НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (РЕДАКЦИЯ НА 31.07.1998). Кодекс. Федеральное Собрание РФ. 31.07.98 146-ФЗ


Страницы: 1  2  3  



     1. При обнаружении налогоплательщиком  в  поданной  им  налоговой
декларации  неотражения  или  неполноты  отражения  сведений,  а равно
ошибок,  приводящих  к  занижению  суммы  налога,  подлежащей  уплате,
налогоплательщик  обязан  внести  необходимые дополнения и изменения в
налоговую декларацию.
     2. Если  предусмотренное  в пункте 1 настоящей статьи заявление о
дополнении и изменении налоговой декларации производится до  истечения
срока  подачи  налоговой  декларации,  она  считается  поданной в день
подачи заявления.
     3. Если  предусмотренное  в пункте 1 настоящей статьи заявление о
дополнении и изменении налоговой декларации делается  после  истечения
срока  подачи  налоговой  декларации,  но  до  истечения  срока уплаты
налога,  то   налогоплательщик   освобождается   от   ответственности,
предусмотренной   статьей   121  настоящего  Кодекса,  если  указанное
заявление было сделано до момента вручения  акта  налоговой  проверки,
выявившей обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.
     4. Если предусмотренное пунктом 1 настоящей  статьи  заявление  о
дополнении  и  изменении налоговой декларации делается после истечения
срока  подачи  налоговой  декларации  и  срока   уплаты   налога,   то
налогоплательщик  освобождается  от  ответственности,  предусмотренной
пунктом 4 статьи 121  настоящего  Кодекса,  если  указанное  заявление
налогоплательщик   сделал  до  момента  вручения  ему  акта  налоговой
проверки,  выявившей   обстоятельства,   предусмотренные   пунктом   1
настоящей статьи, а также уплатил недостающую сумму налога и пени.

                     Глава 14. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

           Статья 82. Формы проведения налогового контроля

     Налоговый контроль   проводится   должностными  лицами  налоговых
органов в пределах своей компетенции посредством  налоговых  проверок,
получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки
данных  учета  и   отчетности,   осмотра   помещений   и   территорий,
используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах,
предусмотренных настоящим Кодексом.

                  Статья 83. Учет налогоплательщиков

     1. В  целях  проведения  налогового  контроля   налогоплательщики
подлежат  постановке  на  учет  в  налоговых органах соответственно по
месту  нахождения  организации,  месту  нахождения   ее   филиалов   и
представительств,  месту жительства физического лица, а также по месту
нахождения принадлежащего  им  недвижимого  имущества  и  транспортных
средств, подлежащих налогообложению.
     Организация, в   состав   которой   входят   филиалы   и    (или)
представительства, расположенные на территории Российской Федерации, а
также в собственности  которой  находится  подлежащее  налогообложению
недвижимое    имущество,   обязана   встать   на   учет   в   качестве
налогоплательщика в налоговом органе как по своему  месту  нахождения,
так   и   по   месту   нахождения   каждого  своего  филиала  и  (или)
представительства и месту  нахождения  принадлежащего  ей  недвижимого
имущества и транспортных средств.
     2. Постановка   на   учет   в   налоговом   органе   в   качестве
налогоплательщика   организации   и   индивидуальных  предпринимателей
осуществляется  независимо  от  наличия  обстоятельств,   с   которыми
настоящий  Кодекс  связывает  возникновение обязанности по уплате того
или иного налога.
     3. Заявление о постановке на учет организации или индивидуального
предпринимателя подается в налоговый  орган  соответственно  по  месту
нахождения  или  по  месту  жительства  в  течение  10  дней  после их
государственной  регистрации,  а  при  осуществлении  деятельности   в
Российской  Федерации  через филиал и представительство - в течение 10
дней после создания филиала и представительства.
     4. Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения
подлежащего налогообложению  недвижимого  имущества  или  транспортных
средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества
в течение 30 дней со дня его регистрации.
     Постановка на  учет в налоговых органах физического лица по месту
нахождения  принадлежащего  ему  недвижимого  имущества,   являющегося
объектом   налогообложения,   осуществляется   на  основе  информации,
предоставляемой органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.
     Местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается:
     1) для  недвижимого  имущества   (за   исключением   транспортных
средств,  указанных  в  подпунктах  2  и  3 настоящего пункта) - место
фактического нахождения имущества;
     2) для  морских,  речных и воздушных транспортных средств - место
нахождения (жительства) собственника имущества;
     3) для   транспортных   средств,   не  указанных  в  подпункте  2
настоящего пункта, - место (порт) приписки или  место  государственной
регистрации,  а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства)
собственника имущества.
     5. Заявление  о  постановке  на учет частных нотариусов,  частных
детективов,  частных охранников подается в налоговый орган по месту их
жительства  в течение 10 дней после выдачи им лицензии,  свидетельства
или  иного  документа,  на  основании   которого   осуществляется   их
деятельность.
     6. Постановка на учет в  налоговых  органах  физических  лиц,  не
относящихся  к  индивидуальным  предпринимателям и лицам,  указанным в
пункте 6 настоящей статьи,  осуществляется налоговым органом по  месту
жительства  физического  лица  на  основе информации,  предоставляемой
органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.
     7. В  случаях,  предусмотренных  абзацем  2  пункта 4 и пунктом 6
настоящей статьи,  налоговый орган  обязан  незамедлительно  уведомить
физическое лицо о постановке его на учет.
     8. В случае  возникновения  у  налогоплательщиков  затруднений  с
определением места постановки на учет решение на основе представленных
ими данных принимается налоговым органом.
     9. Налоговые   органы   обязаны  на  основе  имеющихся  данных  и
сведений,  сообщаемых  им  органами,  осуществляющими  государственную
регистрацию  юридических  лиц,  недвижимого  имущества и сделок с ним,
самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать меры
к постановке на учет налогоплательщиков в налоговых органах.

           Статья 84. Порядок постановки на учет, переучета
              и снятия с учета. Идентификационный номер
                          налогоплательщика

     1. Форма  заявления  о   постановке   на   учет   устанавливается
Государственной  налоговой  службой  Российской Федерации.  При подаче
заявления организация одновременно с заявлением о постановке  на  учет
представляет  в  одном  экземпляре  копии  заверенных  в установленном
порядке: свидетельства о регистрации, учредительных и иных документов,
необходимых   при   государственной  регистрации,  других  документов,
подтверждающих в соответствии с законодательством Российской Федерации
создание организации.
     При подаче заявления индивидуальный предприниматель  одновременно
с  заявлением  о  постановке  на  учет  представляет  свидетельство  о
государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя
или представляет копию лицензии на право занятия частной практикой,  а
также   документы,   удостоверяющие   личность   налогоплательщика   и
подтверждающие регистрацию по месту жительства.
     При постановке на учет в состав сведений о  налогоплательщиках  -
физических лицах включаются также их персональные данные:
     фамилия, имя, отчество;
     дата и место рождения;
     пол;
     адрес места жительства;
     данные паспорта или  иного  документа,  удостоверяющего  личность
налогоплательщика;
     гражданство.
     Новые формы заявлений о постановке на учет утверждаются до начала
года, с которого они начинают применяться.
     2. Налоговый      орган     обязан     осуществить     постановку
налогоплательщика на учет в течение пяти дней со дня  подачи  им  всех
необходимых   документов  и  в  тот  же  срок  выдать  соответствующее
свидетельство,   форма   которого   устанавливается    Государственной
налоговой службой Российской Федерации.
     3. Об изменениях в уставных  и  других  учредительных  документах
организаций,  в  том  числе  связанных с образованием новых филиалов и
представительств,  изменением места нахождения,  а также о  разрешении
заниматься  лицензируемыми  видами  деятельности  организации  обязаны
уведомлять  налоговый  орган,  в  котором  они  состоят  на  учете,  в
10-дневный  срок  с  момента  регистрации  изменений  в  учредительных
документах.
     4. Если  состоящий  на учете налогоплательщик сменил место своего
нахождения или местожительства, то переучет налогоплательщика ( снятие
с  учета  в  прежнем  налоговом  органе  и постановка на учет в новом)
производится налоговым органом,  в котором налогоплательщик состоял на
учете,  в  течение пяти дней после подачи налогоплательщиком заявления
об изменении места своего нахождения или жительства.  Налогоплательщик
обязан  заявить в налоговый орган об изменении места своего нахождения
или жительства в пятидневный срок с момента такого изменения.
     5. В  случае  ликвидации или реорганизации организации,  принятия
организацией решения о закрытии своего филиала или иного обособленного
подразделения,    прекращения    деятельности     через     постоянное
представительство,    прекращения     деятельности     индивидуального
предпринимателя  снятие  с  учета  производится  налоговым  органом по
заявлению налогоплательщика.
     6. Постановка  на учет,  переучет,  снятие с учета осуществляются
бесплатно.
     7. Каждому  налогоплательщику  присваивается единый по всем видам
налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением
товаров  через  таможенную  границу  Российской  Федерации,  и на всей
территории    Российской     Федерации     идентификационный     номер
налогоплательщика.
     Налоговый орган      указывает      идентификационный       номер
налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях.
     Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер  в
подаваемых  в налоговый орган декларации,  отчете,  заявлении или ином
документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
     Порядок и  условия  присвоения,  применения,  а  также  изменения
идентификационного     номера      налогоплательщика      определяются
Государственной налоговой службой Российской Федерации.
     8. На  основе  данных  учета  Государственная  налоговая   служба
Российской    Федерации    ведет    Единый    государственный   реестр
налогоплательщиков в порядке,  установленном Правительством Российской
Федерации.
     9. Сведения о налогоплательщике  с  момента  постановки  на  учет
являются  налоговой  тайной,  если  иное  не  предусмотрено  настоящим
Кодексом.
     10. Организации  -  налоговые  агенты,  не  учтенные  в  качестве
налогоплательщиков, встают на учет в налоговых органах по месту своего
нахождения   в   порядке,   предусмотренном   настоящей   главой   для
организаций - налогоплательщиков.

