ОБ ОПЫТЕ РАБОТЫ ВОДИТЕЛЕЙ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ТАКСИ В УСЛОВИЯХ ХОЗРАСЧЕТНОГО И АРЕНДНОГО ПОДРЯДА. Постановление. Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам (Госкомтруд СССР). 19.10.88 551

       ОБ ОПЫТЕ РАБОТЫ ВОДИТЕЛЕЙ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ТАКСИ  В
              УСЛОВИЯХ ХОЗРАСЧЕТНОГО И АРЕНДНОГО ПОДРЯДА

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТРУДУ
                        И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

                          19 октября 1988 г.

                                N 551

                             (БГКТ 89-1)


         В целях  широкого  распространения  хозрасчетного и арендного
подряда на предприятиях автомобильного транспорта,  работающих в новых
условиях хозяйствования, Государственный комитет СССР по труду и соци-
альным вопросам постановляет:
         1. Одобрить  опыт работы водителей легковых автомобилей такси
в условиях хозрасчетного и арендного подряда.
         2. Считать целесообразным направить записку отдела транспорта
и связи Госкомтруда СССР "Об опыте работы водителей легковых автомоби-
лей  такси в условиях хозрасчетного и арендного подряда" министерствам
и ведомствам  автомобильного  транспорта  общего  пользования  союзных
республик (записка прилагается).
         3. Рекомендовать министерствам  и  ведомствам  автомобильного
транспорта  общего  пользования  союзных  республик  совместно с соот-
ветствующими профсоюзными органами:
         шире использовать  на  предприятиях таксомоторного транспорта
хозрасчетный и арендный подряд с учетом конкретных  условий  работы  и
расширения услуг, оказываемых населению при таксомоторных перевозках;
         обобщить передовой опыт применения хозрасчетного и  арендного
подряда на таксомоторном транспорте,  обратив особое внимание на необ-
ходимость в условиях новых методов хозяйствования  постоянного  совер-
шенствования организации и стимулирования труда,  повышения роли чело-
веческого фактора и улучшения качества обслуживания пассажиров,  орга-
низовать  практическую помощь по его внедрению,  возложить ответствен-
ность за научное и методическое руководство на внедренческие центры по
организации труда;
         подготовить предложения по внесению изменений  в  нормативные
акты, регламентирующие работу автомобильного транспорта, которые сдер-
живают внедрение хозрасчетного и арендного подряда.
         4. Поручить  отделу транспорта и связи,  управлению организа-
ции, производительности и условий труда и отделу правового регулирова-
ния  труда и социального развития Госкомтруда СССР рассмотреть в тече-
ние месяца представленные министерствами и ведомствами  автомобильного
транспорта материалы и внести предложения по изменению нормативных ак-
тов с учетом специфики внедрения хозрасчетного и арендного подряда  на
автомобильном  транспорте  для  рассмотрения  на  коллегии Госкомтруда
СССР.

                               ОБ ОПЫТЕ
        работы водителей легковых автомобилей такси в условиях
                  хозрасчетного и арендного подряда

        (Бюллетень Государственного комитета СССР по  труду  и
                 социальным вопросам 1, Москва, 1989)

    В последние годы на автомобильном транспорте широкое распростране-
ние получили бригадные формы организации труда,  где более 80% числен-
ности рабочих объединены в бригады, а по методу бригадного подряда ра-
ботает пятая часть водителей автотранспорта общего пользования.
    На таксомоторном  транспорте РСФСР в 1987 г.  количество бригад на
подряде возросло по сравнению с 1986 г.  в 1,7 раза, на принципах хоз-
расчета организована работа 1423 таксомоторных бригад,  в которых тру-
дятся 45,0 тыс. чел., или 49,7% от общего количества водителей такси.
    Организация кооперативов  и  развитие индивидуальной трудовой дея-
тельности на перевозках пассажиров легковыми автомобилями  (на  одного
водителя государственного предприятия в г.  Каунасе,  например, прихо-
дится  около  четырех  индивидуальных  владельцев,  соотношение  госу-
дарственных и частных такси в г.  Сухуми 1:3,  Риге - 1:2,3) оказывают
существенное влияние на общую ситуацию в сфере транспортного  обслужи-
вания в стране.
    В этих условиях остро проявились проблемы легкового таксомоторного
транспорта: высокая интенсивность труда водителя при постоянном уровне
заработной платы,  жесткая регламентация работы, включая график, опре-
деляющий время выезда на линию и возврата,  и установление размера хо-
лостого пробега за смену и т. д.
