее  в  2013 году, согласно первому
варианту,  финансовый счет останется отрицательным в размере 2,8 млрд.
долларов  США. В других вариантах прогноза на 2013 год на фоне высоких
цен  на  основные  товары  российского  экспорта  ожидается расширение
привлечения   иностранного   капитала   частным  сектором  и  профицит
финансового счета в размере 18,0 - 23,5 млрд. долларов США. Дальнейший
рост иностранных инвестиций в 2014 году обусловит положительное сальдо
счета  операций  с  капиталом  и  финансовыми  инструментами  во  всех
вариантах:  от 12,2 млрд. долларов США в первом варианте до 38,5 млрд.
долларов США - в третьем.
     В  первом варианте снижение резервных активов составит 18,4 млрд.
долларов  США  в  2013  году  и 22,2 млрд. долларов США в 2014 году. В
остальных  вариантах в 2013 и 2014 годах ожидается пополнение валютных
резервов  соответственно  на  23,8 и 26,9 млрд. долларов США во втором
варианте и на 73,3 и 75,6 млрд. долларов США - в третьем.
     
           IV. Цели и инструменты денежно-кредитной политики
               в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов
                                   
       IV.1. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики
                          и денежная программа
     
     В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики
Российской     Федерации     и    основными    параметрами    прогноза
социально-экономического  развития  Российской Федерации на 2012 год и
плановый период 2013 и 2014 годов Правительство Российской Федерации и
Банк  России определили задачу снизить инфляцию в 2012 году до 5 - 6%,
в  2013  году  -  до  4,5  - 5,5%, в 2014 году - до 4 - 5% (из расчета
декабрь  к  декабрю  предыдущего  года). Указанной цели по инфляции на
потребительском  рынке  соответствует базовая инфляция на уровне 4,5 -
5,5% в 2012 году, 4 - 5% в 2013 году и 3,5 - 4,5% в 2014 году.
     Расчеты  по  денежной  программе на 2012 - 2014 годы осуществлены
исходя  из  показателей  спроса  на  деньги,  соответствующих  целевым
ориентирам  по  инфляции и прогнозной динамике ВВП, а также прогнозным
показателям  платежного  баланса  и  параметрам  проекта  федерального
бюджета.
     Ожидается,  что в рассматриваемый период экономический рост будет
обеспечиваться за счет как внешних факторов, связанных с благоприятной
конъюнктурой  мировых  рынков  сырья  и  капитала,  так  и  внутренних
факторов,  включая  увеличение  кредитования банками реального сектора
российской экономики.
     В  зависимости  от  вариантов  прогноза  темп  прироста денежного
агрегата  М2  в 2012 году может составить 12 - 20%, в 2013 году - 16 -
19%, в 2014 году - 17 - 20%.
     Банк   России   разработал   три   варианта  денежной  программы,
соответствующие  основным  сценариям прогноза социально-экономического
развития  Российской  Федерации  на  период 2012 - 2014 годов и другим
параметрам,   указанным   выше.  При  этом  второй  вариант  программы
базируется   на  макроэкономических  показателях,  использованных  при
формировании  проекта  федерального  бюджета  на  2012  год и плановый
период  2013  -  2014  годов.  Темп  прироста  денежной  базы  в узком
определении,  рассчитанный  исходя из необходимости достижения целевых
показателей   по   инфляции   и   соответствующий   оценкам   динамики
экономического  роста,  в  зависимости  от  сценарных  вариантов может
составить  в  2012 году 9 - 16%, в 2013 году - 12 - 14%, в 2014 году -
13 - 15%.
     С   учетом  прогнозируемой  в  течение  рассматриваемого  периода
динамики  показателей  платежного  баланса  ожидается,  что в условиях
первого  варианта формирование денежного предложения будет происходить
в  основном за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов
денежно-кредитного   регулирования   при   сокращении   объема  чистых
международных резервов (ЧМР), второго и третьего вариантов - в большей
степени  за  счет  увеличения  ЧМР.  При  этом  большое  значение  для
реализации денежно-кредитной политики будут иметь параметры исполнения
федерального бюджета, оказывающие влияние на изменение чистого кредита
банкам со стороны Банка России.
     В   соответствии   с   бюджетными  проектировками  в  предстоящий
трехлетний период ожидается формирование дефицита федерального бюджета
в  2012  -  2014  годах.  Планируется, что в среднесрочной перспективе
финансирование  дефицита  федерального  бюджета  будет  осуществляться
преимущественно  за  счет расширения объема внутренних заимствований и
поступлений от приватизации. При этом предполагается увеличить остатки
средств  Резервного  фонда  в  2012  -  2014  годах.  Однако  учитывая
сохранение  относительно  высокой  доли  нефтегазовых  доходов в общем
объеме  государственных  доходов  и  объективные пределы осуществления
государственных  заимствований  в  рассматриваемый  период,  изменение
ситуации  на  глобальных  товарных  и финансовых рынках по сравнению с
исходными  условиями  для  формирования  проекта  федерального бюджета
может  привести  к  соответствующей  корректировке объемов монетарного
финансирования дефицита федерального бюджета.
     В   рамках   второго  и  третьего  вариантов  денежной  программы
предполагается  снижение  чистого  кредита федеральному правительству,
обусловленное  в  основном  накоплением  средств  на счетах суверенных
фондов, в первом варианте - его рост.
     Указанные  условия  будут определять влияние бюджетного канала на
формирование  денежного  предложения  в  2012  -  2014 годах. С учетом
прогнозируемой  динамики чистого кредита расширенному правительству по
всем  вариантам прогноза в указанный период ожидается последовательный
рост  объемов  рефинансирования кредитных организаций со стороны Банка
России.
     В  рамках первого варианта денежной программы, предусматривающего
значительное  снижение  мировых  цен  на  нефть,  в  2012 - 2014 годах
прогнозируется  абсолютное  уменьшение ЧМР: в 2012 году - на 0,5 трлн.
рублей,  в 2013 году - на 0,6 трлн. рублей, в 2014 году - на 0,7 трлн.
рублей.
     
      Прогноз показателей денежной программы на 2012 - 2014 годы
                          (млрд. рублей) <1>
     
     --------------------------------
     <1>   Показатели   программы,  рассчитываемые  по  фиксированному
обменному  курсу,  определены  исходя  из  официального курса рубля на
начало 2011 года.