            Статья 85. Обязанности органов, осуществляющих
               регистрацию организаций и индивидуальных
               предпринимателей, физических лиц, актов
                рождения и смерти, учет и регистрацию
                              имущества

     1. Органы,  осуществляющие   регистрацию   организаций,   обязаны
сообщать   в   налоговый   орган   по   месту   своего   нахождения  о
зарегистрированных    (перерегистрированных)    или    ликвидированных
(реорганизованных)  организациях  в  течение 10 дней после регистрации
(перерегистрации) или ликвидации (реорганизации) организации.
     2.  Органы,   регистрирующие   физических   лиц,   осуществляющих
предпринимательскую деятельность без  образования  юридического  лица,
обязаны  сообщить  в  налоговый  орган  по  месту  своего нахождения о
физических  лицах,  которые  зарегистрировались  или  прекратили  свою
деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей,  в течение 10
дней после  выдачи  свидетельства  о  регистрации,  его  изъятия  либо
истечения срока действия.
     В таком же порядке органы,  выдающие лицензии,  свидетельства или
иные подобные документы физическим лицам,  осуществляющим на свой риск
деятельность,  направленную на  систематическое  получение  дохода  от
оказания платных услуг и не подлежащим регистрации в этом  качестве  в
соответствии  с  законодательством   Российской   Федерации,   обязаны
сообщать  налоговым органам о физических лицах,  которым выданы либо у
которых отозваны или прекратили действие указанные документы.
     3. Органы,  осуществляющие  регистрацию  физических  лиц по месту
жительства либо регистрацию рождения и смерти физических лиц,  обязаны
сообщать  соответственно о фактах регистрации либо о фактах рождения и
смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения  в
течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.
     4. Органы, осуществляющие учет и  (или)  регистрацию  недвижимого
имущества, являющегося объектом налогообложения,  обязаны  сообщать  о
расположенном на подведомственной им территории  недвижимом  имуществе
или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и  их
владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение  10
дней после регистрации имущества.
     5. Органы  опеки  и  попечительства,   воспитательные,   лечебные
учреждения,  учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные
учреждения,  которые в соответствии  с  федеральным  законодательством
осуществляют   опеку,   попечительство   или   управление   имуществом
подопечного,  обязаны сообщать об установлении опеки  над  физическими
лицами,  признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и
управлении имуществом малолетних, иных  несовершеннолетних  физических
лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных
физических  лиц,  над  которыми  установлено  попечительство  в  форме
патронажа, физических лиц, признанных судом безвестно  отсутствующими,
а также  о  последующих  изменениях,  связанных  с  указанной  опекой,
попечительством  или  управлением  имуществом,  в  налоговые органы по
месту  своего  нахождения  не  позднее  пяти  дней  со  дня   принятия
соответствующего решения.
     6. Органы  (учреждения),  уполномоченные  совершать  нотариальные
действия,   и  нотариусы,  осуществляющие  частную  практику,  обязаны
сообщать о нотариальном удостоверении права на наследство и  договоров
дарения  в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти
дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не
предусмотрено настоящим Кодексом.

                    Статья 86. Обязанности банков,
                связанные с учетом налогоплательщиков

     Банки открывают      счета      организациям,      индивидуальным
предпринимателям,  а также лицам,  перечисленным в пункте 5 статьи  83
настоящего Кодекса, только при предъявлении свидетельства о постановке
на учет в налоговом органе.
     Банк обязан  сообщить об открытии или закрытии счета организации,
индивидуального предпринимателя,  лиц,  указанных в пункте 5 статьи 83
настоящего Кодекса,  в налоговый орган по месту их учета в пятидневный
срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.

                  Статья 87. Виды налоговых проверок

     Налоговые органы  проводят  камеральные  или  выездные  налоговые
проверки. Камеральные налоговые проверки могут проводиться в отношении
всех налогоплательщиков. Выездные налоговые проверки могут проводиться
в  отношении организаций и индивидуальных предпринимателей.  Налоговой
проверкой могут быть  охвачены  не  более  чем  три  календарных  года
деятельности   налогоплательщика,   предшествовавших  году  проведения
проверки.
     Если при проведении камеральных и выездных налоговых  проверок  у
налоговых  органов  возникает  необходимость  получения  информации  о
деятельности  налогоплательщика,  связанной с иными лицами,  налоговым
органом могут быть истребованы у этих  лиц  документы,  относящиеся  к
деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка).
     Запрещается проведение  налоговыми  органами  повторных  выездных
налоговых  проверок  по одним и тем же налогам,  подлежащим уплате или
уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период,  за
исключением  случаев,  когда  такая  проверка  проводится  в  связи  с
реорганизацией  или  ликвидацией   организации-налогоплательщика   или
вышестоящим  налоговым  органом  в  порядке  контроля за деятельностью
налогового органа, проводившего проверку.
     Повторная выездная  налоговая  проверка  в  порядке  контроля  за
деятельностью  налогового  органа  проводится  вышестоящим   налоговым
органом  на  основании  мотивированного  постановления  этого органа с
соблюдением требований настоящей статьи.

              Статья 88. Камеральная налоговая проверка

     Камеральная налоговая проверка  проводится  по  месту  нахождения
налогового   органа  на  основе  налоговых  деклараций  и  документов,
представленных налогоплательщиком,  служащих основанием для исчисления
и   уплаты   налога,   а   также   других  документов  о  деятельности
налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
     Камеральная проверка   проводится   уполномоченными  должностными
лицами налогового органа в соответствии с их служебными  обязанностями
без  какого-либо специального решения руководителя налогового органа в
течение двух месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой
декларации  и документов,  служащих основанием для исчисления и уплаты
налога,  если законодательством о налогах и  сборах  не  предусмотрены
иные сроки.
     Если проверкой  выявлены  ошибки  в  заполнении  документов   или
противоречия   между   сведениями,   содержащимися   в  представленных
документах,  то об этом  сообщается  налогоплательщику  с  требованием
внести соответствующие исправления в установленный срок.
     При проведении  камеральной  проверки  налоговый   орган   вправе
истребовать  у  налогоплательщика  дополнительные  сведения,  получить
объяснения  и  документы,  подтверждающие  правильность  исчисления  и
своевременность уплаты налогов.
     На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной
проверки,    налоговый   орган   направляет   требование   об   уплате
соответствующей суммы налога и пени.