    Конкуренция индивидуальных и кооперативных водителей такси,  рабо-
тающих фактически без каких-либо ограничений  при  возможности  самому
устанавливать график работы и условия перевозки, способствовала массо-
вому оттоку водителей из таксомоторных парков, в результате чего теку-
честь  кадров  возросла  с  6-7%  до  17-18%,  а потери доходов автот-
ранспортных предприятий, составили более 10%.
    Все это  привело к необходимости поиска новых форм и экономических
принципов работы водителей такси в целях усиления их материальной  за-
интересованности в повышении качества транспортного обслуживания насе-
ления,  снижении  эксплуатационных  расходов  и  повышении   конкурен-
тоспособности государственных таксомоторов.
    По инициативе трудовых  коллективов,  в  порядке  эксперимента,  в
таксомоторных автотранспортных предприятиях началось внедрение различ-
ных подрядных форм организации и стимулирования труда на  основе  хоз-
расчета (хозрасчетный подряд).
    В настоящее время хозрасчетный подряд,  в том  числе  на  условиях
аренды,  с различной степенью охвата (от нескольких экипажей до колонн
в целом)  получил  распространение  в  таксомоторных  автотранспортных
предприятиях РСФСР,  Латвийской ССР,  Грузинской ССР, Белорусской ССР,
Киргизской ССР и Литовской ССР.
    Хозрасчетный подряд  в такси характеризуется предоставлением води-
телям полной самостоятельности в организации перевозок с оплатой труда
по конечным результатам их деятельности.
    Таксомоторное предприятие заключает договор с бригадой или отдель-
ным  экипажем  на перевозку пассажиров методом подряда.  Администрация
передает бригаде (экипажу) автомобиль в технически  исправном  состоя-
нии,  использование  которого  в  дальнейшем другими водителями не до-
пускается.  Бригаде устанавливаются фиксированная сумма доходов от пе-
ревозки (выручки),  подлежащая сдаче в кассу предприятия ежемесячно, и
сумма (или норматив) удержаний, которые обеспечивают автотранспортному
предприятию  возмещение  эксплуатационных  затрат  (накладные расходы,
амортизационные отчисления на подвижной состав,  отчисления на  строи-
тельство дорог, отчисления на социальное страхование водителей и полу-
чение плановой прибыли).
    Бригада (экипаж) принимает на себя материальную ответственность за
обеспечение сохранности и правильную техническую эксплуатацию  автомо-
биля.
    Расчеты водителей с автотранспортным предприятием за  приобретение
топлива, шин, запасных частей, прочих эксплуатационных материалов про-
изводятся при помощи чековых книжек,  исходя из  внутренних  расчетных
или оптовых цен.
    Техническое обслуживание и ремонт автомобиля,  как правило, произ-
водится  силами  предприятия  без  дополнительной оплаты,  так как эти
расходы включены при определении фиксированной суммы выручки. При про-
ведении  работ  по техобслуживанию и ремонту автомобиля силами экипажа
техническая служба предприятия  обеспечивает  водителей  инструментом,
инвентарем и производственными помещениями.
    Расходы (затраты) по эксплуатации автомобиля установлены на норма-
тивный  плановый пробег.  Расходы,  связанные с дополнительной работой
водителя на автомобиле, предприятие не возмещает.
    Бригада (экипаж)  гарантирует автотранспортному предприятию полное
и регулярное внесение в кассу парка в определенные сроки всего  дохода
от перевозок или суммы фиксированного дохода,  а также своевременную и
полную оплату в установленном порядке всех материальных ресурсов.
    Работа водителя в условиях хозрасчетного подряда осуществляется на
принципах самоуправления и самоконтроля, включающих в себя:
    самостоятельное определение времени выезда на линию, продолжитель-
ность работы и внутрисменные перерывы в работе;
    самостоятельный контроль  за  техническим  состоянием автомобиля и
определение возможности выезда автомобиля на линию.
    Предрейсовый медицинский осмотр водители не проходят, время выезда
и возврата автомобиля с линии у диспетчера не  отмечается,  автомобиль
для осмотра механику не предъявляется.
    Бригаде предоставлена полная самостоятельность  в  планировании  и
организации  работы.  График работы с учетом того,  что несколько смен
каждый водитель должен отработать на обязательных для предприятия "не-
выгодных" перевозках по обслуживанию государственных организаций и уч-
реждений (почта, банк, милиция, лечебные учреждения, ночной аэропорт и
т. д.), составляется бригадиром.
