В СИЛУ П. 4 СТ. 78 НК РФ ЗАЧЕТ СУММЫ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННОГО НАЛОГА В СЧЕТ ПРЕДСТОЯЩИХ ПЛАТЕЖЕЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ПО ЭТОМУ ИЛИ ИНЫМ НАЛОГАМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВАНИИ ПИСЬМЕННОГО ЗАЯВЛЕНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ПО РЕШЕНИЮ НАЛОГОВОГО ОРГАНА. СОГЛАСНО П. 6 СТ.. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 11.10.11 03-02-08/109

             В СИЛУ П. 4 СТ. 78 НК РФ ЗАЧЕТ СУММЫ ИЗЛИШНЕ
            УПЛАЧЕННОГО НАЛОГА В СЧЕТ ПРЕДСТОЯЩИХ ПЛАТЕЖЕЙ
             НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ПО ЭТОМУ ИЛИ ИНЫМ НАЛОГАМ
          ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВАНИИ ПИСЬМЕННОГО ЗАЯВЛЕНИЯ
           НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ПО РЕШЕНИЮ НАЛОГОВОГО ОРГАНА.
        СОГЛАСНО П. 6 СТ. 78 НК РФ ВОЗВРАТ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННОГО
            НАЛОГА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВАНИИ ПИСЬМЕННОГО
            ЗАЯВЛЕНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА. ПРИ ЭТОМ НК РФ НЕ
           УСТАНАВЛИВАЕТ ПОНЯТИЯ ПИСЬМЕННОГО ЗАЯВЛЕНИЯ И НЕ
             НАЛАГАЕТ ОГРАНИЧЕНИЯ НА СПОСОБ ЕГО ПЕРЕДАЧИ.
        СТАТЬЯ 11 НК РФ УСТАНАВЛИВАЕТ, ЧТО ИНСТИТУТЫ, ПОНЯТИЯ
         И ТЕРМИНЫ ГРАЖДАНСКОГО, СЕМЕЙНОГО И ДРУГИХ ОТРАСЛЕЙ
        ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В
            НК РФ, ПРИМЕНЯЮТСЯ В ТОМ ЗНАЧЕНИИ, В КАКОМ ОНИ
         ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ЭТИХ ОТРАСЛЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ЕСЛИ
                ИНОЕ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО ДАННЫМ КОДЕКСОМ.
          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 02.05.2006 N 59-ФЗ "О ПОРЯДКЕ
         РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
        ДАЕТ ПОНЯТИЕ ЗАЯВЛЕНИЯ (СТ. 4), А ТАКЖЕ УСТАНАВЛИВАЕТ
         ТРЕБОВАНИЯ К ПИСЬМЕННЫМ ОБРАЩЕНИЯМ, КАК ПОДАННЫМ НА
            БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ, ТАК И В ФОРМЕ ЭЛЕКТРОННОГО
                          ДОКУМЕНТА (СТ. 7).
          СОГЛАСНО П. 3 СТ. 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 59-ФЗ К
        ПИСЬМЕННОМУ ОБРАЩЕНИЮ, ПОДАННОМУ В ФОРМЕ ЭЛЕКТРОННОГО
           ДОКУМЕНТА, ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ, ОТЛИЧНЫЕ ОТ
         ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К ДОКУМЕНТУ, СОСТАВЛЕННОМУ
                        НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ.
        РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ЛИ ПОНЯТИЯ И ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
             ЗАКОНА N 59-ФЗ НА НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ,
                      РЕГУЛИРУЕМЫЕ СТ. 78 НК РФ?
          ВПРАВЕ ЛИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ПОДАТЬ В
         НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ЗАЯВЛЕНИЕ НА ЗАЧЕТ (ВОЗВРАТ) ИЗЛИШНЕ
          УПЛАЧЕННОГО НАЛОГА ПО ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМ КАНАЛАМ
                                СВЯЗИ?
        ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДАТЬ В ИНСПЕКЦИЮ ЗАЯВЛЕНИЕ НА
            ЗАЧЕТ (ВОЗВРАТ) ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННОГО НАЛОГА ПО
                 ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМ КАНАЛАМ СВЯЗИ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                          11 октября 2011 г. 
                            N 03-02-08/109
     
                                 (Д)
                                   

     В    Департаменте   налоговой   и   таможенно-тарифной   политики
рассмотрено  обращение  по  вопросам  о  представлении индивидуальными
предпринимателями  и  организациями  по  телекоммуникационным  каналам
связи  заявлений о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных налогов и
сообщается следующее.
     В  соответствии  с  п.  1  ст. 34.2 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  - Кодекс) Минфин России дает письменные разъяснения
налогоплательщикам,   плательщикам   сборов  и  налоговым  агентам  по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  только  в  связи с выполнением ими обязанностей соответственно
налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.
     Налогоплательщик   (плательщик   сбора,  налоговый  агент)  может
участвовать  в  отношениях, регулируемых законодательством о налогах и
сборах,  через  законного или уполномоченного представителя, если иное
не  предусмотрено  Кодексом.  При этом полномочия представителя должны
быть  документально  подтверждены  в  соответствии  с Кодексом и иными
федеральными законами (ст. 26 Кодекса).
     Вами   не   представлены   документы,  подтверждающие  полномочия
представлять конкретную организацию.
     Вместе с тем сообщается, что в соответствии с п. 1 ст. 11 Кодекса
институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей
законодательства   Российской   Федерации,   используемые  в  Кодексе,
применяются  в  том значении, в каком они используются в этих отраслях
законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
     Кодексом  предусмотрены  специальные  положения  о  направлении в
налоговые органы документов в электронном виде по телекоммуникационным
каналам  связи.  Документы  в электронном виде, заверенные электронной
подписью,  представляются  в  налоговые органы по телекоммуникационным
каналам  связи  по форматам и в порядке, установленным соответствующим
федеральным органом исполнительной власти.
     Согласно п. п. 4 и 6 ст. 78 Кодекса зачет (возврат) суммы излишне
уплаченного  налога  осуществляется на основании письменного заявления
налогоплательщика по решению налогового органа.
     Указанной      статьей     не     предусмотрено     представление
налогоплательщиком  в  налоговый орган заявления в электронном виде по
телекоммуникационным каналам связи.
     Для  обеспечения  правового  регулирования  порядка представления
налогоплательщиком,  плательщиком сбора, налоговым агентом в налоговый
орган  заявления о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога,
сбора   в  электронном  виде  по  телекоммуникационным  каналам  связи
требуется внесение соответствующих изменений в ст. 78 Кодекса.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
11 октября 2011 г. 
N 03-02-08/109