                Статья 89. Выездная налоговая проверка

     Выездная налоговая  проверка  проводится  на  основании   решения
руководителя (его заместителя) налогового органа.
     Выездная налоговая проверка проводится не чаще одного раза в  год
и  не может продолжаться более двух месяцев.  В исключительных случаях
вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной
проверки до трех месяцев.
     Выездная налоговая   проверка,   осуществляемая   в    связи    с
реорганизацией или  ликвидацией  организации  -  налогоплательщика,  а
также  вышестоящим   налоговым   органом   в   порядке   контроля   за
деятельностью  налогового   органа,   проводившего   проверку,   может
проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.
     При необходимости   уполномоченные   должностные  лица  налоговых
органов,  осуществляющие выездную налоговую проверку,  могут проводить
инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр
(обследование) производственных,  складских, торговых и иных помещений
и территорий, используемых налогоплательщиком  для  извлечения  дохода
либо связанных с  содержанием  объектов  налогообложения,  в  порядке,
установленном статьей 92 настоящего Кодекса.
     При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных
оснований  полагать,  что  документы,  свидетельствующие  о совершении
правонарушений,  могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены,
проводится изъятие этих документов в порядке,  предусмотренном статьей
93 настоящего  Кодекса,  по  акту,  составленному  этими  должностными
лицами.   В   акте   об  изъятии  документов  должна  быть  обоснована
необходимость  изъятия  и  приведен  перечень  изымаемых   документов.
Налогоплательщик  имеет право при изъятии документов делать замечания,
которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы
должны  быть  пронумерованы,  прошнурованы  и  скреплены  печатью  или
подписью налогоплательщика. В случае отказа налогоплательщика скрепить
печатью  или подписью изымаемые документы об этом делается специальная
отметка.    Копия    акта    об    изъятии    документов    передается
налогоплательщику.

                     Статья 90. Участие свидетеля

     1. В  качестве  свидетеля  для  дачи показаний может быть вызвано
любое  физическое  лицо,  которому  могут  быть  известны   какие-либо
обстоятельства,   имеющие   значение   для   осуществления  налогового
контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.
     2. Вызову  в  качестве  свидетелей  не  подлежат физические лица,
которые  в  силу  малолетнего  возраста,  физических  или  психических
недостатков  не способны правильно воспринимать и (или) воспроизводить
обстоятельства,  имеющие   значение   для   осуществления   налогового
контроля.
     3. Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только  по
основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
     4. Показания  свидетеля  могут  быть  получены   по   месту   его
пребывания,  если он вследствие болезни,  старости,  инвалидности не в
состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица
налогового органа - и в других случаях.
     5. Перед получением показаний должностное лицо налогового  органа
разъясняет  свидетелю  его  права  и  обязанности  и  предупреждает об
ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за  дачу
заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая
удостоверяется подписью свидетеля.

                  Статья 91. Доступ должностных лиц
           налоговых органов на территорию или в помещение
                  для проведения налоговой проверки

     1. Доступ   на   территорию  или  в  помещение  налогоплательщика
должностных  лиц   налоговых   органов,   непосредственно   проводящих
налоговую  проверку,  осуществляется  при  предъявлении  этими  лицами
служебных удостоверений и постановления руководителя (его заместителя)
налогового  органа  о  проведении  выездной  налоговой  проверки этого
налогоплательщика.
     2. Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие
налоговую  проверку,  могут  производить   осмотр   используемых   для
осуществления    предпринимательской   деятельности   территорий   или
помещения налогоплательщика либо осмотр объектов  налогообложения  для
определения  соответствия  фактических  данных  об  указанных объектах
документальным данным, представленным налогоплательщиком.
     3. При   воспрепятствовании  доступу  должностных  лиц  налоговых
органов,  проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в
помещения (кроме жилых  помещений)  руководителем  проверяющей  группы
(бригады) составляется акт,  подписываемый им и налогоплательщиком, на
основании  которого  налоговый  орган вправе самостоятельно определить
суммы налогов, подлежащих уплате, на основании оценки имеющихся у него
данных о налогоплательщике или по аналогии.
     При отказе  налогоплательщика  подписать  указанный  акт  в   нем
делается соответствующая запись.
     4. Незаконное   воспрепятствование   доступу   должностных    лиц
налоговых органов,  проводящих налоговую проверку, на территорию или в
помещение   (за   исключением   жилых   помещений)   налогоплательщика
признается   налоговым   правонарушением   и  влечет  ответственность,
предусмотренную статьей 124 настоящего Кодекса.
     5. Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую
проверку,  в жилые помещения помимо или против воли проживающих в  них
физических лиц не допускается.

                          Статья 92. Осмотр

     1. Должностное  лицо  налогового  органа,  производящее  выездную
налоговую проверку,  в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение
для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий,  помещений
налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка,
документов и предметов.
     2. Осмотр документов и предметов  вне  рамок  выездной  налоговой
проверки   допускается,   если  документы  и  предметы  были  получены
должностным лицом налогового органа в результате  ранее  произведенных
действий  по  осуществлению  налогового  контроля  или  при   согласии
владельца этих предметов на проведение их осмотра.
     3. Осмотр производится в присутствии понятых.
     При проведении  осмотра  вправе  участвовать  лицо,  в  отношении
которого осуществляется налоговая проверка,  или его представитель,  а
также специалисты.
     4. В   необходимых  случаях  при  осмотре  производятся  фото-  и
киносъемка,  видеозапись,  снимаются копии  с  документов  или  другие
действия.
     5. О производстве осмотра составляется протокол.

                  Статья 93. Истребование документов

     1. Должностное  лицо  налогового  органа,  проводящее   налоговую
проверку,  вправе  истребовать у проверяемого налогоплательщика (иного
обязанного лица) необходимые для проверки документы.
     Лицо, которому  адресовано требование о представлении документов,
обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
     Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.
     2. Отказ   налогоплательщика   или   иного   обязанного  лица  от
представления  запрашиваемых   при   проведении   налоговой   проверки
документов или непредставление их в установленный пунктом 1 статьи 127
срок признается налоговым правонарушением  и  влечет  ответственность,
предусмотренную настоящим Кодексом.
     В случае  такого  отказа  должностное  лицо  налогового   органа,
проводящее   налоговую   проверку,   производит   выемку   необходимых
документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса.

               Статья 94. Выемка документов и предметов

     1. Выемка  документов  и  предметов  производится  на   основании
мотивированного  постановления  должностного  лица  налогового органа,
осуществляющего выездную налоговую проверку.
     Указанное постановление  подлежит  утверждению руководителем (его
заместителем) соответствующего налогового органа.
     2. Не  допускается  производство  выемки документов и предметов в
ночное время.
     3. Выемка  документов  и  предметов  производится  в  присутствии
понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В
необходимых  случаях  для  участия  в производстве выемки приглашается
специалист.
     До начала  выемки  должностное лицо налогового органа предъявляет
постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим  лицам
их права и обязанности.
     4. Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого
производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в
случае отказа производит выемку принудительно.
     При отказе   лица,   у   которого  производится  выемка,  вскрыть
помещения или иные  места,  где  могут  находиться  подлежащие  выемке
документы  и  предметы,  должностное  лицо  налогового  органа  вправе
сделать  это  самостоятельно,   избегая   причинения   не   вызываемых
необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.
     5. Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения
к предмету налоговой проверки.
     6.  О  производстве  выемки,  изъятия  документов   и   предметов
составляется   протокол   с  соблюдением  требований,  предусмотренных
статьей 99 настоящего Кодекса и настоящей статьей.
     7. Изъятые  документы  и  предметы  перечисляются и описываются в
протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с  точным  указанием
наименования,  количества  и индивидуальных признаков предметов,  а по
возможности - стоимости предметов.
     8. В  тех  случаях,  когда для проведения контрольных мероприятий
недостаточно выемки копий документов налогоплательщиков и у  налоговых
органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов
будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены,  должностное  лицо
налогового   органа  вправе  изъять  подлинные  документы  в  порядке,
предусмотренном настоящей статьей.
     При изъятии  таких документов с них изготавливают копии,  которые
заверяются должностным лицом налогового органа и  передаются  лицу,  у
которого  они  изымаются.  При  невозможности  изготовить или передать
изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган
передает их лицу, у которого документы были  изъяты,  в  течение  пяти
дней после изъятия.
     9. Все изымаемые документы и  предметы  предъявляются  понятым  и
другим  лицам,  участвующим  в  производстве  выемки,   и   в   случае
необходимости упаковываются на месте выемки.
     10. Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под
расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были
изъяты.