    Водители выезжают на линию в число месяца,  определенное  графиком
смен,  в любое время суток в зависимости от ожидаемого спроса на пере-
возку. Продолжительность работы водитель определяет самостоятельно, он
она  не  должна  превышать  12 часов в смену с обязательной отработкой
месячного баланса рабочего времени.  При решении использовать разделе-
ние  смены  на  части водитель отмечает в путевом листе время начала и
окончания внутрисменных перерывов.
    Коллективы водителей  легковых автомобилей такси,  переведенные на
хозрасчетный подряд, обязаны оказывать услуги населению по ценам, пре-
дусмотренным действующим прейскурантом,  и соблюдать правила пользова-
ния такси.
    Изучение опыта работы на предприятиях отрасли показало,  что внед-
рение хозрасчетного подряда позволяет внутри  предприятия  перейти  от
командных к экономическим методам управления.
    Экономические взаимоотношения между бригадами (экипажами)  водите-
лей  предприятием в условиях хозрасчетного подряда имеют,  в основном,
два направления: уровневый норматив на рубль доходов от перевозки (вы-
ручки)  и  фиксированная  сумма выручки за оказание транспортных услуг
населению.
    В таксомоторном парке N 21 г.  Москвы для экономической оценки ра-
боты экипажа установлен норматив затрат на 1 руб.  дохода (выручки)  в
размере 40 коп.,  включающий в себя оплату по труду - 22,74 коп., зат-
раты на горючее и смазочные материалы - 11,5 коп.,  на автошины - 2,00
коп., на техобслуживание и ремонт автомобиля - 3,76 коп.
    Эквивалентом заработной платы водителя является  хозрасчетный  до-
ход,  состоящий из оплаты труда водителя и экономии затрат на эксплуа-
тации автомобиля.
    По окончании  месяца производится расчет хозрасчетного дохода эки-
пажа,  для чего из общей суммы дохода (сданной  экипажем  выручки)  за
месяц,  умноженной  на  норматив затрат,  вычитают фактические затраты
экипажа на эксплуатацию автомобиля.
    Хозрасчетный доход каждого члена экипажа определяют пропорциональ-
но величине привезенного ими дохода. Фактические расходы по эксплуата-
ции автомобиля определяются по чековой книжке. На ряде предприятий при
отсутствии в парке каких либо видов материальных ресурсов экипаж может
приобрести  их в розничной торговле.  Разница в стоимости по оптовым и
розничным ценам возмещается предприятием  при  условии  предоставления
оформленных товарных документов.
    Оплата больничных листов,  исчисление  пенсии,  расчет  заработной
платы  за  отпуск  и выполнение государственных обязанностей,  а также
исчисление суммы налогов и других удержаний, предусмотренных законода-
тельством, производятся из величины хозрасчетного дохода каждого води-
теля.
    Рассчитанный хозрасчетный доход поступает полностью в распоряжение
водителя и не может быть изъят иначе, как по решению народного суда.
    В Рижском  производственном  объединении таксомоторного транспорта
устанавливается фиксированная сумма выручки за  оказание  транспортных
услуг   пассажирам,  подлежащая  обязательной  сдаче  бригадой  автот-
ранспортному предприятию.  В определенные сроки, как правило, один раз
в неделю водители сдают авансовую часть фиксированной выручки.
    Остальная часть выручки остается в распоряжении водителя на покры-
тие  эксплуатационных  расходов  по содержанию автомобиля и оплату его
труда.
    Фиксированная сумма  определяется  с  таким  расчетом,  чтобы воз-
местить расходы на амортизационные отчисления, капвложения и капиталь-
ный ремонт,  накладные расходы, государственное страхование и подоход-
ные налоги,  двухпроцентные отчисления на содержание дорог,  а  также,
чтобы  обеспечить  прибыль предприятию выше уровня плановой рентабель-
ности.
    Из 1000  руб.  условных доходов,  определяемых исходя из планового
общего пробега (9400 км в месяц), коэффициента использования пробега и
доходной ставки, 720 руб. составляют отчисления предприятию и 280 руб.
- условная заработная плата, которая остается у водителя и не проходит
через бухгалтерию предприятия.
    В зависимости от фактического пробега автомобиля в месяц,  опреде-
ляемого по спидометру, пересчитывается объем условных доходов и фикси-
рованной суммы выручки.
    Предусмотренные законодательством  начисления на заработную плату,
а также исчисление среднего заработка производятся из расчета  (услов-
ной) заработной платы водителя.