------------------------T-----------T-----------------------------T-----------------------------T-----------------------------¬
¦                       ¦ 1.01.2012 ¦         1.01.2013           ¦         1.01.2014           ¦         1.01.2015           ¦
¦                       ¦ (оценка)  +---------T---------T---------+---------T---------T---------+---------T---------T---------+
¦                       ¦           ¦    I    ¦   II    ¦   III   ¦    I    ¦   II    ¦   III   ¦    I    ¦   II    ¦   III   ¦
¦                       ¦           ¦ вариант ¦ вариант ¦ вариант ¦ вариант ¦ вариант ¦ вариант ¦ вариант ¦ вариант ¦ вариант ¦
+-----------------------+-----------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦ Денежная база (узкое  ¦   7099    ¦  7713   ¦  8058   ¦  8264   ¦  8672   ¦  9137   ¦  9452   ¦  9825   ¦  10440  ¦  10891  ¦
¦ определение)          ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦                       ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦   - наличные деньги   ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦     в обращении (вне  ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦     Банка России)     ¦   6840    ¦  7420   ¦  7752   ¦  7950   ¦  8330   ¦  8777   ¦  9079   ¦  9421   ¦  10012  ¦  10444  ¦
¦                       ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦   - обязательные      ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦     резервы <1>       ¦    259    ¦   293   ¦   306   ¦   314   ¦   342   ¦   361   ¦   373   ¦   403   ¦   429   ¦   447   ¦
+-----------------------+-----------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦ Чистые международные  ¦   15090   ¦  14635  ¦  15882  ¦  17301  ¦  14073  ¦  16608  ¦  19534  ¦  13396  ¦  17429  ¦  21837  ¦
¦ резервы               ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦                       ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦   - в млрд. долларов  ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦     США               ¦    495    ¦   480   ¦   521   ¦   568   ¦   462   ¦   545   ¦   641   ¦   440   ¦   572   ¦   717   ¦
+-----------------------+-----------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦ Чистые внутренние     ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦ активы                ¦   -7991   ¦  -6922  ¦  -7824  ¦  -9036  ¦  -5401  ¦  -7471  ¦ -10082  ¦  -3571  ¦  -6989  ¦ -10946  ¦
+-----------------------+-----------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦  Чистый кредит        ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦  расширенному         ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦  правительству        ¦   -5529   ¦  -5202  ¦  -5698  ¦  -6589  ¦  -4801  ¦  -6159  ¦  -7864  ¦  -4290  ¦  -6706  ¦  -9283  ¦
¦                       ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦   - чистый кредит     ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦     федеральному      ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦     правительству     ¦   -4229   ¦  -4038  ¦  -4534  ¦  -5425  ¦  -3537  ¦  -4895  ¦  -6600  ¦  -2926  ¦  -5342  ¦  -7919  ¦
¦                       ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦   - остатки средств   ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦     консолидированных ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦     бюджетов          ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦     субъектов         ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦     Российской        ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦     Федерации и       ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦     государственных   ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦     внебюджетных      ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦     фондов на счетах  ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦     в Банке России    ¦   -1300   ¦  -1164  ¦  -1164  ¦  -1164  ¦  -1264  ¦  -1264  ¦  -1264  ¦  -1364  ¦  -1364  ¦  -1364  ¦
+-----------------------+-----------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦  Чистый кредит        ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦  банкам               ¦    -90    ¦   679   ¦   250   ¦   116   ¦  1865   ¦  1092   ¦   565   ¦  3187   ¦  2072   ¦  1281   ¦
¦                       ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦   - валовой кредит    ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦     банкам            ¦    950    ¦  1687   ¦  1302   ¦  1196   ¦  2876   ¦  2157   ¦  1667   ¦  4211   ¦  3160   ¦  2385   ¦
¦                       ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦   - корреспондентские ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦     счета кредитных   ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦     организаций,      ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦     депозиты банков   ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦     в Банке России и  ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦     другие            ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦     инструменты       ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦     абсорбирования    ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦     свободной         ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦     банковской        ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦     ликвидности       ¦   -1040   ¦  -1008  ¦  -1053  ¦  -1080  ¦  -1012  ¦  -1066  ¦  -1103  ¦  -1024  ¦  -1089  ¦  -1105  ¦
+-----------------------+-----------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦  Прочие чистые        ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦  неклассифицированные ¦           ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦         ¦
¦  активы               ¦   -2372   ¦  -2399  ¦  -2376  ¦  -2563  ¦  -2465  ¦  -2404  ¦  -2783  ¦  -2468  ¦  -2354  ¦  -2944  ¦
L-----------------------+-----------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+----------

     --------------------------------
     <1>  Обязательные  резервы  по обязательствам в валюте Российской
Федерации, депонированные на счетах в Банке России.
     