                        Статья 95. Экспертиза

     1. В  необходимых  случаях  для  участия  в  выездной   налоговой
проверке может быть привлечен эксперт.
     Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих
вопросов  требуются специальные познания в науке,  искусстве,  технике
или ремесле.
     2. Вопросы,  поставленные  перед  экспертом,  и его заключение не
могут выходить за пределы специальных познаний  эксперта.  Привлечение
лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе.
     3. Экспертиза  назначается   постановлением   должностного   лица
налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.
     В постановлении указываются основания для назначения  экспертизы,
фамилия эксперта и наименование организации,  в  которой  должна  быть
произведена  экспертиза,  вопросы,  поставленные  перед  экспертом,  и
материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.
     4. Эксперт   вправе   знакомиться   с    материалами    проверки,
относящимися   к   предмету   экспертизы,   заявлять   ходатайства   о
предоставлении ему дополнительных материалов.
     5. Эксперт    может   отказаться   от   дачи   заключения,   если
предоставленные ему материалы являются недостаточными или если  он  не
обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.
     6. Должностное   лицо   налогового   органа,   которое    вынесло
постановление  о  назначении  экспертизы,  обязано  ознакомить  с этим
постановлением   проверяемое   лицо   и    разъяснить    его    права,
предусмотренные   пунктом  7  настоящей  статьи,  о  чем  составляется
протокол.
     7. При  назначении  и  производстве  экспертизы  проверяемое лицо
имеет право:
     1) заявить отвод эксперту;
     2) просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;
     3) представить   дополнительные  вопросы  для  получения  по  ним
заключения эксперта;
     4) присутствовать   с  разрешения  должностного  лица  налогового
органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
     5) знакомиться с заключением эксперта.
     8. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени.  В
заключении эксперта излагаются проведенные им исследования,  сделанные
в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные  вопросы.
Если  эксперт  при  производстве экспертизы установит имеющие значение
для дела обстоятельства,  по поводу которых  ему  не  были  поставлены
вопросы,  он  вправе  включить  выводы  об этих обстоятельствах в свое
заключение.
     9. Заключение  эксперта  или  его  сообщение о невозможности дать
заключение предъявляются проверяемому лицу,  которое имеет право  дать
свои  объяснения  и  заявить возражения,  а также просить о постановке
дополнительных вопросов эксперту и  о  назначении  дополнительной  или
повторной экспертизы.
     10. Дополнительная экспертиза назначается в случае  недостаточной
ясности  или  полноты  заключения  и  поручается  тому  же или другому
эксперту.
     Повторная экспертиза   назначается   в   случае  необоснованности
заключения эксперта или  сомнений  в  его  правильности  и  поручается
другому эксперту.
     Дополнительная и повторная экспертизы назначаются  с  соблюдением
требований, предусмотренных настоящей статьей.

           Статья 96. Привлечение специалиста для оказания
            содействия в осуществлении налогового контроля

     1. В необходимых случаях  для  участия  в  проведении  конкретных
действий  по  осуществлению  налогового  контроля на договорной основе
может быть привлечен специалист,  обладающий специальными  знаниями  и
навыками, не заинтересованный в исходе дела.
     2. Привлечение лица  в  качестве  специалиста  осуществляется  на
договорной основе.
     3. Участие лица в качестве специалиста не  исключает  возможности
его опроса по этим же обстоятельствам как свидетеля.

                    Статья 97. Участие переводчика

     1. В необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению
налогового контроля может быть привлечен переводчик.
     2. Переводчиком  является не заинтересованное в исходе дела лицо,
владеющее языком, знание которого необходимо для перевода.
     Настоящее положение распространяется и на лицо, понимающее  знаки
немого или глухого физического лица.
     3. Переводчик   обязан   явиться   по   вызову  назначившего  его
должностного лица налогового органа и точно выполнить  порученный  ему
перевод.
     4. Переводчик предупреждается об  ответственности  за  отказ  или
уклонение  от  выполнения  своих  обязанностей  либо  заведомо  ложный
перевод, о чем делается отметка в  протоколе,  которая  удостоверяется
подписью переводчика.

                      Статья 98. Участие понятых

     1. При проведении действий по осуществлению налогового контроля в
случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вызываются понятые.
     2. Понятые вызываются в количестве не менее двух человек.
     3. В   качестве   понятых   могут   быть   вызваны    любые    не
заинтересованные в исходе дела физические лица.
     4. Не допускается участие  в  качестве  понятых  должностных  лиц
налоговых органов.
     5. Понятые обязаны удостоверить в протоколе  факт,  содержание  и
результаты действий, производившихся  в  их  присутствии.  Они  вправе
делать по поводу произведенных действий  замечания,  которые  подлежат
внесению в протокол.
     В случае необходимости понятые могут быть опрошены  по  указанным
обстоятельствам.

              Статья 99. Общие требования, предъявляемые
             к протоколу, составленному при производстве
            действий по осуществлению налогового контроля

     1. В случаях,  предусмотренных настоящим Кодексом, при проведении
действий  по осуществлению налогового контроля составляются протоколы.
Протоколы составляются на русском языке.
     2. В протоколе указываются:
     1) его наименование;
     2) место и дата производства конкретного действия;
     3) время начала и окончания действия;
     4) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;
     5) фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии
или  присутствовавшего  при его проведении,  а в необходимых случаях -
его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;
     6) содержание действия, последовательность его проведения;
     7) выявленные при производстве  действия  существенные  для  дела
факты и обстоятельства.
     3. Протокол  прочитывается   всеми   лицами,   участвовавшими   в
производстве   действия  или  присутствовавшими  при  его  проведении.
Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол
или приобщению к делу.
     4. Протокол  подписывается  составившим  его  должностным   лицом
налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве
действия или присутствовавшими при его проведении.
     5. К  протоколу  прилагаются  фотографические  снимки и негативы,
киноленты,   видеозаписи   и   другие   материалы,   выполненные   при
производстве действия.

             Статья 100. Оформление результатов выездной
                          налоговой проверки

     1. По  результатам  выездной  налоговой  проверки уполномоченными
должностными  лицами  налоговых  органов  должен  быть   составлен   в
установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами
и   руководителем   проверяемой   организации   либо    индивидуальным
предпринимателем.  Об  отказе  указанных  лиц  подписать  акт делается
соответствующая  запись  в  акте.  В  случае,  когда  указанные   лица
уклоняются  от получения акта налоговой проверки,  должностными лицами
налогового органа составляется соответствующий акт,  дата  составления
которого признается датой вручения акта налоговой проверки.
     2. В акте налоговой проверки должны  быть  указаны  документально
подтвержденные  факты  налоговых  правонарушений,  выявленные  в  ходе
проверки,  или  отсутствие  таковых,  а  также  выводы  и  предложения
проверяющих по устранению выявленных нарушений и применению санкций за
нарушение законодательства о налогах и сборах.
     3. Форма  и  требования  к  составлению  акта  налоговой проверки
устанавливаются   Государственной   налоговой    службой    Российской
Федерации.
     4. Акт     налоговой     проверки     вручается      руководителю
организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю под
расписку или передается иным способом,  свидетельствующим о  дате  его
получения  налогоплательщиком.  В  случае  направления  акта налоговой
проверки по почте датой вручения акта считается шестой день, начиная с
даты его отправки.
     Если по результатам налоговой проверки не составлен акт налоговой
проверки,  то  считается,  что проверка состоялась и правонарушений не
обнаружено.
     5. Налогоплательщик   вправе   в  случае  несогласия  с  фактами,
изложенными в акте  проверки,  а  также  с  выводами  и  предложениями
проверяющих  в  двухнедельный  срок  со  дня  получения  акта проверки
представить в соответствующий налоговый  орган  письменное  объяснение
мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его
отдельным положениям.  При этом налогоплательщик  вправе  приложить  к
письменному  объяснению (возражению) или в согласованный срок передать
налоговому органу  документы  (их  заверенные  копии),  подтверждающие
обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.
     6. По истечении срока,  указанного в пункте 5 настоящей статьи, в
течение  не  более  14  дней  руководитель  (заместитель руководителя)
налогового органа рассматривает  акт  налоговой  проверки,  в  котором
зафиксированы  налоговые  правонарушения  и предложения проверяющих по
устранению выявленных нарушений и применению соответствующих  санкций,
документы, изъятые у налогоплательщика, а также документы и материалы,
представленные налогоплательщиком.
     7. В    случае    представления   налогоплательщиком   письменных
объяснений  или  возражений  по  акту  налоговой  проверки   материалы
проверки     рассматриваются    в    присутствии    должностных    лиц
организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или
их представителей.  О времени и месте рассмотрения материалов проверки
налоговый  орган  извещает  налогоплательщика  заблаговременно.   Если
налогоплательщик, несмотря  на  извещение,  не  явился,  то  материалы
проверки,  включая   представленные   налогоплательщиком   возражения,
объяснения,  другие  документы  и  материалы,  рассматриваются  в  его
отсутствие.