    Экономические взаимоотношения при хозрасчетном  подряде  водителей
такси   с  администрацией  предприятия  предусматривают  обоюдную  от-
ветственность и следующие санкции.
    При невнесении  установленной  суммы  выручки в кассу предприятия,
вследствие выхода из строя автомобиля в результате  дорожно-транспорт-
ного происшествия не по вине водителей или других уважительных причин,
оплата труда водителей за истекший месяц производится в размере  часо-
вой тарифной ставки за отработанное на линии время.
    При отсутствии уважительных причин оправдывающих  невнесение  ука-
занной  суммы,  договор  между  бригадой (экипажем) и автотранспортным
предприятием расторгается.
    При нарушении  правил  обслуживания  пассажиров,  правил дорожного
движения и других нарушениях трудовой и производственной дисциплины на
водителя  экипажа  налагаются  штрафные санкции или с ним расторгается
договор.  В случае повреждения автомобиля по вине экипажа он возмещает
за свой счет нанесенный предприятию ущерб;  восстановление автомобиля,
повреждение не по вине экипажа, производится за счет виновных лиц.
    В условиях самоуправляемости бригады особенно важны квалификация и
личность бригадира.  Бригада самостоятельно решает вопрос о  поощрении
бригадира,  на практике 0,4-0,5% с рубля условных доходов бригада вып-
лачивает бригадиру в качестве вознаграждения (около 100 руб.).  Социа-
листическое  самоуправление  бригадой  реализуется  в условиях широкой
гласности путем участия всего коллектива и его общественных  организа-
ций в выработке решений и контроле за их исполнением, выборности руко-
водителей и единоначалия в управлении.
    Наряду с хозрасчетным подрядом на таксомоторном транспорте все бо-
лее широкое применение находит подряд на основе аренды.  При  арендном
подряде  автотранспортные предприятия сдают водителям в аренду автомо-
били. Между водителем (бригадой) и предприятием составляется индивиду-
альный (или коллективный) договор. В договоре устанавливается фиксиро-
ванная сумма выручки за оказание транспортных услуг населению, которую
водитель обязуется сдавать ежемесячно автотранспортному предприятию (в
Рижском ТПО, например, 1200 руб., а если автомобиль сдается экипажу из
двух водителей, то по 1000 руб. в месяц; в Сухумском ЛТАТП для автомо-
биля ГАЗ-24 "Волга" - 923 руб.,  автомобиля  "Москвич"  -  749  руб.).
Остальная  часть выручки идет непосредственно на оплату труда водителя
и покрытие эксплуатационных расходов на содержание автомобиля  (приоб-
ретение топлива, автошин, запасных частей). В аренду сдаются, как пра-
вило, "старые" автомобили с пробегом более 500 тыс.км.
    Водитель обязуется  соблюдать правила перевозки пассажиров и уста-
новленные тарифы на перевозку,  обеспечивать сохранность автомобиля  и
содержать его в технически исправном состоянии. Место хранения автомо-
биля определяет сам водитель,  например, в таксопарке, на платной сто-
янке или дома, если позволяют условия.
    Режим работы водитель определяет самостоятельно с  учетом  времени
наибольшего  спроса на такси,  в часы максимального скопления пассажи-
ров,  самостоятельно отмечает в путевом листе время работы  и  отдыха,
поэтому сверхурочные, ночные и праздничные часы работы не учитываются.
Медицинский осмотр водители перед выездом на линию не проходят.  Путе-
вой лист выдается водителю на месяц.
    Предприятие обязуется обеспечивать водителя  топливосмазочными ма-
териалами  на плановый нормативный пробег по оптовым ценам,  проводить
качественный текущий ремонт и техобслуживание автомобиля  (расходы  на
эти работы включены в фиксированную сумму выручки). Стоимость запасных
частей оплачивается водителем,  исходя из оптовой  (Рижское  ТПО)  или
розничной (Сухумское ЛТАТП) цены.
    Особенностью экономических взаимоотношений  хозрасчетного  подряда
на условиях аренды является то, что за сверхплановую работу эксплуата-
ционные расходы на автомобиль полностью  оплачиваются  водителем,  все
дополнительно полученные доходы за перевозку остаются у водителя,  ко-
торый возмещает предприятию дополнительные амортизационные отчисления.
Специфика  арендного  подряда на таксомоторном транспорте такова,  что
неизвестна истинная заработная плата  водителя,  поэтому  на  практике
используется  расчетная заработная плата,  которая определяется исходя
из действующих тарифных ставок, надбавок, доплат и сложившегося разме-
ра премий, и составляет 220-240 руб. в месяц.