     Для  обеспечения  роста денежной базы до уровня, соответствующего
параметрам  данного  варианта  программы, необходимо увеличение ЧВА на
1,1 трлн. рублей в 2012 году, на 1,5 трлн. рублей в 2013 году и на 1,8
трлн. рублей в 2014 году.
     Формирование  цен  на  нефть  ниже  уровня, заложенного в проекте
бюджета  на  2012 - 2014 годы, повышает уязвимость бюджета к различным
шокам.  При условии сохранения расходов федерального бюджета в объеме,
предусмотренном   в   бюджетных  проектировках,  дефицит  федерального
бюджета  в  рамках  указанного  варианта  в  2012  -  2014 годах может
составить   около  4%  ВВП.  Необходимость  его  финансирования  может
привести  к  существенному  расходованию  средств суверенных фондов, а
также  масштабному  наращиванию  объема государственных заимствований,
что  будет сопровождаться ростом цены последних и увеличением расходов
на  обслуживание  государственного  долга.  При этом значительный рост
заимствований  на внутреннем рынке может привести к вытеснению кредита
реальному  сектору  экономики,  а увеличение внешних заимствований - к
притоку краткосрочного капитала.
     В  первом  варианте  денежной программы предполагается увеличение
объема  чистого кредита расширенному правительству на 0,3 трлн. рублей
в  2012  году,  на  0,4 трлн. рублей в 2013 году, а также на 0,5 трлн.
рублей в 2014 году. Согласно расчетам, при реализации данного сценария
в 2012 - 2014 годах прирост чистого кредита банкам может составить 0,8
-  1,3  трлн.  рублей  в  год при активизации операций Банка России по
предоставлению  ликвидности  банковскому  сектору. В 2014 году валовой
кредит банкам может достигнуть 40% от объема денежной базы.
     Во  втором  варианте  денежной программы предполагается умеренная
динамика   мировых   цен   на  нефть  в  рамках  прогнозного  периода.
Соответствующий  показателям  прогноза  платежного баланса прирост ЧМР
составит в 2012 году 0,8 трлн. рублей, в 2013 году - 0,7 трлн. рублей,
в 2014 году - 0,8 трлн. рублей.
     Согласно  расчетам,  в  2012  -  2014 годах указанный прирост ЧМР
необходимо  будет дополнить увеличением ЧВА, которое с учетом динамики
денежной  базы, определенной в соответствии с ориентирами по инфляции,
в указанный период должно составить 0,2 - 0,5 трлн. рублей в год.
     Исходя   из   предусматриваемого   в   соответствии  с  основными
параметрами   бюджетной   политики  сокращения  дефицита  федерального
бюджета   и   его  финансирования  в  основном  за  счет  немонетарных
источников,  можно  ожидать,  что  объем  чистого кредита расширенному
правительству  в  2012  году  сократится на 0,2 трлн. рублей, в 2013 и
2014 годах - на 0,5 трлн. рублей ежегодно.
     При   указанной   динамике   кредита  расширенному  правительству
основным  каналом  увеличения  ЧВА  в  2012 - 2014 годах будет прирост
чистого  кредита  банкам  (на  0,3  - 1,0 трлн. рублей в год), который
будет обеспечен в значительной мере за счет повышения валового кредита
банкам.
     В   соответствии   с   третьим   вариантом   денежной  программы,
предполагающим  высокие  цены  на  нефть, увеличение ЧМР в 2012 - 2013
годах  составит  2,2  трлн.  рублей  ежегодно, в 2014 году - 2,3 трлн.
рублей.   При   этом  с  учетом  оцениваемой  динамики  денежной  базы
ожидается,  что  в  2012,  2013  и  2014 годах снижение ЧВА по данному
варианту должно составить 1,0; 1,0 и 0,9 трлн. рублей соответственно.
     С   учетом   предполагаемой   благоприятной   внешнеэкономической
конъюнктуры  и более значительного роста ВВП по данному варианту можно
ожидать  и  более  существенное,  чем  по второму варианту, увеличение
остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует
снижению чистого кредита расширенному правительству на 1,1 - 1,4 трлн.
рублей в год в 2012 - 2014 годах. Объемы государственных заимствований
в этом случае могут быть ниже заложенных в бюджетных проектировках.
     В  рамках данного сценария предполагается, что в 2012 году чистый
кредит  банкам  увеличится  на  0,2 трлн. рублей, в 2013 году - на 0,4
трлн. рублей, в 2014 году - на 0,7 трлн. рублей.
     Основные   параметры  денежно-кредитной  политики  в  предстоящий
трехлетний  период  будут  определяться  развитием ситуации на внешних
рынках,  соотношением  между  уровнем  ставок  на внутреннем и внешнем
рынках,  степенью  жесткости  бюджетной  политики  и  ходом реализации
экономических реформ. Показатели денежной программы не являются жестко
заданными   и   могут   быть   уточнены  при  изменении  экономической
конъюнктуры  и  отклонении  фактических  значений  от исходных условий
формирования   вариантов   развития  экономики.  В  целях  адекватного
реагирования  на  изменение  состояния денежно-кредитной сферы и учета
возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России
будет   применять   весь   спектр   инструментов,   имеющихся   в  его
распоряжении.
     
                     IV.2. Политика валютного курса
                                   
     Основной  задачей  курсовой  политики на 2012 год и период 2013 -
2014  годов является последовательное сокращение прямого вмешательства
Банка  России  в  курсообразование  и  создание условий для перехода к
режиму  плавающего  валютного  курса.  Банк России продолжит политику,
направленную   на   повышение   гибкости  курса  рубля,  что  позволит
подготовить  участников  рынка к переходу к плавающему курсу, облегчая
процесс  их  адаптации  к  значительным  колебаниям  валютного  курса,
вызванным внешними шоками.
     В  течение переходного периода курсовая политика будет направлена
на  сглаживание  колебаний  курса  рубля к основным мировым валютам, а
также  на  компенсацию  устойчивых дисбалансов спроса и предложения на
внутреннем валютном рынке. Параметры механизма курсовой политики будут
определяться   с  учетом  основных  факторов  формирования  платежного
баланса,  показателей  бюджетной  системы  и  конъюнктуры  российского
денежного  рынка  и  согласовываться с целями единой денежно-кредитной
политики.  При  этом  Банк  России  не  будет устанавливать каких-либо
целевых  значений  или  фиксированных  ограничений  на  уровень  курса
национальной валюты.
     В  настоящее  время  сохраняющийся  значительный  профицит  счета
текущих  операций  создает  фундаментальные предпосылки для укрепления
рубля.  Однако  прогнозируемое  сокращение профицита торгового баланса
вследствие  быстрого  роста  импорта  приведет к снижению роли данного
фактора  и,  соответственно,  усилению влияния на курс состояния счета
операций  с  капиталом  и  финансовыми  инструментами.  Трансграничные
потоки  капитала  могут  быть  подвержены  резким  колебаниям вслед за
изменением  настроений  участников  российского  и  мировых финансовых
рынков. Следствием этого, а также результатом сокращения участия Банка
России  в  операциях  на  валютном  рынке станет рост неопределенности
динамики  курса  рубля  в среднесрочной перспективе. В данных условиях
возрастет  значение управления курсовым риском экономическими агентами
как в реальном, так и в финансовом секторе.
     