             Статья 101. Производство по делу о налоговом
           правонарушении (вынесение решения по результатам
                  рассмотрения материалов проверки)

     1. По  результатам  рассмотрения материалов проверки руководитель
(заместитель руководителя) налогового органа  в  течение  десяти  дней
выносит решение (постановление):
     1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за
совершение налогового правонарушения;
     2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за
совершение налогового правонарушения;
     3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
     2. В  постановлении  о  привлечении налогоплательщика к налоговой
ответственности за  совершение  налогового  правонарушения  излагаются
обстоятельства      совершенного     налогоплательщиком     налогового
правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и
иные сведения,  которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы,
приводимые налогоплательщиком в свою  защиту,  и  результаты  проверки
этих  доводов,  решение  о  привлечении  налогоплательщика к налоговой
ответственности за конкретные  налоговые  правонарушения  с  указанием
статей  настоящего Кодекса,  предусматривающих данные правонарушения и
применяемые меры ответственности.
     3. На     основании    вынесенного    решения    о    привлечении
налогоплательщика   к   ответственности   за   совершение   налогового
правонарушения  налогоплательщику  направляется  требование  об уплате
недоимки  по  налогу,  пени,  сумм  налоговых  санкций,  а  также   об
устранении выявленных нарушений.
     4. Копия  решения  налогового  органа  и   требование   вручаются
налогоплательщику  либо  его представителю под расписку или передаются
иным способом,  свидетельствующим о дате получения  налогоплательщиком
либо  его  представителем.  В  случае,  если  в  результате умышленных
действий  налогоплательщика  или  его  представителя   копия   решения
налогового  органа  и (или) требование не может быть ему вручено,  оно
считается полученным  налогоплательщиком  или  его  представителем  по
истечении шести дней после его отправки заказным письмом.
     5. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов  требований
настоящей  статьи  может  являться  основанием  для   отмены   решения
налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
     6. По   выявленным   налоговым  органом  нарушениям,  за  которые
налогоплательщики   -   физические   лица   или    должностные    лица
налогоплательщиков    -    организаций    подлежат    привлечению    к
административной  ответственности,  уполномоченное  должностное   лицо
налогового   органа,  проводившее  проверку,  составляет  протокол  об
административном   правонарушении.   Рассмотрение    дел    об    этих
правонарушениях  и  применение  административных  санкций  в отношении
должностных  лиц  организаций-налогоплательщиков  и   физических   лиц
налогоплательщиков,  виновных в их совершении, производятся налоговыми
органами   в   соответствии   с   административным   законодательством
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
     7. Положения настоящей статьи распространяются также на налоговых
агентов.

                     Статья 102. Налоговая тайна

     1. Налоговую  тайну составляют любые полученные налоговым органом
сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
     1) разглашенных   налогоплательщиком  самостоятельно  или  с  его
согласия;
     2) об идентификационном номере налогоплательщика;
     3) об уставном фонде (уставном капитале) организации;
     4) о  нарушениях  законодательства  о  налогах  и  сборах и мерах
ответственности за эти нарушения;
     5) предоставляемых   налоговым   или  правоохранительным  органам
других  государств  в   соответствии   с   международными   договорами
(соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация,
о взаимном сотрудничестве  между  налоговыми  или  правоохранительными
органами (в части предоставления этим органам).
     2. Налоговая тайна не подлежит разглашению  налоговыми  органами,
их должностными лицами и привлекаемыми специалистами,  экспертами,  за
исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
     К разглашению    налоговой    тайны   относится,   в   частности,
использование  или  передача   другому   лицу   производственной   или
коммерческой  тайны налогоплательщика,  ставшей известной должностному
лицу налогового органа,  привлеченному специалисту  или  эксперту  при
исполнении ими своих обязанностей.
     3. Поступившие  в   налоговые   органы   сведения,   составляющие
налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.
     Доступ к   сведениям,   составляющим   налоговую   тайну,   имеют
должностные    лица    по    перечням,   определяемым   соответственно
Государственной налоговой службой  Российской  Федерации,  Федеральной
службой  налоговой  полиции  Российской  Федерации  и  Государственным
таможенным комитетом Российской Федерации.
     4. Утрата  документов,  содержащих  составляющие  налоговую тайну
сведения,  либо разглашение  таких  сведений  влечет  ответственность,
предусмотренную федеральными законами.

         Статья 103. Недопустимость причинения неправомерного
               вреда при проведении налогового контроля

     1. При проведении налогового контроля не  допускается  причинение
неправомерного  вреда  налогоплательщику  (иному обязанному лицу) либо
имуществу, находящемуся в его владении, пользовании или распоряжении.
     2. Убытки,   причиненные   неправомерными   действиями  налоговых
органов или их должностных лиц  при  проведении  налогового  контроля,
подлежат   возмещению   в  полном  объеме,  включая  упущенную  выгоду
(неполученный доход).
     3. За  причинение  убытков  налогоплательщику  (иному  обязанному
лицу) в результате совершения неправомерных действий налоговые  органы
и   их   должностные   лица   несут  ответственность,  предусмотренную
федеральными законами.
     4. Убытки, причиненные налогоплательщику (иному обязанному  лицу)
правомерными действиями должностных лиц налоговых органов,  возмещению
не подлежат,  за  исключением  случаев,  предусмотренных  федеральными
законами.

              Статья 104. Исковое заявление о взыскании
                          налоговой санкции

     1. После вынесения решения о привлечении налогоплательщика (иного
обязанного   лица)   к   ответственности   за   совершение  налогового
правонарушения соответствующий налоговый орган  обращается  с  исковым
заявлением  в суд о взыскании с лица,  привлекаемого к ответственности
за   совершение   налогового   правонарушения,   налоговой    санкции,
установленной настоящим Кодексом.
     До обращения   в   суд   налоговый   орган   обязан    предложить
налогоплательщику   (иному   обязанному   лицу)  добровольно  уплатить
соответствующую  сумму  налоговой  санкции,  направив  соответствующее
требование об уплате налога.
     В случае,  если налогоплательщик (иное обязанное лицо)  отказался
добровольно  уплатить  сумму  налоговой  санкции  или  пропустил  срок
уплаты,  указанный в требовании,  налоговый орган обращается в  суд  с
исковым  заявлением  о  взыскании  с  данного  лица налоговой санкции,
установленной настоящим Кодексом,  за  совершение  данного  налогового
правонарушения.
     2. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с  организации
или  индивидуального  предпринимателя подается в арбитражный суд,  а с
физического лица,  не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в
суд общей юрисдикции.
     К исковому заявлению  прилагаются  решение  налогового  органа  и
другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.
     3. В  необходимых  случаях  одновременно   с   подачей   искового
заявления  о  взыскании  налоговой  санкции  с  лица,  привлекаемого к
ответственности за  совершение  налогового  правонарушения,  налоговый
орган  может  направить  в  суд  ходатайство  о  наложении  ареста  на
имущество ответчика в порядке обеспечения искового требования.

          Статья 105. Рассмотрение дел и исполнение решений
                    о взыскании налоговых санкций

     1. Дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к
организациям   и   индивидуальным   предпринимателям   рассматриваются
арбитражными   судами  в  соответствии  с  арбитражным  процессуальным
законодательством Российской Федерации.
     2. Дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к
физическим лицам,  не  являющимся  индивидуальными  предпринимателями,
рассматриваются  судами  общей юрисдикции в соответствии с гражданским
процессуальным законодательством Российской Федерации.
     3. Исполнение   вступивших   в  законную  силу  решений  судов  о
взыскании налоговых  санкций  производится  в  порядке,  установленном
законодательством об исполнительном производстве Российской Федерации.

                Раздел VI. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И
                   ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

             Глава 15. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
                ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

            Статья 106. Понятие налогового правонарушения

     Налоговым правонарушением    признается    виновно    совершенное
противоправное (в  нарушение  законодательства  о  налогах  и  сборах)
деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента
и  их  представителей,  за  которое  настоящим  Кодексом   установлена
ответственность.