    Оплата больничных листов и отпуска,  исчисление пенсии,  налогов и
другие  начисления,  предусмотренные  законодательством,  производятся
исходя из расчетной заработной платы,  которая указывается при расчете
фиксированной суммы выручки.
    При работе на условиях аренды договором также устанавливается обо-
юдная ответственность водителей и предприятия.  Например,  в Сухумском
ЛТАТП предусмотрено, что восстановление автомобиля в случае аварии во-
дитель производит за свой счет.  При этом размер месячного фиксирован-
ного взноса,  причитающегося предприятию,  не уменьшается.  При выходе
автомобиля из строя по вине водителя,  когда его восстановление техни-
чески невозможно, предприятию возмещается причиненный ущерб по оптовой
цене, одновременно вносится пересчитанный на день аварии фиксированный
взнос, и с водителем расторгается договор по инициативе администрации.
    При расторжении договора по своей инициативе водитель сообщает ад-
министрации об этом письменно за 60 дней.  В случае болезни  бюллетень
оплачивается за все дни болезни.  При болезни до семи календарных дней
сумма фиксированного взноса не корректируется.  На время отпуска води-
теля,  а также в случае продолжительной болезни разрешается с согласия
основного водителя работать на автомобиле другому водителю  автопредп-
риятия.  Если водитель не согласен передать автомобиль другому лицу во
время нахождения в отпуске, он обязан внести в кассу предприятия соот-
ветствующую сумму выручки за этот период.
    Предусмотрены штрафные  санкции  за  некачественное   обслуживание
пассажиров в размере от 20 до 50 руб. При обоснованной жалобе пассажи-
ра на отказ в обслуживании, грубость, вымогательство или другие проти-
возаконные  действия  договор  с водителем расторгается и производится
окончательный расчет фиксированной суммы.
    После определенного пробега автомобиля,  как правило, по истечении
амортизационного пробега водители имеют  право  приобрести  арендуемый
автомобиль через торговую сеть по остаточной розничной стоимости.
    Аналогичный опыт арендного  подряда  на  таксомоторных  перевозках
имеется в ряде стран социализма (Венгрия,  Болгария, Польша). Например
в ВНР вновь поступивший на предприятие автомобиль с  нулевым  пробегом
сдается  водителю в аренду.  Водитель обязан содержать его в исправном
рабочем состоянии до пробега 160,0 тыс.км,  через  каждые  три  месяца
предъявляя  автомобиль  для  техосмотра.  Для водителя устанавливается
ежемесячный план сдачи выручки 27 000  тыс.  форинтов  (примерно  1500
руб.).
    Ряд предприятий сдают в аренду полностью исчерпавшие  свой  ресурс
автомобили частным лицам, в Каунасском таксопарке, например, такие ав-
томобили сдаются по принципу аукциона по опыту ПНР.
    Минимальная арендная  плата в таких случаях на практике составляет
не менее 450 руб.  в месяц. Все затраты на содержание автомобилей идут
за счет арендатора, условия эксплуатации свободные.
    Изучение и результаты работы  водителей  легковых  таксомоторов  в
условиях хозрасчетного и арендного подряда за 1 полугодие с. г. позво-
ляют сделать следующие выводы.
    При такой  форме  организации и оплаты труда создается заинтересо-
ванность водителя в качественном обслуживании  пассажиров,  достижении
высоких конечных результатов при существенно сокращении затрат при вы-
полнении транспортных работ.
    Доходы хозрасчетной бригады Рижского таксомоторного производствен-
ного объединения возросли на 13,5%,  эксплуатационные расходы сократи-
лись почти на 29%, среднемесячная зарплата водителя возросла на 29,5%.
Хозрасчетные экипажи 21-го таксомоторного парка г. Москвы снизили зат-
раты на 1000 руб.  доходов:  на бензин - на 12%,  на техобслуживание и
ремонт - на 47%  и на запасные части - на 33%  при росте  коэффициента
выпуска парка на 16% и снижении холостого пробега на 5%.