              IV.3. Инструменты денежно-кредитной политики
                           и их использование
                                   
     Одной из ключевых задач Банка России на 2012 - 2014 годы является
формирование   необходимых   условий   для   повышения   эффективности
проводимой  процентной  политики.  Для  этого  Банк  России  продолжит
осуществление     мер,     направленных    на    повышение    гибкости
курсообразования,      совершенствование      системы     инструментов
денежно-кредитного   регулирования,   сглаживание  влияния  автономных
факторов  на динамику банковской ликвидности. Это будет способствовать
постепенному    усилению    воздействия   канала   процентных   ставок
трансмиссионного  механизма  денежно-кредитной  политики на достижение
конечной  цели  по  инфляции. В частности, для повышения действенности
влияния  процентной  политики  Банка  России  на  краткосрочные ставки
денежного  рынка  предстоит  принятие  решений  по оптимизации системы
инструментов   денежно-кредитного   регулирования,   совершенствованию
механизмов  проведения  операций  Банка  России  на  основе  прогнозов
показателей ликвидности банковского сектора.
     По  мере перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России
продолжит  движение  в  сторону дальнейшего сокращения вмешательства в
процессы   курсообразования,   постепенно  отказываясь  от  управления
валютным  курсом.  При  этом  в  зависимости  от развития ситуации под
воздействием внешних и внутренних факторов Банк России может проводить
операции    на   внутреннем   валютном   рынке,   приводящие   как   к
предоставлению, так и к изъятию ликвидности.
     В     зависимости     от     реализации    различных    сценариев
макроэкономического   развития,   оказывающих   влияние   на  динамику
денежно-кредитных   показателей,   Банк   России   готов  к  активному
применению  инструментов  предоставления  денежных средств банковскому
сектору или абсорбирования свободной ликвидности кредитных организаций
для   достижения   целевых  ориентиров  денежно-кредитной  политики  в
среднесрочной перспективе.
     В  рамках  всех вариантов прогноза, рассмотренных выше, ожидается
рост  чистого кредита банкам со стороны Банка России. При формировании
дефицита  банковской  ликвидности  Банк  России  обеспечит  применение
необходимого  набора инструментов рефинансирования на основе сочетания
операций  по  предоставлению  средств  на аукционной основе и операций
постоянного действия.
     В  целях  повышения  эффективности инструментов денежно-кредитной
политики  Банк  России  продолжит  работу,  направленную  на повышение
доступности  операций  рефинансирования  для  кредитных организаций, в
частности  за счет расширения перечня активов, используемых в качестве
обеспечения  по  указанным  операциям.  Вместе  с тем будет продолжена
работа  по  созданию  единого  механизма  рефинансирования  банков под
обеспечение    активов,   входящих   в   "единый   пул   обеспечения".
Предполагается,  что  в  его  состав  будут  входить такие активы, как
векселя,  права  требования  по  кредитным  договорам,  ценные бумаги,
входящие  в  Ломбардный  список  Банка  России,  а  также включенные в
котировальные  списки  российских  фондовых  бирж,  золото и иные виды
активов.
     При   развитии   ситуации   в  банковском  секторе,  при  которой
формируется  избыточное  денежное  предложение, Банк России в качестве
инструментов  для  его абсорбирования продолжит использование операций
по  размещению  ОБР  и депозитных операций с кредитными организациями.
Дополнительным  инструментом  регулирования  ликвидности Банком России
могут   служить   операции   на   открытом  рынке  с  государственными
облигациями и другими ценными бумагами.
     Банк     России     предполагает     использовать    возможности,
предоставляемые   системой  банковских  электронных  срочных  платежей
(БЭСП),  для проведения расчетов по операциям предоставления и изъятия
ликвидности.
     Банк   России   продолжит  использование  обязательных  резервных
требований  в  качестве инструмента денежно-кредитного регулирования и
сдерживания   инфляционных   процессов.  В  зависимости  от  изменения
состояния  ликвидности банковского сектора Банк России может принимать
решения  относительно  изменения нормативов обязательных резервов и их
дифференциации   с   учетом   соотношения  рисков  инфляции  и  рисков
замедления   экономического   роста,   а  также  рисков,  связанных  с
внешнеэкономическими факторами.
     В  2012  -  2014  годах  Банк  России  продолжит взаимодействие с
Минфином  России  по  вопросам,  касающимся непосредственно реализации
денежно-кредитной  политики  и  функционирования  финансового рынка. В
частности,  будет  продолжено  использование и развитие реализованного
Минфином   России  совместно  с  Банком  России  механизма  размещения
свободных  бюджетных  средств  в  кредитных организациях, позволяющего
сглаживать  воздействие неравномерности бюджетных потоков на состояние
ликвидности  банковского  сектора. Кроме того, Банк России совместно с
Минфином  России  будет  участвовать  в разработке и реализации мер по
развитию  рынка  государственных ценных бумаг. Повышение ликвидности и
увеличение   емкости   рынка  государственных  ценных  бумаг  расширит
возможности  Банка  России  по  регулированию  денежного предложения и
будет  способствовать  повышению  эффективности трансмиссии процентной
политики.
     
                             V. Приложение
                                   
           V.1. Мероприятия Банка России по совершенствованию
          банковской системы и банковского надзора в 2012 году
                     и на период 2013 и 2014 годов
     