             Статья 107. Лица, подлежащие ответственности
                за совершение налоговых правонарушений

     1. Ответственность за совершение налоговых  правонарушений  несут
организации и физические лица в  случаях,  предусмотренных  главой  16
настоящего Кодекса.
     2. Физическое    лицо   может   быть   привлечено   к   налоговой
ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

               Статья 108. Общие условия привлечения к
               ответственности за совершение налогового
                            правонарушения

     1. Никто  не может быть привлечен к ответственности за совершение
налогового правонарушения  иначе,  как  по  основаниям  и  в  порядке,
которые предусмотрены настоящим Кодексом.
     2. Никто  не  может   быть   привлечен   повторно   к   налоговой
ответственности   за   совершение   одного   и   того   же  налогового
правонарушения.
     3. Предусмотренная  настоящим Кодексом ответственность за деяние,
совершенное физическим лицом,  наступает,  если это деяние не содержит
признаков    состава    преступления,    предусмотренного    уголовным
законодательством Российской Федерации.
     4. Привлечение   организации   к  ответственности  за  совершение
налогового  правонарушения  не  освобождает  ее  должностных  лиц  при
наличии соответствующих оснований от административной,  уголовной  или
иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
     5. Привлечение   налогоплательщика   или   налогового   агента  к
ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает
их от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.
     6. Каждый  налогоплательщик  считается  невиновным  в  совершении
налогового  правонарушения,  пока  его  виновность не будет доказана в
предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в
законную  силу  решением  суда.  Налогоплательщик не обязан доказывать
свою невиновность в совершении налогового правонарушения.  Обязанность
по  доказыванию  обстоятельств,  свидетельствующих  о факте налогового
правонарушения  и  виновности  налогоплательщика  в  его   совершении,
возлагается  на  налоговые органы.  Неустранимые сомнения в виновности
налогоплательщика в совершении налогового правонарушения  толкуются  в
пользу   налогоплательщика.   Налогоплательщик  вправе  самостоятельно
исправить ошибки,  допущенные им при  учете  объекта  налогообложения,
исчислении  и  уплате  налога.  Положения,  предусмотренные  настоящим
пунктом, распространяются и на налоговых агентов.

               Статья 109. Обстоятельства, исключающие
                привлечение лица к ответственности за
                 совершение налогового правонарушения

     Лицо не  может  быть  привлечено  к ответственности за совершение
налогового правонарушения при наличии  хотя  бы  одного  из  следующих
обстоятельств:
     1) отсутствие события налогового правонарушения;
     2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
     3) совершение    деяния,    содержащего    признаки    налогового
правонарушения, физическим лицом, не достигшим  к  моменту  совершения
деяния шестнадцатилетнего возраста;
     4) истечение  сроков  давности  привлечения  к ответственности за
совершение налогового правонарушения.

                Статья 110. Формы вины при совершении
                      налогового правонарушения

     1. Виновным в  совершении  налогового  правонарушения  признается
лицо,    совершившее    противоправное   деяние   умышленно   или   по
неосторожности.
     2. Налоговое  правонарушение  признается  совершенным  умышленно,
если лицо,  его совершившее,  осознавало противоправный характер своих
действий (бездействия),  желало либо сознательно допускало наступление
вредных последствий таких действий (бездействия).
     3. Налоговое    правонарушение    признается    совершенным    по
неосторожности,   если   лицо,   его   совершившее,   не    осознавало
противоправного характера своих действий (бездействия)  либо  вредного
характера   последствий,   возникших    вследствие    этих    действий
(бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
     4. Вина  организации  в  совершении   налогового   правонарушения
определяется  в  зависимости  от  вины  ее  должностных  лиц  либо  ее
представителей,  действия (бездействие) которых обусловили  совершение
данного налогового правонарушения.

          Статья 111. Обстоятельства, исключающие вину лица
                в совершении налогового правонарушения

     1. Обстоятельствами,  исключающими   вину   лица   в   совершении
налогового правонарушения, признаются:
     1) совершение    деяния,    содержащего    признаки    налогового
правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных
и непреодолимых обстоятельств;
     2) совершение    деяния,    содержащего    признаки    налогового
правонарушения,  налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в
момент его совершения в состоянии,  при  котором  это  лицо  не  могло
отдавать себе отчета в своих действиях или руководить  ими  вследствие
болезненного состояния;
     3) выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных
указаний   и   разъяснений,   данных   налоговым  органом  или  другим
уполномоченным государственным органом или их  должностными  лицами  в
пределах их компетенции.
     2. При наличии обстоятельств,  указанных  в  пункте  1  настоящей
статьи,  лицо  не  подлежит  ответственности  за совершение налогового
правонарушения.

               Статья 112. Обстоятельства, смягчающие и
               отягчающие ответственность за совершение
                      налогового правонарушения

     1. Обстоятельствами,  смягчающими  ответственность  за совершение
налогового правонарушения, признаются:
     1) совершение  правонарушения  вследствие стечения тяжелых личных
или семейных обстоятельств;
     2) совершение  правонарушения под влиянием угрозы или принуждения
либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
     3) иные обстоятельства, которые налоговым органом или судом могут
быть признаны смягчающими ответственность.
     2. Обстоятельством,    отягчающим   ответственность,   признается
совершение  налогового  правонарушения  лицом,  ранее  привлекаемым  к
ответственности за аналогичное правонарушение.
     3. Лицо,  с  которого  взыскана  налоговая   санкция,   считается
подвергнутым  этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в
силу  решения  суда  или  налогового  органа  о  применении  налоговой
санкции.

          Статья 113. Давность привлечения к ответственности
               за совершение налогового правонарушения

     1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за  совершение
налогового   правонарушения,  если  со  дня  его  совершения  либо  со
следующего дня после окончания налогового периода,  в течение которого
было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).
     Исчисление срока   давности   со   дня   совершения    налогового
правонарушения  применяется в отношении всех налоговых правонарушений,
кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.
     Исчисление срока  давности  со  следующего  дня  после  окончания
соответствующего налогового периода применяется в отношении  налоговых
правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.
     2. Течение срока давности прерывается, если до его истечения лицо
совершит   новое   налоговое   правонарушение   или   иное   нарушение
законодательства о налогах и сборах.  Исчисление срока давности в этом
случае  начинается со дня совершения нового нарушения законодательства
о налогах и сборах либо со следующего дня после  окончания  налогового
периода,   в   течение   которого   было   совершено  новое  нарушение
законодательства о налогах и сборах.

                    Статья 114. Налоговые санкции

     1. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение
налогового правонарушения.
     2. Налоговые  санкции  устанавливаются  и  применяются   в   виде
денежных  взысканий  (штрафов)  в  размерах,  предусмотренных статьями
главы 16 настоящего Кодекса.
     3. При   наличии   хотя  бы  одного  смягчающего  ответственность
обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше,  чем в два
раза  по  сравнению с размером,  установленным соответствующей статьей
главы 16 настоящего Кодекса за совершение налогового правонарушения.
     4. При  наличии обстоятельства,  предусмотренного частью 2 статьи
112, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.
     5. При   совершении   одним   лицом   двух   и   более  налоговых
правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение
в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.
     6. Сумма  штрафа,  присужденного  налогоплательщику,  плательщику
сборов или налоговому агенту за нарушение законодательства о налогах и
сборах,  повлекшее  задолженность  по  налогу  или   сбору,   подлежит
перечислению  со  счетов  налогоплательщика,  плательщика  сборов  или
налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы
задолженности  и соответствующих пеней,  в очередности,  установленной
гражданским законодательством Российской Федерации.

           Статья 115. Давность взыскания налоговых санкций

     1. Налоговые органы могут обратиться в суд с  иском  о  взыскании
налоговой   санкции   не  позднее  трех  месяцев  со  дня  обнаружения
налогового правонарушения и составления  соответствующего  акта  (срок
давности).
     2. В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела,
но   при   наличии  налогового  правонарушения  срок  подачи  искового
заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления
об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

               Глава 16. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
                  И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

            Статья 116. Нарушение срока постановки на учет
                          в налоговом органе

     Нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 настоящего
Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе
при отсутствии признаков налогового  правонарушения,  предусмотренного
статьей 117 настоящего Кодекса,
     влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

             Статья 117. Уклонение от постановки на учет
                          в налоговом органе

     Уклонение от постановки на учет в налоговом органе,  выразившееся
в   осуществлении  организацией  или  индивидуальным  предпринимателем
деятельности без постановки на учет в налоговом органе в течение более
90  дней со дня истечения установленного статьей 83 настоящего Кодекса
срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе,
     влечет взыскание  штрафа  в  размере десяти процентов от доходов,
полученных  в  течение   указанного   времени   в   результате   такой
деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.