    В определенной  мере  сократились  негативные  явления  (грубость,
обсчет пассажиров,  поборы с водителей) и повысились показатели по бе-
зопасности движения, качеству обслуживания пассажиров, линейной и тру-
довой дисциплине. На 117 арендных автомобилях Сухумского таксомоторно-
го автопредприятия приходится 2 аварии  (1,7%),  в  то  время  как  на
остальные  290 автомобилей - 15 аварий (5,2%),  жалоб от пассажиров на
водителей хозрасчетных экипажей не поступило,  хотя в целом  по  парку
было четыре жалобы. Водители хозрасчетных экипажей 21-го ТП в два раза
меньше стали иметь замечаний от госавтоинспекции за  нарушение  правил
дорожного движения и более чем в 4 раза у них снизились нарушения пра-
вил пользования такси.
    Хозрасчетный и  арендный  подряд  поднимает  конкурентоспособность
государственных таксомоторов,  позволяет в определенной степени  более
полно  удовлетворить потребность пассажиров при свободном найме такси,
а также обеспечить доходы и повысить прибыль таксомоторному  предприя-
тию.
    Эксперименты доказали способность современного водителя такси  об-
ходиться  без  опеки  руководителей парка.  В условиях хозрасчетного и
арендного подряда ограничены функции начальника  и  механика  колонны,
диспетчера,  бухгалтера  и  других.  Упрощается  структура  управления
предприятием, сокращается численность аппарата управления. Эти принци-
пы наиболее просты для понимания водителей.
    Новым элементом в деятельности таксомоторных парков является  соз-
дание при них кооперативов по перевозке пассажиров на личных автомоби-
лях - "кооперативное такси".  В этом случае патент  на  индивидуальную
трудовую  деятельность  и соответствующую эмблему кооперативного такси
выдает таксомоторный  парк.  Предприятие  оказывает  кооператорам  ряд
услуг:  мойка автомобиля, проведение и сдача годового техосмотра авто-
мобиля органам ГАИ;  снабжение запчастями, изготовляемыми на предприя-
тии; буксировка неисправного автомобиля с линии и т. д.
    Внедрение новых форм организации и оплаты труда водителей легковых
автомобилей такси помогает комплексному решению задачи по обслуживанию
населения государственными, кооперативными и частными такси, позволяет
сделать  управляемым  этот процесс и заслуживает положительной оценки.
Вместе с тем внедрение хозрасчетного и арендного подряда  выявило  от-
дельные  негативные моменты и поставило ряд вопросов,  требующих реше-
ния.
    В условиях  хозрасчетного  подряда  часть доходов (остаточный хоз-
расчетный доход бригады) не учитывается предприятием и сразу  остается
в бригаде.  Достоверными полными данными об объеме доходов от оказания
платных услуг населению предприятие не располагает,  истинную заработ-
ную плату водителя предприятие не учитывает, что приводит к искаженным
соотношениям роста производительности труда и заработной платы.
    Одновременно следует  отметить,  что  гарантий по заработной плате
для водителя не установлено.
    В результате  таксомоторное предприятие,  имея дополнительную при-
быль, не обеспечивает выполнение основного планового показателя - объ-
ема  доходов,  что  отрицательно  сказывается  на финансовом положении
предприятия,  в частности,  на  формировании  фонда  заработной  платы
предприятия, который устанавливается по нормативу с рубля дохода, и на
премировании руководящих работников,  для которых объем доходов  явля-
ется основным показателем.
    Арендный подряд в такси не строится на долговременной основе, срок
аренды,  как правило,  устанавливается на год.  Широкое внедрение хоз-
расчетного и арендного подряда сдерживает  ряд  обстоятельств,  в  том
числе при этом нарушается (не применяется) ряд нормативных актов, пре-
дусматривающих выплату надбавок за классность,  доплат при  работе  по
разрывному  графику и т.  д.,  а также КЗоТы союзных республик (оплата
сверхурочных работ, простоев, ночных и праздничных часов); при опреде-
лении  среднего  заработка  не применяется постановление НКТ СССР от 2
апреля 1932 г. N 142; Положение о рабочем времени и времени отдыха во-
дителей  автомобилей,  утвержденное  постановлением Госкомтруда СССР и
Секретариата ВЦСПС от 16 августа 1977 г.  N 255/16; Положение о техни-
ческом  обслуживании  и  ремонте подвижного состава;  приказ Минздрава
СССР от 3 апреля 1981 г. N 350 о предрейсовых медицинских осмотрах во-
дителей и ряд других.
    Отмеченные недостатки могут быть устранены предприятиями  таксомо-
торного  транспорта при использовании Временных рекомендаций по приме-
нению арендного подряда,  утвержденных постановлением Госкомтруда СССР
и Секретариата ВЦСПС от 8 июня 1988 г. N 358/17-74.