     В    2012   -   2014   годах   деятельность   Банка   России   по
совершенствованию  банковской  системы  и  банковского  надзора  будет
сосредоточена  на  реализации мер, предусмотренных Стратегией развития
банковского  сектора  Российской  Федерации  на  период до 2015 года в
части   повышения   качества  банковской  деятельности  и  обеспечения
устойчивости кредитных организаций.
     Банковский   сектор   будет  развиваться  в  условиях  обострения
конкуренции  (как  внутриотраслевой,  так и межотраслевой) на наиболее
доходных   сегментах   рынка   банковских   услуг.  Это  обусловливает
необходимость  реализации кредитными организациями мер по повышению их
капитализации.  Ожидается  также  активизация процессов консолидации в
банковском секторе с формированием более крупных банковских структур.
     Одновременно получат развитие процессы диверсификации банковского
бизнеса  и доходов, в том числе в связи с внедрением новых технологий,
совершенствованием систем управления банковскими рисками и банковского
регулирования.  Предстоит  обеспечить  снижение концентрации рисков, в
том  числе  на заемщика (группу связанных заемщиков), объект вложений,
вид   деятельности,   отрасль.  Предполагается,  что  для  поддержания
стабильного   уровня   доходов   банки   будут   развивать   продукты,
генерирующие комиссионный доход.
     Существенное  внимание  кредитные организации уделят формированию
долгосрочной  ресурсной  базы,  все  более  важным  элементом  которой
становятся вклады населения.
     Указанные  тенденции  должны  оказать  благоприятное  влияние  на
уровень обеспеченности банковскими услугами граждан и организаций.
     Усиление конкуренции и меры по развитию банковского регулирования
и банковского надзора должны способствовать повышению транспарентности
и  рыночной  дисциплины  в  банковском секторе. В результате кредитные
организации  будут  в  большей  мере  ориентироваться  на долгосрочные
результаты   деятельности,   более   рациональное   ведение   бизнеса,
построение эффективных систем управления, включая управление рисками.
     В сфере совершенствования банковского регулирования и банковского
надзора Банк России в 2012 - 2014 годах продолжит работу, направленную
на  повышение  качества  банковского  капитала  и активов, ограничение
уровня    рисков,   включая   степень   их   концентрации,   повышение
достоверности  учета  и  отчетности  кредитных  организаций.  Основным
инструментом  выполнения  задач  в  сфере  банковского регулирования и
банковского     надзора     будет    развитие    риск-ориентированных,
содержательных   подходов,   базирующихся  на  отечественном  опыте  и
международной практике.
     Совершенствование  практики  банковского  надзора и повышение его
качества намечается осуществлять по следующим направлениям:
     -  идентификация  принятых  банками  рисков  с  учетом перспектив
состояния  экономики  и  финансовой  сферы,  развитие  системы раннего
реагирования;
     -  реализация  дифференцированного  подхода  к  режиму  надзора с
учетом  системной значимости, профиля и уровня рисков, а также степени
транспарентности кредитных организаций;
     -  осуществление  надзорных  мероприятий по снижению концентрации
рисков, в том числе рисков на бизнес аффилированных с банками лиц;
     - развитие надзора на консолидированной основе;
     -    развитие    взаимодействия   с   органами   государственного
регулирования  и  контроля,  включая  зарубежные,  по  вопросам обмена
информацией.
     Предусматривается    развитие   системы   контроля   со   стороны
центрального  аппарата  Банка  России  за  ситуацией,  прежде  всего в
системно значимых кредитных организациях.
     Банк  России  исходит  из  необходимости создания законодательных
основ  внедрения  в  Российской  Федерации всех стандартов банковского
регулирования   и   банковского   надзора,   установленных  Базельским
комитетом  по банковскому надзору (БКБН), включая предоставление Банку
России   права  определять  для  кредитных  организаций  требования  к
системам  корпоративного  управления,  управления рисками и капиталом,
осуществлять   консолидированный   надзор,  использовать  в  надзорной
практике  профессиональное суждение, а также определять применение мер
воздействия   в  отношении  членов  исполнительных  органов  и  совета
директоров  (наблюдательного  совета)  за  недостатки  в  деятельности
кредитных организаций.
     В рамках реализации положений Базеля II в 2012 - 2014 годах будет
проводиться   работа  по  подготовке  нормативных  актов  по  вопросам
регулирования и надзора за деятельностью банков, применяющих подходы к
оценке кредитного риска, основанные на внутрибанковских рейтингах. При
взаимодействии  с  кредитными организациями будут осуществляться также
разработка   и  внедрение  внутренних  процедур  оценки  достаточности
капитала.
     В  рамках  внедрения  новых международных требований к качеству и
достаточности  капитала,  поддержанию необходимого уровня ликвидности,
предусмотренных документами БКБН (Базель III), принятыми в 2010 году и
поддержанными  главами  государств  "Группы  20"  на саммите в Сеуле в
ноябре 2010 года, будет проведена работа:
     -  по  внесению  изменений  в нормативную базу в части пересмотра
структуры регулятивного капитала и введения требований к достаточности
компонентов капитала;
     -  по  установлению  требований  к формированию буферов капитала,
введению  показателя  "леверидж", определяемого как отношение величины
капитала  к  совокупной  величине  активов и внебалансовых позиций без
учета уровня риска по ним;
     -   по   введению   двух   нормативов   ликвидности:   показателя
краткосрочной   ликвидности,  определяемого  как  отношение  ликвидных
активов  к  чистому  оттоку  денежных  средств  в  ближайшие 30 дней в
условиях   рыночного   стресса,   и   показателя  чистого  стабильного
фондирования,   определяемого   как   отношение  имеющихся  в  наличии
стабильных   источников   фондирования   сроком  не  менее  1  года  к
необходимому объему такого фондирования в условиях стресса.
     В  2013  -  2014  годах  будут  определены подходы к формированию
банками  контрциклического  буфера  капитала  в  качестве  инструмента
ограничения   системного   риска.   Для   реализации   этих   подходов
предполагается   также  разработать  дополнительные  индикаторы  роста
рисков в российской финансовой системе.
     В  2012  -  2014 годах предстоит выработать подходы к определению
системно значимых банков, а также определить особенности регулирования
их  деятельности  с учетом предложений, разработанных БКБН совместно с
Советом  финансовой стабильности (СФС) в отношении глобальных системно
значимых   финансовых   институтов.  При  определении  соответствующих
критериев   для   российских   банков   Банк  России  будет  учитывать
особенности  функционирования отечественного рынка банковских услуг, а
также  проводимую БКБН и СФС работу по адаптации предложенных подходов
к регулированию деятельности национальных системно значимых банков.
     В связи с международными рекомендациями по соблюдению принципов и
стандартов  СФС  в  сфере вознаграждений (материального стимулирования
сотрудников кредитных организаций) предполагается проведение работы по
внедрению   указанных  рекомендаций  с  учетом  специфики  российского