              Статья 118. Нарушение срока представления
            сведений об открытии и закрытии счета в банке

     1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом
срока  представления  в  налоговый  орган  информации  об  открытии  и
закрытии им счета в каком-либо банке,  если это не повлекло  за  собой
неуплату налогов,
     влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
     2. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом
срока представления в налоговый орган сведений об открытии и  закрытии
счета в каком-либо банке, если это повлекло за собой неуплату налогов,
     влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от общей суммы
денежных средств, поступивших на счет за период задержки представления
или непредставления сведений об открытии этого счета.

              Статья 119. Нарушение срока представления
               налоговой декларации или иных документов

     1. Непредставление    налогоплательщиком    или    его   законным
представителем в установленный законодательством о  налогах  и  сборах
срок  налоговой  декларации  в  налоговый  орган  по месту учета,  при
отсутствии признаков  налогового  правонарушения,  предусмотренного  в
пункте 2 настоящей статьи,
     влечет взыскание штрафа в размере пяти процентов от суммы налога,
подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный месяц со
дня,  установленного для ее представления,  но не более двадцати  пяти
процентов от указанной суммы.
     2. Непредставление   налогоплательщиком    или    его    законным
представителем  налоговой декларации в налоговый орган в течение более
180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока
представления такой декларации
     влечет взыскание штрафа  в  размере  пятидесяти  процентов  общей
суммы  денежных  средств,  поступивших  на  счет  за  период  задержки
представления или непредставления сведений об открытии этого счета.
     3. Нарушение       установленного       срока       представления
налогоплательщиком  или  иным  обязанным  лицом  в  налоговые   органы
предусмотренных  настоящим  Кодексом и иными актами законодательства о
налогах и сборах документов и (или) иных сведений,  а равно  заявление
налогоплательщика  или  иного  обязанного  лица об отказе должностному
лицу налогового органа,  проводящему налоговую  проверку,  представить
имеющиеся   у   налогоплательщика   или   иного   обязанного   лица  и
запрашиваемые этим должностным лицом документы и (или) иные  сведения,
необходимые  для проведения в установленном порядке такой проверки,  а
также уклонение от представления указанных  документов  и  (или)  иных
сведений
     влечет взыскание штрафа в размере  пятидесяти  рублей  за  каждый
непредставленный документ.

          Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов
                и расходов и объектов налогообложения

     1. Грубое  нарушение организацией правил учета доходов и расходов
и объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного
налогового периода,
     влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
     2. Деяния,  предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи,  если они
совершены в течение более одного налогового периода,
     влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.
     3. Деяния,  предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи,  если они
повлекли занижение дохода,
     влекут взыскание штрафа  в  размере  десяти  процентов  от  суммы
неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.
     Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и  объектов
налогообложения  для  целей  настоящей  статьи  понимается  отсутствие
первичных документов,  регистров бухгалтерского учета, систематическое
несвоевременное  или  неправильное  отражение на счетах бухгалтерского
учета  и  в  отчетности  хозяйственных  операций,  денежных   средств,
материальных  ценностей,  нематериальных активов и финансовых вложений
налогоплательщика.
     4. Нарушение    правил    составления    налоговой    декларации,
выразившееся в несвоевременном или неправильном отражении в декларации
доходов и расходов налогоплательщика,  источников доходов, исчисленной
суммы налога и (или) других данных,  связанных с исчислением и уплатой
налога,
     влечет взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей.

               Статья 121. Нарушение правил составления
                         налоговой декларации

     Нарушение правил      составления      налоговой       декларации
налогоплательщиком,  то  есть  неотражение  или неполное отражение,  а
равно ошибки, приводящие к занижению сумм налогов, подлежащих уплате,
     влекут взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

               Статья 122. Неуплата или неполная уплата
                             сумм налога

     1. Неуплата   или   неполная  уплата  сумм  налога  в  результате
занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по
итогам налогового периода,  выявленные при выездной налоговой проверке
налоговым органом,
     влечет взыскание штрафа в размере 20  процентов  от  неуплаченных
сумм налога.
     2. Те же действия, совершенные умышленно,
     влекут взыскание штрафа в размере 40  процентов  от  неуплаченных
сумм налога.

              Статья 123. Невыполнение налоговым агентом
                   обязанности по удержанию и (или)
                         перечислению налогов

     Невыполнение налоговым    агентом     возложенных     на     него
законодательством  о  налогах  и  сборах  обязанностей  по удержанию с
налогоплательщика  и  (или)  перечислению  в  бюджет  удержанных  сумм
налогов
     влечет взыскание  штрафа  в  размере  20  процентов   от   суммы,
подлежащей удержанию и перечислению.

              Статья 124. Незаконное воспрепятствование
             доступу должностного лица налогового органа
                    на территорию или в помещение

     Незаконное воспрепятствование налогоплательщиком или его законным
представителем    доступу   должностного   лица   налогового   органа,
проводящего налоговую проверку в соответствии с настоящим Кодексом, на
территорию или в помещение налогоплательщика или иного обязанного лица
(кроме жилых помещений)
     влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

              Статья 125. Несоблюдение порядка владения,
             пользования и (или) распоряжения имуществом,
                       на которое наложен арест

     Несоблюдение налогоплательщиком     или     налоговым     агентом
установленного  настоящим  Кодексом  порядка  владения,  пользования и
(или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест,
     влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

            Статья 126. Непредставление налоговому органу
                     сведений о налогоплательщике

     1. Непредставление     налоговому     органу      сведений      о
налогоплательщике,  выразившееся  в  отказе  организации  предоставить
имеющиеся у нее  документы,  предусмотренные  настоящим  Кодексом,  со
сведениями   о   налогоплательщике   по   запросу  налогового  органа,
проводящего  налоговую   проверку,   а   равно   иное   уклонение   от
предоставления  таких  документов  либо  предоставление  документов  с
заведомо недостоверными сведениями
     влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
     2. Деяния,  предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи,  если они
совершены физическим лицом,
     влекут взыскание штрафа в размере 500 рублей.

            Статья 127. Отказ от представления документов
               и предметов по запросу налогового органа

     Отказ налогоплательщика  (иного обязанного лица) от представления
документов  и  предметов  по  запросу  налогового  органа,   а   равно
непредставление их в установленный настоящим Кодексом срок
     влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

                Статья 128. Ответственность свидетеля

     Неявка либо уклонение  от  явки  без  уважительных  причин  лица,
вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля,
     влекут взыскание штрафа в размере тысячи рублей.
     Отказ свидетеля  от дачи показаний,  а равно дача заведомо ложных
показаний
     влекут взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей.

             Статья 129. Отказ эксперта, переводчика или
            специалиста от участия в проведении налоговой
            проверки, дача заведомо ложного заключения или
               осуществление заведомо ложного перевода

     1. Отказ эксперта,  переводчика  или  специалиста  от  участия  в
проведении налоговой проверки
     влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей.
     2. Дача  экспертом  заведомо ложного заключения или осуществление
переводчиком заведомо ложного перевода
     влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей.

            Глава 17. ИЗДЕРЖКИ, СВЯЗАННЫЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ
                         НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

                     Статья 130. Состав издержек
                  по делу о налоговом правонарушении

     Издержки по делу о налоговом правонарушении состоят из сумм:
     выплачиваемых свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и
понятым налоговыми органами;
     судебных издержек.

         Статья 131. Выплата сумм, причитающихся свидетелям,
           переводчикам, специалистам, экспертам и понятым

     1. Свидетелям,  переводчикам,  специалистам,  экспертам и понятым
возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый  орган  расходы
на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные.
     2. Переводчики, специалисты и эксперты получают вознаграждение за
работу,  выполненную  ими  по  поручению  налогового органа,  если эта
работа не входит в круг их служебных обязанностей.
     3. За  работниками,  вызываемыми  в  налоговый  орган  в качестве
свидетелей,  сохраняется за время их отсутствия на работе  в  связи  с
явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы.
     Лица, не являющиеся работниками,  за отвлечение их от работы  или
обычных занятий получают денежное вознаграждение.
     4. Суммы,  причитающиеся свидетелям,  переводчикам, специалистам,
экспертам и понятым, выплачиваются налоговым органом по выполнении ими
своих обязанностей.
     Порядок выплаты    и    размеры    сумм,    подлежащих   выплате,
устанавливаются Правительством Российской Федерации и финансируются из
федерального бюджета Российской Федерации.

