О ВОЗМОЖНОСТИ ОТНЕСЕНИЯ РАСХОДОВ ПО ОТГРУЗКЕ И ПРИЕМУ РАБОТ К ПРЯМЫМ РАСХОДАМ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ВЫПОЛНЯЮЩЕЙ ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ; О МОМЕНТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НДС ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 16.03.11 03-03-06/1/141

        О ВОЗМОЖНОСТИ ОТНЕСЕНИЯ РАСХОДОВ ПО ОТГРУЗКЕ И ПРИЕМУ
         РАБОТ К ПРЯМЫМ РАСХОДАМ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА
        ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ВЫПОЛНЯЮЩЕЙ ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ; О
            МОМЕНТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НДС ПРИ
                      ВЫПОЛНЕНИИ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                           16 марта 2011 г. 
                           N 03-03-06/1/141
     
                                 (Д)
                                   
    
     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо   по   вопросам  налогообложения  проектных  работ  и  сообщает
следующее.
     На основании п. 1 ст. 319 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее  -  Кодекс)  под  незавершенным  производством  (далее  -  НЗП)
понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не
прошедшая  всех  операций  обработки  (изготовления),  предусмотренных
технологическим   процессом.  В  НЗП  включаются  законченные,  но  не
принятые  заказчиком  работы  и  услуги. К НЗП относятся также остатки
невыполненных    заказов    производств   и   остатки   полуфабрикатов
собственного  производства.  Материалы  и полуфабрикаты, находящиеся в
производстве,  относятся  к  НЗП  при условии, что они уже подверглись
обработке.
     При   этом  налогоплательщик  самостоятельно  определяет  порядок
распределения  прямых  расходов  на  НЗП  и на изготовленную в текущем
месяце  продукцию  (выполненные  работы,  оказанные  услуги)  с учетом
соответствия    осуществленных    расходов   изготовленной   продукции
(выполненным работам, оказанным услугам).
     Указанный  порядок  распределения  прямых  расходов (формирования
стоимости  НЗП)  устанавливается налогоплательщиком в учетной политике
для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее чем
двух налоговых периодов.
     В   соответствии   с   п.  1  ст.  318  Кодекса  налогоплательщик
самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения
перечень   прямых   расходов,   связанных   с   производством  товаров
(выполнением работ, оказанием услуг).
     Следовательно,  налогоплательщик вправе самостоятельно определить
экономически   обоснованный  порядок  распределения  прямых  расходов.
Данный порядок должен быть отражен в учетной политике организации.
     Учитывая, что в данном случае выполнение проектных работ является
основной  деятельностью,  полагаем,  что  расходы по отгрузке и приему
работ  могут  быть отнесены к прямым расходам в порядке, установленном
ст.  318 Кодекса. При этом учет таких расходов зависит от соответствия
их критериям, установленным ст. 252 Кодекса.
     Что касается налога на добавленную стоимость, то в соответствии с
п.  1  ст.  167  Кодекса  в  целях  применения  этого  налога моментом
определения  налоговой  базы  при  выполнении  работ является наиболее
ранняя  из  дат:  день  выполнения  (передачи)  работ  или день оплаты
(частичной оплаты) в счет предстоящего выполнения работ.
     Пунктом  1  ст.  720  Гражданского  кодекса  Российской Федерации
заказчик  обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором,
принять   выполненную   работу   (ее  результат),  а  при  обнаружении
отступлений от договора немедленно заявить об этом заказчику.
     Документом,    подтверждающим    сдачу   результатов   работ   и,
соответственно,  факт их выполнения, является акт сдачи-приемки работ.
В  связи с этим в целях определения момента определения налоговой базы
по налогу на добавленную стоимость днем выполнения проектных работ, по
нашему  мнению,  следует признавать дату подписания акта сдачи-приемки
работ заказчиком.
     Одновременно  сообщаем,  что  мнение  Департамента, приведенное в
настоящем   письме,  не  содержит  правовых  норм  или  общих  правил,
конкретизирующих  нормативные  предписания,  и не является нормативным
правовым  актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007
N    03-02-07/2-138    направляемое    мнение    Департамента    имеет
информационно-разъяснительный    характер   по   вопросам   применения
законодательства   Российской  Федерации  о  налогах  и  сборах  и  не
препятствует   налоговым   органам,  налогоплательщикам,  плательщикам
сборов  и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства
о  налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной
в настоящем письме.
                                                                      
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            Н.А.КОМОВА
16 марта 2011 г. 
N 03-03-06/1/141