законодательства.
     В    целях    снижения   административной   нагрузки   на   банки
предполагается  унифицировать через внесение соответствующих изменений
в  законодательство  надзорные  требования  к  устойчивости  кредитных
организаций и требования к участию в системе страхования вкладов.
     Для  повышения транспарентности деятельности российских кредитных
организаций   предусматривается   установление  обязанности  кредитных
организаций   раскрывать   неограниченному   кругу  лиц  информацию  о
квалификации и опыте работы их руководителей.
     Предстоит  законодательно  урегулировать  обязанность  владельцев
акций  и  лиц,  оказывающих  косвенно (через третьих лиц) существенное
влияние   на   решения,   принимаемые  органами  управления  кредитной
организации,  включая третьи лица, предоставлять кредитной организации
сведения  для  раскрытия структуры собственности, в том числе в случае
если акции кредитной организации находятся у номинального держателя.
     Предполагается дальнейшее развитие законодательной базы института
аффилированных   лиц   кредитных   организаций   в   целях   повышения
прозрачности   структуры   собственности   кредитных   организаций.  В
частности,     предполагается     предусмотреть    обязанность    всех
аффилированных лиц кредитных организаций предоставлять сведения о себе
и нести ответственность за неисполнение этого требования.
     Продолжится    работа   по   законодательному   совершенствованию
процессов  слияния  и  присоединения. В законодательство будут внесены
изменения,  предусматривающие  возможность  участия юридических лиц (в
том  числе  кредитных  организаций)  различных организационно-правовых
форм    в    реорганизации   кредитных   организаций,   что   послужит
дополнительным стимулом для повышения уровня капитализации посредством
реорганизации.
     Реализация  курса на интеграцию в мировой финансовый рынок должна
осуществляться  с  учетом  национальных  интересов,  реального  уровня
развития  и  конкурентоспособности  российского банковского сектора. В
качестве необходимой меры поддержания конкурентоспособности российских
банков  на  внутреннем  рынке  банковских  услуг  останется  запрет на
открытие  филиалов  иностранных  банков,  в  связи  с  чем продолжится
участие   Банка  России  в  разработке  соответствующего  федерального
закона.
     Банк   России   примет  участие  в  работе  над  законопроектами,
направленными  на  обеспечение дополнительной защиты прав кредиторов и
потребителей  финансовых услуг, в том числе в рамках совершенствования
законодательства    о   залоге   и   разработки   законодательства   о
потребительском  кредите.  Одновременно  продолжится реализация мер по
повышению   финансовой  грамотности  населения  в  области  банковской
деятельности.
     Повышение  транспарентности  деятельности кредитных организаций в
результате   применения   ими   Международных   стандартов  финансовой
отчетности  (МСФО)  является  фактором роста эффективности банковского
сектора  и увеличения доверия к нему со стороны клиентов. В этой связи
указанные  задачи  должны  быть  решены  в рамках реализации положений
Федерального  закона  от  27.07.2010  N  208-ФЗ  "О  консолидированной
финансовой отчетности", в соответствии с которым кредитные организации
должны   составлять,   представлять  и  публиковать  консолидированную
финансовую  отчетность. Со своей стороны Банк России исходит из задачи
обеспечения  должной  меры  консерватизма  при  реализации  кредитными
организациями  предусмотренной МСФО концепции справедливой стоимости и
при   необходимости   будет  использовать  полномочия  по  банковскому
регулированию  и  надзору  в  целях  корректировки  оценок  исходя  из
пруденциальных подходов.
     Банк  России  уделит  дополнительное внимание изучению подходов и
мер   по   поддержанию  системной  устойчивости  банковского  сектора.
Продолжится    совершенствование    инструментов    так    называемого
макропруденциального   анализа,   в   том   числе  на  основе  расчета
показателей   финансовой   устойчивости   банковского   сектора  и  их
публикации  на  сайте  МВФ  в  сети Интернет, а также оценки системных
рисков методами стресс-тестирования.
     В   целях   повышения  уровня  защищенности  банковской  системы,
кредиторов  кредитных  организаций,  в  том числе вкладчиков банков, и
снижения рисков злоупотреблений со стороны руководства и собственников
кредитных   организаций   продолжится   работа   по  совершенствованию
механизмов  ликвидационных  процедур в кредитных организациях, включая
вопросы   установления  уголовной  ответственности  для  руководителей
кредитных  организаций,  а также лиц, ответственных за бухгалтерскую и
иную  отчетность,  за  внесение  в документы, регулирующие гражданские
права   и   обязанности,  бухгалтерские  и  иные  учетные  и  отчетные
документы,    отражающие    экономическую    деятельность    кредитной
организации,  заведомо  ложных данных, а также исправлений, искажающих
их  действительное  содержание,  если  они  совершены из корыстной или
личной  заинтересованности  и  причинили ущерб гражданам, организациям
или государству.
     В  2012  -  2014  годах  в  ходе инспекционной деятельности Банка
России   особое   внимание   будет   уделяться   проверкам   кредитных
организаций,  системно  значимых  для  банковского  сектора Российской
Федерации  и  ее  субъектов,  а  также  кредитных организаций, ведущих
высокорискованную  деятельность, и кредитных организаций, деятельность
которых недостаточно транспарентна.
     В  ходе  проверок основное внимание будет уделяться оценке рисков
банков  (кредитного  и  рыночного  рисков,  риска потери ликвидности и
риска  концентрации,  в  том  числе  на бизнес собственников) и систем
управления ими, а также выявлению сомнительных операций.
     В  целях  достижения  наилучших  результатов  проверок  кредитных
организаций   (их   филиалов)   предполагается   продолжить   практику
оперативного  управления  процессом  организации и проведения проверок
путем  их  мониторинга,  а  также  координации  работы  по  проведению
проверок.   Дополнительное   внимание   будет   уделено   формированию
риск-фокусированных   заданий   на   проведение   проверок   кредитных
организаций.
     Повышению  результативности  проверок  послужит совершенствование
организационной     структуры    инспектирования,    предусматривающей
завершение  к 2014 году централизации инспекционной деятельности Банка
России.
     Совершенствование  нормативно-правового обеспечения инспекционной
деятельности   будет  проводиться  с  учетом  международно  признанных
подходов,  а  также  мероприятий  Банка России по реализации Стратегии
развития  банковского  сектора  Российской Федерации на период до 2015
года.
     Банк  России  законодательно наделен полномочиями по установлению
требований  к  разработке  кредитными организациями правил внутреннего
контроля  в  целях  противодействия  легализации  (отмыванию) доходов,
полученных  преступным  путем,  и финансированию терроризма. В связи с
этим   особое   внимание   будет  уделяться  использованию  кредитными
организациями    риск-ориентированного   подхода   при   идентификации
клиентов,  представителей  клиентов, выгодоприобретателей, а также при
осуществлении мониторинга операций в рамках обслуживания клиентов.
     