            Глава 18. ВИДЫ НАРУШЕНИЙ БАНКОМ ОБЯЗАННОСТЕЙ,
            ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И
              СБОРАХ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

                 Статья 132. Нарушение банком порядка
                   открытия счета налогоплательщику

     1. Открытие  банком  счета  налогоплательщику  без   предъявления
последним  свидетельства  о  постановке на учет в налоговом органе,  а
равно открытие налогоплательщику счета при  наличии  у  банка  решения
налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица
     влекут взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

                Статья 133. Нарушение срока исполнения
              поручения о перечислении налога или сбора

     1. Нарушение   банком  установленного  настоящим  Кодексом  срока
исполнения  поручения  налогоплательщика   (плательщика   сбора)   или
налогового агента о перечислении налога или сбора
     влечет взыскание  пени  в  размере  одной  стопятидесятой  ставки
рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не  более
0,2 процента за каждый день просрочки.
     2. Совершение  банком  действий  по  созданию ситуации отсутствия
денежных средств на счете налогоплательщика,  в отношении  которого  в
соответствии  со  статьей  46  настоящего  Кодекса  в  банке находится
инкассовое поручение налогового органа,
     влечет взыскание  штрафа  в  размере 30 процентов непоступившей в
результате таких действий суммы.

               Статья 134. Неисполнение банком решения
             налогового органа о приостановлении операций
                   по счетам налогоплательщика или
                          налогового агента

     Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа  о
приостановлении  операций  по  счетам налогоплательщика или налогового
агента  их  поручения  на  перечисление  средств  другому   лицу,   не
связанного   с  исполнением  требования,  имеющего  в  соответствии  с
законодательством  Российской  Федерации  преимущество  в  очередности
исполнения перед требованием налогового органа об уплате причитающихся
сумм налога или сбора,
     влечет взыскание   штрафа   в  размере  20  процентов  от  суммы,
перечисленной  в  соответствии  с  поручением  налогоплательщика   или
налогового агента, но не более суммы задолженности.

               Статья 135. Неисполнение банком решения
                          о взыскании налога

     Неисполнение банком   в  установленный  настоящим  Кодексом  срок
инкассового поручения (распоряжения) налогового органа о  перечислении
со  счета  налогоплательщика  или налогового агента при наличии на нем
достаточных денежных средств для уплаты суммы  налога,  включая  пеню,
влечет   взыскание   штрафа  в  размере  одной  стопятидесятой  ставки
рефинансирования Центрального банка Российской Федерации,  но не более
0,2 процента за каждый день просрочки.

                Статья 136. Порядок взыскания с банков
                           штрафов и пеней

     Штрафы, указанные  в  статьях  132-134,  взыскиваются  в порядке,
аналогичном  предусмотренному  настоящим  Кодексом  порядку  взыскания
санкций за налоговые правонарушения.
     Пени, указанные в статьях 133 и 135,  взыскиваются  на  основании
решения  руководителя (его заместителя) налогового органа на основании
инкассового поручения в бесспорном порядке.

           Раздел VII. ОБЖАЛОВАНИЕ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
            И ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

       Глава 19. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И
             ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

                   Статья 137. Право на обжалование

     Каждый налогоплательщик  или  иное  обязанное  лицо  имеют  право
обжаловать  акты налоговых органов ненормативного характера,  действия
или бездействие их должностных лиц,  если по мнению  налогоплательщика
или  иного  обязанного  лица  такие  акты,  действия  или  бездействие
нарушают их права.
     Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы
в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

                   Статья 138. Порядок обжалования

     1. Акты  налоговых   органов,   действия   или   бездействие   их
должностных  лиц  могут  быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган
(вышестоящему должностному лицу) или в суд.
     Подача жалобы   в   вышестоящий   налоговый  орган  (вышестоящему
должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую
подачу аналогичной жалобы в суд.
     2. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых
органов,  действий  или бездействия их должностных лиц организациями и
индивидуальными предпринимателями производится путем  подачи  искового
заявления   в   арбитражный   суд   в   соответствии   с   арбитражным
процессуальным законодательством.
     Судебное обжалование  актов  (в  том  числе нормативных)налоговых
органов,  действий или  бездействия  их  должностных  лиц  физическими
лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится
путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в  соответствии
с  законодательством  об  обжаловании  в  суд  неправомерных  действий
государственных органов и должностных лиц.

              Статья 139. Порядок и сроки подачи жалобы
                  в вышестоящий налоговый орган или
                    вышестоящему должностному лицу

     1. Жалоба на акт налогового органа,  действия или бездействие его
должностного лица  подается  соответственно  в  вышестоящий  налоговый
орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.
     2. Жалоба   в   вышестоящий   налоговый    орган    (вышестоящему
должностному  лицу)  подается,  если  иное  не предусмотрено настоящей
статьей, в течение трех месяцев со  дня,  когда  налогоплательщик  или
иное обязанное лицо узнали или должны были узнать  о  нарушении  своих
прав.
     В случае пропуска по уважительной  причине  срока  подачи  жалобы
этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен
соответственно вышестоящим должностным  лицом  налогового  органа  или
вышестоящим налоговым органом.
     3. Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому
органу или должностному лицу.
     4. Лицо,  подавшее  жалобу  в  вышестоящий  налоговый  орган  или
вышестоящему  должностному  лицу,  до  принятия решения по этой жалобе
может ее отозвать на основании письменного заявления.
     Отзыв жалобы  лишает  подавшее  ее лицо права на подачу повторной
жалобы по тем же основаниям в тот  же  налоговый  орган  или  тому  же
должностному лицу.
     Повторная подача  жалобы  в  вышестоящий  налоговый   орган   или
вышестоящему  должностному лицу производится в сроки,  предусмотренные
пунктом 2 настоящей статьи.

       Глава 20. РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБЫ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПО НЕЙ

             Статья 140. Рассмотрение жалобы вышестоящим
         налоговым органом или вышестоящим должностным лицом

     1. Жалоба     налогоплательщика     (иного    обязанного    лица)
рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным
лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения.
     2. По  итогам  рассмотрения  жалобы  на  акт  налогового   органа
вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:
     1) оставить жалобу без удовлетворения;
     2) отменить  акт  налогового  органа  и  назначить дополнительную
проверку;
     3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом
правонарушении;
     4) изменить решение или вынести новое решение.
     По итогам  рассмотрения  жалобы  на  действия   или   бездействие
должностных   лиц   налоговых   органов  вышестоящий  налоговый  орган
(вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу.
     3. Решение   налогового  органа  (должностного  лица)  по  жалобе
принимается в течение месяца.  О принятом решении в течение трех  дней
со  дня  его  принятия  сообщается в письменной форме лицу,  подавшему
жалобу.

                Статья 141. Последствия подачи жалобы

     1. Подача жалобы  в  вышестоящий  налоговый  орган  (вышестоящему
должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или
действия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
     2. Если   налоговый  орган  (должностное  лицо),  рассматривающий
жалобу,  имеет достаточные основания полагать,  что обжалуемые акт или
действие  не  со  ответствуют  законодательству  Российской Федерации,
указанный налоговый орган вправе полностью или частично  приостановить
исполнение обжалуемых акта или  действия.  Решение  о  приостановлении
исполнения  акта  (действия)  принимается   руководителем   налогового
органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.

            Статья 142. Рассмотрение жалоб, поданных в суд

     Жалобы (исковые  заявления)  на акты налоговых органов,  действия
или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются  и
разрешаются   в  порядке,  установленном  гражданским  процессуальным,
арбитражным  процессуальным  законодательством  и  иными  федеральными
законами.

Президент РФ                               
                                                            Б. Ельцин
31 июля 1998 г.
N 146-ФЗ

----------------------------------------------------------------------
Юридическое информационное Агентство INTRALEX:

     Текст подготовлен с учетом изменений,  внесенных в первоначальную
редакцию (Федеральный  закон от 31.07.98 N 146-ФЗ) на основе следующих
нормативных актов:
РЕДАКЦИЯ 2 - Федеральный закон от 31.07.98 N 147-ФЗ

     Перейти в  текущую  или  промежуточные  редакции  из этого текста
можно по  корреспондентским  связям  между  документами в системе (см.
карточка ЮИАИ N Ю1 от 14.07.00),  либо используя  контекстное  меню  -
режим поиск из текста по дате и номеру.

Страницы: 1  2  3