           V.2. Мероприятия Банка России по совершенствованию
      финансовых рынков в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов
     
     В   рамках   выполнения   задачи   по   повышению   эффективности
функционирования   российского   финансового   рынка,   развитию   его
инфраструктуры  и инструментария Банк России в 2012 - 2014 годах будет
осуществлять деятельность по следующим направлениям:
     -  участие  в  выполнении  плана мероприятий по созданию в Москве
международного финансового центра;
     -  участие  совместно с ФСФР России в работе по совершенствованию
подходов  к  регулированию деятельности клиринговых организаций и лиц,
выполняющих функции центральных контрагентов;
     -  участие в совершенствовании нормативной базы, регламентирующей
депозитарную   деятельность,   и   признание   концепции  иностранного
номинального держателя;
     -  участие в совершенствовании нормативной базы, регламентирующей
осуществление деятельности по организации биржевой торговли;
     -  организация  мероприятий  по обеспечению включения российского
рубля   в   число  расчетных  валют  системы  CLS  (Continuous  Linked
Settlement);
     -  участие  совместно  с  Минфином  России в работе по дальнейшей
либерализации   рынка  государственных  ценных  бумаг,  предполагающей
внесение  изменений  в  нормативные  и иные акты Банка России, которые
разрешат размещение и обращение государственных ценных бумаг на торгах
фондовых бирж в соответствии с их правилами;
     -  участие в работе по совершенствованию законодательства в части
определения статуса счета в драгоценных металлах;
     -  участие в совершенствовании нормативной базы, регламентирующей
условия выпуска и обращения депозитных и сберегательных сертификатов;
     -    совершенствование    нормативной    и    договорной    базы,
регламентирующей проведение сделок РЕПО на российском рынке.
     
           V.3. Мероприятия Банка России по совершенствованию
         платежной системы России в 2012 году и на период 2013
                              и 2014 годов
     
     В  2012  - 2014 годах Банк России будет осуществлять деятельность
по   развитию  и  совершенствованию  национальной  платежной  системы,
направленную  на  обеспечение  стабильного функционирования финансовой
системы страны.
     Банком   России   будут  проводиться  мероприятия  по  реализации
Федерального  закона  от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной
системе".  Будет разработана Стратегия развития национальной платежной
системы,  предусматривающая  мероприятия  по  обеспечению стабильности
национальной   платежной   системы,   повышению   ее  эффективности  и
конкурентоспособности,   совершенствованию   платежной  системы  Банка
России,  развитию  инфраструктурного  и  межсистемного  взаимодействия
субъектов  национальной  платежной  системы,  а также повышению уровня
доступности   и   безопасности   платежных   услуг,   в  том  числе  с
использованием инновационных платежных инструментов.
     В  развитие  указанного  федерального закона Банком России в 2012
году будут разработаны нормативные акты по следующим направлениям:
     - регулирование платежной системы Банка России;
     -   регулирование   платежных   систем,  надзор  и  наблюдение  в
национальной платежной системе;
     -  обеспечение бесперебойности функционирования платежных систем,
защиты  информации (безопасности) при осуществлении переводов денежных
средств.
     В  целях  обеспечения  развития  национальной  платежной  системы
Банком России в рамках участия в деятельности Технического комитета по
стандартизации финансовых операций будет продолжена работа по созданию
национального  стандарта  осуществления безналичных расчетов на основе
методологии  ISO  20022  и  его  дальнейшему  внедрению в национальную
платежную систему.
     Основные  мероприятия  по развитию платежной системы Банка России
будут  направлены  на  совершенствование  системы  валовых  расчетов в
режиме   реального   времени  Банка  России  (БЭСП),  в  частности  на
расширение  предоставляемых расчетных сервисов кредитным организациям,
в  том числе участникам финансовых рынков, Федеральному казначейству и
структурным подразделениям Банка России, включая расширение регламента
функционирования  системы  БЭСП,  а также на повышение оперативности и
степени автоматизации выполняемых процедур по управлению внутридневной
ликвидностью.  В  результате  реализации  указанных  мероприятий будут
созданы  условия  для  снижения рисков и издержек участников платежной
системы.
    
              V.4. План важнейших мероприятий Банка России
          на 2012 год по совершенствованию банковской системы
         Российской Федерации, банковского надзора, финансовых
                   рынков и платежной системы России
    
--------------------------------------------------------------T-------------------¬ 
¦ Содержание мероприятий                                      ¦ Срок              ¦
¦                                                             ¦ исполнения        ¦
+-------------------------------------------------------------+-------------------+ 
¦ Банковская система и банковский надзор                                          ¦
+-------------------------------------------------------------T-------------------+ 
¦ 1.  Участие в работе по созданию законодательных основ      ¦ III - IV          ¦
¦ внедрения   рекомендаций    Базельского    комитета    по   ¦ кварталы          ¦
¦ банковскому   надзору,   включая   предоставление   Банку   ¦                   ¦
¦ России  права  устанавливать  для  кредитных  организаций   ¦                   ¦
¦ правила управления рисками и капиталом, в  том  числе  на   ¦                   ¦
¦ основе   применения   внутрибанковских   методов   оценки   ¦                   ¦
¦ рисков,  а  также  установление  ответственности   членов   ¦                   ¦
¦ исполнительных    органов     и     совета     директоров   ¦                   ¦
¦ (наблюдательного  совета)   за   деятельность   кредитных   ¦                   ¦
¦ организаций, включая управление рисками.                    ¦                   ¦
+-------------------------------------------------------------+-------------------+ 
¦ 2.  Участие в работе по подготовке проекта федерального     ¦ I                 ¦
¦ закона  "О   деятельности   по   взысканию   просроченной   ¦ квартал           ¦
¦ задолженности".                                             ¦                   ¦
+-------------------------------------------------------------+-------------------+ 
¦ 3.  Участие в работе над проектом  федерального закона по   ¦ I - IV            ¦
¦ установлению  возможности   назначения   служащих   Банка   ¦ кварталы          ¦
¦ России  уполномоченными   представителями   в   кредитные   ¦                   ¦
¦ организации,   значимые   для   банковской   системы    и   ¦                   ¦
¦ экономики Российской Федерации.                             ¦                   ¦
+-------------------------------------------------------------+-------------------+ 
¦ 4.  Участие в работе  над  проектом  федерального закона,   ¦ III - IV          ¦
¦ направленного на  обеспечение  унифицированных  надзорных   ¦ кварталы          ¦
¦ требований к оценке  устойчивости  кредитных  организаций   ¦                   ¦
¦ и требований к участию в системе страхования  вкладов  на   ¦                   ¦
¦ основе международных принципов надзора и  применения  мер   ¦                   ¦
¦ воздействия.                                                ¦                   ¦
+-------------------------------------------------------------+-------------------+ 
¦ 5. Продолжение работы по подготовке проекта федерального    ¦ III - IV          ¦
¦ закона "О внесении  изменений  в  статью  8  Федерального   ¦ кварталы          ¦
¦ закона "О  банках  и  банковской  деятельности"  в  части   ¦                   ¦
¦ установления    обязанности     кредитных     организаций   ¦                   ¦
¦ размещать на своих официальных  сайтах  в  сети  Интернет   ¦                   ¦
¦ информацию о квалификации и  опыте  работы  руководителей   ¦                   ¦
¦ кредитных организаций.                                      ¦                   ¦
+-------------------------------------------------------------+-------------------+ 
¦ 6. Участие в рассмотрении  проекта  федерального закона,    ¦ III - IV          ¦
¦ предусматривающего обязанность владельцев  акций  и  лиц,   ¦ кварталы          ¦
¦ оказывающих косвенно  (через  третьих  лиц)  существенное   ¦                   ¦
¦ влияние  на  решения,  принимаемые  органами   управления   ¦                   ¦
¦ кредитной    организации,    включая     третьи     лица,   ¦                   ¦
¦ предоставлять   кредитной   организации   сведения    для   ¦                   ¦
¦ раскрытия структуры собственности, в том числе  в  случае   ¦                   ¦
¦ если   акции   кредитной    организации    находятся    у   ¦                   ¦
¦ номинального держателя.                                     ¦                   ¦
+-------------------------------------------------------------+-------------------+ 
¦ 7. Участие в работе над проектом федерального закона,       ¦ III - IV          ¦
¦ направленного     на      совершенствование      процедур   ¦ кварталы          ¦
¦ реорганизации кредитных организаций.                        ¦                   ¦
+-------------------------------------------------------------+-------------------+ 
¦ 8. Продолжение работы по  проекту  федерального закона "О   ¦ III - IV          ¦
¦ внесении    изменений    в    Федеральный    закон     "О   ¦ кварталы          ¦
¦ несостоятельности  (банкротстве)  кредитных  организаций"   ¦                   ¦
¦ и  иные  законодательные  акты  Российской  Федерации   в   ¦                   ¦
¦ части совершенствования  процедур  банкротства  кредитных   ¦                   ¦
¦ и иных финансовых организаций,  усиления  ответственности   ¦                   ¦
¦ за  совершение  неправомерных   действий   в   преддверии   ¦                   ¦
¦ банкротства".                                               ¦                   ¦
+-------------------------------------------------------------+-------------------+ 
¦ 9.  Проведение    поэтапной    централизации инспекционной  ¦ I - IV            ¦
¦ деятельности Банка России, осуществляемой  в  Центральном   ¦ кварталы          ¦
¦ и Уральском федеральных округах.                            ¦                   ¦
+-------------------------------------------------------------+-------------------+ 
¦ 10. Подготовка  предложений   об  особенностях              ¦ II квартал        ¦
¦ регулирования деятельности системно значимых банков.        ¦                   ¦
+-------------------------------------------------------------+-------------------+ 
¦ 11. Участие  в  проведении  работы  по  повышению           ¦ I - IV            ¦
¦ финансовой  грамотности    населения     в     области      ¦ кварталы          ¦
¦ банковской деятельности.                                    ¦                   ¦
+-------------------------------------------------------------+-------------------+ 
¦ Финансовые рынки                                                                ¦
+-------------------------------------------------------------T-------------------+ 
¦ 12. Участие    в    совершенствовании    нормативной базы,  ¦ I - IV            ¦
¦ регламентирующей     депозитарную     деятельность      и   ¦ кварталы          ¦
¦ осуществление  деятельности   по   организации   биржевой   ¦                   ¦
¦ торговли.                                                   ¦                   ¦
+-------------------------------------------------------------+-------------------+ 
¦ 13. Участие   совместно   с   ФСФР   России   в   работе по ¦ I - IV            ¦
¦ совершенствованию подходов к  регулированию  деятельности   ¦ кварталы          ¦
¦ клиринговых  организаций  и  лиц,   выполняющих   функции   ¦                   ¦
¦ центральных контрагентов.                                   ¦                   ¦
+-------------------------------------------------------------+-------------------+ 
¦ 14. Организация мероприятий по обеспечению включения        ¦ I - IV            ¦
¦ российского рубля в число расчетных валют системы CLS.      ¦ кварталы          ¦
+-------------------------------------------------------------+-------------------+ 
¦ 15. Участие совместно  с  Минфином  России  в работе по     ¦ I - IV            ¦
¦ дальнейшей  либерализации  рынка  государственных  ценных   ¦ кварталы          ¦
¦ бумаг.                                                      ¦                   ¦
+-------------------------------------------------------------+-------------------+ 
¦ 16. Продолжение работы по совершенствованию                 ¦ I - IV            ¦
¦ законодательства в  части  определения   статуса   счета    ¦ кварталы          ¦
¦ в   драгоценных  металлах.                                  ¦                   ¦
+-------------------------------------------------------------+-------------------+ 
¦ 17. Участие в совершенствовании нормативной базы,           ¦ I - IV            ¦
¦ регламентирующей условия выпуска и  обращения  депозитных   ¦ кварталы          ¦
¦ и сберегательных сертификатов.                              ¦                   ¦
+-------------------------------------------------------------+-------------------+ 
¦ Платежная система                                                               ¦
+-------------------------------------------------------------T-------------------+ 
¦ 18. Осуществление  мероприятий  по  реализации Федерального ¦ I - IV            ¦
¦ закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О  национальной  платежной   ¦ кварталы          ¦
¦ системе".                                                   ¦                   ¦
+-------------------------------------------------------------+-------------------+ 
¦ 19. Разработка  Стратегии  развития  национальной           ¦ II квартал        ¦
¦ платежной системы.                                          ¦                   ¦
+-------------------------------------------------------------+-------------------+ 
¦ 20. Расширение регламента функционирования системы БЭСП.    ¦ IV квартал        ¦
L-------------------------------------------------------------+-------------------- 
 



28 октября 2011 г.

Страницы: 1  2